Рыбный Мурман. 1972 г. Март.
% настойчивость экипаж а ПРОВЕРЯЕМ ВЫПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ П г» <1-1 l B ^ МУРМАНСКОМ сельдяном флоте большинство экипажей •■ крупнотоннажных судов овла дели мастерством работы разноглу- •-бинным тралом. К их числу следует отнести- и коллектив БМРТ «Му- «З'ромск» (капитан-директор тов. Лиш- I невский). В минувшем рейсе моряки этого корабля успешно промышляли н *ак#уруса_; .у Лабрадора, скумбрию в, ва ,Американском шельфе. Следует отметить, что экипажу «Муромска» облавливать макруруса было намного легче, чем экипажу «Тороса» — пионеру разноглубинно го лова этой рыбы. Передовой опыт первооткрывателей был широко ис пользован. Но в народе недаром го ворят, что лучше раз увидеть, чем десять раз услышать. Применитель- $ работе с разноглубинным тралом сказать, что внедренве цере- 'дового опыта не терпит слепого копи рования, нужно учитывать техниче* ские возможности корабля, мастерст во экипажа, состояние приборов, вре мя промысла... Так и поступали на «Муромске*. Выясняли причины не удач (а их было немало на. первых порах). Одни устранили своими сила ми, в некоторые с помощыа специа листов других кораблей. Вот, скажем, ИГЭКу. Хороший при бор контроля параметров трала. А первые дни самописец его не пока зывал нижнюю подбору. Электрона игатор тов. Конев Е. И. часами не оподил от прибора. Советовался со специалистами другого БМРТ «Слав- город». И ему удалось обеспечить надежную работу ИГЭКу. Поскольку случай этот представляет интерес для промысловиков, расскажу о нем под робнее. ЗавОд-изготовитеяь рекомендует глухое крепление вибратора. И имен но это явилось причиной неудовле творительной работы самописца. Спе циалисты «Муромска» переделали крепление, прибор мог совершать свободные колебания вдоль горизон тальной оси. Дли придания устойчи вости поставили к нему четыре кух- тыля. В свое время в материалах «Рыб ного Мурмана» об опыте экипажа «Тороса» рассказывалось о специ альной фишке. На «Муроме*** обо шлись без нее, сделали соединение кабеля с вибратором неразъемным. Кабель припаяли внутри вибратора, а место его прохода хорошеяын» эа- изолнровали. На БМРТ «Муромск* кабельная лебедка с автоматикой. И это пре*Е*у> щество было использовано н а прак тике. Старший механик тов. Прива лов И. В. и электромеханик тов. Ара нович В. В. установили пульт управ ления лебедки в кормовую рубку. Ею стал управлять вахтенный штур ман, а на других кораблях вынужде ны держать специально матроса. Контроллер лебедки имеет пять по ложений. Работая на больших глуби нах, вахтенный штурман пользовался только тремя, на малых — нулевым к первым. В результате не было пе регрузок и ненужных ускорений ле бедки. В рейсе ни разу не был обо рвал кабель. На промысле скумбрии якипажу также пришлось творчески решать многие вопросы. Скумбрия, как изве стно, рыба очень подвижная, и вести траление надо со скоростью до 4,5 узла. Но при этом увеличивается го ризонтальное в уменьшается верти кальное раскрытие трала, что снижа ет уловы. Старший мастер по добыче рыбы тов. Павлов А, П. нашел вызузд из положения. Вместе со своими по мощниками он поставил на нижнюю подбору цепи весом в 250 килограм мов. Укоротил регулировочные кон цы. Все это шесте взятое помогло иметь высокие уловы скумбрии. Впрочем, успеху работы на этой рыбе экипаж обязан не только масте рам лова. Судоводителям удалось решить немало зада?, которые ста вила перед ними жизнь. Одной из загадок явились корот кие штришки между линиями верх ней и нижней подбор. Казалось, ры ба заходит в трал, но после подъема рыбы было мизерное количество, В чем дело? Позднее выяснили закономерность. Если штришки держались на ленте 10— 15 минут, это означало, что тра ление велось вдогонку за косяком. Скумбрия находилась возле устья трала — прибор ее записывал, но не иодада в сети. И наоборот, когда штришки появ лялись на короткое время, а затем исчезали, это означало, что рыба во шла в трал. Как утке сообщалось в газете, рей совое задание экипаж «Муромска» перевыполнил. Обязательство по до стойной встрече 50-летия со даш об разовании Союза ССР коллективом, корабля тоже выполняется успешно. Сверх задания первых двух месяцев 1072 года выработано 1330 цеятне- роа пищевой продукции. Промысловики сельдяного, да и других флотов Северного бассейна могут поучиться у экипажа «Муром ска» творческому отношению к делу, настойчивости в достижении постав ленной цели. М . ВЛАДИМИРОВ, шив внештатный корреспондент. МОРСКАЯ МОЗАИКА Ы X ПРИЛИВНЫЕ волны 1 Ч >ЛУ1Г ПОД! НАДЗОРОМ Гигантские приливные водны об- довиеаюте* время от времени на острова и побережье натершее в Тихом океане. Как правило, они/ возникают вследствие сильного под- водного землетрясения или подвод ного извержения вулканов. Чтобы предсказать эти катастрофические- «Ления природы, определить их эпицентр и предупредить население об опасности, на Курилах обо* рудована сеть наблюдательных*' станций. Гидрофизики пытаются: выяснить, как огромная энергия вемли передается водным масеам и как: водные массы, в свою оче редь, вызывают землетрясение, ШУМ ОТПУГИВАЕТ СЕЛЬДЬ Косяки атлалтико-скандинавеких сельдей доставляют много хлопот. Когда приближается судно, они ны ряют в глубину, часто со скоро стью 156—200 метров В минуту. Причина бегства — шум моторов, t винтов, насосов. Исследования по* казали, что к этим шумам, е часто- той" колебания от 29 да 100 герц, ры ба крайне чувствительна, особенно когда они беспрерывные или е не регулярной: силой звучания. ПОДВОДНАЯ ЛОДКА С ЭЛЕКТРОННЫМ УПРАВЛЕНИЕМ) т* В исследовательской лаборатории американской фирмы «Генерал мо торе» разработана *глубоководная * двухместная подводная лодка дли—* ной 2,60 м и весом е тонн. Хотя лодка не имеет ни одного иллюми-? натора, полный круговой обзор осу ществляется с помощью электрон ных и оптических приборов через широкоугольные объективы, рас положенные попарно в верхней и нижней части корпуса. Лодка осна- ;*?fia ультразвуковым гидролока тором. ЗАГАДКА СЦИЛЛЫ И ХАРИБДЫ Еще писатели древности сообщали о страшной опасности для море плавателей, проплывающих Мессин ский пролив между Сциллой и Ха рибдой. Ужасные водовороты здесь создают сильный шум. С тех пор к ак . . в . феврале 1783 года скалы Сциллы своей большей частью ушли под воду, опасность значи тельно уменьшилась. Итальянские ученые изучили во ды Мессинского пролива и раскры ли загадку Сциллы и Харибды. Мессинский пролив соединяет х о лодное Ионическое море с более теплым Тирренским морем. Вблизи Сциллы и “Харибды — самое узкое место пролива, ширина около 4 км, глубина в среднем 80 м. Когда в Ионическом море прилив, в Тиррен ском море- — отлив. Из-за этого возникает в самом увком месте слияние приливно-отливных тече ний. Тяжелая холодная вода ко-* иического *-моря обрушивается на более теплую и поэтому более лег кую воду Тирренского моря.. И так как потоки верхних слоев воды в нижних различны, возникают буру* пы, водовороты. МЕТОД ПОДЪЕМА СУДОВ В Венгрии испытывался новый метод поднятия потопленных судов ка поверхность. Принцип его прост. Под обломки подводятся резервуа~ ры с водой, в них вмонтировав электролизный аппарат, с помощью которого вода разлагается на со ставные части. Свободный водород гонит воду из резервуаров, они устремляются к поверхности и поднимают с собой потопленный корабль. Выделяющийся кислород находит примепение в технических целях. Этим методом судно в lie кге- было поднято за восемь ми нут. «Посейдон». Перевела М. Каряак. ВСТРЕЧА В ОКЕАНЕ. Фотоэтюд В; Корсак» {сделано с вертолета). Д а ш у ш п ш м ш 111и1п м 11м 1ш11ш ш 11111ш ш ш т 1ш ш ш у | ш ш 11[11ш111111ш ш мш н111ш тм 111| В ОКРУГ MOPEU *ада!.. Уже полтора месяца, как средний рыболов ный траулер «Изумруд» на ходился на промысле, утюжил то спокойное, то норовистое море, охотясь за ^аким же норовистым рыбацким сча стьем, А впереди было ещ» два с половиной месяца. Впрочем, это не счет. Впёре- ди, до свидания 6 берегом, было 74 дня. — ...Понял? Семьдесят че тыре! — Николай щелкнул арапчонка, висевшего на пе реборке, тот закачался, не бо ясь остаться без своей боль шой высокой чалмы, согласно закивал головой. Понял!.. По- нял!.. Николай глянул на ча сы. До вахты времени еще много. Вышел из каюты. Дви нулся к салону и тут услышал: — Ну, камбалы!.. Умру сей час! Это надо ж такое!.. — С жиру бесятся! Тоже мйе, искусство!.. Телевизор работал на иностранной программе. На эк ране шло соревнование. На стульях сидели две пары, на коленях один у другого. Те, что на коленях, натягивали сидящим на стульях брюки. Делали это серьезно, сосре доточенно. Дакара! Заграни це!.. Чертыхнувшись, снова вер нулся в каюту. Закурил. До стал письмо отца. Перечи тал. Тревожится старик за него. Правда, старается скрыть это. -А ведь он уже сам дважды отец. Про дела спрашивает. 0 6 этом — в каждом письме; Всегда тре бует* самого подробного рас сказа. И о себе, о своем экипаже!, И вообще о работе мурманских рыбаков. При* чем моряков «Мурмансеяь- ди» выделяет в особую статью- ^ И не* отделить от моря душу старого рыбака. Слип*» ком долго шла между ними спайка. К.пусть нет его сейчас на Мурмане, уехал в-*Воло годскую область, но душой он все равно здесь. Возле моря. И до конца дней его так это и будет. Просит вот прислать схе му и рассказать, как они ловят сайру на этот самый свет. Николай придвинул лист. Сделал несколько штрихов. Не пойревилось! Челнок ка кой-то получается. Задумался и как-то автоматически под рисовал челноку нос и корму, посередине поставил парус ник. Вышла ела! ...В- начале 30-х годов жили они ца/ Териберском побе режье- в> становище Рында. Колхозные рыбаки вели тогда ярусный лов. Ходили за ры бой на таких вот елах. Мото бот по тем временам — уже пайнтр. А если еще у него и два паруса — так и вообще- большой пароход. С рыбацкой работой мест ные мальчишки знакомились рано* «Путина}..» — это слове, словно гребень, начисто вы чесывало из рыбацких селе ний всех от мала до велика, кто мог сгодиться на лову. В девять лет Николай впервые вышел с отцом в море. На путине’ каждая лишняя пара рук — на вес золота, Нико лай наживлял рыбу на крюч ки. Уже помощь. Ну а потом, после «креще ния»! уже вроде бы офици— ельно был принят в рыбац кую касту. И несмотря на ле та — ребенок еще — в лет ние каникулы постоянно выхо дил на промысел С отцом. к В школе писан*» изложение «Кем я хочу быть». Детским, неустановившимся почерком написал: «Хочу быть во флоте радистом». Менте своей был верен. Кончил семилетку. Послал документы . в Архангельскую мореходную школу. Пришел вызов. . И... остался Николай дома. Были слезы, была боль и обида, было огромное же* лание стать моряком, но не бито. денег не выезд. Жили они тогда с матерью. Она, тяжело больная, лежала пла стом. Отец был в это время далеко, на перегоне судна с Дальнего Востока. Своего все-таки; Николай добился* Отслужил в армии — а- служил он, между про чим, в-радиочасти. И вернулся домой. Отец его, Федор Пет рович Воронин, плавал тогда уже не судах «Мурмансель- ди». Там он был с самого ее основания.' ? : v По отцовской морской до роге пошел й сын. Матери, видно, его решение было не вновь. Она только сказала: — Сбылось... Раньше за од ного переживала, теперь за обоих. Встречались отец с сыном редко. На плавбазах, в море. Поступил Николай в ШУКС, на штурманское отделение.;, В день, когда получил диплом, отца снова не было рядом. Прислал радиограмму. Было это в t*61 году. ...Вот ведь какой стала жизнь! Начинал-то Николай на елах, вместе с отцам. Но сам, достигнув тогдашнего отцов- раств, пошел на С *> Г О больших судах, Ъ котбрых в в детстве только мечталось. Отец был рыбаком отмен ным. Лнбмастер — какйос>по искать. Но чем брал? Практи кой. Тогда, во время становле- . ния флота, до многого дохо дили лишь через свой опыт. Сын стал.’ специалистом. А к такой основе vи практика при вьется быстрей. И «плоды» бу дут лучше; *. Я г , ... Вот ведь, ч они,* , изменения? шлет рыбак рыбаку — сын от цу — .рассказ, как они. сейчас добывают рыбу, и расшифро вывает это «как сейчас!» Рас толковывает! . • гг.. ...Подробное письмо: со ста рательно вычерченной схемой было готово. _ . ^ ) Линию отца, ветерана ’«Мур* мансельди», второй .штууМан Николай Петрович Воронин ве дет достойно. Сейчас вот то варищи выбрали его председа- .. толем судового, комит^,а.^Да . работу много грамот и 6jjaro^ дарностей. В прршлом,. ;году был занесен в Книгу почета флота. Николай снова взял чистый1 лист. Начал так: «Здравствуй те, дорогие мои девчонки!..» Перо бежало быстро. Спе шило скорее положить на бу- . .магу теплые строчки. • , ' . . . • » • ’и I . fм • • v. На берегу их очень ждали жена* и две его дочки. В. КАРПЕНКО.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz