Рыбный Мурман. 1972 г. Май.
в Практически, не производя тралений, очень трудно опре- делить, где запасы окуня, где медузы, и где скопления анчоуса. ФНР-2 заходы медузы в трал показывают очень ред ко (только крупную красную медузу). Вот по- этому при бору мы и ориентировались. Если заходов в трал он не фиксировал, а все приборы регистрировали показания, то это была всегда медуза. Мы прекращали • сразу же , траление и спускали трал на другие показания. В.отдельные сутки окунь ловился в дневное время в 20 —40 метрах, а ночью в 6 0—90 метрах от грунта, и подъёмы в ночное время, так же как и днем, за 2—3 ча са траления достигали 10— 15 тонн. В середине апреля (16 чис ла) мы имели улов окуня, уже полностью отнерестив шегося, около ста тонн. Тралы, естественно, не вы держали такой нагрузки и лопнули в районе одноряд- йых пластин из 100 и 200- мнллнметровой дели. На борт поднимали по 50 тонн. 18 апреля «Буссоль» по шла в порт. Таким образом, мы при шли на банку, когда уловы были по 10— 15 тонн и уш ли, когда уловы уже были по 100 тонн. Мы считаем, что наиболее эффективным тралом на про мысле окуня на банке Фле- мнш-Кап для судов типа ПРТ является крупноячейный трал-гигант 2131 н тралы, подобные ему по размерам. Банка Флемиш-Кап — перспективный район про мысла окуня разноглубин ным тралом. Работу, нача тую экипажем «Буссоли», необходимо продолжать. Раньше на этой банке дон ными тралами ловили окуня почти круглый год. Несколько пожеланий по усовершенствованию разно глубинных орудий лова. В крутшояЧейных тралах однорядные плахи из 100 и 200-миллиметровой дели не обходимо изготовлять из се точника 3 —4 мм. так как дель Из нитки 10,7/24 не вы держивает нагрузок при больших уловах, что приво дит к большим порывам этих пластин трала с обры вом нижних топенантов. 'Желательно размер ячея пластин увеличить. Необходимо удлинить до бавочные топенанты до под бор. Это снизит нагрузку на сетное полотно при больших уловах и при работе в штор мовую погоду. Предлагаем удлинить ме шок для трала 2131 на 10 метров, соответственно уве личив каркас мешка. Покрытие мешка следуе г изготавливать из безузлово- то сеточника, так как суще ствующее вывязанное по крытие при больших уловах очень быстро изнашивается от трения о слип и лопается. Нам очень необходим при бор. определяющий степень наполнения трала рыбой, что дает возможность избежать больших-аварий трала. И. ШАНЬКОВ, Герой Со циалистического Труда, ка питан-директор ПРТ «Бус соль», Г. ПУЗАНОВ, стар ший мастер по добыче. Статья капитан-директора промыслово-рефрижераторного траулера «Буссоль» Героя Социалистического Труда Ивана Тимофеевича Шанькова и старшего мастера по добыче этого судна Геннадия Александровича Пузанова представляет ин терес для промысловиков в том смысле, что в ней рассказы вается об опыте разноглубинного лова окуня. Как известно, впервые некоторого успеха такого промыс ла достиг экипаж БМРТ-420 «Прогресс» в Копытовском рай оне летом прошлого года. Моряки «Буссоли» в минувшем рейсе работали совсем в ином месте — на банке Флемиш- Кап, где раньше в больших масштабах добывали окуня дон ными тралами. В последние годы здесь окуневый промысел этими орудиями лова фактически не вели, так как он не да вал эффекта, и банка уже не представляла интереса. Сегодня положение изменилось. Флемнш-Кап вновь «от крыли» как окуневую банку, но уже с применением пела гических тралов. Такой вывод можно сделать по результа там работы коллектива ПРТ «Буссоль». В Мурманске на днях проходил международный симпо зиум. Тема его: «Эксплуатация и совершенствование пела гических и донных тралов». Для участников симпозиума представляло большой интерес выступление тов. Шанькова о пелагическом лове окуня на банке Флемиш-Кап. В публикуемой статье рассказывается о технике и такти ке промысла окуня разноглубинными тралами. Д ВА слова о начале рей са. Как и другие эки пажи, находившиеся вместе с нами в феврале- марте на Дальнем Западе, мы успешно облавливали треску на Лабрадоре. К со жалению, здесь складыва лась тяжелая ледовая обста новка. надо было менять район. В это время моряки БМРТ-421 занимались поис ком на банке Флемиш-Кап. Они обнаружили большие скопления окуня, держав шиеся в толще воды. Сде лали траления донным тра лом. Результат не вызвал восторгов и по величине уло вов, и по ассортименту — окунь был мелкий. Испробо вали поисковики разноглу бинный трал. Поднимали уже по 10— 15 тонн рыбы. Естественно, мы знали об этом из радиосводок и поспе шили на Флемиш-Кап. Третьего марта приступи ли к работе. Окунь держался полосой над грунтом в 2— 10 метрах, поэтому нижнюю подбору трала, как правило, приходилось вести в 2, 3. 5 метрах над грунтом. Первые же двухчасовые траления, сделанные разно глубинным тралом чертежа 2030 с вертикальным рас крытием 16—20 метров, да ли уловы от 5 до 10 тонн среднего окуня. Преимущест венно попадали преднере стовые самки. Окунь облавливали в ос новном на глубинах моря 550—450 метров. Для контроля за глубиной хода трала использовали прибор с гидроакустическим каналом связи — ФНР-2. Вооружение трала произ водили по рекомендуемой схеме. Для загрузки нижней подборы вместо цепей при вязывали трос 25 мм пр всей длине ее. Груза углубите лей, по 450 килограммов каждый, крепили на лапке длиной 3 метра между кабе лями и регулировочными 3—6-метровыми концами, а не так. как указано в схе ме (между голыми концами трала и регулировочными концами) Подобное распо ложение углубителей позво ляло избегать зарывания крыльев в илистый грунт. Кабели использовали дли ной 120 метров. Доски кры ловидные площадью восемь квадратных метров. Такая схема вооружения, по нашему мнению, дает воз можность более устойчиво и более ближе, в 2—3 мет рах от грунта, вести трал, так как груза углубителей волокутся' по дну. Кроме того, .мы полагаем, что груза углубителей, идя по грунту, создают шлейфы мутной воды (как траловйк; доски при донном тралении), ров) с углубителем — кре пится к лапкам доски. Доена вооружается как обычно. А I месте соединения верхне го кабеля с ваером подклю чается дополнительный 30- метровый кабель, идущий от шкентеля доски. Переходной конец доски — 12 метров. При такой схеме вооруже ния трал идет устойчиво, вплотную к грунту, и уловы были до 15 тони за 2—2,5 часа траления. Практически мы облавливали окунь, ко торый находился на грунте. Суточная выработка гото вой продукции достигала 50 ’топи. Надо заметить, что в Зтот период работать сильно мешала постоянная штормо вая ногода. За сутан делала всего лишь 2— 4 траления. 17 марта мы начали при менять разноглубинный трал-гигант (чертеж 2131) с вертикальным раскрытием 2 8—32 метра. Уловы этим тралом резко возросли и до стигали 50 тонн за 1— 1,5- часовые траления. Трал вооружали 194 кух- тылягми. Нижняя подбора, как и у трала 2030, была ос нащена тросом 26,5 мм по всей длине. Кабели — по 120 метров, длина регулировоч ного конца — 9 метров. На нижние кабели в район под- соедшпння регулировочного конца и кабеля включались углубители, по одному на крыло. Трал 2131 более устойчив, шел в непосредственно!! бли зости от грунта. Для большей емкости меш ка 5-метровые ребра смени ли на 6-метровые из капро нового троса. При подсушке однорядного так же употреб Перед спуском первую пару стропов крепили вытяжны ми на турачках лебедки. Вторую пару (от крыльев к тралу) — джильсонами. По мере вытягивания трала с палубы крылья потравлива ли и расправляли. Эти меры исключали запутывание и порывы трала при спуске. Обоими тралами траление производили па скоростях 2 ,5—3,5 узла, используя — 6 0—70 процентов мощности главного двигателя. Ваеров, как правило, дава ли две глубины и могли, в лавиашостп от скорости, с постоянным количеством вае- ров производить траление на глубинах от грунта в 2— 150 метрах. прибавляя или уменьшая обороты главного двигателя. Очень часто с длиной вае- ров 950 метров мы начинали траление на глубине 550 метров и заканчивали на глубине 380 метров, не под бирая ваеров, как эго дела ется обычно с уменьшением глубины. Также на постоян ной глубине (500— 480 мет ров), маневрируя тралом в толще воды (поднимая и опуская на 9 0—1.20 метров), мы обнаружили заходы ры бы в трал, останавливались на этой глубине и продолжа ли траление. Необходимо отметить, что в пориод нашего промысла на баьгке Флемиш-Кап на блюдалось большое скопле ние медузы и анчоуса, кото рых отлично фиксируют все приборы (эхолот, гидроаку стические станции, электрон ные отметчики). Поэтому поиск окуня очень затруд- РАЗНОГЛУБИННЫЙ ляли стропы из 80-милли метрового капрона длиной 1,2 метра. Чтобы ускорить процесс выборки трала, сначала од норядный до мешка подсу шивали носовыми стрелами, выведенными вместе и стоя щими под углом 15 граду сов к палубе. Продумав да лее эту операцию, мы прива рили два обуха под кормо вым мостиком и работали стрелами, поднятыми в ра бочее положение с джилксо- " нами, которые были пропу щены через висящие на обу хах канифас-блоки. Это на 10— 15 минут ускорило вы борку трала на палубу и позволило исключить запу тывание его на спуске. Впер вые такую систему выборки больших тралов применили на ПРТ «Прокопьевск». Мы усовершенствовали ее и С успехом использовали. Для предотвращения запа дания кухтылей в ячеи стро па на крыльях не отдавали. ТРАЛ за пределы которых рыба не выходит. Это сказывается на величине уловов, они уве личиваются. Замечено: все траления, проведенные в непосредст венной близости от дна (при мета — груза углубителей хорошо очищены от ржав чины и ярко блестят) давалй нам хорошие уловы. Когда окунь в отдельные периоды так близко прибли жался к гранту* что вести разноглубинный трал (2030) представляло для нас. опре деленные трудности, мы впервые использовали при донную схему вооружения разноглубинного трала. Она заключается в следующем. Верхний кабель идет не посредственно и ваеру впе реди доски. Нижний (70 мет-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz