Рыбный Мурман. 1972 г. Март.

В с е г о 1 6 » llllllllf II tlllllltff tllillll llllllll llllllllllf ШИШ!К (Окончание. Нач. на 2 cxpj работы, о методах расчета, проектиро* вания и постройки трала, о приемах вязки траловых сетей, о материалах для рыболовных орудий, об организации тралового лова, о промысловых судах и их оборудовании, о всевозможных слу­ чаях аварий с тралом и методах их устранения. Читая эту книгу, трудно поверить, что написана она человеком, который окон­ чил всего-то трегклассную приходскую школу и двухклассное мореходное учи­ лище. Но, видимо, прав был В. А. Об­ ручев, когда сказал: «Способности, как и мускулы, растут при тренировке». \ А ведь вся жизнь Федора Михайлови­ ча — это беспрестанная тренировка ума, постоянное накапливание опыта и знаний, беспрерывное развитие и ф о р ­ мирование взглядов. Здесь также уместно вспомнить муд­ рые слова Д. И. Писарева: «Надо учить* ся в школе, но еще гораздо больше на­ до учиться по выходе из школы, и это второе учение по своим последствиям! по своему влиянию на человека и на общество неизмеримо важнее первого», Писалось Федору Михайловичу труд­ но. Он сам как-то признался нам: — Когда я начал писать эту книгу, у меня было такое чувство, что пред­ стоит мне поднять огромный камень* валунг а силенок маловато. Я чувство­ вал, что знаний v меня не хватает. Но такая книга нужна была флоту, и я сказал себе: «Надо писать... Надои. Прежде чем писать, я перерыл целые вороха технической литературы, я пе­ речитал очень много книг из смежных областей техники, много пришлось про­ вести бессонных ночей... И ТАК, Ф. М. Михов — автор пер­ вых в стране книг о трале, о тех­ нике тралового лова. По его кни­ гам не одно поколение судоводителей и мастеров лова постигало основы тра­ лового дела. За одно это он заслужи­ вает великой благодарности. Но это еще не последняя и не самая яркая грань' в _облике ‘ этого замеча­ тельного человека. Ф . М. Михов — кон­ структор первых отечественных тралов. На протяжении многих лет на воору­ жении наших экипажей был английский 110-футовый трал. Существовало мне­ ние,- что лучше этого трала ничего нельзя создать, что •проектирование тралов — привилегия иностранцев, . Ф. М. Михов опроверг это. мнение. В 1932 году он передал на вооружение флота 34-метровый трал — более уло­ вистый, менее, аварийный, чем англий­ ский трал. Затем он *создает ..еще ряд тралов, отличающихся зрелостью , кон­ структорской ,мысли и высокой эффек* тивностью^ лова (1943 г. — фал 25 м, 1948 г. — трал 31 м,' 1949 — фал 35 м). Создал он также несколько!, конструк­ ций .распорных траловых досок. • Сейчас на флоте нет уже: его тра­ лов, и это естественно: «новые време­ на — новые песни». Качественно изме­ нился флот — другие суда, другие мощ­ ности, другие промысловые схемы, а значит — и другие тралы. Но «что бы­ ло.-— то было»: на протяжении почти трех десятилетий трал^, спроектирован­ ные Ф. М. Миковым, были основными на вооружении флота рыбной промыт-, ленности страны. Много миллионов иентнеров рыбы выловлено тралами конструкции Ф. М. Михова. . Заслуги Федора Михайловича высоко оценены партией и правитель­ ством. Он награжден орденами Ленина, «Знак Почета», медалями «За оборону Советского Заполярья», «За доблест­ ный труд в Великой Отечественной вой­ не 1941— 1945 гг.». ...Это было в сентябре 1955 года, не­ задолго до ухода Ф. М. Михова на пенсию. По какому-то делу зашел я к Василию Иосифовичу Попову в промыс­ ловый отдел тралового флота (управ­ ление флота располагалось тогда в порту, на 6-»м причале). В открытую форточку врывались корабельные гуд­ ки, запах* выгружаемой из трюмов ры­ бы, тянуло приторным душком перера­ батываемых на утильзаводе рыбных от­ ходов, Пол под ногами вздрагивал от ударов волны о причальные сваи, п Вокруг стола Федора Михайловича сидело человек пять или шесть моря­ ков (по всем признакам — тралмейсте­ ров), а он что-то им объяснял, тороп­ ливо, рисуя какие-то линии на листе, придерживаемом протезной кистью в перчатке. Вслушавшись, я понял, что речь идет о том, как лучше вооружить 35-метровый трал при работе на тя­ желых грунта», т. е. на языке работ­ ников промысловых отделов «шел ин­ структаж». . . . Но проводил Федор Михайлович ин­ структаж. с такой кжошеской одухотво­ ренностью, с такой силой убежденно­ сти, что я *не удержался и сказал Ва­ силию Иосифовичу: — А старик-то совсем как молодой.,. Смотри, как загорелся... В ответ Василий Иосифович молча показал глазами на небольшой квадра­ тик бумаги, лежащий у него на столе, Я прочитал: «И. о. начальника управ­ ления тралового флота т. Маевскому В. М. От инженера по орудиям лова Михова Ф. М. Заявление. Тяжелое сер­ дечно-сосудистое заболевание и гипер­ тоническая болезнь вынуждают меня прекратить работу. Прошу с 20 сентяб­ ря с. г. уволить меня со службы в тра­ ловом флоте. Ф. Михов». В верхнем левом углу заявления стоя­ ла резолюция: «Оформить увольнение с 20 сентября 1955 года по состоянию здоровья. Маевский». • ...Федора Михайловича Михова не стало 20 марта 1960 года. ...И видится мне: режет крутую оке­ анскую волну серебристый красавец супертраулер и гордо несет на своем высоком борту славное имя Федора Михова — архангелогородского помо­ ра, морехода-гтромыеловика, создателя первых русских тралов. Обращаюсь я к нему почти словами Маяковского: — Здравствуй, Михов! Как я рад, что ты живой дымной жизнью труб, канатов и крюков. Только все это пока мечта.г. Нет та­ кого траулера. Д Л Я ТЕЩ К Т О В М О Р Е Редко кто из мурманчан не знает нашего магазина. Что же касается моряков рыбопромыс­ ловых флотов и членов их се­ мей. то почти каждому довелось побывать у нас. И это не слу­ чайно Коллектив магазина «Волна» призван торговать то­ варами первой необходимости для моряков. Для этого при нашем магазине имеется отдел судовых лавок. Ежемесячно мы, подводя ито­ ги соревнования и выполнения финансового плана, отмечаем работу и тех артельных, кото­ рые лучше всего организуют распродажу товаров в рейсе среди моряков своего экипажа. На тех кораблях, где этому во­ просу уделяется должное вни­ мание, промысловики своевре­ менно обеспечиваются товара­ ми первой необходимости. Об этом говорят факты. Так, на большом морозильном трауле­ ре № 250 за два рейса продано промтоваров на 16 тысяч руб­ лей. На БМРТ-243 в течение трех рейсов товаров продано почти на 15 тысяч рублей. Успешно работают артельные также на РТ-90 и РТ- 6 8 . Считаю, что коллектив мага­ зина смог перевыполнить двух­ месячный план еще и потому, что в январе и феврале мы ор* ганизовали 140 выездов с про* чдажей промтоваров непосред­ ственно на кораблях рыбопро­ мысловых и транспортного фло­ тов. Примером для наших ра- С Л О В О З Р И Т Е Л Е Й В воскресенье, 12 марта во Дворце культуры имени С. М. Кирова для моряков Северного бассейна и рабочих берего­ вых предприятий была показана оперетта «Роз-Мари» в по­ становке народного музыкально-драматического театра. Мы обратились к нескольким зрителям с просьбой поделиться своими впечатлениями от спектакля. Вот что они сказали: Есть замечание и к орке­ стру, Музыканты часто за­ глушают голоса артистов. Не слышна игра скрипок. В. Кургузов, курсант А. Рзаев, старший меха­ ник (Мурманский тралфлот): — В общем спектакль по­ лучился лучше, чем я ожи­ дал от самодеятельности. Видна большая работа как режиссера, так и артистов. И все же законченного, цель­ ного ансамбля пока еще не получается. Оперетта по су­ ществу держится на четырех исполнителях: Авлей (Ю . Кузнецов), Ванда (Н. Андре­ ева), Черный Орел (В. Ша­ ронов) и, безусловно, Этель (И. Пашкина). Смотришь их игру я забываешь о том, что очи не являются про­ фессионалами. Все осталь­ ные несколько слабее. И ес­ ли для главных героев — Роз-Мари (Н. Орловская) и Джима Кениона (В. Кали­ новский) — просто недоста­ точно игрового материала, потому что взята очень упро­ щенная редакция этой зна­ менитой оперетты, то для других актеров есть что иг­ рать. Однако у В. Глухова Эмиль получается не всегда убедительным. Герман в ис­ полнении В. Тверитина при­ нимается зрителем хорошо, но он кое-где переигрывает, излишне шаржирует. Массовые сцены почти все сделаны неплохо. Е. Палечек, доцент: — Сам факт постановки классической оперетты на клубной сцене самодеятель­ ными актерами —• явление отрадное. Очейь понравился дивертисмент — танец ин­ дейцев. Приятно слушается пение Роз-Мари. Обязатель­ но нужно отметить игру ис­ полнителей ролей Ванды. Авлея, Этель. И. Вант, шеф-повар ПР «Рыбный Мурман»: — Я сам участник худо­ жественной ‘ самодеятельно­ сти у себя на судне, люблю петь. Оперетту «Роз-Мари* в постановке народного му­ зыкально-драматического те­ атра Дворца культуры имени С. М. Кирова смотрел с уд<*> вольствием. Но хочу своим коллегам по сцене дать не­ сколько советов. Спектакль должен быть более живым, ярким. В мас­ совых сценах порой недо­ стает праздничности. Имею претензии к испол­ нителю роли Джима. Голос у него есть, а играет он вяло. В первом действии не чув­ ствуется, что он счастл 1 Ш от того, что любим Роз-Ма­ ри. Во втором действии не чувствуется, как он сильно удручен тем, что теряет лю­ бимого человека. Все это зритель понимает по ходу действия, а' по состоянию ар­ тиста не видит. 5 курса МВИМУ:______ _ -— Смотрел оперетту в ис­ полнении наших самодей- тельных артистов и должен сказать, что время зря не потерял. Раньше я эту вещь не знал, теперь имею о ней полное представление. Боль­ шинство исполнителей по­ нравилось. Чувствуется, что все участники, даже те, кто играет без слов, вкладывают в свою роль много старания. На снимке: сцена из опе­ ретты «Роз-Мари». Фото В. Кононова. ботняц в умелой организации этого дела служат молодые про­ давцы Нина Власова и Зинаи­ да Спрядышева. В нашем магазине работой судовых лавок заведует стар­ ший продавец Мария Василь­ евна Кирья. Этой труженице близки и понятны запросы ры­ баков. Мария Васильевна свы­ ше десяти лет ходила в море на плавбазах. Как начпрод она снабжала моряков всеми необ­ ходимыми товарами. Свой опыт Мария Васильевна передает молодежи, учит, как лучше подобрать необходимый ассор­ тимент для судовой промлавкн. Многие отделы магазина пе­ реведены на самообслуживание. Отрадно отметить.. что среди этих отделов лучшие показате­ ли у комсомольско-молодежно­ го коллектива. Им успешно ру­ ководит наш продавец Надежда Кодочигова. С большим напряжением весь коллектив магазина работал в течение первой декады марта. Мы получили с моря несколь­ ко тысяч заявок на доставку праздничных подарков. Важно было не только*, подобрать за­ казанные товары и со вкусом оформить их, но и вовремя доставить по адресам. Практически у нас не бывает недоразумений с удовлетворе­ нием заявок на выездные лавкя .во время междурейсовых стоя­ нок кораблей в порту, вместе с тем мы просим капитанов свое­ временно подавать заявки. Лучше всего это делать радио­ граммой до прихода в порт. К. ПРАВИЛОВА» директор магазина «Волна». ПО СЛЕДАМ НАШИХ ВЫСТУПЛЕНИЙ «ГДЕ ЭТА УЛИЦА, ГДЕ ЭТОТ ДОМ?..» Управление СМУ главка «Севрыба» обсудило письмо, опубликованное под таким заголовком в номере за 18 февраля. Факты, изло­ женные в нем, имели место. В настоящее время почто­ вый адрес общежития обо­ значен на здании. В обще­ житии имеется 20 комплек­ тов шахмат н 20 — шашек, оборудован настольный тен­ нис, действует передвижная библиотека. Во всех комнатах имеются радиоточки, репродукторы находятся у коменданта, каждый желающий может выписать их на свою комна- ту. Сушильное помещение для спецодежды находится в подвальной части общежи­ тия, об этом обслуживающий персонал оповестил всех про­ живающих. М. ГАЛИЛЕЕВ, зам. начальника СМУ, Редактор Е. В. МИХАИЛОВСКИИ. СЕГОДНЯ ОЖИДАЕТСЯ ПРИ­ ХОД: РТ-130 «Сириус*. РТ-1М «Симферополь», л БМРТ-408 «Космос». ЗАВТРА: PT-26S «Гридино», ТР «Карл Либкнехт». • Управление, партийный комитет и базовый коми­ тет профсоюза «Мурман- сельди» с глубоким при­ скорбием извещают о преждевременной кончи­ не старейшего капитана ёельдяного флота НЕКРАСОВА Бориса Владимировича, последовавшей 13 марта 1972 года, и выражают глубокое соболезнование семье и родственникам покойного» «Рыбный Мурман». Ин­ декс 55654. Цена 1 экз. — 2 коп. Мурманская област­ ная типография, г. Мур­ манск. Зак. 1803. ПН-03178.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz