Рыбный Мурман. 1972 г. Март.
ПОДВОДНАЯ М Ф К ВДАЛИ ОТ РОДНЫХ БЕРЕГОВ. Фотоэтюд В. Кононова . СУТКИ С НИКОЛАЕМ ЛЕШКОВЫМ О е ч е ро * Л л б един», ЕЧЕРОМ к сейнеру «Ле- ^стоящему iy t ip t f рыбнот-порта, по- дошл а^уэоеа* машина. ‘ братцы, поможем продукты перетаскать! — от крыл дверь а каюту молодой мужчина, лицо которого окай мляла черная бородка. Это был рыбмастер Николай Пеш ков. На палубе Николай таскал мешки со всякой снедью: картошкой, хлебом, крупами. И в то же аремя показывал новичкам, что куда из продук тов положить. «Трудолюбие и хозяйстве нен», — мелькнула мысль. Лишь поздним вечером, ког да был убран последний ящик с палубы, разошлись по до мам все свободные от вахт моряки — • На другой день утром я уви дел Николая за работой. Стройный, одетый а робу и рыбацкие сапоги, он ловко об тесывал доску. . Заметив, что я смотрю на него, улыбнулся. — Вот лоток для рыбы ма стерю. — Ну и как, получается? — Получится* — заверил он и снова застучал топором. «Лебедин» в этот день го товился к отходу в море, по этому на судне с утра собра лась вся команда. В салоне, где находилось несколько мо-- ряков, шел разговор о пре имуществах работы на БМРТ.. — Что сравнивать? — высу нулся повар. — Там наш брат ходит в белых халатиках и та почках. А здесь? Словно коче гар, целый день шуруй .у* пли ты. Закоптишься, а помыться по-настоящему негде. уехал а Мурманск, где стал рыбаком 'в нашем сельдяном флоте.. С тех пор здесь и ра ботает. Спадами м взлетами его не удивишь, но промахи людей, недостатки близко при нимает к сердцу, как и ценит постовнстао, преданность делу. Вот что он сказал еще: — Бегут многие с сейнера. Что ни стоянка — половина но вичков. Не могут привыкнуть к таким судовым условиям. И временно низкие заработки их не устраивают. Один ком состав здесь постоянен. Вот появится мойва, думаю, что де ло наладится. — Желательно, — заклю чил Николай, — чтобы руко водство флота поддержало та ких, как мы, на сейнерах и мо рально и материально. А это го пока нет. Неужели нам не хочется того, чтобы было больше пользы и от малых су дов? Конечно, хочется. Когда ошвартовались не угольной, моряки дружно взя лись эа погрузку. Николай Лешкое и здесь проявил, свою активность. Быстро наполнял мешки углем и подбадривал людей, чтобы быстрее раздел латься с порученным- делом. г Молодец, — подумал я о Ни колае .Пешкове, — С таким, как он, легко в море: не подве дет, всегда придет на помощь. Недаром ему присвоено зва ние ударника коммунистиче- ского труда. Заслуженно. Так а течение суток "мне пришлось познакомиться с за мечательным тружеником сей нера «Лебедин» Николаем Лешкоеым. И не только позна комиться, -но и увидеть его за работой. Таких считают костя ком коллектива, боевым ядром. И ядро это надо бе речь. П. ПРИВАЛИХИН, мастер лева. В салон зашел Николай Леш- ков, чтобы нал — Под уголь объявил он и присел к столу* Вскоре до нашего слуха до неслись распоряжения с мо стика, а чуть заметная, вибра ция судна известила о том, что мы отошли от-причала. По пути к угольной базе Николай Лешков поведал кое- что о себе. — На «Лебедкне» с августа 1971 года. Ловили сайку. В сентябре план перевыполнили — заработок, вроде, непло хой. Но теперь, в зимний пе риод, когда свирепствуют шторма. сейнеру частенько приходится отстаиваться в гу бах. Какой уж тут промысел? Одна морока на безрьгбице... Тут я сделаю небольшое от ступление. Лсшкову пришлось повидать уже многое. В 1954 году он был зверобоем в Ар- *~ТЭнгельске, спустя три года ТЕЛЕУСТАНОВКА В СЕСОЮ ЗНЫ Й научно-исследовательский институт транспортного строительства (ЦНРШС) Минтрансстроя совместно с СКВ «Газприборавтоматика» Министерства газовой промышленности разработал передвижную подводную телевизионную установку (ППТУ), предназначенную для конт роля за состоянием подводной части сооружений, а также для оперативного управления подводными строительно-монтажными работами. Установка смонтирована на базе автобуса ПАЗ-651 и укомп лектована специальной подводной телевизионной аппаратурой системы «Краб-1», легководолазным снаряжением, подводным измерительным инструментом, фотокиноаппаратурой и вспо могательным оборудованием, позволяющим вести подводное обследование и управлять работами под водой. Отличительной особенностью подводной телевизионной аппа ратуры является ее способность четко вопроизводить изображе ние осматриваемого объекта в малопрозрачной воде за счет, по вышения контраста в телевизионном тракте, применения про светляющей насадки, а также рационального размещения спе циальных светильников. Подводный измерительный инструмент позволяет замерять элементы конструкций, выявлять дефекты и определять деформации сооружений в процессе строительст ва и эксплуатации. Комплект штанговых, шахтных, монорель совых и тросовых направляющих позволяет в любых труднодо ступных условиях опускать и дистанционно управлять пере движением телевизионной камеры под водой. Передвижная подводная телевизионная установка (ППТУ) ЦНИИС дает возможность непосредственно по экрану телевизо ра следить за состоянием сооружения, качествам строительст ва и управлять различными подводными строительно-монтаж ными операциями без участия водолазов. В системе Министерства транспортного строительства изго товлены и внедрены пять ППТУ ЦНИИС. Сравнительные технико-экономические показатели приме нения ППТУ ЦНИИС и подводного обследования водолазами. 5V ; * Единица измерения ‘— % Подводное . обследование водолазами Подводное обследование с применением ППТУ 1ЖИИС Стоимость оборудования руб . 438 i7 15600 Стоимость машино-смены руб. 42,66 15,17 заработная плата » 30,0 13,95 в том числе Производительность труда 100 250 Передвижную подводную установку (ППТУ) ЦНИИС мож но использовать при выполнении и других подводнотехниче- ских работ Адреса для справок и запросов: 1. По технической документации на подводно-телевизионную аппаратуру «Краб-1 » (г. Москва, Г-35, Саввинская наб., 25. СКВ «Газприборавтоматика»). 2. По технической документации передвижной >дводной установки (ППТУ) (ЦНИИС г. Москва, И-329, Игарский пр. 2, ПКБ ЦНИИС). УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГИДРОЛОКАТОРА «ПАЛТУС-М» И ЭХОЛОТА «КАЛЬМАР» Фотоэтюд С. Барком. Рационализаторы управления тралового флота «Сахалинрыб- прома» предложили ряд реко мендаций по усовершенствова нию гидролокаторов «Пал- тус-М», «Омуль» и эхолота «Кальмар». Для защиты электроэлемен тов в цепи смещения ла.мп ГМИ-5 и предотвращения пере грузки силового и высоковольт ного трансформаторов в генера тор гидролокатора «Палтус-М» и эхолота «Кальмар» введены предохранители. В первичную обмотку силово го трансформатора включен пре дохранитель ПМ-2 (2 ампера), во вторичную обмотку— предо хранитель ПМ-0,25 (0,25 а), а в первичную обмотку высоко вольтного трансформатора включен предохранитель ПМ-4 (4 а). Конструктивно предохра нители размещаются на перед ней панели генератора. Для более эффективного ис пользования гидролокатора «Палтус-М» на кошельковом лове, а также на малых глуби нах в генераторе предусмотре но переключение электрической мощности зондирующего им пульса на уровне 0,1:1,0. Эле менты изменения электрической мощности генератора размеще ны в блоке управления. Пере ключатель типа ЗПСН-КШ установлен на передней панели блока управления. Резистор ПЭВР-100-510 ом ±10% при питании трансформаторов на пряжением 2 2 0 в (или резистор ПЭВР-100-180 ом ±10% — 127 в ^устанавливается на бо ковой стейке. Как правило, генератор ГАС размещается не в ходовой руб ке, а в другом помещении, по этому контроль за работой ге нераторов осуществить невоз можно. Для контроля предло жено в самописце на передней панели установить неоновую лампочку, которая в момент ;из- лучения генератором ультра звуковой энергии зажигается. Неоновая лампочка и резистор MJIT-2-47 ком ±10°/п подклю чены на вход усилителя. Для повышения надежности работы блока питания и умень шения его габаритов селеновые выпрямители заменены полу* проводниковыми диодами Д243АТ. Диоды размещены в корпусе блока питания на гети- наксовой плите. Для уменьшения шумов при емного тракта и увеличения., дальности действия генератора «Палтус-М» и эхолота «Каль мар» в усилитель введена пере ключающая полоса пропускания (широкая — 1 2 0 0 гц и узкая— 300 гц). Для получения узкой полосы пропускания изготавли вается новый дроссель, который наматывается ПЭВ-2 диаметром 0 ,1 2 мм и имеет число витков: первичная — 1500 витков, вто ричная — 1800 витков. Воздушный зазор' в магнито- проводе равен 0,15 мм, индук тивность — 0,65 ±0,8 генри. Подробную техническую до кументацию на усовершенство вание гидролокатора «Пал тус-М» и эхолота «Кальмар» можно получить в управлении тралового флота «Сахалиирып- прома». г. Невельск. Е. ЧИБИСОВ , конструктор отдела пром- электроники ЦПКТБ «Даль- рыбы».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz