Рыбный Мурман. 1972 г. Март.
Н ЕБОЛЬШОГО роста, плотный, в широком черном пальто, • вы цветшей морской фуражке, с не изменной трубкой-носогрейкой во рту* он каждое утро мелким** старикввски- ми шажками прогуливало* ио Дрражкам скверика у пажитника К Иь Ленину. Проходили мимо люди и не догадм- вались, что этот старичок с крупным, немного оплывшим лицом и добрыми глазами приходил сюда, к пустынным берегам Кольского залива, еще е кон це прошлого века, когда не было не только этих многоэтажных домов и это го широкого проспекта* по нет была еще и самого Мурманск* Не догады вались идущие мимо люди, что рядом е ними — живая истормя Мурмана, что это — Федор Михайлович» Михов —- один из зачинателей и основателей со ветского тралового промыслам сказать, в з*ом рейсе волею судеб на «Зубатке» оказалось два замечательных Федоре — Федор Михов и Фед jap Ша- малуев — праотец, русских ipaimeftcie* ров). Этот рейсг несомненно^ таг же исторически* знаяигл, как и рейс Т-ЗЯЬ О том, чро ему предавалось, значе ние « 1 ервойрох<*яного», свидетельству ет тот факт; что на борту находились член кевлегтии Главного управление по рыболовств^ Я. С Миттельман? и круп ный ученый! — профессор М. /И. Назв- р ев атш Позже, вспоминая этот реке, Я, & Миттельман: писал: «Я принлл участие а первом рейсе первого тралыди» Т-39 государственной рыбной траловой флотилии. Этот рейс является интерес ным, ка» возобновление тралового ло ва после перерыве за врем» англий ской оккупации Севера и как начало ппнипшншпшиншшттшшнмнишшштшнаиишшкяннцг О Ч Е Р К И З ь • • • Е. ВАЙНБИР, старший инженер ШШ тШ ГНШ тШШ тШНттШШИШШ тИШШШШ отдела промрыбелоаств» главного управления «Смрнбаг. 1Ш1ШШНШШ1И1ШШ В сентябре 1955 года Федор Михай лович в возрасте 68 лет вышвя но вам* сию и это свое пенсионное положение, по всему видно было, пережевал тяж ко. Старость не погасила а нем живого интереса к делу, которому била отда на жизнь. Главным смыслом прогулов старика было стремление встретить зна комого человека, с которым можно по говорить о делах флотских, узнать» где ловят рыбу, какими промышляют трас л а м к у д а снаряжаются экспедиции, кого назначили капитаном такого-то траулера. Это приобщало Ого в той жизни, которая была ему бесконечно дорога и которая осталась по ту сто рону пройденного им Рубикова. — Ну расскажи, что нового? — спра шивал он, и такая жадность звучала в этой просьбе, что отказать старику бы ло Н( Вообщ» Ф адяр Михайлович был чаи лоееком ма редкость добрсякелатвль- ным, общительным, разговорчивым. — Давай посидим, погутарам, — го ворил ом а тая случаях, когда видел, что я ие тороплюсь. Мы садились на скамью в скверике, и Федор Михайлович «отводил душу* — рассказывал о себе, о давних вре менах, о людях, которых уже нет. И сейчас, спустя много лет, звучит в моих ушах его тихий, сипловатый голос, его быстрый архангелогородски* говорок. Слушать его было очень интересно. Рассказывал он о родном поморском селе Кушерена, об отца — пвотнике и мореходе, о страшном воспоминании детства — пожара, который в одно часье уничтожил отчий дом со всем крестьянским скарбом; о вкусе лепе шек из «заболони» (одна четверть му ки ржаной и три четверти муки из сос новой меры). Рассказывал о переезде в большое село на карельском берегу — Сумсний посад, где он «прошел все образования» — в 1889 год* окончил трехкласеную пр+есодскую ишолу, а в- 1907 году — двухклассную мореходную школу, о том, как в темные осенние ночи ходал с отцом «лучить» семгу, о тем, как десятилетним малышом ходил он дее навигации „(1898— 1899 п\> не Мурман зуйком, как на обледенело* шняке под Цып-Нмолоком <■наживлял ярусные к рючки коченеющими от хо лода, покрытыми болячками руками — и все это «без всякой платы^ за одно врепитание», о том, как плавал на раз ных судах и от разных хозяев коком, матросом, а после окончания мореход- ион школы — штурманом и капитаном. В ЭТОМ году советскому тралово му флоту исполняете* 52 года. Свое «летоисчисление» он ведет от 29 июня 1920 года — именно в этот день (а точнее — в 3 часа ночи) из Архангельска, сбросившего недавно оковы интервенции, впервые под со ветским флагом вышел на промысел Т-30 «Лучинский» (капитаном на этом судне был Михаил Андреевич Бикман, а тралмейстером — Яков Иванович Де ментьев). Это — факт общеизвестный. Но мало кто знает, что 30 июня вслед за Т-30 вышел ие промысел траулер Т-39 «Зубатка» под командованием Фе дора Михайловича Михова (к слову планомерного государственного трало вого npoMb$t»>»33> («Траяозые рвдзоты сер верной научно-промысловой экспеди ции а Северном Ледовитом океане в 1 *Ю—ЗТ ф * Таким образом, рейс «Зубатки», как и рейс траулера «Лучинский»,, ознаме новал начало советского тралового про мысла. Федор Михайлович, вспоминая этот рейс, ие без гордости гтеориях — Так что моя «Зубатка»* так ска зать* открыла в првшг, так сказать* траловую навигацию... Памятна была «Зубатка» Федору Ми хайловичу не только тем, что открыла она «траловую навигацию», но и- тем, что здесь весной 1923 года раздавило ему ваером кисть левой руки. Доста в и т его срочно в Мурманск, ио не было в то время в нашем городе хи рурга, и повезли его в Ленинград. На вопрос —- где потерял кисть — он не изменно отвечал: — «Зубатка» отку сила» Надо думать, что произошло это не счастье исключительно по причине не обычайной увлеченности Федора Ми хайловича делом своим. Он был не из тех капитанов^ которые всю жизнь взи рают на палубу с высоты штурманской рубки. Он признавался, что за много лет работы так и не смог выработать в себе спокойного отношения к подни маемому из мороси» глубин тралу. Ему надо было самом/ поворочать мокрые сетные скотица, пощупать своими руками потертости, помозго вать, откуда- оки, почему после каждо го треления а одном и том же месте дыре, посмотреть — нет ли где пере коса, сделать перебивку грунтропа, за чинить дыру, пересадить трал. И все это делалось с огромным «аппетитом», радостно и жадно, и при этом он не скупился на шутки-прибаутки, сдобрен ные солеными морскими словечками. Надо сказать, что не единожды из-за беспокойного характера Федор Ми хайлович попадал в очень сложные и опасные ситуации. Как-то произошел в- нша случай, который: еда* не сю * * ему1жиэни. Как известно* трал ш те да лекие времена выбирали нв палуб* ру кам* (не было тогда ки грузовых стрел, ни сушите, я » джильсоноа^ Вех вахта становилась вдоль борта и, при* нсравливеясь к швее, под «Дубинуш ку* тянула сети. Участвовал^ как пра вило, в этой операции и Федор Ми хайлович* Н о вот однажды, ясным сентябрьским еечером, когда выборка трала 'шла особенно сноровисто, накатилась боль шая волна, положила судно на подвет ренный борт, рванула сети обратно в пучину щ команда не ущуквяе их, от пустила; Один лишь Федор Михайловича бульдожьей хваткой уцепился за сети и был за это наказан: вместе с тралом f r o выбросило яв борт. Очутившись в воде, аа пытался вы нырнуть, но сверку была сеть. ПЬлытки добраться под вюдой до кромки тра ла успеха не илел>* воздуха е лепвик ужо не хватало, и начал он терять со знанием Но не оставили: его товарищи* в беде — вытащил* ио торщ влили в* него добрую порцию спирта, и ожил капитан. /\ПРАВИ8Ш14СЬ после увечья, Фе- Щ дар Михайлович опять пошел плавал* наг этот раз капитаном P’W t t «Сказ». И плавал он на этом ко рабле более пяти лет. То были годы становления государственной ры6*о& промышленности на Мурмане. Строи лась тралбаза* Осваивался зимний тра ловый промысел. На судах появились первые радиостанции. Открывались но вые промысловые банки. Флот начал пополняться новыми4' траулерами; Байт тогда еще молоды * полны а а чудесные капитаны-промысловики, ко торых сегодня уже нет с нами, — Да»» онтьев С П., Кокытзов С Д., Демидов К HL* Егоров А* А., братья Петр к Осип Кононовы, Богданов Я. А., Бурков Д .А., Хохлин П. Ф., Новожилов А. ГГ., Овчин ников А. М. Все это были друзья-то варищи Федора Михайловича Михова^ с которыми он, как говорится, «не один пуд соли съел». И тому времени, ко гда Ф. М. Мжош выйдет на пенсию, немногие из них останутся в живых, п Федор Михайло вич будет с особой теплотой рассказы вать нам, молодым, о своих ушедших товфкщах, будет вспоминать их люби мые выражения?, их причуды, будет вспоминать интересные случак из их неспокойной промысловой жизни. Говорят, у каждого человека есть своя аапанмда», то есть свое предна значение. Если это так, то Ф. М. Михо- ву на роду было написано стать кон структором первых* отечественных тра лов и автором книг по траловому делу. Относился он к той трудно живущей на свете породе людей, которым орга нически чуждо дилетантство. Этим людям всегда надо докопаться да са мой сердцевины дела, понять его таи. чтобы не осталось ни одного темного «уголка». Такие люди, если уж взялись за какое-то дело, то овладеют и ж в со вершенстве, делают его добротно, ос новательно, прочно. В любой отрасли человеческой деятельности такие люди — движущая сила. С первых же дней работы в трало вом флоте для Федора Михайловича начался сложный процесс постижения трала. Собственно, начался он значи тельно раньше — еще с тех давни» времен, когда рядом со шнякой, на ко торой оторопело застыл лупоглазый зуек, величаво прошел английский тра улер, макая в воду ваерные усы. Еще с. той далекой поры сурового детства зародилось в нем, а потом окрепло чувеяео неистребимого любопытства к тралу* ...В 1920» году в Порт-владимире зимо вав» несколько архангельских трауле ров^. принадлежавших рыбопромышлен ной фирме «Беззубиков и сыновья». Команды* этик судов разместились в двухэтажном домишке, носившем громкое название «гостиницы». Ф* М. Михов, капитан одного из зи мовавших траулеров, не стал жить в «гостинице», так как было там очень тесно. Он приспособил себе под жилье пустовавшую баню. Сложил в ней печь,, настлал пол и походок (плотницкому ДШЧР был приучен еще с детства), устроил в предбаннике кладовую и а этот «особняк» переехал вместе с же ной. Метели заносили баньку вровень с крышей. Много ухо»ило сил на под держание в ней тепла, так как остыва ла она мгновенно, как только переста вали топить. Трудно было с продукта ми. В это невеселое* время Федор Ми* хайлович часами просиживал за расчет теми* чертил, а потом чертеж вопло щал^ в натуре* вывязывал модель ipa- яа. После первой, попыток модель не получилась, после второй — тоже, но в конце концов модель была построе- Кву к это был первый серьезный шаг ие пути к постижению трала. В. дальнейших лпавшншщ не трауле рах он вникал во все тонкости про мыслового дела, много наблюдал, со поставлял,. думал и записывал. По его собственному признанию, в траловой системе его больше всего поражала теснейшая взаимосвязь всех элементов. Много лет спустя, будучи уже не в состоянии плавать/ работая в пэомыс ловом отделе управления тралфлота, он чаете говорил молодым тралмей стерами — Трав — зге* не куча сетей ц вере вок, трвл — это живой органном. Его надо любить, его надо понимать, его надо чувствовать — и тогда аы тебя отблагодаритГ В этой фразе обнажена самая суть отношения Ф. М. Михова к тралу. Так же, как в человеческом, организ ме жизнедеятельность важнейших ор ганов может нарушиться из-за какой- нибудь маленькой желёзки* так и в траловой системе незначительные, на первый взгляд, отклонения от нормы во «второстепенных» элементах (недоста точная длина квартропа, например, или смещение на несколько сантиметров вперед дужек траловой доски) могут явиться причиной тяжелейших «болез ней» трала. Вот что имел в виду Ф.- М. Мигов, когда сравнивал трал с живым *организмом. Эту особенность траловой системы Федор Михайлович прекрасно понимал, и поэтому немало времени было им посвящено выяснению зависимостей между элементами трала. Процесс этот был сложный и трудный. Не было в то время ни научных трудов, ни учебников, ки просто популярных книг по тралово му делу. До всего надо было доходить евоим умом. П ОСТЕПЕННО, год за годом накап ливался опыт, вырабатывались представления, улавливались за- * кономерности, отбирались лучшие при емы, и все это записывалось в общие тетрадки, складываемые в капитанский рундук. Наконец, наступило время, когда Фе дор Михайлович не мог больше быть хранителем того богатства, которое го дами но крупице собирал. В t930 году выходит первая в стране книга по тра ловому делу. Она так и называлась — «Траловое дело». Во многом эта книга была еще наив на, описательна, но сыграла в то время неоценимую роль. Сейчас она превра тилась уже в библиографическую ред кость, а в начале 30-х годов была на стольной книгой капитанов промысло вых судов. Федор Михайлович понимал, что кни га эта фрагментарна, и в последую щем переработал ее, дополнил, расши рил, углубил. В 1936—37 гг. выходят три его книги: «Устройство трала и работа С тралом», «Освещение траловых буев» и «Устройство трала и работа с ним». Эти книги, особенно последняя, отли чаются глубиной, обстоятельностью, ясностью мысли. Перелистывая сегодня пожелтевшую от времени книгу Ф. М. Михова «Устрой ство трала и работа с ним», >испыты~ ваешь чувство въехнщепи* перед чело веком, который сумел на Т97 страни цах печатного текста рассказать хоро шим инженерным языком о конструк ции трала, о траловых досках и всей системе вооружения трала, о технике (Окончание на 4 стр.) I
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz