Рыбный Мурман. 1972 г. Март.

Н ЕБОЛЬШОГО роста, плотный, в широком черном пальто, • вы­ цветшей морской фуражке, с не­ изменной трубкой-носогрейкой во рту* он каждое утро мелким** старикввски- ми шажками прогуливало* ио Дрражкам скверика у пажитника К Иь Ленину. Проходили мимо люди и не догадм- вались, что этот старичок с крупным, немного оплывшим лицом и добрыми глазами приходил сюда, к пустынным берегам Кольского залива, еще е кон­ це прошлого века, когда не было не только этих многоэтажных домов и это­ го широкого проспекта* по нет была еще и самого Мурманск* Не догады­ вались идущие мимо люди, что рядом е ними — живая истормя Мурмана, что это — Федор Михайлович» Михов —- один из зачинателей и основателей со ­ ветского тралового промыслам сказать, в з*ом рейсе волею судеб на «Зубатке» оказалось два замечательных Федоре — Федор Михов и Фед jap Ша- малуев — праотец, русских ipaimeftcie* ров). Этот рейсг несомненно^ таг же исторически* знаяигл, как и рейс Т-ЗЯЬ О том, чро ему предавалось, значе­ ние « 1 ервойрох<*яного», свидетельству­ ет тот факт; что на борту находились член кевлегтии Главного управление по рыболовств^ Я. С Миттельман? и круп­ ный ученый! — профессор М. /И. Назв- р ев атш Позже, вспоминая этот реке, Я, & Миттельман: писал: «Я принлл участие а первом рейсе первого тралыди» Т-39 государственной рыбной траловой флотилии. Этот рейс является интерес­ ным, ка» возобновление тралового ло­ ва после перерыве за врем» англий­ ской оккупации Севера и как начало ппнипшншпшиншшттшшнмнишшштшнаиишшкяннцг О Ч Е Р К И З ь • • • Е. ВАЙНБИР, старший инженер ШШ тШ ГНШ тШШ тШНттШШИШШ тИШШШШ отдела промрыбелоаств» главного управления «Смрнбаг. 1Ш1ШШНШШ1И1ШШ В сентябре 1955 года Федор Михай­ лович в возрасте 68 лет вышвя но вам* сию и это свое пенсионное положение, по всему видно было, пережевал тяж­ ко. Старость не погасила а нем живого интереса к делу, которому била отда­ на жизнь. Главным смыслом прогулов старика было стремление встретить зна­ комого человека, с которым можно по­ говорить о делах флотских, узнать» где ловят рыбу, какими промышляют трас л а м к у д а снаряжаются экспедиции, кого назначили капитаном такого-то траулера. Это приобщало Ого в той жизни, которая была ему бесконечно дорога и которая осталась по ту сто­ рону пройденного им Рубикова. — Ну расскажи, что нового? — спра­ шивал он, и такая жадность звучала в этой просьбе, что отказать старику бы­ ло Н( Вообщ» Ф адяр Михайлович был чаи лоееком ма редкость добрсякелатвль- ным, общительным, разговорчивым. — Давай посидим, погутарам, — го­ ворил ом а тая случаях, когда видел, что я ие тороплюсь. Мы садились на скамью в скверике, и Федор Михайлович «отводил душу* — рассказывал о себе, о давних вре­ менах, о людях, которых уже нет. И сейчас, спустя много лет, звучит в моих ушах его тихий, сипловатый голос, его быстрый архангелогородски* говорок. Слушать его было очень интересно. Рассказывал он о родном поморском селе Кушерена, об отца — пвотнике и мореходе, о страшном воспоминании детства — пожара, который в одно­ часье уничтожил отчий дом со всем крестьянским скарбом; о вкусе лепе­ шек из «заболони» (одна четверть му­ ки ржаной и три четверти муки из сос­ новой меры). Рассказывал о переезде в большое село на карельском берегу — Сумсний посад, где он «прошел все образования» — в 1889 год* окончил трехкласеную пр+есодскую ишолу, а в- 1907 году — двухклассную мореходную школу, о том, как в темные осенние ночи ходал с отцом «лучить» семгу, о тем, как десятилетним малышом ходил он дее навигации „(1898— 1899 п\> не Мурман зуйком, как на обледенело* шняке под Цып-Нмолоком <■наживлял ярусные к рючки коченеющими от хо­ лода, покрытыми болячками руками — и все это «без всякой платы^ за одно врепитание», о том, как плавал на раз­ ных судах и от разных хозяев коком, матросом, а после окончания мореход- ион школы — штурманом и капитаном. В ЭТОМ году советскому тралово­ му флоту исполняете* 52 года. Свое «летоисчисление» он ведет от 29 июня 1920 года — именно в этот день (а точнее — в 3 часа ночи) из Архангельска, сбросившего недавно оковы интервенции, впервые под со­ ветским флагом вышел на промысел Т-30 «Лучинский» (капитаном на этом судне был Михаил Андреевич Бикман, а тралмейстером — Яков Иванович Де­ ментьев). Это — факт общеизвестный. Но мало кто знает, что 30 июня вслед за Т-30 вышел ие промысел траулер Т-39 «Зубатка» под командованием Фе­ дора Михайловича Михова (к слову планомерного государственного трало­ вого npoMb$t»>»33> («Траяозые рвдзоты сер­ верной научно-промысловой экспеди­ ции а Северном Ледовитом океане в 1 *Ю—ЗТ ф * Таким образом, рейс «Зубатки», как и рейс траулера «Лучинский»,, ознаме­ новал начало советского тралового про­ мысла. Федор Михайлович, вспоминая этот рейс, ие без гордости гтеориях — Так что моя «Зубатка»* так ска­ зать* открыла в првшг, так сказать* траловую навигацию... Памятна была «Зубатка» Федору Ми­ хайловичу не только тем, что открыла она «траловую навигацию», но и- тем, что здесь весной 1923 года раздавило ему ваером кисть левой руки. Доста­ в и т его срочно в Мурманск, ио не было в то время в нашем городе хи­ рурга, и повезли его в Ленинград. На вопрос —- где потерял кисть — он не­ изменно отвечал: — «Зубатка» отку­ сила» Надо думать, что произошло это не­ счастье исключительно по причине не­ обычайной увлеченности Федора Ми­ хайловича делом своим. Он был не из тех капитанов^ которые всю жизнь взи­ рают на палубу с высоты штурманской рубки. Он признавался, что за много лет работы так и не смог выработать в себе спокойного отношения к подни­ маемому из мороси» глубин тралу. Ему надо было самом/ поворочать мокрые сетные скотица, пощупать своими руками потертости, помозго­ вать, откуда- оки, почему после каждо­ го треления а одном и том же месте дыре, посмотреть — нет ли где пере­ коса, сделать перебивку грунтропа, за­ чинить дыру, пересадить трал. И все это делалось с огромным «аппетитом», радостно и жадно, и при этом он не скупился на шутки-прибаутки, сдобрен­ ные солеными морскими словечками. Надо сказать, что не единожды из-за беспокойного характера Федор Ми­ хайлович попадал в очень сложные и опасные ситуации. Как-то произошел в- нша случай, который: еда* не сю * * ему1жиэни. Как известно* трал ш те да­ лекие времена выбирали нв палуб* ру­ кам* (не было тогда ки грузовых стрел, ни сушите, я » джильсоноа^ Вех вахта становилась вдоль борта и, при* нсравливеясь к швее, под «Дубинуш­ ку* тянула сети. Участвовал^ как пра­ вило, в этой операции и Федор Ми­ хайлович* Н о вот однажды, ясным сентябрьским еечером, когда выборка трала 'шла особенно сноровисто, накатилась боль­ шая волна, положила судно на подвет­ ренный борт, рванула сети обратно в пучину щ команда не ущуквяе их, от­ пустила; Один лишь Федор Михайловича бульдожьей хваткой уцепился за сети и был за это наказан: вместе с тралом f r o выбросило яв борт. Очутившись в воде, аа пытался вы­ нырнуть, но сверку была сеть. ПЬлытки добраться под вюдой до кромки тра­ ла успеха не илел>* воздуха е лепвик ужо не хватало, и начал он терять со­ знанием Но не оставили: его товарищи* в беде — вытащил* ио торщ влили в* него добрую порцию спирта, и ожил капитан. /\ПРАВИ8Ш14СЬ после увечья, Фе- Щ дар Михайлович опять пошел плавал* наг этот раз капитаном P’W t t «Сказ». И плавал он на этом ко­ рабле более пяти лет. То были годы становления государственной ры6*о& промышленности на Мурмане. Строи­ лась тралбаза* Осваивался зимний тра­ ловый промысел. На судах появились первые радиостанции. Открывались но­ вые промысловые банки. Флот начал пополняться новыми4' траулерами; Байт тогда еще молоды * полны а а чудесные капитаны-промысловики, ко­ торых сегодня уже нет с нами, — Да»» онтьев С П., Кокытзов С Д., Демидов К HL* Егоров А* А., братья Петр к Осип Кононовы, Богданов Я. А., Бурков Д .А., Хохлин П. Ф., Новожилов А. ГГ., Овчин­ ников А. М. Все это были друзья-то­ варищи Федора Михайловича Михова^ с которыми он, как говорится, «не один пуд соли съел». И тому времени, ко гда Ф. М. Мжош выйдет на пенсию, немногие из них останутся в живых, п Федор Михайло­ вич будет с особой теплотой рассказы­ вать нам, молодым, о своих ушедших товфкщах, будет вспоминать их люби­ мые выражения?, их причуды, будет вспоминать интересные случак из их неспокойной промысловой жизни. Говорят, у каждого человека есть своя аапанмда», то есть свое предна­ значение. Если это так, то Ф. М. Михо- ву на роду было написано стать кон­ структором первых* отечественных тра­ лов и автором книг по траловому делу. Относился он к той трудно живущей на свете породе людей, которым орга­ нически чуждо дилетантство. Этим людям всегда надо докопаться да са­ мой сердцевины дела, понять его таи. чтобы не осталось ни одного темного «уголка». Такие люди, если уж взялись за какое-то дело, то овладеют и ж в со­ вершенстве, делают его добротно, ос­ новательно, прочно. В любой отрасли человеческой деятельности такие люди — движущая сила. С первых же дней работы в трало­ вом флоте для Федора Михайловича начался сложный процесс постижения трала. Собственно, начался он значи­ тельно раньше — еще с тех давни» времен, когда рядом со шнякой, на ко­ торой оторопело застыл лупоглазый зуек, величаво прошел английский тра­ улер, макая в воду ваерные усы. Еще с. той далекой поры сурового детства зародилось в нем, а потом окрепло чувеяео неистребимого любопытства к тралу* ...В 1920» году в Порт-владимире зимо­ вав» несколько архангельских трауле­ ров^. принадлежавших рыбопромышлен­ ной фирме «Беззубиков и сыновья». Команды* этик судов разместились в двухэтажном домишке, носившем громкое название «гостиницы». Ф* М. Михов, капитан одного из зи­ мовавших траулеров, не стал жить в «гостинице», так как было там очень тесно. Он приспособил себе под жилье пустовавшую баню. Сложил в ней печь,, настлал пол и походок (плотницкому ДШЧР был приучен еще с детства), устроил в предбаннике кладовую и а этот «особняк» переехал вместе с же­ ной. Метели заносили баньку вровень с крышей. Много ухо»ило сил на под­ держание в ней тепла, так как остыва­ ла она мгновенно, как только переста­ вали топить. Трудно было с продукта­ ми. В это невеселое* время Федор Ми* хайлович часами просиживал за расчет теми* чертил, а потом чертеж вопло­ щал^ в натуре* вывязывал модель ipa- яа. После первой, попыток модель не получилась, после второй — тоже, но в конце концов модель была построе- Кву к это был первый серьезный шаг ие пути к постижению трала. В. дальнейших лпавшншщ не трауле­ рах он вникал во все тонкости про­ мыслового дела, много наблюдал, со­ поставлял,. думал и записывал. По его собственному признанию, в траловой системе его больше всего поражала теснейшая взаимосвязь всех элементов. Много лет спустя, будучи уже не в состоянии плавать/ работая в пэомыс ловом отделе управления тралфлота, он чаете говорил молодым тралмей­ стерами — Трав — зге* не куча сетей ц вере­ вок, трвл — это живой органном. Его надо любить, его надо понимать, его надо чувствовать — и тогда аы тебя отблагодаритГ В этой фразе обнажена самая суть отношения Ф. М. Михова к тралу. Так же, как в человеческом, организ­ ме жизнедеятельность важнейших ор­ ганов может нарушиться из-за какой- нибудь маленькой желёзки* так и в траловой системе незначительные, на первый взгляд, отклонения от нормы во «второстепенных» элементах (недоста­ точная длина квартропа, например, или смещение на несколько сантиметров вперед дужек траловой доски) могут явиться причиной тяжелейших «болез­ ней» трала. Вот что имел в виду Ф.- М. Мигов, когда сравнивал трал с живым *организмом. Эту особенность траловой системы Федор Михайлович прекрасно понимал, и поэтому немало времени было им посвящено выяснению зависимостей между элементами трала. Процесс этот был сложный и трудный. Не было в то время ни научных трудов, ни учебников, ки просто популярных книг по тралово­ му делу. До всего надо было доходить евоим умом. П ОСТЕПЕННО, год за годом накап­ ливался опыт, вырабатывались представления, улавливались за- * кономерности, отбирались лучшие при­ емы, и все это записывалось в общие тетрадки, складываемые в капитанский рундук. Наконец, наступило время, когда Фе­ дор Михайлович не мог больше быть хранителем того богатства, которое го­ дами но крупице собирал. В t930 году выходит первая в стране книга по тра­ ловому делу. Она так и называлась — «Траловое дело». Во многом эта книга была еще наив­ на, описательна, но сыграла в то время неоценимую роль. Сейчас она превра­ тилась уже в библиографическую ред­ кость, а в начале 30-х годов была на­ стольной книгой капитанов промысло­ вых судов. Федор Михайлович понимал, что кни­ га эта фрагментарна, и в последую­ щем переработал ее, дополнил, расши­ рил, углубил. В 1936—37 гг. выходят три его книги: «Устройство трала и работа С тралом», «Освещение траловых буев» и «Устройство трала и работа с ним». Эти книги, особенно последняя, отли­ чаются глубиной, обстоятельностью, ясностью мысли. Перелистывая сегодня пожелтевшую от времени книгу Ф. М. Михова «Устрой­ ство трала и работа с ним», >испыты~ ваешь чувство въехнщепи* перед чело­ веком, который сумел на Т97 страни­ цах печатного текста рассказать хоро­ шим инженерным языком о конструк­ ции трала, о траловых досках и всей системе вооружения трала, о технике (Окончание на 4 стр.) I

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz