Рыбный Мурман. 1972 г. Май.
S&?Г*^ ; -it; i 58 •*? ■/*. -,.y M ►РТУ* Фото Ф. Косинца. ШШШОШШШШШ! З А В Ы С О К УЮ Э Ф Ф Е К ТИ В Н О С Т Ь П РО И ЗВОД С ТВА Э ТИ заметки являясь ре зультатом долгих разду мий, оценок, анализа Ш- гешпего положения с промыс- ювым вооружением, применяе мым на судах Северного бассей- ia. Неприятно сознавать, что юоружение имеет конструктив- 1 ые недостатки, и рыбаки мно- •ое теряют из-за-этого. Приме зов тому достаточно. В марте-апреле я находился з командировке на БМРТ-450 «Брлйщевик» сельдяного фло- а. ^Экипаж работал .на Прланд- шельфе,, облавливая дон- гым.' градом -ставриду, скумб- )шо, путассу, прилов составля- ia сайда. Скопления рыбы бы- ш хорошие, но результаты ло- ■а .— неудовлетворительные. 1ервая причина — сложность (ерехода с донных тралов на •азноглубинный. Бывает так. }ыба поднялась в толщу воды. 1апитан дает команду готовить азноглубинный трал. Это зани- гает много времени. Рыба опять называется у грунта. Все надо елать по-старому. Так повто- яется два-три раза, и, конечно, аже самый опытный командир тказывается от перестройки. Дело можно поправить, если экратить трудовые затраты при зреходе с донного трала на раз- зглубншаай, производить пере- зд всегда, когда -есть записи ищентраций в -средних слоях. Для этого нужны траловые хаса. -одинаково пригодные и W того и другого вида лова, шдует снизить аварийность жного трала. Меньше аварнй- **сть — нет необходимости Фукать оснащенными на палу- : три донных трала (один в ра- яе и два по бортам наготове), место одного из них — разно- !убинный трал. Много труда требует вере- ластка кабелей при переходе одного вида трала на другой, абели «выкатываются* пол- >стью, убирается центральный 1 топенанта трала чертежа s 326, двойники ставятся по :ей их длине, устанавливаются юйные переходные концы. При :реходе на донный трал все де- 1 ется в обратном порядке, эудовые затраты сократятся, ли не менять траловые доски, э для этого необходимо, что- I -они работали устойчиво у унта и имели высокое гидро- намическое качество, то есть .спорная сила должна быть в -3 раза больше сопротнвле- я. Такие доски есть, разрабо- ны они в ПИНРО, надо толь- организовать их внедрение Гидродинамическое качество аловых досок, равное 2— 3, обходимо не тольно для зада- я нужного расстояния между .ми. При разноглубгшном про беле наблюдается неприятное ;ление: эхолот род килем до- 13ывает плотный косяк, но шбор контроля записей не да-. ’ ни в устье трала, ни ниже его > грунта, ни вьщ 1 е трала до зверхности воды. Соответст- лнно совершенно нет рыбы в ещке. Если заход рыбы в трал гмечен прибором, то улов есть. Одна из причин снижения ювов разноглубинным тралом - мощный турбулентный слой траловыми досками. У рыльев с высокими гидроди- Л Я У Л У ч ш н и я П Р О М Ы С Л А Е С Т Ь В С Е ! намическим>i характеристика- .ми турбулентных перемеще ний жидкости меньше. Для устранения третьего (центрального кабеля) нужно применить траловые доски-кля- чевки. Для этого на первый слу чай подойдут трехщелевые до ски площадью 2 квадратных метра, а в дальнейшем приме нять траловую доску (крыло видную) площадью 1,5 квадрат ных метра конструкции ПИНРО.- Гидродинамические характеристики этой маленькой доски такие же, как н у боль шой. Траловые доски клячевки уве личат площадь облова и позво лят большие тралы делать с укороченным» нижними крылья ми, так как струя за доекой де лается таким же заградителем, как и длинные нижние крылья. Вдобавок к этому траловая до ска клячевки обладает эффек том фальшиодборы. Такое нововведение позволит повысить уловистость и снизить аварийность донного трала. Пора избавиться от кухты- лей на трале, так как они име ют. большое сопротивление и малую яодъемпую силу. Подъ емная сила их с увеличением скорости движения не меняется, а сопротивление растет про порционально квадрату скоро сти. Замена кухтылей гидроди намическими щитками позво лит увеличить вертикальное раскрытие трала, снизить его аварийность за счет поднятия сетей в пространство над грун том (с кухтылямн очень много сетей прилегает, ползет по дну н цепляется за препятствия). Такие щ и тк и изготовлены и имеются в отделе снабжения «Мурмансельди». Испытание их проводилось в прошлом году на СРТ-р-708 в Баренцевом море, результаты положитель ные. В этом году снабжены щитками БМРТ-439 «Муромск» и БМРТ-451 «Лазурный». Мне не пришлось попасть на эти су да, так как они ушли на Даль ний Запад. На берегу же толком объяснить некому было, для чего нужны щитки и как их при вязывать, так что на успех рас считывать трудно. Уловистость и аварийность тралов зависит и от их конст рукции. В настоящее время на судах применяют для лова мел кой рыбы трал (черт. № 326), иногда встречается трал под названием «хек» «Залры- бы». Эти тралы принципиаль но одинаковые, уловистость и аварийность у них тоже одина ковая. Конструктивная разница (разъячейка пластей, длина подбор) не дает преимущества одного перед другим по резуль татам работы. Для лова конвенционных рыб применяют тралы (чертежи № № 1626, 2050) конструкции ЦПКТБ «Севрыбы» и «Тре ска-М» «Запрыбы». Такое разнообразие не явля ется техническим прогрессом. Условия промысла меняются, со временем орудия лова долж ны совершенствоваться. Группе работников «Мурмаи- сельди» выдано авторское сви детельство па новый трал, ко торый имеет принципиальное отличие при образовании устья и конструктивно выполнен так, что может применяться для ло ва всех пород рыб. Таким об разом, суда нужно снабжать донным тралом одной конст рукции (чертеж Л® 759-Г), Это даст хороший экономический эффект не только за счет мень шего расхода сегематериалов, но и за счет постоянства рабо ты. Порой меняют трал не по тому, что он хуже другого, но и из-за случайных неудач. Пе ревооружение отнимает много времени, й промысел часто пре вращается в необоснованное вы искивание причин пролова. Совершенно необъясним та кой технический курьез в трале (чертеж № 1625): 95 рядов нижнего крыла с ячеей 70 мм (реальный размер 75 мм) яоеа- же-ны на подбору, длина кото рой 6,4 метра вместо 7 метров, тогда как у чертежа № 1605 та кая длина сетей по посадочной кромке посажена правильно. А ведь чертежи на эти тралы выпущены одним и тем же уч реждением. 1625 — для БМРТ, 1605 — для РТ. У первого — перекос нижних крыльев, у второго — все правильно. Фак тически трал (чертеж № 1625) оказался непригодным. На промысле таких рыб, как скумбрия, ставрида, путассу, применяют подъемный щиток, известный под названием «бо городица». На эту «богороди цу» молиться не хочется, так как щиг тяжелый, неуклюжий и при его создании игнорирова ли всякие понятия из гидроме ханики. В ЦПКТБ есть неплохая раз работка крыла с предкрылком. Это устройство может пла вать на поверхности, а при по гружении наполняется водой, чтобы не раздавило гидроста тическим давлением. Гидроди намические характеристики его неплохие, вес небольшой, а пло щадь и конструктивное испол нение креплений позволяют применить такой щиток при бук сировке на оттяжках впереди трала выше уровня верхней под боры. То есть этим щитом мож но заменить «богородицу». Таким образом, все, что нуж но- для улучшения работы БМРТ, у нас есть. И не только на чертежах, но и в готовом виде. Нужно выделить специ- альиое судно, например, вышед ший из ремонта БМРТ-2645 «Сулой», для отработки опи санного нового промвооруже- ния (не для эксперименталь ных работ и отработку). Про работать полный рейс. Сделать толковое описание в виде инст рукции или брошюры л югда приступить к внедрению. Внедрение — процесс -слож ный. Требуется решительность, понимание тонкостей дела. За ниматься этим надо органи зованно, без самотека. В марте наши суда в районе Ирландского шельфа имели за морозку по 200—300 тонн за весь месяц. Л рыба там была. По наблюдениям, из пяти трале ний — одно было с хорошим уловом, а остальные аварийные. Повторяюсь: у нас есть все для достижения лучшей работы БМРТ. Прежде всего за счет снижения аварийности тралов, что позволит смелее обживать районы с тяжелыми грунтовыми условиями и большими глуби нами, разгрузить для воспроиз водства запасов рыбы тради ционные районы. Более важного мероприятия, чем совершенствование пром- вооружения, сейчас быть не мо жет. Это мнение многих про мысловиков, болеющих -душой за положение дел в рыбной -про мышленности. В. ГОЛУБЕВ, ст«риш# мастер но добыче сельдяного ОТ РЕДАКЦИИ: Публикуя статью товарища Голубева, ре дакция просит высказать мне ние по поднимаемой ям пробле ме специалистов добывающих флотов, главка «Севрыба», ПИНРО, ЦПКТБ. 11ДЫИХ ВЫСТУПЛЕНИЙ «ЭКОНОМИЧЕСКИМ ВСЕОБУЧ» На Мурманском рыбоком- 1 те 19 апреля издан при каз, которым определены ос новные мероприятия но улуч шению экономического об разования кадров. В 1972— 1973 учебном го ду будет продолжена работа народного университета эко номических знаний. Слуша тели третьего года обуче ния (инженерно-технические работники унровлення ком- бштата, не занимающиеся в сети партийного просвеще ния) станут научать мате риал, предусмотренный но вой 90-часовой программой. Дополнительно организуется груява первого года обуче ния по 90-часовой програм ме для работников управле ния комбината, не изучав ших вопросы экономики. Двухгодичные экономиче ские школы будут созданы в гараже, ремонтно-механиче ском цехе, отделе снабже ния, на холодильном заводе № 1 н на пресервном участ ке консервного завода. В них станут заниматься рабочие. Состав слушателей школ бу дет определен приказами ру ководителей предприятий в августе-сентябре с. г. Пересматриваются про граммы индивидуального и бригадного обучения новых кадров с включением в них курса основ экономических знаний. На курсах повышения ква лификации работники также будут изучать основы эконо мики труда и производства. Л. ИВАНОВА , зам. директора Мурман ского рыбокомбината. По следам неолублйвова&ногЬ письма В нашу редакцию пришло письмо от матроса члена КПСС тов. Гредина. Он сообщает • воло ките с ремонтом катера «Язь», выведенного из эксплуатации еще 15 декабря прошлого года. Судоремонтники определили оперативный срок окончания работ 31 марта «. гч но из-за несвое временно подготовленной технической доку ментации этот срок был сорван. 2L Капитан и старший механик катера бесполезно обивали пороги отделов управления флота. Тех ническая документация была выдана конструк торским бюро (начальник тов. Файко) лишь 4 мая. Как нам сообщили в отделе эксплуатации, ремонт катера «Язьи еще не закончен. Тревож ный сигнал матроса тоа. Гредина должен быть принят-к сведению главным инженером трало вого флота тов; Котовым.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz