Рыбный Мурман. 1972 г. Май.

В ОСЕННЕ - ЗИМНИЙ период 1971 — 1972 го­ дов экипажа ряда БМРТ Мурманского трало­ вого флота впервые в широ­ ких масштабах освоили раз­ ноглубинный промысел жи­ рующей и преднерестовой мойвы. Особенно высоких ре­ зультатов добились моряки БМРТ-2 4.3 «Ашхабад» н БМРТ-423 «Илья Катушш» под комаидованпе.м капита­ нов В: Д.ЧГ.амохпна и А. М. Мишина. Суточный вылов мойвы у них достигал 60—75 тонн, и, что особенно валено, это были не отдельные успе­ хи. В течение продолжитель­ ного времени они имели ста­ бильные уловы. Так, БМРТ- 423 «Илья Катунин» за три месяца добыл 28200 центне­ ров мойвы, а БМРТ-243 «Ашхабад» за два месяца — 17403 центнера. всплеск показывает наиболее плотную часть косяка. Имен­ но на этот горизоат и необ­ ходимо выводить трал, регу­ лируя скорость траления, а также подтравливая или под­ бирая ваера. Если косяк не­ большой, то по нему следует пройти па обратных курсах несколько раз, чтобы не те­ рять времени на спуск и подъем трала. На промысле мойвы самым лучшим способом зарекомен­ довал себя крупноячейный разноглубинный трал черте­ жа № 2131. Вооружение его сколько-нибудь значительно от рекомендованных схем не отличалось: кабелп длиной 120 метров, углубители ве­ сом по 450—650 килограм­ мов на каждый кабель, за­ грузка нижней подборы ж превышала 200 килограммов, по верхней подборе етави- У .некоторых промыслови­ ков сложилось мнение, что при таком подъеме трала, то есть без хода судна, мойва переходит из мешка в одно­ рядную часть трала, а затем выходит через крупноячей* иую дель. Однако лучше по­ терять часть улова, чем по­ рвать трал и тем самым на длительное время лишиться возможности вести промы­ сел. Тем более что и при описанном выше способе подъема уловы достигали 20 и более тонн за траление. Значительно больший выход мойвы из мешка происходит при подъеме трала на круп­ ной попутной волне. При тралении во льду нуж­ но непрерывно следить за ваерадш. В случае попадания льдины на ваер надо свое­ временно сбавить ход до малого. Как правило, при этом ваер сам разворачива­ ет льдину и соскакивает с нее. Контроль горизонта хода трала осуществляется обычно Во второй половине февра­ ля мойва появилась на Фин- маркенской и в конце февра­ ля на Рыбачьей банках. В таких условиях решающее значение для успешного про­ мысла имеет четко органи­ зованный, оперативный и по­ стоянный поиск. Иначе мой­ ву можно потерять и ока­ заться в пролове. Весной это­ го года в организации поис­ ковой работы, на наш взгляд, были допущены ошибки, хотя поисковых судов в группе было достаточно. Дело в том, что все поисковые суда (ти­ па РТ и СРТ) наряду с поис­ ком занимались н обловом мойвы кошельковыми нево­ дами. В результате при хо­ роших заметах они на дли­ тельное время отвлекались от непосредственной дея­ тельности, и группа по су­ ществу оказывалась без по­ исковых судов. Поэтому про­ мысловые суда, в том числе БМРТ, вынуждены были те­ рять много времени на поиск, По нашему мнению, в даль- 06 опыте работы экипажей этих траулеров мы и хотим рассказать. Прежде всего следует от­ метить, что промысел жи­ рующей мойвы в значитель­ ной степени отличается от условий и методов облова преднерестовой. Промысел жирующей мой­ вы экипажами этих БМРТ велся в период с ноября до середины января на восточ­ ном и южном склонах района острова Надежды и на во­ сточном склоне Медвежнн- ской банки. В этот период здесь были крайне тяжелые гидрометеорологические ус­ ловия. Низкие температуры, штормовая погода, ледовые поля серьезно затрудняли ве­ дение разноглубинного про­ мысла и требовали большой внимательности п слаженно­ сти в работе «сего экипажа. Можно пряж) сказать, что промысел мойвы в этом райо­ не полностью обусловливает­ ся складывающейся ледовой обстановкой. В отдельные пе­ риоды продвижение льда на юг происходило так быстро, что рыба оставалась подо льдом и ее приходилось об­ лавливать в разводьях. Поведение мойвы находи­ лось в прямой зависимости от временп суток и года. В ноябре скопления держались у поверхности с 16— 17 ча­ сов и до 9 — 10 часов утра, то есть все темное время су­ ток. Позднее, в декабре и до середины января, мойва бы­ ла только у поверхности, гак как светлого временп прак­ тически не было. Как правило, в темное вре­ мя суток верхняя кромка косяка располагалась на рас­ стоянии 20— 30 метров от поверхности, а вертикальное развитие косяка зависело от его мощности и колебалось в пределах от 20 до 60— 70 метров. Днем мойва держалась на глубинах 70— 100 метро* и плотных концентраций не создавала. Иногда (по загш- си прибора) это отдельные прерывиоаде дорожки с непо- стоянншГ.горшонтом, а иног­ да в виде большого пятна с вертикальным развитием от О до 100— 150 метров. Зна­ чительных уловов на таких скоплениях добиться не уда­ валось. Мойву показывают все по­ исковые приборы. Нами ис­ пользовались эхолот «Каль­ мар» с фншлупой и гидро­ акустическая станция «Пал- тус-М». Безусловно, плот­ ность косяка неодинакова на всех горизонтах и ее прове­ рить можно с помощью фиш- лупы: самый большой Мойву ловили разноглубинным тралом лось 200 обычных кухтылей, регулировочные концы дли­ ной от 3 до 4,5 метра. Тра­ ловые доски могут использо­ ваться как площадью восемь квадратных метров, так п площадью шесть квадратных метров. При применении ше- стиквадратпых досок реко­ мендуем дополнительно за­ гружать их отрезками цепей общим весом 180— 200 кило­ граммов. Большое предпо­ чтение мы отдаем восьми­ метровым доскам. В траловый мешок встав­ лялась дополнительная мой- венная рубашка из дели с шагом ячеи 12 мм. Длина этой рубашки может быть от 17 до 28 метров. Использовать на облове мойвы разноглубинные тралы чертежей MN» 2030 п 2030-А не следует, так как их уловистость значительно ниже, чем у трала чертежа № 2131. Наибольшую сложность представляет работа во льдах. Крупноячейный трал по чертежу № 2131 сравни­ тельно легкий. При подходе досок к транцу кормы судна подбора всплывает, п весь трал оказывается на поверх­ ности. Здесь есть больщая вероятность попадания льдин в трал, а также порывы дели от соприкосновения с плаваю­ щими льдинами. Поэтому для подъема трала необходимо найти разводье протяженно­ стью не менее 150— 200 мет­ ров и заранее все подгото­ вить. Особенно четко должно бьтть отработано взаимодей­ ствие палубной команды и вахтенной службы мостика. Обычно в таких случаях подъемом трала руководит капитан пли старший помощ­ ник. Старший мастер по до­ быче должен находиться ва кормовом переходном мости­ ке. При подходе досок к кор­ ме судно уже не должна иметь хода — этим самым обеспечивается прнтаплнва- нне трала за счет веса углу­ бителей. Скорость выборки кабелей регулируется лебед­ кой по сигналам старшего мастера по добыче. В 30— 40 метрах от слива подбора всплывает и, если за кормой нет льдин, свободно выби­ рается на палубу. Далее подъем трала идет обычным порядком, но в ускоренном темпе. приборами ФНР-50, ФНР-2, ИГЭК-у. Но при работе в сплошном блинчатом льду может быть поврежден ка­ бель связи. Учитывая, что мойва держится у поверхно­ сти, вполне возможен ее об­ лов без прибора контроля. Но для этого должны быть зара­ нее в ходе промысла состав­ лены тарировочные таблицы. При применении приборов типа Ф Н Р при каждом выхо­ де на чистую воду нужно вы­ пустить парован и скоррек­ тировать ход трала. При работе на «чистой во­ де» облов мойвы ведется обычным порядком, хорошо изложенным в «Наставлении но рабоге крупноячейными разноглубинными тралами». Во второй половине янва­ ря иа юго-западном склоне Демидовской банки создались благоприятные условия для облова преднерестовой мой­ вы в основном третьей ста­ дии половой зрелости. Это стадо мойвы значительно от­ личается от медвежинского. Если па склонах Медвежин- ской банки облавливалась мойва размерным рядом 8 — 10 сантиметров, то на Деми­ довской банке образовыва­ лись скопления крупной, раз­ мерным рядом 16— 19 сан­ тиметров, представляющей ценный пищевой продукт. Тактика облова этой мой­ вы, как унее указывалось вы­ ше, отличается от промысла жирующей мойвы. Дело в том, что скопления этой мой­ вы интенсивно продвигаются к берегам на нерест. . В 1972 году мы начали об­ лов указанной мойвы на Де­ мидовской байке. В начале февраля перешли па Норд- кипскую, затем на юго-вос­ точный склон Копытовского района с выходом на Фулой- батпту. нейшем было бы правильным оборудовать хотя бы одно из поисковых судов прибором контроля параметров трала, вооружить его разноглубин­ ным гралом соответствую­ щих размеров для обеспече­ ния возможности контроль­ ных тралений и постоянно использовать для обслужи­ вания группы промысловых судов-разноглубинников. Не­ сомненно, его информацией успешно смогут пользоваться и суда-кошельковиеты. Для успешного поиска а облова преднерестовой мой­ вы важно знать ее поведе­ ние. Косяки мойвы очень подвижны.. Поэтому, еще раз подчеркиваем, огромное зна­ чение имеет поисковая рабо­ та. В основном мойва дер­ жится косяками в виде спи­ чек, сигар, ракет, капель или просто больших пятен. Днем, как правило, опускается иа глубину 70— 120 метров н даже глубже — до 170— 180 метров, то есть до грунта. Ночью мойва поднимается до 10— 15 метров к поверх­ ности и образует косяки раз­ личной формы, плотные до­ рожки, состоящие из мелких косячков, поля. Утренние н вечерние вер­ тикальные миграций мойвы отличаются друг от друга. Утром мойва быстро, бук­ вально ка глазах, продвига­ ется вниз, а вечером ее по­ ведение другое. Бывает так, что за час-полтора до захода солнца мы наблюдаем и об- лажшваем. мойву в слоях в у грунта, а затем она быст­ ро пропадает, рассыпается. Здесь нужно проявить вы­ держку. Как правило, косяки у поверхности формируются на этом же месте. Но не всегда быстро, иногда через пять-шесть часов, то есть только к полуночи. Облов Ночных скоплений, расположенных у поверхно­ сти, ведется следующим об­ разом. Датчик прибора ФН Р нужно поставить на положе­ ние «проба», ваеров вытрав­ ливать немного, 50— 60 мет­ ров Надо постоянно следить за траловыми досками, не до­ пуская выхода их из воды. Ничего, если от них на по­ верхности воды будет виден бурун, ио не более. Иначе они начинают работать не­ устойчиво, а датчик прибора ФН Р — давать помехи. При таком промысле нуж­ но осторожно дотравливать ваера, так как распор досок очень большой, происходит иаброс паравана-прпем- ннка на ваер и при травле­ нии ваеров может произойти его обрыв или поломка стре­ лы. Скорость траления при этом должна быть сбавлена. Вообще же при облове мой­ вы екорость траления реко­ мендуется держать не менее 4— 4.5 узла, траление ве­ сти только прицельно, по приборам. Необходимо от­ метить. что ночью мойва не реагирует ни на шум винта, ни на подходящие орудия ло­ ва. Это позволяет по прибо­ рам сначала определить мощ­ ность косяка и наиболее плотную его часть, а потом спускать трал и выводить его на косяк. Промысел мойвы в днев­ ное время в толще воды и у грунта не отличается от раз­ ноглубинного промысла дру­ гих рыб, н здесь можно поль­ зоваться «Наставлением по работе крупноячейными раз­ ноглубинными тралами». Следует только иметь в виду, что иногда и в дневное вре­ мя встречаются косяки у по­ верхности. На облов их не следует терять времени, так как мойва всегда уходит от трала, и успеха добиться не удается. Для облова преднерестовой и нерестящейся мойвы ташке использовались разноглубин­ ные тралы чертежа № 2131. Вооружение его не отлича­ лось от того, какое применя­ лось прп облове жирующей мойвы. Добавим только: для предо 1 вращения порывов трала а удобства подъема улова на палубу не следует увлекаться продолжительно­ стью траления. Улов в 15— 20 тош! мы считаем наибо­ лее оптимальным. При опре­ деленных навыках в работе величину улова можно опре­ делять по Приборам контро­ ля параметров трала, то есть по заходам рыбы в трал, а также по изменению верти­ кального раскрытия трала. Так, если сразу после ,спуска трала вертикальное раскры­ тие его находилось в преде­ лах 25— 26 метров, а затем при неизменном режиме глазного двигателя умень­ шилось до 20 метров, то это значи!, что в трале порядна 2 0 тонн рыбы н. следует на­ чинать подъем. Мы надеемся, что наш опыт работы в какой-то ме­ ре поможет другим промыс­ ловикам освоить разноглу­ бинный промысел ' мойвы и тем самым увеличить добы­ чу этой ценной рыбы. А. МИШ ИН , капитан-ди­ ректор БМРТ «Илья Кату- юш», В. ХМЕЛЕВ, флаг­ манский специалист по добыче. НОВАЯ ТЕХНИКА На Ленинградском электромеханическом заводе нала­ жено еерийное производство числовых программных уст­ ройств для металлообрабатывающих станков, каждое из них заменяет от 7 до 16 квалифицированных станочников. Вы­ пускается более 10 видов таких сложных электронных агрегатов для токарных, фрезерных, расточных станков, а также для машин-гигантов типа «обрабатывающий центр». Н А СНИМКЕ: ударник коммунистического труда контро­ лер ОТК Ольга Арчакова за проверкой нрограммных устройств для фрезерных станков. Фото М . Блохина. (Фотохроника ТАСС).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz