Рыбный Мурман. 1972 г. Май.

З АПАХ моря. Его приносит с залива свежий ветер. Он волновал меня с дет­ ства. Но когда я впервые вы­ шел в открытое море на трау­ лере, он почему-то исчез. Я почу&ствовал его чуть позже. Начался промысел, в трюмы потекла рыба, и однажды, когда я вышел на палубу, не меня вновь потянуло горько­ ватым, соленым привычным за­ пахом. Значит море пахнет ры­ бой? — подумал я. А потом, когда судно кача­ лось, как ванькв-встамъка, и при спуске трала приходилось кри­ чать, чтобы было слышно из-за шума волн, я понял справедли­ вость ело* гюэта: «Море — это работа, рыба, авралы, роба..*», море — тысячи спокойных и мужественных людей, название которым — рыбаки. B*n»m быг одним из них. Старший помощник капита­ на Николай Александрович Смирнов подпиле* не .мостик. Семчес не его вахта* но какое это имеет значение. Надо же посмотреть, сколько и чего подняли с последним тралом. Мы наблюдаем через окно рубк*, как обрабатывает рыбу первая вахта. Шкерщики с сосредоточенными лицами орудуют ножами, а -подаваль­ щик сюит в ящике по колено в рыбе и л-опатой с дырками для стока воды черпает палту­ сов. Устало разгибает спину и шлепает их на рыбодел. Сколь­ зкие рыбины норовят свалить­ ся с доски. Он бросает лопа­ ту и руками задерживает их. Потом снова действует лопа­ той. — Когда в голове у челове­ ка интегралы, лопата не кажет­ ся ему самым удачным изо­ бретением человечества, — го­ ворит старпом. — Б ыл у нас один интеллектуал. С четвер­ того курса мореходки отчисли­ ли. Он — в море. Ну, а что мы на первых порах можем ему предложить? Ящик, лопату, пи­ ку — рабочее место и инстру­ мент подавальщика. Поработал он немного и предложил усот вершенствование — двое по­ дают, двое шкерят. Мы снова смотрим на палу­ бу. Борт накренился, и парень с лопатой едва не упал. Пал­ тусы, которых он только чуть не донес до рыбодела, свали­ лись в ящик. — Трудная работа у пода­ вальщика, — в тон моим мыс* лям говорит старпом. — Самая неквалифицированная. А от нее зависит, как сработает вахта. Ллохой подавальщик — плохая вахта. Тяжело, но эту первую ступень проходит каждый мо­ ряк. Парень поворачивает к нам свое лицог и мы видим, что он смееюя. Над своей нелов­ костью, наверно* — Это сын Шередеки — ру­ ководителя промысла. Стара*» тельный парень, хоть и моло­ дой. Что его поддерживает? Авторитет отца или собствен» Я надцати часов вахты и подвах- ты добирался до койки, успе­ вал только подумав: «Ну и работенка, чего меня сюда по­ несло». Но снова тралы всплы­ вали набитые рыбой, и некогда было жалеть себя. Этот рейс не такой выматы?» веющий. И море поспокойнее, и рыбалка, хотя и неплохая, но пока обходились без авралов. Витьку мучают вопросы. Нуг например, почему рыбодел, а и* рыбораздел. Но стоит ему зазеваться у ящика, как чей- нибудь голос пробубнит; «Шо» редекв, ворон ловишь». — Какие вороны, чайки кру­ гом. — шутит Витым» и весело и резво орудует лопатойг Ребята относятся к нему хо­ рошо. Стараются не мрвнйврй* жительно поучать, а дружески подсказывают, если делает ом С ы ж р ы 6 а, к я О . К о т о в , н а ш спецкори ное самолюбие, но пока непло­ хо морячит Шередека, — гово­ рит Николай Александрович. С Витькой Шередекой я по­ знакомился еще до этого пла­ вания. Его принимали на рабо­ ту в траловый флот. Меня по­ просил сфотографировать но­ воиспеченного моряка сотруд­ ник из редакции. Интересный факт — парню трудовую книж­ ку вручают и он в первый раз - в жизни в море пойдет. Туда, где отец промыслом руково­ дит. Эстафета поколений, так сказать. И вот здесь, на «Лоте», мы встретились во второй раз. Оказалось, что учились в од­ ной школе, имеем общих зна­ комых. Витька рассказал мне о своем первом рейсе, кото­ рый предшествовал нынешне­ му Как многих впервые узнав­ ших море, его «било» море. Не мог ничего есть уже на дру­ гой день после выхода судна Узел стал надежным На МБ-0111 «Гольфстрим» установлена линия замороз­ ка рыбы типа «АСМА» . Для оттайки блок-форм здесь при­ менена грелка, в которой в качестве нагревательных эле­ ментов используются спе­ циальные лампы мощностью 1000 ватт и напряжением 220 вольт. В грелке установ­ лено 11 ламп. Габариты и вес грелки та­ ковы, что для монтажа и де­ монтажа и переноски ее не­ обходимо два человека. Лам­ пы установлены без специ­ альных патронов, поэтому контактное соединение нена­ дежно (обрыв, обгорание). Стоимость одной лампы 15 руб., а за месяц работы их вышло из строя 22 . Клеммники расположены так, что невозможно восста­ новигь цепь или заменить лампы без демонтажа грелки в целом. Мощность грелки (11 квт.) не соответствует производительности линии. С самого начала эксплуатации выявилась несостоятель­ ность данной конструкции. Старший электромеханик: тов. Ригин и третий электро­ механик тов. Антонов пред­ ложили новую конструкцию грелки, значительно . превос­ ходящую по своим техниче­ ским .и эксплуатационным качестваii существующую. Грелка составлена из двух групп нагревательных эле­ ментов. Первая — мощно­ стью 17,5 квт, вторая — в квт. Суммарная мощность 23,5 квт. Каркас грелки изготовлен иэ уголка 25X25X3, клемм­ ные коробки из листовой стали толщиной 3 мм. Обли­ цовка из листовой стали тол- из порта. На море четыре бал­ ла, моряки книги читают при такой качке, а Витька отлежм* вался. Но, как обычно бывает, через двое суток полегчало, а . потом море перестало сердить­ ся на него. Работал. Нельзя ска­ зать, что наравне со всеми, но стремился не отставать. И буд­ то желая испытать его, Нептун щедро делился запасами своих кладовых. Рыба, как говорят, шла. Отлично ловилась и днем, и ночью, ящики всегда были полны доверху окунями или треской. Казалось, рыбе не бу­ дет конца и никогда не убрать ее всю. И молился он тогда морскому богу: ну хватит, хва­ тит рыбы, пусть трал пустой придет, пусть шторм начнется, ко не хочу больше видеть этих лупоглазых окуней, В общем, нелегко началась для него трудовая жизнь. Уста­ вал страшно. Ломило руки, спину. И когда по-настоящему понял, что такое работа, неред­ ко вспоминал мореходку е дневным отделением, с кото­ рым расстался без особых со­ жалений. Удивлялся своему легкомыслию. Все невзгоды курсантской жизни казались здесь несущественными. А рыба все шла и шла, и на размышления о том, как жить дальше, просто не хватало времени. И когда после шест­ что не так. «Если человека все время понукать да дергать, — сказал мне однажды опытный матрос Саша Пахолкин, — то он и море, и моряков возне­ навидит, уйдет с флота. По- этому новичкам осторожно морскую науку преподносим, постепенно». Тот же Пахолкин при мне отругал Витьку за несобран­ ность, а когда узнал, что тот хочет иэ ящика перебраться за рыбодел, посоветовал овладе­ вать специальностью рубщика после своей вахты. И сейчае Витька работает еще и со вто­ рой или с третьей *8X70#. Вста­ нет на край рыбодела и рубит головы треске, а-то и н» своем вахте на место рубщика стано­ вится, а рубщик его подменяет. _ V Мне Витька говорил, что многое пересмотрел в своей — Хочется жить осмысл'мто, полоню, чтоб след оставит* . Мора- помогло мне. Если <» ар­ мию не призовут в этом году, то .дальше плавать буду» о по­ том снова ■мореходку поггуп* лю. Однажды, когда наш р&дист связался с флагманом, Сергей Иванович, отец Витьки, спросил капитана: «Ну, как там мой?» Тог ответил: «Молодец, моря­ ком будет!». На снимках: (вверху) вот и морская вахта — Виктор Ше- редека у штурвала. На нижнем снимке запечат­ лен важный момент первый шаг а коллектив тралокого флота: инспектор отдела кад­ ров тралового флота О. Г. Круглова вручает Виктору трудовую книжку. Фото автора. ж у.'х !Ш 1 т ш Остропка полукутка трала дляСРТ I О БЫЧНО полукутки тралов для - СРТ острапливаются 4—в пожилинами иэ ка­ ната «Геркулес». При подъеме полукут- вея нагрузка приходится на пожилины, при этом около пожилин дель сильно вытягива­ ется и рвется. Чтобы предотвратить порывы паронита и асбеста. Электри ческие соединения выполне­ ны медными шинами из ли­ стовой меди толщиной 2 мм. В грелке применены оте­ чественные трубчатые нагре­ вательные элементы мощно­ стью 500 или 1000 ватт и напряжением 220 вольт, или импортные мощностью 1500 ватт, напряжением 380 вольт, или те и другие вместе. Конструкция грелки позво­ ляет, не демонтируя грелку, производить осмотр контакт­ ных соединений, их подтяж­ ку, замену элементов с ми­ нимальной затратой времени. Габариты, вес грел!$и по­ зволяют выполнять работу одному человеку. Вибрация заметно не ска­ зывается на конструкции грелки. В течение рейса все нагре­ вательные элементы оста­ лись целы, обгораний кон­ тактных соединений не обна­ ружено, изоляция в преде­ лах иормы Регистра СССР, т. е. грелка работает безот­ казно. В. СМИРНОВ, технический информатор Мурманского тралового флота. - щиной 1 мм. Прокладки из ка с рыбой на борт судна за дележный строп кутка, приходится часто пересаживать дель* на что уходит много времени. Рационализаторы Клайпедской базы океан- рыбфлота Г. Быстров, 3. Синкевич и Ю . Сте- пашкин предложили новую остропку полукут­ ка (см. рис.). По швам полукутка крепятся дзе пожилины из капрона, равные длине дели полукутка внатяг. На конце одной из пожилин вплетается капроновый канат с гашей на-«ви­ це. Вокруг полукутка сверху рубашки бы вл * зываются полуячеи из шнура диаметром 3 м:и, размером 100—120 мм. Затем собираются вместе по 3 полуячеи о помощью колец из 2 мм стальной проволоки (диаметр кольца 40 мм). Вокруг полукутка ч<*- рез гаши пожилин и кольца проходит далей;-' ный строп, который также на обоих концах имеет гаши. ^ * Концы дележного стропа соединяют^» ду собой и линем дележного стропа с по разъемной скобы. Линь делается 8—10 м, и конец его привязывают к топенан­ ту кутка. В результате внедрения этого новшества на­ грузка на дель распределяется равномерно, она меньше рвется; облегчается подъем полу­ кутка на борт. Т. КУЗНЕЦОВА, старший инженер по технической информации Клайпедской базы океанрыбфлота. НА РИСУНКЕ: t — дележный строп; 2 — коль­ цо (диаметр 40— 50 мм}; 3 — линь денежного стропа; 4 — скоба; S — полуячея (а=180— 120 мм); 6 — пожилина с вплетенным концом; f — гайтяи; 8 — петля-чека; 9 — кольцо; 10 — нвпрвиовьв> «трат т Н - нвпроиооае иенштиик

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz