Рыбный Мурман. 1972 г. Март.
0 О Д Н А ЖИЗНЬ... В МУРМАНСК я приехал в 1931 году. Сразу на чал посещать ликбез. 17 лет мне было, первоклас снику. Работал в транспорт» ной конторе то грузчиком, тр возчиком. Никто мне не помогал. Выучиться не смог. С четырьмя классами остал ся. Но сбылась моя саман большая мечта. Когда груз чиком работал, и снилось мне, и наяву грезил, что си жу за баранкой. В 1939 го* ду положил руки на нее В раз, так вот.до сил "выпускаю. И к па- машины1, руль, стек ло, дррог?!, югого дорог. Ты- с^н q$ 0 , в то и больше ки лометров намотало на спи дометр моих автомобилей. В войну на Кандалакш ском направлении по 5 суток из кабины не вылезали, пос ле войны Мурманск отстраи вали, не хватало шоферов, по 12 часов га баранкой си дели. Но никогда я не ска зал: «Брошу эту чертову ко лымагу да найду чего-ни будь полегче». Люблю маши ну. Очень люблю. Не пред ставляю себя без нее. Одну выбрал профессию и на Регулярные лыжные походы, гимнастика укрепили тело Пет ра. С годами приходило ма стерство классного гонщика. Он был старшим среди трех братье*, поэтому, неверно, на его долю досталось больше чемпионских м ароа . бршпл — Сергей и Анатолий — тоже пристрастились к вымани. Но они еще только набяюдали, а Петр уже е <5 пет принимал участие а городских соревнова ниях. В 1«1 г<щг стал чемпио ном тарода-во- лыжным гон кам. Секчий^дифтивньтх .тогда было, однако на предприя тиях было очень много люби телю. * * £ГО В 1931 году в стране прово дилась эстафета труда и оборо ны имени К. Е. Ворошилова, по священная съезду Советов. Ра порт а Москву несли сборные команды республик, состоящие из лучших производственников и спортсменов. Из Мурманска в Ленинград шла группа лыжни ке* из 9 человек. 8 пенале из оленьего пыжика хранился свернутый -а трубку, ‘написан ный размельченным апатитом рапорт рыбников и горняков съезду. До Ленинграда добра лись за 17 дней. Это был и агитационный .поход. В посел ках, -где приходилось останав ливаться на ночлег, рассказы вали о новых методах работы, о Мурманске. В Ленинграде комплектова лась сборная РСФСР. В нее во шли 12 «лучших из лучших» от «Красного треугольника», зна менитого Путиловского заво да и других предприятий Ле нинграда и области. От Мур манска — Петр Косоуров и гео лог Леонид Язев. В составе сборной шли до Москвы. Там, в Большом театре, рапортовали съезду о работе тружеников города. В перерьюе их при гласили в небольшую комнату. 3. М. АГЕЕВ. Фото О. Котова. а т т м т т » всю жизнь. По этому, хотя уже три года на пен сии нахожусь, все не могу уйти с автобазы. Техника вни мания требует. Ухаживал я за своей машиной, как за редким цветком. Холили лелеял. Надо — так и после ра боты оставался, а на базу даже сейчас за час, полтора прихожу. Жена по смеивается. Зато машины редко подводили, не лома лись. З а 33 года всего лишь четыре сменил. И эа все вре мя ни аварии, ни дырки а талоне ни одной. Не потому, что работаю по принципу: «тише едешь — дальше бу дешь». Не отказываю себе в удовольствии «с ветерком» прокатиться, но треааый расчет, осмотрительность ни когда не оставляю в сторо не. И пьяным за руль ни ра зу в жизни не сел. Жить стали хорошо, даже слишком хорошо иногда — это я про молодежь. Ни за бот у них, ни печали. Обуты, одеты, родители помогают. А трудности характер воспи тывают. Поэтому я за «труд ную» жизнь. У нас ведь мо лодым есть где проявить ха рактер, стойкость. 3 . АГЕЕВ, шофер автобазы главка «Севрыба», ударник ком мунистического труда. Хлопотливая должность К АПИТАН портнадзора и незваный, и не же ланный гость на суд не, так еще считают некото рые моряки. Учебные трево га, которые он . объявляет, многие считают детской ва- бавой, игрой. А ею требова тельность принимается за придирчивость. Поэтому, когда я иду на корабль, со бираюсь внутренне, знаю, не исключено, что будут и не добрые взгляды, сдерживае мая ругань. «Выдержка, — говорю себе, —* спокойствие». Выдержка и корректность — главные качества, которыми должен обладать проверяю щий. И еще объективность, принципиальность. А ведь по сути каждый понимает, что мы не мучи тели судовой команды, а по мощники. Капитан доклады вает нам, что траулер к от ходу готов. А приходишь и видишь: нет, не все в по рядке. Или технические не исправности, или спасатель ные средства в плохом со стоянии, или карты промыс- s. Г. ПОНОМАРЕВ. лового района устаревшие, или кто-то из моряков пьян. Это не правило. Но такое бывает. И к чему может это привести? О технических неисправ ностях, о состоянии спаса тельных средств и говорить нечего. Каждому ясно, что все тут должно быть «без сучка, без задоринки». А вот мелочь — карты старые. Плавучий маяк переместил ся. В новых картах это от мечено, в старых нет. А шторм? Или другой случай. Кто-то из команды, мягко говоря, нетрезв. Капитан рассуждает: до промысла проспится. На деле на бор ту находится потенциаль ный самоубийца. Пьяный не только в воду рискует сва литься, сам может туда по лезть. А вводные на пожар, про боину, которые мы даем эки пажам на стоянках. Ведь этим самым заставляем лю дей преодолевать психологи ческий барьер боязни бедст вия. В обычных условиях. Внушаем, что бороться с по жаром, пробоиной можно и необходимо. Только каждый должен знать, что он обязан делать. Так что некоторым това рищам морякам давно пора изменить отношение к порт- надзору. Так же, вероятно, относятся шоферы к ГАИ. И как у последних, наша служ ба не только не лишняя, но очень и очень важная. Никто, наверное, не станет отрицать, что она играет огромную роль в укреплении судовой дисциплины, кото рая стала намного Выше, чем, предположим, 10—12 лет Назад. Объективными ф ак торами этого, конечно, яв ляется улучшение условий работы, быта на новых су дах. Более грамотные, а значит, и более сознатель ные люди приходят на ко рабли. А наш надзор застав ляет моряков держать себя в руках. Созна ние того, что да же с одним ПЬЯт ным на борту судно от причал^ не отойдет, сломало и такую традицию старого флота, как «обмыв» отхода. Если сейчас кто-то из командного соста ва на отходе в нетрезвом со стоянии — это ЧП. Да, хлопотливая у нас работа. Отход, приход, стоянки. Контроль за соблю дением правил плавания в заливе, проверка правильно сти швартовки и расстанов ки судов, проверка вахтен ной службы. Все касается портнадзора. При штормо вом предупреждении надо оповестить экипажи или вах ты судов, выяснить надеж ность креплений находя щихся кораблей в порту. И спасательные буксиры, и ра ботники портнадзора в это время на «товсь»... Но не только одними забо тами о производстве живет наш коллектив. Многие мои товарищи являются хоро шими общественниками. Ме ня, например, избрали в группу народного контроля. Наша группа народного контроля состоит из девяти человек. Она занималась и будет заниматься в основ ном проблемой соблюдения конвенции по охране морей от загрязнения нефтью. Все капитаны портнадзо ра являются внештатными инспекторами санитарной инспекции. В . ПОНОМАРЕВ , старший капитан портнад зора, ударник коммуни стического труда. где в непринужденной обста новке расспрашивал о нуждах северян какой-то человек с открытым лицом.. Хоть и виде* ли на портретах, а не сразу со образил^ что это Киров. Вскоре после съезда товари щи выбрали (тогда не назнача ли, а выбирали) Петра норми ровщиком, а в спорте он до стигает новых вершин. По инициативе председателя межсоюзного бюро физкуль* туры В» Е. Ляпкина и лыжни* ков Сианцова, Абрамова, Кито вой, Лопинцева, Косоурова, ста ли добиваться разрешения на проведение I Праздника Севе ра. В 1934 году представители 3 городов — Москвы, Ленин града, Мурманска — соберутся в Заполярье для проведения первого, еще не традиционно го, Праздника Севера. Сильные приедут в Мурманск лыжники. Такие, например, как чемпион Москвы Коханоаский. Но не в привычках молодой команды было благоговение перед авторитетами. Петр вы играл гонку на 10 км, а на 20- километровой дистанции пер вым финишировал мурманча нин Алексей Лопинцев. «Рыб ник Севера» оказался победи телем праздника, а его спорт смены—переыми чемпионами. За 7 чпет, пока не начнется вой на, еще четыре разе наденут на Петре ленту чемпионе праздника, не за гонки, превда, в за скалом и скоростной спуск. На VI Празднике Севера в числе его соперников высту пил молодой брат Анатолий и занял 3 место. На седьмом стал абсолютным чемпионом. Летом у братьев Косоуровых были свои любимые виды спорта. Петр охотно * бегал кроссы. Выступал эа футболь ную сборную судоверфи и го рода. В 1937 году мурманчане, победив в первенстве РСФСР ленинградскую, псковскую, лужскую, архангельскую фут больные сборные, заняли 2-е место. Немало голов забил в ворота соперников Петр Косо уров. В этом же году два мур манских бегуна принимали уча стие в марафонском беге * Москве. Оба работники судо верфи: Абрамов и Петр Косо* урое. Призовых мест не заня ли, но и последними не были. Победили брать* Знамеиосие. В 1935 году i Ленинграде проходив окружной съезд Со ветов. И снова из Мурмтска несет рапорт съезду группа лучших работников и спортсме нов рыбной и горнодобываю щей промышленности. И опять судоверфь посылает Петра Ко соурова. Славное начинание суждено было утвердить в 1939 году Ко* соурову. Стахановский ремонт кораблей. * Вызвал его дирек тор П В. Сапанадзе, спроси*; не надоело ли в кабинете си деть* Стахановские корабли уже ость, а почему бы не ор ганизовать стахановский ре монт таких траулеров. Петр со гласился сразу, только попро сил себе в помощники ребят из первой бригады ударников — Трифонова, Сахарова, Кото ва. В 1939 году под руководст вом прораба Косоурова был сделан стахановский ремонт трех судов: РТ-43, РТ-46, РТ-15. В воскресенье, 22 июня 1941 года Петр с товарищами играл в футбол. Не думали, не гадали тогда они, что простое и страшное слово «война» пере вернет всю их жизнь. Сразу в военкомат, хотя на кадровых работников судовер фи и имелась бронь. Попал на Ленинградский фронт. Окон чил учебную танковую школу, стал командиром танка КВ. В дни, когда враг рвался'к горо ду на Неве, осенью 41-го драл ся и под Пушкином, и на под ступах к Пулковским высо1 Сомкнулось КОЛЬЦО б] Туда, где враг’ пытался органи зовать наступление, устреми лись тяжелые и средние таннм, оборонявшие город. Прюсодч- лось защищать его не только от наступающего врага, но и от диверсантов, которые во время Вражеских налетов посылали ракеты невдалеке от промыш ленных объектов. встюмииеет Петр Алексеевич случай, когда с двумя офице рами патрулировали у вавода ,«Металлист». Тревога, налет, темень. И вдруг невдалеке взвилась ракета. Бросились ту да, нет никого. Только следы ведут к лежащим на земле трубам. Заглянули — человек. Спросили, как оказался гам. Ответил, что от бомбежки пря чется. Нашли у него ракетни цу, списки коммунистов, обще ственников. Расстреляли на месте. Время такое было, что иначе нельзя. Все 900 дней блокады пережил лейтенант Косоуров. В 1942 году вступил в партию. Много еще пришлось вое вать ему. Прорыв блокады, ос вобождение Прибалтики, потом в составе 1 Украинского фрон та наступление на Польшу, бои на подступах к Берлину, по мощь восставшей n Праге. Четыре танка сменил. В о4- ном горел. За форсирование Одера награжден орденом Красной Звезды. 9 1946 году вернулся домой... А вот Анатолий не вернулся. Три года е составе лыжного батальона пограничников защи щал он Заполярье. Презмрая опасность, первым устремлял ся на укрепления противника. За подвиг в бою еще в начале октября 1941 года был награж ден орденом Красной Звезды бывший слесарь судоверфи. А в 1943 году бросился мстить фашистам за раненого друга и погиб. *Сергей, средний брат, про шел всю войну. Защищал Ста линград. И этот не раз прояв лял незаурядное мужество. Из- под шквального огня вынес ра неного Алексендра Замятина в бою у Волги. Александр — мурманчанин, тоже работник судоверфи. Всю войну прошел Сергей, а не от пули погиб — от ран... После демобилизации Петр вернулев на род ную судоверфь. Возглавил бю ро калькуляции. От общест венных нагрузок, как и в преж ние годы, не отказывался. Из бирали его и в ia в*ом, и в партком. Но больше всего лю бил он ходить в школы, рас сказывать подросткам о слав ных своих товарищах, о том, как росли и жили, как мужали, как становились бойцами. За долгую безупречную ра боту в 1952 году его награди ли орденом Ленина. С 1957 го да по 1961 год избирался де путатом городского Совета. Сейчас Петр Алексеевич воз главляет комитет ветеранов войны судоверфи, собирает материалы для заводского му зея. И, конечно же, встречи с пионерами и комсомольцами. Потому что, считает он, самое главное в воспитании молоде жи — не смотреть на нее свысока, как на пришедших на все готовое, а объяснить, какими жертвами завоевано се годняшнее благополучие. Петр Алексеевич твердо верит в по слевоенное поколение. «Оно грамотней и, пожалуй, умнее нашего, — говорит он, — только надо правильно напра вить его энергию». Нет уже троих из первой ударной комсомольской брига ды, нет в живых половины ее личного состава. На их места становятся десятки, сотни но вых комсомольцев судоверфи, которым тоже по 18 лет. О. КОТОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz