Рыбный Мурман. 1972 г. Июнь.

V Так работают палубники на 19 Достоевском сс ■и П РОДОЛЖИ Т Е Л Ь- ВОЕ время в водах района Лабрадора ве­ дут промысел трески ры­ баки Англии, Бельгии, ГДР, Норвегии, ПНР я СССР. Интересный факт. Рядом .находится Ньюфаунд,- яеЙдсШг’бвйЙа^ лоту на­ чали несколько столетий Назад, на Лабрадоре — со­ всем недавно. Суда Мурман­ ского тралового флота при­ шли сюда в 1958 году, и мо­ ряки промышляли главным образом с декабря по июнь. В районе Лабрадора выделя­ ется только одна банка, имеющая собственное назва­ ние — Гамильтон, в южной части шельфа. На «Достоевском» знают дену времени и умеют бе­ речь его. Подготовка к лову началась еще при переходе на промысел, производилась тщательная проверка ваеров, тралов и их вооружения. На общесудовом собрании пе­ ред коллективом была по­ ставлена задача на предстоя­ щее плавание: сколько надо выловить рыбы и какую вы­ работать из нее продукцию за год, за квартал, за месяц, за рейс, за каждые сутки. Промысел начался с сере­ дины декабря тралами чер­ тежа № 2050 п «Треска-М». Палубная команда, руково­ димая старшим мастером по добыче Г. И. Сачеком, учи- выми условиями, где на­ блюдаются частые порывы более тонких, верхних кабе­ лей, применили амортизато­ ры, изготовленные из капро­ нового каната окружностью 90 мм, длиной 1,1 метра. Ставили их к голым концам верхней подборы и топенан­ та, длина которых уменьша­ лась в два раза путем сгиба­ ния их пополам. При работе в тяжелой ле­ довой обстановке приходится сбрасывать ваера . на слип для предотвращения попада­ ния ваеров на лед. Но при травлении сброшенных на слнп ваеров слип и слнповая канавка перетираются, а вае­ ра имеют большой износ. £•€& * ф 20-25мм П оетано< ам о р т и д о т ср о б Сягма вооружение трене чертежа 2050, применяемая на BMPT-2S5. При- промысле я районе Лабрадора наблюдается зна­ чительная иадевнстостк, по­ рывы тралов, попадает много крупных камней. Более бла­ гоприятные условия н а глу* бннах 150—250 метров^ При тралении в устье поперечно» го желоба на глубинах 4D0-— 500 метров (56 градус* се- верной широты) доски в бо- *< 1 пщы иногда врезаются в наохную вязкую глину. Успешному ведению про­ мысла препятствует тяжелая ледовая обстановка. В* этом районе встречаются мдазские и глетчерные льды. № мор­ ским относятся многолетние неновые льды, вынос кото­ рых из Арктического бёссей- иа я Девисов пролив и далее н югу незначителен. Образование маетных льдов у побережья Дафадо- ра начинается в конце ок­ тября, начале ноября. В де­ кабре морские льды уяв пре­ пятствуют плаванию здесь. Наибольшей толщины (до 1,5— 2 метров) и наибольше­ го распределения морские льды достигают в апреле. С июля по ноябрь местные льды встречаются в «боль­ шом количестве и не препят­ ствуют плаванию, хотя: и мо­ гут вынудить к снижению скорости судна и временно­ му отклонению от курса. Я охарактеризовал этот район, чтобы показать, в ка­ ких условиях довелось рабо­ тать экипажу БМРТ «Досто­ евский» и как морякн пре­ одолевали разного рода трудности. тывая трудности работы в данном районе, серьезно, со знанием дела подошла к во­ оружению и оснастке их. В вооружение трала (чертеж Ms 2050) были внесены неко­ торые изменения, имеющие отличие от схемы, рекомен­ дуемой проектантами трала (ЦПНТБ). Для более успешного об­ лова рыбы, находящейся в непосредственной близости у грунта, вес груптропа я воде был увеличен до 650—700 килограммов.. Без ущерба параметрам трала и его уло- вистости голые концы длиной 7 метров заменили трехмет- ровыми и вместо голого кон­ ца грунтрава длиной 6 мет­ ров поставили также трех­ метровый конец. Все это было сделано для ускорения операций йо спу­ ску и подъему трала. Когда поднимается трал, вооружен­ ный по схеме ЦПКТБ, кля- чевка подходит к ваероуклад- чику лебедки, а набитый груятроп остается на слипе, я для ело подтягивания к ле­ бедке приходилось брать вы­ тяжными концами за цепи. Но даже когда подтянуты цепи в район турачек, центральный грунтроп оста­ ется примерно на середине рабочей палубы. При под- -сушке сетной части трала бобинцы сетями подтаскива­ ются к лебедке, сети накру­ чиваются на грунтропные ка­ тушки, наблюдаются порывы сетей, особенно во время спу­ ска трала. В районе с плохими грунто- устранить этот недо­ статок, было применено спе- цнйяыюе приспособление, по­ лучившее у моряков назва­ ние «Луяоход». Основу при­ способления составляет стальной стержень длиной 4 метра, диаметром 70 мм, на который одеты три быв­ ших е употреблении сталь­ ных бобинца диаметром 600 мм и два старых ваерных ролика. Положение бобии- цев на стержне с обеих сторон фиксируется огра­ ничителями — фланцами, чтобы бобинцы имели вра­ щение, но не перемеща­ лись вдоль стержня. К кон­ цам стержня привариваются рымы, к ним крепятся (при помощи скоб или заращива­ ются) лапки оттяжек. Лапки из стального троса диамет­ ром 18 мм, длина их 1,0— 1,5 метра. Каждая лапка при помощи пентер-гака со­ единяется с регулировочной цепью из 5—8 звеньев, за­ крепленной одним концом за тумбы промерочных роликов. Ваерные ролики на стерж­ не сидят свободно. Защитные ограничители — фланцы предотвращают «закусыва­ ние» огонов вытяжных стро­ пиков вращающимися на стержне роликами. В качестве защитных огра­ ничителей—фланцев можно использовать старые шайбы от подвесных ваерных роли­ ков. Приспособление распо­ лагается на слиповой канав­ ке. Неподвижность его в го­ ризонтальной плоскости обес­ печивается оттяжками. Приспособление применя­ ется только для травления ваеров, хода с тралом и вы­ борки ваеров. После заводки ваеров в направляющие и подвесные ролики приспособ­ ление убирается и уклады­ вается вдоль фальшборта ра­ бочей палубы. Оно уже не мешает работе по подъему и спуску трала. Для безопасного сбрасыва­ ния ваеров на слип и заведе­ ния его в ролики приспособ­ ления был применен допол­ нительный кабель длиной 50 метров из стального троса диаметром 24 мм или из старого ваера. Этот кабель ставился между в&ером и пе­ реходным концом, в скобе их соединения — днухзвенная цепка. После вытравливания до­ сок и 50-метрового дополни­ тельного кабеля (до выхода цепок за подвесные ролики) гак стопорной оттяжки вклю­ чается в последнее звено цепки, ваер (проходящий че­ рез подвесной и поворотный ролики) травится до переда­ чи натяжения на стопорные оттяжки. Затем лебедкой подбирают ваер. отсоединяют стопорные оттяжки и рассое­ диняют барабаны траловой лебедки. После чего начина­ ется дальнейшее травление ваеров. По измененной схеме вооружения трала (чертеж 2050) экипаж «Достоевско­ го» успешно проработал весь рейс. Творческий подход к свое­ му делу, слаженная работа палубной команды, воля ры­ баков — вот слагаемые по­ беды коллектива, выловив­ шего 34361 центнер рыбы — больше плана первого квар­ тала. Бережное отношение па­ лубной команды к ведению сетеснастного хозяйства по­ зволило дать за рейс эконо­ мию по орудиям лова и пром- вооружению на сумму более 12 тысяч рублей. Чтобы экипаж был посто­ янно в курсе хода выполне­ ния поставленной задачи, проводились производствен­ ные совещания, на которых подводились итоги лова, со­ поставлялись результаты промысла с работой двух ко­ раблей. Было организовано соревнование между смена­ ми. Это был хороший стимул, так как в социалистическом соревновании между вахтами рождается трудовой- задор, инициатива, смекалка., БМРТ «Достоевский» вы­ шел победителем в парно- групповом соревновании, со­ ревнуясь с коллективами БМРТ Ш 242 и 248! Развернутое социалистиче­ ское . соревнование между вахтами палубной команды сыграло немалую роль в вы­ полнении плана. Первое ме­ сто заняла вахта, возглав­ ляемая мастером по добыче A. В. Селезневым', слажен­ ную работу показали матро­ сы А. Савенков, В, Цвелин и B. Ведерников. За хорошие производствен­ ные показатели, отличное знание своего дела старшему мастеру по добыче Г. И. Са- чеку присвоено звание «Луч­ шийпо профессии». Производственные успехи, траулера «Достоевский» — результат того, что на кораб­ ле создан способный и рабо­ тоспособный коллектив, каж­ дыйчлен которого проникнут сознанием большой ответст­ венности за порученное дело, за выполнение государствен­ ного плана. С. САФРОНОВ, инженер отдела добычи тралового флота. s s sS sS S S S E Приспособление для травления и выборим ваеров, сброшенных на палубу. S s E e S ss EE s s SSE s E s s e E s s E ss E s E s s E e s s s E s s s s s s s s s s E s s S s e b s s s E s EI

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz