Рыбный Мурман. 1972 г. Май.

в Практически, не производя тралений, очень трудно опре- делить, где запасы окуня, где медузы, и где скопления анчоуса. ФНР-2 заходы медузы в трал показывают очень ред­ ко (только крупную красную медузу). Вот по- этому при­ бору мы и ориентировались. Если заходов в трал он не фиксировал, а все приборы регистрировали показания, то это была всегда медуза. Мы прекращали • сразу же , траление и спускали трал на другие показания. В.отдельные сутки окунь ловился в дневное время в 20 —40 метрах, а ночью в 6 0—90 метрах от грунта, и подъёмы в ночное время, так­ же как и днем, за 2—3 ча­ са траления достигали 10— 15 тонн. В середине апреля (16 чис­ ла) мы имели улов окуня, уже полностью отнерестив­ шегося, около ста тонн. Тралы, естественно, не вы­ держали такой нагрузки и лопнули в районе одноряд- йых пластин из 100 и 200- мнллнметровой дели. На борт поднимали по 50 тонн. 18 апреля «Буссоль» по­ шла в порт. Таким образом, мы при­ шли на банку, когда уловы были по 10— 15 тонн и уш­ ли, когда уловы уже были по 100 тонн. Мы считаем, что наиболее эффективным тралом на про­ мысле окуня на банке Фле- мнш-Кап для судов типа ПРТ является крупноячейный трал-гигант 2131 н тралы, подобные ему по размерам. Банка Флемиш-Кап — перспективный район про­ мысла окуня разноглубин­ ным тралом. Работу, нача­ тую экипажем «Буссоли», необходимо продолжать. Раньше на этой банке дон­ ными тралами ловили окуня почти круглый год. Несколько пожеланий по усовершенствованию разно­ глубинных орудий лова. В крутшояЧейных тралах однорядные плахи из 100 и 200-миллиметровой дели не­ обходимо изготовлять из се­ точника 3 —4 мм. так как дель Из нитки 10,7/24 не вы­ держивает нагрузок при больших уловах, что приво­ дит к большим порывам этих пластин трала с обры­ вом нижних топенантов. 'Желательно размер ячея пластин увеличить. Необходимо удлинить до­ бавочные топенанты до под­ бор. Это снизит нагрузку на сетное полотно при больших уловах и при работе в штор­ мовую погоду. Предлагаем удлинить ме­ шок для трала 2131 на 10 метров, соответственно уве­ личив каркас мешка. Покрытие мешка следуе г изготавливать из безузлово- то сеточника, так как суще­ ствующее вывязанное по­ крытие при больших уловах очень быстро изнашивается от трения о слип и лопается. Нам очень необходим при­ бор. определяющий степень наполнения трала рыбой, что дает возможность избежать больших-аварий трала. И. ШАНЬКОВ, Герой Со­ циалистического Труда, ка­ питан-директор ПРТ «Бус­ соль», Г. ПУЗАНОВ, стар­ ший мастер по добыче. Статья капитан-директора промыслово-рефрижераторного траулера «Буссоль» Героя Социалистического Труда Ивана Тимофеевича Шанькова и старшего мастера по добыче этого судна Геннадия Александровича Пузанова представляет ин­ терес для промысловиков в том смысле, что в ней рассказы­ вается об опыте разноглубинного лова окуня. Как известно, впервые некоторого успеха такого промыс­ ла достиг экипаж БМРТ-420 «Прогресс» в Копытовском рай­ оне летом прошлого года. Моряки «Буссоли» в минувшем рейсе работали совсем в ином месте — на банке Флемиш- Кап, где раньше в больших масштабах добывали окуня дон­ ными тралами. В последние годы здесь окуневый промысел этими орудиями лова фактически не вели, так как он не да­ вал эффекта, и банка уже не представляла интереса. Сегодня положение изменилось. Флемнш-Кап вновь «от­ крыли» как окуневую банку, но уже с применением пела­ гических тралов. Такой вывод можно сделать по результа­ там работы коллектива ПРТ «Буссоль». В Мурманске на днях проходил международный симпо­ зиум. Тема его: «Эксплуатация и совершенствование пела­ гических и донных тралов». Для участников симпозиума представляло большой интерес выступление тов. Шанькова о пелагическом лове окуня на банке Флемиш-Кап. В публикуемой статье рассказывается о технике и такти­ ке промысла окуня разноглубинными тралами. Д ВА слова о начале рей­ са. Как и другие эки­ пажи, находившиеся вместе с нами в феврале- марте на Дальнем Западе, мы успешно облавливали треску на Лабрадоре. К со­ жалению, здесь складыва­ лась тяжелая ледовая обста­ новка. надо было менять район. В это время моряки БМРТ-421 занимались поис­ ком на банке Флемиш-Кап. Они обнаружили большие скопления окуня, держав­ шиеся в толще воды. Сде­ лали траления донным тра­ лом. Результат не вызвал восторгов и по величине уло­ вов, и по ассортименту — окунь был мелкий. Испробо­ вали поисковики разноглу­ бинный трал. Поднимали уже по 10— 15 тонн рыбы. Естественно, мы знали об этом из радиосводок и поспе­ шили на Флемиш-Кап. Третьего марта приступи­ ли к работе. Окунь держался полосой над грунтом в 2— 10 метрах, поэтому нижнюю подбору трала, как правило, приходилось вести в 2, 3. 5 метрах над грунтом. Первые же двухчасовые траления, сделанные разно­ глубинным тралом чертежа 2030 с вертикальным рас­ крытием 16—20 метров, да­ ли уловы от 5 до 10 тонн среднего окуня. Преимущест­ венно попадали преднере­ стовые самки. Окунь облавливали в ос­ новном на глубинах моря 550—450 метров. Для контроля за глубиной хода трала использовали прибор с гидроакустическим каналом связи — ФНР-2. Вооружение трала произ­ водили по рекомендуемой схеме. Для загрузки нижней подборы вместо цепей при­ вязывали трос 25 мм пр всей длине ее. Груза углубите­ лей, по 450 килограммов каждый, крепили на лапке длиной 3 метра между кабе­ лями и регулировочными 3—6-метровыми концами, а не так. как указано в схе­ ме (между голыми концами трала и регулировочными концами) Подобное распо­ ложение углубителей позво­ ляло избегать зарывания крыльев в илистый грунт. Кабели использовали дли­ ной 120 метров. Доски кры­ ловидные площадью восемь квадратных метров. Такая схема вооружения, по нашему мнению, дает воз­ можность более устойчиво и более ближе, в 2—3 мет­ рах от грунта, вести трал, так как груза углубителей волокутся' по дну. Кроме того, .мы полагаем, что груза углубителей, идя по грунту, создают шлейфы мутной воды (как траловйк; доски при донном тралении), ров) с углубителем — кре­ пится к лапкам доски. Доена вооружается как обычно. А I месте соединения верхне­ го кабеля с ваером подклю­ чается дополнительный 30- метровый кабель, идущий от шкентеля доски. Переходной конец доски — 12 метров. При такой схеме вооруже­ ния трал идет устойчиво, вплотную к грунту, и уловы были до 15 тони за 2—2,5 часа траления. Практически мы облавливали окунь, ко­ торый находился на грунте. Суточная выработка гото­ вой продукции достигала 50 ’топи. Надо заметить, что в Зтот период работать сильно мешала постоянная штормо­ вая ногода. За сутан делала всего лишь 2— 4 траления. 17 марта мы начали при­ менять разноглубинный трал-гигант (чертеж 2131) с вертикальным раскрытием 2 8—32 метра. Уловы этим тралом резко возросли и до­ стигали 50 тонн за 1— 1,5- часовые траления. Трал вооружали 194 кух- тылягми. Нижняя подбора, как и у трала 2030, была ос­ нащена тросом 26,5 мм по всей длине. Кабели — по 120 метров, длина регулировоч­ ного конца — 9 метров. На нижние кабели в район под- соедшпння регулировочного конца и кабеля включались углубители, по одному на крыло. Трал 2131 более устойчив, шел в непосредственно!! бли­ зости от грунта. Для большей емкости меш­ ка 5-метровые ребра смени­ ли на 6-метровые из капро­ нового троса. При подсушке однорядного так же употреб­ Перед спуском первую пару стропов крепили вытяжны­ ми на турачках лебедки. Вторую пару (от крыльев к тралу) — джильсонами. По мере вытягивания трала с палубы крылья потравлива­ ли и расправляли. Эти меры исключали запутывание и порывы трала при спуске. Обоими тралами траление производили па скоростях 2 ,5—3,5 узла, используя — 6 0—70 процентов мощности главного двигателя. Ваеров, как правило, дава­ ли две глубины и могли, в лавиашостп от скорости, с постоянным количеством вае- ров производить траление на глубинах от грунта в 2— 150 метрах. прибавляя или уменьшая обороты главного двигателя. Очень часто с длиной вае- ров 950 метров мы начинали траление на глубине 550 метров и заканчивали на глубине 380 метров, не под­ бирая ваеров, как эго дела­ ется обычно с уменьшением глубины. Также на постоян­ ной глубине (500— 480 мет­ ров), маневрируя тралом в толще воды (поднимая и опуская на 9 0—1.20 метров), мы обнаружили заходы ры­ бы в трал, останавливались на этой глубине и продолжа­ ли траление. Необходимо отметить, что в пориод нашего промысла на баьгке Флемиш-Кап на­ блюдалось большое скопле­ ние медузы и анчоуса, кото­ рых отлично фиксируют все приборы (эхолот, гидроаку­ стические станции, электрон­ ные отметчики). Поэтому поиск окуня очень затруд- РАЗНОГЛУБИННЫЙ ляли стропы из 80-милли­ метрового капрона длиной 1,2 метра. Чтобы ускорить процесс выборки трала, сначала од­ норядный до мешка подсу­ шивали носовыми стрелами, выведенными вместе и стоя­ щими под углом 15 граду­ сов к палубе. Продумав да­ лее эту операцию, мы прива­ рили два обуха под кормо­ вым мостиком и работали стрелами, поднятыми в ра­ бочее положение с джилксо- " нами, которые были пропу­ щены через висящие на обу­ хах канифас-блоки. Это на 10— 15 минут ускорило вы­ борку трала на палубу и позволило исключить запу­ тывание его на спуске. Впер­ вые такую систему выборки больших тралов применили на ПРТ «Прокопьевск». Мы усовершенствовали ее и С успехом использовали. Для предотвращения запа­ дания кухтылей в ячеи стро­ па на крыльях не отдавали. ТРАЛ за пределы которых рыба не выходит. Это сказывается на величине уловов, они уве­ личиваются. Замечено: все траления, проведенные в непосредст­ венной близости от дна (при­ мета — груза углубителей хорошо очищены от ржав­ чины и ярко блестят) давалй нам хорошие уловы. Когда окунь в отдельные периоды так близко прибли­ жался к гранту* что вести разноглубинный трал (2030) представляло для нас. опре­ деленные трудности, мы впервые использовали при­ донную схему вооружения разноглубинного трала. Она заключается в следующем. Верхний кабель идет не­ посредственно и ваеру впе­ реди доски. Нижний (70 мет-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz