Рыбный Мурман. 1972 г. Май.

В воскресенье 180 пионеров из правофланговых юнармейски* отрядов подшефных школ флотов Северного бассейна на теплоходе «Канин» отправились по Кольскому заливу к месту гибели леген­ дарного траулера «Туман». Свой поход они посвятили 50-летию пионерской организации имени В. И. Ленина. Прибыв на место» пионеры провели торжественную линейку. Перед ними выступили ветераны флотов, участники обороны За­ полярья. Командовал походом Герой Советского Союза С. П. Суббо­ тин. Пионеры дали клятву быть верными сынами нашей Советской социалистической Родины. Затем последовала команда: — Склонить знамена! Заиграл духовой оркестр. Под звуки мелодии «Варягам дети опустили за борт большие букеты цветов. Все присутствующие почтили память героев минутой молчания. Теплоход «Канин» сделал круг почета, я в это время в небе вспыхнули десятки разноцветных ракет. г. САМ ОХВАЛ ОВА , нач. базы городского военно-патриотического штаба «Зарница». щ тщ цветы в честь Н А I H O P C K H X Д О РО ГА Х В . Х р я ш к о в нуту, точно по секундомеру, Векшин перекладывал руль. Ни в коем случае нельзя было показать пи­ ратам свою беспомощность. Бомбы израсходованы, но есть еще двенадцать реактивных мин. Так прошел день, прошла ночь. Наступило 24 сентября. Новая встреча с одной из субмарин. Дали два залпа. Враг уклонился и следом атаковал «Амика», Как потом выяснилось, он выпустил электроторпеду. Взрыв в кормовой части. Руль и винты вывернуло кверху, наружу. Корпус деформи­ ровался до самого форштевня. Вся радиоаппаратура вышла из строя. Погас свет, остановились механиз­ мы. Корабль накренился до 25 градусов на левый борт. Командир не выказывал пашней. Все его дейст­ вия были четкими и верными. Принял меры, чтобы восстановить остойчивость кораблю выкачкой топ­ лива. Отдал шифровальщику — старшина перво# статьи комсомольцу Порохину необходимые прика­ зы. Для защиты «Амика» оставил несколько чело­ век, остальные пересели на катер. Главный — Борис Николаевич Векшин. Дал ему необходимый ин­ структаж, подарил свой пистолет «ТТ». Мотор у катера не заводился. На веслах отошли метров двести, легли в дрейф, ожидая даиькешшш приказаний. Неожиданно раздалось: — Левый борт, курсовой сто десять — перископ. Корабль ожил. Заговорили орудия, стреляли прсР* тиволодочными снарядами. Это заставило субмари­ ну уйти под воду. Но не нпдодав. Черев полчаса опять увидели перископ И снова израненный ко­ рабль дал о себе знать. Передышка... С «Амика» по семафору передали: — Подойти к борту. Векшин выполнил приказ. Поднялся на корабль. Корабельный штурман лейтенант Дементьев объяс­ нил обстановку. Командир поставил задачу: спасти экипаж. В катер погрузили автоматы, гранаты, па*» роны, консервы. Минуты прощанья. Капитан-лейтенант Лысов сказал: — Если мы погибнем, защищайте вместо нас Ро­ дину, не жалея своей крови. Дойдете до земли рус­ ской, передайте: «Мы не спустили военно-морскор» флага перед врагом». Взмахнул рукой, прогремел артиллерийский залп. У многих на глазах слезы, их не стеснялись... Так закончился этот героический и трагический одновременно поход «АМ-120». Большая часть его команды благополучно дошла до берега. За прояв* леыное мужество, умелые действия коммунист Бо­ рис Николаевич Векшин был награжден орденом Отечественной войны II степени. «Безусловно, эта история должна быть извести* как образец стойкости и мужества советских моря­ ков...», — писал адмирал Головко; (Окончание следует). (Продолжение. Нач. в №№ 54, 55). Орден Красного Зпамени № 49-Ю... Его вручал Векшину в Кремле Михаил Иванович Калинин. Ехали в Москву группой: Борис Сафонов, будущий дважды Герой Советского Союза, Павел Космачев, командир батареи, потопившей в первые дни войны два корабля противника, Иосиф Кроль, командир МО-121... Кто знал, что их имена войдут в боевую историю ныне Краснознаменного Северного флота, многие станут известны всей стране. Да и у Бориса Нико­ лаевича во-он сколько прибавится наград: еще один орден Красного Знамени, ордена Отечественной вой­ ны I и II степени, медали Ушакова, Нахимова, другие знаки воинской доблести. А за каждой на­ градой — тяжелый солдатский труд, труд, гранича­ щий с повседневным подвигом. Как вот было, на* пример, в арктическую навигацию 1944 года. «Это событие самое трагическое, но и самое героическое, которое л помшо». — записал впоследствии Борис Николаевич. ...21 сентября 1944 года отряд наших кораблей подошел к кромке льда у мыса Челюскин. В соста­ ве его был эскадренный тральщик АМ-120 {«Амик», как ласково называли его краснофлотцы), яа котором Векшин служил старшиной рулевых. Командовал тральщиком капитан-лейтенант Лысов. На горизонте появились дымки, а патом силуэты каравана судов, следовавших из моря Лаптевых под проводкой ледокола. Дальше их сопровождать дол­ жен был конвой. Все вокруг окутано туманом. На пути встреча­ лись отдельные льдины. Темнота. Нигде ни одного огонька — полная светомаскировка. Рулевой Век­ шин улавливает только равномерное постукивание различных элекгронавигационных приборов. Весь — внимание. Надо точно держать корабль в киль­ ватере, быть готовым ко всему. Краснофлотцы на боевых постах — объявлена тревога. Но пока тихо. Так прошла ночь. В середине второй со стороже­ вого корабля «Бриллиант» доложили об обнаружен­ ной немецкой субмарине на траверзе транспорта «Революционер». По приказу командира конвоя «АМ-120» вышел из ордера в атаку. Через 10—15 ми­ нут, доложили: — Подводная лодка курс... Скорость..: В воду полетели глубинные бомбы, реактивные мины Но пираты успели сделать свое черное дело — выпустили торпеду по самому крупному транс­ порту — «Революционеру». «Бриллиант* прикрыл его борт, принял удар на себя. На АМ-120 передали новый приказ: Оставаться в районе, сковать действия подлод­ ки противника, не допустить продвижения ее за караваном. Конвой резко изменил курс и скрылся в ночи. Су­ да, имевшие главную цель — довести без потерь грузы в порт Диксон, так необходимые стране, про­ должали путь. Тральщик остался один на один с невидимым врагом. На месте гибели «Бриллианта» плавали обломки, одежда, отсвечивались пятна мазута, И совсем ря­ дом находилась полузатопленная шлюпка с двумя краснофлотцами. В этот момент снова раздался го­ лос акустика: — Слышу шум винтов. Решение капитан-лейтенанта Лысова было быст­ рым. — Векшин, спускайте катер, возьмите людей из шлюпки. С вами пойдет моторист... Ждите нас. Повидал многое за три с лишним года войны Бо­ рис Николаевич. Порой жизнь висела на волоске. Когда очищали фарватер от вражеских мин, сопро­ вождали конвои, перегонял тот же «АМ-120» из Америки на Северный флот (за эту операцию был награжден орденом Отечественной войны I степени), всего не упомнишь Сейчас, оставшись среди ночи на маленьком катере в открытом море, только что увидев гибель боевых друзей со сторожевика, все тоскливые мысли отогнал прочь. Подошли к шлюпке. Один, из краснофлотцев — старшийа второй статьи — был мертв, второй желез­ ной хваткой держался за фалинь, Пришлось фа­ линь обрезать ножом. Векшин и моторист начали оказывать краснофлотцу первую помощь. Пока за­ нимались этим, подошел «Амик». — Ход сбавлять не будем, швартуйтесь так, — приказал командир. Векшин ничуть не удивился такой команде. Знал: остановившийся корабль — отличная мишень для подлодки. И мастерски подошел к борту. Поиск субмарины продолжался. . Наступило утро. Все устали, во никто не поки­ дал боевых постов. На месте и завтракали. Однако завтрак был прерван. Опять боевая тревога. Обна­ ружили на близком расстоянии врага. Атака. Взры­ вы бомб. Дизеля работают на повышенном режиме. Пришло распоряжение командира конвоя: «Оста­ ваться в заданном районе, продолжать поиск. У нас все хорошо. Вас сменят». Положение складывалось не из лучших. Боепри­ пасов осталось максимум на две атаки. Было также ясно, что подлодка специально не уходит из района. На коротком совещании старшина гидроакустиков высказал предположение: лодок две. Скорость у них около 16 узлов под водой. Как только «Амик» идет в атаку, враг резко меняет курс, глубину и ложится на грунт. Глубина моря не более 50 метров — это возможно Во время совещания акустик доложил: — Лодки выходят на боевой курс. Командир решил атаковать одну из них, ту, что представляла наибольшую опасность, находилась всего в 20 кабельтовых. Удар, еще, еще! Вот уже кончились глубинные бомбы. Потом попавшая под корпус льдина вывела из строя гидроакустическую аппаратуру. Корабль потерял «слух». О случившемся доложили командиру конвоя. От него получили «добро» следовать в базу. С радо­ стью узнали краснофлотцы о благополучном завер­ шении перехода каразана на Диксон. Значит, они выполнили свою задачу, не дали врагу торпедиро­ вать суда каравана. «Амик» шел полным ходом, как будто ничего не случилось. Курсы — переменные. Через каждую ми­ Редактор Е, В. МИХАЙЛОВСКИИ. «Рыбный Мурман». Индекс 55654. Цена 1 экз. — 2 коп. Мурманская областная рнпография, г, Мур макск. Зак 2983. ПН-02379

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz