Рыбный Мурман. 1972 г. Май.
С лучилось это год назад, с новень ким дипломом о'б окончании Мурманско го мореходного училища имени И. Ме сяцева я был направлен для работы на трау лер «Курейка». Это было 24 апреля, и с того дня РТ-175 стал для меня вторым до мом, местом, где я углублял свои знания, по стигая судоводительскую практику, учился читать промысловые планшеты, познавал се креты промысловика и правильной морской практики. Сказать, что все давалось легко, нельзя, пеному что учебную практику проходили, как правило, на больших судах и больше прихо дилось трудиться на палубе или' рыбофабри- ке. Повезло мне лишь однажды на одном из СРТ и траулере «Гатчина». Хотя в штатных расписаниях я был записан матросом и ос- llllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllilfllllllllllllllltlinilllll РАВНЯЯСЬ НА бассейна. За пятилетку мы должны увеличить производство продуктов литания из разных пород рыб на 33 процента. Это значит, что в каждом рейсе Нам необходимо бороться за рост производительности труда. Траулер «Курейка» — не новый пароход. Но тем не менее он обладает хорошими мо реходными данными. Главная машина дает нам возможность применять на практике трал, выполненный по чертежу'номер 1625. Как из вестно, этот трал ставится на судах 'типа БМРТ. Впервые его вооружили на нашем судне капитан К. Н. Буданов и наш бывший старший мастер по добыче П. Н. Зарипов. За счет большого вертикального раскрытия этот трал дает более ощутимый эффект, чем традиционный трал для судов типа РТ. Обо рудовав его еще в феврале, мы пользуемся им и сейчас. Наш новый старший мастер по добыче Иван Антонович Ивахов вместе с по мощниками Федором Андреевичем Увиным и Николаем Сергеевичем Миланиным старают-. ся всеми силами продлить ему жизнь. Социалистическое соревнование вахт по до быче рыбы, обработке улова позволило нам добиться успеха и в первом квартале, и в не давнем рейсе. Борьба за сокращение време ни на спуск и подъем трала дала нам в том рейсе такой результат: за 67 трале ний, которые мы сделали в течение десяти суток, на борт было поднято 80 тонн рыбы (считаем в полуфабрикате). В среднем на спуск и подъем трала мы затрачивали сорок минут. Это на Копытовской банке, на глуби нах до 400 метров, где на эти операции долж но было затрачиваться приблизительно 50 ми нут. Пять минут экономии времени с каждо го трала — мы считаем, неплохо. Поскольку на нашем судне большая теку честь кадров, начиная с мостика и кончая машиной, мы основные надежды возлагаем всегда на ветеранов. Таких у нас немного. Это боцман Александр Григорьевич Воротилкпн, клипфискник Владимир Ильич Шальнев, по мощник консервного мастера Николай Деми дович Дедечко, консервный мастер Михаил Федотович Романов. Они являются у нас ко стяком экипажа, всегда находятся в авангар де соревнования, не дают ему угаснуть. Ре зультат говорит сам за себя. В предпоследнем рейсе план добычи пере крыт на 56 процентов, на 187 процентов вы полнено задание по производству консервов. Сортность полуфабриката на 0,5 процента выше запланированной. Промыслового воору жения сэкономлено на 800 рублей. На 142 процента наш экипаж справился с планом первого квартала. Приняв на себя со циалистическое обязательство в честь 50-ле тия образования СССР — завершить полу-, годовое задание по добыче рыбы к 20 июня и дать сверх плана 500 центнеров рыбы в по луфабрикате, — наш экипаж значительно пе регнал график. В только что закончившемся плавании полугодовой план завершен. На судне из числа новичков определились передовики соревнования. Ими стали: на третьей вахте матрос Василий Андреевич Ша талин, на второй вахте матрос Виктор Степа нович Степанов и на первой вахте Александр Федорович Мирошниченко. Они в особо горя чие дни разделывали до 14 рыбин в-минуту, показывая пример в труде. Вот уже третий рейс трудится у нас капи таном Виктор Николаевич Кудряшов. Он еще молод, но работает отлично. Ему и еще двум матросам присвоено звание ударника комму нистического труда. Теперь на судне одинна дцать ударников. Это большая сила. С таким коллективом можно решать любые задачи. А. ПАХАРЕВ, третий помощник капитана, секретарь комсомольской организации. ’Ж .............. ...... 1Ш11Ш11Ш1Ш111Ш111Ш1Ш11ШШШ1Ш11ШШШ1М1Ш1111 новным рабочим местом для меня вновь оста валась палуба, в периоды затишья не возбра нялось подниматься на мостик, смотреть, как работают штурманы и капитан, самому про бовать силы. Особенно повезло на «Гатчине». Не раз и не два капитан Николай Михайло вич Бездорожев приглашал на мостик, пред лагал поработать с приборами, доверял руко водить людьми. Его заповедь — в любом де ле главное отдай человеку — я запомнил на всю жизнь. С тем же самым я встретился на «Курейке», когда работал под руководством таких опыт ных промысловиков, какими уже давно заре комендовали себя А П. Корехов, К. Н. Буда нов, С. П. Яковлев. Высокая эрудиция этих товарищей, профессионализм, чувство уваже ния к рыбакам, умение разглядеть в каждом из них индивидуальные способности, умение «чувствовать» рыбу и разгадывать, промыс ловую обстановку невольно подкупало, вы нуждало заниматься самовоспитанием, чтобы достичь их высот. Мне хотелось, да и сейчас хочется, во всем нм подражать. Видимо, это сильнее всего помогло мне в короткий срок стать на «Курейке» своим человеком. * Работа на таких небольших судах, как СРТ и РТ, всегда сопряжена с определенными трудностями. Первый мой рейс на «Курейке» был нелёгким. Этот траулер за многие годы ^эксплуатации в траловом флоте завоевал себе тсорошую репутацию. Слава его не поблекла *до сих пор. И мне1, совсем юному рыбаку, в 'первые; дни было не совсем уютно рядом с 'Анатолием' Павловичем Кореховым, которого многие и в глаза й за‘глада называют асом рыбного промысла. Все время казалось, что твои поступки беспомощны. Чувство стесни тельности не‘ покидало до тех пор, пока Ана толий Павлович однажды не оставил меня на мостике одного. Видимо, он заметил мою стеснительность и решил дать мне возмож ность проявить самостоятельность. А тогда, в тот памятный для меня рейс, работая на Копытовской банке и промышляя окуня, мы на двадцать процентов перевы полнили задание. За весь рейс у меня не слу чилось заверта, а он бывает, пожалуй, у вся кого начинающего штурмана. Нынешний год пятилетки, как и предыду щий, ответственный для рыбаков Северного U 1 I I II I I II I I I II I I I II I I I II I I1 I I I I II I I I IIM I I I I II I I I II I I I II I I I II I I II I I I II I I I II I I I II I I I II I I I I1 1 I II I I I II I I II На снимках: (сверху Е вниз) консервный ма- Е стер М. Ф . Романов, Е А. Пахарев, В. Н. Куд- = ряшов, старшина пер- Е вой вахты В. С. Степа- Е нов. Е Фото С. Данилова. Е 111П111111111111111111111111111)1111111111111111111111111111111111111II111111111111111II1111111^ МАСТЕРАМИ СТАНОВЯТСЯ МАЛЬЧИШ КИ Е ГО СТАНОК марки ДИП-500 работает почти без остано вок. Черная болванка металла постепенно приобретает форму. Впоследствии она станет крышкой клапана или фланцем. Сам Юрий Мячев, высокий н широкоплечий, спокоен и уверен. Все его дпш епш много раз выверены, хо рош» рассчитаны. Юрий — коренной мурманчанин, из рабо чей семьи, И все у него получаетси быстро. Есть у парня хват ка, а приобрел он ее здесь, на СРЗ-1. Когда у него не хватало опыта, он не стеснялся подойти спросить. Он сам проявлял ко всему, что касалось его профес сии, живой интерес. :: Д Его тепло проводили в армию, радостно встретили, когда Демобилизовался. Его избрали профоргом участка. Сейчас Юрий работает но второму разряду. Опыт вроде уже накоплен, fi Любая работа спорится. Каждый месяц Ю . Мячев на 25— 30 процентов перевыпол няет задания. Вместе с передовыми рабочими механического цеха он Принял социалистическое обязательство выполнить план Пятилетки за четыре с половиной года. Фото и текст С. Данилова. СУДНО С КОРПУСОМ ИЗ СТЕКЛОПЛАСТИКА В Англии построено судно с корпусом из стеклопласти ка. Судно имеет следующие главные размерения и ха рактеристику: длина 46 м i ..Щирина 8,5 м, высота борта до главной палубы 4,5 м, во-^ доизмещение 450 т. Главный двигатели* — дизель мощно стью 1500 л. с., скорость 16 узлов. . Корпус судна изготовлен из пластика толщиной 32 мм. Судно имеет такую же конструкцию, как суда, строившиеся ранее на этой же верфи из стали, часть из которых использована в ры боловстве. Считается, что может быть построено судно с корпусом из стеклопластика размером до 67 м. РЫБОЛОВНЫЕ СУДА \ ДЛЯ ГРЕНЛАНДИИ В Дании по проекту Нор вегии строится серия кормо вых траулеров (для Грен ландии), которая будет со стоять из 16 или 20 судов. Два первых судна сданы. Суда строятся на класс+ IAI Норвежского Веритас. Главные размерения и ха рактеристики: длина наи большая 58,60 м, длина меж ду перпендикулярамиJ51,00 м. ширина 11,20 м, высота боро та до главной палубы 4,65 м, высота борта- до промысло вой палубы 6,95 м, осадка 4,20 м, скорость 13,45 узла. Ёмкость трюмов 530 куб. метров. Главный двигатель — ди зель, мощностью 2000 э. л. с. при 800 об/мин., работает че рез редуктор с передаточным отношением 2,66:1 на винт регулируемого шага. Лопа сти винта из никельалюми- ниевой бронзы. Судовая электростанция состоит из двух четырех тактных двигателей, мощно стью 375 э. л. с. при 750 об/мин. и генераторов мощ ностью 320 ква, 380 в. Траловые лебедки с гидро приводом. Судно может ло вить донным и пелагиче ским тралами. Промысловое устройство позволяет одно временно работать двумя тралами: один трал, спуска ется в то время, когда из второго трала выливается улов. Обработка рыбы преду сматривает шкерку, мойку рыбы и укладку ее в ящики со льдом. Рейсы судна огра ничиваются требованием, что выловленная рыба* не должна находитьсяна суд- Hfe ' более восьми дней после улова. Вся : остальная обра ботка рыбы • предусматрива ется на берегу. s v? \ Штабелирование ящиков и их распределение частич но механизировано. Суда имею г специальные под крепления корпуса для ра боты во льдах в полярных широтах. Команда размещается в одноместных каютах. С целью сокращения ме ста для хранения запасных частей и облегчения обслу живания предусмотрено ис пользование одинаковых за пасных частей для главного и -вспомогательных двигате лей (двигатели выбраны од нотипные). Котел и двигате ли работают на топливе од ного сорта. М. ВАСИЛЬЕВА . («Экспрессинфоршцня»).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz