Рыбный Мурман. 1972 г. Март.
Капитан-директор ППР «Капитан Скорняков» ю . я . Д ун аев . он, не считаясь с личным вре менем, часами возился с двига телями. Под стать ему и по мощники; мотористы Виктор Иванович Игольников, Юрий Павлович Серков, рефрижера торный машинист Адам Ивано вич Чернодуб, котельный ма шинист Борис Павлович Мале- тин. Эта вахта произвела свои ми силами ремонт в объеме двух тысяч нормо-часов. Все члены машинной коман ды трудились с огоньком. Дружно выходил^ на подвах- ты, удивляя своей расторопно стью даже опытных матросов- Ивановиче Хахулине, Анатолии Владимировиче Гаевом, Алек сандре Павловиче Шибеке, ма стере по выработке муки и жира Павле Стефановиче Ель нике. Они проделали колос сальный по объему труд. 28 ты сяч центнеров рыбы-сырца пе реработала их рыбомучная установка. Сейчас, когда подведены итоги рейса, стало точно изве стно, что топлива и промвоору- жения сэкономлено на 48 ты сяч рублей. За счет чего это достигнуто? Ну, во-первых, за счет умелого судовождения, Третий механик В. И. НОВОСЕЛЬСКИЙ. Его фа милия занесена на флотскую Доску почета. Т ЕПЕРЬ, когда мы верну лись из плавания, когда за кормой остались тыся чи миль и почти семь меся- неустанной работы, можно черту подо всем, что сделано в рейсе, оценить ------- — ----- выявить новичок пришел на корабль, он не может не спросить: а чем прославился этот Скорняков? П'Жоряку объясняют, почему наввали рефрижератор этим именем и как это почетно — быть добытчиком, к что такое рыбацкая гордость. Так и на чинает свой путь молодой мо ряк. Опытные рыбаки тоже пони мают, что' название судна на кладывает особую ответствен ность. И не случайно ППР «Ка питан Скорняков» на хорошем счету на флоте. Вот и в минув шем рейсе экипаж подтвердил своими делами, что он верен традициям, заложенным вете- рангми-промысловиками. Таки ми, как капитан Скорняков. Расскажу о рейсе. Основным районом промысла была Юго- Восточная Атлантика. За рейс выловили 60 тысяч центнеров хека. Со знанием дела трудилась штурманская группа. Все судо водители сравнительно молоды. Но молодость не помеха в р а боте. Грамотно управляли они судном на переходах, точно определяли его местонахожде ние, правильно выходили на досяки. От профессиональных качеств старшего помощника Вячеслава Васильевича Ажоги- на, второго штурмана Гаврилы Гавриловича Подрядчикова, третьего штурмана Бориса Викторовича Шитова, четвер того штурмана Григория Сте пановича Шатило зависело очень многое. Не подвела 'и машинная команда. Весь рейс не было сколько-нибудь серьезных по ломок механизмов. Профилак тические осмотры производи лись не в ущерб промысловому времени. Лучшей была вахта третьего механика Владимира Ивановича Новосельского. Сам шкерщиков. Но самое важное — была обеспечена беспере бойная работа главной маши ны И необходимая скорость при тралении. Это в общем о вкладе в ус* пех экипажа некоторых судо вых служб. А вот конкретный пример, показывающий наших людей в деле. При переходе на йромысел выяснилось, что ры- бофабрика не способна рабо тать на полную нагрузку. Взя лась за дело ремонтная группа под руководством механика- наладчика Александра Кон стантиновича Мучкина. Быст ро пропотели замену звеньев цепи морозильных линий, про тивней, подремонтировали транспортеры. Рефрижератор ный механик Виктор Иванович Чернодуб, рефмашинист Нико лай Иванович Василенко опе ративно, умело удалили приме си воды и масла из холодиль ной системы. Через несколько дней после начала лова показатель суточ ной заморозки хека достиг 55 тонн. Он высок даже для бо лее современных судов, чем ППР нашего типа. Хорош ая работа рыбообра ботчиков, умелая эксплуатация ими механизмов фабрики — еще одно слагаемое трудовой победы коллектива. Умелое обращение с орудия ми лова, добросовестное отно шение к своим обязанностям палубной команды тоже сыгра ли огромную роль. Тут надо отметить мастеров добычи Ва силия Матвеевича Карачева, Вагиза Хасановича Хасанова и, конечно же, тралмейстера Вячеслава Иосифовича Рецко- го — опытных промысловиков. Это их заслуга в том, что меж ду палубой и мостиком было отличное взаимопонимание. Бывало и такое: порвется трал, зацепившись за грунт, да так, что, кажется, и чинить бесполезно. А мастера добычи с матросами иглицы в руки и день, а то два—три колдуют над ним. Смотришь, и снова его в дело можно употреблять. З а давали тон работе матросы Василий Георгиевич Торгашин, Юрий Иванович Титов. Несколько слов хочется ска зать о машинистах РМУ Юрии правильного обращения с ору диями лова. Во-вторых, за счет того, что хорошо удерживались на плотных концентрациях рыбы. В-третьих, мы пришли к выводу, что ночью про мышлять хека невыгодно. Трал часто рвется, да и подъе мы небольшие. Поэтому ночью ложились в дрейф и готовились к дневному лову. К утру все промвооружение было в пол ном порядке, а оттаявшие за ночь морозильные камеры функционировали производи тельнее... И в рейсе, и сейчас, после него, я часто думаю, все ли резервы для повышения эф фективности лова мы исполь зуем. Далеко нет. Надо сокра тить количество подходов су дов к транспортным рефриже раторам под выгрузку. Обычно переходы к базе, перегрузка, возвращение в нужный район отнимают не менее трех суток. За рейс приходится делать до трех переходов, затрачивая ми нимум 9 — 10 суток. Некоторое время я был ру ководителем промысла. Тогда и дал телеграмму в управление флота: «Частые подходы кораб лей на выгрузку увеличивают непроизводительные простои. В целях увеличения вылова рыбы предлагаю направлять ко рабли на выгрузку с грузом не менее 1200 тонн». Но до сих пор этот важный вопрос остается открытым. Вообще часто мы теряем про мысловое время не по своей вине. Вот пример тому. В на чале рейса, в сентябре, мы ло вили сайку у Новой Земли и потом, при переходе в район Юго-Восточной Атлантики, пе рерабатывали ее на муку. Когда подходили к Дакару, мучной бункер был полон. Служба эксплуатации предложила... ждать ТР «Александр Иванов», который мог подойти ft нам лишь через четверо суток. Та кое решение мы не сочли ра зумным и вышли из положения сами. Моряки единодушно под держали командование, пред ложившее вместо ожидания перенести часть муки из бун кера в шахты первого и второ го трюмов. Сделали все это для того, чтобы освободить емкость под вырабатываемую, уже в новом районе, муку. Поз же мы сдали ее на ТР «Отто Гротеволь». Хорош о, что нам удалось из бежать напрасных потерь вре мени. Но зачем создавать такие ситуации, ставить моряке» в трудные положения? Следует отметить, что все с большим пониманием относятся к нам руководители судов «Сев- рыбхолодфлота», отказываясь от установившейся практики снабжения, руководствуясь на шими интересами. И опять приведу пример. Как я уже говорил, рыба в Юго-Восточной Атлантике хо рошо ловится только днем. По этому, когда в район промысла пришел танкер «Радий», мы об ратились к его капитану Ана толию Федоровичу Артюкову с просьбой производить бунке ровку ночью. Ясно, что это хлопотно и сложно. Но Анато лий Федорович, поняв, что де ло стоящее, нужное, согласил ся с промысловиками. Время, которое в море — деньги, бы ло сэкономлено... Итак, рейс позади. Впереди — очередное плавание. На про мысле экипаж взял обязатель ство в честь пятидесятилетия образования СССР: план вто рого года пятилетки выполнить на 105 процентов. Но уже сей час можно предположить, что результаты будут выше пре дусматриваемых обязательст вом. План первого квартала пе ревыполнен на 17 процентов. Ю. ДУНАЕВ, капитан-директор ППР «Капи тан Скорняков». ТР»ДОВАЯ ВАХТА ПРОДОЛЖАЕТСЯ- Э КИПАЖ среднего ры боловного траулера «Тамань» очередной рейс завершил успешно. Взято свежей и соленой ры бы больше, чем требовалось по плану. Вот только с выра боткой консервов из треско вой печени дело шло хуже. Здесь план «вытянуть» ие смогли, так как трески в уло вах было очень и очень мало. Траления были длитель ные. По 4— 5 часов трал на ходился в воде. Весь рейс экипаж отрабо тал одним тралом. И одни ми кабелями. Этому, прав да, в немалой степени спо собствовало и то, что работа ли в последнем рейсе на хо роших грунтах. Но в гораз до большей мере эта эконо мия зависела от расчетли вого и бережного отношения рыбаков к промвооружеввю. Очень напряженно работа ла машинная команда. И многое сделала для того, что бы экипаж добился успеха. Ока, во главе со старшим ме хаником Василием Николае вичем Быковым, чей рыбац кий стаж уже перевалил за два десятка лет, делала все, чтобы не допустить ни мину ты простоя машин и меха низмов. Немало в экипаже умелых, опытных рыбаков, ко торым приобретенный эа долгие годы опыт приносит по праву почет и уважение товарищей. Вот, например, старший мастер лова П. В. Тараее- ня. Опытный, в совершен стве знающий свое дело рыбак. В «Мурмансельди» работает со дня ее основа ния. То есть уже 20 с лиш ним лет. Помощник его А. 3. Дол гополов моложе по возрасту, опыта меньше, но он, ком мунист. пользуется в коллек тиве заслуженным авторите том. Аккуратен в работе, очень старателен. Работу экипажа возглав ляет опытный капитан тов. Мороз А. И. Он, кстати, вто рой год на этом судне. Эки паж хорошо работал в про шлом году, в первом году девятой пятилетки. И сейчас, добиваясь хороших уловов в тяжелых промысловых условиях, продолжает достой но нести трудовую вахту. В. СЕМЕНЕНКО, председатель судового комитета. i i i i i i i i i i i f l i i B i B R i a B i B i B B i МОРСКАЯ МОЗАИКА РЫБЬЯ КРОВЬ Рыбы Антарктиды используют приблизительно на 70 процентов меньше кислорода, чем все другие рыбы. Это установили ученые раз ных стран во время своих экспе диций к Антарктиде. Кровь этих рыб лишена гемоглобина, поэтому в процессе обмена веществ они не зависимы от содержания в воде кислорода. «МЕРТВОЕ МОРЕ» В ОКЕАНЕ В Атлантике у побережья штата Северная Каролина в США откры то «мертвое море». Речь идет об участке в 50 км 2 и 10 м глубиной, в котором нет и признаков жизни. Это необычное явление — дело рук —^человека. Землечерпалки разруши ли связь бухты е остальным зали вом, здесь скопилось много орга нических веществ, нанесенных впа дающими реками. Запас ииелорода резко упал, на дне скопилось мно го углеводорода, в котором ие мо жет развиваться жизнь. ПРЕСНАЯ ВОДА НА МОРСКОМ ДНЕ Ученые московского института геологических исследований нри изучении прибрежной полосы Японского моря обнаружили огром ные запасы пресной воды. На глу бине Ж м, под слоем отоджений, хорошо различаются впадины и ре- |я, которые дают представление о геологической структуре погрузив- впйся нод воду земля. Геологи иа- деввтся в шельфовой зоне натолк нуться на минералы. НОВЫЙ ПРИБОР Сотрудники Ленинградского ин ститута точной механики и опти ки изготовили радиационный тер мометр для измерения с самолетов на высоте в несколько сот метров температуры морской воды. Новый прибор значительно ускоряет и облегчает сбор информация, так необходимой для обнаружения рыбных косяков. НЕЙЛОН ДЛЯ ОПРЕСНЕНИЯ ВОДЫ Нейлошшые трубкн вполовину тоньше человечесиого волоса ис пользует американская фирма для опреснения н очищения морской воды. Большое количество таких трубочек втискивается в стальную трубу диаметром в 35 см я длиной 3 метра. Установка имеет поверх ность М#е м3 и может под давле нием 42 атмосферы очищать 30 м3 веды в день. Оптимальное число н толщину стеной нейлоновым трубочек опре деляют с помошыо счетно-решаю щих устройств в зависимости от загрязненности, жесткости и тем пературы воды. «Посейден». 0 АТЛАНТИКЕ. Фото Ф. Романова, машиниста РМУ,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz