Рыбный Мурман. 1972 г. Март.

О женщинах, покоривш и х МОРЯ И МШ У (Окончание. Нач. на 2 стр.).' •' 1> являя самоотверженность и героизм, она водила суда Дальневосточного пароходства в порты США и обратно. Участвовала во многих кругосветных плаваниях, в труднейших арктических рейсах. За беззаветную службу Родине' в военные и мирные дни Евгения Петровна награждена четырьмя ор­ денами Советского Союза. Большой сенсацией для бельгийского порта Остенде был приход советского судна «Гатчина» под командованием женщины-капитана. В честь •того события Гор’ленко была награждена па­ мятной медалью города. ' Несколько лет назад ушла на заслуженный от­ дых капитан дальнего плавания Наталья, Николаев* на Кисса. 19-летней девчонкой Наташа начала свою морскур службу матросом на пароходе «Желанный» Азовского бассейна, и уже с первых дней она поняла, что слабым Духом ие место на морском флоте, а пятилетнее плавание на бук­ сирных. судах убедило.юмую морячку, что флот — ее призвание. v В годы Великой Отечественной войны она пла­ вала старшим помощнь^сом капитана на теплохо­ де «Анатолий Серов» Азово-Чёрноморского бас­ сейна, который доставлял, боевую технику, пере­ возил войска, эвакуировал население и раненых. Родина достойно оценила заслуги женщины ка­ питана дальнего плавания в военное и мирное время, присвоив ей почетное звание Героя Со­ циалистического Труда. Оставив капитанский мостик,-она не расстается с флотом и работает общественным капитаном- наставником, передает свой богатый опыт молодо* му поколению судоводителей. С детства море влекло Евгению Михайловну Танбаум, выросшую а Ленинграде. Первое мор* ское крещение девушка-матрос получила на бук* сире «Гидротехник» Балттехфлота. Буксир водил по Ладожскому озеру баржу с хлебом в осажден­ ный Ленинград. С 1946 года, штурман Е. М. Танба- ум неоднократно совершает дальние плавания и в 1957 году получает диплом капитана дальнего пла­ вания. V , Балтийцы по праву гордятся своей воспитанни­ цей, которая, выбрав трудную профессию моря-, ка, нашла в ней свое призвание. Одной из первых женщин-штурманов является Татьяна Федоровна Алексеева, которая в тридца­ тых годах по окончании Одесского мортехникума стала водить суда по Черному морю. Опытный судоводитель в должности старшего помощни­ ка капитана плавает на -пассажирском судне «Кречет», затем на пароходах «Ильич», «Лакте» и на легендарном «Трансбалте» — крупнейшем советском пароходе, торпедированном японской субмариной ,в июне 1945 года. Вдоль побережья Камчатки совершает регуляр­ ные рейсы теплоход «Кристалл», экипаж которого, возглавляет капитан Надежда Артыш. Трудовая деятельность ее началась еще в годы Великой Отечественной войны, когда девушка начала ра­ ботать матросом на дальневосточном рыболов­ ном сейнере. Получив диплом судоводителя, Надежда плава­ ет на кораблях в одном из самых бурных морей мира — Охотском, работает на спасательном суд­ не, обслуживающем рыбопромысловый флот Камчатки. ' Четверть века отдала морю Ханум Мухтаровна Мухтарова и ни разу не пожалела об этом. Сразу же после войны, окончив' курсы судоводителей, она была направлена на каспийский танкер «Бу- гуруслан», на котором и по настоящее время самоотверженно исполняет обязанности старшего помощника капитана. Ольга Ивановна Добычина-Громадская, закон­ чив Архангельское мореходное училище, в 18- летнем возрасте стала первой я Советском Сою­ зе женщиной-лоцманом по проводке судов нв акватории Архангельского порта и в районе Бе- Капитаны иностранных судов, идущих в Архан­ гельский порт, удивлялись, когда с лоцманского катера по зыбкому штормтрапу ловко поднима­ лась юная девушка в строгой морской форме — лоцман Ольга Добычинэ. В грозные годы войны в Архангельский порт приходили сотни судов, многие из которых проводила лоцман О. И. Добы- чина. В настоящее время она работает в службе капитана Калининградского морского торгового порта. Первое морское крещение во время практики на судах морского флота полуЦила член москов­ ского клуба юных моряков москвичка Светлана Мачихина, с детства мечтавшая о море и дальних плаваниях. Получив отличную характеристику от капитана теплохода «Таджикистан» (где Светлана проходила практику) и Морского клуба, Светла­ на в порядке исключения, после успешной сдачи выпускных экзаменов была зачислена курсантом Одесск 9 го высшего, инженерного морского учи­ лища, где-она Успешно овладевает морскими на­ уками. ^ Характерно, что и в других социалистических странах теперь тоже имеются женщины-судоао- ДИТвЛИ. •» л-.-f - ~> ; t Так, например, в.декабре 1968 года у причалов Мурманского торгового порта ошвартовался большой рудовоз «ёещады» под командованием первой и единственной в Польской Народной Рес­ публике женщины-судоводителя -Дануты Кабы-, линской-Валас. Мурманский порт был первым портом, в который она вела судно на правах ка­ питана; ,г т, , — 1 Несмотря на скептическое .утверждение, что «не может женщина .быть капитаном», юная бол­ гарка АнгеЯйнаг Балтова впервые в истории Болгарии Дым принята в Высшее народное воен­ но-морское училище,’которое успешно закончила Н получила манне капитана дальнего плавания. В 1970 году она была назначена капитаном судна, «Плиская, которое уже побывало во многих пор­ тах мира. Сейчас ее имя известно не только всей Болгарии, но и далеко за ев пределами. Неоднократно возникали вопросы: естественна ли для женщины работа капитаном йлй его по­ мощником? А. И. Щетинина на это отвечает: — Если бы вопрос касался только способностей женщины командовать судами, я бы, не колеб* лясь, ответила утвердительно. Сложность в дру­ гом. Что бы мы ни говорили об абсолютном ра­ венстве, природное отменить нельзя. Не в вину мужчинам будет (казано, но именно женщина — главный хранитель семейного очага. А работа ка­ питана или помощника, как правило, несовмести­ ма с такими обязанностями. А во время съемок советско-румынского филь­ ма «Песни моря» на борту лайнера «Шота Руста­ вели» заслуженная артистка РСФСР Наталья Ни­ колаевна Фатеева на .этот вопрос ответила: — Как мне кажется, моряк — это абсолютно не женская профессия. Хотим мы этого или не хотим, но море по-прежнему остается стихией сильных. Командовать кораблями — дело муж­ ское, а наше... командовать капитанами! В. ГУСЕВ, инженер по эксплуатации морского флота. КАК ЖЕНЯТСЯ ЯПОНЦЫ J / ТОКИО. (Соб. корр. АПН). В прошлом году в Японии было за­ ключено более миллиона браков, т. е. новые супружеские пары по­ являлись каждые 29 секунд. Согласно статистике средний возраст вступающих в брак — 23,1 года. Около 70 процентов молодых связывают себя брачными уза* ми по любви. Остальные больше доверяются посредничеству брач< ных контор, своих знакомых или родственников. Женитьба в Японии требует значительных денежных затрат, Так, расходы на свадьбу, особенно если она организуется в соот­ ветствии с древними традициями, составляют в среднем около полу­ тора миллионов иен. Это равно годичной, зарплате высокооплачи' ваемого специалиста. □□□□□□□□□□□□□□□□□□□□□□□□□□□□ааоаааааааааоааапоооаааааошшаааоао .* *•* — Дорогая, в последний раз спрашиваю: не любишь? • - — Вы присутствовали, когда эта женщина ударила своего мужа утюгом по го­ лове?,.. Как вы реагировав ли? ■ ' Я тут же позвонил по, телефону своей невесте и сказал ей, что передумал... Муж и жена останавли­ ваются перед витриноймод­ ного , магазина готового платья: [ ,■ Г • • ^ . \ — Дорогой, какое платье, по-твоему, самое красивое? — То, которое, на тебе/ Американец предлагает своему приятелю выгодную партию. — Она молода, богата й красива, как картина! Вечером молодой человек убеждается, что девушка мо­ лода, богата, но не очень красива. — Ты же мне сказал, что она красива, как картина, — упрекнул он своего друга. — Но разве я виноват, что тебе не нравится ПикассоJ — ответил тот. л о г о моря. Вез слов ... Рнс. В. Кальянова. П Р О М Ы С Л Е М АРТ в Северном,бассей­ не являемся последним зимним месяцем.; Хотя циклоническая деятельность ’на­ чинает несколько, ослабевать, сильные шЛрмовые веуры на­ блюдаются еще довольно чагто. В марте с ветром 7-и бол.ее бал­ лов бывает в среднем: 7~ 9 дней, на побережье Мурмана число дней со штормом; дости­ гает 13— 16. Количество, дней с туманом увеличивается в сред­ нем до 4— 5. Амплитуда темпе­ ратуры в марте может быть «чень большой. с. По данным ГМС СССР в мар- ?е 1972 года ожидается: БАРЕНЦЕВО МОРЕ. Пре­ обладание северного, северо-во­ сточного ветра 4— 5 баллов. Усиление до 6 — 7 баллов ожи­ дается в середине марта, от­ дельные усиления до 7 баллов предполагаются в третьей Дека­ де. Облачность переменная, вре­ менами "снег, в первой половине месйца обл'ёденеиие' судов. Малооблачная погода, без осадков ожидается в середине месяца. Температура воздуха — 5°, — 1 0 Q, на востоке .моря — 12°, — 17°, в третьей декаде марта — 2 °, — 7°, на востоке — 8 °, — 13°. НОРВЕЖСКОЕ МОРЕ. Ве­ тер юго-западный, западный, лишь в середине месяца и в пя­ той пятидневке восточный и юго-восточный 4— 5 баллов. Усиление до 6 — 7 баллов ожи­ дается в конце первой декады, в четвертой пятидневке и в кон­ це месяца. Переменная облач­ ность, небольшие осадки, в се­ редине месяца туман. Температура воздуха — 2°, +3°, в четвертой пятидневке и в конце месяца повышение до +2°, +5°. СЕВЕРНОЕ МОРЕ. В первой половине месяца и в последней пятидневке ветер юго-западный и южный 4— 5 баллов. В, пе­ риод 12—-14 марта усиление до 7— 8 , временами до 9 баллов. Во второй половине марта ожидает­ ся восточный, северо-восточный ветер 4— 5, временами до 6— 7 баллов. Облачная погода, осад­ ки во второй половине месяца. Температура воздуха — 1 °, +4°, во второй половине месяца +3®, + 8 °. РАЙОН ОСТРОВА Н ЬЮ ­ ФАУНДЛЕНД . В первой поло­ вине месяца ветер западный, северо-западный 6 — 7, времена­ ми 8 — 10 баллов. Переменная облачность, местами снег, тем­ пература воздуха — 5°, — 1 0 °. Во второй половине марта ожидается ветер западный и се­ веро-западный 4— 5 баллов, в начале третьей декады 7— 9 баллов. В самом конце месяца 9— 11 баллов. Облачная погода, временами снег, температура — 1Э, +5°. РАЙОН ДЖОРДЖЕС-БАН- КИ.Ветер преимущественно се­ верный, северо-западный 6— 7 баллов. Усиление ветра до 8— 1 0 баллов ожидается во второй декаде и в конце месяца. Об­ лачная погода с прояснениями, местами осадки, в конце меся­ ца дождь, возможен туман. Температура воздуха — 1°, +5° с повышением в конце ме­ сяца до +4°, +9°. О. ВИДЯКИНА, старший инженер-синоптик Мурманского управления гид­ рометеослужбы . любишь ты меня или О Одна дедушка вышла за муж за вдовца. Ее приятель ницы интересуются: -— Наверное, твой муж ча­ сто говорит тебе о своей пер вой Янсене? > — Нет. Как-то он попы талея было, но я тут ж принялась разглагольство вать о моем будущем муж( № 1‘едаадо Е. В. В К П ( Ш Ш № яя СЕГОДНЯ ОЖИДАЕТСЯ ПР> ХОД: РТ-138 «Абхазия», РТ-13 «Аксай», РТ-322 «Мукачеао ППР «Прилуки», ЗАВТРА: РТ-157 «Лоцман СРТ-р-726. ОБЪЯВЛЕНИЕ Студия звукозаписи Myjr майского радиотелецентра npi глашает 10 и 11 марта роднЬ и близких моряков, наход! щйхся на промысле для з лиси «говорящих писем» 1 мая на корабли тралово! флота: «Сказочник Андерсен «Апатит», «Ван-Дейк», «Г» зер», «Поволжье», «Кивач «Беломорье», «Советск >, «Нав> гатор», «Рембрандт». 14, 15 марта — на кораб* «Мурмансельди»: БМРТ «Н кель», БМРТ «Петрозавары СРТ-Р HtHt 725, 720, €»т- 22; на корабли «Севрнбхолс флота»: «Григорий Лысеню «Сергей Василисин», <(Севе| двинекя, «Печенга», «Пол! ная звезда», «Севрыба». Время работы студии зву записи с 8.30 до 19 час Адрес: Дворец культу им. С. М. Кирова. Вход с у цы С. Перовской. Управление, партш' ный комитет, базовый к> митет профсоюза трал вого флота с глубоки прискорбием сообщаю что, находясь на промы ле, скоропостижно ско чался электрорадионав! гатор БМРТ-426, чле КПСС МУШКАТЕРОВ Александр Сергеевич, и выражают искренне соболезнование родным близким покойного. Похороны состоятс 9 марта в 12 часов. «Рыбный Мурман». Индекс 55654. Цена 1 экз. 2 коп. Мурманская области: типография г. Мурманск. Зак. 1731. n i l - o m i ^

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz