Рыбный Мурман. 1972 г. Май.
П А Р Т и И 11 А Я Ж И З Н Ь П ОСТОЯННО будить трудовую энергию, развивать творческую инициативу масс во имя умноже ния богатств, могущества нашей Роди ны — одна из важнейших задач первич ной партийной организации. Это поло жение отражено в нашем Уставе, в до кументах последнего съезда. В своей речи на XXIV съезде КПСС товарищ Л. И. Брежнев спазм: «В осуществлении политики партии одно из важнейших мест занимают первичные партийные организации». Примдаи^й&ьно к усло вия** деятельности судовых коммуни стов, мы это понимаем так: обеспече ние ритмичности в работе, четкость по ставленных задач, умело организован ное социалистическое соревнование. Это, образно говоря, старт, без кото рого немыслим дальнейший путь. Не взаимно влияя, обнажая характеры. В начале рейса всегда приходится бе седовать со всем экипажем. Но так мож но лишь получить, как мы говорим, ТТД (тактико-технические даннью). А этого ой как мало. Партийная органи зация должна знать все об условиях ра боты на производственных участках и о бытовых условиях, о взаимоотношениях людей, их моральных качествах и идей ных запросах. И надо ум1!ть отличать главное в дан ный момент времени. Одному человеку приятно услышать доброе слово това рища, другому — ободряющее слово командира. Мы иногда забываем об этом. Владимир Ильич Ленин учип ком мунистов чуткости и отзывчивости, вни мательному отношению к людям. Та кая установка — верный компас. IIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIilVllllllllllinillllllitlinilllllllllllllllilllllllllllllllHilllllllftlllllllllilllilll промкси СОБОЙ (РАЗМЫШЛЕНИЯ ПОЛИТРАБОТНИКА) I I II I I I II IH I I I II I I If t l l ll l l l llt l l i l ll l l ll l l l ll i l l ll lt l l l ilH I IH I I I II I I IH H I I II IU IU I I I Il l l llH I I I I IH II I i l ll l l l ll l l l l каждый способен решать иногда даже несложные проблемы. Вот тут-то и надо найти ключ к каждому человеку, помочь ему в самом малом, ориентируя на большие дела. Ссылаться на разность характеров лю дей, трудность подхода с учетом^инди- видуальных особенностей каждого — не выход. Надо увлечь людей собствен ной инициативой, заразить личным при мером, одновременно присматриваясь к ним. Можно сразу заметить, пусть не полностью, слабые и сильные стороны характера человека. Вспоминаетсл такой случай. Шла выгрузка рыбопродукций. Дело это требует немалых затрат энер гии. Но вот на одной из вахт появился коммунист Колпачников Ю. Б. и своим'* примером, своим задором как бы рас шевелил, увлек за собой уставших лю дей. Зазвучали шутки, работа заметно Оживилась. Это как песня, подбадри вающая воинов в трудном походе! А припод- продукции $ОЛЬШ€|^Н* 25 тонн, чем на другой вахте. Это и под тверждение, что работа в массах дает большой эффект, Я не раз убеждался, что человек не всегда раскрываете!» в личной беседе. Лучше всего вести разговор в непри* нужденной обстановке с небольшой i труппой. Дее-четыре человека в такой беседе как бы дополняют друг друга, Очень важно умение партийной орга низации своевременно решить любой вопрос, быстро среагировать на практи ческие замечания и предложения. Что бы завоевать деловой авторитет, надо быть в массах, жить их заботами. А это всегда позволит правильно оценить об становку. Тут необходима реакция всех общественных организаций. И не важно, чья это инициатива —- партийной, ком сомольской, профсоюзной организаций или* просто небольшой группы моряков. Главное в том, чтобы эта инициатива была реализована своевременно и с наи большим эффектом. Э ФФЕКТИВНОСТЬ организацион ной работы партийной организа-* ции обеспечивается проверкой исполнения поручений, данных комму нистам, и постановлений, принятых выс шим органом первичной организации партсобранием. Четкая постановка про верки исполнения заставляет людей глубже задумываться над поставленной задачёй, добросовестнее относиться н порученному делу. Однако, знаю по собственному опьпу, нужен постоянный контроль в течение того времени, когда готовится вопрос, выполняется поруче ние. Делать это надо умело, не навяз чиво. Постоянное напоминание иногда приводит к нежелательному эффекту. Так случилось однажды с рефрижера торным механиком Мевша В. М., кото рый в ответ иа систематические напоми нания дошел до оскорбительного отпо ра. Значит, и здесь надо знать индиви дуальные особенности человека, уметь правильно подойти к нему. Иногда отдельные моряки с трудны ми характерами, плохо воспитанные, приносят немало бед. Случается, от них отмахиваются, убеждая себя в том, что коллектив в целом хороший, А они, эти «личности», тянут какую-то часть кол лектива совсем не в том направлении, в котором бы нам хотелось. Когда почва благодатна, делается это как бы само собой, непринужденно, но довольно ловко. И потом трудно перевоспитать не только эту «личность», но и «зара женных» ею людей. Хочется тут напомнить слова великого русского педагога Константина Дмит риевича Ушинского: «Воспитатель дол жен стремиться узнать человека, каков он есть в действительности, со всеми его слабостями и во всем его величии, со всеми его будничными, мелкими нуждами и со всеми великими его ду ховными требованиями». Как видите, партийным и политическим работникам есть чему доучиться и у педагогов/ чтобы самим стать ими же —- примени тельно к коллективу, в каком работа ешь. Помню, как пришлось столкнуться с «духовным наставником» молодых мо ряков матросом Гусевым И. Г. Он про работал в траловом флоте пятнадцать лет и «все знает». Вопреки тому, что его самого научили делу, немало помогали, он «наставлял» молодежь совсем в не нужном направлении. Такие «учителя» не всегда, к сожалению, получают должный отпор. Да к тому же они, как правило, на одном корабле подолгу и не задерживаются. Пока сковырнешь с не го зловредную скорлупу, пресечешь его «деятельность», он уже списался. И все же изучение деловых и моральных качеств людей остается злободневной задачей судовых парторганизаций, О Б ЭФФЕКТИВНОСТИ нашей рабо ты судят и по умению организо вать соревнование; Особенно хо чется выделить такие виды: парно групповое, между вахтами и сменами. При этом должна быть обеспечена са мая широкая гласность. Сейчас в рас поряжении политработников кораблей немало средств массовой информации. Достаточно назвать радиообмен между судами и корабельную трансляцию, запись выступлений передовиков, сооб щений о новшествах на магнитную пленку, выпуск «Боевых лйстков» и «молний», стенных и радиогазет. По стоянная, хорошо налаженная информа ция как бы подталкивает отстающих, за ставляет их задуматься над поисками ре зервов, зовет к трудовому соперничест ву с лучшими экипажами, сменами, вах тами, отдельными специалистами. Социалистическое соревнование свя зано единой нитью с режимом эконо* мии, способствует повышению произво дительности труда, эффективности про изводства. Приведу такой пример. Участ вуя в групповом соревиовении, полу чив конкретную помощь от экипажа орденоносного БМРТ-251 «Гоголь», мы увеличили суточную добычу с 40—50 тонн до 50—60 тонн. Мы, в свою очередь, оказали помощь коллективу ПРТ «Гольф стрим», в результате чего этот корабль не потерял непроизводительно время на ремонт рефрижераторной установки. Соревнование между комплексными сменами внутри нашего экипажа позво лило только на спуске и подъеме тра ла сэкономить за рейс 65 часов и 15 ча сов — за счет быстрой смены вахт, до вести выработку готовой рыбопродукции до 100 тонн в сутки. П ОСТАВИЛ ЗАДАЧИ перед пер вичными организациями XXIV съезд КПСС и по подбору и вос питанию кадров, по повышению ответст венности руководящих административ ных и партийных работников. Эта зада ча конкретизирована для нас, тружени ков моря, Мурманским4 горкомом пар тии, который в декабре прошлого года на своем V пленуме слушал вопрос: «О работе парткома тралового флота по повышению ответственности руко водящих кадров за порученное дело в свете решений XXIV съезда КПСС»/Тог- да же, как известно, было принято и Постановление ЦК КПСС «Об участии руководящих и инженернб-Уехнич^сккх^ работников Череповецкого металлурги ческого завода в идейно-политическом воспитании членов коллектива». Надо откровенно сказать, что многие командиры кораблей и производствен ных участков на них привыкли только за ниматься своим непосредственным де лом по специальности, забывая о том, что они — и воспитатели. Сейчас это положение мы исправляем. Разработан конкретный план выполнения постанов лений вышестоящих партийных орга нов. Например, каждый <сомму8и<,Тс: каждый командир составит индивиду альный план по реализации постановле ния V пленума Мурманского горкома партии. Начал работать постоянно дейст вующий теоретический семинар для комсостава по вопросам политическим, ’ экономическим и организационного* тга;г рактера. . ' ?-ч м ы ;>М Подчеркивая особое значение деодэя^, ности коммунистов, Генеральный сек ретарь ЦК КПСС товарищ Л. И. Бреж нев отметил в Отчетном докладе ЦК XXIV съезду: «Морально-политические качества советских людей формируются, всем социалистическим укладом нашей жизни, всем ходом дел в обществе, но прежде всего целенаправленной, . на стойчивой идейно-воспитательной рабо той партии, всех ее организаций». Занимая авангардную роль в сорев новании, посвященном 5&-лети^ cdhjgm образования СССР, коммунисты нашего корабля стремятся сделать все, чтобы коллектив не только добивался произ водственных побед, но и рос творчески, идейно закалялся. Ю . ЛАХИН, первый помощник капитана БМРТ «Асмаиия». Центрально-Восточная Атлантика.^ v Х О З Я Й К А М О Р С К И Х С тучусь... «войдите, — раздается голос, — дверь не заперта». Захо жу. С хозяйкой, немолодой, но энергичной и обаятельной женщиной, мы уже знакомы и поэтому без обиняков начина ем давно интересовавший ме ня разговор. Потихоньку ос матриваю комнату. Нет ни по лированной мебели, ни ковров. Обстановка очень скромная. В углу —• большой стеллаж с книгами. Сочинения Паустов ского, Маяковского, Диккенса... Книг много. «Нравится мое жилище?» — спрашивает хозяй ка. «Нравится», — улыбаюсь я и вспоминаю/ как неуютно чув ствуешь себя порой среди идеально благополучных глян цевых гарнитуров. Моя собеседница* горячо, образно рассказывает о своей работе, о людях, с которыми сталкивала ее судьба, «Мне всегда везло на хороших лю» дей», — говорит она. Имя хо зяйки — Тамара Симоновна Бергер. Капитаны-промысловики го ворят: «Без Бергер не пред ставляем ПИНРО». К ее мне нию прислушиваются даже са мые опытные из них. Она — руководитель темы кратко срочного прогнозирования ми грации рыб северных морей. Двадцать восемь лет помогает морякам своими научными ис следованиями. Ее лаборатория — море... 7 Имея огромный фактический материал, просто необходимо когда-нибудь сесть за стол, от решившись от мира сего, по грузиться в пучину цифр, фактов, явлений, нащупать их взаимосвязь, и тогда возмож но открытие. Но Тамару Симо новну больше заботит реше ние сиюминутных важных про блем. Должность такая. Да и кипучая, деятельная натура не хочет мириться с рабской при кованностью к столу. Хорошо это или плохо? Она сама отве чает — плохо. Но зато ее на* блюдения, маленькие откры* тия сразу становятся достоя нием рыбаков. Да и к тому же наука не терпит остановок, на до идти вперед, познавать но вое. Море неохотно раскры вает свои тайны, а каждое от крытие ставит десятки новых вопросов. И вот такой увлека* тельный, нелегкий, важный труд, от результатов которого зависит труд добытчиков, зв- m m m m ж V . - . .v ’■W* •SvXv.-.yj хватил ее, стал смыслом жиз ни... На долю Тамары Симонов ны выпала большая жизненная удача —- она угадала свое при звание. В детстве мечтала стать полярницей. Чье юное сердце не бередил подвиг че люскинцев! А если тебе пятна дцать, то надо лишь немного повзрослеть, и мечты станут реальностью. Тамара с подру гой Верой любила бродить по аллеям московских парков, когда лужи затягивает короч кой ломкого льда, а в возду хе морозная ясность осени. Девчачьим фантазиям раз долье. Представляли себя то участниками экспедиции на Северный полюс, то капитана ми ледоколов — первопроход цев Северного морского пути «Сибирякова», «Челюскина». Когда исполнилось девятна дцать, Тамара поступила в МГУ, на биологический фа культет. Нет, она не изменила мечте, просто, рассудив, что капитаном ей не быть, решила стать полярным биологом. Ни мать-врач, ни отец-эконо мист не одобряли выбора. Бесперспективно в век техни ки заниматься изучением «бу- кашек-таракашек», считали они. Тогда никто не мог пред положить, что через 30 лет наш век назовут веком биоло гии. А комсомолку не пугало бу дущее непризнание или не устроенность. Осуществление мечты, полная заманчивых приключений и опасностей жизнь переливались где-то впереди яркими красками. Грубо вторглась и стала на пути в будущее война. Прощай, университет. Тама ра Бергер — командир-ин структор школы Осоавиахима (общество содействия авиации, флоту и химвойскам), коман дир гр/ппы по защите своего дома. Группа занималась не хитрым, но нужным делом: следили, чтобы во время на летов свет в окнах не горел, сопровождали жителей в бом боубежище. Когда врага от бросили от Москвы, Тамара добивается разрешения на службу в армии. Курсанты 62-го особого ра диополка, в который она по пала, в тылу не засиживались — радисты требовались бое вым частям. Болезнь подкралась, когда мысли уже были на фронте. Жестокий тиф, грань жизни* и смерти, медленное выздо ровление. Вышла из дверей Че боксарского госпиталя, и голо ва закружилась от свежего воздуха. В большой солдат ской шапке-ушанке походила на подростка. Какая-то жен щина, добрая душа, увидела ее на ступеньках крыльца с тощим вещмешком в руках, повела в дом, напоила бесцен-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz