Рыбный Мурман. 1972 г. Июнь.
НЕ СНИЖАЯ ТЕМПОВ Экипаж среднего траулера «Ахматов» остается верным себе, вродолжает работу, не снижая высоких темпов. Вот н в последнем рейсе он перекрыл задание, изготовив 66 тонн рыбы в полуфабрикате. В одной из заметок судовой стенной газеты отмечается хоро шая работа вахты, которой руководит мастер лова Николай Ни кулин. Все матросы на этой вахте имеют первый класс. Отличительная черта в их работе — спайка, готовность придти на помощь в любую минуту. Не первый день знают друг мруга тралмейстер н засольщик Василий Фроняк. Ходили вместе и раньше. ^.ТралмейстегкЗДшодай Никулин из своих тридцати с неболь шим лет — 16 ходит в море. Перерыв был только тогда, когда призвали в армию. После службы вернулся снова на флот. Был матросом, окончил ШУКС, стал ходить тралмейстером. Заре- комендовал себя грамотным, умелым специалистом, верно ори ентирующимся в любой сложной промысловой обстановке. Большой рыбацкий опыт и у матроса Николая Шутькова: •коло десяти лет ходят он в море. На этого матроса можно но. ложиться полностью в любых морских ситуациях. Появляется потребность чинить трал — Николай берется за иглицу н по казывает завидное мастерство. А это уже большое дело, ког да на судне у тралмейстера при чинке трала находятся хоро шие, надежные помощники. Так же умело производит чинку тра ла и матрос Виктор Порядин. Экипаж «Ахматова» соревнуется е рыбацким коллективом СРТ «Доватор». Трудовое социалистическое соревнование по могает обоим экипажам добиваться успеха на промысле. В. КАРСКИИ. НА РЕЙДЕ. Фото О. Котом. Р Е И Д „ Р Ы Б Н О Г О М У РМ Л Ш А “ Т ИШИНА на РТ-143. Люди в промасленных спецовках Ж комбинезонах (а это были'судо ремонтники) рассредоточились по всей палубе и загорали под щедрым в этот день заполярным солнцем. На лицах всех — блаженство и полное довольство жизнью. И только один человек, стоящий у полубана, не раз. Являл восторга. Мы сразу догада лись, что это — старший механик судна. Узнав о цели нашего визита, етармех махнул руной. — Не поможете. Нам сейчас трудно помочь, хотя и надо. Но все-таки рассказал о злоклю. чениях с ремонтом своего траулера. К причалу судоверфи РТ-143 стал в июле 1970 года. С этого момента и началась цель злополучных событий. Особенно трудоемких работ по па лубным механизмам не было, зато в главной машине требовалось устра* нить многие дефекты, вспомогатель ным механизмам следовало произ вести средний ремонт, да еще одна операция требовала умения — пере- укладка вала. И вот ремоитяийи взялись за дело. Демонтаж главной машины вела не одна бригада, не две, а столько, что старший механик не помнит уже, сколько месяцев назад приходила вот эта бригада, а откуда взялась та. Од на бригада разбирала одно, другая — другое. След тех, кто начал демон таж, был потерян. Естественно, о ка честве и быстроте устранения дефек тов не могло быть и речи. Переукладку вала произвели очень неудачно. Появилась не обходимость поднимать главный двигатель. И тут рабочие спасовали: с марта 1971 до октября на траулер не явился ни один представитель су доверфи. Выяснили, кто же виновен в том, что надо делать такую трудо* емкую работу. Выяснили — виновны сами. И через полгода пошло дело. Подняли двигатель, выбрали зазор, поставили двигатель на место. Но кормовой конец вала еказался опу щенным. Не беда. Главное — Ре гистр, ОТК признали, что все сдела но технологически правильно. Можно приступать к испытаниям. И вот на нынешний день сожжено 200 тонн мазута, выкрошен баббит у мотыле* вого подшипника. А подшипники у машины то греются, то стучат. А ре монтники то ослабляют их, то подтя гивают, но они то стучат, то греются. И испытаниям ни конца ни края. Вот такую невеселую историю рас сказал нам старший механик РТ-143 Георгий Валентинович Мерешко. С ОКТЯБРЯ прошлого года РТ-227 «Шенкурск» на приколе. Тоже в текущем ремонте. Работы не слишком много. «Долго не просто, нм», — размышлял старший механик Николай Михайлович Герасимов. Но он не знал, что ошибается. Закончить ремонт собирались в мар те. Прошел март, апрель, май, а сро ки выхода все переносятся и перено сятся. Судовая команда не сидела сложа руки. Почти половину работ взяла на себя. И у моряков с ремонтниками будто негласное соревнование. Вот его результаты. Команда исправила своими силами некоторые палубные механизмы, ди намомашину № 2, пожарный, два пи тательных, форсуночный, транспорт ный насосы. По главному двигателю: оба блока низкого давления, ревер сивную машинку, коленчатый вал, главный конденсатор, мокровоздуш ный и центробежный насосы, а так же арматуру машинно-котельного отделения. Все эти механизмы пока зали себя в действии отлично. Бригады судоверфи ремонтировали оба блока цилиндра высокого давле ния — во втором блоке стучит пор шень. Золотниковое движение перво го и второго блока не выдерживает режима. Осушительный насос не ра. ботает. Аварийный насос не сдан су довым специалистам. Форсуночный — неисправен. Машинный телеграф не доделан. Траловая лебедка — нет то заднего хода, то переднего. В то время, когда механик перечислял не поладки, зашли два человека. — Греется? — спросили они. — Так, что руки не удержишь, — подтвердил Николай Михайлович. — Вот так все[да, приходят и уходят, — сказал он, когда за ними закры лась дверь.—Вчера испытывали РМУ. Греется редуктор. А это из ремонт ных бригад люди. Не знаю, зачем так поступать. Несколько месяцев ничего не делаЮт, потом на штурм сразу во семь бригад, восемь мастеров. Чуть отвернешься — туфта. И друг другу мешают. А на летучках докладывают, что все, мол, хорошо, ну, а после них смеются, дескать, в КВН играем. — Да' все бы ничего, — продолжал Николай Михайлович, — сами бы все потихоньку исправили, да котел вот получили из ремонта «дырявым», изоляции нет, арматура пропускает пар, предохранительные клапана на до менять. Значит, котел надо снова в цех. А они протянут резину. В об. щем, не знаю, когда и выйдем. Да тут еще сварщик каюту сжег. А ремонт ники нам: «Оформляйте заказ». Сами сожгли, а платить почему-то тралфлот должен... Когда мы после беседы вышли на налубу, то встретили знакомого ра бочего. На вопрос: «Чем занимае тесь?» он весело ответил: «Да вот, курим...» Н А БМРТ «Новиков-Прибой» мы пришли немного подавленные увиденным и услышанным. Ка- питан-директор Дмитрий Ильич Нови ков оказался человеком решительным и смелым на обобщения и суждения. — Работники судоверфи работают без налаженного технологического графика. Господствует штурмовщи на. К выполняемым операциям отно сятся безответственно. И потом ка- кая-то страсть выклянчивать заказы, как будто мы не организации одного государства и даже одной производ ственной системы, — сказал он и подтвердил фактами, которые своей неприглядностью мало отличались от приведенных выше. Та же медлительность в начале ре монта, те же авралы, когда поджима ют сроки. Всю зиму после доковакия судна работники судоверфи вели бу мажную войну с траловым флотом, отказываясь от работ, не занесенных в дефектную ведомость. Но и те неис правности, что были перечислены на бумаге, не выполнялись. И лишь 4 мая работа закипела. Да так, что при этом «сварились» и некоторые нужные агрегаты. Толпы ремонтников сначала строи ли, потом рушили и снова строили, и лишь когда выяснилось, что к наме ченному сроку — 31 мая — судно в море не выйдет, покинули траулер. И такие же или подобные картины на многих траулерах, ставших к при чалам судоверфи. Не вышли в срок БМРТ «Пушкин», «Подмосковье». Прораб, который ведет работы на «Новикове-Прибое», пошутил, что ему каждую ночь снится, что судно вышло в море. То же снится и моря кам. Но только снится. А ведь сейчас отлично ловится ры ба и особенно важен быстрый и высо кокачественный ремонт. Рейдовая бригада: В. ЗИМИН, на чальник штаба «Комсомольского прожектора», В. ЯБЛОНОВСКИИ, старший мастер добычи, В. КАЗА КОВ, наш внештатный корреспон дент, О. КОТОВ, сотрудник редак ции. В р а й о н е в о с т о ч н е е И с л а н д и и Первого июня из очеред ного рейса вернулось экспе диционное судно ПИНРО «Алаид*. На протяжении Ш суток экипаж и научно-тех ническая группа проводили научно-поисковые « неботы по изучению сырьевой базы тралового промысла в райо нах Северо-Восточной Ат лантики. В рейсе был собран ценный материал по распре делению промысловых видов рыб. Наибольший интерес представляет восток Ислан дии, где мы имели промы словый успех. Работы в этом районе про водятся на протяжении ряда дет, но только сейчас можно сделать некоторые выводы. С сентября по апрель в рай оне создаются устойчивые скопления черного палтуса. Основу уловов создают рыбы нутной 51—60 см. В конце апреля у палтуса начинается нерестовая * миграция, и часть етада покидает этот район. Однако на глубинах около 600 метров и глубже можно иметь промысловый успех и в мае. Анализируя поведение палтуса, мы при шли к выводу, что днем уло вы несколько выше. Кроме того, минимальные уловы наблюдаются при ветрах се верных, северо-восточных и восточных румбов. Места» наиболее пригодные для траления, находятся в квадратах 213—216 Д. В по следнем рейсе в этом районе нами было сделано 79 трале нийи общий вылов составил 81 тонну, то есть около тон ны за траление. Траления проводились по меридиану 11 градусов 21 минута запад ной долготы между 64 гра дусом 53 мин. и 65 граду сом 12 мин. северной ши роты. С востока район огра ничен изобатой 520 м, а с за пада 440 м. При тралениях необходимо придерживаться глубин 450—465 метров или 490—515 метров, так как #а глубинах 470—485 метров на блюдается аварийность тра лов. Грунт на протяжении всей трассы — ил, на севе ре на глубинах менее 500 метров в трал попадает не большое количество мелких камней, а на юге—до 100 ки лограммов губки. Район про стирается на 19 и имеет ши рину около 2—3 миль, поэто му очень важно при трале ниях точно выдерживать глубину. Рекомендованные курсы хода, с тралом север — юг. Когда в районе скаплива лось большое количество су дов (в апреле 1971 г. — 7, а в марте 1972 г. — 13 еди ниц), палтус рассредоточива ется и уходит на большие глубины. Суммируя вышеизложен ное, можно сказать, что в этом районе с сентября по май могут успешно работать 3—5 судов типа СРТ-р или РТ бортового траления. Улов за траление составит около тонны, а суточный вылов 40 — 50 центнеров в полуфаб рикате. __ В. САМАРЕВ, помощник капитана но на учной части МИ-8202 «Алаид». НА СНИМКЕ: один из активных " участников соревнования в честь 2 Дня рыбака — ударник коммуии- g стического труда консервный ма- J стер PT-159 «МоршДмск» Василий Романович Терентьев. А
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz