Рыбный Мурман. 1972 г. Июнь.

„ТРОПКА"СНАТЯЖКОЙ «Учитывая, что коллектив норабля привял все меры для выполнения рейсового задания, результаты моря- коз в рейсе № 3 признать удовлетворительными». Это из^решения хозрас­ четной компсеин, рассмот­ ревшей производственную и финансову-Ю.„ _ .деятельность экипаж! 6МРТ“£}42 «Сверд­ ловск» за период с 19 декаб­ ря по 12 апреля. Итак, оценка «удовлетворитель- во». Но что за ней стоит? По добыче рыбы, выработ­ ав консервов, жира, рыбной жуки команда значительно «ереврыла плановые показа­ тели. По выпуску мороже- яой продукции, филе — от­ ставание. По этойпричине не уложились в задание по сто­ имости пищевой товарной продукции. Недодано более “55 тысяч рублей прибыли, й последний минус. Себестои­ мость центнера обезличен­ ной продукции повышена на 3 рубля 06 копеек. Как видно, минусов боль­ ше, чем плюсов. И тем не женее хозрасчетная комис­ сия сочла возможным опре­ делить итоги работы экипа­ жа за рейс положительно. Иначе и не могло быть, ибо моряки были поставлены в такие условия плиания, что выполнение miв задания но некоторым показателям вы­ бывает даже удивление. Об­ ратимся к фактам. Период декабрь— апрель для промысловиков БМРТ, •находившихся на Дальнем Засаде, былхарактерен труд­ ными условиями. Лов веди на Лабрадоре, во льдах. По- ш лед вытеснил оконча­ тельно, пришлось менять район. Но это полбеды. Стп- зия, 1Шчего не поделаешь. Гораздо неприятнее было -сознавать морякам «Сверд­ ловска» свое бессилие перед зшьши явлениями. В начале рейса десять су­ ток не работала филейная машина Следовательно, фи­ ле не выпускала. Исправить лшшшу своими руками не ■сумели. Требовалась квали­ фицированная помощь. А ждать ее было неоткуда. В ханой благоприятный для производства филе момент в ашре не оказалось наставни­ ка по технологическому обо­ рудованию. Ни штатного, ни работающего на обществен­ ных началах. Трудно объяс­ нить подобное. Капитан-директор «Сверд­ ловска» Геннадий Михаило­ вич Толомонзин, естествен­ но, бил тревогу. Коли нет своего, гралфлотовского, на- стаашша, может, помогут то­ варищи из других флотов. К счастью, на одном из архан­ гельских судов оказался зна­ комый специалист по техно­ логическому оборудованию, который и пересел на fJMPT-242. В течение семи суток возился он с филейкой и исправил ее. По выпуску филе экипаж справился с заданием только на 71,3 процента. Сейчас не ариходится гадать, «вытя­ нут» был бы этот показа­ тель, имея моряки исправ­ ную филейную машину. Од­ но не вызывает сомнений: за десять суток можно было бы выработать не одну тон­ ну ценной продукции. Зна- ■чит, и финансовый результат выгляделбы весомее, ' А вот другие потери, вы­ званные тем, что командиры баз «Севрыбхолодфлота» мало ■' сах промысловиков, для при- дрейф во льдах не вблизи группы судов, а за 50 миль. Понятно, во льдах не качает, но каково рыбакам было бе­ гать за 100 миль (считая -в »оба конца) да еще далеко не безопасным курсом. Разговор о базах имеет и -еще одну сторону. После окончания промысла капитан Голомонзин получил указа- ."] нне о передаче па кораб- л»-. «Севрыбхолодфлота» 352 тоин готовой продук­ ции. Пришлось выполнять приказ. Шли домой наполо­ вину пусвые, а за передан­ ный груз платили рубли. Многие. 24 тысячи. Конеч­ но, это сказалось на себестои­ мости выпущенной продук­ ции. В тот же день экипаж «Свердловска» обрекли еще на убытки. Опять ему при­ казали: взять на борт 11725 комплектов картонной тары. Ну к чему она была трауле­ ру, возвращающемуся до­ мой? Ни к чему. А заплатить за операцию пришлось 8,5 тысячи рублей. Еще около пяти тысяч руб­ лей перерасхода средств мо­ ряки понесли опять не по своей воле. В самом деле, для БМРТ нужен мазут. А его танкеры не доставляли, а доставляли дизельное топ­ ливо, которое вдвое дороже. Что гут поделаешь. Хозрасчетная комиссия объективно анализировала результаты работы экипа­ жа. Она отметила, что неко­ торых улучшений финансо­ вых показателей можно бы­ ло бы достичь, если -бы на траулере в полной мере на­ ладили выпуск тушки кам­ балы. Далее, не следовало везти в порт 160 тонн ди­ зельного топлива, а оставить его трехсуточный запас, как п положено. Но эти упуще­ ния, хотя и справедливо на них указано, нельзя сравнить с теми искусствен­ но созданными убытками, из-за которых коллектив краснел. Отчитываясь за рейс, ка­ питан-директор привел мно­ жество фактов печальной подготовки судна * плава­ ние. Думается, такое стало типичным в траловом флоте. БМРТ типа «Пушкин» на­ ходятся в эксплуатации в большинстве своем пятнад­ цать лет. Вечного ничего нет. Со временем выходят из строя узды, механизмы, оборудование. Требуется за­ мена. На «Свердловске» против­ ни используют со времени поступления траулера на флот. Они деформированы. Отсюда ненормально выгля­ дят брикеты мороженой ры­ бы, нестандартны ящики с ними. При сдаче продукции в такой упаковке с баз по­ ступают претензии. В неудовлетворительном состоянии и морозильные клети. Помучались моряки и из- за недостатка пресной воды, так как испаритель не обес­ печивал ею. Шесть раз при­ шлось подходить за водой к танкеру, взяли 300 тонн (опять в копеечку влетело!). В решении комиссии запи­ саны рекомендации руково­ дителям соответствующих отделав флота, чтобы они прияли меры к наведению порядка на «Свердловске». Порядок нужен, и тогда мо­ ряки смогут по возвращении из очередного рейса зарабо­ тать не «удовлетворитель­ но», а лучшую оценку. В. СЕРГЕЕВ. С вшитом к друзьям по соревнованию. СТАНОВЛЕНИЕ КОЛЛЕКТИВА У Ж ТАК ОНО всегда получается: когда- возвращается в строй действующих оче­ редное судно, на него приходят работать новые люди, а те, с кем трудился ранее, рас­ формированы по другим траулерам и собрать шк заново в один коллективпрактически невоз­ можно — кто-то в море, кому-» полюбился новый экипаж, веда» всякое с человеком слу­ чается. Так вишдо и с нашим C3PT-4232, С 14 по 16 апреля мы формировали эки­ паж. Рабочие плавучей мастерской «Резец» постарались сделать все зависящее от них, чтобы судно вовремя было предъявлено ин­ спекции Регистра СССР. Объем работ им до­ стался большой: главный двигатель, вспомога­ тельные механизмы, опрессовка всех трубо­ проводов, сверловка корпуса и палубы, доко- вадие и замена отдельных стальных листов — все это было выполнено доброкачественно и с некоторым опережением графика. Наконец экипаж был сформирован. Старо­ жилами судна были только старший механик Василий Николаевич Матросов, боцман Сте­ фан Павлович Прихотько, второй помощник капитана, позднее секретарь нашей партийной организации, Василий Павлович Паршин. Остальные, как говорится, кто откуда. Резер­ ва не хватало, выбирать долго не приходилось. Пришел человек с направлением — его брали в коллектив: Вот так и вышло, что в экипаже оказалось много товарищей провинившихся, разжалованных и списанных с других кораб­ лей. Расстаться с кем-то из них, попросить за­ мену опять-таки не хватило времени. Судно уже стояло на рейде в ожидании разрешения на выход. Так и ушли в море. Ушли, сомне­ ваясь в силах экипажа. И действительно, наши опасения как буд­ то бы оправдывались. За трое с половиной су­ ток промысла уложили в трюм всего лишь 5 тош! рыбного полуфабриката. Пробовали всю вину переложить на «ие блестящую» промысловую обстановку, так опять же не получалось. Работавшие рядом СРТ-4288 и 4122, которые вышли из порта на двое суток раньше нас, брали за трехчасо­ вое траление в два раза рыбы больше нашего. Значит, выходило, дело-то все-таки в экипаже. И, действительно, невооруженным глазом било видно, что люди не притерлись друг к ДРУГУ, а иногда просто не находили общего языка. Партийная организация, судовой коми­ тет профсоюза приняли решение заключить Фото О. Котова, В экипажами СРТ-4288 и 4122 до­ говор на парное и групповое сорев­ нование. Теперь тщательно выве­ рялась работа нашего судна и со­ седей. Помогло. Многие поняли, что наводить тень на плетень не стоит. Подействовали также слова секре­ таря партийной организации. Как- то в салоне он упрекнул масте­ ров по добыче к матросов в про­ фессиональной несостоятельности. Для на­ стоящих рыбаков это был самый больной упрек: ведь многие ив них ходят в море * одта десяток лет. Пришлось пересмотреть свою работу и мне, потому что до СРТ-4232 я работал на ста- реньхом тяжелом пароходе. А у нового корпус после докошшя был чист, на ход он был легок, и нередко случалось так, что, не рассчитав, мы проходили мимо косяка и «пе­ дали» воду. Перестроили свою работу и мастера по до­ быче. Экспериментировать было нечего. Вре­ мя безжалостно уходило, а трюмы оставалась пустыми. Вооружили трал так же, как они были вооружены на СРТ-4288. Почти беспре­ рывно стали получать информацию с этого судна, и дело пошло. Росли постепеашо подъемы за траление, улов обрабатывался гораздо качественнее и быстрей, а когда перешли работать на Мед- веншвскую байку, то здесь при суточном за­ дании 2,2 тонны брали 3,5—4 тонны за 4,5 часа траления. Заметно сократили вре­ мя, затрачиваемое на спуск и подъем трала. 930 метров вееров вытравливали за 25—27 минут. На других судах эти операции зани­ мали времени гораздо меньше. Мы же добить­ ся лучших результатов не смогли, и дело здесь было не в людях. Согласно техническим данным наша лебедка за минуту выбирает только 45 метров ааеров — ни метром мень* ше, ни метром больше. На Медвежинской банке мы заключили до­ говор на социалистическое парное соревнова­ ние с экипажем СРТ-4230. Это соревнование тоже помогло нам в работе. Здесь у нас эки­ паж уже был более сплоченным, появились взаимопонимание и взаимовыручка. В отдельные дни мы добивались результа­ тов лучших, чем экипаж соперника, а когда пришел день сниматься с промысла и следо­ вать в порт — подвели итоги. При задании заготовить 48 тонн полуфаб­ риката наттт экипаж сдал 53 тонны, причем с высоким показателем сортности, а на судо* вую Доску почета занесли имена матросов Ю. Гущина и Л. Перевозщикова. В этом первом рейсе началось станов­ ление коллектива, и приятно отметить, что за­ явки на списание ни один член экипажа не подал. В. ВОРОБЬЕВ, капитан СРТ-4232. Профессионально-техническое училище № 9, базирующе­ еся на Кандалакшском механическом заводе, одно из лучших в Мурманской области. По итогам социалистического сорев­ нования за первый квартал 1972 года оно заняло первое место. Училище уже в четырнадцатый раз завоевывает при­ зовые места. За время своего существования ПТУ подготовило свыше 2-х тысяч рабочих высокой квалификации. Сейчас их можно встретить на Мурманской судоверфи, на предприятиях Кан­ далакши. Производственную практику ребята проходят в цехах Кандалакшского механического завода. На снимке: директор училища Федор Иванович Кобзев на участке сборки интересуется, как идут дела у второкурс­ ника Евгения Лапина. У парня дела идут неплохо. Мастер А. Ф. Иванов доволен его работой, хорошо успевает Евгений и в десятом классе вечерней школы. В нынешнем году Евге­ ний получит сразу два аттестата — об окончании средней школы и о присвоении рабочего разряда. Фото А. Брысова. г, Кандалакша. "

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz