Рыбный Мурман. 1972 г. Май.

С лучилось это год назад, с новень­ ким дипломом о'б окончании Мурманско­ го мореходного училища имени И. Ме­ сяцева я был направлен для работы на трау­ лер «Курейка». Это было 24 апреля, и с того дня РТ-175 стал для меня вторым до­ мом, местом, где я углублял свои знания, по­ стигая судоводительскую практику, учился читать промысловые планшеты, познавал се креты промысловика и правильной морской практики. Сказать, что все давалось легко, нельзя, пеному что учебную практику проходили, как правило, на больших судах и больше прихо­ дилось трудиться на палубе или' рыбофабри- ке. Повезло мне лишь однажды на одном из СРТ и траулере «Гатчина». Хотя в штатных расписаниях я был записан матросом и ос- llllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllilfllllllllllllllltlinilllll РАВНЯЯСЬ НА бассейна. За пятилетку мы должны увеличить производство продуктов литания из разных пород рыб на 33 процента. Это значит, что в каждом рейсе Нам необходимо бороться за рост производительности труда. Траулер «Курейка» — не новый пароход. Но тем не менее он обладает хорошими мо­ реходными данными. Главная машина дает нам возможность применять на практике трал, выполненный по чертежу'номер 1625. Как из­ вестно, этот трал ставится на судах 'типа БМРТ. Впервые его вооружили на нашем судне капитан К. Н. Буданов и наш бывший старший мастер по добыче П. Н. Зарипов. За счет большого вертикального раскрытия этот трал дает более ощутимый эффект, чем традиционный трал для судов типа РТ. Обо­ рудовав его еще в феврале, мы пользуемся им и сейчас. Наш новый старший мастер по добыче Иван Антонович Ивахов вместе с по­ мощниками Федором Андреевичем Увиным и Николаем Сергеевичем Миланиным старают-. ся всеми силами продлить ему жизнь. Социалистическое соревнование вахт по до­ быче рыбы, обработке улова позволило нам добиться успеха и в первом квартале, и в не­ давнем рейсе. Борьба за сокращение време­ ни на спуск и подъем трала дала нам в том рейсе такой результат: за 67 трале­ ний, которые мы сделали в течение десяти суток, на борт было поднято 80 тонн рыбы (считаем в полуфабрикате). В среднем на спуск и подъем трала мы затрачивали сорок минут. Это на Копытовской банке, на глуби­ нах до 400 метров, где на эти операции долж­ но было затрачиваться приблизительно 50 ми­ нут. Пять минут экономии времени с каждо­ го трала — мы считаем, неплохо. Поскольку на нашем судне большая теку­ честь кадров, начиная с мостика и кончая машиной, мы основные надежды возлагаем всегда на ветеранов. Таких у нас немного. Это боцман Александр Григорьевич Воротилкпн, клипфискник Владимир Ильич Шальнев, по­ мощник консервного мастера Николай Деми­ дович Дедечко, консервный мастер Михаил Федотович Романов. Они являются у нас ко­ стяком экипажа, всегда находятся в авангар­ де соревнования, не дают ему угаснуть. Ре­ зультат говорит сам за себя. В предпоследнем рейсе план добычи пере­ крыт на 56 процентов, на 187 процентов вы­ полнено задание по производству консервов. Сортность полуфабриката на 0,5 процента выше запланированной. Промыслового воору­ жения сэкономлено на 800 рублей. На 142 процента наш экипаж справился с планом первого квартала. Приняв на себя со­ циалистическое обязательство в честь 50-ле­ тия образования СССР — завершить полу-, годовое задание по добыче рыбы к 20 июня и дать сверх плана 500 центнеров рыбы в по­ луфабрикате, — наш экипаж значительно пе­ регнал график. В только что закончившемся плавании полугодовой план завершен. На судне из числа новичков определились передовики соревнования. Ими стали: на третьей вахте матрос Василий Андреевич Ша­ талин, на второй вахте матрос Виктор Степа­ нович Степанов и на первой вахте Александр Федорович Мирошниченко. Они в особо горя­ чие дни разделывали до 14 рыбин в-минуту, показывая пример в труде. Вот уже третий рейс трудится у нас капи­ таном Виктор Николаевич Кудряшов. Он еще молод, но работает отлично. Ему и еще двум матросам присвоено звание ударника комму­ нистического труда. Теперь на судне одинна­ дцать ударников. Это большая сила. С таким коллективом можно решать любые задачи. А. ПАХАРЕВ, третий помощник капитана, секретарь комсомольской организации. ’Ж .............. ...... 1Ш11Ш11Ш1Ш111Ш111Ш1Ш11ШШШ1Ш11ШШШ1М1Ш1111 новным рабочим местом для меня вновь оста­ валась палуба, в периоды затишья не возбра­ нялось подниматься на мостик, смотреть, как работают штурманы и капитан, самому про­ бовать силы. Особенно повезло на «Гатчине». Не раз и не два капитан Николай Михайло­ вич Бездорожев приглашал на мостик, пред­ лагал поработать с приборами, доверял руко­ водить людьми. Его заповедь — в любом де­ ле главное отдай человеку — я запомнил на всю жизнь. С тем же самым я встретился на «Курейке», когда работал под руководством таких опыт­ ных промысловиков, какими уже давно заре­ комендовали себя А П. Корехов, К. Н. Буда­ нов, С. П. Яковлев. Высокая эрудиция этих товарищей, профессионализм, чувство уваже­ ния к рыбакам, умение разглядеть в каждом из них индивидуальные способности, умение «чувствовать» рыбу и разгадывать, промыс­ ловую обстановку невольно подкупало, вы­ нуждало заниматься самовоспитанием, чтобы достичь их высот. Мне хотелось, да и сейчас хочется, во всем нм подражать. Видимо, это сильнее всего помогло мне в короткий срок стать на «Курейке» своим человеком. * Работа на таких небольших судах, как СРТ и РТ, всегда сопряжена с определенными трудностями. Первый мой рейс на «Курейке» был нелёгким. Этот траулер за многие годы ^эксплуатации в траловом флоте завоевал себе тсорошую репутацию. Слава его не поблекла *до сих пор. И мне1, совсем юному рыбаку, в 'первые; дни было не совсем уютно рядом с 'Анатолием' Павловичем Кореховым, которого многие и в глаза й за‘глада называют асом рыбного промысла. Все время казалось, что твои поступки беспомощны. Чувство стесни­ тельности не‘ покидало до тех пор, пока Ана­ толий Павлович однажды не оставил меня на мостике одного. Видимо, он заметил мою стеснительность и решил дать мне возмож­ ность проявить самостоятельность. А тогда, в тот памятный для меня рейс, работая на Копытовской банке и промышляя окуня, мы на двадцать процентов перевы­ полнили задание. За весь рейс у меня не слу­ чилось заверта, а он бывает, пожалуй, у вся­ кого начинающего штурмана. Нынешний год пятилетки, как и предыду­ щий, ответственный для рыбаков Северного U 1 I I II I I II I I I II I I I II I I I II I I1 I I I I II I I I IIM I I I I II I I I II I I I II I I I II I I II I I I II I I I II I I I II I I I II I I I I1 1 I II I I I II I I II На снимках: (сверху Е вниз) консервный ма- Е стер М. Ф . Романов, Е А. Пахарев, В. Н. Куд- = ряшов, старшина пер- Е вой вахты В. С. Степа- Е нов. Е Фото С. Данилова. Е 111П111111111111111111111111111)1111111111111111111111111111111111111II111111111111111II1111111^ МАСТЕРАМИ СТАНОВЯТСЯ МАЛЬЧИШ КИ Е ГО СТАНОК марки ДИП-500 работает почти без остано­ вок. Черная болванка металла постепенно приобретает форму. Впоследствии она станет крышкой клапана или фланцем. Сам Юрий Мячев, высокий н широкоплечий, спокоен и уверен. Все его дпш епш много раз выверены, хо­ рош» рассчитаны. Юрий — коренной мурманчанин, из рабо­ чей семьи, И все у него получаетси быстро. Есть у парня хват­ ка, а приобрел он ее здесь, на СРЗ-1. Когда у него не хватало опыта, он не стеснялся подойти спросить. Он сам проявлял ко всему, что касалось его профес­ сии, живой интерес. :: Д Его тепло проводили в армию, радостно встретили, когда Демобилизовался. Его избрали профоргом участка. Сейчас Юрий работает но второму разряду. Опыт вроде уже накоплен, fi Любая работа спорится. Каждый месяц Ю . Мячев на 25— 30 процентов перевыпол­ няет задания. Вместе с передовыми рабочими механического цеха он Принял социалистическое обязательство выполнить план Пятилетки за четыре с половиной года. Фото и текст С. Данилова. СУДНО С КОРПУСОМ ИЗ СТЕКЛОПЛАСТИКА В Англии построено судно с корпусом из стеклопласти­ ка. Судно имеет следующие главные размерения и ха­ рактеристику: длина 46 м i ..Щирина 8,5 м, высота борта до главной палубы 4,5 м, во-^ доизмещение 450 т. Главный двигатели* — дизель мощно­ стью 1500 л. с., скорость 16 узлов. . Корпус судна изготовлен из пластика толщиной 32 мм. Судно имеет такую же конструкцию, как суда, строившиеся ранее на этой же верфи из стали, часть из которых использована в ры­ боловстве. Считается, что может быть построено судно с корпусом из стеклопластика размером до 67 м. РЫБОЛОВНЫЕ СУДА \ ДЛЯ ГРЕНЛАНДИИ В Дании по проекту Нор­ вегии строится серия кормо­ вых траулеров (для Грен­ ландии), которая будет со­ стоять из 16 или 20 судов. Два первых судна сданы. Суда строятся на класс+ IAI Норвежского Веритас. Главные размерения и ха­ рактеристики: длина наи­ большая 58,60 м, длина меж­ ду перпендикулярамиJ51,00 м. ширина 11,20 м, высота боро­ та до главной палубы 4,65 м, высота борта- до промысло­ вой палубы 6,95 м, осадка 4,20 м, скорость 13,45 узла. Ёмкость трюмов 530 куб. метров. Главный двигатель — ди­ зель, мощностью 2000 э. л. с. при 800 об/мин., работает че­ рез редуктор с передаточным отношением 2,66:1 на винт регулируемого шага. Лопа­ сти винта из никельалюми- ниевой бронзы. Судовая электростанция состоит из двух четырех­ тактных двигателей, мощно­ стью 375 э. л. с. при 750 об/мин. и генераторов мощ­ ностью 320 ква, 380 в. Траловые лебедки с гидро­ приводом. Судно может ло­ вить донным и пелагиче­ ским тралами. Промысловое устройство позволяет одно­ временно работать двумя тралами: один трал, спуска­ ется в то время, когда из второго трала выливается улов. Обработка рыбы преду­ сматривает шкерку, мойку рыбы и укладку ее в ящики со льдом. Рейсы судна огра­ ничиваются требованием, что выловленная рыба* не должна находитьсяна суд- Hfe ' более восьми дней после улова. Вся : остальная обра­ ботка рыбы • предусматрива­ ется на берегу. s v? \ Штабелирование ящиков и их распределение частич­ но механизировано. Суда имею г специальные под­ крепления корпуса для ра­ боты во льдах в полярных широтах. Команда размещается в одноместных каютах. С целью сокращения ме­ ста для хранения запасных частей и облегчения обслу­ живания предусмотрено ис­ пользование одинаковых за­ пасных частей для главного и -вспомогательных двигате­ лей (двигатели выбраны од­ нотипные). Котел и двигате­ ли работают на топливе од­ ного сорта. М. ВАСИЛЬЕВА . («Экспрессинфоршцня»).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz