Рыбный Мурман. 1972 г. Май.

К АК ИЗВЕСТНО, 1971 г од был неблагоприят­ ным для рыбаков Северного бассейна. Сырье­ вая база в традиционных районах промысла оставляла, как говорят, желать лучшего. Пришлось обживать новые места, специализироваться на вы­ пуске продукции из пород рыб. которые ранее или совсем не добывали, или ловили мало. Это все относится к промысловикам. Экипажи судов «Севрыбхолодфлота», естественно, тоже должны, были, строниь работу применительно к обстановке. Производственные- плавбазы основное время использовались в Центрально-Восточной Ат­ лантике, где раньше не бывали» активно участвовали в юойвенной и.сайроаой путинах, на лове сайкн у Новой Земли. В этих сложных условиях курс был взят на освое­ ние и выработку рыбных товаров различного ассор­ тимента из таких рыб, как скумбрия, сардинелла, ставрида, мойва, сайра н т. д. Удельный вес продук­ ции из этих пород составил в 1971 году около 80 процентов от общего объема. Потребитель полу­ чил соленую и пряную продукцию' из ставриды, сар­ динеллы. пресервы из мойвы, сардинеллы и ставри­ ды, консервы, из^ скумйран» филе . на палтуса, став- РЗДЬЕ. Благодаря освоению и внедрению .новых видов продукции, впервые за последние годы коллективу флота удалось выполнить и перевыполнить государ­ ственное задание по производству ' соленой продук­ ции, филе, пресервов и консервов. • Это с одной стороны. В то же время резкое из­ менение районов промысла, ассортимента прини­ маемого сырья потребовало значительной перестрой­ ки работы плавбаз, особенно технологических служб, вдшкесвото пересмотра технологических схем и ивстружщй*, горазда бсльншт ишшанни к вопросам качества рыбопродукции. Сделано было многое. Отработаны температурные режимы и сроки хранения специй и полуфабриката до обработки, соотношения дозировки соли и тузлу­ ка при смешанном посоле, внедрена технология производства пресербов с добавлением тузлука без отстоя с последующими быстрыми охлаждениями. Можно продолжить перечень выполненных меро­ приятий по организации работы судов флота в новых условиях. Суть в другом. Увеяюение выработки соленой и пряной продук­ ции. из ставриды и сардинеллы, а также пресервов из тех же рыб повлекло за собой рост рыбной про­ дукции, забракованной или пониженного качества. За год было шшикею в сортности и переведено в нестандартную 6838 цекгаеров — значительно больше, чем в позапрошлом году. Причин этому •много. Продукция браковалась в основном из-за окисления жира, гнилостного запаха во внутрен­ ностях и мясе, дряблости консистенции, неоднород­ ности размера, а также по нестандартной марки­ ровке и упаковке. . А происходило, так потому, что сырье задержива­ лось до обработки и неправильно хранилось в бунке­ рах и в орудиях лова, нарушались дозировки соли, сроки и температурные режимы хранения соленого полуфабриката и готовой- продукции, использовалась нестандартная тара и тому подобное. На некоторых плавбазах чрезмерно увлекались количеством в ущерб качеству. Расчет тут был простой: если значительно перевыполнить рейсовое задание по трудоемкости, то это с лихвой перекроет-минусы низкого качества продукции. Бытовало мнение, что возможно «либо количество, либо качество». Такая точка зрения наносит непоправимый вред делу. Яркий пример этому работа коллектива плавбазы «Григорий Лысенко» в рейсе № 2 в 1971 году. Там 1 массово выпускали нестандартную продукцию. И хо­ тя значительно было перевыполнено рейсовое зада­ ние, весь экипаж полностью или частично лишился рейсовой премии. Нестандартная продукция, снятая с учета,.существенно снизила процент выполнения, а следовательно, сдельный заработок. ЦЕНА БРАКА В 1971 году «Ссврыбхолодфлотом» было оплачено 385 претензий на сумму 320230 рублей. Наиболь­ шее количество претензий на понижение качества поступило на продукцию, выработанную из океани­ ческих пород на плавбазах «Григорий Лысенко», «Сергей Василисин», «Профессор Баранов», «Маточ- кин Шар». Резко увеличилось количество претензий на скры­ тую пересортицу, особенно мороженой рыбопродук­ ции. В 1971 году впервые поступили рекламации даже на несоответствие качества кормовой муки, вы­ пущенной на плавбазах «Печенга», «Антарктика» и «Памяти Кирова». По транспортным судам не снижается количест­ во претензий по открытой пересортице. Особенно неблагополучно обстояло дело с продукцией, по­ ставленной У ПС «Комиссар Полухин», ТР «Василий Суриков», «Иркутск», «Карл Либкйехт». Имеются случаи несохранения качества продукции, принятой к перевозкам на ТР «Северный ветер», «В. Сури­ ков», грубых нарушений правил,отгрузки. В течение 1971 года: но выздаяяг получателя про­ дукциибыло 32 выезда в командировки представи­ телей «Севрыбхолодфлота» в основном по претен­ зиям на несоответствие качества поступившей про­ дукции. Результаты командировок следующие: в 15 случаях продукция частично была понижена в сортности, в 8 случаях вся отгруженная продукция переведена в низкие сорта и только в 7 случаях про­ дукция была оставлена первоначальной сортностью. Претензии поступали, и в пернем квартале 1972 го­ да. Зз январь-февраль:ло ним оплачена 147,6 тыся­ чи рублей. Львиную долю в эту сумму внесли кол­ лективы плавбаз «Григорий Лысенко», «Даурия», «Маточкин Шар». Руководство флота применило самые строгие ме­ ры административного и материального наказания к конкретным виновникам выпуска брака. Пол­ ностью или частично были лишены рейсовых премий рядовые моряки и номандиры плавбаз, допустив­ шие выработку и отгрузку нестандартной продукции. В 1971 году было привлечено к административной и материальной ответственности 123 человека. А вообще, если проанализировать рост объема реализованной продукции, то станет ясно: число ра­ ботников, получивших взыскания, в десять и даже в сто раз превышает цифру рекламаций по сравне­ нию с 1965 годом — годом становления «Севрыбхо­ лодфлота». Так, в том году было 126 оплаченных рекламаций, за что получили взыскания 47 человек. В прошлом году число рекламаций увеличилось на 30,6 процента, а число наказанных в 786 раз. Значит, многие моряки потеряли в заработке, в их личном деле появились отметки о вынесенных вы­ говорах, о других взысканиях. Это — цена брака, которую определили себе виновники снижения каче­ ства выработанной продукции. Однако ухудшение качества продукции — не толь­ ко ущемление интересов предприятия в виде упла­ ты штрафов. но брать его отказались. И в результате до сере­ дины рейса трюм «Маточкина Шара» был занят. Плохо обстоит дело с весовым хозяйством. Нет специальных динамометров для взвешивания рыбы в морских условиях, стандартных противовесов- эталонов для взвешивания противней с рыбой, стан­ дартных мерников для специй при выработке пре­ сервов, консервов. В. А . Сасса, старший инспектор Северной ин­ спекции. — Большую роль в повышении качества продук­ ции должны сыграть судовые группы народного контроля. Действовать они должны в тесном кон­ такте с командирами производства. К сожалению, не на всех плавбазах такое увидишь. На «Маточки- ном Шаре» ни технолог, ни заведующая лаборато­ рией даже не знают, кто у них входит в группу на­ родного контроля. На плавбазе «Сергей Василисин» на производст­ венном совещании капитан-директор, отвечая на во­ прос рыбообработчика о качестве продукции, заявил: Шкегь НАШЕЙ МАРКИ Все гораздо сложнее и глубже. Допущенный брак, нестандартная продукция, понижение сортности, пе­ ревод продукции первого сорта во второй сорт и т. д. снижает объем реализации. Оптово-отпускные цены, по которым «Севрыбхолодфлот» продает рыбопро­ дукцию, за первый сорт выше на 16,7 процента це­ ны второго сорта. При реализации продукции, из­ готовленной с отступлениями от стандартов и техни­ ческих условий, вся сумма полученной прибыли изымается в доход бюджета и не включается в от­ четные данные о выполнении плана по реализации, выпуску продукции и прибыли. А объем реализации является одним из фондообразующих показателей. Это важнейший показатель оценки работы пред­ приятия. Снижение качества продукции влияет на произ­ водительность труда. При ухудшении его она па­ дает. При этом заработная плата остается на уровне или не растет. Создается недопустимое соотно­ шение между этими двумя категориями, при кото­ ром нельзя выплачивать премии из фонда матери­ ального поощрения. 4 у В 1971 году из-за опережения роста средней за­ работной платы над производительностью труда на 2,6 процента 661 тысяча рублей из фонда матери­ ального поощрения была зарезервирована, так как расходовать ее по утвержденным условиям нельзя. КТО ВИНОВАТ? Положение с качеством продукции, выпускаемой в «Севрыбхолодфлоте», вызывает тревогу. В чем тут дело, какие надо осуществить мероприятия, чтобы положение это стало нормальным? Вот мне­ ние специалистов. В. Л. Шамрай, помощник капитана по произ­ водству. — Производственные рефрижераторы третий год работают в районе Центрально-Восточной Атланти­ ки, но до сих пор не имеют технической документа­ ции на вылавливаемые в этом районе виды рыб. Документация на вырабатываемую продукцию не­ полная. Одной из причин выпуска продукции низко­ го качества является несоблюдение технологических режимов. Основная вина ложится на технологов и мастеров. Но технологи работают под руководством капитан-директоров и обязаны выполнять их распо­ ряжения. Капитан-директор несет ответственность за вы­ полнение плана по количеству. Бывают случаи, ког­ да командир дает указание принять рыбы значи­ тельно больше, чем может переработать технологи­ ческая группа. Поэтому происходит задержка сырья до обработки. Надо, чтобы руководитель коллектива считался с мнением технологов по вопросам обра­ ботки. Г. М . Маметьева, инженер производственного от­ дела. — Некоторые рыбмастера и их помощники пол­ ностью снимают с себя обязанность контроля за ка­ чеством рыбопродукции, не выявляют бракоделов, занимаются их покрывательством, а в результате непосредственные рыбообработчики, допускающие брак, остаются нередко безнаказанными. На плавбазах при выработке соленой, мороженой продукции, пресервов желательно в штат лаборато­ рии дополнительно вводить еще одного человека. Это позволит осуществлять контроль по вахтам. Не­ обходимо лучше обеспечивать экипажи ярко-красны­ ми этикетками. Часто при загрузке трюмов на судах каргоплан, составленный технологом; капитан меняет. Загружа­ ют трюмы лишней картонной тарой, бочкотарой и другим технологическим материалом. В результате судно приходит на промысел и нельзя распределить в трюмах рыбопродукцию по ассортименту. Так, в рейсе № 3 на ПР «Маточкин Шар» трюм № 4 загрузили льдом для доставки в район Цент­ рально-Восточной Атлантики промысловым судам. Предназначался лед для сохранения рыбопродукции, — За качество отвечает заведующая лаборатори­ ей, пусть об этом у вас голова не болит. Комментарии тут, как говорится, излишни. А . Ф . Бушмин, начальник технического отдела. — Плавбазы проекта В-64, В-69, находящиеся в эксплуатации, имеют ряд крупных недостатков, а их производственные возможности весьма ограниче­ ны и не отвечают современным требованиям в ча­ сти механизации производства и вырабатываемого на них ассортимента рыбопродукции. Поступающие из новостроя плавбазы могут вы­ рабатывать не более пяти наименований рыбопро­ дукции, в современных же условиях ассортимент выпускаемой продукции на плавбазах превышает 10 наименований. Прошло уже восемь лет со дня поступления в наш Северный бассейн первой плавбазы проекта В-64. За это время мы много раз обращались в министер­ ство, отмечая недостатки этих судов и указывая на необходимость их устранения. Однако воз и ныне там. КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ И ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС «Севрыбхолодфлот» являегся зачинателем в ре­ шении Сложной проблемы механизации приемки ры­ бы от промысловых судов с помощью рыбонасосов и пневмоперегружателей. Эти установки имеют еще много недостатков, но сейчас составлены мероприя­ тия по их устранению, и есть надежда, что в течение текущего года и в начале будущего они будут лик­ видированы. В период бушевавших, недавно штормов в Барен­ цевом море приемка мойвы от промысловых судов производилась преимущественно с помощью пневмо­ перегружателей. За время существования флота специалистами судов и управления, рационализаторами созданы ме­ ханизированные линии, участки, машины, механиз­ мы, позволяющие расширить ассортимент вырабаты­ ваемой продукции, механизировать ручной труд, по­ высить качество продукции. Внедрены линии по производству рыбы прерванпого посола (ящичного), в которых применяются гидравлические и пневмати­ ческие прессы собственной конструкции, линии для производства тушки, ухи, пряного посола, спецпосо- ла, участки по производству натуральных консервов, транспортировки полярной тресочки на заморозку и т. д. В них использованы многие приспособления и изделия собственной конструкции. По предложениям рационализаторов внедрены глазуровочные машины, станки для . спецразделки палтуса и выработки филе из пелагических пород рыб, приспособления для снятия чешуи, укупорки бочек, внесены большие, порой принципиальные из­ менения в существующие линии производства пре­ сервов, морозильные, посольные линии. В 1971 году от 553 рационализаторов поступи­ ло 671 предложение с экономическим эффектом 540,7 тысячи рублей. Необходимо отметить, что в действительности экономический эффект от внедрен­ ных предложений намного превышает эту сумму. Од­ нако из-за недостаточного внимания к рационализа­ ции со стороны экономистов расчеты экономической эффективности предложений производятся от случая к случаю. Так, в 1971 году из 671 предложения экономический эффект подсчитан только по 22. А ведь ясно, что эта работа затрагивает не только ин­ тересы управления, но и материальное стимулиро­ вание рационализаторов для дальнейшего творче­ ства. Еще хуже обстоят дела с определением эффек­ тивности использования новой техники и устанав­ ливаемого на судах нового оборудования. В этом вопросе работники планово-экономического отдела и ОТиЗ никакого участия не принимают и, кажется, не желают знать, что же дали управлению те 150 тысяч рублей, затраченные в 1971 году на приобре­ тение и установку на судах нового оборудования.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz