Рыбный Мурман. 1972 г. Март.

Л Л Р Т И й П А М Ж И З Н Ь УЛУЧШАТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНУЮ И КУЛЬТУРНО-МАССОВУЮ РАБОТУ СРЕДИ МОРЯКОВ Ф ОРМ И РОВАНИЕ нового человека — одна из главных задач партии в коммунистическом строитель­ стве. Этот тезис нашел свое от­ ражение в Отчетном докладе ЦК КПСС XX IV съезду пар­ тии и в принятой съездом Ре­ золюции. В этих документах го­ ворится, что великое дело строительства коммунизма не­ возможно двигать вперед без всестороннего развития самого человека. Без высокого уровня культуры, образования, общест­ венной сознательности, внут­ ренней зрелости людей комму­ низм невозможен, как невозмо­ жен он и без соответствующей материально-технической базы. Морально-политические ка­ чества советских людей форми­ руются прежде всего целена­ правленной, настойчивой все­ сторонней идейно-воспитатель­ ной работой командиров про­ изводства, партийных, проф­ союзных и комсомольских орга­ низаций. И не случайно партий­ ный комитет тралового флота постоянно держит под контро­ лем деятельность партийных организаций, администрации и базового комитета в этом на­ правлении. На днях он заслу­ шал отчет базового комитета профсоюза «О состоянии и ме­ рах по улучшению воспита­ тельной и культурно-массовой работы среди моряков». В об­ суждении вопроса участвовали первые помощники капитанов, секретари парторганизаций ря­ да судов, работники культбазы, ДМО. На кораблях тралового фло­ та имеются все условия для ор ­ ганизации плодотворной воспи­ тательной работы, интересного и содержательного отдыха, за­ нятий физкультурой и спортом. К услугам моряков киноуста­ новки, магнитофоны, музыкаль­ ные инструменты, библиотеки- передвижки, газеты, журналы, спортивный инвентарь. Управ­ ление флота и базовый комитет профсоюза не жалеют средств на воспитательную и культур­ но-массовую работу, К сожале­ нию, далеко не на всех кораб­ лях она в полной мере отве­ чает требованиям дня, а иногда просто находится в запущен­ ном состоянии. Этот упрек сле­ дует отнести в первую очередь к руководству БМРТ № 426, БМРТ «Кнвач», траулера «Си­ риус» и других. Без художественной самодея­ тельности немыслим хороший отдых моряков. Однако выступ­ ления певцов, танцоров, музы­ кантов на кораблях проводятся редко. Имеются факты, когда коллективы самодеятельности, организованные инструкторами объединенной культбазы плав­ состава, после прихода судов в порт распадаются. В одном случае из-за сменяемости кад­ ров; в другом — из-за того, что первые помощники капитанов, предсудкомы, секретари комсо­ мольских организаций не под­ держивают, образно говоря, разгорающийся огонек. На промысле для членов экипажей очень мало читается лекций о культуре поведения в обществе, о культуре речи, о том, как красиво одеваться, как понимать произведения искус­ ства. И стоит ли удивляться, когда на кораблях, на улицах города, в общественных местах сплошь и рядом можно встре­ тить моряков, нарушающих ф ор­ му одежды, пьяных, перемежа­ ющих свою речь бранными сло­ вами. А отсутствие культуры, разболтанность ведут к наруше­ ниям трудовой и производствен­ ной дисциплины. Обсуждение вопроса показа­ ло, что партийные, профсоюз­ ные и комсомольские активисты очень слабо занимаются орга­ низацией отдыха членов экипа­ жей во время стоянки кораб­ лей в порту. Нередко приходит­ ся слышать заявления первых помощников капитанов и пред- судкомов о том, что «мы не няньки, моряки народ взрос­ лый, пусть сами заботятся о своем отдыхе». И не случайно, именно в период нахождения судов в порту совершается аб­ солютное большинство всех на­ рушений. Отдых экипажей в порту на большинстве кораблей заранее не планируется. Моряков редко увидишь в областном драматиче­ ском театре, на лыжных про­ гулках. Зато никогда не пус­ туют рестораны, пивные бары. Для такого времяпрепровождения моряки не считаются с затрата­ ми и временем. Но вот чтобы приобрести билет в театр, по­ смотреть хорошую постановку— времени у них «не хватает». Первые помощники капитанов, предсудкомы нередко заявля­ ют: «Не любят моряки ходить в областной драмтеатр, потому что уровень постановок низ­ кий». Подобные разговоры ве­ лись еще лет десять назад, когда для такой оценки театра, можег быть, и были основания. Сейчас Мурманский драматиче­ ский театр пользуется успехом у зрителей не только областно­ го центра, но и других городов' и поселков Кольского полуост­ рова. И когда слышишь такого рода разговоры, становится по­ нятно — не желают многие ка­ питаны, первые помощники, предсудкомы утруждать себя организацией культпоходов, не разбивают ложные утвержде­ ния. А на поверку получается, что и сами они редкие посетите­ ли театра. Инструктор физкультуры ДЛЮ промысловиков тов. Салы- нин производит впечатление бес­ помощного человека. У нею практически не налажена связь с кораблями. В составе актива несколько десятков человек, в то время как коллектив флота на­ считывает тысячи. На заседании парткома вы­ сказывались претензии к работ­ никам кинопроката. Мало еще поступает новых кинокартин, в том числе комедийных филь­ мов. И в то же время были вскрыты факты, когда сами мо­ ряки портят киноленты. За порчу кинофильмов только в 1971 году управление флота уплатило кинопрокату 6800 рублей. Капитаны и их первые помощники несут личную ответ­ ственность за своевременную сдачу, за хорошую эксплуата­ цию кинофильмов. Управление флота впредь будет строго спрашивать с нарушителей пра­ вил кипообслуживания моряков. Обсуждение вопроса па засе­ дании партийного комитета поз­ волило также выявить недостат­ ки в работе судовых организа­ ций общества «Знание», в об­ служивании экипажей бригада­ ми профессиональных арти­ стов и т. д. В принятом поста­ новлении намечены меры, кото­ рые будут способствовать улуч­ шению воспитательной, куль­ турно-массовой работы. I I I I 1 — Печать и деловые круги Ко­ лумбии дают высокую оценку советскому пассажирскому са­ молету «ЯК-40», демонстрацион­ ные полеты которого успешно прошли в Боготе. В настоящее время фирмы страны ведут переговоры о за­ купке самолетов «ЯК-40», На снимке: у самолета «ЯК-40» на аэродроме «Эльдорадо». (Фотохроника ТАСС). •AWrtT«.‘AV.V ГГГ': I НАМДИНСКИЙ ТЕКСТИЛЬНЫЙ КОМБИНАТ Город Намдинь — центр тек­ стильной промышленности Де­ мократической Республики Вьетнам. Здесь находится са­ мый крупный в стране тек­ стильный, комбинат. Это пред­ приятие неоднократно под­ вергалось варварской бомбарди­ ровке американской авиации. Сейчас производственные кор­ пуса полностью восстановлены. В цехах монтируются современ­ ные машины. Широко развито социалистическое соревнование за выпуск тканей сверх плана. На снимке: одна из лучших производственниц комбината Фам Тхи Фыонг (слева) пере­ дает свой опыт зюлодой ткачи­ хе Хо Тхи Фон. Фото В. Соболева. (Фотохроника ТАСС). ■ш и ш и УВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ВЕСЕЛА I I I I I ОВ ЭКОНОМИКЕ «В помощь школам ком- мунистического труда» —• под такой рубрикой ежеме­ сячно проходят вечера в Доме междурейсового отды­ ха моряков тралового флота• Перед рыбаками выступа­ ют ведущие специалисты рыбной промышленности. Интересно и содержатель- по провела беседу на тему ((Экономия материальных ресурсов. Производитель­ ность труда и пути ее по* вышения» заместитель на­ чальника планово-экономи- ческого отдела главка ((Севрыба» Галина Сергее евна Подобедова. Убеди- тельно и доходчиво, под- крепляемый конкретными примерами, протекал рассказ по экономике. Ме­ лочей, как говорила Г. С. Подобедова, в нашем со- циалистическом хозяйств ее нет. И она начала, каза­ лось бы, с самого простого.- С картонной тары. Ведь и правда, как часто небрежно поступают с этими ящика­ ми, разрывая их и подсти­ лая под ноги в коридорах и каютах. Копейки? А из них в масштабе флота теря­ ются тысячи рублей. Упомянула Галина Сер­ геевна и о перспективах флота. В скором времени на супертраулерах будет так: один трал с рыбой при- ходит на борт, другой тут же погружается в мор­ скую пучину. Слушатели не ожидали, что на э к о н о м и ч е с к у ю тему можно так интересно рассказывать. Посыпались вопросы. И увлекательная беседа потребовала около двух часов времени. Л. ВОЛОДИН* наш внешт. корр. Яков Петрович коренаст, крепок на вид, широкая кость. Выросшие в тепличных усло­ виях такими не бывают. Ему рано довелось самому зара* батывать на хлеб, с 15 лет. Не окончив сельской школы, по­ шел он на лесозаготовки. Врег- мя такое еще было тогда: хо­ зяин конторы — частное лк- цо. Платили парнишке по 45 копеек в день. Два года гнул шею на частника, а потом стал кадровым лесовиком, перешел в леспромхоз. Зимой — лес валили, весной, летом — сплавляли его. Но, видно, не зря текла у Якова в жилах поморская кровь, потянуло его в море, чем испокон веков де­ ды, отцы занимались. Посту­ пил в Архангельское приго­ родное пароходство, служил на буксире. А хотелось в настоя­ щее плавание. С этой мечтой и уехал в Мурманск на рыб­ ные промыслы. С 1932 года и исчисляется стаж работы Яко­ ва Петровича Туркова в Мур­ манском траловом флоте. Стаж большой — ровно со­ рок лет. Помнятся ему первые рей­ сы за треской. Так вот совпа­ ло: познакомился в начале своего рыбацкого пути с про­ славленным рыбаком Иваном Николаевичем Демидовым, а сейчас, перед уходом на пен­ сию, отсчитывает последние дни трудовой деятельности на водолее, бывшем траулере «Кагтитан Демидов». Нет, не просто отсчитывает. Водолей — начальная рыбац­ кая школа для тех, кто толь­ ко что пришел на флот. И Яков Петрович, забыв, что он матрос, ненароком, испод­ воль посвящает молодых в секреты тралмейстерского де­ ла. Покажет составные части трала, объяснит, чем придется заниматься по первому выхо­ ду в море. Это — помимо то­ го, что им дают штатные ру­ ководители. - Турков — специалист не только по орудиям лова. Дол­ гое время он работал помощ­ ником консервного мастера. В связи с этим помнится ему одно событие. В тридцать восьмом дове­ лось ему плавать на траулере «Коломна», построенном на отечественной верфи. Коман­ довал им Федор Егорович Самков. Ветераны помнят, ка­ ких трудов стоило промысло­ викам защищать честь таких судов. Вот что писал капитан «Коломны»: «В то время у нас было предубеждение против трау­ леров, которые за год до этого начал выпускать Ленин­ градский судостроительный завод. Привыкнув работать на старых судах, таких, как «Фо­ рель», «Налим», мы с недове- (Окончание на 4 стр.). Б О Л ЬШ О Е п л а в а н и е : В и д а в ш и й в и д ы ста­ ренький траулер, отслу­ жив свое как рыбацкое судно, все еще остается на плаву и продолжает в меру своих сил приносить добро людям. Правда, название-то ему дали не ахти какое звуч­ ное — водолей. Да ведь дело не в названии, главное — нужен он еще. На стареньком траулере — сегодняшнем водолее — и команда подобралась ему по возрасту. Любого спроси: «Сколько годков в море ха­ живал?» — и каждый ответит: «Да этак лет тридцать, сорок». Да и впрямь Федор Яковле­ вич Маклаков, Александр Ва­ сильевич Садырин, Геннадий Александрович Мартынов, Яков Петрович Турков, матро­ сы водолея «Капитан Деми­ дов», пошли по рыбацкому пу­ ти в двадцатые-тридцатые го­ ды. Это они сейчас матросы, а а прошлом были почетные • Яков Петрович ТУРКОВ на флоте тра­ ловых дел мас­ тера, много по­ ловили трески, у к а ж д о г о жизнь отмече­ на большими взлетами. Но я расска­ жу пока только об одном из них — о Якове Петровиче Туркове. Мы встретились с ним после вахты. Пришел в полушубке, валенках, шапке-ушанке, ска­ зал: — Сто шестой — другой во­ долей — в ремонте, работы много было. Работа известная: кому на­ до воды, подходят к борту. Швартовки, тяжелые стальные концы, шланги. Зима — снег заносит палубы, очищать надо. Потом опять швартовки... Так вот сутки пролетели. Конечно, без сна.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz