Рыбный Мурман. 1972 г. Март.

Капитан-директор ППР «Капитан Скорняков» ю . я . Д ун аев . он, не считаясь с личным вре­ менем, часами возился с двига­ телями. Под стать ему и по­ мощники; мотористы Виктор Иванович Игольников, Юрий Павлович Серков, рефрижера­ торный машинист Адам Ивано­ вич Чернодуб, котельный ма­ шинист Борис Павлович Мале- тин. Эта вахта произвела свои­ ми силами ремонт в объеме двух тысяч нормо-часов. Все члены машинной коман­ ды трудились с огоньком. Дружно выходил^ на подвах- ты, удивляя своей расторопно­ стью даже опытных матросов- Ивановиче Хахулине, Анатолии Владимировиче Гаевом, Алек­ сандре Павловиче Шибеке, ма­ стере по выработке муки и жира Павле Стефановиче Ель­ нике. Они проделали колос­ сальный по объему труд. 28 ты­ сяч центнеров рыбы-сырца пе­ реработала их рыбомучная установка. Сейчас, когда подведены итоги рейса, стало точно изве­ стно, что топлива и промвоору- жения сэкономлено на 48 ты­ сяч рублей. За счет чего это достигнуто? Ну, во-первых, за счет умелого судовождения, Третий механик В. И. НОВОСЕЛЬСКИЙ. Его фа­ милия занесена на флотскую Доску почета. Т ЕПЕРЬ, когда мы верну­ лись из плавания, когда за кормой остались тыся­ чи миль и почти семь меся- неустанной работы, можно черту подо всем, что сделано в рейсе, оценить ------- — ----- выявить новичок пришел на корабль, он не может не спросить: а чем прославился этот Скорняков? П'Жоряку объясняют, почему наввали рефрижератор этим именем и как это почетно — быть добытчиком, к что такое рыбацкая гордость. Так и на­ чинает свой путь молодой мо­ ряк. Опытные рыбаки тоже пони­ мают, что' название судна на­ кладывает особую ответствен­ ность. И не случайно ППР «Ка­ питан Скорняков» на хорошем счету на флоте. Вот и в минув­ шем рейсе экипаж подтвердил своими делами, что он верен традициям, заложенным вете- рангми-промысловиками. Таки­ ми, как капитан Скорняков. Расскажу о рейсе. Основным районом промысла была Юго- Восточная Атлантика. За рейс выловили 60 тысяч центнеров хека. Со знанием дела трудилась штурманская группа. Все судо­ водители сравнительно молоды. Но молодость не помеха в р а ­ боте. Грамотно управляли они судном на переходах, точно определяли его местонахожде­ ние, правильно выходили на досяки. От профессиональных качеств старшего помощника Вячеслава Васильевича Ажоги- на, второго штурмана Гаврилы Гавриловича Подрядчикова, третьего штурмана Бориса Викторовича Шитова, четвер­ того штурмана Григория Сте­ пановича Шатило зависело очень многое. Не подвела 'и машинная команда. Весь рейс не было сколько-нибудь серьезных по­ ломок механизмов. Профилак­ тические осмотры производи­ лись не в ущерб промысловому времени. Лучшей была вахта третьего механика Владимира Ивановича Новосельского. Сам шкерщиков. Но самое важное — была обеспечена беспере­ бойная работа главной маши­ ны И необходимая скорость при тралении. Это в общем о вкладе в ус* пех экипажа некоторых судо­ вых служб. А вот конкретный пример, показывающий наших людей в деле. При переходе на йромысел выяснилось, что ры- бофабрика не способна рабо­ тать на полную нагрузку. Взя­ лась за дело ремонтная группа под руководством механика- наладчика Александра Кон­ стантиновича Мучкина. Быст­ ро пропотели замену звеньев цепи морозильных линий, про­ тивней, подремонтировали транспортеры. Рефрижератор­ ный механик Виктор Иванович Чернодуб, рефмашинист Нико­ лай Иванович Василенко опе­ ративно, умело удалили приме­ си воды и масла из холодиль­ ной системы. Через несколько дней после начала лова показатель суточ­ ной заморозки хека достиг 55 тонн. Он высок даже для бо­ лее современных судов, чем ППР нашего типа. Хорош ая работа рыбообра­ ботчиков, умелая эксплуатация ими механизмов фабрики — еще одно слагаемое трудовой победы коллектива. Умелое обращение с орудия­ ми лова, добросовестное отно­ шение к своим обязанностям палубной команды тоже сыгра­ ли огромную роль. Тут надо отметить мастеров добычи Ва­ силия Матвеевича Карачева, Вагиза Хасановича Хасанова и, конечно же, тралмейстера Вячеслава Иосифовича Рецко- го — опытных промысловиков. Это их заслуга в том, что меж­ ду палубой и мостиком было отличное взаимопонимание. Бывало и такое: порвется трал, зацепившись за грунт, да так, что, кажется, и чинить бесполезно. А мастера добычи с матросами иглицы в руки и день, а то два—три колдуют над ним. Смотришь, и снова его в дело можно употреблять. З а ­ давали тон работе матросы Василий Георгиевич Торгашин, Юрий Иванович Титов. Несколько слов хочется ска­ зать о машинистах РМУ Юрии правильного обращения с ору­ диями лова. Во-вторых, за счет того, что хорошо удерживались на плотных концентрациях рыбы. В-третьих, мы пришли к выводу, что ночью про­ мышлять хека невыгодно. Трал часто рвется, да и подъе­ мы небольшие. Поэтому ночью ложились в дрейф и готовились к дневному лову. К утру все промвооружение было в пол­ ном порядке, а оттаявшие за ночь морозильные камеры функционировали производи­ тельнее... И в рейсе, и сейчас, после него, я часто думаю, все ли резервы для повышения эф ­ фективности лова мы исполь­ зуем. Далеко нет. Надо сокра­ тить количество подходов су­ дов к транспортным рефриже­ раторам под выгрузку. Обычно переходы к базе, перегрузка, возвращение в нужный район отнимают не менее трех суток. За рейс приходится делать до трех переходов, затрачивая ми­ нимум 9 — 10 суток. Некоторое время я был ру­ ководителем промысла. Тогда и дал телеграмму в управление флота: «Частые подходы кораб­ лей на выгрузку увеличивают непроизводительные простои. В целях увеличения вылова рыбы предлагаю направлять ко­ рабли на выгрузку с грузом не менее 1200 тонн». Но до сих пор этот важный вопрос остается открытым. Вообще часто мы теряем про­ мысловое время не по своей вине. Вот пример тому. В на­ чале рейса, в сентябре, мы ло­ вили сайку у Новой Земли и потом, при переходе в район Юго-Восточной Атлантики, пе­ рерабатывали ее на муку. Когда подходили к Дакару, мучной бункер был полон. Служба эксплуатации предложила... ждать ТР «Александр Иванов», который мог подойти ft нам лишь через четверо суток. Та­ кое решение мы не сочли ра ­ зумным и вышли из положения сами. Моряки единодушно под­ держали командование, пред­ ложившее вместо ожидания перенести часть муки из бун­ кера в шахты первого и второ­ го трюмов. Сделали все это для того, чтобы освободить емкость под вырабатываемую, уже в новом районе, муку. Поз­ же мы сдали ее на ТР «Отто Гротеволь». Хорош о, что нам удалось из­ бежать напрасных потерь вре­ мени. Но зачем создавать такие ситуации, ставить моряке» в трудные положения? Следует отметить, что все с большим пониманием относятся к нам руководители судов «Сев- рыбхолодфлота», отказываясь от установившейся практики снабжения, руководствуясь на­ шими интересами. И опять приведу пример. Как я уже говорил, рыба в Юго-Восточной Атлантике хо­ рошо ловится только днем. По­ этому, когда в район промысла пришел танкер «Радий», мы об­ ратились к его капитану Ана­ толию Федоровичу Артюкову с просьбой производить бунке­ ровку ночью. Ясно, что это хлопотно и сложно. Но Анато­ лий Федорович, поняв, что де­ ло стоящее, нужное, согласил­ ся с промысловиками. Время, которое в море — деньги, бы­ ло сэкономлено... Итак, рейс позади. Впереди — очередное плавание. На про­ мысле экипаж взял обязатель­ ство в честь пятидесятилетия образования СССР: план вто­ рого года пятилетки выполнить на 105 процентов. Но уже сей­ час можно предположить, что результаты будут выше пре­ дусматриваемых обязательст­ вом. План первого квартала пе­ ревыполнен на 17 процентов. Ю. ДУНАЕВ, капитан-директор ППР «Капи­ тан Скорняков». ТР»ДОВАЯ ВАХТА ПРОДОЛЖАЕТСЯ- Э КИПАЖ среднего ры­ боловного траулера «Тамань» очередной рейс завершил успешно. Взято свежей и соленой ры­ бы больше, чем требовалось по плану. Вот только с выра­ боткой консервов из треско­ вой печени дело шло хуже. Здесь план «вытянуть» ие смогли, так как трески в уло­ вах было очень и очень мало. Траления были длитель­ ные. По 4— 5 часов трал на­ ходился в воде. Весь рейс экипаж отрабо­ тал одним тралом. И одни­ ми кабелями. Этому, прав­ да, в немалой степени спо­ собствовало и то, что работа­ ли в последнем рейсе на хо­ роших грунтах. Но в гораз­ до большей мере эта эконо­ мия зависела от расчетли­ вого и бережного отношения рыбаков к промвооружеввю. Очень напряженно работа­ ла машинная команда. И многое сделала для того, что­ бы экипаж добился успеха. Ока, во главе со старшим ме­ хаником Василием Николае­ вичем Быковым, чей рыбац­ кий стаж уже перевалил за два десятка лет, делала все, чтобы не допустить ни мину­ ты простоя машин и меха­ низмов. Немало в экипаже умелых, опытных рыбаков, ко­ торым приобретенный эа долгие годы опыт приносит по праву почет и уважение товарищей. Вот, например, старший мастер лова П. В. Тараее- ня. Опытный, в совершен­ стве знающий свое дело рыбак. В «Мурмансельди» работает со дня ее основа­ ния. То есть уже 20 с лиш­ ним лет. Помощник его А. 3. Дол­ гополов моложе по возрасту, опыта меньше, но он, ком­ мунист. пользуется в коллек­ тиве заслуженным авторите­ том. Аккуратен в работе, очень старателен. Работу экипажа возглав­ ляет опытный капитан тов. Мороз А. И. Он, кстати, вто­ рой год на этом судне. Эки­ паж хорошо работал в про­ шлом году, в первом году девятой пятилетки. И сейчас, добиваясь хороших уловов в тяжелых промысловых условиях, продолжает достой­ но нести трудовую вахту. В. СЕМЕНЕНКО, председатель судового комитета. i i i i i i i i i i i f l i i B i B R i a B i B i B B i МОРСКАЯ МОЗАИКА РЫБЬЯ КРОВЬ Рыбы Антарктиды используют приблизительно на 70 процентов меньше кислорода, чем все другие рыбы. Это установили ученые раз­ ных стран во время своих экспе­ диций к Антарктиде. Кровь этих рыб лишена гемоглобина, поэтому в процессе обмена веществ они не­ зависимы от содержания в воде кислорода. «МЕРТВОЕ МОРЕ» В ОКЕАНЕ В Атлантике у побережья штата Северная Каролина в США откры­ то «мертвое море». Речь идет об участке в 50 км 2 и 10 м глубиной, в котором нет и признаков жизни. Это необычное явление — дело рук —^человека. Землечерпалки разруши­ ли связь бухты е остальным зали­ вом, здесь скопилось много орга­ нических веществ, нанесенных впа­ дающими реками. Запас ииелорода резко упал, на дне скопилось мно­ го углеводорода, в котором ие мо­ жет развиваться жизнь. ПРЕСНАЯ ВОДА НА МОРСКОМ ДНЕ Ученые московского института геологических исследований нри изучении прибрежной полосы Японского моря обнаружили огром­ ные запасы пресной воды. На глу­ бине Ж м, под слоем отоджений, хорошо различаются впадины и ре- |я, которые дают представление о геологической структуре погрузив- впйся нод воду земля. Геологи иа- деввтся в шельфовой зоне натолк­ нуться на минералы. НОВЫЙ ПРИБОР Сотрудники Ленинградского ин­ ститута точной механики и опти­ ки изготовили радиационный тер­ мометр для измерения с самолетов на высоте в несколько сот метров температуры морской воды. Новый прибор значительно ускоряет и облегчает сбор информация, так необходимой для обнаружения рыбных косяков. НЕЙЛОН ДЛЯ ОПРЕСНЕНИЯ ВОДЫ Нейлошшые трубкн вполовину тоньше человечесиого волоса ис­ пользует американская фирма для опреснения н очищения морской воды. Большое количество таких трубочек втискивается в стальную трубу диаметром в 35 см я длиной 3 метра. Установка имеет поверх­ ность М#е м3 и может под давле­ нием 42 атмосферы очищать 30 м3 веды в день. Оптимальное число н толщину стеной нейлоновым трубочек опре­ деляют с помошыо счетно-решаю­ щих устройств в зависимости от загрязненности, жесткости и тем­ пературы воды. «Посейден». 0 АТЛАНТИКЕ. Фото Ф. Романова, машиниста РМУ,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz