Рыбный Мурман. 1972 г. Июнь.

НЕ СНИЖАЯ ТЕМПОВ Экипаж среднего траулера «Ахматов» остается верным себе, вродолжает работу, не снижая высоких темпов. Вот н в последнем рейсе он перекрыл задание, изготовив 66 тонн рыбы в полуфабрикате. В одной из заметок судовой стенной газеты отмечается хоро­ шая работа вахты, которой руководит мастер лова Николай Ни­ кулин. Все матросы на этой вахте имеют первый класс. Отличительная черта в их работе — спайка, готовность придти на помощь в любую минуту. Не первый день знают друг мруга тралмейстер н засольщик Василий Фроняк. Ходили вместе и раньше. ^.ТралмейстегкЗДшодай Никулин из своих тридцати с неболь­ шим лет — 16 ходит в море. Перерыв был только тогда, когда призвали в армию. После службы вернулся снова на флот. Был матросом, окончил ШУКС, стал ходить тралмейстером. Заре- комендовал себя грамотным, умелым специалистом, верно ори­ ентирующимся в любой сложной промысловой обстановке. Большой рыбацкий опыт и у матроса Николая Шутькова: •коло десяти лет ходят он в море. На этого матроса можно но. ложиться полностью в любых морских ситуациях. Появляется потребность чинить трал — Николай берется за иглицу н по­ казывает завидное мастерство. А это уже большое дело, ког­ да на судне у тралмейстера при чинке трала находятся хоро­ шие, надежные помощники. Так же умело производит чинку тра­ ла и матрос Виктор Порядин. Экипаж «Ахматова» соревнуется е рыбацким коллективом СРТ «Доватор». Трудовое социалистическое соревнование по­ могает обоим экипажам добиваться успеха на промысле. В. КАРСКИИ. НА РЕЙДЕ. Фото О. Котом. Р Е И Д „ Р Ы Б Н О Г О М У РМ Л Ш А “ Т ИШИНА на РТ-143. Люди в промасленных спецовках Ж комбинезонах (а это были'судо­ ремонтники) рассредоточились по всей палубе и загорали под щедрым в этот день заполярным солнцем. На лицах всех — блаженство и полное довольство жизнью. И только один человек, стоящий у полубана, не раз. Являл восторга. Мы сразу догада­ лись, что это — старший механик судна. Узнав о цели нашего визита, етармех махнул руной. — Не поможете. Нам сейчас трудно помочь, хотя и надо. Но все-таки рассказал о злоклю. чениях с ремонтом своего траулера. К причалу судоверфи РТ-143 стал в июле 1970 года. С этого момента и началась цель злополучных событий. Особенно трудоемких работ по па­ лубным механизмам не было, зато в главной машине требовалось устра* нить многие дефекты, вспомогатель­ ным механизмам следовало произ­ вести средний ремонт, да еще одна операция требовала умения — пере- укладка вала. И вот ремоитяийи взялись за дело. Демонтаж главной машины вела не одна бригада, не две, а столько, что старший механик не помнит уже, сколько месяцев назад приходила вот эта бригада, а откуда взялась та. Од­ на бригада разбирала одно, другая — другое. След тех, кто начал демон­ таж, был потерян. Естественно, о ка­ честве и быстроте устранения дефек­ тов не могло быть и речи. Переукладку вала произвели очень неудачно. Появилась не­ обходимость поднимать главный двигатель. И тут рабочие спасовали: с марта 1971 до октября на траулер не явился ни один представитель су­ доверфи. Выяснили, кто же виновен в том, что надо делать такую трудо* емкую работу. Выяснили — виновны сами. И через полгода пошло дело. Подняли двигатель, выбрали зазор, поставили двигатель на место. Но кормовой конец вала еказался опу­ щенным. Не беда. Главное — Ре­ гистр, ОТК признали, что все сдела­ но технологически правильно. Можно приступать к испытаниям. И вот на нынешний день сожжено 200 тонн мазута, выкрошен баббит у мотыле* вого подшипника. А подшипники у машины то греются, то стучат. А ре­ монтники то ослабляют их, то подтя­ гивают, но они то стучат, то греются. И испытаниям ни конца ни края. Вот такую невеселую историю рас­ сказал нам старший механик РТ-143 Георгий Валентинович Мерешко. С ОКТЯБРЯ прошлого года РТ-227 «Шенкурск» на приколе. Тоже в текущем ремонте. Работы не слишком много. «Долго не просто, нм», — размышлял старший механик Николай Михайлович Герасимов. Но он не знал, что ошибается. Закончить ремонт собирались в мар­ те. Прошел март, апрель, май, а сро­ ки выхода все переносятся и перено­ сятся. Судовая команда не сидела сложа руки. Почти половину работ взяла на себя. И у моряков с ремонтниками будто негласное соревнование. Вот его результаты. Команда исправила своими силами некоторые палубные механизмы, ди­ намомашину № 2, пожарный, два пи­ тательных, форсуночный, транспорт­ ный насосы. По главному двигателю: оба блока низкого давления, ревер­ сивную машинку, коленчатый вал, главный конденсатор, мокровоздуш­ ный и центробежный насосы, а так­ же арматуру машинно-котельного отделения. Все эти механизмы пока­ зали себя в действии отлично. Бригады судоверфи ремонтировали оба блока цилиндра высокого давле­ ния — во втором блоке стучит пор­ шень. Золотниковое движение перво­ го и второго блока не выдерживает режима. Осушительный насос не ра. ботает. Аварийный насос не сдан су­ довым специалистам. Форсуночный — неисправен. Машинный телеграф не доделан. Траловая лебедка — нет то заднего хода, то переднего. В то время, когда механик перечислял не­ поладки, зашли два человека. — Греется? — спросили они. — Так, что руки не удержишь, — подтвердил Николай Михайлович. — Вот так все[да, приходят и уходят, — сказал он, когда за ними закры­ лась дверь.—Вчера испытывали РМУ. Греется редуктор. А это из ремонт­ ных бригад люди. Не знаю, зачем так поступать. Несколько месяцев ничего не делаЮт, потом на штурм сразу во­ семь бригад, восемь мастеров. Чуть отвернешься — туфта. И друг другу мешают. А на летучках докладывают, что все, мол, хорошо, ну, а после них смеются, дескать, в КВН играем. — Да' все бы ничего, — продолжал Николай Михайлович, — сами бы все потихоньку исправили, да котел вот получили из ремонта «дырявым», изоляции нет, арматура пропускает пар, предохранительные клапана на­ до менять. Значит, котел надо снова в цех. А они протянут резину. В об. щем, не знаю, когда и выйдем. Да тут еще сварщик каюту сжег. А ремонт­ ники нам: «Оформляйте заказ». Сами сожгли, а платить почему-то тралфлот должен... Когда мы после беседы вышли на налубу, то встретили знакомого ра­ бочего. На вопрос: «Чем занимае­ тесь?» он весело ответил: «Да вот, курим...» Н А БМРТ «Новиков-Прибой» мы пришли немного подавленные увиденным и услышанным. Ка- питан-директор Дмитрий Ильич Нови­ ков оказался человеком решительным и смелым на обобщения и суждения. — Работники судоверфи работают без налаженного технологического графика. Господствует штурмовщи­ на. К выполняемым операциям отно­ сятся безответственно. И потом ка- кая-то страсть выклянчивать заказы, как будто мы не организации одного государства и даже одной производ­ ственной системы, — сказал он и подтвердил фактами, которые своей неприглядностью мало отличались от приведенных выше. Та же медлительность в начале ре­ монта, те же авралы, когда поджима­ ют сроки. Всю зиму после доковакия судна работники судоверфи вели бу­ мажную войну с траловым флотом, отказываясь от работ, не занесенных в дефектную ведомость. Но и те неис­ правности, что были перечислены на бумаге, не выполнялись. И лишь 4 мая работа закипела. Да так, что при этом «сварились» и некоторые нужные агрегаты. Толпы ремонтников сначала строи­ ли, потом рушили и снова строили, и лишь когда выяснилось, что к наме­ ченному сроку — 31 мая — судно в море не выйдет, покинули траулер. И такие же или подобные картины на многих траулерах, ставших к при­ чалам судоверфи. Не вышли в срок БМРТ «Пушкин», «Подмосковье». Прораб, который ведет работы на «Новикове-Прибое», пошутил, что ему каждую ночь снится, что судно вышло в море. То же снится и моря­ кам. Но только снится. А ведь сейчас отлично ловится ры­ ба и особенно важен быстрый и высо­ кокачественный ремонт. Рейдовая бригада: В. ЗИМИН, на­ чальник штаба «Комсомольского прожектора», В. ЯБЛОНОВСКИИ, старший мастер добычи, В. КАЗА­ КОВ, наш внештатный корреспон­ дент, О. КОТОВ, сотрудник редак­ ции. В р а й о н е в о с т о ч н е е И с л а н д и и Первого июня из очеред­ ного рейса вернулось экспе­ диционное судно ПИНРО «Алаид*. На протяжении Ш суток экипаж и научно-тех­ ническая группа проводили научно-поисковые « неботы по изучению сырьевой базы тралового промысла в райо­ нах Северо-Восточной Ат­ лантики. В рейсе был собран ценный материал по распре­ делению промысловых видов рыб. Наибольший интерес представляет восток Ислан­ дии, где мы имели промы­ словый успех. Работы в этом районе про­ водятся на протяжении ряда дет, но только сейчас можно сделать некоторые выводы. С сентября по апрель в рай­ оне создаются устойчивые скопления черного палтуса. Основу уловов создают рыбы нутной 51—60 см. В конце апреля у палтуса начинается нерестовая * миграция, и часть етада покидает этот район. Однако на глубинах около 600 метров и глубже можно иметь промысловый успех и в мае. Анализируя поведение палтуса, мы при­ шли к выводу, что днем уло­ вы несколько выше. Кроме того, минимальные уловы наблюдаются при ветрах се­ верных, северо-восточных и восточных румбов. Места» наиболее пригодные для траления, находятся в квадратах 213—216 Д. В по­ следнем рейсе в этом районе нами было сделано 79 трале­ нийи общий вылов составил 81 тонну, то есть около тон­ ны за траление. Траления проводились по меридиану 11 градусов 21 минута запад­ ной долготы между 64 гра­ дусом 53 мин. и 65 граду­ сом 12 мин. северной ши­ роты. С востока район огра­ ничен изобатой 520 м, а с за­ пада 440 м. При тралениях необходимо придерживаться глубин 450—465 метров или 490—515 метров, так как #а глубинах 470—485 метров на­ блюдается аварийность тра­ лов. Грунт на протяжении всей трассы — ил, на севе­ ре на глубинах менее 500 метров в трал попадает не­ большое количество мелких камней, а на юге—до 100 ки­ лограммов губки. Район про­ стирается на 19 и имеет ши­ рину около 2—3 миль, поэто­ му очень важно при трале­ ниях точно выдерживать глубину. Рекомендованные курсы хода, с тралом север — юг. Когда в районе скаплива­ лось большое количество су­ дов (в апреле 1971 г. — 7, а в марте 1972 г. — 13 еди­ ниц), палтус рассредоточива­ ется и уходит на большие глубины. Суммируя вышеизложен­ ное, можно сказать, что в этом районе с сентября по май могут успешно работать 3—5 судов типа СРТ-р или РТ бортового траления. Улов за траление составит около тонны, а суточный вылов 40 — 50 центнеров в полуфаб­ рикате. __ В. САМАРЕВ, помощник капитана но на­ учной части МИ-8202 «Алаид». НА СНИМКЕ: один из активных " участников соревнования в честь 2 Дня рыбака — ударник коммуии- g стического труда консервный ма- J стер PT-159 «МоршДмск» Василий Романович Терентьев. А

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz