Рыбный Мурман. 1972 г. Март.

с lllllirillllllllllllllllillllllllllllllllllllllllilllltlillllllllliillilliiliililliiliilllllllllll ВЕРНЫЙ ПУТЬ К ОГДА я в 1960 году пришла на коптиль­ ный завод Мурманско­ го рыбокомбината, то имела уже немалый стаж и опыт. 20 лет связаны с Умбским рыбозаводом. Но поначалу немного растерялась. Многое меня удивляло. Например, способность квалифициро­ ванных бракеров очень бы* стро отличать рыбу первого сорта от второсортной. У ме­ ня на это уходило намного больше времени, чем у них. Когда стала работать укладчицей, приглядывалась к действиям своих напар­ ниц, более знающих и уме­ лых. Бракер, укладчица, купор составляют малень­ кую комплексную бригаду. Но хороший бракер не толь­ ко быстро сортирует копче­ ную рыбу, на расторопно и умело укладываетее в ящик, закупоривает, формирует марку. Это должны уметь делать и укладчица, и купор, хотя работа у каждой раз­ ная, взаимозаменяемость не­ обходима. Не успевает бра­ кер — укладчица не может ей помочь. Сначала, конечно, толку мало было от моей помощи, но ведь всегда находится че­ ловек, который добрым сло­ вом, подсказкой дает воз­ можность быстрее освоиться. Для меня таким человеком стала Вера Ивановна Свири- денкова. Теперь я сама обучаю мо­ лодежь. Давно освоила сек­ реты профессии бракера. Все приходит со временем. А рядом работают совсем молодые девушки: Тамара Галова, Галя Шемякина. Редко бывают задержки, если все трое знают свое дело «как свои пять пальцев». А у де­ вочек не всегда все ладится. Бывает, и поругаю, а в об- щем-то довольна ими. Не Я . П. КОШЕВАРОВА. хватает опыта, зато провор­ ности много. За смену ,наша бригада производит сорти­ ровку и упаковку 30 цент­ неров' копченого палтуса, окуня, сельди, сардинеллы, ставриды! ' • Девушки работают и учат­ ся. Три года назад укладчи­ цей была Венера Зайкова. Заочно училась в Архан­ гельском ‘ рыбопромышлен­ ном ,техникуме. Нынче за­ щищает диплом, но с заво­ дом не рассталась. Трудится в химической лаборатории. Тамара Галова — студентка- заочница того же тфсникума. Окончит его — будет масте­ ром у нас. Так и должно быть: молодежь уходит впе­ ред, а мы, старые работни­ цы, помогаем им выбрать верный. путь. Случается, приходят к нам девчата и увольняются через некоторое время. Им наша работа кажется неинтерес­ ной. А я горжусь своей про­ фессией. Почетно и благо­ дарно готовить продукцию, пользующуюся таким огром­ ным спросом. Н. КОШЕВАРОВА, бракер коптильного заво­ да, ударник коммунисти­ ческого труда. Т Р А Е С Ж ИЗНЬ Всеволода Павловича Михеева тесно связана с Кандалакшским механическим заводом. Он был участником строительства предприятия, установки первого оборудования и первым стал обслуживать это обору - дование и станки. Набирал силы завод, укреплялась его ма­ териально-техническая база. По пути роста шел и рабочий человек Всеволод Михеев. Он становился мастером, началь­ ником цеха. И сейчас Всеволод Павлович, несмотря на свой возраст, полон энергии и творческих сил. Являясь заместителем на­ чальника механосборочного цеха — самого крупного на предприятии, — он отдает силы не только успешному выпол- ф ИЗ ОПЫТА НАШИХ НАМНИНГРАДСНИХ ДРУЗЕЙ Недавно из порта Дакар прилетела коман­ да СРТР-9133. возглавляемая капитаном Ю. В . Кузьминым. За период с 4 сентября 1971 по 29 января 1972 года СРТР-9133 на­ иболее продуктивно работал в районе восточ­ ной части Центральной Атлантики в группе судов-кошельковистов, выловив за рейс 25300 центнеров ставриды, сардинеллы, окумбрии, что составило 128 процентов к пла­ новому заданию. Такой отличный результат в значительной мере объясняется умением экипажа работать на мелководье. Вот что рассказал капитан СРТР-9133 Ю. Кузьмин. — Работая на малых глубинах кошелько­ вым неводом, большое внимание приходится уделять поиску, правильному проведению за­ мета и последующей выборке невода. При поиске на мелководье (50— 60 метров) на ра­ нее проверенных глубинах, где возможны лишь незначительные повреждения кошелько­ вого невода, поступаем следующим образом: Подбираем более хороший контакт со ста­ ей (если их несколько, то проходим через од­ ну из идентичных, чтобы точнее определить вершину косяка, так как почти все стаи на глубинах 50— 60 метров связаны с грунтом, а вершина их от 30 и ниже мет­ ров). Если контакт единичный, то на замет идем без проверки. Заранее вызывается личный состав, а о том, что замет будет проводиться на небольшой глубине, предупреждается стар- ший мастер добычи. Это свя­ зано с тем, чтобы как можно быстрее приступить к кошель- кованию, даже не взяв слив­ ную часть на полубак судна. Акустик практически при за- • мете на повороте всегда те­ ряет контакт, так как из-за большого наклона вибратора (20— 30 граду­ сов) он начинает прослушивать контакт (эхо- сигнал) от грунта. Техника замета на малых глубинах несколь­ ко отличается от проведения заметов на боль­ ших глубинах и заключается в следующем. После обработки стаи или надежно взяв контакт, находясь от него на расстоянии 600— 700 метров, даем команду «Буй за борт» и следуем малым ходом на стаю, пы­ таясь ее держать под курсовым углом отно­ сительно судна 10— 15 градусов. Ветер или течение на курсовом правого борта — 20— 30 градусов. При подходе к стае на дистанцию 180 мет­ ров даем полный ход и с дистанции 150 мет­ ров команду «Пошел невод». После отдачи с кранбалки сливной части невод протягива­ ется еще метров 25, пока сила сцепления с водой мала, поэтому практически невод хо­ рошо пойдет уже с дистанции 130— 120 мет­ ров до стаи и курсовой должен увеличиваться вправо. После того как невод пойдет, руль судна кладем вправо — 10 или 5 градусов и первую часть невода, приблизительно 2 0 0 метров, выметываем вдоль стаи с таким рас­ четом, чтобы по возможности положить невод от стаи на дистанции 80— 100 метров. Это делается для того, чтобы кольца и дель нево­ да не легли на косяк рыбы. При подходе к бую есть возможность про­ верить, как стая расположилась в неводе; при замете на дистанции 100—80 метров контакт можно удержать. Обычно стаи, связанные с грунтом на мелководье, ведут себя более спо­ койно. Когда обработают буи и возьмут левую часть стяжного троса на страховочный трос, приступаем к кольцеванию. При кольцевании невода для увеличения скорости выборки стяжного троса отключаем шунтовую обмот­ ку генератора траловой лебедки и кольцуем невод, по возможности не работая машиной, а удерживая судно лишь урезом. Это делается для уменьшения протягивания нижней подбо­ ры по грунту. Как только стяжные .кольца начинают от­ рываться от грунта, нагрузка на траловую лебедку увеличивается, поэтому включаем шунт траловой лебедки и даем самый малый ход или «малый», в зависимости от обстоя­ тельств. В этот момент считаем, что нижней подборой начинается подрезка с грунта косяка рыбы. Кольцевание обычно длится 13— 15 минут. При проведении таких заметов уловы были от 60 до 130 тонн скумбрии, ставриды за один замет. Порывов невода не было, так как предвари­ тельное представление о грунте имеется из прежнего опыта работы на малых глубинах в данном районе. Отличное знание района промысла, особен­ но района малых глубин, позволило капитану СРТР-9133 Ю. Кузьмину проводить удачные заметы, но немаловажное значение имеет и организация работ по отдаче, выборке и осна­ стке кошелькового невода. Вот что рассказал старший мастер добычи СРТР-9133 Анатолий Матвеевич Киселев. — Наше судно вооружено кошельковым не­ водом 680x120 м проекта отдела добычи ПБОРФ . Вооружали мы невод следующим об­ разом. На переходе в район промысла по сливной и предсливной части невода был подшит вто­ рой ряд наплавов- для предотвращения затоп­ ления верхней подборы при большом улове. К верхней гаше сливной части через верт­ люг подвязывали пятной урез, изготовлен­ ный из 1 0 0 мм капронового' каната длиною 15 метров. При подготовке к замету свобод; ный конец пятного уреза подвязывается к кольцу вертлюга на- стяжном тросе. С НЕ ВОДО на мелководье На расстоянии 1,5 метра от соединения пятного уреза со стяжным тросом подвязыва­ ются 3 экспериментальных буя. К этим же буям на 15-метровом конце подвязывается светящийся буй. При подходе соединения к готовой планке во время кошелькования не­ вода буи отрезаются, при этом сразу отсоеди­ няется и светящийся буй, урез остается сво­ бодным, это ускоряет подтягивание и закреп­ ление сливной части на стопор. Замет производится по проводниковой схе­ ме отдачи и выборки невода. На левый бара­ бан траловой лебедки под проводник подме­ тываются старые канаты (капрон, сизаль, «геркулес»), чтобы вместе с намотанным 500- метровым проводником барабан траловой ле­ бедки был полным. Этим увеличивается диа­ метр барабана траловой лебедки, а следова­ тельно, увеличивается скорость выборки про­ водника. Кроме этого, во время выборки про­ водника отключалась шунтовая обмотка элект­ ромотора траловой лебедки. Выборка провод­ ника начиналась с половины невода, а на ма­ лых глубинах и с одной трети, в зависимости от формы замета. Работали без электровьюшки. Стяжной трос травился прямо с правого барабана тра­ ловой лебедки. Выстрел для стяжных колец находился ниже кошельковой площадки в шкафуте правого борта судна. Стравливание стяжного троса с лебедки дает возможность, в зависимости от глубины моря, вытравли­ вать определенное количество стяжного тро­ са, но при выходе одной трети невода на лю­ бой глубине стяжной трос травился как мож­ но слабее. На правый барабан под стяжной трос также подматывался стальной трос 15,5 мм длиной 400— 500 метров. Стяжной трос при кошельковании выби­ рался с ускорением примерно 400— 500 мет­ ров, а дальше — с выключенной обмоткой электромотора траловой лебедки. На совсем малых глубинах, как только выходила с площадки косынка невода, сразу же выключался правый барабан траловой ле­ бедки и проводилась одновременно выборка проводника и стяжного троса. При подходе к носовой траловой дуге соединения пятного уреза, стяжного троса проводника матрос бы­ стро соединял подтяжной конец с пятным уре­ зом, обрезал связку и выбирал пятной урез на полубак судна. Стяжной трос берется на стопор, после этого немедленно начинается его выборка с ускорением. От оперативной об­ работки буев зависит вероятность аварийного задева невода о грунт. Продуманная работа всего экипажа СРТР- 9133 в рейсе позволила сэкономить только на одном промвооружении 29908 рублей. А сверхплановая прибыль по судну составила 74,9 тысячи рублей. В. БУЛГАКОВ, инженер отдела добычи ПБОРФ. I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I H I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I п и п п и ш и h i i n h i ш и п нению производственной программы, освоению новых видов продукции, совершенствованию технологии и улучшению качества выпускаемых изделий, но и воспитанию молодежи. Он хочет видеть ее достойной продолжательницей славных трудовых трйдиций старших, людей его поколения — уча­ стников героических первых пятилеток и Великой Оте­ чественной войны. _ Под руководством В. П. Михеева успешно работали шко­ лы передового опыта в цехе. Занимающиеся в них отстаю­ щие производственники ныне стали в ряды передовиков. НА СНИМКЕ: Всеволод Павлович Михеев, г. Кандалакша. Фото А. Брысова. m i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i u i i i i i i i i i i i i t i i i i i i i i i i i t H i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i Единодушное решение Экипаж большого моро­ зильного траулера «Лесков» примет активное участие в коммунистическом суббот­ нике 15 апреля. Заработанные средства пе­ речислим в фонд девятой пя­ тилетки — таково едино­ душное решение моряков. Капитан -директор ВАЙЛО, предсудкома КЛИМЧУК.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz