Рыбный Мурман. 1972 г. Ноябрь.
ТОКАРЬ Шамиль ЮСУПОВ 3 4 1 5 * 3 о ш м * г ОВОРЯТ, в Москве Ива- (ми. ня, уходил на промысел и Р Т - В дружном и многонацион е л ь * ном коллективе дизельного цеха Мурманской судо« верфи есть чело* век, имя которого из месяца > ме« сяц можно встре тить на Доске по чета или в лист» <ах «Молния», П04 священных пере довым рабочим* Это токарь Ша миль Шайдунович Осупов. Шамиль Шайду» ювич — татарин, fo; что он пере довик производств '.в, удивления не :ызывает. В дет- тве у него бы- 'о с кого брать ример. Отец t дядей почти f- первым пароходом прибы- и на берег Амура строить Комсомольск. Отец был влюблен профессию строителя. До последнего дня моей жизни, уже удучи на пенсии, он не расставался « производством. Трудолюбив — одна из отличительных черт характера Ш. LU. Юсупова. Придя я дизельный цех после демобилизации, Ша- .иль Шайдунович горячо взялся^ за дело. Детали, которые нимались с его станка, никогда не браковались. Через две го- а ОТК решил выдать Шамилю Шайдуновичу личное клеймо, от уже пять лет его детали отправляются заказчикам без про- ерки. У Шамиля Шайдуновича было много учеников. Одним из них н особенно гордился. Василий Макаров достоин своего чителя. Переняв опыт Шамиля Шайдуновича, он также за ко- откое время стал токарем высокой квалификации. Недавно асилию присвоили четвертый разряд. Дружный коллектив в дизельном цехе. Рабочие умеют вме- те порадоваться очередному успеху, побороть горе. Случилось >к, что для своего пятилетнего сына Шамиль Шайдунович стался и за отца, и за мать. В цехе поспешили оказать ему эмощь. Сына устроили в детский сад, сам Ш амиль Шайдуно- 14 освобожден от выхода во вторую и ночную смены. Шамиль Шайдунович — сильный человек. Личное горе не разилось на результатах работы. Он по-прежнему возглавля- список рабочих, которые идут к празднику образования ССР с трудовыми подарками. Фото 6. Данилова. вся картина этого. «К началу промыслового се зона 1920 года в распоряжение «Областьрыбы» перешло 12 Передовые моряки •Севрыбхолодфлота» 1слева направо): рефрижераторный механик авбазы «Рыбный Мурман» Владимир Николаевич ТИХОМИРОВ, боцман ТР «Северный тер» Иван Иванович ТОВТ, третий штурман ТР «Эрнст Тельман» Иван Андреевич ТАРА- :нко . новых — тысячи И тыся- 1920 год считают датой рож- 30. Капитаном на нем был чи. В любом городе хва- дения тралового флота Мур- М. А. Викман, умелый рыбак, тает и Петровых, и Кузнецо- манска и Архангельска. А все- судя по архивным докумен- вых, и Сидоровых. А в Архан- го тогда в обоих флотах насчи- там. Вот что говорится в одном гельске, мне казалось, живут тывалось двенадцать старень- из них: сплошь Копытовы. Дело было них тральщиков. Часть их на- «...имеющийся личный состав так. ходилась в Порт-Владимире, траулеров «Областьрыбы» не Работая в Архангельском го- другая в губах побережья может считаться достаточно сударственном архиве, в доку- Кольского полуострова. Такое опытным: большинство лиц, ментах я часто встречал фами- занимающих должность первой лию Копытов. Инициалы стоя- категории (капитан, тралмей- ли разные, дело у этих людей стер), работают в траловом де- было общее — рыбацкое. И за- шш ле вт°Р°й год, причем совер- нимались они этим и до рево- И f f Д Д шали промысловые плавания, люции, и уже в советское вре- f \ х начиная с половины сезона. мя. g Наиболее опытный капитан Следовало встретиться 0 од- I В Н Я Н к ч Викман, имеющий общий трал- ним из рыбаков-поморов — Н й м В вдВ^ н В £ S flrO n fl мейстерско-промысловый стаж Федором Петровичем Копыто- около семи лет...» вым, пятнадцать лет до ухода наслелств0 лостаЛось нам от Так начинался советский на пенсию проработавшим в Но и на такое на- лов на Севере. В ар- Мурманском траловом флоте. замазывались после хи вном Документе, называю- Точного адреса не дали, назва- семнашато?о года интервенть 1 щемся <<0тчет ° Г0Д°в°м тРа~ ли два дома. i S S S S X S ? ш £ и м а т 1 меры* ловом пР°мысле за 1920 год», ._ Тям я м приходилось принимать мер . раскрывается 1ам сориентируешься, g0T как 0Q эхом говорил напутствовали. Исаак Васильевич Анкудинов, Сориентироваться удалось не механик, ветеран тралового сразу, В одном подъезде жили флота, архангелогородец, по Копытовы, но это оказался не конспиративным соображениям шесть от Севеттт тх Федор Петрович. В другом — вынужденный в 1919 году при- та же картина. В третьем я на- быть на Мурман на одном из Ж и Е о й Е и шГсть^«Бе- шел Елену Степановну — дочь следовавших сюда тральщиков: . и “ есть °т нашегр знаменитого промысло- «Поставили. тральщик в * ° ' вика Степана Дмитриевича Ко- Порт-Владимире. Здесь так же, Эти траулеры составляли пытова, И так далее. Как же как и в Архангельске, хозяй- часть чисто промыслового ти- после этого было думать, что ничали интервенты и их по- па той группы разнотипных архангелогородцы носят дру- собники из местных белогвар- пароходов, которые известны гие фамилии. дейцев, буржуазии. За что при- П°Д названием тральщиков, Тут стоит сделать оговорку, ниматься, как вести работу?— служивших вег время войны с Копытовых много и в Мурман- вот такие вопросы встали пе- Германией для траления мин ске. Но все родом из Патраке- редо мной. В первую очередь в горле Белого моря, назван- евки - архангельского помор- я, как специалист, разобрал ма- ными организациями они были ского села. А в том селе жили шину по частям, которые по- арендованы у оелого прави- и живут Бурковы. И опять для прятал в разных местах. Сде- тельства и снова приспособле- мурманчан отлично знакома лал это для того, чтобы в слу- ны по своему прежнему назна- улица капитана Буркова И зна- чае ухода интервенты не смог- чению для рыбного промысла, комы Бурковы— рыбаки. Кона* ли бы угнать и суда. Так же эти новы, Малыгины, Новожиловы, поступили механики и на дру- £ • Ь Хохлины ■*-много-много имен, тральщиках, стоявших в *>и все они построи- оставивших след в Йстории Порт-Владимире». ки 1901—1911 годов — старые, рыбной промышленности Севе* После изгнания интервентов Весною ожидающийся на ра, дорогих и для архангелого- и разгрома белой контры надо Мурман уголь не приходил, а родцев, и для мурманчан. Тут было приниматься за восста- в Архангельске были открыты •— прямая связь между двумя новление хозяйства, в том чис- раскопки угля на экономии, северными областями-соседя- ле и. рыбного. вследствие чего все траулеры в Первые рыбацкие корабли течение июня были постоянно ушли на промысел летом два- переведены в Архангельск, дцатого. Ими были РТ №№ 30, причем уголь для перехода 39. В архиве хранятся судовые пришлось доставать из-под во- журналы этих судов. По ним ды с затонувшего парохода в можно проследить, как начи- Иоканьге и подбирать на при- нались плавания. К сожале- станях и местах, где прежде нию, записи скупы, и они не таковой складывался, позволяют делать большие об- Частичная работа траулеров общения. фактически началась с июня Тридцатого июня в семна- и закончилась 17 ноября...» дцать часов на борт РТ-39 «Зу- ...На первом съезде Советов батка» прибыл лоцман М. Ф. СССР был принят документ, Хабаров. А утром первого ию- которым определялись начала ля, «приняв четырех пассажи- пользования водами страны, ров, отдали швартовы и по- Спустя три дня в «Бюллетене шли в море». Вел траулер ка- главного управления рыболоз- питан Ф . Михов. ства» в одной из корреспон- В тот же день начали лов. денций говорилось: Как и сегодня, наши предшест- «Если образование Союза ССР венники весьма лаконично ре- составляет эру в области госу- гистрировали рыбацкие дела, дарственного строительства во- Спуск, подъем трала, улов. По- обще, то приведенное постанов- началу улова у .«Зубатки» не ление о пользовании водами было. Потом подняли пять пу- должно составить эру в обла- дов..« Пятнадцатого июля рейс сти нашего рыболовного хо- заКОНЧИЛСЯ. зяйства». vnom ifnu Днем раньше, тридцатого^ ию- В. ХРЯШКОВ. I (длись в гимнастерках со гдами споротых погон. Но эаздо важнее — похожи >им отношением к делу, к зни вообще. О дисциплине говорить было даже как-то анно. Ею был экипаж си- |. И воспринималась эта си» как само собой разумею- еся. •удно возвращалось, чтобы и снова, сходил на берег и ть уходил в плавание и эяк Николай Недолахин. ько в разных должностях, три года освоил он работу роса, засольщика, рыбма- эа. оступил учиться на штур- а. Кончил учебу. Поднялся мостик. Третий штурман, эой!.. Рост шел пропорцио- »но приобретаемому опы- Приходил к нему и коман- :кий авторитет. 1969 году ходил Николай льевич на траулере «Луч», •ля было зимнее, которое, известно, приносит боль- трудности. Промышляли в в районе Медвежич- банки. Условия исключи- но тяжелые. Льды посто- грозили вот-вот взять судно в плен. Рыбу добывали в разводьях. Стали замечать, что лед зажимает все сильнее. Обстановка создалась очень напряженная, а зимняя темень усугубляла появившуюся опас ность. Однако, благодаря вер но принятому штурманами ре шению, избежали ее, быстро вышли из этого губительного места. С марта Н. В. Недолахин ходит старшим помощником капитана на РТ-177 «Сулин». Хорошо идут деле у экипажа. Вот и в последнем рейсе эки паж сумел добыть 80 тонн ры бы вместо 64 запланирован ных. Больше положенного .вы работали и клипфиска, и рыб ной муки. Вплотную подошли к годовому заданию. ...На мостик поднялся стар ший механик Анатолий Ивано вич Сучков. Вахту нес старший помощник. Кивнул, привет» мол, «дед». Постояли молча. — ...Тонна, пожалуй! — вро де бы ни к кому не обраща ясь, сказал старпом. — Что? — не понял ший механик. стар- ~ Тонну, говорю, сейчас, наверное, возьмем. —• Сквозь воду видишь? Или шепнул кто? — Это уж дело наше. А насчет рыбы — сейчас уви дишь. Подняли трал. Улов был, действительно, добрая тонна. «Вот дьявольская сила, подумал про себя старший механик, — будто в воду смо трел!..» Он и смотрел а воду. Сквозь толщу ее не видел рыбу и в то же время «видел» ее, пото му что о ней.говорил штурма ну его опыт, его чутье. По по годе, по времени, по тому или иному квадрату, где ведется промысел, — все эти факты скажут Недопахину очень многое, помогут найти и взять рыбу. «Уж Баренцево-то за 25 лет изучил как свои пять пальцев», — сказал он. И это было так. Недаром за ни.м ходит молва как об удачливом штурмане. И условия вроде бы для всех одинаковые, но на вахте стар шего помощника Недопахина уловы всегда больше, чем на других вахтах. Как-то в одном из последних рейсов один матрос заболел, осталось трое. Несмотря на это, вахта не ус тупала в работе и по вылову рыбы шла впереди. С ТРОКИ из совсем недав него приказа начальника управления флота: «...За отличную подготовку всех палубных механизмов и устройств, за своевременное предъявление судна инспек ции Регистра СССР, прошед шее без замечаний, старшему помощнику капитана тов. Не допахину Н. В. объявляю бла годарность». Еще один характерный штрих. Все порученное делать на совесть, отвечать за свое дело по самому большому счету — это норма в жизни и работе старшего помощника напитана. Известно, что в его ведении находится и учеба личного со става экипажа, в частности па лубной команды. Дается эки пажу план: столько-то подго товить за год матросов пер вого класса, столько-то вто рого и т. д. На «Сулине» с этим уже справились. Продол жается дальнейшая учеба и профессиональный рост мо ряков. Вот в предпоследнем рейсе стали первоклассными матросами еще двое: комсо молец Алексей Максименко и Виктор Иванов. У Николая Витальевича Не допахина два сына — Влади мир и Виктор. В жизни они себе выбрали морскую дорогу, дорогу отца. И надели форму курсантов высшего мореходного учили ща. Вот только если сошлись в профессии вообще, то ра зошлись с отцом в специаль ности: с детства обе увлека лись техникой и учиться по шли на судомеханический фа культет. Владимир на тре тьем курсе, Виктор только что поступил. Пройдет время. Придут на флот сыновья. И продолжат дело Николая Витальевича Не допахина. В. КАРПЕНКО. Я а а ш а НА СНИМКЕ: старший по мощник капитана РТ-177 «Су пин» Николай Витальевич Не- допахин. Фото Л. Кузнецовой. Л*
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz