Рыбный Мурман. 1972 г. Март.
Л Л Р Т И й П А М Ж И З Н Ь УЛУЧШАТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНУЮ И КУЛЬТУРНО-МАССОВУЮ РАБОТУ СРЕДИ МОРЯКОВ Ф ОРМ И РОВАНИЕ нового человека — одна из главных задач партии в коммунистическом строитель стве. Этот тезис нашел свое от ражение в Отчетном докладе ЦК КПСС XX IV съезду пар тии и в принятой съездом Ре золюции. В этих документах го ворится, что великое дело строительства коммунизма не возможно двигать вперед без всестороннего развития самого человека. Без высокого уровня культуры, образования, общест венной сознательности, внут ренней зрелости людей комму низм невозможен, как невозмо жен он и без соответствующей материально-технической базы. Морально-политические ка чества советских людей форми руются прежде всего целена правленной, настойчивой все сторонней идейно-воспитатель ной работой командиров про изводства, партийных, проф союзных и комсомольских орга низаций. И не случайно партий ный комитет тралового флота постоянно держит под контро лем деятельность партийных организаций, администрации и базового комитета в этом на правлении. На днях он заслу шал отчет базового комитета профсоюза «О состоянии и ме рах по улучшению воспита тельной и культурно-массовой работы среди моряков». В об суждении вопроса участвовали первые помощники капитанов, секретари парторганизаций ря да судов, работники культбазы, ДМО. На кораблях тралового фло та имеются все условия для ор ганизации плодотворной воспи тательной работы, интересного и содержательного отдыха, за нятий физкультурой и спортом. К услугам моряков киноуста новки, магнитофоны, музыкаль ные инструменты, библиотеки- передвижки, газеты, журналы, спортивный инвентарь. Управ ление флота и базовый комитет профсоюза не жалеют средств на воспитательную и культур но-массовую работу, К сожале нию, далеко не на всех кораб лях она в полной мере отве чает требованиям дня, а иногда просто находится в запущен ном состоянии. Этот упрек сле дует отнести в первую очередь к руководству БМРТ № 426, БМРТ «Кнвач», траулера «Си риус» и других. Без художественной самодея тельности немыслим хороший отдых моряков. Однако выступ ления певцов, танцоров, музы кантов на кораблях проводятся редко. Имеются факты, когда коллективы самодеятельности, организованные инструкторами объединенной культбазы плав состава, после прихода судов в порт распадаются. В одном случае из-за сменяемости кад ров; в другом — из-за того, что первые помощники капитанов, предсудкомы, секретари комсо мольских организаций не под держивают, образно говоря, разгорающийся огонек. На промысле для членов экипажей очень мало читается лекций о культуре поведения в обществе, о культуре речи, о том, как красиво одеваться, как понимать произведения искус ства. И стоит ли удивляться, когда на кораблях, на улицах города, в общественных местах сплошь и рядом можно встре тить моряков, нарушающих ф ор му одежды, пьяных, перемежа ющих свою речь бранными сло вами. А отсутствие культуры, разболтанность ведут к наруше ниям трудовой и производствен ной дисциплины. Обсуждение вопроса показа ло, что партийные, профсоюз ные и комсомольские активисты очень слабо занимаются орга низацией отдыха членов экипа жей во время стоянки кораб лей в порту. Нередко приходит ся слышать заявления первых помощников капитанов и пред- судкомов о том, что «мы не няньки, моряки народ взрос лый, пусть сами заботятся о своем отдыхе». И не случайно, именно в период нахождения судов в порту совершается аб солютное большинство всех на рушений. Отдых экипажей в порту на большинстве кораблей заранее не планируется. Моряков редко увидишь в областном драматиче ском театре, на лыжных про гулках. Зато никогда не пус туют рестораны, пивные бары. Для такого времяпрепровождения моряки не считаются с затрата ми и временем. Но вот чтобы приобрести билет в театр, по смотреть хорошую постановку— времени у них «не хватает». Первые помощники капитанов, предсудкомы нередко заявля ют: «Не любят моряки ходить в областной драмтеатр, потому что уровень постановок низ кий». Подобные разговоры ве лись еще лет десять назад, когда для такой оценки театра, можег быть, и были основания. Сейчас Мурманский драматиче ский театр пользуется успехом у зрителей не только областно го центра, но и других городов' и поселков Кольского полуост рова. И когда слышишь такого рода разговоры, становится по нятно — не желают многие ка питаны, первые помощники, предсудкомы утруждать себя организацией культпоходов, не разбивают ложные утвержде ния. А на поверку получается, что и сами они редкие посетите ли театра. Инструктор физкультуры ДЛЮ промысловиков тов. Салы- нин производит впечатление бес помощного человека. У нею практически не налажена связь с кораблями. В составе актива несколько десятков человек, в то время как коллектив флота на считывает тысячи. На заседании парткома вы сказывались претензии к работ никам кинопроката. Мало еще поступает новых кинокартин, в том числе комедийных филь мов. И в то же время были вскрыты факты, когда сами мо ряки портят киноленты. За порчу кинофильмов только в 1971 году управление флота уплатило кинопрокату 6800 рублей. Капитаны и их первые помощники несут личную ответ ственность за своевременную сдачу, за хорошую эксплуата цию кинофильмов. Управление флота впредь будет строго спрашивать с нарушителей пра вил кипообслуживания моряков. Обсуждение вопроса па засе дании партийного комитета поз волило также выявить недостат ки в работе судовых организа ций общества «Знание», в об служивании экипажей бригада ми профессиональных арти стов и т. д. В принятом поста новлении намечены меры, кото рые будут способствовать улуч шению воспитательной, куль турно-массовой работы. I I I I 1 — Печать и деловые круги Ко лумбии дают высокую оценку советскому пассажирскому са молету «ЯК-40», демонстрацион ные полеты которого успешно прошли в Боготе. В настоящее время фирмы страны ведут переговоры о за купке самолетов «ЯК-40», На снимке: у самолета «ЯК-40» на аэродроме «Эльдорадо». (Фотохроника ТАСС). •AWrtT«.‘AV.V ГГГ': I НАМДИНСКИЙ ТЕКСТИЛЬНЫЙ КОМБИНАТ Город Намдинь — центр тек стильной промышленности Де мократической Республики Вьетнам. Здесь находится са мый крупный в стране тек стильный, комбинат. Это пред приятие неоднократно под вергалось варварской бомбарди ровке американской авиации. Сейчас производственные кор пуса полностью восстановлены. В цехах монтируются современ ные машины. Широко развито социалистическое соревнование за выпуск тканей сверх плана. На снимке: одна из лучших производственниц комбината Фам Тхи Фыонг (слева) пере дает свой опыт зюлодой ткачи хе Хо Тхи Фон. Фото В. Соболева. (Фотохроника ТАСС). ■ш и ш и УВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ВЕСЕЛА I I I I I ОВ ЭКОНОМИКЕ «В помощь школам ком- мунистического труда» —• под такой рубрикой ежеме сячно проходят вечера в Доме междурейсового отды ха моряков тралового флота• Перед рыбаками выступа ют ведущие специалисты рыбной промышленности. Интересно и содержатель- по провела беседу на тему ((Экономия материальных ресурсов. Производитель ность труда и пути ее по* вышения» заместитель на чальника планово-экономи- ческого отдела главка ((Севрыба» Галина Сергее евна Подобедова. Убеди- тельно и доходчиво, под- крепляемый конкретными примерами, протекал рассказ по экономике. Ме лочей, как говорила Г. С. Подобедова, в нашем со- циалистическом хозяйств ее нет. И она начала, каза лось бы, с самого простого.- С картонной тары. Ведь и правда, как часто небрежно поступают с этими ящика ми, разрывая их и подсти лая под ноги в коридорах и каютах. Копейки? А из них в масштабе флота теря ются тысячи рублей. Упомянула Галина Сер геевна и о перспективах флота. В скором времени на супертраулерах будет так: один трал с рыбой при- ходит на борт, другой тут же погружается в мор скую пучину. Слушатели не ожидали, что на э к о н о м и ч е с к у ю тему можно так интересно рассказывать. Посыпались вопросы. И увлекательная беседа потребовала около двух часов времени. Л. ВОЛОДИН* наш внешт. корр. Яков Петрович коренаст, крепок на вид, широкая кость. Выросшие в тепличных усло виях такими не бывают. Ему рано довелось самому зара* батывать на хлеб, с 15 лет. Не окончив сельской школы, по шел он на лесозаготовки. Врег- мя такое еще было тогда: хо зяин конторы — частное лк- цо. Платили парнишке по 45 копеек в день. Два года гнул шею на частника, а потом стал кадровым лесовиком, перешел в леспромхоз. Зимой — лес валили, весной, летом — сплавляли его. Но, видно, не зря текла у Якова в жилах поморская кровь, потянуло его в море, чем испокон веков де ды, отцы занимались. Посту пил в Архангельское приго родное пароходство, служил на буксире. А хотелось в настоя щее плавание. С этой мечтой и уехал в Мурманск на рыб ные промыслы. С 1932 года и исчисляется стаж работы Яко ва Петровича Туркова в Мур манском траловом флоте. Стаж большой — ровно со рок лет. Помнятся ему первые рей сы за треской. Так вот совпа ло: познакомился в начале своего рыбацкого пути с про славленным рыбаком Иваном Николаевичем Демидовым, а сейчас, перед уходом на пен сию, отсчитывает последние дни трудовой деятельности на водолее, бывшем траулере «Кагтитан Демидов». Нет, не просто отсчитывает. Водолей — начальная рыбац кая школа для тех, кто толь ко что пришел на флот. И Яков Петрович, забыв, что он матрос, ненароком, испод воль посвящает молодых в секреты тралмейстерского де ла. Покажет составные части трала, объяснит, чем придется заниматься по первому выхо ду в море. Это — помимо то го, что им дают штатные ру ководители. - Турков — специалист не только по орудиям лова. Дол гое время он работал помощ ником консервного мастера. В связи с этим помнится ему одно событие. В тридцать восьмом дове лось ему плавать на траулере «Коломна», построенном на отечественной верфи. Коман довал им Федор Егорович Самков. Ветераны помнят, ка ких трудов стоило промысло викам защищать честь таких судов. Вот что писал капитан «Коломны»: «В то время у нас было предубеждение против трау леров, которые за год до этого начал выпускать Ленин градский судостроительный завод. Привыкнув работать на старых судах, таких, как «Фо рель», «Налим», мы с недове- (Окончание на 4 стр.). Б О Л ЬШ О Е п л а в а н и е : В и д а в ш и й в и д ы ста ренький траулер, отслу жив свое как рыбацкое судно, все еще остается на плаву и продолжает в меру своих сил приносить добро людям. Правда, название-то ему дали не ахти какое звуч ное — водолей. Да ведь дело не в названии, главное — нужен он еще. На стареньком траулере — сегодняшнем водолее — и команда подобралась ему по возрасту. Любого спроси: «Сколько годков в море ха живал?» — и каждый ответит: «Да этак лет тридцать, сорок». Да и впрямь Федор Яковле вич Маклаков, Александр Ва сильевич Садырин, Геннадий Александрович Мартынов, Яков Петрович Турков, матро сы водолея «Капитан Деми дов», пошли по рыбацкому пу ти в двадцатые-тридцатые го ды. Это они сейчас матросы, а а прошлом были почетные • Яков Петрович ТУРКОВ на флоте тра ловых дел мас тера, много по ловили трески, у к а ж д о г о жизнь отмече на большими взлетами. Но я расска жу пока только об одном из них — о Якове Петровиче Туркове. Мы встретились с ним после вахты. Пришел в полушубке, валенках, шапке-ушанке, ска зал: — Сто шестой — другой во долей — в ремонте, работы много было. Работа известная: кому на до воды, подходят к борту. Швартовки, тяжелые стальные концы, шланги. Зима — снег заносит палубы, очищать надо. Потом опять швартовки... Так вот сутки пролетели. Конечно, без сна.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz