Рыбный Мурман. 1972 г. Июнь.
НА ВЫСТАВКЕ- ДОСТИЖЕНИЯ СУДОСТРОИТЕЛЕЙ ГДР И СССР # - Я О Ю Д Н О * СТРАНЕ У ПРИЧАЛОВ Гавани на Васильевском ' острове стоят советские суда ♦Профес сор Зубов» и «Сайма». Рядом пассажир- ский дяйн»р «Дружба народов» из Герман» ской Демократической Республики. Его назва ние перекликается с девизом, под которым проходит открывшаяся в традиционном ленин градском выставочном комплексе акснознция «Технология постройки корпусов судов». Это верная совместная специализированная тема тическая выставка, организованная Министер ством судостроительной промышленности СССР н Министерством тяжелого машино строении и комплектного оборудования ГДР ври содействии Торгово-нромышлекяой налаты СССР. Выставка в Ленинграде имеет принципиаль но важное значение, она посвящена одному нз актуальнейших вопросов современного судо строения. Ведь корпусные работы являются сегодня определяющими при постройке любо. М судна, н совершенствование их технологии х организации — важный фактор научно-тех. нического прогресса в данной отрасли. ...ИТАК, давайте совершим небольшое пу тешествие по выставке, ознакомимся с вче рашним, сегодняшним ч завтрашним днем су достроения. В центре павильона — стенд с моделями судов, таблицами о самых новейших разработ ках. Первый советский супертанкер грузо. подъемностью 150 тысяч тонн, крупнейшая в мире рыбопромысловая база «Восток», газо- турбоход на подводных крыльях «Буревест- ник», сухогрузы типа «Балтика» и «Феодо сия», рыбообрабатывающая мучная база «Посьет», самоходный морской плавучий кран «Витязь», морозильный траулер-рыбозавод «Меридиан», пассажирское судно на воздутй- нойподушке «Зарница».-. Тысячи рабочих, ин. женеров и ученых — в том числе сотни ленин градцев — вложили в них свой ум, свою энер гию, свой труд. Рядом демонстрирует последние достиже ния Объединение народных предприятий су. достроения, где заняты 50 тысяч человек. Варнемюнде в Висмар, Штральзунд и Бойцен. бург... Здесь за один лишь 1971 год построили 77 судов — грузовых я пассажирских, научно- исследовательских и учебных, рыбопромысло- вьех и контейнерных, типа «Атлантин* V «Меркатор»... А всего за четверть века в ГДР их выпущено 3350 Они экспортируются в тридцать стран мира. 2726 аз них поставлены в Советский Союз, который является, по тра. дицни, самым крупным заказчиком. От вводного стенда дальше лучше всего пе редвигаться по кругу — от моделей перейти К образцам технологического оборудования и оснастки, к макетам технологических линий, цехов и заводов, к натурным обращая ма шин и приборов (многие т увидите в дейст. вни). Справа — немецкая часть экспозиции. Вни мание специалистов, безусловно, привлекут макеты, показывающие последовательные эта пы поточно-позиционного строительстве Су дов и процесс изготовления на потоке двойно го дна. По соседству выставлены машины для сборки и сварки двутавровых профилей, экспо наты, дающие наглядное представление в плазменной резке листовой стали и агрегати. ровании судовых механизмов. Н в заключение — типовая каюта грузового судна в натураль ную величину, вся из синтетических материа лов (коррозия ейне страшна!). В левой частя павильона — пять советских разделов. Чему они посвящены? Отечествен ным достижениям в области автоматизации и программирования плазовых работ, обработки деталей корпуса, сборочно-сварочным рабо там, пластмассовому судостроению, охране труда... Что вас здесь может заинтересовать? Чер* тежная машина «Вега», телеграфно-телефон ное передающее устройство «Аккорд», газоре зательные станки, сварочные полуавтоматы, установки и посты «Спутник», «Гранит», «Шторм» и «Нева», мотолодка «Дракон» цз стеклопластика (на шесть человек скорость 30—35 километров в час; мощность подвесво. го мотора — 50 лошадиных сил}, плавучая да ча «Аленушка», противошумные наушники. Заканчивая осмотр, вы непременно пройдете мимо стендов, посвященных перспективам развития судостроения обеих стран и задачам, которые предстоит решить при выполнении народнохозяйственных пятилетних планов СССР и ГДР. Вы еще раз убедитесь в том, что контакты судостроителей — яркий пример плодотворно го, развивающегося с каждым годом сотруд ничества стран — членов СЭВ. Во время научного симпозиума специалисты СССР я ГДР нрочтут доклады. Следующая такая выставка будет организована в 1973 го. ду > Ростоке. И. ЧУРИН. г. Ленинград. КОМИ АССР. Три копей ки в год выделяло царское правительстве на образова ние на душу населения Ко мн. Из каждых четырех жи телей здесь три оставались неграмотными. Сейчас в республике около семисот общеобразователь ных школ. Кадры учителей для них готовит Коми госу дарственный педагогический институт. За сорок лет ин ститут подготовил восемь тысяч преподавателей. НА СНИМКЕ: студент четвертого курса фнзико. математического факульте та Э. Сухоев. (Фотохроника ТАСС). НУРЕК — ВСЕНАРОДНАЯ СТРОЙКА ТАДЖИКСКАЯ ССР. Ну- реяекая ГЭС. Такого еще не знала практика мирового гндростроення. Впервые в мире в зоне 9-балльной сей- смяпносхн и Пулнсангин- ском ущелье сооружается крупный энергетический узел. Это сердце Южно-Тад- жикского промышленного комплекса — Нурекская ГЭС. Уникальная плотина гидроэлектростанции подни мается на высоту триста метров. Нурексную ГЭС строит вся страна. На нее работают ме таллурги, турбостроители, проектировщики. Более трехсот предприятий постав ляют материалы и оборудо вание на ату стройку. В соревновании со строи- телями электростанции уча ствуют рабочие Урала, Под. московья, Запорожья, Харь кова, Казахстанской Маг. нитки. Первые два агрегата мощностью 300 тысяч кило- M fr каждый вступят в строй досрочно — в декабре этого года. НА СНИМКЕ: панорама строящейся гидростанции. Фото Ю. Угрюмова. (Фотохроника ТАСС). МАТРОС - ФИГУРА ВАЖНАЯ Минувший рейс РТ-293 «Ар тек» — четвертый по счету в втом году — во многом отли чился от предыдущих. И надо прямо сказать, он был испыта нием многих человеческих ка честв и прежде всего качеств морских. Впервые за последние два-три года перед экипажем ос новным вопросом стоял не вы лов, а уборка рыбы. Промысел шел в прибрежных„районах, ло вили средних размеров пикшу. Рыбаки знают, что такое шке- рить пикшу, особенно если она некрупная. От нее и ножи са дятся очень быстро, и держать ее на палубе, в отличие от трес ки, долго нельзя. И как всегда, в таких вот напряженных усло виях выявляются все наши не дочеты, плохие и хорошие сто роны, которые в обычных усло виях не заметны. Судовых специалистов рядо вого состава, как известно, го товят на траулерах. И это пра вильно. Только на рабочем ме сте среди других таких же мо ряков видно, как трудится чело век. Но зачастую подготовка матросов ведется формально. Ведь как обычно у нас опре деляется классность? Обеспечи вает моряк рубку голов для вах ты из двух человек, знает обя занности по промысловому рас писанию — получай второй класс. Умеет моряк пластать надвое палтус или кругообраз ным движением отрезать голо ву ерша (нет ничего проще) — получай первый класс. Чинку же трала с нынешнего матроса первого класса — не спрашивай. Или, скажем, завя зать гайтян на мешке — редко мастер добычи доверит это ма** тросу первого класса. Конечно, мне могут возразить, а для чего существует техни ческая учеба на судне? Вполне понятно, что уровень организации на судне техниче ской учебы, обучение передо вым методам труда, наконец, со стояние воспитательной работы влияют в немалой степени на подготовку судовых специали стов. Но совершенно ясно н то, что если у человека нет жела ния, стремления овладеть в со вершенстве специальностью, то все перечисленные факторы окажутся малоэффективными. Матрос — очень важная фи гура на промысловом корабле. А между тем интерес к этой важнейшей и нужнейшей про фессии стал заметно падать. Поступит новичок на флот, про ходит полгода, самое большее год и просит характеристику для поступления в УКК учиться в основном техническим специ альностям. . Причинами ухода называют: однообразный, скучный труд, нежелание работать на борто вых судах из-за более плохих бытовых и производственных условий по сравнению с БМРТ и ПРТ. И одаим усилением воспита тельно! работы здесь положе ния не изменить. Необходимо повышать оплату труда матро сов на бортовых судах, осуще ствлять ряд других мер по за креплению моряков. В этом надо брать пример с архангелогород цев. Отношение к морской служ бе, судовой специальности лич ного состава промысловых судов Архангельского тралового фло та, их работоспособность выше, чем у мурманчан. И в этом мы убедились, работая в прошед шем рейсе в Западно-Прибреж ном районе. Обрабатывая рыбу под соль, мурманские суда бра ли по 6—7 тонн в сутки, архан гельские же — по 8—9 тонн. Капитанам и другим специ алистам судов надо менять свое отношение к подготовке матро сов. Надо заботиться о закреп лении кадров на судах всех ти пов, в особенности бортового траления, постоянно заботиться о повышении деловой квалифи кации. Р. КУРАКИН, первый помощник капитана траулера «Артек». Колегия утвердил На минувшем заседани; коллегии главного управле ния «Севрыба» был рассмот реи вопрос о кадрах. Василий Тихонович МАР* КОВ утвержден капитан- директором транспортного рефрижератора «Эрнст Тель. ман». Владислав Василье« вич ОСИПОВ — кашетанч директором БМРТ «По волжье», Александр Степа нович НАЛИТКИН — стар шим механиком транспорт, ного рефрижератора «Эрнст Тельман». ПОЛУЧИЛИ АТТЕСТАТЫ • »« ЗРЕЛОСТИ Закончились экзамены Щ вечерней средней общеоб разовательной школе № 6. Выпущен 161 человек (че- тыре одиннадцатых класса и три восьмых). Все выпускники — это ра бочие и служащие рыбного порта, рыбокомбината, лесо тарного комбината, тралово го флота, фабрики орудий*' лова* судоверфи. Они учи* лись несколько лет подряд без отрыва от производства); Тяга к знаниям помогла им преодолеть немалый трудности. Теперь в рука* аттестаты зрелости. И хотя годы уже не школьные, ра дость выпускников огромна* Среди успешно. йакончт- ших в этом годуШкойу мат росы тралового флота Ю. Смирнов и Н. Седунем» механик Н. Михаленко, ра бочий рыбного порта Г. По* стоев, оператор машино счетной станции В. Жулев$( Восемнадцатый год выпу скает своих питомцев каш! школа. Многие потом эако» чили техникумы, института^ а теперь трудятся на различ ных предприятиях города, занимая ответственные паи сты, находясь на руководя щих должностях. Например, Ю. Хамов ра ботает главным инженером коптильного завода рыбо* комбината, Н. Солощенко -f> помощником капитана бук сира рыбного порта, В. Ду% доров — следователем, И. Ульянов — начальнике]" автоколонны, Г. Пономаре] — начальником цеха лесо^ тарного комбината. Все эти товарищи с благо* дарностью вспоминают нашу шкдлу, хотя раньше она по мещалась в деревянном до ме. Сейчас в школе хо рошо оборудованы все каби неты, в классах просторно И светло, занятия идут в дв# смены для удобства тех, кте работает посменно. В школе слаженный кол лектив преподавателей, имеющих большой опыт пе дагогической работы, они дают учащимся разносторон ние и прочные знания. Сре ди них А. В. Малышев, Н. Т, Либерова, Р. Д. Яковцевская, В. С. Сербо, А. И. Бушуева. Опытным руководителем, заботливым и чутким педа гогом зарекомендовала себя директор школы 3. А. Коно- мопуло. Несмотря на то, что только закончился учебны^ год, де сятки рабочих уже^ подали заявления с просьбой зачис лить их в школу. Это отрад? нов явление, и ощ, лишний раз подтверждает, ' что по ставленная партией задача — перейти на всеобщее сред нее образование — вполне реальна. Л. МОЗОХИНА» классный руководитель 9 класса.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz