Рыбный Мурман. 1972 г. Июнь.
ПРОБА •Ь на нвпость Е ( Окончание . Нач. на 1 стр.). Все было мало. Вновь бро- 5 салн трал н вновь поднимали Е тонны пнкшн. Прожорливые Е трюмы, казалось, никогда не Е смогут насытиться. Не стало соли — взяли ее Е на базе. И опять работа, ра- Е бота. Для многих такой еу- = иасшедший теми оказался Е большой проверкой. В самом Е деле, трудно выдюжить в те- Е ченне 18 дней, если на сов Е оставалось не больше шести = часов в сутки. Но ребята на- Е ши молодцы. В штате не хва- = шло угольщика» Кочегары = обходились без него н выхо- = днли на подвахты на уборку = рыбы. Физически тяжело, но Е на душе весело, каждый соз- Е навал свою силу. Незаметно прошел рейс, Е 27 мая выполнили полугодо- Е вое задание по выработке Е рыбного полуфабриката. Его Е заготовили с начала года - 4400 центнеров. Ко Дню ры- Е бака взяли обязательство вы- Е работать еще тысячу центне- Е ров соленой, евежей трески, Е окуня, зубатки. Это высокое Е обязательство, и у нас есть 5^-все возможности с ним СП pa ls ВИТЬСЯ... Хороший экипаж на трау- Е лере «Сулив». Взять хотя Е бы мастера но добыче Алек- Е сея Ивановича Лекснна (фо- Е то № 2). Более четверти века Е отдал ои траловому фяоту, = неоднократно “ a"m ,n Е А сейчас за успехи в соцна- Е лнстнчеекои соревновании во Е втором квартале Алексея Е Ивановича представили для Е присвоения ему почетного Е звания «Лучший по профес- Е сии». АККЛИМАТИЗАЦИЯ ЛОСОСЕЙ' НА СЕВЕРЕ Или засольщик Алексей Е Степанович Червяков. Имен* Е но засольщикам пришлось Е наиболее трудно в прошед- Е шем рейсе. Матросам все-та- Е ки веселее. Солнечные дни, = неумолкаемые крики чаек. А Е каково нм в трюме! Тишина, Е изредка доносятся шумв об- Е рывки фраз с палубы. Но самому нелегкому и ос- Е новотельному испытанию Е подверглись молодые матро- = сы. Им уже не пришлось га- Е дать и думать о будущем. Е Или — или. Или с морем — 3 или... Но новички ве падка* Е чали. Даже шутили в салоне: Е — море любит сильных, ,а Е сильные любят поесть... IS Алеша Максименко... (фо- Е то № Р). Совсем еще «сала- Е га», а уже хорошо освоил Е рыбацкую профессию и в Е рейсе стал матросом второго Е класса. Комсомолец, ов меч- Е тает посвятить себя морю и Е поэтому упорно готовится к Е поступлению в Мурманское Е высшее инженерное морское Е училище. Е Или старшина второй вах- Е ты Слава Буров (фото № 4). Е Ои приехал из Ленинграда Е искать романтику. Думается, = нашел. Слава тоже будет ры- Е баком. Особенно отличилась пер- Е вая вахта, наиболее днсцнп- Е лакированна* ялл 5 сильная, Шкерщики Е сто загляденье -^Y Е Моргунов, Станислав Степ- Е нов. Вахта завяла первое ме- Е сто в социалистическом со- Е ревновании. Е Рейс закончен. Одни из Е многих обычных рейсов. Нет, Е не обычных. В атом налря- Е жевном плавании все мы Е прошли хорошую проверку Е Пробу иа крепость. Значит, Е не спасуем н дальше. Ё В. ДРОЗДЕНКО, мастер по обработке рыбы траулера «Сулнн», пред седатель судового комитета профеоюза. Е Фото автора. Шшшштништтжжжминш ! А к к л им ат и зац и я — со- знательное вселение жи вотных в водоем для уве личения его продуктивности — широко применяется в СССР. Благодаря акклиматизации си гов в Уральских озерах, сереб ряного карася на Камчатке, кефали в Каспийском море» су дака в Карелии и многим дру гим работам, страна получает дополнительно более 300 тысяч центнеров рыбы. На Европейском Севере много лет ведутся работы по аккли матизации дальневосточных ло сосей — горбуши и кеты. Необ ходимость вселения к нам этих рыб диктуется следующими мотивами. На севере обитает только один промысловый про ходной вид — семга. Она имеет отличные вкусовые качества и славится как деликатесная ры ба. В нашей стране предприни маются меры для увеличения стада семги при помощи ры боводства. Второй путь увеличения про изводства лососей — вселение дальневосточных видов. Там промысловое значение имеют не один, а шесть проходных ло сосей. Среди них есть похожие по биологии на семгу — чавы ча, кижуч и сима, живущие в реках по нескольку лет. Эти ви ды к нам вселять нецелесооб разно. Они могут стать конку рентами семги на нерестили щах и в потреблении корма в реках. Два вида — горбуша и кета — сразу же после выхода из гнезда (все проходные лосо си зарывают икру в грунт) миг рируют в море. • За их счет и можно увели чить число проходных лососей и тем самым повысить рыбо продуктивность лососевых рек на Европейском Севере. При годна для этого также и нерка — дальневосточный лосось, молодь которого нагуливается в озерах, а следовательно, тоже не может конкурировать с сем гой в пресноводный период жизни. * Акклиматизация дальнево сточных лососей давно привле кает специалистов. Еще в кон це XIX, начале XX века уче ные США перевозили с Тихого океана в Атлантический чавы чу, кету, горбушу, нерку, кижу ча. Успехи были невелики, хотя промысловые заходы лососей наблюдались в отдельные годы. Чавыча и нерка прижились в водах Новой Зеландии и Чили. Чилийцы сейчас ставят вопрос о расширении стада акклима тизируемых лососей. В СССР работы по переселе нию дальневосточных лососей » бассейны Баренцева и Белого морей были предприняты в тридцатых годах. Для этих ра~ бот построен Тайбольский ры боводный завод. Получены и первые возвраты. Продолжению работ помеша ла Великая Отечественная вой на. Новый этап начался в 195в году, когда по рекомендации М. С. Лазарева (Главрыбвод) и А. И. Смирнова основной упор был сделан на горбушу. Начи ная с 1960 года горбуша регу лярно возвращается в нашу область. Правда, численность ее по годам сильно колеблете#. Численность горбуши в 1960, 1965 и 1971 годах была близка к численности стада семги, а в 1961, 64, 67 годах она составля ла несколько процентов от чис ленности местного лосося. В остальные годы численность горбуши была небольшой. В 1964—1967 годах в нашу об ласть не было завоза икры с Дальнего Востока. Несмотря на это, горбуша продолжала захо дить в наши реки, что показало реальную возможность ее есте ственного воспроизводства в них. В 1960—1971 годах ПИНРО проводило исследования по формированию стада (популя ции) горбуши. Эти исследова ния показали, что для ускоре ния процесса акклиматиз ции совершенствовать Устойчивые воз- оки колеблются, по уловам, как 1:1000) можно получить при вы пуске крупной молоди вско ре после окончания павод ка и достижения соответ ствующих температур. Молодь можно получить в нужные сро ки только в том случае, если на рыбоводных заводах будут установки для регуляции тем пературы воды. Целесообразность такой пере стройки рыбоводства признана и Министерством рыбного хо зяйства СССР. Необходимо только реализовать приказ Ми нистерства от 29 декабря 1967 года. Е. СУРКОВА, научный сотрудник ПИНРО. необходимо рыбоводство, враты (пока если судить КОГДА К ДЕЛУ ОТНОСЯТСЯ НЕСЕРЬЕЗНО ГАЗЕТЕ «РЫБНЫЙ МУРМАН» 16 апреля со статьей «Важный этап разработки плана социального развития» выступил начальник лаборатории НОТ тов. Макше- ев В. Г. В нейдостаточно попу лярно рассказывалось о целях, которые преследует разработка плана социального развития, о важности анкетирования. Анкетирование, в частности, позволит получить сводные дан ные о нуждах, запросах, интере сах моряков, о недочетах в ор ганизация отдыха, снабжения, об условиях труда, переподго товки членов экипажей в связи с модернизацией флота. Поэто му отнестись к нему надо как можно добросовестнее. ‘Именно поэтому руководители исследо ваний на судне (а ими на ко рабле являются капитан и его первый помощник) не должны забывать, что объективность ма териала исследований зависит от того, как был подготовлен анкетный опрос. Анкетирование моряков нача лось с середины февраля. Оно должно быть полностью закон чено к концу июня. Срок впол не реальный. К сожалению, не все капитаны и их первые по мощники приняли меры к обес печению возврата заполненных анкет в лабораторию НОТ в на значенные сроки. Если экипа жи РТ-66, 121, 178, 229, БМРТ 410, 426 и многие дру гие прислали к нам заполнен ные анкеты через десять-две- надцать дней после получения, то капитаны и их первые по мощники РТ-141, 145, 172, 177, 213, БМРТ- 401, 412, 423, ППР «Прокопьевск», «Буссоль» возят анкетные материалы уже по 1—1,5 месяца. Несмотря на неоднократные напоминания руководителей флота о важности проведения анкетирования, командиры БМРТ-420 «Прогресс», РТ-153 «Моршанск», РТ-321 «Мценск», РТ-266 «Гурзуф», уходя в рейс, так и не получили анкет. Оче видно, администрация этих судов считает, что дело их не касается. Еще непригляднее от ношение к анкетированию пер вого помощника капитана БМРТ-412 «Революция» тов. Харина. Во время нахождения корабля на ремонте он 14 мар та получил 45 анкет и социаль но-демографических карт (СДК), но так и не возвратил их в лабораторию НОТ. 26 ап реля БМРТ вышел в море. Первый помощник капитана тов. Гаврилов, который сменил Харина, 17 мая дал в порт ра диограмму о досылке ему мате риалов. А что мешало тов. Гав рилову получить необходимый материал перед уходом судна в рейс? Следует отметить, что очень добросовестно заполнили анкет ные материалы моряки РТ-121, 137, 169, 165, БМРТ-246, 403, 405, 409, 410, ППР «Зелено- борск». Администрация этих судов, партийные, профсоюз ные и комсомольские организа ции перед, проведением анкет ного опроса провели большую разъяснительную работу среди моряков. Работники лаборатории НОТ, выдавая на корабли анкеты с социально-демографическ и м и картами, предварительно ин структируют капитанов и их первых помощников. Однако некоторые из них все-такн воз вращают материалы неправиль но оформленными или просто заполненными так, что графа «шифр» оказывается занятой надписью. Анкету и СДК прихо дится переоформлять. Непра вильно заполнили анкеты мо ряки РТ-283 «Алупка» (первый помощник капитана тов. Литви нов), РТ-267 (первый помощник капитана тов. Тяжельников). Отдельные капитаны и первые помощники возвращают анке ты, заполненные неполностью. Работникам лаборатории НОТ заполненные анкеты и СДК не обходимо еще закодировать, то есть вместо слов ответа поста вить код—цифру, заменяющую слово. Все материалы будут об работаны с помощью электрон но-вычислительной машины, ко торая обобщит (суммирует) дан ные и даст общую картину по вариантам ответов на вопросы в целом по флоту. Лаборатория должна закончить кодирование к августу, а обработку на ЭВМ в октябре. После этого начнется составление плана социального развития. Чем серьезнее отне сутся моряки к заполнению ан кет, тем скорее будет выполне на эта работа. Следует отметить, что не все экипажи еще дали свои предло жения г.о вопросу упорядочения организации продовольственно го снабжения непосредственно на промысле, по совершенство ванию и улучшению культрабо ты в море; по улучшению ра боты Дома междурейсового от дыха, объединенной библиоте ки плавсостава, организации пе реподготовки специалистов траулеров бортового траления. Мало предложений поступило с судов типа «Алтай» и ППР, с учетом специфики их организа ции труда. Также мало предло жений от экипажей судов вспо могательного флота, от стоя щих в ремонте, от подменных экипажей В. ГУСЕВ, инженер лаборатории научной организации труда.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz