Рыбный Мурман. 1972 г. Май.
t% А ПРОШЕДШЕЕ десятилетие около сорока государств f j Африки стали независимыми. В сложной обстановке непрекращающейся борьбы между силами прогресса и реакции, силами мира и войны молодые независимые афри канские государства, вставшие на некапиталистический путь развития, успешно решают задачи экономического ос* ляющне сейчас более половн- ны населения Камеруна, прй- нимают самое активное уча- I й ! стне в^ тРонтельстве н° в°й Н А СНИМКЕ: активистки па^тии Камерунского Нацно- вовождения, создают свою промышленность, развитое сель ское хозяйство, проводят мероприятия по национализации tt развитию государственного сектора в экономике. Осуществ ляемые этими странами социальные изменения отвечают интересам народных масс, ведут к упрочению политической и экономической независимости. Л*#*-*:* Щш m m СЕГОДНЯ - ДЕНЬ ПОГРАНИЧНИКА Г ОСУДАРСТВЕН!! А Я граница нашей Родины протянулась более чем на 60 тысяч километров. И всюду её надежно охраняют советские пограничные вой ска, созданные в мае 1918 года согласно Декрету Сов наркома, подписанному В. И. Лениным. Они т^ошлн боль шой героичег путь слу жения Родине. В годы борь бы с военной интервенцией и внутренней контрреволю цией, в годы Великой Оте чественной войны погранич ники показали себя муже ственными и верными защит никами страны. Войны, охра няющие рубежи Союза ССР сегодня, являются достойны ми наследниками боевых тра диций воинов старших поко лений. На южной границе СССР есть застава, которая носит имя ефрейтора Александра Корякова. Он погиб четверть века назад в бою с наруши телями границы. В память об этом отважном человеке здесь установлен бронзовый бюст. На заставе служат предста вители многонациональной семьи советских народов. Н А СНИМКЕ: командир расчета прожектористов сер жант Анатолий Тнмеев, У ПОГРАНИЧНИКОВ ЗАПОЛЯРЬЯ Н А СНИМКЕ: лейтенант А . Я. Филин инструктирует по граничников перед заступлением в наряд. Фотохроника ТАСС. Т АНКЕР шел в ночь с ритмичной килевой кач кой, и зыбкая поверх ность океана неслась навстре чу форштевню со скоростью 13 узлов в час. Танкер был один в молчаливом безбреж ном пространстве, прикрытый 6т непогоды мерцающим звезд ным куполом. В прохладной полутьме рулевой рубки не ярко фосфоресцировали при боры, и на шерстяном свите ре рулевого рассеивался сла бый свет от картушки гиро- • компаса. Ночь влажным кры лом, Терлась по стеклянным- квадратам иллюминаторов, и прямо по курсу, ш такт качке, взлетало и опускалось вниз созвездие Ориона: Рулевой точными движениями пере кладывал руль* й мысленно фантазировал'о будущем, ко- - торому принадлежит завоева ние туманных Галактик. ' В штурманской рубке сиял Привинченный к. переборке Плафон, и матовый круг све те ударял в развернутую на столе карту. Океан, бёзмятеж- но-спокойный, вбирающий в себя все оттенки Кеба( океан, кипящий в >ураганном котле, швырявший ив белых загрив ках тяжелые суда с легкостью пробкового дерева, лежал пе ред штурманом плоским зеле ным квадратом, стиснутый в тысячу раз масштабом нави гационной карты. Штурман закончил опреде ление и поставил на карте точ ку местонахождения судна. Танкер шел посредине 150- мильного пролива, разделяв шего Фарерские и Шетланд ские острова. ШтурмЬн при крыл .рукой глаза, и в его представлении ожили Фареры. Застывший над океаном гра нит островов, испещренных узкими фиордами. Холодная неприступность скал, хру стальные нити .водопадов, грохочущая Песня прибоев и крохотные чистенькие города, цветными фасадами домов вглядывающиеся в голубизну бухт. Тем, у Ферер, начина лась его, штурмана, настоя щая морская практика. Там, у Фарер, он ясно понял,'что среди линий судьбы, отпущен ных на его век, 6н выбрал од ну единственную и правиль ную. Танкер шел в ночь, привет ливо помахивая клотиком звездам, и ртутный блеск лун ной дорожки пересекал стро гую прямую кильватера. * * * «Кекур» — таково название нашего танкера. В морской терминологии «кекур» — это одиночная скала, лежащая в полосе прибоя. Наша «оди ночная скада» имеет 2000-силь ную машину, 30 человек эки пажа, берет в танки 1200 тонн воды, обладает неплохими ходовыми качествами в тихую погоду и испытывает жесто чайшую качку в штормовые периоды. В последнем еще раз убедились, выйдя из Кольского залива 30 декабря 1971 года. Двенадцатибалль ный ветер налетел на судно, как тысяча дьяволов. Океан с ужасающим грохотом катил навстречу сплошную белую волну. Танкер рыскал на кур се, норовил лечь плашмя, рез ко вскидывался кверху и, оку танный пеной, падал вниз, мелко дрожа корпусом от адского перенапряжения. В 12 часов ночи 31 декабря на траверзе мыса .Торхальсен северного побережья Норве гии наша вахта на" мостике передала полномочия вахте второго штурмана. Мы спусти лись в салон, выпили по чаш ке кофе, пожали друг другу • руки, разошлись по каютам, ибо самое лучшее при такой сумасшедшей ветропляске ле жать в «ящике», если, разу меется, нет аврала, и думать, что в конце концов шторм не бывает вечным. Лишь через трое суток за 66-й параллелью жизнь стала сносной. Показалось солнце, просветлело небо, и умиротво ренный океан зашумел у бортов легкой холодной зыбью. Вошел в нормальную рабочую колею распорядок дня. Состоялось общесудовое собрание, где обсуждались задачи предстоящего рейса. Путь впереди предстоял дол гий. Перевозка продуктов су дам, промышлявшим рыбу у африканского континента, снабжение их водой, приемка рыбьего жира, заходы в ино странные порты. Да и своих насущных забот по мойке, по краске и саморемонту тоже хватало. По утрам раньше всех на судне поднимался боцман Аля Верхогляд. К полвосьмому боцман успевал побриться, вы глянуть на палубу, прикинуть, чем нам, матросам, заняться во время вахт, поговорить «за жизнь» с камбузным составом, навести справки у третьей вах ты машинного отделения от носительно неожиданно ис чез! iLuero ведра из-под по лубака и вообще сделать уйму дел, свойственных его живо му, беспокойному характеру. Сухощавый, <жилистый и не обыкновенно тюдвижной, Аля Верхогляд— старый, прожжен ный боцманюга. Коренной одессит, он полжизни отдал рыбацкому флоту Севера. Аля загорал на пляжах Гаваны, прогуливался под дождливым небом Копенгагена, покупал сувениры на Канарских остро вах, знал цену пива в портах Канады, понимал толк в лю дях и умел ладить со всеми. Боцман был непревзойден ным травилой и в свободное от работы время выдавал в . салоне такие истории из своей богатейшей морской практи ки, что толпа едва не плакала от восторга и тряслась по всем’ углам в припадках конвульсив ного хохота. На работе же Аля прятал свою золотозубук?; улыбку, станоюшся неподкуп-: ным и строгим, пресекал вся-, кого рода шуточки, вкалывая, «от» и «до» и требовал, чтобьг другие, по его., выражения^ вкалывали как «сто греков». Жить и работать спокойно до конца перехода нам тек и не. удалось. В Бискайском залив& на танкер обрушился традиций онный шторм. Здесь случило^»' и первое ЧП. Среди, стоек под I, переходным мостиком у. пол$ I бака стояло несколько :250-лкге ровых бочек с краской. Бочки были крепко-накрепко, прим* заны к стоикам капроновыми и геркулесовыми тросами» Крепления отлично выдерж^: ли новогодний -1 двенадцати балльный ' концерт, но н& Бискай их уже не хватилА Крепления поползли, полола?: ли и доски. Если у боцмана* скажем, «уведут» из дом$ только что купленный тёлевк* зор, он сохранит свои нервы; в полном порядке. Но если ^ боцмана нэ глазах пропадает хорошая краска — это траге-* дия. И едва бочки обнаружи ли намерение сыграть овер» киль в знаменитые воды залич ва, Аля Верхогляд был уже на' палубе. Работать в условиях; когда над тобой нависает кло кочущий многотонный гребень волны, ветер выбивает слезу и палуба мотается; как необъ езженный конь, — удовольг ствие не из приятных. Но АлА видывал виды похлеще, и боч* ки, осыпаемые отличными про клятиями, применявшимися В аналогичных случаях всеми боцманами мира, были спасе* ны и закреплены заново. ■>’< Шторм был недолгим, й. дальше все пошло обычныш путем. Заметно потеплело?* Чувствовалось приближение тропиков. Команда готовилась к раб§-^ те на промысле. Моряки в рей*£ се подобрались опытные. Ска<^ жем, такой человек, как дон*£ керман Николай Иванович Ма^ лышев, знал.свое заведование? не хуже любого механика. Да! и морская биография у нег<£ не короче боцманской. За, добросовестное отношение № своим обязанностям, прямо линейность и честность харак* тера Николай Иванович поль* зовался на танкере всеобщи*# уважением, был избран чле* ном судового комитета. (Продолжение следуетJ, АНГОЛА В БОРЬБЕ Одиннадцать лет назад на род Анголы поднялся на во оруженную борьбу за Осво бождение от португальских колонизаторов. За это время под руководством Народного движения за освобождение Анголы (МПЛА) патриоты освободили большую терри торию страны, на которой проживает один миллион че ловек. В освобожденных районах развивается про мышленность, сельское хо зяйство, открываются шко лы, медицинские пункты, магазины. Н А СНИМКЕ: бойцы МПЛА на привале. Фотохроника ТАСС. ;
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz