Рыбный Мурман. 1972 г. Май.
П О К О Л Е Н И Я На отдых корабли идут в отстой, По-стариковски охая гудками. Ведут, веду! буксиры за собой Окончивших трудиться великанов. Я прихожу на брошенный причал, Здороваюсь со старыми друзьями: Вот этого в Атлантике встречал, А этого мы как-то с мели сняли. Мы прерываем долгий разговор, Когда, на крыльях мчась неудержимо, Сверкающий огнями «Метеор», Идущий в пор г, проскальзынает мимо. А я стою, смотрю ему вослед, Ушедшему за снежную порошу. Наверное, не глянул даже, пет На красные от ржавчины «калоши». Но все же, «Метеор», взгляни сюда, Когда пойдешь обратно через вьюгу, И рассмотри: сквозь прошлые года Благословляют старые суда На крыльях пролетающую lOuoci ь. П. ВОЛОШ ИН , штурман. АССКАЗ у- *УДОЖБСТВЕШОЙ г самодея- I тельностью на траулере не • к поилось. Были в кружке и лодЫ/ и ганцоры, и музыканты, во» чтеца-декламатора найти } могли* Василий, мой хороший товарищ, >торый руководил на судне >ужком художественной само- эятельности, не на шутку возму- алея: — Ты только посмотри, почти всех среднее образование, а эочитать на память отрывок из жги — не могут! *Я уже всех на- их моряков перебрал, но все iK один отказываются. Говорят, ? умеют. Он некоторое время стоял мол- 31 о MfM-то, размышляя, потом if^MHe И^бЫсТрО за- ш 1* ' jjipyfi придем к нам rffe*cer быть, ты нам Ведь у тебя и спыта эльше, да ты «огда-то и сам Мм занимался, Пошпи, а? — Откровенно говоря, идти на >аулер, да еще с таким задачи- а мне крайне не хотелось» Но эосьба д руг* взяда свое. Через элчаса мы были на борту корэб- £, И вот здесь, среди груды п® - /вших смолой новых тралов и знопластовых буйковых бочек, впервые увидел боцмана. Плот ей, небольшого роста, с боль- ими рыжими усами он букваль- > всем своим обликом напоми- |л тот, определенный вид стар ин военного времени. На ко- |бле считался отличным работ* «ом, а среди моряков — при сным товарищем. Любили его t пароходе все: от матроса до питана- *Но странное дело, огда его налжали «артистом», главное, он никогда на это обижался. Я и решил познакомиться с ним ближе. Подсел я к боцмену, на лнышке греемся, в сами рва- юр о море, о житье-бытье ве- м. Не выдержал я и спраши- о его: — Иван Дмитриевич, а почему с «артистом» зовут? Может был», ^действительно когда-нибудь на ене играли? -просил и самому неудобно глалось» Какую глупость спо- л — сцена! Играл! Еще поду ет, что смеюсь над ним, возь- т да и обидится. К он прищурил хитровато един 13 и говорит мне: — Было и такое дело. ■ty# тут пришла пора мне удив- ься. Боцман был артистом1 — А вы, Иван Дмитриевич, не эгли бы рассказать мне об этом фобнее? — Отчего же? Можно. В этом срета не имею. — Наш полк, — начал боцман •й рассказ, — формировался >дном из районных центров, •л 1942 год. Городишко, не- гьшенький, но имелись там и 15, и кино, и даже самодеятель- 1 театр. к случилось это так. вызыве- меня однажды командир пол- и говорит: — Товарищ гвардии старшина! йдете в театр, найдете там во- ♦щиика режиссера. Дальнейшее вам сам объяснит, А затем неофициально доба- л: — Им там нужно звуковой эф- ект создать, так что ты, Мит- »ч, не подкачай. Ясно? Правда, мне было не ясно, но я, w всегда, ответил: «Так точно!» —и пошел в этот самый театр, омрежа узнал сразу. Ходит, ит, недоволен чем-то, ^ сам >минутно на носу огромные ро- А . ^ W T % W J K J T J P * H. БАЖАЖИН. — Ну, Митрич, не знал я твоих В—^ Ш д / Д Ш ' способностей. Артист! Настоящий ® артист! Весь город и даже об- говые очки поправляет. А арти- Публика внимательно смотрела столпилась у запасных выходов, ласть о тебе разговор ведут. Но сты, значит, молча смотрят на на сцену. Я тоже наблюдал за От первых пулеметных очере- браток, немного маху дал. него. Я прямо к нему и доклады- первыми рядами зрителей, ста- дей я сам оглох и ничего не слы- Вот в газете пишут: В|ю: раясь угадать, понимают они, что шал. Только видел, как ожесто- «Эффект звукооформления был — Товарищ помощник режиссе- перед ними война, фронт, или ченно махал руками помреж, и бы еще более полным, если бы pal Гвардии старшина Гвоздь в нет? ~ w ваше распоряжение прибыл! на каждый его взмах — Старшина! Старшина? — до- короткой очередью. я отвечал режиссер и администрация теат ра во время артподготовки А он на меня посмотрел и на- шел до меня настоичивыи шепот. Стойче всех оказались артисты, использовали не только пулемет, чал возмущаться: — Это что за гвоздь! Это что поднятой рукой. «Вот, Очнувшись, я увидел помрежа с Они асе до одного остались на но и 45-мм пушку...» думаю, сцене, как и подобает настоящим Иван Дмитриевич потушил оку- за шутки! Вы же нам работать — и до меня очередь дошла». партизанам. Правда, после моего Рок и/ улыбаясь, добавил: мешаете! Что произошло дальше, труд- эффекта они оглохли и теперь ~ С тех пор и стали звать меня — Никак нет, — говорю. — но даже рассказать. Это нужно разговаривали друг с другом, «артистом». Меня сам командир полка к вам увидеть и пережить самому. Ког- крича во асе горло. Дружный веселый смех заглу- послал звуковой эффект делать, да нажал спусковой крючок, тугая Когда кончились два диска и я шил последние его слова. Смея- — Ах, да, да, да. Ну, конечно, волна пулеметной очереди с гро- стал заряжать третий, на меня Я и забыл. хотом понеслась на сцену и отту- кто-то навалился. Я оглянулся. — Товарищи, — зовет он арги- да в зал, заглушая голоса арти- Помощник режиссера, криво улы- стов, — идите сюда, надо решить стов и зрителей. Я видел, как по- баясь, пожимал мне руку, очень важный вопрос. мощник режиссера согнулся и пу лись участники художественной самодеятельности, которые слу шали нашу беседу. — Вася, ты слышал боцмана? — Хватит, больше не надо. Мне Вот пусть Иван Дмитриевич и рас- Артисты окружили меня, а по- лей вылетел со сцены, а партиза- кажется, что теперь все поняли, скажет на концерте морякам ве- мощник режиссера объясняет, что ны повскакивали со своих мест, что такое война, и зрители, и ар- селую страницу из своей жизни у них в воскресенье премьера. В одно мгновение первые ряды тисты. Ну, Иван Дмитриевич, как вы на На сцене будут партизанские бои опустели. И только особо* стойкие А когда через несколько дней это смотрите? и стрельба. Так вот, стало быть, товарищи, а может быть, они уже в областной газете появилась ре- Боцман медленно разгладил надо так сделать, чтобы зритель видели настоящую войну, сидели цензия на эту премьеру, коман- усы, о чем-то раздумывая, потом всей душой почувствовал, что на на своих местах, зажав ладонями дир полка снова вызвал меня в махнул рукой и засмеялся: сцене воина показывается. уши. —■ /Ложно сделать и войну, — говорю г артистам. — Взять, к примеру, пулемет ДП. Ежели его зарядить холостыми и вдарить из него очередь, прямо натуральная война получится. Можно и потя желей — «Максима» или, скажем, взять «Дшку» — любой зритель в момент поймет, что это воина. — А эту самую штуку сюда принести можно? — «Дшку», что ли? Нет, — го- вюрю, — она тяжелая. Ее на под воде придется доставлять. Помреж испуганно посмотрел на меня и говорит: — А поменьше у вас что-нибудь есть? — Самый маленький — это ДП. — Ну, хорошо, Приходите в воскресенье и приносите этот ДП. Два дня я наводил блеск на пу лемете и на себе. Сходил . под стригся, побрился, оделся в но вую форму. А усы специальной смазкой намазал. Шутка ли ска зать, иду в театр звуковой эффект делать! За полчаса до начале я важно, с пулеметом на плече и патрон ной коробкой в руке, прошелся по коридорам театра. Встретили меня на сцене радостно, как сво его работника. На сцене за кули сами поставили небольшой столик и сказали, чтобы я на нем распо лагался. Устроился хорошо, ме ня не видно, а я всех вижу, даже публику. — Ну как, товарищ старшина, получится эффект? Посмотрел я на сцену еще раз, на небольшой зал и говорю: — Будет. И довольно солид ный! Установил я, значит, пулемет, вставил диск и спрашиваю пом режа: — A *orjua мне стрелять надо «будет? — Вы, дорогой товарищ, все .время смотрите на . меня. Как я махну рукой, так вы и стреляйте, еще раз махну — прекращайте. Вам есе понятно? Мне было понятно все, а поэто му я стал рассматривать, как на сцене делали лес, как разводили костер при помощи электриче ства. Вдруг стало тихо-тихо. Артисты сели у костра, а помреж, убеэквв на цыпочках со сцены, зашептал кому-то: —• Занавес! Занавес! Сцене ожила. Партизаны заше велились, начали разговаривать. основном публика кабинет. — Ладно. Расскажу ФЕЛЬЕТОН П о т а н ц у е м от п е ч к и •ее . з ДАНИЕ отдела кадров управления «Севрыбхо- лодфлот» выгодно отли чается внешним пригожим ви дом от своих деревянных со братьев на улице Траловой. И плачевнее, непригожее всех домов, где благополучно (надо заметить, пока благополуч но) расположились на первом этаже — морскаи контора ки нопроката, а на втором — «Севгосрыбфлотинспекция» и еще одно учреждение, со стойким, испытанным коллек тивом которого автор этих строк хорошо знаком. Указанный дом (№ 28 — к сведению не только читателей) первым этажом, уже давно ставшим полуподвалом, уста вился своими подслеповатыми окнами в разбитый асфальт и свалку из траловых досок и другой железкой и деревянной рухляди, именуемой попросту — «склад»... Своими подоконниками кино- прокат — ниже уровня одного из колодцев, должно быть, — водоотвода. Пишу эти «должно быть» с надеждой, что не оши баюсь, так как многие обитате ли доме ломают голову над вопросом: «Куда это, в какую подземную пещеру исчезают талые воды?» Дело • том, что вода вот уже месяца три весе лым ручейком журчит и жур чит себе под крыльцо, взды бившееся (от такого странного своего назначения) навстречу штатным сотрудникам и посе тителям,. воком протискиваю щимся сквозь заклиненную дверь. Дальше (правда, во вре мя таяния снегов) они попада ли неизбежно под холодный душ. Но вода эта, как вы дога дались, особая, с дырявой крыши... Вопрос о доме № 28 не праздный — еще зимой «Сев- госрыбфлотинспекция» забила тревогу по поводу покосивших ся стен (ремонт-то был уже давненько — года полтора на зад). Инспекция на то она и есть, чтобы инспектировать, ре» шили товарищи, ответственные за пошатнувшиеся стены, и прислали плотников. Теперь стены украшены брусьями. (На счет укрепления существует несколько мнений, в которых автор еще не разобрался). При этом один деревянный брус оказался сэкономленным.: и пролежал немало дней попе рек дороги, ожидая, когда его куда-нибудь «приспособят». Перестарались товарищи, по славшие плотников. Вторые — в отличие от первых — недо- старались. Но кто знает, воз можно, был такой проект ук репления строения?.. Насколько я понимаю, в та ких «проектах» учитывается все. Например, прочность пе чей. Заглянем в кабинет № 13. Здесь выгнувшиеся горбом потолок и стены легли на мо гучие плечи именно печки. Правда, стена, отделяющая сей кабинет от помещения № 00, подкачала — треснула сверху донизу, на глазах разрушаясь и осыпаясь, открывая постепен но лаз «^нулевой отсек дома. Сотрудники кабинета № 13 (вопреки суеверию по поводу «чертовой дюжины») настрое ны оптимистично: авось, пото лок не обвалится} И не бегут в дом № 26, где расположился госстрах, хотя их к этому еже дневно призывает огромный красочный плакат, занявший солидный кусок стены у злопо лучного крыльца. И еще со трудники хорошо осведомле ны: печка вещь нужная — от нее ведь танцуют... Вещи нужные также — элект ропроводка и паропровод с грелками. Первую предусмот рительно сделали из кабеля. И хотя подтеки воды с чердака нарисовали на стенах, пере плеснувшись через кабель, жи вописные картины, замыканий еще не было. Что касается па ропровода, то товарищей, от ветственных за тепло, ставим в известность: «Несмотря на то, что вы упорно выморажи вали жильцов дома № 28 зи мой, а теперь обратно, как го ворят одесситы, «выжаривали» их, а потом опять принялись вымораживать, испытание теп лосети на разрыв с помощью перекосившихся стен и пере крытий проходит успешно!» Вернемся к печке. Протан цуем от нее к зданию отдела кадров «Севрыбхолодфлота», которое надменно посматрива ет на своих обшарпанных сосе дей, щеголяя парадной — с иголочки! — формой. Сейчас мы с него спесь собьем! Ишь, разукрасилось! (Правда, конку рент вот-вот у него объявится — недавно обшили досками дом № 30. И, конечно, покра сят его не менее ярко, чем упомянутые «кадры»). И мы скажем: красьте себе на здоровье. Ремонтируйте добротно и старые дома, если в этом есть смысл и деньги (само собой!). Но как бывалые моряки не видят смысла в кар тинах, занявших парадное ме сто на парадном фасаде упо мянутого отдела кадров, так нет этого самого смысла и в плачевном существовании до ма № 28. Параллель ясна даже людям сугубо сухопутным: если корабли, изображенные на стенах дома № 24, несутся по бурному морю порожняком, обнаженные чуть ли не до ки ля, то дом № 28 похож на под водную лодку, идущую на срочное погружение. (Тем бо лее, что воды под «килем», как сказано выше, предостаточ но). Художнику, быть может, ко рабли только снились, осталь ное подсказала фантазия и же лание сделать все на картинке «красиво». Обитатели «подвод ной лодки» на улице Траловой не фантазируют, поскольку красивые трещины и подтеки на потолках и стенах реальны, зримы. Их можно даже поко вырять время от времени. Если появится такое желание... П. КОЛИН. ч/. . .•.\y. 4 V.... v«sy. ш ш ш И Ш — 1 ДОМОЙ!
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz