Рыбный Мурман. 1972 г. Май.
З АПАХ моря. Его приносит с залива свежий ветер. Он волновал меня с дет ства. Но когда я впервые вы шел в открытое море на трау лере, он почему-то исчез. Я почу&ствовал его чуть позже. Начался промысел, в трюмы потекла рыба, и однажды, когда я вышел на палубу, не меня вновь потянуло горько ватым, соленым привычным за пахом. Значит море пахнет ры бой? — подумал я. А потом, когда судно кача лось, как ванькв-встамъка, и при спуске трала приходилось кри чать, чтобы было слышно из-за шума волн, я понял справедли вость ело* гюэта: «Море — это работа, рыба, авралы, роба..*», море — тысячи спокойных и мужественных людей, название которым — рыбаки. B*n»m быг одним из них. Старший помощник капита на Николай Александрович Смирнов подпиле* не .мостик. Семчес не его вахта* но какое это имеет значение. Надо же посмотреть, сколько и чего подняли с последним тралом. Мы наблюдаем через окно рубк*, как обрабатывает рыбу первая вахта. Шкерщики с сосредоточенными лицами орудуют ножами, а -подаваль щик сюит в ящике по колено в рыбе и л-опатой с дырками для стока воды черпает палту сов. Устало разгибает спину и шлепает их на рыбодел. Сколь зкие рыбины норовят свалить ся с доски. Он бросает лопа ту и руками задерживает их. Потом снова действует лопа той. — Когда в голове у челове ка интегралы, лопата не кажет ся ему самым удачным изо бретением человечества, — го ворит старпом. — Б ыл у нас один интеллектуал. С четвер того курса мореходки отчисли ли. Он — в море. Ну, а что мы на первых порах можем ему предложить? Ящик, лопату, пи ку — рабочее место и инстру мент подавальщика. Поработал он немного и предложил усот вершенствование — двое по дают, двое шкерят. Мы снова смотрим на палу бу. Борт накренился, и парень с лопатой едва не упал. Пал тусы, которых он только чуть не донес до рыбодела, свали лись в ящик. — Трудная работа у пода вальщика, — в тон моим мыс* лям говорит старпом. — Самая неквалифицированная. А от нее зависит, как сработает вахта. Ллохой подавальщик — плохая вахта. Тяжело, но эту первую ступень проходит каждый мо ряк. Парень поворачивает к нам свое лицог и мы видим, что он смееюя. Над своей нелов костью, наверно* — Это сын Шередеки — ру ководителя промысла. Стара*» тельный парень, хоть и моло дой. Что его поддерживает? Авторитет отца или собствен» Я надцати часов вахты и подвах- ты добирался до койки, успе вал только подумав: «Ну и работенка, чего меня сюда по несло». Но снова тралы всплы вали набитые рыбой, и некогда было жалеть себя. Этот рейс не такой выматы?» веющий. И море поспокойнее, и рыбалка, хотя и неплохая, но пока обходились без авралов. Витьку мучают вопросы. Нуг например, почему рыбодел, а и* рыбораздел. Но стоит ему зазеваться у ящика, как чей- нибудь голос пробубнит; «Шо» редекв, ворон ловишь». — Какие вороны, чайки кру гом. — шутит Витым» и весело и резво орудует лопатойг Ребята относятся к нему хо рошо. Стараются не мрвнйврй* жительно поучать, а дружески подсказывают, если делает ом С ы ж р ы 6 а, к я О . К о т о в , н а ш спецкори ное самолюбие, но пока непло хо морячит Шередека, — гово рит Николай Александрович. С Витькой Шередекой я по знакомился еще до этого пла вания. Его принимали на рабо ту в траловый флот. Меня по просил сфотографировать но воиспеченного моряка сотруд ник из редакции. Интересный факт — парню трудовую книж ку вручают и он в первый раз - в жизни в море пойдет. Туда, где отец промыслом руково дит. Эстафета поколений, так сказать. И вот здесь, на «Лоте», мы встретились во второй раз. Оказалось, что учились в од ной школе, имеем общих зна комых. Витька рассказал мне о своем первом рейсе, кото рый предшествовал нынешне му Как многих впервые узнав ших море, его «било» море. Не мог ничего есть уже на дру гой день после выхода судна Узел стал надежным На МБ-0111 «Гольфстрим» установлена линия замороз ка рыбы типа «АСМА» . Для оттайки блок-форм здесь при менена грелка, в которой в качестве нагревательных эле ментов используются спе циальные лампы мощностью 1000 ватт и напряжением 220 вольт. В грелке установ лено 11 ламп. Габариты и вес грелки та ковы, что для монтажа и де монтажа и переноски ее не обходимо два человека. Лам пы установлены без специ альных патронов, поэтому контактное соединение нена дежно (обрыв, обгорание). Стоимость одной лампы 15 руб., а за месяц работы их вышло из строя 22 . Клеммники расположены так, что невозможно восста новигь цепь или заменить лампы без демонтажа грелки в целом. Мощность грелки (11 квт.) не соответствует производительности линии. С самого начала эксплуатации выявилась несостоятель ность данной конструкции. Старший электромеханик: тов. Ригин и третий электро механик тов. Антонов пред ложили новую конструкцию грелки, значительно . превос ходящую по своим техниче ским .и эксплуатационным качестваii существующую. Грелка составлена из двух групп нагревательных эле ментов. Первая — мощно стью 17,5 квт, вторая — в квт. Суммарная мощность 23,5 квт. Каркас грелки изготовлен иэ уголка 25X25X3, клемм ные коробки из листовой стали толщиной 3 мм. Обли цовка из листовой стали тол- из порта. На море четыре бал ла, моряки книги читают при такой качке, а Витька отлежм* вался. Но, как обычно бывает, через двое суток полегчало, а . потом море перестало сердить ся на него. Работал. Нельзя ска зать, что наравне со всеми, но стремился не отставать. И буд то желая испытать его, Нептун щедро делился запасами своих кладовых. Рыба, как говорят, шла. Отлично ловилась и днем, и ночью, ящики всегда были полны доверху окунями или треской. Казалось, рыбе не бу дет конца и никогда не убрать ее всю. И молился он тогда морскому богу: ну хватит, хва тит рыбы, пусть трал пустой придет, пусть шторм начнется, ко не хочу больше видеть этих лупоглазых окуней, В общем, нелегко началась для него трудовая жизнь. Уста вал страшно. Ломило руки, спину. И когда по-настоящему понял, что такое работа, неред ко вспоминал мореходку е дневным отделением, с кото рым расстался без особых со жалений. Удивлялся своему легкомыслию. Все невзгоды курсантской жизни казались здесь несущественными. А рыба все шла и шла, и на размышления о том, как жить дальше, просто не хватало времени. И когда после шест что не так. «Если человека все время понукать да дергать, — сказал мне однажды опытный матрос Саша Пахолкин, — то он и море, и моряков возне навидит, уйдет с флота. По- этому новичкам осторожно морскую науку преподносим, постепенно». Тот же Пахолкин при мне отругал Витьку за несобран ность, а когда узнал, что тот хочет иэ ящика перебраться за рыбодел, посоветовал овладе вать специальностью рубщика после своей вахты. И сейчае Витька работает еще и со вто рой или с третьей *8X70#. Вста нет на край рыбодела и рубит головы треске, а-то и н» своем вахте на место рубщика стано вится, а рубщик его подменяет. _ V Мне Витька говорил, что многое пересмотрел в своей — Хочется жить осмысл'мто, полоню, чтоб след оставит* . Мора- помогло мне. Если <» ар мию не призовут в этом году, то .дальше плавать буду» о по том снова ■мореходку поггуп* лю. Однажды, когда наш р&дист связался с флагманом, Сергей Иванович, отец Витьки, спросил капитана: «Ну, как там мой?» Тог ответил: «Молодец, моря ком будет!». На снимках: (вверху) вот и морская вахта — Виктор Ше- редека у штурвала. На нижнем снимке запечат лен важный момент первый шаг а коллектив тралокого флота: инспектор отдела кад ров тралового флота О. Г. Круглова вручает Виктору трудовую книжку. Фото автора. ж у.'х !Ш 1 т ш Остропка полукутка трала дляСРТ I О БЫЧНО полукутки тралов для - СРТ острапливаются 4—в пожилинами иэ ка ната «Геркулес». При подъеме полукут- вея нагрузка приходится на пожилины, при этом около пожилин дель сильно вытягива ется и рвется. Чтобы предотвратить порывы паронита и асбеста. Электри ческие соединения выполне ны медными шинами из ли стовой меди толщиной 2 мм. В грелке применены оте чественные трубчатые нагре вательные элементы мощно стью 500 или 1000 ватт и напряжением 220 вольт, или импортные мощностью 1500 ватт, напряжением 380 вольт, или те и другие вместе. Конструкция грелки позво ляет, не демонтируя грелку, производить осмотр контакт ных соединений, их подтяж ку, замену элементов с ми нимальной затратой времени. Габариты, вес грел!$и по зволяют выполнять работу одному человеку. Вибрация заметно не ска зывается на конструкции грелки. В течение рейса все нагре вательные элементы оста лись целы, обгораний кон тактных соединений не обна ружено, изоляция в преде лах иормы Регистра СССР, т. е. грелка работает безот казно. В. СМИРНОВ, технический информатор Мурманского тралового флота. - щиной 1 мм. Прокладки из ка с рыбой на борт судна за дележный строп кутка, приходится часто пересаживать дель* на что уходит много времени. Рационализаторы Клайпедской базы океан- рыбфлота Г. Быстров, 3. Синкевич и Ю . Сте- пашкин предложили новую остропку полукут ка (см. рис.). По швам полукутка крепятся дзе пожилины из капрона, равные длине дели полукутка внатяг. На конце одной из пожилин вплетается капроновый канат с гашей на-«ви це. Вокруг полукутка сверху рубашки бы вл * зываются полуячеи из шнура диаметром 3 м:и, размером 100—120 мм. Затем собираются вместе по 3 полуячеи о помощью колец из 2 мм стальной проволоки (диаметр кольца 40 мм). Вокруг полукутка ч<*- рез гаши пожилин и кольца проходит далей;-' ный строп, который также на обоих концах имеет гаши. ^ * Концы дележного стропа соединяют^» ду собой и линем дележного стропа с по разъемной скобы. Линь делается 8—10 м, и конец его привязывают к топенан ту кутка. В результате внедрения этого новшества на грузка на дель распределяется равномерно, она меньше рвется; облегчается подъем полу кутка на борт. Т. КУЗНЕЦОВА, старший инженер по технической информации Клайпедской базы океанрыбфлота. НА РИСУНКЕ: t — дележный строп; 2 — коль цо (диаметр 40— 50 мм}; 3 — линь денежного стропа; 4 — скоба; S — полуячея (а=180— 120 мм); 6 — пожилина с вплетенным концом; f — гайтяи; 8 — петля-чека; 9 — кольцо; 10 — нвпрвиовьв> «трат т Н - нвпроиооае иенштиик
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz