Рыбный Мурман. 1972 г. Май.

S&?Г*^ ; -it; i 58 •*? ■/*. -,.y M ►РТУ* Фото Ф. Косинца. ШШШОШШШШШ! З А В Ы С О К УЮ Э Ф Ф Е К ТИ В Н О С Т Ь П РО И ЗВОД С ТВА Э ТИ заметки являясь ре­ зультатом долгих разду­ мий, оценок, анализа Ш- гешпего положения с промыс- ювым вооружением, применяе­ мым на судах Северного бассей- ia. Неприятно сознавать, что юоружение имеет конструктив- 1 ые недостатки, и рыбаки мно- •ое теряют из-за-этого. Приме зов тому достаточно. В марте-апреле я находился з командировке на БМРТ-450 «Брлйщевик» сельдяного фло- а. ^Экипаж работал .на Прланд- шельфе,, облавливая дон- гым.' градом -ставриду, скумб- )шо, путассу, прилов составля- ia сайда. Скопления рыбы бы- ш хорошие, но результаты ло- ■а .— неудовлетворительные. 1ервая причина — сложность (ерехода с донных тралов на •азноглубинный. Бывает так. }ыба поднялась в толщу воды. 1апитан дает команду готовить азноглубинный трал. Это зани- гает много времени. Рыба опять называется у грунта. Все надо елать по-старому. Так повто- яется два-три раза, и, конечно, аже самый опытный командир тказывается от перестройки. Дело можно поправить, если экратить трудовые затраты при зреходе с донного трала на раз- зглубншаай, производить пере- зд всегда, когда -есть записи ищентраций в -средних слоях. Для этого нужны траловые хаса. -одинаково пригодные и W того и другого вида лова, шдует снизить аварийность жного трала. Меньше аварнй- **сть — нет необходимости Фукать оснащенными на палу- : три донных трала (один в ра- яе и два по бортам наготове), место одного из них — разно- !убинный трал. Много труда требует вере- ластка кабелей при переходе одного вида трала на другой, абели «выкатываются* пол- >стью, убирается центральный 1 топенанта трала чертежа s 326, двойники ставятся по :ей их длине, устанавливаются юйные переходные концы. При :реходе на донный трал все де- 1 ется в обратном порядке, эудовые затраты сократятся, ли не менять траловые доски, э для этого необходимо, что- I -они работали устойчиво у унта и имели высокое гидро- намическое качество, то есть .спорная сила должна быть в -3 раза больше сопротнвле- я. Такие доски есть, разрабо- ны они в ПИНРО, надо толь- организовать их внедрение Гидродинамическое качество аловых досок, равное 2— 3, обходимо не тольно для зада- я нужного расстояния между .ми. При разноглубгшном про­ беле наблюдается неприятное ;ление: эхолот род килем до- 13ывает плотный косяк, но шбор контроля записей не да-. ’ ни в устье трала, ни ниже его > грунта, ни вьщ 1 е трала до зверхности воды. Соответст- лнно совершенно нет рыбы в ещке. Если заход рыбы в трал гмечен прибором, то улов есть. Одна из причин снижения ювов разноглубинным тралом - мощный турбулентный слой траловыми досками. У рыльев с высокими гидроди- Л Я У Л У ч ш н и я П Р О М Ы С Л А Е С Т Ь В С Е ! намическим>i характеристика- .ми турбулентных перемеще­ ний жидкости меньше. Для устранения третьего (центрального кабеля) нужно применить траловые доски-кля- чевки. Для этого на первый слу­ чай подойдут трехщелевые до­ ски площадью 2 квадратных метра, а в дальнейшем приме­ нять траловую доску (крыло­ видную) площадью 1,5 квадрат­ ных метра конструкции ПИНРО.- Гидродинамические характеристики этой маленькой доски такие же, как н у боль­ шой. Траловые доски клячевки уве­ личат площадь облова и позво­ лят большие тралы делать с укороченным» нижними крылья­ ми, так как струя за доекой де­ лается таким же заградителем, как и длинные нижние крылья. Вдобавок к этому траловая до­ ска клячевки обладает эффек­ том фальшиодборы. Такое нововведение позволит повысить уловистость и снизить аварийность донного трала. Пора избавиться от кухты- лей на трале, так как они име­ ют. большое сопротивление и малую яодъемпую силу. Подъ­ емная сила их с увеличением скорости движения не меняется, а сопротивление растет про­ порционально квадрату скоро­ сти. Замена кухтылей гидроди­ намическими щитками позво­ лит увеличить вертикальное раскрытие трала, снизить его аварийность за счет поднятия сетей в пространство над грун­ том (с кухтылямн очень много сетей прилегает, ползет по дну н цепляется за препятствия). Такие щ и тк и изготовлены и имеются в отделе снабжения «Мурмансельди». Испытание их проводилось в прошлом году на СРТ-р-708 в Баренцевом море, результаты положитель­ ные. В этом году снабжены щитками БМРТ-439 «Муромск» и БМРТ-451 «Лазурный». Мне не пришлось попасть на эти су­ да, так как они ушли на Даль­ ний Запад. На берегу же толком объяснить некому было, для чего нужны щитки и как их при­ вязывать, так что на успех рас­ считывать трудно. Уловистость и аварийность тралов зависит и от их конст­ рукции. В настоящее время на судах применяют для лова мел­ кой рыбы трал (черт. № 326), иногда встречается трал под названием «хек» «Залры- бы». Эти тралы принципиаль­ но одинаковые, уловистость и аварийность у них тоже одина­ ковая. Конструктивная разница (разъячейка пластей, длина подбор) не дает преимущества одного перед другим по резуль­ татам работы. Для лова конвенционных рыб применяют тралы (чертежи № № 1626, 2050) конструкции ЦПКТБ «Севрыбы» и «Тре­ ска-М» «Запрыбы». Такое разнообразие не явля­ ется техническим прогрессом. Условия промысла меняются, со временем орудия лова долж­ ны совершенствоваться. Группе работников «Мурмаи- сельди» выдано авторское сви­ детельство па новый трал, ко­ торый имеет принципиальное отличие при образовании устья и конструктивно выполнен так, что может применяться для ло­ ва всех пород рыб. Таким об­ разом, суда нужно снабжать донным тралом одной конст­ рукции (чертеж Л® 759-Г), Это даст хороший экономический эффект не только за счет мень­ шего расхода сегематериалов, но и за счет постоянства рабо­ ты. Порой меняют трал не по­ тому, что он хуже другого, но и из-за случайных неудач. Пе­ ревооружение отнимает много времени, й промысел часто пре­ вращается в необоснованное вы­ искивание причин пролова. Совершенно необъясним та­ кой технический курьез в трале (чертеж № 1625): 95 рядов нижнего крыла с ячеей 70 мм (реальный размер 75 мм) яоеа- же-ны на подбору, длина кото­ рой 6,4 метра вместо 7 метров, тогда как у чертежа № 1605 та­ кая длина сетей по посадочной кромке посажена правильно. А ведь чертежи на эти тралы выпущены одним и тем же уч­ реждением. 1625 — для БМРТ, 1605 — для РТ. У первого — перекос нижних крыльев, у второго — все правильно. Фак­ тически трал (чертеж № 1625) оказался непригодным. На промысле таких рыб, как скумбрия, ставрида, путассу, применяют подъемный щиток, известный под названием «бо­ городица». На эту «богороди­ цу» молиться не хочется, так как щиг тяжелый, неуклюжий и при его создании игнорирова­ ли всякие понятия из гидроме­ ханики. В ЦПКТБ есть неплохая раз­ работка крыла с предкрылком. Это устройство может пла­ вать на поверхности, а при по­ гружении наполняется водой, чтобы не раздавило гидроста­ тическим давлением. Гидроди­ намические характеристики его неплохие, вес небольшой, а пло­ щадь и конструктивное испол­ нение креплений позволяют применить такой щиток при бук­ сировке на оттяжках впереди трала выше уровня верхней под­ боры. То есть этим щитом мож­ но заменить «богородицу». Таким образом, все, что нуж­ но- для улучшения работы БМРТ, у нас есть. И не только на чертежах, но и в готовом виде. Нужно выделить специ- альиое судно, например, вышед­ ший из ремонта БМРТ-2645 «Сулой», для отработки опи­ санного нового промвооруже- ния (не для эксперименталь­ ных работ и отработку). Про­ работать полный рейс. Сделать толковое описание в виде инст­ рукции или брошюры л югда приступить к внедрению. Внедрение — процесс -слож­ ный. Требуется решительность, понимание тонкостей дела. За­ ниматься этим надо органи­ зованно, без самотека. В марте наши суда в районе Ирландского шельфа имели за­ морозку по 200—300 тонн за весь месяц. Л рыба там была. По наблюдениям, из пяти трале­ ний — одно было с хорошим уловом, а остальные аварийные. Повторяюсь: у нас есть все для достижения лучшей работы БМРТ. Прежде всего за счет снижения аварийности тралов, что позволит смелее обживать районы с тяжелыми грунтовыми условиями и большими глуби­ нами, разгрузить для воспроиз­ водства запасов рыбы тради­ ционные районы. Более важного мероприятия, чем совершенствование пром- вооружения, сейчас быть не мо­ жет. Это мнение многих про­ мысловиков, болеющих -душой за положение дел в рыбной -про­ мышленности. В. ГОЛУБЕВ, ст«риш# мастер но добыче сельдяного ОТ РЕДАКЦИИ: Публикуя статью товарища Голубева, ре­ дакция просит высказать мне­ ние по поднимаемой ям пробле­ ме специалистов добывающих флотов, главка «Севрыба», ПИНРО, ЦПКТБ. 11ДЫИХ ВЫСТУПЛЕНИЙ «ЭКОНОМИЧЕСКИМ ВСЕОБУЧ» На Мурманском рыбоком- 1 те 19 апреля издан при­ каз, которым определены ос­ новные мероприятия но улуч­ шению экономического об­ разования кадров. В 1972— 1973 учебном го­ ду будет продолжена работа народного университета эко­ номических знаний. Слуша­ тели третьего года обуче­ ния (инженерно-технические работники унровлення ком- бштата, не занимающиеся в сети партийного просвеще­ ния) станут научать мате­ риал, предусмотренный но­ вой 90-часовой программой. Дополнительно организуется груява первого года обуче­ ния по 90-часовой програм­ ме для работников управле­ ния комбината, не изучав­ ших вопросы экономики. Двухгодичные экономиче­ ские школы будут созданы в гараже, ремонтно-механиче­ ском цехе, отделе снабже­ ния, на холодильном заводе № 1 н на пресервном участ­ ке консервного завода. В них станут заниматься рабочие. Состав слушателей школ бу­ дет определен приказами ру­ ководителей предприятий в августе-сентябре с. г. Пересматриваются про­ граммы индивидуального и бригадного обучения новых кадров с включением в них курса основ экономических знаний. На курсах повышения ква­ лификации работники также будут изучать основы эконо­ мики труда и производства. Л. ИВАНОВА , зам. директора Мурман­ ского рыбокомбината. По следам неолублйвова&ногЬ письма В нашу редакцию пришло письмо от матроса члена КПСС тов. Гредина. Он сообщает • воло­ ките с ремонтом катера «Язь», выведенного из эксплуатации еще 15 декабря прошлого года. Судоремонтники определили оперативный срок окончания работ 31 марта «. гч но из-за несвое­ временно подготовленной технической доку­ ментации этот срок был сорван. 2L Капитан и старший механик катера бесполезно обивали пороги отделов управления флота. Тех­ ническая документация была выдана конструк­ торским бюро (начальник тов. Файко) лишь 4 мая. Как нам сообщили в отделе эксплуатации, ремонт катера «Язьи еще не закончен. Тревож­ ный сигнал матроса тоа. Гредина должен быть принят-к сведению главным инженером трало­ вого флота тов; Котовым.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz