Рыбный Мурман. 1972 г. Май.

t% А ПРОШЕДШЕЕ десятилетие около сорока государств f j Африки стали независимыми. В сложной обстановке непрекращающейся борьбы между силами прогресса и реакции, силами мира и войны молодые независимые афри­ канские государства, вставшие на некапиталистический путь развития, успешно решают задачи экономического ос* ляющне сейчас более половн- ны населения Камеруна, прй- нимают самое активное уча- I й ! стне в^ тРонтельстве н° в°й Н А СНИМКЕ: активистки па^тии Камерунского Нацно- вовождения, создают свою промышленность, развитое сель­ ское хозяйство, проводят мероприятия по национализации tt развитию государственного сектора в экономике. Осуществ­ ляемые этими странами социальные изменения отвечают интересам народных масс, ведут к упрочению политической и экономической независимости. Л*#*-*:* Щш m m СЕГОДНЯ - ДЕНЬ ПОГРАНИЧНИКА Г ОСУДАРСТВЕН!! А Я граница нашей Родины протянулась более чем на 60 тысяч километров. И всюду её надежно охраняют советские пограничные вой­ ска, созданные в мае 1918 года согласно Декрету Сов­ наркома, подписанному В. И. Лениным. Они т^ошлн боль­ шой героичег путь слу­ жения Родине. В годы борь­ бы с военной интервенцией и внутренней контрреволю­ цией, в годы Великой Оте­ чественной войны погранич­ ники показали себя муже­ ственными и верными защит­ никами страны. Войны, охра­ няющие рубежи Союза ССР сегодня, являются достойны­ ми наследниками боевых тра­ диций воинов старших поко­ лений. На южной границе СССР есть застава, которая носит имя ефрейтора Александра Корякова. Он погиб четверть века назад в бою с наруши­ телями границы. В память об этом отважном человеке здесь установлен бронзовый бюст. На заставе служат предста­ вители многонациональной семьи советских народов. Н А СНИМКЕ: командир расчета прожектористов сер­ жант Анатолий Тнмеев, У ПОГРАНИЧНИКОВ ЗАПОЛЯРЬЯ Н А СНИМКЕ: лейтенант А . Я. Филин инструктирует по­ граничников перед заступлением в наряд. Фотохроника ТАСС. Т АНКЕР шел в ночь с ритмичной килевой кач­ кой, и зыбкая поверх­ ность океана неслась навстре­ чу форштевню со скоростью 13 узлов в час. Танкер был один в молчаливом безбреж­ ном пространстве, прикрытый 6т непогоды мерцающим звезд­ ным куполом. В прохладной полутьме рулевой рубки не­ ярко фосфоресцировали при­ боры, и на шерстяном свите­ ре рулевого рассеивался сла­ бый свет от картушки гиро- • компаса. Ночь влажным кры­ лом, Терлась по стеклянным- квадратам иллюминаторов, и прямо по курсу, ш такт качке, взлетало и опускалось вниз созвездие Ориона: Рулевой точными движениями пере­ кладывал руль* й мысленно фантазировал'о будущем, ко- - торому принадлежит завоева­ ние туманных Галактик. ' В штурманской рубке сиял Привинченный к. переборке Плафон, и матовый круг све­ те ударял в развернутую на столе карту. Океан, бёзмятеж- но-спокойный, вбирающий в себя все оттенки Кеба( океан, кипящий в >ураганном котле, швырявший ив белых загрив­ ках тяжелые суда с легкостью пробкового дерева, лежал пе­ ред штурманом плоским зеле­ ным квадратом, стиснутый в тысячу раз масштабом нави­ гационной карты. Штурман закончил опреде­ ление и поставил на карте точ­ ку местонахождения судна. Танкер шел посредине 150- мильного пролива, разделяв­ шего Фарерские и Шетланд­ ские острова. ШтурмЬн при­ крыл .рукой глаза, и в его представлении ожили Фареры. Застывший над океаном гра­ нит островов, испещренных узкими фиордами. Холодная неприступность скал, хру­ стальные нити .водопадов, грохочущая Песня прибоев и крохотные чистенькие города, цветными фасадами домов вглядывающиеся в голубизну бухт. Тем, у Ферер, начина­ лась его, штурмана, настоя­ щая морская практика. Там, у Фарер, он ясно понял,'что среди линий судьбы, отпущен­ ных на его век, 6н выбрал од­ ну единственную и правиль­ ную. Танкер шел в ночь, привет­ ливо помахивая клотиком звездам, и ртутный блеск лун­ ной дорожки пересекал стро­ гую прямую кильватера. * * * «Кекур» — таково название нашего танкера. В морской терминологии «кекур» — это одиночная скала, лежащая в полосе прибоя. Наша «оди­ ночная скада» имеет 2000-силь­ ную машину, 30 человек эки­ пажа, берет в танки 1200 тонн воды, обладает неплохими ходовыми качествами в тихую погоду и испытывает жесто­ чайшую качку в штормовые периоды. В последнем еще раз убедились, выйдя из Кольского залива 30 декабря 1971 года. Двенадцатибалль­ ный ветер налетел на судно, как тысяча дьяволов. Океан с ужасающим грохотом катил навстречу сплошную белую волну. Танкер рыскал на кур­ се, норовил лечь плашмя, рез­ ко вскидывался кверху и, оку­ танный пеной, падал вниз, мелко дрожа корпусом от адского перенапряжения. В 12 часов ночи 31 декабря на траверзе мыса .Торхальсен северного побережья Норве­ гии наша вахта на" мостике передала полномочия вахте второго штурмана. Мы спусти­ лись в салон, выпили по чаш­ ке кофе, пожали друг другу • руки, разошлись по каютам, ибо самое лучшее при такой сумасшедшей ветропляске ле­ жать в «ящике», если, разу­ меется, нет аврала, и думать, что в конце концов шторм не бывает вечным. Лишь через трое суток за 66-й параллелью жизнь стала сносной. Показалось солнце, просветлело небо, и умиротво­ ренный океан зашумел у бортов легкой холодной зыбью. Вошел в нормальную рабочую колею распорядок дня. Состоялось общесудовое собрание, где обсуждались задачи предстоящего рейса. Путь впереди предстоял дол­ гий. Перевозка продуктов су­ дам, промышлявшим рыбу у африканского континента, снабжение их водой, приемка рыбьего жира, заходы в ино­ странные порты. Да и своих насущных забот по мойке, по­ краске и саморемонту тоже хватало. По утрам раньше всех на судне поднимался боцман Аля Верхогляд. К полвосьмому боцман успевал побриться, вы­ глянуть на палубу, прикинуть, чем нам, матросам, заняться во время вахт, поговорить «за жизнь» с камбузным составом, навести справки у третьей вах­ ты машинного отделения от­ носительно неожиданно ис­ чез! iLuero ведра из-под по­ лубака и вообще сделать уйму дел, свойственных его живо­ му, беспокойному характеру. Сухощавый, <жилистый и не­ обыкновенно тюдвижной, Аля Верхогляд— старый, прожжен­ ный боцманюга. Коренной одессит, он полжизни отдал рыбацкому флоту Севера. Аля загорал на пляжах Гаваны, прогуливался под дождливым небом Копенгагена, покупал сувениры на Канарских остро­ вах, знал цену пива в портах Канады, понимал толк в лю­ дях и умел ладить со всеми. Боцман был непревзойден­ ным травилой и в свободное от работы время выдавал в . салоне такие истории из своей богатейшей морской практи­ ки, что толпа едва не плакала от восторга и тряслась по всем’ углам в припадках конвульсив­ ного хохота. На работе же Аля прятал свою золотозубук?; улыбку, станоюшся неподкуп-: ным и строгим, пресекал вся-, кого рода шуточки, вкалывая, «от» и «до» и требовал, чтобьг другие, по его., выражения^ вкалывали как «сто греков». Жить и работать спокойно до конца перехода нам тек и не. удалось. В Бискайском залив& на танкер обрушился традиций онный шторм. Здесь случило^»' и первое ЧП. Среди, стоек под I, переходным мостиком у. пол$ I бака стояло несколько :250-лкге ровых бочек с краской. Бочки были крепко-накрепко, прим* заны к стоикам капроновыми и геркулесовыми тросами» Крепления отлично выдерж^: ли новогодний -1 двенадцати балльный ' концерт, но н& Бискай их уже не хватилА Крепления поползли, полола?: ли и доски. Если у боцмана* скажем, «уведут» из дом$ только что купленный тёлевк* зор, он сохранит свои нервы; в полном порядке. Но если ^ боцмана нэ глазах пропадает хорошая краска — это траге-* дия. И едва бочки обнаружи­ ли намерение сыграть овер» киль в знаменитые воды залич ва, Аля Верхогляд был уже на' палубе. Работать в условиях; когда над тобой нависает кло­ кочущий многотонный гребень волны, ветер выбивает слезу и палуба мотается; как необъ­ езженный конь, — удовольг ствие не из приятных. Но АлА видывал виды похлеще, и боч* ки, осыпаемые отличными про­ клятиями, применявшимися В аналогичных случаях всеми боцманами мира, были спасе* ны и закреплены заново. ■>’< Шторм был недолгим, й. дальше все пошло обычныш путем. Заметно потеплело?* Чувствовалось приближение тропиков. Команда готовилась к раб§-^ те на промысле. Моряки в рей*£ се подобрались опытные. Ска<^ жем, такой человек, как дон*£ керман Николай Иванович Ма^ лышев, знал.свое заведование? не хуже любого механика. Да! и морская биография у нег<£ не короче боцманской. За, добросовестное отношение № своим обязанностям, прямо­ линейность и честность харак* тера Николай Иванович поль* зовался на танкере всеобщи*# уважением, был избран чле* ном судового комитета. (Продолжение следуетJ, АНГОЛА В БОРЬБЕ Одиннадцать лет назад на­ род Анголы поднялся на во­ оруженную борьбу за Осво­ бождение от португальских колонизаторов. За это время под руководством Народного движения за освобождение Анголы (МПЛА) патриоты освободили большую терри­ торию страны, на которой проживает один миллион че­ ловек. В освобожденных районах развивается про­ мышленность, сельское хо­ зяйство, открываются шко­ лы, медицинские пункты, магазины. Н А СНИМКЕ: бойцы МПЛА на привале. Фотохроника ТАСС. ;

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz