Рыбный Мурман. 1972 г. Июль.

На палубе — богатая добыча! Еще несколько минут — й закипит ра­ бота ма рыбофабрике. Фото С. Скрябина, электромеханика ПРТ «Ван-Дейк» С ОВЕТСКИЕ. РЫБАКИ, как: а . труженики других отраслей, народйого хо­ зяйства, стремятся делом отве­ тить на решения XXIV съезда КПСС,претворить досрочно в жизнь планы на девятую пяти­ летку. В Мурманском траловом флоте десятки промысловых судов задолго до рыбацкого праздника рапортовали о реа­ лизации полугодового задания. Среди них был и экипаж ПРТ «Ван-Дейк». Это современное судно име­ ет на борту первоклассную тех­ нику, с помощью которой рыба­ кам предоставляется возмож­ ность вырабатывать за сутки промысла десятки тонн го­ товой пищевдй продукции из разных, пород рыб. Вот почему на этом корабле рыбофабрике придают большое значение и считают ее главным звеном в производственной цепи. Можно выловить тысячи центнеров рыбы и не вырабо­ тать даже тонны рыбопродук­ ции, если в цехах под главной палубой механизмы стоят в за­ пущенном состоянии, а моро­ зильные камеры выдают на-гора «мокрую рыбу». И что толку от тех же тысяч центнеров рыбы, если на рыбофабрике трудятся рыбообработчики, не знающие своего дела или плохо обучен­ ные. Вот почему капитан ПРТ «Ван-Дейк» к о мму н и с т т о в ^ Лукьянов В: В; без раздумий посоветовал л^еговорить с тех­ нологом. Коллектив рыбофабрики в минувшем рейсе поработал хо­ рошо. Благодаря его усилиям получили возможность досроч­ но завершить полугодовой план по выпуску пищевой рыбопро­ дукции. При подведении итогов социалистического соревнова* ния в честь Дня рыбака в трало­ вом флоте единодушно отдали пальму первенства «Ван-Дей- И Х Г Л А В Н О Е З В Е Н О U Р Ы Б О Ф А Б Р Я К А кур, моряки которого при задаг ний 35900 центнеров выработа­ ли 37000 центнеров пищевой рыбопродукции, получив за счет реализации ее 2400 тысяч рублей, что опять-таки больше планировавшегося. Технолог ПРТ «Ван-Дейк» коммунист Алексей Павлович Мочалов говорит о своем деле торопливо, словно боится упу­ стить самое важное. А важным для него кажется буквально все — начиная уборкой на рыбо­ фабрике и кончая передачей в сохранные трюмы ящиков с мо­ роженой продукцией. И неволь­ но сам собою напросился вывод: вот человек, который по-настоя­ щему болеет за производство, который по праву еще в 1960 году награжден орденом Знак почета. Чтобы портрет этого Челове­ ка был еще полнее, можно ска­ зать, что он семнадцать лет ра­ ботает в траловом флоте. Ему пришлось потрудиться на мно­ гих судах. В основном это бы­ ли большие морозильные рыбо­ ловные траулеры. С 1966 года он начал выходить в море на более больших и современных судах. Ими были «Гейзер», «Компас», «Магнит». Вот уже два рейса кряду он возглавляет рыбофабрику «Ван-Дейка». Опыт накоплен огромный. Каза­ лось бы, этого и хватит для продуктивной работы. Однако, считает Алексей Павлович, для того, чтобы успешно руково­ дить фабрикой по выработке рыбной продукции, надо хоро­ шо знать тех, кто стоит на по­ точных линиях. , Современного руководителя нельзя представить себе без разных бумаг и отчетов. У Алексея Павловича ко всему этому есть своя картотека. На каждого рыбообработчика — страничка: откуда родом, ка­ кое образование, партийность, классность, на каком участке конвейера чувствует себя уве­ реннее — почти все о человеке, работающем под его началом. И это очень помогает в работе, позволяет ориентироваться сре­ ди множества людей в прорези­ ненных спецовках и так похо­ жих друг на друга. На суда типа ПРТ отдел кад­ ров присылает высококвалифи­ цированных матросов. Однако не на всех кораблях правильно понимают эту «щедрость». Бы­ вают случаи, когда специалист используется не по назначению, от него получают отдачу почти в два раза меньшую, чем он мог бы принести. Вот здесь как раз личный опрос товарища, а за­ тем и картотека служат добрую службу. Учитывается даже лич­ ное пожелание рыбообработчи­ ка трудиться на том или ином участке. С подбором кадров, говорил Алексей Павлович, на «Ван- Дейке» все обстояло благопо­ лучно. Однако сама рыбофабри­ ка потрепала немало нервов. Морозильные камеры на ПРТ «Ван-Дейк» хорошие, можно сказать, отличные. Их произво­ дительность — до 60 тонн ры­ бы в сутки. Если на однотипных судах датской постройки оттаи­ вание камер производят через двое суток работы, то на «Ван- Дейке» — через трое, а то и через четверо суток. Это дает большой плюс. Однако в осталь­ ном рыбофабрика на «Ван-Дей­ ке» нуждается в частичной пе- редёлкё. -Как ни обидно, но в рейсе она использовалась не на полную мощность. В рейсе мож-‘ но было бы выработать допол-' нительно не один десяток тонн рыбопродукции. Так, если мы возьмем весь цикл операций от поступления рыбы сырца на рыбофабрику до подачи готовой продукции в трюм и назовем его кругом, то за такой круг рыбофабрика не довырабатывала тонну продук­ ции. Если при хороших подъ­ емах за сутки промысла выпу­ скается 60 тонн готовой продук­ ции, и рыбофабрика сработала в шесть кругов, выходит, что шесть тонн недодано. Причин, влияющих на это, не так уж много, и все они вполне решимы, однако не в судовых условиях. Одной из таких причин, сдерживавншх в рейсе выпуск рыбопродукции, стали против­ ни. Они на ПРТ «Ван-Дейк» фирменные, особой конструк­ ции, закрывающиеся крышка­ ми. Если учесть, что судно вы­ ходило семь рейсов и каждый из них был продолжитель­ ностью почти в полгода, то ста­ нет ясным, сколько всего пришлось этим противням вы­ нести. Их мяли и выпрямляли, их латали, и они снова приходи­ ли в негодность. Одним сло­ вом, спаренных противней не хватало до пятидесяти процен­ тов. Не хватало противней — низким был темп работы. Имен­ но из-за противней недораба­ тывали за круг тонну продук­ ции. ‘Иногда из-за противней случался и брак. Ремонтиро­ ванные, клепанные и перекле­ панные, они порой цепко дер­ жали содержимое. Извлекать брикеты было делом очень труд­ ным. Зачастую приходилось пользоваться свайкой, брикет ломался, и содержимое его во­ лей-неволей отбрасывали в ры- бомучной цех. .. . Ко многим противням плохо подогнаны крышки. На многие протиВни они только-только под­ ходят. На промыслово-произ­ водственных рефрижераторах датской; постройки глазировка брикетов производится водой, на «Ван-Дейке» эта операция выполняется электрогрелками. Одна грелка дает тепло на крышку, другая обогревает про­ тивень. Если крышка припек­ лась, и если рыбообработчик не успевает вовремя выключить электрогрелку или свайкой Сбить крышку, рыба может ева риться и ее приходится опять выбрасывать в утиль. И все же коллектив рыбофаб- рики промыслово-производст­ венного рефрижератора «Ван- Дейк» на высоте. Работая в Юго-Восточной Атлантике, .штурманский состав и коллек­ тив мастеров по добыче обеспе­ чивали судно высокими улова­ ми: За сутки промысла брали от 85 до 110 тонн рыбы-сырца. В основном серебристого хека. Из этого сырца вырабатывали от 45 до 60 тонн пищевой про­ дукции. Личный состав фабри­ ки проявил высокое профессио­ нальное мастерство, а право на­ зываться «Лучший по профес­ сии» заслужили старшие матро­ сы А. С. Алексеев, А. А. Пеле- шанко, С. М. Стахурский, А. Е. Ясов, матросы первого класса Д. А. Павлюк, А. М. Блошкин, В. А. Иванов, И. Н. Рябчиков. Д. КАРПАТОВ. Друг мой Колька Кто ■ресторане, кто а походе, Кто иа балу, кто у костра, Кто на семи лихих ветрах, Кружащих в диком хороводе, Кто в дождь, кто в солнце, кто в буран — Друзей по-разному находит, Когда тому придет пора. Друзей хороших, настоящих, фш МШ ШШ В пургу и в зной, всегда, везде, И на земле, и иа воде Бессменных и впередсмотрящих. Не отступающих нигде, Плечом к плечу с тобой стоящих В разлуке, радости, беде. И легче' всякая дорога. И чтоб ни ждало впереди. Какие б трудные пути Не повстречались за порогом, Коль рядом друг — ■перед иди! Не ошибись! Знакомых много. Но друг, запомни, он один! А он мой друг и брат, поскольку Делил со мной мои мечты, И из таехной красоты Пришел со мной на хмурый Кольский... Читатель, знай его и ты. Знакомься. Это — друг мой Колька — м о р Я Ч К и четвертый штурман с «Воркуты». Тот случай долго будет не забыт. По совести скажу — бывает часто, Что болью незаслуженных обид Вам берег портит солнечное счастье. Гремел оркестр, кружил по залу вальс, Смешались вместе старый год и новый... Но после танца вдруг спросили: Валь, Вы вправду в море ходите!! Да что вы!! Вопросом не хотели уколоть, Скорей в нем любопытство проскользило, Но прозвучал он, будто кровь и плоть, Нечаянно-презрительною силой. Ты покраснела небом на заре, Растерянно плечами пожимая. Замолкла. Это было в январе. Через неделю в рейс ушла до мая. Жена, любовь — описано стократ, Как, впрочем, и.кипящая стихия. О вас забыли. Написать пора О вас, мои морячки дорогие. Мы делим с вами холод и жару. Не ценим иногда, не понимая. Но море — ваш единственный супруг. Вас в гости и объятья принимает. Когда вы в порт уходите — ревет, Колотит в борт. И долго стынет хмуро. Какое ему дело, что сболтнет Береговая крашеная дура! П. ВОЛОШИН. НЕРАЗЛУЧНЫ ЧАЙКИ С МОРЕМ — ЭТО ДОМ ИХ И СУДЬБА! Фото И. Ящерицына.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz