Рыбный Мурман. 1972 г. Ноябрь.

ТОКАРЬ Шамиль ЮСУПОВ 3 4 1 5 * 3 о ш м * г ОВОРЯТ, в Москве Ива- (ми. ня, уходил на промысел и Р Т - В дружном и многонацион е л ь * ном коллективе дизельного цеха Мурманской судо« верфи есть чело* век, имя которого из месяца > ме« сяц можно встре­ тить на Доске по­ чета или в лист» <ах «Молния», П04 священных пере­ довым рабочим* Это токарь Ша­ миль Шайдунович Осупов. Шамиль Шайду» ювич — татарин, fo; что он пере­ довик производств '.в, удивления не :ызывает. В дет- тве у него бы- 'о с кого брать ример. Отец t дядей почти f- первым пароходом прибы- и на берег Амура строить Комсомольск. Отец был влюблен профессию строителя. До последнего дня моей жизни, уже удучи на пенсии, он не расставался « производством. Трудолюбив — одна из отличительных черт характера Ш. LU. Юсупова. Придя я дизельный цех после демобилизации, Ша- .иль Шайдунович горячо взялся^ за дело. Детали, которые нимались с его станка, никогда не браковались. Через две го- а ОТК решил выдать Шамилю Шайдуновичу личное клеймо, от уже пять лет его детали отправляются заказчикам без про- ерки. У Шамиля Шайдуновича было много учеников. Одним из них н особенно гордился. Василий Макаров достоин своего чителя. Переняв опыт Шамиля Шайдуновича, он также за ко- откое время стал токарем высокой квалификации. Недавно асилию присвоили четвертый разряд. Дружный коллектив в дизельном цехе. Рабочие умеют вме- те порадоваться очередному успеху, побороть горе. Случилось >к, что для своего пятилетнего сына Шамиль Шайдунович стался и за отца, и за мать. В цехе поспешили оказать ему эмощь. Сына устроили в детский сад, сам Ш амиль Шайдуно- 14 освобожден от выхода во вторую и ночную смены. Шамиль Шайдунович — сильный человек. Личное горе не разилось на результатах работы. Он по-прежнему возглавля- список рабочих, которые идут к празднику образования ССР с трудовыми подарками. Фото 6. Данилова. вся картина этого. «К началу промыслового се­ зона 1920 года в распоряжение «Областьрыбы» перешло 12 Передовые моряки •Севрыбхолодфлота» 1слева направо): рефрижераторный механик авбазы «Рыбный Мурман» Владимир Николаевич ТИХОМИРОВ, боцман ТР «Северный тер» Иван Иванович ТОВТ, третий штурман ТР «Эрнст Тельман» Иван Андреевич ТАРА- :нко . новых — тысячи И тыся- 1920 год считают датой рож- 30. Капитаном на нем был чи. В любом городе хва- дения тралового флота Мур- М. А. Викман, умелый рыбак, тает и Петровых, и Кузнецо- манска и Архангельска. А все- судя по архивным докумен- вых, и Сидоровых. А в Архан- го тогда в обоих флотах насчи- там. Вот что говорится в одном гельске, мне казалось, живут тывалось двенадцать старень- из них: сплошь Копытовы. Дело было них тральщиков. Часть их на- «...имеющийся личный состав так. ходилась в Порт-Владимире, траулеров «Областьрыбы» не Работая в Архангельском го- другая в губах побережья может считаться достаточно сударственном архиве, в доку- Кольского полуострова. Такое опытным: большинство лиц, ментах я часто встречал фами- занимающих должность первой лию Копытов. Инициалы стоя- категории (капитан, тралмей- ли разные, дело у этих людей стер), работают в траловом де- было общее — рыбацкое. И за- шш ле вт°Р°й год, причем совер- нимались они этим и до рево- И f f Д Д шали промысловые плавания, люции, и уже в советское вре- f \ х начиная с половины сезона. мя. g Наиболее опытный капитан Следовало встретиться 0 од- I В Н Я Н к ч Викман, имеющий общий трал- ним из рыбаков-поморов — Н й м В вдВ^ н В £ S flrO n fl мейстерско-промысловый стаж Федором Петровичем Копыто- около семи лет...» вым, пятнадцать лет до ухода наслелств0 лостаЛось нам от Так начинался советский на пенсию проработавшим в Но и на такое на- лов на Севере. В ар- Мурманском траловом флоте. замазывались после хи вном Документе, называю- Точного адреса не дали, назва- семнашато?о года интервенть 1 щемся <<0тчет ° Г0Д°в°м тРа~ ли два дома. i S S S S X S ? ш £ и м а т 1 меры* ловом пР°мысле за 1920 год», ._ Тям я м приходилось принимать мер . раскрывается 1ам сориентируешься, g0T как 0Q эхом говорил напутствовали. Исаак Васильевич Анкудинов, Сориентироваться удалось не механик, ветеран тралового сразу, В одном подъезде жили флота, архангелогородец, по Копытовы, но это оказался не конспиративным соображениям шесть от Севеттт тх Федор Петрович. В другом — вынужденный в 1919 году при- та же картина. В третьем я на- быть на Мурман на одном из Ж и Е о й Е и шГсть^«Бе- шел Елену Степановну — дочь следовавших сюда тральщиков: . и “ есть °т нашегр знаменитого промысло- «Поставили. тральщик в * ° ' вика Степана Дмитриевича Ко- Порт-Владимире. Здесь так же, Эти траулеры составляли пытова, И так далее. Как же как и в Архангельске, хозяй- часть чисто промыслового ти- после этого было думать, что ничали интервенты и их по- па той группы разнотипных архангелогородцы носят дру- собники из местных белогвар- пароходов, которые известны гие фамилии. дейцев, буржуазии. За что при- П°Д названием тральщиков, Тут стоит сделать оговорку, ниматься, как вести работу?— служивших вег время войны с Копытовых много и в Мурман- вот такие вопросы встали пе- Германией для траления мин ске. Но все родом из Патраке- редо мной. В первую очередь в горле Белого моря, назван- евки - архангельского помор- я, как специалист, разобрал ма- ными организациями они были ского села. А в том селе жили шину по частям, которые по- арендованы у оелого прави- и живут Бурковы. И опять для прятал в разных местах. Сде- тельства и снова приспособле- мурманчан отлично знакома лал это для того, чтобы в слу- ны по своему прежнему назна- улица капитана Буркова И зна- чае ухода интервенты не смог- чению для рыбного промысла, комы Бурковы— рыбаки. Кона* ли бы угнать и суда. Так же эти новы, Малыгины, Новожиловы, поступили механики и на дру- £ • Ь Хохлины ■*-много-много имен, тральщиках, стоявших в *>и все они построи- оставивших след в Йстории Порт-Владимире». ки 1901—1911 годов — старые, рыбной промышленности Севе* После изгнания интервентов Весною ожидающийся на ра, дорогих и для архангелого- и разгрома белой контры надо Мурман уголь не приходил, а родцев, и для мурманчан. Тут было приниматься за восста- в Архангельске были открыты •— прямая связь между двумя новление хозяйства, в том чис- раскопки угля на экономии, северными областями-соседя- ле и. рыбного. вследствие чего все траулеры в Первые рыбацкие корабли течение июня были постоянно ушли на промысел летом два- переведены в Архангельск, дцатого. Ими были РТ №№ 30, причем уголь для перехода 39. В архиве хранятся судовые пришлось доставать из-под во- журналы этих судов. По ним ды с затонувшего парохода в можно проследить, как начи- Иоканьге и подбирать на при- нались плавания. К сожале- станях и местах, где прежде нию, записи скупы, и они не таковой складывался, позволяют делать большие об- Частичная работа траулеров общения. фактически началась с июня Тридцатого июня в семна- и закончилась 17 ноября...» дцать часов на борт РТ-39 «Зу- ...На первом съезде Советов батка» прибыл лоцман М. Ф. СССР был принят документ, Хабаров. А утром первого ию- которым определялись начала ля, «приняв четырех пассажи- пользования водами страны, ров, отдали швартовы и по- Спустя три дня в «Бюллетене шли в море». Вел траулер ка- главного управления рыболоз- питан Ф . Михов. ства» в одной из корреспон- В тот же день начали лов. денций говорилось: Как и сегодня, наши предшест- «Если образование Союза ССР венники весьма лаконично ре- составляет эру в области госу- гистрировали рыбацкие дела, дарственного строительства во- Спуск, подъем трала, улов. По- обще, то приведенное постанов- началу улова у .«Зубатки» не ление о пользовании водами было. Потом подняли пять пу- должно составить эру в обла- дов..« Пятнадцатого июля рейс сти нашего рыболовного хо- заКОНЧИЛСЯ. зяйства». vnom ifnu Днем раньше, тридцатого^ ию- В. ХРЯШКОВ. I (длись в гимнастерках со гдами споротых погон. Но эаздо важнее — похожи >им отношением к делу, к зни вообще. О дисциплине говорить было даже как-то анно. Ею был экипаж си- |. И воспринималась эта си» как само собой разумею- еся. •удно возвращалось, чтобы и снова, сходил на берег и ть уходил в плавание и эяк Николай Недолахин. ько в разных должностях, три года освоил он работу роса, засольщика, рыбма- эа. оступил учиться на штур- а. Кончил учебу. Поднялся мостик. Третий штурман, эой!.. Рост шел пропорцио- »но приобретаемому опы- Приходил к нему и коман- :кий авторитет. 1969 году ходил Николай льевич на траулере «Луч», •ля было зимнее, которое, известно, приносит боль- трудности. Промышляли в в районе Медвежич- банки. Условия исключи- но тяжелые. Льды посто- грозили вот-вот взять судно в плен. Рыбу добывали в разводьях. Стали замечать, что лед зажимает все сильнее. Обстановка создалась очень напряженная, а зимняя темень усугубляла появившуюся опас­ ность. Однако, благодаря вер­ но принятому штурманами ре­ шению, избежали ее, быстро вышли из этого губительного места. С марта Н. В. Недолахин ходит старшим помощником капитана на РТ-177 «Сулин». Хорошо идут деле у экипажа. Вот и в последнем рейсе эки­ паж сумел добыть 80 тонн ры­ бы вместо 64 запланирован­ ных. Больше положенного .вы­ работали и клипфиска, и рыб­ ной муки. Вплотную подошли к годовому заданию. ...На мостик поднялся стар­ ший механик Анатолий Ивано­ вич Сучков. Вахту нес старший помощник. Кивнул, привет» мол, «дед». Постояли молча. — ...Тонна, пожалуй! — вро­ де бы ни к кому не обраща­ ясь, сказал старпом. — Что? — не понял ший механик. стар- ~ Тонну, говорю, сейчас, наверное, возьмем. —• Сквозь воду видишь? Или шепнул кто? — Это уж дело наше. А насчет рыбы — сейчас уви­ дишь. Подняли трал. Улов был, действительно, добрая тонна. «Вот дьявольская сила, подумал про себя старший механик, — будто в воду смо­ трел!..» Он и смотрел а воду. Сквозь толщу ее не видел рыбу и в то же время «видел» ее, пото­ му что о ней.говорил штурма­ ну его опыт, его чутье. По по­ годе, по времени, по тому или иному квадрату, где ведется промысел, — все эти факты скажут Недопахину очень многое, помогут найти и взять рыбу. «Уж Баренцево-то за 25 лет изучил как свои пять пальцев», — сказал он. И это было так. Недаром за ни.м ходит молва как об удачливом штурмане. И условия вроде бы для всех одинаковые, но на вахте стар­ шего помощника Недопахина уловы всегда больше, чем на других вахтах. Как-то в одном из последних рейсов один матрос заболел, осталось трое. Несмотря на это, вахта не ус­ тупала в работе и по вылову рыбы шла впереди. С ТРОКИ из совсем недав­ него приказа начальника управления флота: «...За отличную подготовку всех палубных механизмов и устройств, за своевременное предъявление судна инспек­ ции Регистра СССР, прошед­ шее без замечаний, старшему помощнику капитана тов. Не­ допахину Н. В. объявляю бла­ годарность». Еще один характерный штрих. Все порученное делать на совесть, отвечать за свое дело по самому большому счету — это норма в жизни и работе старшего помощника напитана. Известно, что в его ведении находится и учеба личного со­ става экипажа, в частности па­ лубной команды. Дается эки­ пажу план: столько-то подго­ товить за год матросов пер­ вого класса, столько-то вто­ рого и т. д. На «Сулине» с этим уже справились. Продол­ жается дальнейшая учеба и профессиональный рост мо­ ряков. Вот в предпоследнем рейсе стали первоклассными матросами еще двое: комсо­ молец Алексей Максименко и Виктор Иванов. У Николая Витальевича Не­ допахина два сына — Влади­ мир и Виктор. В жизни они себе выбрали морскую дорогу, дорогу отца. И надели форму курсантов высшего мореходного учили­ ща. Вот только если сошлись в профессии вообще, то ра­ зошлись с отцом в специаль­ ности: с детства обе увлека­ лись техникой и учиться по­ шли на судомеханический фа­ культет. Владимир на тре­ тьем курсе, Виктор только что поступил. Пройдет время. Придут на флот сыновья. И продолжат дело Николая Витальевича Не­ допахина. В. КАРПЕНКО. Я а а ш а НА СНИМКЕ: старший по­ мощник капитана РТ-177 «Су­ пин» Николай Витальевич Не- допахин. Фото Л. Кузнецовой. Л*

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz