Рыбный Мурман. 1972 г. Март.
ЕСЛИ ТЫ НУЖЕН О Ч Е Р К | и л ю д я м с большими подъемами рыбы невозмо жен. Чем больше оправдывался «дед», тем становилось яснее, что без консуль тации с квалифицированным электроме хаником с другого корабля не обойтись. — Ты вчера, кажется, с кем-то из сео- их друзей по «кораблю» разговаривал, — обратился капитан ко мне, едва за- стармехом захлопнулась дверь. —- Узнай, кто у них плавает электромеха* ником. АЧАЛО ПРОМЫСЛА было удач ным. На палубу большого моро* зильного траулера «Кольский» £ поднимались уловы один другого луч- £ Излишне говорить, какое радостное, £ : боевое настроение было у команды. ~ Вряд ли нашелся бы хоть один сомне- £ веющийся в успешном завершении рей- 22 ч*са. ' 2 г <: Нёш fcanntaH JA. В. Лобазев, едва уви дев зеленеющее пятно над траловым £ мешком, всплывающим из морской пу- 2 чины за кормой судна, всякий раз до- 5 вольно потирал руки. S — Давай, помполит, — с улыбкой го ворил он мне, — иди на рыбофабркку. Е Настраивай народ. Е Но однажды случилось непредвиден* S ^ ное. ;--- - Е 1‘^ .^Подсушенный трал неожиданно дер- Е нуле*, а набитый рыбой мешок эамер на Е слипе. — Позвать ко мне тралмейстера Ро ст щанникова, — раздраженным голосом Е потребовал Александр Владимирович.-— свое дело. А вчерв он поделился радо* SJlj# назад, когда Виктор Аристархович — к нему эа весь день, который мы с ним провели на борту «Серафимовича», не заглядывали. — Витя, — едва мы обменялись при ветствиями, обратился к В. А. Климову приземистый шатен с посеребренными висками, — выручай. Нужны контактные шайбочки. — С условием, если под тобой конь с седлом, — пошутил электромехан *к. — За шайбами надо слетать в машину. Бот ключ от нашей кладовки. Скачи ту да, композитор. — И едва за «компо зитором» закрылась дверь, Климов по яснил. — У нашего рефрижераторного механика Григория Арутюновича музы кальная фамилия — Хачатурян. В тот день к нему обращались многие моряки. Иные останавливали в кор идо- Йе* ДРУРИ® подходили в машинное отде ление, треть* прерывали наш разговор назад, — он помолчал, задумчиво гля дя в иллюминатор, добавил, — рано или поздно плюнешь на все и вернешься...» Эх, да что говорить. Теперь он с морем на всю жизнь. Мо жет быть, отсюда его постоянное стрем ление — глубже овладеть секретами своей сложной профессии, которая так нужна теперь на любом соеремен ном рыболовном судне. Получив в 1968 году диплом об окон чании Мурманского мореходного учили ща, он продолжал накапливать и знания, и опыт. — Вот в эту стоянку, — порадовался ва своего подчиненного старший меха ник БМРТ-256 Н. Д. Зыков, — наш Ари стархович стал электромехаником пер вого разряда. А для этого ему при шлось набрать 24 месяца плавательного ценза без единого замечания по служ- — Так я же как раз с ним и говорил. стоящего рядом БМРТ-254 «Н. Остров- Это Климов, Виктор Аристархович. Мы екмйв. Потребовался совет опытного еле- с ним до отпуска вместе на «Серафимо- цивлиста и садовому механику-наладчи- вичев два года работали. Толковый па» «У Ю. М. Мяоншеву. рень, из электриков. После курсов на Не забывают Климова и те, кто рабо- эту должность назначен. На БМРТ-256 Ц * с. ним в прошлые годы. Запросто, работал безукоризненно. Отлично знай * расстались лишь вчера, а не пять в каюте. И всем Виктор Аристархович бе и выдержать трудный экзамен на ко- Е был нужен. Даже своему коллеге со миссии. Так что знак морского команди ра — специалиста своего дела — он за служил п& праву. Встое г Е Придется нашему Петру вдвоем разъяс нять, что такие штуки у траловой лебед ки ни к чему, — кивнув на неподвижный трал, капитан направился к рулевой руб ке. — Втроем мы ни черта не решим, — едва ввалившись в капитанскую каюту, Е загремел тралмейстер П. Н. Рощанников. = — ?? — Да-да-да! И дело тут не в палубной Е команде, а в электромеханике: он и ночью держал нас на полуголодном «пайке». А стоило «заудить» десять тонн v быбй, вдУЫЧ^ёсвм не тянет лебедка. . — ОЛс! jUТ C I -J2Y. «2*0Vt *?. s .судовой электромеханик Е в1д ^ ь ^а^ае^,руками. Он поклялся, что Е ^^е^грх93яи^тво’% полном порядке. А из Е дальнейшик'его объяснений выходило, Е что виноват в задержке с подъемом тра- Е .;.ла старший механик, потому что он Е .. распорядился при подъеме* рыбы рабо- Е тать на одном вспомогательном двига теле. Тут же позвонили в машину. Вахтен ный механик подтвердил, что второй s дизель, действительно, запускать не ве лено. Настала очередь давать пояснения Е стармеху. Тот, выслушав наши претензии, пожелал продолжать разговор наедине Е с капитаном. — Не возражаю. Но ты тоже остань- Е ся, — кивнул мне капитан. Оставшись втроем, решили дать объ ясниться «деду». Тот сразу начал с жа- g лобы на судового электромеханика? электрохозяйство судна находится в не- Е удовлетворительном состоянии. И пока оно не будет налажено, промысел стью: принят в Мурманскую мореходку. *я*рошел учиться на очное отделение После этого рейса хочет заниматься оч» но. ...Все это произошло в начале осени 1966 года. И нам тогда действительно пришлось устраивать радиоконсультацию не только с В. А. Климовым. К несча стью, подтвердились самые худшие предположения. Механики с других ко раблей, вызванные на связь, в один го лос вторили Климову. Все они подтвер дили вывод Виктора Аристарховича, что наш судовой электромеханик здесь ни при чем: поднять десятитонный улов од ному дизелю не под силу. Возможно, эти события пятилетней давности я не мог бы восстановить и у меня не было бы случая их вспомнить. Но вот недавно, во время стоянки БМРТ-256 «Серафимович» в порту, мы вновь встретились с В. А. Климовым. В его каюте кое-что изменилось. Вместо клетки с канарейками я увидел прико лотый к стене лист ватмана со схемами боевого корабля. Перехватив -мой взгляд, Виктор Аристархович рассмеял ся: — Кенарей пришлось оставить. Хотя и успокаивает их пение, да эа время уче бы в мореходке увлекся моделировани ем. Сочетаю, так сказать, полезное с приятным, — показал он начатую мо дель крейсера. Изменилась не только каюта электро механика. Стал гораздо солиднее и хо зяин ее. Но прежним остались общи тельность и приветливость этого чело века. Впрочем, просто так — поболтать мореходки, зашел наш с ним общий зна комый — механик И. С. Артюхов. Приход его был кстати. Из их воспо минаний и взаимных расспросов я узнал дополнительные характерные для Вик тора Аристарховича детали и штрихи. Так, Климов совершенно искренне по сетовал, что как-то нескладно сложи лась жизнь у нашего бывшего мотори ста. Вместе с нами радовался эа капита на Б. С. Хаценко, который после рабо ты на БМРТ «Серафимович» столь же успешно руководит экипажем производ ственного рефрижераторного траулера «Ковдор». А как неподдельно он недоумевал, узнав, что бывший его электрик М. Вяз ников списался на берег и даже собрал ся покинуть Мурманск. — Не-ет, шалишь, брат! По себе знаю, что не просто это вот так взять и по рвать с нашим заполярным городом, его флотом и рыбаками, — поглаживает он свои усы и продолжает: — Девять лет назад я тоже подался на берег. Уехал аж за Урал, в Асбест. Работал там по специальности на ремонтно-механиче ском заводе. Машиной обзавелся. И все равно не прижился! Конечно, при чиной тому были не жестокие морозы. — Да, брат, — тихо сказал Климов. При этом казалось, что слова его обра щены не к нам: то ли к себе одному, то ли еще к кому. — Уж если море тебя «приняло», то так вот запросто от себя не отпустит. И куда бы ты ни уехал, как*е бы клятвы ни давал — не возвращаться, а ведь позовет, потянет вс р чаясь на БМРТ «Серафимович» и с другими моряками, я слышал о Вик торе Аристарховиче Климове только добрые слова. Председатель судового комитета профсоюза коммунист мат рос В. К. Вицько рассказал, что фото электромеханика Климова вывешено по итогам минувшего рейса на Доске по чета корабля. С уважением отзывался о нем и первый помощник капитана А. А. Шиляев. Он сказал, что все моряки траулера охотно посещают лекции и бе седы, с которыми выступает член об щества «Знание» В. А. Климов. Трудолюбие, постоянная тяга ко все му новому, умение вовремя прийти на помощь любому, кто в ней нуждается, живой, неподдельный интерес ко всем делам коллектива — эти черты, прису щие электромеханику с БМРТ-256, хоро шо знакомы всем ветеранам корабля. Возможно поэтому, когда траулер, пе ревыполнив рейсовое задание, возвра щается в родной порт, никому из коман ды и в голову не придет сомневаться, насколько велик вклад Климова в об щий успех. Сейчас волны Атлантики снова бьют о борт «Серафимовича». Снова по слипу то и дело ползут тугие траловые мешки. Экипаж, как говорят, борется за каж дую «лишнюю» тонну рыбы. Впрочем, ведь так оно и есть, именно «борется» — и не только за каждую там тонну, а за выполнение задания семи месяцев ко Дню рыбака. Перевыполнить план и обязательства на второй год пятилетки — это подаль ше и посерьезнее цель. Но и она дости жима, если в экипаже есть такие люди, как ударник коммунистического труда электромеханик Виктор Аристархович Климов. Тем более, если таких на ко рабле не один десяток. В. СЕМЕНОВ. AllllllllllllllllltlllllllllllllllllllllllllllllllltllllllllllllllllHllllllllllHllllHHIIIIIIIIIIIillHiHltlHilllllillliilllllllllllltllllllllllllllllllitlUltlilllliHIIIMIIItllilllMllllililllllllllllllllllllllillllllllliillllllllllllllllHlllfR М О Р Е - Э Т О Р А Б О Т А Е МУ, ВЛАДИМИРУ ТЮМЕНЕВУ, в первом же рейсе небо, как говорят, по казалось с овчинку. И совсем не море тому виной, с его штормовым дыханием, когда порой и бывалый мореход не выдерживает многосуточной крутоверти. К качке Владимир ш>ивык быстро. Его «укатала» рыба — кто бы лог подумать. ...До того, как приехать в Мурманск, Тюме- нев о мОре, уловах знал только по рассказам своего товарища по службе, уже поработав шего до этого в Мурманском траловом флоге. Знать, не жалел он красок, а может, вспоми нал лишь лучшие рыбацкие дни, что Влади миру захотелось все пощупать своими руками. Сестра-мурманчанка не стала отговаривать. В судовой роли по выходе в первый рейс против фамилии Тюменева стояло •«матрос- рыбообработчик». Ну, матрос — это понятно, было представление кое-какое. Рыбообработ чик... Само слово подсказывает. Философство вал молодой моряк, не подозревая, что дейст вительность окажется намного сложней. По пути на Джорджес-банку бросили трал на Большой Ньюфаундлендской. — Ого, — чуть не крикнул, когда на борт подняли килограммов триста красного окуня. — Вот это рыба! Радость с ним никто не разделил. Разочаро ванные, моряки ушли по каютам, а БМРТ-413 лег на прежний курс. Настоящую рыбу Владимир увидел спустя несколько дней. Ею была завалена фабрика, палуба, бункер. Многие тонны хека. И не нашлось у матроса-рыбообработчика больше времени на эмоции. Поставили к расфасовоч ному столу, сказали: — Бери больше, кидай дальше. Напол няй противни доверху, не ошибись при взве шивании (стандарт, паря!) и вот сюда проти вень-то клади. Видишь, как просто все. Владимир неумело накладывал хек, неуме ло взвешивал, и часа вахты не прошло, а уже ломило руки, спину. Отдохнуть бы. Но какой тут отдых, если подстегивают: — Шевелись, порасторопней будь. ’^ТВахте,.казалось, конца не будет, как не было конца рыбе. Через четыре часа — то же. Через сутки, полмесяца, в течение всего рейса — рыба, рыба, рыба. Постиг несложные муд рости расфасовщика, вжился в судовые буд ни, сдружился со многими парнями,, молоды ми, как сам... Все хорошо, только бы вволю выспаться, отдохнуть, отдохнуть от рыбы. Были светлые дни, когда получали почту. Разрывал Володя поспешно конверт, подпи санный материнской рукой, вчитывался в сло ва: «Береги себя... одевайся получше... с това рищами дружи...». Мама, мама... милые твои заботы, но ты не знаешь, что такое море, ры бацкое море. В стоянку приехал в Петрозаводск — к ро дителям. Рассказал, какое оно. рыбацкое мо ре. Мать отреагировала быстро: — Бросай ты эту работу. На берегу вон скОльно дел. — Нет, мама, еще рейсии испытаю. Тогда и решу. Сходил еще рейс на том же четыреста три надцатом. Опять не из легких рейс. (А бы вают ли они легкими?). Судно отправили в ре монт. Владимиру Тюменеву уже и отпуск по лагался. Отдохнул хорошо, и забылись все страсти-мордасти. Теперь уже не помышляет о бегстве. Сейчас он — на большом морозильном трау лере «Пушкин». Когда-то с трудом отстаивал вахты на расфасовке — на самых простых производственных операциях. Потом поднял ся «вверх» — на палубу, вторым номером был при спуске, подъеме трала. Тут должность чисто матросская .без дополнения «рыбообра ботчик». А на «Пушкине» стал за филейную машину. Их, филейщиков, двое на БМРТ. Через их руки в основном и идет сегодня особенно нужная продукция — филе. Когда много под ходящего сырья, делают его вручную еще не сколько человек. А Тюменев, если сырья нет, идет помогать шкерщикам. Таково рыбацкое правило, так велит море. А как сказал поэт: «Море — это работа. «Рыба, авралы, роба». В. СЕРГЕЕВ. В первом году пятилетки маши нист рыбомучной установки РТ-1С1 О. П. Чертков (снимок справа) воз главил соревнование среди маши нистов РМУ на судах бортового траления. Успешно трудится он и в нынешнем году. Ударник комму нистического труда, моряк трало вого флота Олег Павлович Чертков утвержден участником Выставки достижений народного хозяйства СССР. • о т о Л. Кузнецовой. Более 20 лет назад поступил уче ником в слесарно-механический цех СРЗ-2 Михаил Никифорович Мещеряков. За десятилетия упор ного труда он накопил богатый опыт, которым щедро делится с мо лодыми рабочими. Уже давно М. Н. Мещеряков ру ководит бригадой слесарей, которая считается в цехе одной из лучших. Этот дружный рабочий коллектив в основном занимается ремонтом дизелей на промысловых судах. Причем работы, как правило, вы полняет не только в срок, но и в отличным качеством. Фото А. Леонтьева. ПЕРЕДОВИКИ СОРЕВНОВАНИЯ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz