Рыбный Мурман. 1972 г. Май.
К АК ИЗВЕСТНО, 1971 г од был неблагоприят ным для рыбаков Северного бассейна. Сырье вая база в традиционных районах промысла оставляла, как говорят, желать лучшего. Пришлось обживать новые места, специализироваться на вы пуске продукции из пород рыб. которые ранее или совсем не добывали, или ловили мало. Это все относится к промысловикам. Экипажи судов «Севрыбхолодфлота», естественно, тоже должны, были, строниь работу применительно к обстановке. Производственные- плавбазы основное время использовались в Центрально-Восточной Ат лантике, где раньше не бывали» активно участвовали в юойвенной и.сайроаой путинах, на лове сайкн у Новой Земли. В этих сложных условиях курс был взят на освое ние и выработку рыбных товаров различного ассор тимента из таких рыб, как скумбрия, сардинелла, ставрида, мойва, сайра н т. д. Удельный вес продук ции из этих пород составил в 1971 году около 80 процентов от общего объема. Потребитель полу чил соленую и пряную продукцию' из ставриды, сар динеллы. пресервы из мойвы, сардинеллы и ставри ды, консервы, из^ скумйран» филе . на палтуса, став- РЗДЬЕ. Благодаря освоению и внедрению .новых видов продукции, впервые за последние годы коллективу флота удалось выполнить и перевыполнить государ ственное задание по производству ' соленой продук ции, филе, пресервов и консервов. • Это с одной стороны. В то же время резкое из менение районов промысла, ассортимента прини маемого сырья потребовало значительной перестрой ки работы плавбаз, особенно технологических служб, вдшкесвото пересмотра технологических схем и ивстружщй*, горазда бсльншт ишшанни к вопросам качества рыбопродукции. Сделано было многое. Отработаны температурные режимы и сроки хранения специй и полуфабриката до обработки, соотношения дозировки соли и тузлу ка при смешанном посоле, внедрена технология производства пресербов с добавлением тузлука без отстоя с последующими быстрыми охлаждениями. Можно продолжить перечень выполненных меро приятий по организации работы судов флота в новых условиях. Суть в другом. Увеяюение выработки соленой и пряной продук ции. из ставриды и сардинеллы, а также пресервов из тех же рыб повлекло за собой рост рыбной про дукции, забракованной или пониженного качества. За год было шшикею в сортности и переведено в нестандартную 6838 цекгаеров — значительно больше, чем в позапрошлом году. Причин этому •много. Продукция браковалась в основном из-за окисления жира, гнилостного запаха во внутрен ностях и мясе, дряблости консистенции, неоднород ности размера, а также по нестандартной марки ровке и упаковке. . А происходило, так потому, что сырье задержива лось до обработки и неправильно хранилось в бунке рах и в орудиях лова, нарушались дозировки соли, сроки и температурные режимы хранения соленого полуфабриката и готовой- продукции, использовалась нестандартная тара и тому подобное. На некоторых плавбазах чрезмерно увлекались количеством в ущерб качеству. Расчет тут был простой: если значительно перевыполнить рейсовое задание по трудоемкости, то это с лихвой перекроет-минусы низкого качества продукции. Бытовало мнение, что возможно «либо количество, либо качество». Такая точка зрения наносит непоправимый вред делу. Яркий пример этому работа коллектива плавбазы «Григорий Лысенко» в рейсе № 2 в 1971 году. Там 1 массово выпускали нестандартную продукцию. И хо тя значительно было перевыполнено рейсовое зада ние, весь экипаж полностью или частично лишился рейсовой премии. Нестандартная продукция, снятая с учета,.существенно снизила процент выполнения, а следовательно, сдельный заработок. ЦЕНА БРАКА В 1971 году «Ссврыбхолодфлотом» было оплачено 385 претензий на сумму 320230 рублей. Наиболь шее количество претензий на понижение качества поступило на продукцию, выработанную из океани ческих пород на плавбазах «Григорий Лысенко», «Сергей Василисин», «Профессор Баранов», «Маточ- кин Шар». Резко увеличилось количество претензий на скры тую пересортицу, особенно мороженой рыбопродук ции. В 1971 году впервые поступили рекламации даже на несоответствие качества кормовой муки, вы пущенной на плавбазах «Печенга», «Антарктика» и «Памяти Кирова». По транспортным судам не снижается количест во претензий по открытой пересортице. Особенно неблагополучно обстояло дело с продукцией, по ставленной У ПС «Комиссар Полухин», ТР «Василий Суриков», «Иркутск», «Карл Либкйехт». Имеются случаи несохранения качества продукции, принятой к перевозкам на ТР «Северный ветер», «В. Сури ков», грубых нарушений правил,отгрузки. В течение 1971 года: но выздаяяг получателя про дукциибыло 32 выезда в командировки представи телей «Севрыбхолодфлота» в основном по претен зиям на несоответствие качества поступившей про дукции. Результаты командировок следующие: в 15 случаях продукция частично была понижена в сортности, в 8 случаях вся отгруженная продукция переведена в низкие сорта и только в 7 случаях про дукция была оставлена первоначальной сортностью. Претензии поступали, и в пернем квартале 1972 го да. Зз январь-февраль:ло ним оплачена 147,6 тыся чи рублей. Львиную долю в эту сумму внесли кол лективы плавбаз «Григорий Лысенко», «Даурия», «Маточкин Шар». Руководство флота применило самые строгие ме ры административного и материального наказания к конкретным виновникам выпуска брака. Пол ностью или частично были лишены рейсовых премий рядовые моряки и номандиры плавбаз, допустив шие выработку и отгрузку нестандартной продукции. В 1971 году было привлечено к административной и материальной ответственности 123 человека. А вообще, если проанализировать рост объема реализованной продукции, то станет ясно: число ра ботников, получивших взыскания, в десять и даже в сто раз превышает цифру рекламаций по сравне нию с 1965 годом — годом становления «Севрыбхо лодфлота». Так, в том году было 126 оплаченных рекламаций, за что получили взыскания 47 человек. В прошлом году число рекламаций увеличилось на 30,6 процента, а число наказанных в 786 раз. Значит, многие моряки потеряли в заработке, в их личном деле появились отметки о вынесенных вы говорах, о других взысканиях. Это — цена брака, которую определили себе виновники снижения каче ства выработанной продукции. Однако ухудшение качества продукции — не толь ко ущемление интересов предприятия в виде упла ты штрафов. но брать его отказались. И в результате до сере дины рейса трюм «Маточкина Шара» был занят. Плохо обстоит дело с весовым хозяйством. Нет специальных динамометров для взвешивания рыбы в морских условиях, стандартных противовесов- эталонов для взвешивания противней с рыбой, стан дартных мерников для специй при выработке пре сервов, консервов. В. А . Сасса, старший инспектор Северной ин спекции. — Большую роль в повышении качества продук ции должны сыграть судовые группы народного контроля. Действовать они должны в тесном кон такте с командирами производства. К сожалению, не на всех плавбазах такое увидишь. На «Маточки- ном Шаре» ни технолог, ни заведующая лаборато рией даже не знают, кто у них входит в группу на родного контроля. На плавбазе «Сергей Василисин» на производст венном совещании капитан-директор, отвечая на во прос рыбообработчика о качестве продукции, заявил: Шкегь НАШЕЙ МАРКИ Все гораздо сложнее и глубже. Допущенный брак, нестандартная продукция, понижение сортности, пе ревод продукции первого сорта во второй сорт и т. д. снижает объем реализации. Оптово-отпускные цены, по которым «Севрыбхолодфлот» продает рыбопро дукцию, за первый сорт выше на 16,7 процента це ны второго сорта. При реализации продукции, из готовленной с отступлениями от стандартов и техни ческих условий, вся сумма полученной прибыли изымается в доход бюджета и не включается в от четные данные о выполнении плана по реализации, выпуску продукции и прибыли. А объем реализации является одним из фондообразующих показателей. Это важнейший показатель оценки работы пред приятия. Снижение качества продукции влияет на произ водительность труда. При ухудшении его она па дает. При этом заработная плата остается на уровне или не растет. Создается недопустимое соотно шение между этими двумя категориями, при кото ром нельзя выплачивать премии из фонда матери ального поощрения. 4 у В 1971 году из-за опережения роста средней за работной платы над производительностью труда на 2,6 процента 661 тысяча рублей из фонда матери ального поощрения была зарезервирована, так как расходовать ее по утвержденным условиям нельзя. КТО ВИНОВАТ? Положение с качеством продукции, выпускаемой в «Севрыбхолодфлоте», вызывает тревогу. В чем тут дело, какие надо осуществить мероприятия, чтобы положение это стало нормальным? Вот мне ние специалистов. В. Л. Шамрай, помощник капитана по произ водству. — Производственные рефрижераторы третий год работают в районе Центрально-Восточной Атланти ки, но до сих пор не имеют технической документа ции на вылавливаемые в этом районе виды рыб. Документация на вырабатываемую продукцию не полная. Одной из причин выпуска продукции низко го качества является несоблюдение технологических режимов. Основная вина ложится на технологов и мастеров. Но технологи работают под руководством капитан-директоров и обязаны выполнять их распо ряжения. Капитан-директор несет ответственность за вы полнение плана по количеству. Бывают случаи, ког да командир дает указание принять рыбы значи тельно больше, чем может переработать технологи ческая группа. Поэтому происходит задержка сырья до обработки. Надо, чтобы руководитель коллектива считался с мнением технологов по вопросам обра ботки. Г. М . Маметьева, инженер производственного от дела. — Некоторые рыбмастера и их помощники пол ностью снимают с себя обязанность контроля за ка чеством рыбопродукции, не выявляют бракоделов, занимаются их покрывательством, а в результате непосредственные рыбообработчики, допускающие брак, остаются нередко безнаказанными. На плавбазах при выработке соленой, мороженой продукции, пресервов желательно в штат лаборато рии дополнительно вводить еще одного человека. Это позволит осуществлять контроль по вахтам. Не обходимо лучше обеспечивать экипажи ярко-красны ми этикетками. Часто при загрузке трюмов на судах каргоплан, составленный технологом; капитан меняет. Загружа ют трюмы лишней картонной тарой, бочкотарой и другим технологическим материалом. В результате судно приходит на промысел и нельзя распределить в трюмах рыбопродукцию по ассортименту. Так, в рейсе № 3 на ПР «Маточкин Шар» трюм № 4 загрузили льдом для доставки в район Цент рально-Восточной Атлантики промысловым судам. Предназначался лед для сохранения рыбопродукции, — За качество отвечает заведующая лаборатори ей, пусть об этом у вас голова не болит. Комментарии тут, как говорится, излишни. А . Ф . Бушмин, начальник технического отдела. — Плавбазы проекта В-64, В-69, находящиеся в эксплуатации, имеют ряд крупных недостатков, а их производственные возможности весьма ограниче ны и не отвечают современным требованиям в ча сти механизации производства и вырабатываемого на них ассортимента рыбопродукции. Поступающие из новостроя плавбазы могут вы рабатывать не более пяти наименований рыбопро дукции, в современных же условиях ассортимент выпускаемой продукции на плавбазах превышает 10 наименований. Прошло уже восемь лет со дня поступления в наш Северный бассейн первой плавбазы проекта В-64. За это время мы много раз обращались в министер ство, отмечая недостатки этих судов и указывая на необходимость их устранения. Однако воз и ныне там. КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ И ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС «Севрыбхолодфлот» являегся зачинателем в ре шении Сложной проблемы механизации приемки ры бы от промысловых судов с помощью рыбонасосов и пневмоперегружателей. Эти установки имеют еще много недостатков, но сейчас составлены мероприя тия по их устранению, и есть надежда, что в течение текущего года и в начале будущего они будут лик видированы. В период бушевавших, недавно штормов в Барен цевом море приемка мойвы от промысловых судов производилась преимущественно с помощью пневмо перегружателей. За время существования флота специалистами судов и управления, рационализаторами созданы ме ханизированные линии, участки, машины, механиз мы, позволяющие расширить ассортимент вырабаты ваемой продукции, механизировать ручной труд, по высить качество продукции. Внедрены линии по производству рыбы прерванпого посола (ящичного), в которых применяются гидравлические и пневмати ческие прессы собственной конструкции, линии для производства тушки, ухи, пряного посола, спецпосо- ла, участки по производству натуральных консервов, транспортировки полярной тресочки на заморозку и т. д. В них использованы многие приспособления и изделия собственной конструкции. По предложениям рационализаторов внедрены глазуровочные машины, станки для . спецразделки палтуса и выработки филе из пелагических пород рыб, приспособления для снятия чешуи, укупорки бочек, внесены большие, порой принципиальные из менения в существующие линии производства пре сервов, морозильные, посольные линии. В 1971 году от 553 рационализаторов поступи ло 671 предложение с экономическим эффектом 540,7 тысячи рублей. Необходимо отметить, что в действительности экономический эффект от внедрен ных предложений намного превышает эту сумму. Од нако из-за недостаточного внимания к рационализа ции со стороны экономистов расчеты экономической эффективности предложений производятся от случая к случаю. Так, в 1971 году из 671 предложения экономический эффект подсчитан только по 22. А ведь ясно, что эта работа затрагивает не только ин тересы управления, но и материальное стимулиро вание рационализаторов для дальнейшего творче ства. Еще хуже обстоят дела с определением эффек тивности использования новой техники и устанав ливаемого на судах нового оборудования. В этом вопросе работники планово-экономического отдела и ОТиЗ никакого участия не принимают и, кажется, не желают знать, что же дали управлению те 150 тысяч рублей, затраченные в 1971 году на приобре тение и установку на судах нового оборудования.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz