Рыбный Мурман. 1972 г. Июнь.

ПРОБА •Ь на нвпость Е ( Окончание . Нач. на 1 стр.). Все было мало. Вновь бро- 5 салн трал н вновь поднимали Е тонны пнкшн. Прожорливые Е трюмы, казалось, никогда не Е смогут насытиться. Не стало соли — взяли ее Е на базе. И опять работа, ра- Е бота. Для многих такой еу- = иасшедший теми оказался Е большой проверкой. В самом Е деле, трудно выдюжить в те- Е ченне 18 дней, если на сов Е оставалось не больше шести = часов в сутки. Но ребята на- Е ши молодцы. В штате не хва- = шло угольщика» Кочегары = обходились без него н выхо- = днли на подвахты на уборку = рыбы. Физически тяжело, но Е на душе весело, каждый соз- Е навал свою силу. Незаметно прошел рейс, Е 27 мая выполнили полугодо- Е вое задание по выработке Е рыбного полуфабриката. Его Е заготовили с начала года - 4400 центнеров. Ко Дню ры- Е бака взяли обязательство вы- Е работать еще тысячу центне- Е ров соленой, евежей трески, Е окуня, зубатки. Это высокое Е обязательство, и у нас есть 5^-все возможности с ним СП pa­ ls ВИТЬСЯ... Хороший экипаж на трау- Е лере «Сулив». Взять хотя Е бы мастера но добыче Алек- Е сея Ивановича Лекснна (фо- Е то № 2). Более четверти века Е отдал ои траловому фяоту, = неоднократно “ a"m ,n Е А сейчас за успехи в соцна- Е лнстнчеекои соревновании во Е втором квартале Алексея Е Ивановича представили для Е присвоения ему почетного Е звания «Лучший по профес- Е сии». АККЛИМАТИЗАЦИЯ ЛОСОСЕЙ' НА СЕВЕРЕ Или засольщик Алексей Е Степанович Червяков. Имен* Е но засольщикам пришлось Е наиболее трудно в прошед- Е шем рейсе. Матросам все-та- Е ки веселее. Солнечные дни, = неумолкаемые крики чаек. А Е каково нм в трюме! Тишина, Е изредка доносятся шумв об- Е рывки фраз с палубы. Но самому нелегкому и ос- Е новотельному испытанию Е подверглись молодые матро- = сы. Им уже не пришлось га- Е дать и думать о будущем. Е Или — или. Или с морем — 3 или... Но новички ве падка* Е чали. Даже шутили в салоне: Е — море любит сильных, ,а Е сильные любят поесть... IS Алеша Максименко... (фо- Е то № Р). Совсем еще «сала- Е га», а уже хорошо освоил Е рыбацкую профессию и в Е рейсе стал матросом второго Е класса. Комсомолец, ов меч- Е тает посвятить себя морю и Е поэтому упорно готовится к Е поступлению в Мурманское Е высшее инженерное морское Е училище. Е Или старшина второй вах- Е ты Слава Буров (фото № 4). Е Ои приехал из Ленинграда Е искать романтику. Думается, = нашел. Слава тоже будет ры- Е баком. Особенно отличилась пер- Е вая вахта, наиболее днсцнп- Е лакированна* ялл 5 сильная, Шкерщики Е сто загляденье -^Y Е Моргунов, Станислав Степ- Е нов. Вахта завяла первое ме- Е сто в социалистическом со- Е ревновании. Е Рейс закончен. Одни из Е многих обычных рейсов. Нет, Е не обычных. В атом налря- Е жевном плавании все мы Е прошли хорошую проверку Е Пробу иа крепость. Значит, Е не спасуем н дальше. Ё В. ДРОЗДЕНКО, мастер по обработке рыбы траулера «Сулнн», пред­ седатель судового комитета профеоюза. Е Фото автора. Шшшштништтжжжминш ! А к к л им ат и зац и я — со- знательное вселение жи­ вотных в водоем для уве­ личения его продуктивности — широко применяется в СССР. Благодаря акклиматизации си­ гов в Уральских озерах, сереб­ ряного карася на Камчатке, кефали в Каспийском море» су­ дака в Карелии и многим дру­ гим работам, страна получает дополнительно более 300 тысяч центнеров рыбы. На Европейском Севере много лет ведутся работы по аккли­ матизации дальневосточных ло­ сосей — горбуши и кеты. Необ­ ходимость вселения к нам этих рыб диктуется следующими мотивами. На севере обитает только один промысловый про­ ходной вид — семга. Она имеет отличные вкусовые качества и славится как деликатесная ры­ ба. В нашей стране предприни­ маются меры для увеличения стада семги при помощи ры­ боводства. Второй путь увеличения про­ изводства лососей — вселение дальневосточных видов. Там промысловое значение имеют не один, а шесть проходных ло­ сосей. Среди них есть похожие по биологии на семгу — чавы­ ча, кижуч и сима, живущие в реках по нескольку лет. Эти ви­ ды к нам вселять нецелесооб­ разно. Они могут стать конку­ рентами семги на нерестили­ щах и в потреблении корма в реках. Два вида — горбуша и кета — сразу же после выхода из гнезда (все проходные лосо­ си зарывают икру в грунт) миг­ рируют в море. • За их счет и можно увели­ чить число проходных лососей и тем самым повысить рыбо­ продуктивность лососевых рек на Европейском Севере. При­ годна для этого также и нерка — дальневосточный лосось, молодь которого нагуливается в озерах, а следовательно, тоже не может конкурировать с сем­ гой в пресноводный период жизни. * Акклиматизация дальнево­ сточных лососей давно привле­ кает специалистов. Еще в кон­ це XIX, начале XX века уче­ ные США перевозили с Тихого океана в Атлантический чавы­ чу, кету, горбушу, нерку, кижу­ ча. Успехи были невелики, хотя промысловые заходы лососей наблюдались в отдельные годы. Чавыча и нерка прижились в водах Новой Зеландии и Чили. Чилийцы сейчас ставят вопрос о расширении стада акклима­ тизируемых лососей. В СССР работы по переселе­ нию дальневосточных лососей » бассейны Баренцева и Белого морей были предприняты в тридцатых годах. Для этих ра~ бот построен Тайбольский ры­ боводный завод. Получены и первые возвраты. Продолжению работ помеша­ ла Великая Отечественная вой­ на. Новый этап начался в 195в году, когда по рекомендации М. С. Лазарева (Главрыбвод) и А. И. Смирнова основной упор был сделан на горбушу. Начи­ ная с 1960 года горбуша регу­ лярно возвращается в нашу область. Правда, численность ее по годам сильно колеблете#. Численность горбуши в 1960, 1965 и 1971 годах была близка к численности стада семги, а в 1961, 64, 67 годах она составля­ ла несколько процентов от чис­ ленности местного лосося. В остальные годы численность горбуши была небольшой. В 1964—1967 годах в нашу об­ ласть не было завоза икры с Дальнего Востока. Несмотря на это, горбуша продолжала захо­ дить в наши реки, что показало реальную возможность ее есте­ ственного воспроизводства в них. В 1960—1971 годах ПИНРО проводило исследования по формированию стада (популя­ ции) горбуши. Эти исследова­ ния показали, что для ускоре­ ния процесса акклиматиз ции совершенствовать Устойчивые воз- оки колеблются, по уловам, как 1:1000) можно получить при вы­ пуске крупной молоди вско­ ре после окончания павод­ ка и достижения соответ­ ствующих температур. Молодь можно получить в нужные сро­ ки только в том случае, если на рыбоводных заводах будут установки для регуляции тем­ пературы воды. Целесообразность такой пере­ стройки рыбоводства признана и Министерством рыбного хо­ зяйства СССР. Необходимо только реализовать приказ Ми­ нистерства от 29 декабря 1967 года. Е. СУРКОВА, научный сотрудник ПИНРО. необходимо рыбоводство, враты (пока если судить КОГДА К ДЕЛУ ОТНОСЯТСЯ НЕСЕРЬЕЗНО ГАЗЕТЕ «РЫБНЫЙ МУРМАН» 16 апреля со статьей «Важный этап разработки плана социального развития» выступил начальник лаборатории НОТ тов. Макше- ев В. Г. В нейдостаточно попу­ лярно рассказывалось о целях, которые преследует разработка плана социального развития, о важности анкетирования. Анкетирование, в частности, позволит получить сводные дан­ ные о нуждах, запросах, интере­ сах моряков, о недочетах в ор­ ганизация отдыха, снабжения, об условиях труда, переподго­ товки членов экипажей в связи с модернизацией флота. Поэто­ му отнестись к нему надо как можно добросовестнее. ‘Именно поэтому руководители исследо­ ваний на судне (а ими на ко­ рабле являются капитан и его первый помощник) не должны забывать, что объективность ма­ териала исследований зависит от того, как был подготовлен анкетный опрос. Анкетирование моряков нача­ лось с середины февраля. Оно должно быть полностью закон­ чено к концу июня. Срок впол­ не реальный. К сожалению, не все капитаны и их первые по­ мощники приняли меры к обес­ печению возврата заполненных анкет в лабораторию НОТ в на­ значенные сроки. Если экипа­ жи РТ-66, 121, 178, 229, БМРТ 410, 426 и многие дру­ гие прислали к нам заполнен­ ные анкеты через десять-две- надцать дней после получения, то капитаны и их первые по­ мощники РТ-141, 145, 172, 177, 213, БМРТ- 401, 412, 423, ППР «Прокопьевск», «Буссоль» возят анкетные материалы уже по 1—1,5 месяца. Несмотря на неоднократные напоминания руководителей флота о важности проведения анкетирования, командиры БМРТ-420 «Прогресс», РТ-153 «Моршанск», РТ-321 «Мценск», РТ-266 «Гурзуф», уходя в рейс, так и не получили анкет. Оче­ видно, администрация этих судов считает, что дело их не касается. Еще непригляднее от­ ношение к анкетированию пер­ вого помощника капитана БМРТ-412 «Революция» тов. Харина. Во время нахождения корабля на ремонте он 14 мар­ та получил 45 анкет и социаль­ но-демографических карт (СДК), но так и не возвратил их в лабораторию НОТ. 26 ап­ реля БМРТ вышел в море. Первый помощник капитана тов. Гаврилов, который сменил Харина, 17 мая дал в порт ра­ диограмму о досылке ему мате­ риалов. А что мешало тов. Гав­ рилову получить необходимый материал перед уходом судна в рейс? Следует отметить, что очень добросовестно заполнили анкет­ ные материалы моряки РТ-121, 137, 169, 165, БМРТ-246, 403, 405, 409, 410, ППР «Зелено- борск». Администрация этих судов, партийные, профсоюз­ ные и комсомольские организа­ ции перед, проведением анкет­ ного опроса провели большую разъяснительную работу среди моряков. Работники лаборатории НОТ, выдавая на корабли анкеты с социально-демографическ и м и картами, предварительно ин­ структируют капитанов и их первых помощников. Однако некоторые из них все-такн воз­ вращают материалы неправиль­ но оформленными или просто заполненными так, что графа «шифр» оказывается занятой надписью. Анкету и СДК прихо­ дится переоформлять. Непра­ вильно заполнили анкеты мо­ ряки РТ-283 «Алупка» (первый помощник капитана тов. Литви­ нов), РТ-267 (первый помощник капитана тов. Тяжельников). Отдельные капитаны и первые помощники возвращают анке­ ты, заполненные неполностью. Работникам лаборатории НОТ заполненные анкеты и СДК не­ обходимо еще закодировать, то есть вместо слов ответа поста­ вить код—цифру, заменяющую слово. Все материалы будут об­ работаны с помощью электрон­ но-вычислительной машины, ко­ торая обобщит (суммирует) дан­ ные и даст общую картину по вариантам ответов на вопросы в целом по флоту. Лаборатория должна закончить кодирование к августу, а обработку на ЭВМ в октябре. После этого начнется составление плана социального развития. Чем серьезнее отне­ сутся моряки к заполнению ан­ кет, тем скорее будет выполне­ на эта работа. Следует отметить, что не все экипажи еще дали свои предло­ жения г.о вопросу упорядочения организации продовольственно­ го снабжения непосредственно на промысле, по совершенство­ ванию и улучшению культрабо­ ты в море; по улучшению ра­ боты Дома междурейсового от­ дыха, объединенной библиоте­ ки плавсостава, организации пе­ реподготовки специалистов траулеров бортового траления. Мало предложений поступило с судов типа «Алтай» и ППР, с учетом специфики их организа­ ции труда. Также мало предло­ жений от экипажей судов вспо­ могательного флота, от стоя­ щих в ремонте, от подменных экипажей В. ГУСЕВ, инженер лаборатории научной организации труда.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz