Рыбный Мурман. 1972 г. Июнь.
V Так работают палубники на 19 Достоевском сс ■и П РОДОЛЖИ Т Е Л Ь- ВОЕ время в водах района Лабрадора ве дут промысел трески ры баки Англии, Бельгии, ГДР, Норвегии, ПНР я СССР. Интересный факт. Рядом .находится Ньюфаунд,- яеЙдсШг’бвйЙа^ лоту на чали несколько столетий Назад, на Лабрадоре — со всем недавно. Суда Мурман ского тралового флота при шли сюда в 1958 году, и мо ряки промышляли главным образом с декабря по июнь. В районе Лабрадора выделя ется только одна банка, имеющая собственное назва ние — Гамильтон, в южной части шельфа. На «Достоевском» знают дену времени и умеют бе речь его. Подготовка к лову началась еще при переходе на промысел, производилась тщательная проверка ваеров, тралов и их вооружения. На общесудовом собрании пе ред коллективом была по ставлена задача на предстоя щее плавание: сколько надо выловить рыбы и какую вы работать из нее продукцию за год, за квартал, за месяц, за рейс, за каждые сутки. Промысел начался с сере дины декабря тралами чер тежа № 2050 п «Треска-М». Палубная команда, руково димая старшим мастером по добыче Г. И. Сачеком, учи- выми условиями, где на блюдаются частые порывы более тонких, верхних кабе лей, применили амортизато ры, изготовленные из капро нового каната окружностью 90 мм, длиной 1,1 метра. Ставили их к голым концам верхней подборы и топенан та, длина которых уменьша лась в два раза путем сгиба ния их пополам. При работе в тяжелой ле довой обстановке приходится сбрасывать ваера . на слип для предотвращения попада ния ваеров на лед. Но при травлении сброшенных на слнп ваеров слип и слнповая канавка перетираются, а вае ра имеют большой износ. £•€& * ф 20-25мм П оетано< ам о р т и д о т ср о б Сягма вооружение трене чертежа 2050, применяемая на BMPT-2S5. При- промысле я районе Лабрадора наблюдается зна чительная иадевнстостк, по рывы тралов, попадает много крупных камней. Более бла гоприятные условия н а глу* бннах 150—250 метров^ При тралении в устье поперечно» го желоба на глубинах 4D0-— 500 метров (56 градус* се- верной широты) доски в бо- *< 1 пщы иногда врезаются в наохную вязкую глину. Успешному ведению про мысла препятствует тяжелая ледовая обстановка. В* этом районе встречаются мдазские и глетчерные льды. № мор ским относятся многолетние неновые льды, вынос кото рых из Арктического бёссей- иа я Девисов пролив и далее н югу незначителен. Образование маетных льдов у побережья Дафадо- ра начинается в конце ок тября, начале ноября. В де кабре морские льды уяв пре пятствуют плаванию здесь. Наибольшей толщины (до 1,5— 2 метров) и наибольше го распределения морские льды достигают в апреле. С июля по ноябрь местные льды встречаются в «боль шом количестве и не препят ствуют плаванию, хотя: и мо гут вынудить к снижению скорости судна и временно му отклонению от курса. Я охарактеризовал этот район, чтобы показать, в ка ких условиях довелось рабо тать экипажу БМРТ «Досто евский» и как морякн пре одолевали разного рода трудности. тывая трудности работы в данном районе, серьезно, со знанием дела подошла к во оружению и оснастке их. В вооружение трала (чертеж Ms 2050) были внесены неко торые изменения, имеющие отличие от схемы, рекомен дуемой проектантами трала (ЦПНТБ). Для более успешного об лова рыбы, находящейся в непосредственной близости у грунта, вес груптропа я воде был увеличен до 650—700 килограммов.. Без ущерба параметрам трала и его уло- вистости голые концы длиной 7 метров заменили трехмет- ровыми и вместо голого кон ца грунтрава длиной 6 мет ров поставили также трех метровый конец. Все это было сделано для ускорения операций йо спу ску и подъему трала. Когда поднимается трал, вооружен ный по схеме ЦПКТБ, кля- чевка подходит к ваероуклад- чику лебедки, а набитый груятроп остается на слипе, я для ело подтягивания к ле бедке приходилось брать вы тяжными концами за цепи. Но даже когда подтянуты цепи в район турачек, центральный грунтроп оста ется примерно на середине рабочей палубы. При под- -сушке сетной части трала бобинцы сетями подтаскива ются к лебедке, сети накру чиваются на грунтропные ка тушки, наблюдаются порывы сетей, особенно во время спу ска трала. В районе с плохими грунто- устранить этот недо статок, было применено спе- цнйяыюе приспособление, по лучившее у моряков назва ние «Луяоход». Основу при способления составляет стальной стержень длиной 4 метра, диаметром 70 мм, на который одеты три быв ших е употреблении сталь ных бобинца диаметром 600 мм и два старых ваерных ролика. Положение бобии- цев на стержне с обеих сторон фиксируется огра ничителями — фланцами, чтобы бобинцы имели вра щение, но не перемеща лись вдоль стержня. К кон цам стержня привариваются рымы, к ним крепятся (при помощи скоб или заращива ются) лапки оттяжек. Лапки из стального троса диамет ром 18 мм, длина их 1,0— 1,5 метра. Каждая лапка при помощи пентер-гака со единяется с регулировочной цепью из 5—8 звеньев, за крепленной одним концом за тумбы промерочных роликов. Ваерные ролики на стерж не сидят свободно. Защитные ограничители — фланцы предотвращают «закусыва ние» огонов вытяжных стро пиков вращающимися на стержне роликами. В качестве защитных огра ничителей—фланцев можно использовать старые шайбы от подвесных ваерных роли ков. Приспособление распо лагается на слиповой канав ке. Неподвижность его в го ризонтальной плоскости обес печивается оттяжками. Приспособление применя ется только для травления ваеров, хода с тралом и вы борки ваеров. После заводки ваеров в направляющие и подвесные ролики приспособ ление убирается и уклады вается вдоль фальшборта ра бочей палубы. Оно уже не мешает работе по подъему и спуску трала. Для безопасного сбрасыва ния ваеров на слип и заведе ния его в ролики приспособ ления был применен допол нительный кабель длиной 50 метров из стального троса диаметром 24 мм или из старого ваера. Этот кабель ставился между в&ером и пе реходным концом, в скобе их соединения — днухзвенная цепка. После вытравливания до сок и 50-метрового дополни тельного кабеля (до выхода цепок за подвесные ролики) гак стопорной оттяжки вклю чается в последнее звено цепки, ваер (проходящий че рез подвесной и поворотный ролики) травится до переда чи натяжения на стопорные оттяжки. Затем лебедкой подбирают ваер. отсоединяют стопорные оттяжки и рассое диняют барабаны траловой лебедки. После чего начина ется дальнейшее травление ваеров. По измененной схеме вооружения трала (чертеж 2050) экипаж «Достоевско го» успешно проработал весь рейс. Творческий подход к свое му делу, слаженная работа палубной команды, воля ры баков — вот слагаемые по беды коллектива, выловив шего 34361 центнер рыбы — больше плана первого квар тала. Бережное отношение па лубной команды к ведению сетеснастного хозяйства по зволило дать за рейс эконо мию по орудиям лова и пром- вооружению на сумму более 12 тысяч рублей. Чтобы экипаж был посто янно в курсе хода выполне ния поставленной задачи, проводились производствен ные совещания, на которых подводились итоги лова, со поставлялись результаты промысла с работой двух ко раблей. Было организовано соревнование между смена ми. Это был хороший стимул, так как в социалистическом соревновании между вахтами рождается трудовой- задор, инициатива, смекалка., БМРТ «Достоевский» вы шел победителем в парно- групповом соревновании, со ревнуясь с коллективами БМРТ Ш 242 и 248! Развернутое социалистиче ское . соревнование между вахтами палубной команды сыграло немалую роль в вы полнении плана. Первое ме сто заняла вахта, возглав ляемая мастером по добыче A. В. Селезневым', слажен ную работу показали матро сы А. Савенков, В, Цвелин и B. Ведерников. За хорошие производствен ные показатели, отличное знание своего дела старшему мастеру по добыче Г. И. Са- чеку присвоено звание «Луч шийпо профессии». Производственные успехи, траулера «Достоевский» — результат того, что на кораб ле создан способный и рабо тоспособный коллектив, каж дыйчлен которого проникнут сознанием большой ответст венности за порученное дело, за выполнение государствен ного плана. С. САФРОНОВ, инженер отдела добычи тралового флота. s s sS sS S S S E Приспособление для травления и выборим ваеров, сброшенных на палубу. S s E e S ss EE s s SSE s E s s e E s s E ss E s E s s E e s s s E s s s s s s s s s s E s s S s e b s s s E s EI
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz