Рыбный Мурман. 1972 г. Май.

Ж )тот ледовый Лабрадор... И ЗМ ЕН ЧИ В О было начало минувшего ■■ плавания большого морозильного трау. pa «КЬльёКйй»/В порту сказали: — Будете в Баренцевом море на полярной гесочке. Все понятно. — Когда пойдете на промысел, попутно .эдстрахуйте двух «малышей». Проводите их о Лофотен, — добавили. ♦ Малыши» — старенькие РТ, которые шли а Балтику для переплавки. следовало в лучае какой-либо опасности прикрыть их сво- :м бортом. Что ж, надо так надо. И эту зада- мы выполнили. Дальше, разумеется, следовало возвратить- я назад. А как часто бывает, ранее состав­ ленные планы могут меняться. Какая уж там 1ыла причина, но Баренцево море «Кольско­ му» закрыли, радиограммой предписали сле- ювать на Дальний Запад. Не стоит, видимо, все остальные этапы пе­ речислять. По-настоящему рейс начался, а вернее лов, когда оказались в квадратах Лаб­ радора. Тут попробовали дня три промыш­ лять макруруса. Некоторые экипажи работа­ ли разноглубинными тралами и имели хоро­ шие подъемы. Все помнят, каких успехов до­ бился, используя именно эти орудия лова, коллектив БМРТ «Торос» сельдяного флота. Капитан «Кольского» Виктор Иванович Цубовицкий принял решение также перейти та разноглубинный трал. Дело не из леших. И, вероятно, все-таки мы его освоили бы, но после трех дней работы обстановка заставила уйти с макруруса. Более или менее удачных 5ыло несколько тралений. Технолог Рафаэль Арсенович Сафарян сразу организовал выпуск гушки из макруруса. Нет худа без добра. Исчез макрурус, и на .оДрадоре, в других квадратах, появилась чрска. Надо сказать, капитан Дубов ицкий ;орошо знает те районы, да и заманчиво бы- ю «схватить» большую рыбу. Так мы начали тботать в полную силу на треске. ; Учитывая, что штат рыбообработчиков со- тоял в основном из новичков, многие не уме- 'и шкерить, сразу составила график выхода а подвахту непроизводственного персонала, 1а обработку рыбы становились штурманы, геханики, мотористы, работники камбуза. 1,ля «подсобников» на рыбофабрнке постави- и■ дополнительные рыборазделочные столы, 1 еста для всех хватало. Обстановка позволяла замораживать за сут- и значительно больше продукции, чем пола- алось по норме. У нас выработка достигала 0— 35 тонн. Но другие‘ экипажи имели про- зводительность выше. Все же сказывалась еюпытность нашей команды. Задача состояла ие только в том, чтобы ыпустить как можно больше любой продук- ии, а такой, которая пользуется повышен* ым спросом. Поэтому на фабрпке организо- алн производство ухи, филе. Уху выраба* ывалн и в дни промысла, и при переходе к ;азе, в другие районы. Сырье использовали о, что уже лежала в трюмах. Читатели помнят по сообщениям «Рыбного Мурмаиа» о появлении у Гренландии филей­ ной трески. Кто там работал, изготовлял по 10— 15 тонн филе. Предложили и нам перей­ ти туда. И вот мы оказались в щекотливом положении. Жаль было покидать и Лабрадор, где рыба ловилась хорошо, но только часть ее пускали на филе, и заманчивым представля­ лось наладить массовый выпуск такой продук­ ции, пусть в ущерб другой, менее ценной. Второй вариант по нашим подсчетам был вы­ годнее. К сожалению, нам не повезло. Пришли н Гренландии, попромышляли дня три, а затем подул северо-западный тетер, который нагнал льды, надо было уходить. Снова — на Лаб­ радор. , Вообще, в течение всего плавания много раз нам. приходилось менять рабочие квадраты. И вот что я заметил. Рядом с группой судов Се­ верного бассейна находились корабли балтий­ цев. Они тоже совершали перебежки. Но все вопросы, касающиеся этого, наши коллеги ре­ шают оперативнее, дружно. Стоит поучиться у них. Много было рыбы у Лабрадора. Вот толь­ ко ледовая обстановка омрачала. Если рыбо­ обработчики с полным напряжением труди­ лись, убирая улов, то палубная команда, судо­ водители испытывали напряжение из-за че­ ресчур сложных условий промысла. Этот ле­ довый Лабрадор... Надо было быть намного зорче, внимательнее, чем обычно, чтобы прой­ ти безопаснее, не дать льдинам попасть под ваера. Ночью включали прожекторы, выстав­ ляли впередсмотрящих. Меры предосторож­ ности -были не лишни. II все обошлось бла­ гополучно. Когда лед совсем стал вытеснять, ушли на Флемнш-кап. Тут разноглубинным тралом работал экипаж ПРТ «Буссоль». Недолго нам прищяось следовать его примеру — уже соби­ рались в порт. Но тем не менее взяли несколь­ ко десятков центнеров окуня в пелагнале. Правда, в пелагиале — относительно. Эта ры­ ба просто держалась не на грунте, а близко у грунта. Трал вели буквально в 1,5— 2 мет­ рах от морского дна. Моряки ПРТ «Буссоль» от.нгчно приспособи­ лись и ни от кого не хранили секретов вож­ дения разноглубинных орудий лова. Приведу такой пример. Мы крепили углубители на концах длиной 4,5 метра, они — большей длины. Переняли мы их опыт, и это помогло брать лучшие улоьЬь ...Изменчивым было начало плавания. Что ад, в рыбацких буднях всякое бывает. Главнее — иайти силы преодолеть все невзгоды. Экипаж «Кольского» это сумел сде­ лать. По добыче рыбы задание мы выпол­ нили на 103 процента, реализация продукции составила почти полтора миллиона рублей, намного больше, чем планировалось. На этот показатель, естественно, повлияло то, что мы заготовили без малого 300 тонн филе. И. МЕДЫНЦЕВ, помощник капитана БМРТ «Коль* старший ский». ным тогда молоком и долго глядела, подперев щеку, на худенького большеглазого «па- оенька», у нее самой воевал де-то сынок... Здоровье, подорванное бо­ лезнью, не позволило продол­ жать службу. Врачи заявили сатегорнчно: демобилизовать. Вскоре Тамара Бергер — со­ трудник редакции газеты «Ста- пинская трасса». Любила ко­ мандировки, встречи с людь­ ми. Карточка на хлеб, благо- гловение редактора — и в чуть. Привозила массу мате­ риалов. Пришло письмо из ункверси-: г«?та.: Ей предлагали* вернутъЬ^ - 4а факультет. Редактор дал от­ вет в шутливой форме: «Ввиду отсутствия прилежания и ста­ рания товарищ Бергер не за­ кончит образования, сотруд-' ники редакции, не имея сно­ ровки, не смогут вместо нее ездить в командировки». Университет юна закончила в сорок третьем.: Нву*жьиг со**-- трудииков не хватало.* Выбор - гаков: Камчатка, Карская экс­ педиция, ПИНРО. Конечно — Заполярье. Край земли — пе­ редовая науки. Мурмаьтк. Черные обуглины ма месте домов. Пленные нем­ цы на улицах. А город жив. Город дает стране рыбу. Первый выход в море. Страшно. Может, где-то в глу­ бине уже нацелила торпеду немецкая подводная лодка, а надо планктон обрабатывать, температуру воды измерить. Завыла сирена. Долго крепи­ лась, потом спросила: «Когда же улетят эти самолеты}» Со­ трудница Мария МихвГгловна Выхристюк засмеялась: «Снеж­ ный заряд налетел, а не само­ леты». Но иногда было не до смеха: от нападения летучих стервятников никто не был за­ страхован. * Как и везде, много времени отдавала Тамара и обществен­ ной работе. Секретарь Микоя­ новского райкома комсомола дал ей задание — создать комсомольскую ячейку в ин­ ституте. Так родилась в ПИНРО комсомольская организация. Успевала Тамара и на выступ­ ления в составе лекторской группы обкома комсомола. В 1946 году она вступает в пар­ тию. А во 1 с научной работой не все ладилось. Не устраивало что-то поначалу в профессии. Просто чувствовала, что дела­ ет мало полезного, занимаясь изученном камбалы. Рыба эта ие относится к числу одномых промысловых, и ловили ее и занимались ее изучением по­ тому, что в войну и первауе послевоенные годы централа* ные районы были нашпигованы минами и добыча шла Неда­ леко от берегов, где та свмал неинтересная камбала держит­ ся. Словом, наводила на нее тема исследования «тоску зе­ леную». Но в 1948 г. море очи­ стили от мин, и пинровцы могли изучать северные моря. Тогда-то и было предложено испольдевать «тов. Бергер, хо­ рошего «полевого» работника» на промысловом прогнозиро­ вании. Тема увлекла ее, и ско­ ро она че могла представить себя на другом месте... — Тамара Симоновна, ка­ кое событие вашей жизни для вас самое волнующее, самое радостное? — У каждого человека, да­ же очень молодого, сыщутся в памяти особенно дорогие или волнующие минуты. Я рас­ скажу об одном случае, вос­ поминание о котором свежо, хотя прошло уже почти два­ дцать лет. О первом выступ- С фрезеровщиком механо- монтажного цеха судоверфи Виктором Ратушняком я по­ знакомился два года назад . Виктор за это время почти не изменился внешне, но за­ то заметно вырос как про­ фессионал. Раньше у него был второй производствен­ ный разряд, сейчас — чет­ вертый. Раньше Виктор в основном фрезеровал гайки да болты, сегодня на его станке можно увидеть ответственную де­ таль. С любой работой Вик­ тор справляется раньше по­ ложенного срока , качество обработки всегда высокое. В этом году Виктор вновь подтвердил звание ударника коммунистического труда , он уверенно идет к намеченной цели — выполнить произ­ водственный план пятилетки за четыре года . Фото С. Данилова . идыих ВЫСТУПЛЕНИИ «ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ВСЕОБУЧ» В судоремонтном объеди­ нении создан методический совет по экономическому об­ разованию в составе 12 че­ ловек. В него вошли т. Се­ менов Г. В. — главный эко­ номист о б ъ е д и н е н и я , т. Румянцев Г. В. — началь­ ник планово-экономического отдела, его заместитель, на­ чальники планово-экономи­ ческих секторов заводов и другое специалисты. Методический совет ока­ зывает помощь пропаганди­ стам в организация эконо­ мической учебы. Руководители школ ком­ мунистического труда раз в месяц занимаются на специ­ альном семинаре при кабине­ те политпросвещения судо- лении по редко на совете ка­ питанов. Это произошло so еремя промысле трески не Медеежннской банке. Трауле­ ры рыбы не находили, на со­ вете капитаны решили поки­ нуть район. Я занималась ис­ следованием этой банки и была уверена: косяки вот-вот появятся. Температура при­ донных слоев воды, скоп» лония мойвы — все подтверж­ дало мой догадки. Я высказала свое мнение совету, волнуясь, спотыкаясь о свои же слова. Меня не перебивали. Но по­ том выступил известный, за­ служенно почитаемый капитан и возмущенно проговорил: «Эта дамочка предлагает нам остаться. Я решительно про­ тив. Нет оснований». Ночь я не спала. Верила, что права. _А вдруг нет? Тогда- Тогда я не ученый, а просто взбалмошная бабенка. Утром побежала на лаяубу к подъе­ му трала. Он всплыл, твердо набитый треской... После этого к моим прогнозам стали отно* ситься доверчивее. А самым радостным для ме­ ня был день, когда празднова­ ли двадцатилетие моэй работы в институте. Много было по- эдрвелений, улыбок, пожела­ ний. Но особенно приятно бы­ ло получать телеграммы от моряков. Они благодарили за работу. О. КОТОВ. верфи. Пропагандисты школ коммунистического труда обеспечены учебными посо­ биями. В соответствии с постанов­ лением ЦК КПСС на заводе разработан план практиче­ ских мероприятий но подго­ товке к новому учебному го­ ду в системе экономического всеобуча. Предусмотрено ор­ ганизовать: кружок по политической экономии для руководящих работников; семинар по изучению эко­ номической политики п а р т на современном этапе ком­ мунистического строитель­ ства; семинар по вопросам науч­ ного управления производст­ вом для инженерно-техниче­ ских работников; школу экономических зна­ ний. В высших и средних спе­ циальных учебных заведени­ ях будут заниматься 80 ра­ ботников завода. В 1972— 1973 учебном году всеми ви­ дами экономической учебы будут полностью охвачены руководящие работники, третья часть ИТР и пятая часть рабочих. В настоящий момент под* бираются кадры руководите* лей экономических школ? пропагандистов кружков * теоретических семннаоов. А. ФЕДОРОВ, начальник судоремонтного завода № 1 . «И ВСЕ-ТАКИ УДИВИТЕЛЬНО...» Сообщаю, что инженер от­ дела кадров Маврин И. И. за допущенную халатность а выдаче разового пропуск* гражданке Шмаковой А. К>. строго предупрежден. Замет* ка обсуждалась на совещании работников отдела кадров. Разработаны конкретные ме­ ры по предотвращению по­ добных случаев. С матросом Шимарнным Е. И., обучавшимся в учеб­ но-курсовом комбинате глав­ ка «Севрыба», проведена бе­ седа. Он строго предупреж­ ден. К. Ш АПОВАЛОВ , З м. начальника управле- я «Севрыбхолодфлот» по кадрам.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz