Рыбный Мурман. 1972 г. Май.
В воскресенье 180 пионеров из правофланговых юнармейски* отрядов подшефных школ флотов Северного бассейна на теплоходе «Канин» отправились по Кольскому заливу к месту гибели леген дарного траулера «Туман». Свой поход они посвятили 50-летию пионерской организации имени В. И. Ленина. Прибыв на место» пионеры провели торжественную линейку. Перед ними выступили ветераны флотов, участники обороны За полярья. Командовал походом Герой Советского Союза С. П. Суббо тин. Пионеры дали клятву быть верными сынами нашей Советской социалистической Родины. Затем последовала команда: — Склонить знамена! Заиграл духовой оркестр. Под звуки мелодии «Варягам дети опустили за борт большие букеты цветов. Все присутствующие почтили память героев минутой молчания. Теплоход «Канин» сделал круг почета, я в это время в небе вспыхнули десятки разноцветных ракет. г. САМ ОХВАЛ ОВА , нач. базы городского военно-патриотического штаба «Зарница». щ тщ цветы в честь Н А I H O P C K H X Д О РО ГА Х В . Х р я ш к о в нуту, точно по секундомеру, Векшин перекладывал руль. Ни в коем случае нельзя было показать пи ратам свою беспомощность. Бомбы израсходованы, но есть еще двенадцать реактивных мин. Так прошел день, прошла ночь. Наступило 24 сентября. Новая встреча с одной из субмарин. Дали два залпа. Враг уклонился и следом атаковал «Амика», Как потом выяснилось, он выпустил электроторпеду. Взрыв в кормовой части. Руль и винты вывернуло кверху, наружу. Корпус деформи ровался до самого форштевня. Вся радиоаппаратура вышла из строя. Погас свет, остановились механиз мы. Корабль накренился до 25 градусов на левый борт. Командир не выказывал пашней. Все его дейст вия были четкими и верными. Принял меры, чтобы восстановить остойчивость кораблю выкачкой топ лива. Отдал шифровальщику — старшина перво# статьи комсомольцу Порохину необходимые прика зы. Для защиты «Амика» оставил несколько чело век, остальные пересели на катер. Главный — Борис Николаевич Векшин. Дал ему необходимый ин структаж, подарил свой пистолет «ТТ». Мотор у катера не заводился. На веслах отошли метров двести, легли в дрейф, ожидая даиькешшш приказаний. Неожиданно раздалось: — Левый борт, курсовой сто десять — перископ. Корабль ожил. Заговорили орудия, стреляли прсР* тиволодочными снарядами. Это заставило субмари ну уйти под воду. Но не нпдодав. Черев полчаса опять увидели перископ И снова израненный ко рабль дал о себе знать. Передышка... С «Амика» по семафору передали: — Подойти к борту. Векшин выполнил приказ. Поднялся на корабль. Корабельный штурман лейтенант Дементьев объяс нил обстановку. Командир поставил задачу: спасти экипаж. В катер погрузили автоматы, гранаты, па*» роны, консервы. Минуты прощанья. Капитан-лейтенант Лысов сказал: — Если мы погибнем, защищайте вместо нас Ро дину, не жалея своей крови. Дойдете до земли рус ской, передайте: «Мы не спустили военно-морскор» флага перед врагом». Взмахнул рукой, прогремел артиллерийский залп. У многих на глазах слезы, их не стеснялись... Так закончился этот героический и трагический одновременно поход «АМ-120». Большая часть его команды благополучно дошла до берега. За прояв* леыное мужество, умелые действия коммунист Бо рис Николаевич Векшин был награжден орденом Отечественной войны II степени. «Безусловно, эта история должна быть извести* как образец стойкости и мужества советских моря ков...», — писал адмирал Головко; (Окончание следует). (Продолжение. Нач. в №№ 54, 55). Орден Красного Зпамени № 49-Ю... Его вручал Векшину в Кремле Михаил Иванович Калинин. Ехали в Москву группой: Борис Сафонов, будущий дважды Герой Советского Союза, Павел Космачев, командир батареи, потопившей в первые дни войны два корабля противника, Иосиф Кроль, командир МО-121... Кто знал, что их имена войдут в боевую историю ныне Краснознаменного Северного флота, многие станут известны всей стране. Да и у Бориса Нико лаевича во-он сколько прибавится наград: еще один орден Красного Знамени, ордена Отечественной вой ны I и II степени, медали Ушакова, Нахимова, другие знаки воинской доблести. А за каждой на градой — тяжелый солдатский труд, труд, гранича щий с повседневным подвигом. Как вот было, на* пример, в арктическую навигацию 1944 года. «Это событие самое трагическое, но и самое героическое, которое л помшо». — записал впоследствии Борис Николаевич. ...21 сентября 1944 года отряд наших кораблей подошел к кромке льда у мыса Челюскин. В соста ве его был эскадренный тральщик АМ-120 {«Амик», как ласково называли его краснофлотцы), яа котором Векшин служил старшиной рулевых. Командовал тральщиком капитан-лейтенант Лысов. На горизонте появились дымки, а патом силуэты каравана судов, следовавших из моря Лаптевых под проводкой ледокола. Дальше их сопровождать дол жен был конвой. Все вокруг окутано туманом. На пути встреча лись отдельные льдины. Темнота. Нигде ни одного огонька — полная светомаскировка. Рулевой Век шин улавливает только равномерное постукивание различных элекгронавигационных приборов. Весь — внимание. Надо точно держать корабль в киль ватере, быть готовым ко всему. Краснофлотцы на боевых постах — объявлена тревога. Но пока тихо. Так прошла ночь. В середине второй со стороже вого корабля «Бриллиант» доложили об обнаружен ной немецкой субмарине на траверзе транспорта «Революционер». По приказу командира конвоя «АМ-120» вышел из ордера в атаку. Через 10—15 ми нут, доложили: — Подводная лодка курс... Скорость..: В воду полетели глубинные бомбы, реактивные мины Но пираты успели сделать свое черное дело — выпустили торпеду по самому крупному транс порту — «Революционеру». «Бриллиант* прикрыл его борт, принял удар на себя. На АМ-120 передали новый приказ: Оставаться в районе, сковать действия подлод ки противника, не допустить продвижения ее за караваном. Конвой резко изменил курс и скрылся в ночи. Су да, имевшие главную цель — довести без потерь грузы в порт Диксон, так необходимые стране, про должали путь. Тральщик остался один на один с невидимым врагом. На месте гибели «Бриллианта» плавали обломки, одежда, отсвечивались пятна мазута, И совсем ря дом находилась полузатопленная шлюпка с двумя краснофлотцами. В этот момент снова раздался го лос акустика: — Слышу шум винтов. Решение капитан-лейтенанта Лысова было быст рым. — Векшин, спускайте катер, возьмите людей из шлюпки. С вами пойдет моторист... Ждите нас. Повидал многое за три с лишним года войны Бо рис Николаевич. Порой жизнь висела на волоске. Когда очищали фарватер от вражеских мин, сопро вождали конвои, перегонял тот же «АМ-120» из Америки на Северный флот (за эту операцию был награжден орденом Отечественной войны I степени), всего не упомнишь Сейчас, оставшись среди ночи на маленьком катере в открытом море, только что увидев гибель боевых друзей со сторожевика, все тоскливые мысли отогнал прочь. Подошли к шлюпке. Один, из краснофлотцев — старшийа второй статьи — был мертв, второй желез ной хваткой держался за фалинь, Пришлось фа линь обрезать ножом. Векшин и моторист начали оказывать краснофлотцу первую помощь. Пока за нимались этим, подошел «Амик». — Ход сбавлять не будем, швартуйтесь так, — приказал командир. Векшин ничуть не удивился такой команде. Знал: остановившийся корабль — отличная мишень для подлодки. И мастерски подошел к борту. Поиск субмарины продолжался. . Наступило утро. Все устали, во никто не поки дал боевых постов. На месте и завтракали. Однако завтрак был прерван. Опять боевая тревога. Обна ружили на близком расстоянии врага. Атака. Взры вы бомб. Дизеля работают на повышенном режиме. Пришло распоряжение командира конвоя: «Оста ваться в заданном районе, продолжать поиск. У нас все хорошо. Вас сменят». Положение складывалось не из лучших. Боепри пасов осталось максимум на две атаки. Было также ясно, что подлодка специально не уходит из района. На коротком совещании старшина гидроакустиков высказал предположение: лодок две. Скорость у них около 16 узлов под водой. Как только «Амик» идет в атаку, враг резко меняет курс, глубину и ложится на грунт. Глубина моря не более 50 метров — это возможно Во время совещания акустик доложил: — Лодки выходят на боевой курс. Командир решил атаковать одну из них, ту, что представляла наибольшую опасность, находилась всего в 20 кабельтовых. Удар, еще, еще! Вот уже кончились глубинные бомбы. Потом попавшая под корпус льдина вывела из строя гидроакустическую аппаратуру. Корабль потерял «слух». О случившемся доложили командиру конвоя. От него получили «добро» следовать в базу. С радо стью узнали краснофлотцы о благополучном завер шении перехода каразана на Диксон. Значит, они выполнили свою задачу, не дали врагу торпедиро вать суда каравана. «Амик» шел полным ходом, как будто ничего не случилось. Курсы — переменные. Через каждую ми Редактор Е, В. МИХАЙЛОВСКИИ. «Рыбный Мурман». Индекс 55654. Цена 1 экз. — 2 коп. Мурманская областная рнпография, г, Мур макск. Зак 2983. ПН-02379
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz