Рыбный Мурман. 1972 г. Май.
В ОСЕННЕ - ЗИМНИЙ период 1971 — 1972 го дов экипажа ряда БМРТ Мурманского трало вого флота впервые в широ ких масштабах освоили раз ноглубинный промысел жи рующей и преднерестовой мойвы. Особенно высоких ре зультатов добились моряки БМРТ-2 4.3 «Ашхабад» н БМРТ-423 «Илья Катушш» под комаидованпе.м капита нов В: Д.ЧГ.амохпна и А. М. Мишина. Суточный вылов мойвы у них достигал 60—75 тонн, и, что особенно валено, это были не отдельные успе хи. В течение продолжитель ного времени они имели ста бильные уловы. Так, БМРТ- 423 «Илья Катунин» за три месяца добыл 28200 центне ров мойвы, а БМРТ-243 «Ашхабад» за два месяца — 17403 центнера. всплеск показывает наиболее плотную часть косяка. Имен но на этот горизоат и необ ходимо выводить трал, регу лируя скорость траления, а также подтравливая или под бирая ваера. Если косяк не большой, то по нему следует пройти па обратных курсах несколько раз, чтобы не те рять времени на спуск и подъем трала. На промысле мойвы самым лучшим способом зарекомен довал себя крупноячейный разноглубинный трал черте жа № 2131. Вооружение его сколько-нибудь значительно от рекомендованных схем не отличалось: кабелп длиной 120 метров, углубители ве сом по 450—650 килограм мов на каждый кабель, за грузка нижней подборы ж превышала 200 килограммов, по верхней подборе етави- У .некоторых промыслови ков сложилось мнение, что при таком подъеме трала, то есть без хода судна, мойва переходит из мешка в одно рядную часть трала, а затем выходит через крупноячей* иую дель. Однако лучше по терять часть улова, чем по рвать трал и тем самым на длительное время лишиться возможности вести промы сел. Тем более что и при описанном выше способе подъема уловы достигали 20 и более тонн за траление. Значительно больший выход мойвы из мешка происходит при подъеме трала на круп ной попутной волне. При тралении во льду нуж но непрерывно следить за ваерадш. В случае попадания льдины на ваер надо свое временно сбавить ход до малого. Как правило, при этом ваер сам разворачива ет льдину и соскакивает с нее. Контроль горизонта хода трала осуществляется обычно Во второй половине февра ля мойва появилась на Фин- маркенской и в конце февра ля на Рыбачьей банках. В таких условиях решающее значение для успешного про мысла имеет четко органи зованный, оперативный и по стоянный поиск. Иначе мой ву можно потерять и ока заться в пролове. Весной это го года в организации поис ковой работы, на наш взгляд, были допущены ошибки, хотя поисковых судов в группе было достаточно. Дело в том, что все поисковые суда (ти па РТ и СРТ) наряду с поис ком занимались н обловом мойвы кошельковыми нево дами. В результате при хо роших заметах они на дли тельное время отвлекались от непосредственной дея тельности, и группа по су ществу оказывалась без по исковых судов. Поэтому про мысловые суда, в том числе БМРТ, вынуждены были те рять много времени на поиск, По нашему мнению, в даль- 06 опыте работы экипажей этих траулеров мы и хотим рассказать. Прежде всего следует от метить, что промысел жи рующей мойвы в значитель ной степени отличается от условий и методов облова преднерестовой. Промысел жирующей мой вы экипажами этих БМРТ велся в период с ноября до середины января на восточ ном и южном склонах района острова Надежды и на во сточном склоне Медвежнн- ской банки. В этот период здесь были крайне тяжелые гидрометеорологические ус ловия. Низкие температуры, штормовая погода, ледовые поля серьезно затрудняли ве дение разноглубинного про мысла и требовали большой внимательности п слаженно сти в работе «сего экипажа. Можно пряж) сказать, что промысел мойвы в этом райо не полностью обусловливает ся складывающейся ледовой обстановкой. В отдельные пе риоды продвижение льда на юг происходило так быстро, что рыба оставалась подо льдом и ее приходилось об лавливать в разводьях. Поведение мойвы находи лось в прямой зависимости от временп суток и года. В ноябре скопления держались у поверхности с 16— 17 ча сов и до 9 — 10 часов утра, то есть все темное время су ток. Позднее, в декабре и до середины января, мойва бы ла только у поверхности, гак как светлого временп прак тически не было. Как правило, в темное вре мя суток верхняя кромка косяка располагалась на рас стоянии 20— 30 метров от поверхности, а вертикальное развитие косяка зависело от его мощности и колебалось в пределах от 20 до 60— 70 метров. Днем мойва держалась на глубинах 70— 100 метро* и плотных концентраций не создавала. Иногда (по загш- си прибора) это отдельные прерывиоаде дорожки с непо- стоянншГ.горшонтом, а иног да в виде большого пятна с вертикальным развитием от О до 100— 150 метров. Зна чительных уловов на таких скоплениях добиться не уда валось. Мойву показывают все по исковые приборы. Нами ис пользовались эхолот «Каль мар» с фншлупой и гидро акустическая станция «Пал- тус-М». Безусловно, плот ность косяка неодинакова на всех горизонтах и ее прове рить можно с помощью фиш- лупы: самый большой Мойву ловили разноглубинным тралом лось 200 обычных кухтылей, регулировочные концы дли ной от 3 до 4,5 метра. Тра ловые доски могут использо ваться как площадью восемь квадратных метров, так п площадью шесть квадратных метров. При применении ше- стиквадратпых досок реко мендуем дополнительно за гружать их отрезками цепей общим весом 180— 200 кило граммов. Большое предпо чтение мы отдаем восьми метровым доскам. В траловый мешок встав лялась дополнительная мой- венная рубашка из дели с шагом ячеи 12 мм. Длина этой рубашки может быть от 17 до 28 метров. Использовать на облове мойвы разноглубинные тралы чертежей MN» 2030 п 2030-А не следует, так как их уловистость значительно ниже, чем у трала чертежа № 2131. Наибольшую сложность представляет работа во льдах. Крупноячейный трал по чертежу № 2131 сравни тельно легкий. При подходе досок к транцу кормы судна подбора всплывает, п весь трал оказывается на поверх ности. Здесь есть больщая вероятность попадания льдин в трал, а также порывы дели от соприкосновения с плаваю щими льдинами. Поэтому для подъема трала необходимо найти разводье протяженно стью не менее 150— 200 мет ров и заранее все подгото вить. Особенно четко должно бьтть отработано взаимодей ствие палубной команды и вахтенной службы мостика. Обычно в таких случаях подъемом трала руководит капитан пли старший помощ ник. Старший мастер по до быче должен находиться ва кормовом переходном мости ке. При подходе досок к кор ме судно уже не должна иметь хода — этим самым обеспечивается прнтаплнва- нне трала за счет веса углу бителей. Скорость выборки кабелей регулируется лебед кой по сигналам старшего мастера по добыче. В 30— 40 метрах от слива подбора всплывает и, если за кормой нет льдин, свободно выби рается на палубу. Далее подъем трала идет обычным порядком, но в ускоренном темпе. приборами ФНР-50, ФНР-2, ИГЭК-у. Но при работе в сплошном блинчатом льду может быть поврежден ка бель связи. Учитывая, что мойва держится у поверхно сти, вполне возможен ее об лов без прибора контроля. Но для этого должны быть зара нее в ходе промысла состав лены тарировочные таблицы. При применении приборов типа Ф Н Р при каждом выхо де на чистую воду нужно вы пустить парован и скоррек тировать ход трала. При работе на «чистой во де» облов мойвы ведется обычным порядком, хорошо изложенным в «Наставлении но рабоге крупноячейными разноглубинными тралами». Во второй половине янва ря иа юго-западном склоне Демидовской банки создались благоприятные условия для облова преднерестовой мой вы в основном третьей ста дии половой зрелости. Это стадо мойвы значительно от личается от медвежинского. Если па склонах Медвежин- ской банки облавливалась мойва размерным рядом 8 — 10 сантиметров, то на Деми довской банке образовыва лись скопления крупной, раз мерным рядом 16— 19 сан тиметров, представляющей ценный пищевой продукт. Тактика облова этой мой вы, как унее указывалось вы ше, отличается от промысла жирующей мойвы. Дело в том, что скопления этой мой вы интенсивно продвигаются к берегам на нерест. . В 1972 году мы начали об лов указанной мойвы на Де мидовской байке. В начале февраля перешли па Норд- кипскую, затем на юго-вос точный склон Копытовского района с выходом на Фулой- батпту. нейшем было бы правильным оборудовать хотя бы одно из поисковых судов прибором контроля параметров трала, вооружить его разноглубин ным гралом соответствую щих размеров для обеспече ния возможности контроль ных тралений и постоянно использовать для обслужи вания группы промысловых судов-разноглубинников. Не сомненно, его информацией успешно смогут пользоваться и суда-кошельковиеты. Для успешного поиска а облова преднерестовой мой вы важно знать ее поведе ние. Косяки мойвы очень подвижны.. Поэтому, еще раз подчеркиваем, огромное зна чение имеет поисковая рабо та. В основном мойва дер жится косяками в виде спи чек, сигар, ракет, капель или просто больших пятен. Днем, как правило, опускается иа глубину 70— 120 метров н даже глубже — до 170— 180 метров, то есть до грунта. Ночью мойва поднимается до 10— 15 метров к поверх ности и образует косяки раз личной формы, плотные до рожки, состоящие из мелких косячков, поля. Утренние н вечерние вер тикальные миграций мойвы отличаются друг от друга. Утром мойва быстро, бук вально ка глазах, продвига ется вниз, а вечером ее по ведение другое. Бывает так, что за час-полтора до захода солнца мы наблюдаем и об- лажшваем. мойву в слоях в у грунта, а затем она быст ро пропадает, рассыпается. Здесь нужно проявить вы держку. Как правило, косяки у поверхности формируются на этом же месте. Но не всегда быстро, иногда через пять-шесть часов, то есть только к полуночи. Облов Ночных скоплений, расположенных у поверхно сти, ведется следующим об разом. Датчик прибора ФН Р нужно поставить на положе ние «проба», ваеров вытрав ливать немного, 50— 60 мет ров Надо постоянно следить за траловыми досками, не до пуская выхода их из воды. Ничего, если от них на по верхности воды будет виден бурун, ио не более. Иначе они начинают работать не устойчиво, а датчик прибора ФН Р — давать помехи. При таком промысле нуж но осторожно дотравливать ваера, так как распор досок очень большой, происходит иаброс паравана-прпем- ннка на ваер и при травле нии ваеров может произойти его обрыв или поломка стре лы. Скорость траления при этом должна быть сбавлена. Вообще же при облове мой вы екорость траления реко мендуется держать не менее 4— 4.5 узла, траление ве сти только прицельно, по приборам. Необходимо от метить. что ночью мойва не реагирует ни на шум винта, ни на подходящие орудия ло ва. Это позволяет по прибо рам сначала определить мощ ность косяка и наиболее плотную его часть, а потом спускать трал и выводить его на косяк. Промысел мойвы в днев ное время в толще воды и у грунта не отличается от раз ноглубинного промысла дру гих рыб, н здесь можно поль зоваться «Наставлением по работе крупноячейными раз ноглубинными тралами». Следует только иметь в виду, что иногда и в дневное вре мя встречаются косяки у по верхности. На облов их не следует терять времени, так как мойва всегда уходит от трала, и успеха добиться не удается. Для облова преднерестовой и нерестящейся мойвы ташке использовались разноглубин ные тралы чертежа № 2131. Вооружение его не отлича лось от того, какое применя лось прп облове жирующей мойвы. Добавим только: для предо 1 вращения порывов трала а удобства подъема улова на палубу не следует увлекаться продолжительно стью траления. Улов в 15— 20 тош! мы считаем наибо лее оптимальным. При опре деленных навыках в работе величину улова можно опре делять по Приборам контро ля параметров трала, то есть по заходам рыбы в трал, а также по изменению верти кального раскрытия трала. Так, если сразу после ,спуска трала вертикальное раскры тие его находилось в преде лах 25— 26 метров, а затем при неизменном режиме глазного двигателя умень шилось до 20 метров, то это значи!, что в трале порядна 2 0 тонн рыбы н. следует на чинать подъем. Мы надеемся, что наш опыт работы в какой-то ме ре поможет другим промыс ловикам освоить разноглу бинный промысел ' мойвы и тем самым увеличить добы чу этой ценной рыбы. А. МИШ ИН , капитан-ди ректор БМРТ «Илья Кату- юш», В. ХМЕЛЕВ, флаг манский специалист по добыче. НОВАЯ ТЕХНИКА На Ленинградском электромеханическом заводе нала жено еерийное производство числовых программных уст ройств для металлообрабатывающих станков, каждое из них заменяет от 7 до 16 квалифицированных станочников. Вы пускается более 10 видов таких сложных электронных агрегатов для токарных, фрезерных, расточных станков, а также для машин-гигантов типа «обрабатывающий центр». Н А СНИМКЕ: ударник коммунистического труда контро лер ОТК Ольга Арчакова за проверкой нрограммных устройств для фрезерных станков. Фото М . Блохина. (Фотохроника ТАСС).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz