Рыбный Мурман. 1972 г. Март.

ЕСЛИ ТЫ НУЖЕН О Ч Е Р К | и л ю д я м с большими подъемами рыбы невозмо­ жен. Чем больше оправдывался «дед», тем становилось яснее, что без консуль­ тации с квалифицированным электроме­ хаником с другого корабля не обойтись. — Ты вчера, кажется, с кем-то из сео- их друзей по «кораблю» разговаривал, — обратился капитан ко мне, едва за- стармехом захлопнулась дверь. —- Узнай, кто у них плавает электромеха* ником. АЧАЛО ПРОМЫСЛА было удач­ ным. На палубу большого моро* зильного траулера «Кольский» £ поднимались уловы один другого луч- £ Излишне говорить, какое радостное, £ : боевое настроение было у команды. ~ Вряд ли нашелся бы хоть один сомне- £ веющийся в успешном завершении рей- 22 ч*са. ' 2 г <: Нёш fcanntaH JA. В. Лобазев, едва уви­ дев зеленеющее пятно над траловым £ мешком, всплывающим из морской пу- 2 чины за кормой судна, всякий раз до- 5 вольно потирал руки. S — Давай, помполит, — с улыбкой го­ ворил он мне, — иди на рыбофабркку. Е Настраивай народ. Е Но однажды случилось непредвиден* S ^ ное. ;--- - Е 1‘^ .^Подсушенный трал неожиданно дер- Е нуле*, а набитый рыбой мешок эамер на Е слипе. — Позвать ко мне тралмейстера Ро­ ст щанникова, — раздраженным голосом Е потребовал Александр Владимирович.-— свое дело. А вчерв он поделился радо* SJlj# назад, когда Виктор Аристархович — к нему эа весь день, который мы с ним провели на борту «Серафимовича», не заглядывали. — Витя, — едва мы обменялись при­ ветствиями, обратился к В. А. Климову приземистый шатен с посеребренными висками, — выручай. Нужны контактные шайбочки. — С условием, если под тобой конь с седлом, — пошутил электромехан *к. — За шайбами надо слетать в машину. Бот ключ от нашей кладовки. Скачи ту­ да, композитор. — И едва за «компо­ зитором» закрылась дверь, Климов по­ яснил. — У нашего рефрижераторного механика Григория Арутюновича музы­ кальная фамилия — Хачатурян. В тот день к нему обращались многие моряки. Иные останавливали в кор идо- Йе* ДРУРИ® подходили в машинное отде­ ление, треть* прерывали наш разговор назад, — он помолчал, задумчиво гля­ дя в иллюминатор, добавил, — рано или поздно плюнешь на все и вернешься...» Эх, да что говорить. Теперь он с морем на всю жизнь. Мо­ жет быть, отсюда его постоянное стрем­ ление — глубже овладеть секретами своей сложной профессии, которая так нужна теперь на любом соеремен­ ном рыболовном судне. Получив в 1968 году диплом об окон­ чании Мурманского мореходного учили­ ща, он продолжал накапливать и знания, и опыт. — Вот в эту стоянку, — порадовался ва своего подчиненного старший меха­ ник БМРТ-256 Н. Д. Зыков, — наш Ари­ стархович стал электромехаником пер­ вого разряда. А для этого ему при­ шлось набрать 24 месяца плавательного ценза без единого замечания по служ- — Так я же как раз с ним и говорил. стоящего рядом БМРТ-254 «Н. Остров- Это Климов, Виктор Аристархович. Мы екмйв. Потребовался совет опытного еле- с ним до отпуска вместе на «Серафимо- цивлиста и садовому механику-наладчи- вичев два года работали. Толковый па» «У Ю. М. Мяоншеву. рень, из электриков. После курсов на Не забывают Климова и те, кто рабо- эту должность назначен. На БМРТ-256 Ц * с. ним в прошлые годы. Запросто, работал безукоризненно. Отлично знай * расстались лишь вчера, а не пять в каюте. И всем Виктор Аристархович бе и выдержать трудный экзамен на ко- Е был нужен. Даже своему коллеге со миссии. Так что знак морского команди­ ра — специалиста своего дела — он за­ служил п& праву. Встое г Е Придется нашему Петру вдвоем разъяс­ нять, что такие штуки у траловой лебед­ ки ни к чему, — кивнув на неподвижный трал, капитан направился к рулевой руб­ ке. — Втроем мы ни черта не решим, — едва ввалившись в капитанскую каюту, Е загремел тралмейстер П. Н. Рощанников. = — ?? — Да-да-да! И дело тут не в палубной Е команде, а в электромеханике: он и ночью держал нас на полуголодном «пайке». А стоило «заудить» десять тонн v быбй, вдУЫЧ^ёсвм не тянет лебедка. . — ОЛс! jUТ C I -J2Y. «2*0Vt *?. s .судовой электромеханик Е в1д ^ ь ^а^ае^,руками. Он поклялся, что Е ^^е^грх93яи^тво’% полном порядке. А из Е дальнейшик'его объяснений выходило, Е что виноват в задержке с подъемом тра- Е .;.ла старший механик, потому что он Е .. распорядился при подъеме* рыбы рабо- Е тать на одном вспомогательном двига­ теле. Тут же позвонили в машину. Вахтен­ ный механик подтвердил, что второй s дизель, действительно, запускать не ве­ лено. Настала очередь давать пояснения Е стармеху. Тот, выслушав наши претензии, пожелал продолжать разговор наедине Е с капитаном. — Не возражаю. Но ты тоже остань- Е ся, — кивнул мне капитан. Оставшись втроем, решили дать объ­ ясниться «деду». Тот сразу начал с жа- g лобы на судового электромеханика? электрохозяйство судна находится в не- Е удовлетворительном состоянии. И пока оно не будет налажено, промысел стью: принят в Мурманскую мореходку. *я*рошел учиться на очное отделение После этого рейса хочет заниматься оч» но. ...Все это произошло в начале осени 1966 года. И нам тогда действительно пришлось устраивать радиоконсультацию не только с В. А. Климовым. К несча­ стью, подтвердились самые худшие предположения. Механики с других ко­ раблей, вызванные на связь, в один го­ лос вторили Климову. Все они подтвер­ дили вывод Виктора Аристарховича, что наш судовой электромеханик здесь ни при чем: поднять десятитонный улов од­ ному дизелю не под силу. Возможно, эти события пятилетней давности я не мог бы восстановить и у меня не было бы случая их вспомнить. Но вот недавно, во время стоянки БМРТ-256 «Серафимович» в порту, мы вновь встретились с В. А. Климовым. В его каюте кое-что изменилось. Вместо клетки с канарейками я увидел прико­ лотый к стене лист ватмана со схемами боевого корабля. Перехватив -мой взгляд, Виктор Аристархович рассмеял­ ся: — Кенарей пришлось оставить. Хотя и успокаивает их пение, да эа время уче­ бы в мореходке увлекся моделировани­ ем. Сочетаю, так сказать, полезное с приятным, — показал он начатую мо­ дель крейсера. Изменилась не только каюта электро­ механика. Стал гораздо солиднее и хо­ зяин ее. Но прежним остались общи­ тельность и приветливость этого чело­ века. Впрочем, просто так — поболтать мореходки, зашел наш с ним общий зна­ комый — механик И. С. Артюхов. Приход его был кстати. Из их воспо­ минаний и взаимных расспросов я узнал дополнительные характерные для Вик­ тора Аристарховича детали и штрихи. Так, Климов совершенно искренне по­ сетовал, что как-то нескладно сложи­ лась жизнь у нашего бывшего мотори­ ста. Вместе с нами радовался эа капита­ на Б. С. Хаценко, который после рабо­ ты на БМРТ «Серафимович» столь же успешно руководит экипажем производ­ ственного рефрижераторного траулера «Ковдор». А как неподдельно он недоумевал, узнав, что бывший его электрик М. Вяз­ ников списался на берег и даже собрал­ ся покинуть Мурманск. — Не-ет, шалишь, брат! По себе знаю, что не просто это вот так взять и по­ рвать с нашим заполярным городом, его флотом и рыбаками, — поглаживает он свои усы и продолжает: — Девять лет назад я тоже подался на берег. Уехал аж за Урал, в Асбест. Работал там по специальности на ремонтно-механиче­ ском заводе. Машиной обзавелся. И все равно не прижился! Конечно, при­ чиной тому были не жестокие морозы. — Да, брат, — тихо сказал Климов. При этом казалось, что слова его обра­ щены не к нам: то ли к себе одному, то ли еще к кому. — Уж если море тебя «приняло», то так вот запросто от себя не отпустит. И куда бы ты ни уехал, как*е бы клятвы ни давал — не возвращаться, а ведь позовет, потянет вс р чаясь на БМРТ «Серафимович» и с другими моряками, я слышал о Вик­ торе Аристарховиче Климове только добрые слова. Председатель судового комитета профсоюза коммунист мат­ рос В. К. Вицько рассказал, что фото электромеханика Климова вывешено по итогам минувшего рейса на Доске по­ чета корабля. С уважением отзывался о нем и первый помощник капитана А. А. Шиляев. Он сказал, что все моряки траулера охотно посещают лекции и бе­ седы, с которыми выступает член об­ щества «Знание» В. А. Климов. Трудолюбие, постоянная тяга ко все­ му новому, умение вовремя прийти на помощь любому, кто в ней нуждается, живой, неподдельный интерес ко всем делам коллектива — эти черты, прису­ щие электромеханику с БМРТ-256, хоро­ шо знакомы всем ветеранам корабля. Возможно поэтому, когда траулер, пе­ ревыполнив рейсовое задание, возвра­ щается в родной порт, никому из коман­ ды и в голову не придет сомневаться, насколько велик вклад Климова в об­ щий успех. Сейчас волны Атлантики снова бьют о борт «Серафимовича». Снова по слипу то и дело ползут тугие траловые мешки. Экипаж, как говорят, борется за каж­ дую «лишнюю» тонну рыбы. Впрочем, ведь так оно и есть, именно «борется» — и не только за каждую там тонну, а за выполнение задания семи месяцев ко Дню рыбака. Перевыполнить план и обязательства на второй год пятилетки — это подаль­ ше и посерьезнее цель. Но и она дости­ жима, если в экипаже есть такие люди, как ударник коммунистического труда электромеханик Виктор Аристархович Климов. Тем более, если таких на ко­ рабле не один десяток. В. СЕМЕНОВ. AllllllllllllllllltlllllllllllllllllllllllllllllllltllllllllllllllllHllllllllllHllllHHIIIIIIIIIIIillHiHltlHilllllillliilllllllllllltllllllllllllllllllitlUltlilllliHIIIMIIItllilllMllllililllllllllllllllllllllillllllllliillllllllllllllllHlllfR М О Р Е - Э Т О Р А Б О Т А Е МУ, ВЛАДИМИРУ ТЮМЕНЕВУ, в первом же рейсе небо, как говорят, по­ казалось с овчинку. И совсем не море тому виной, с его штормовым дыханием, когда порой и бывалый мореход не выдерживает многосуточной крутоверти. К качке Владимир ш>ивык быстро. Его «укатала» рыба — кто бы лог подумать. ...До того, как приехать в Мурманск, Тюме- нев о мОре, уловах знал только по рассказам своего товарища по службе, уже поработав­ шего до этого в Мурманском траловом флоге. Знать, не жалел он красок, а может, вспоми­ нал лишь лучшие рыбацкие дни, что Влади­ миру захотелось все пощупать своими руками. Сестра-мурманчанка не стала отговаривать. В судовой роли по выходе в первый рейс против фамилии Тюменева стояло •«матрос- рыбообработчик». Ну, матрос — это понятно, было представление кое-какое. Рыбообработ­ чик... Само слово подсказывает. Философство­ вал молодой моряк, не подозревая, что дейст­ вительность окажется намного сложней. По пути на Джорджес-банку бросили трал на Большой Ньюфаундлендской. — Ого, — чуть не крикнул, когда на борт подняли килограммов триста красного окуня. — Вот это рыба! Радость с ним никто не разделил. Разочаро­ ванные, моряки ушли по каютам, а БМРТ-413 лег на прежний курс. Настоящую рыбу Владимир увидел спустя несколько дней. Ею была завалена фабрика, палуба, бункер. Многие тонны хека. И не нашлось у матроса-рыбообработчика больше времени на эмоции. Поставили к расфасовоч­ ному столу, сказали: — Бери больше, кидай дальше. Напол­ няй противни доверху, не ошибись при взве­ шивании (стандарт, паря!) и вот сюда проти­ вень-то клади. Видишь, как просто все. Владимир неумело накладывал хек, неуме­ ло взвешивал, и часа вахты не прошло, а уже ломило руки, спину. Отдохнуть бы. Но какой тут отдых, если подстегивают: — Шевелись, порасторопней будь. ’^ТВахте,.казалось, конца не будет, как не было конца рыбе. Через четыре часа — то же. Через сутки, полмесяца, в течение всего рейса — рыба, рыба, рыба. Постиг несложные муд­ рости расфасовщика, вжился в судовые буд­ ни, сдружился со многими парнями,, молоды­ ми, как сам... Все хорошо, только бы вволю выспаться, отдохнуть, отдохнуть от рыбы. Были светлые дни, когда получали почту. Разрывал Володя поспешно конверт, подпи­ санный материнской рукой, вчитывался в сло­ ва: «Береги себя... одевайся получше... с това­ рищами дружи...». Мама, мама... милые твои заботы, но ты не знаешь, что такое море, ры­ бацкое море. В стоянку приехал в Петрозаводск — к ро­ дителям. Рассказал, какое оно. рыбацкое мо­ ре. Мать отреагировала быстро: — Бросай ты эту работу. На берегу вон скОльно дел. — Нет, мама, еще рейсии испытаю. Тогда и решу. Сходил еще рейс на том же четыреста три­ надцатом. Опять не из легких рейс. (А бы­ вают ли они легкими?). Судно отправили в ре­ монт. Владимиру Тюменеву уже и отпуск по­ лагался. Отдохнул хорошо, и забылись все страсти-мордасти. Теперь уже не помышляет о бегстве. Сейчас он — на большом морозильном трау­ лере «Пушкин». Когда-то с трудом отстаивал вахты на расфасовке — на самых простых производственных операциях. Потом поднял­ ся «вверх» — на палубу, вторым номером был при спуске, подъеме трала. Тут должность чисто матросская .без дополнения «рыбообра­ ботчик». А на «Пушкине» стал за филейную машину. Их, филейщиков, двое на БМРТ. Через их руки в основном и идет сегодня особенно нужная продукция — филе. Когда много под­ ходящего сырья, делают его вручную еще не­ сколько человек. А Тюменев, если сырья нет, идет помогать шкерщикам. Таково рыбацкое правило, так велит море. А как сказал поэт: «Море — это работа. «Рыба, авралы, роба». В. СЕРГЕЕВ. В первом году пятилетки маши­ нист рыбомучной установки РТ-1С1 О. П. Чертков (снимок справа) воз­ главил соревнование среди маши­ нистов РМУ на судах бортового траления. Успешно трудится он и в нынешнем году. Ударник комму­ нистического труда, моряк трало­ вого флота Олег Павлович Чертков утвержден участником Выставки достижений народного хозяйства СССР. • о т о Л. Кузнецовой. Более 20 лет назад поступил уче­ ником в слесарно-механический цех СРЗ-2 Михаил Никифорович Мещеряков. За десятилетия упор­ ного труда он накопил богатый опыт, которым щедро делится с мо­ лодыми рабочими. Уже давно М. Н. Мещеряков ру­ ководит бригадой слесарей, которая считается в цехе одной из лучших. Этот дружный рабочий коллектив в основном занимается ремонтом дизелей на промысловых судах. Причем работы, как правило, вы­ полняет не только в срок, но и в отличным качеством. Фото А. Леонтьева. ПЕРЕДОВИКИ СОРЕВНОВАНИЯ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz