Рыбный Мурман. 1972 г. Июль.
ПУТЬ К МОРЮ ДИВНОГОРСК. Мощный судо подъемник создают строители в районе плотины действующей Красноярской ГЭС. Суда и баржи грузоподъемностью до 2 тысяч тонн будут преодолевать стометровый перепад при помощи своеобразного наклонного лифта, имеющего огромную наполнен ную водой камеру. Путь. судна из нижнего бьефа к Красноярскому морю при помо щи судоподъемника займет всего 50 минут. На снимке: на строительстве су доподъемника. (Фотохроника ТАСС). .y .v .% iSV SV . ВСЕ БОЛЬШЕ «МЕХАНИЧЕСКИХ» РУК S МУРМАНСКОМ МОР СКОМ РЫБНОМ ПОРТУ! В МУРМАНСКОМ мор ском рыбном порту хо рошо работает комиссия базового комитета профсоюза по охране труда. Она состоит из 7 человек. С 1963 года ее воз главляет член базового комите та старший капитан портового надзора тов. Патанен А. И. Длительное время работают в комиссии лоцман тов. Понома рев В. П., крановщик тов. Оста пов Н. К., внештатный техни ческий инспектор тов. Бажанов В. С. Каждый член комиссии за креплен за определённым уча стком или цехом. Работа ведет ся по месячному плану, который составляется исходя из кон кретного положения дел на участке или в цехе. Одно время •на I и II участках при грузовых операциях наблюдались выпа дания груза из стропов, и по этим ' причинам были произ водственные травмы. Комис сия проверила состояние гру зоподъемных устройств и гру- зозахват ных приспособлений, внесла свои предложения. Ад министрацией участков были приняты необходимые меры. Длительное время при за- тарке соли в бочки и при ра боте с бочечным грузом проис ходили несчастные случаи. Комиссия заинтересовалась этим участком производства и предложила администрации принять меры по созданию без опасных условий труда. По за данию профсоюза и админист рации был разработан и внедрен на этих операциях механизиро ванный процесс. Травматизм прекратился, труд портовиков облегчился. Свокг работу комиссия стро ит в контакте с отделом тех ники безопасности. Проводятся совместные обследования це- Комиссия охраны труда за работой ЗА ВЫСОКУЮ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА ВЛАСТНОЕ ТРЕБОВАНИЕ ВРЕМЕНИ В техническую библиотеку ЦПКТБ главка «Севрыба» посту пили материалы IV научно-техни ческой конференции по разви тию флота рыбной промышлен ности и промышленного рыболов ства. *. Много вопросов и проблем за тронуто в докладах конференции. Wo, пожалуй, основное —- разви тие тралового промысла. Здесь и орудия лова, и приборы контро ля параметров трала, и лебедки, и освоение глубоководного ло ва. В каждом из докладов дается обзор уже проделанных работ. ••’ Запасы основных промысловых рыб в пределах материковой от- мели сокращаются, производи тельность тралового рыболовства снижается. Все это заставляет искать новые источники. Один из таких источников — освоение ма терикового склона с глубинами до 2000 метров. Освоение трало вым промыслом только аквато рии Северо-Западной и Северо- Восточной Атлантики с глубинами от 1000 до 2000 метров почти на 25 процентов увеличит площадь существующих районов промысла. Считалось, что с увеличением глубины резко снижается биоло гическая продуктивность вод. Но многие исследования и промыс ловые работы доказывают об ратное. Представляют интерес ис следования американскими уче ными глубоководных районов при помощи фотокамеры с при манкой. Полученные на глубине 1400 метров снимки подтвержда ют, что на этой глубине есть зна чительное количество таких рыб, как макрурус и рыба сабля. В промысел начинают вовле каться новые виды рыб, которые отличаются по условиям обитания и характеру поведения. Традици онные орудия лова становятся менее эффективными. Изобрета тельская мысль в различных стра нах направлена на поиски наибо лее рационального решения во проса управления тралом. В Япо нии уже есть глубоководное бук сируемое устройство с регули ровкой глубины погружения, во Франции — пелагический трал с переменным горизонтом хода. Во всех предлагаемых устройствах встроенные электромоторы по командам с судна изменяют углы атаки плоскостей. В результате возникает действующая в верти кальной плоскости сила, изменяю* щая горизонт хода трала. По это му принципу отечественными проектными организациями для плавбазы «Восток» был сконст руирован автоматизированный пелагический трал. Сейчас про верена возможность создания уп равляемого трала, разработаны основные устройства и системы, проведена экспериментальная проверка макетного образца. Макетный образец управляемого трала изменяет горизонт хода до 50 метров за 3—5 минут. Режим работы судов выбирает ся из предположения, что про цесс лова происходит непрерыв но, и улов прямо пропорциона лен времени траления. Работы по непрерывным способам раз грузки уловов из движущегося трала, работы с некоторыми контрольными приборами пока зывают, что лов происходит пор циями. Зачастую траулер, имею щий уже достаточный улов в тра ле, продолжает траление по су ществу бесцельное. Поэтому важ но иметь приборы, информирую щие о степени наполнения мешка трала рыбой. Прибор «Глубина-2» имеет дат чики наполнения кутка. Кроме регистрации наполнения трала ры бой, он определяет глубину по гружения трала. Вся информация передается на судно по гидроаку стической линии связи. Отечественная телеизмеритель ная система обеспечивает пе редачу на судно парамет ров трала. За счет этого можно быстро производить настройку вооружения и при каждом трале нии контролировать его работу. % * Аппаратура «Игла» предназна чена для поиска рыбы на глубинах до 1200 метров и контроля глу бины хода трала. Для больших траулеров с кор мовой схемой траления наиболее современным считается промыс ловое устройство, называемое «дубль с операционными лебед- ками». В основу этого устрой ства положен принцип попере менной работы двумя тралами с разных бортов. Для такой рабо ты установлен второй комплект кабельных лебеДок. Опыт при менения дублированной промыс ловой схемы показывает, что она имеет смысл только в случае наличия резерва мощности глав ной силовой установки, позво ляющей производить траление против ветра и течения. Изменение районов и условий промысла вызывает необходи мость поиска принципиально но вых технических решений. По этому пути идут советские инже неры и исследователи. Отдел научно-технической ин формации ЦПКТБ. хов и участков, совместно го- * товятся решения и приказы, составляются номенклатурные мероприятия по охране, труда. - Результаты проверки ' оформ ляются актами и рассматрива ются с привлечением.заинтере сованных лиц у главного инже нера или выносятся на рас смотрение расширенного засе дания базового комитета. Осуществлять обществен ный контроль можно только тогда, когда активисты хорошо знают Правила и нормы техни ки безопасности, промышлен ной санитарии и трудового за конодательства. . Комиссией это принято за правило. Еже годно после отчетно-выборной кампании комиссия и базовый комитет начинают свою дея тельность с обучения актива. В этом году на двухдневном се минаре обучены все 286 обще ственных инспекторов. Вопро сы охраны труда также изуча ются в школах коммунистиче ского труда. Председатель комиссии тов. Патанен А. И. в 1970 году ездил в Ригу для обмена опы том. Эта поездка способствова л а улучшению условий труда в ■обоих портах. Полезное при- 5 способление рижан — раз- ■движной стол к эстакаде — ■нашел применение у мурман- [ чан. Члены комиссии и старшие ■общественные инспекторы уча- ■ствуют в расследоцакии произ- ■водственных травм. Каждая ■производственная травма об- ■суждается на цеховом комите- Sте, в бригаде, смене и на собра- ■нии рабочих. Характерные не- ■счастные случаи рассматривав ■ются на заседании комиссии и 5 в базовом комитете. ■ Более принципиально в пор- *ту стали подходить к опреде- ■лению причин несчастных ■случаев. Если несколько лет ■назад основной причиной не- ■счастного случая ставилась ви- ■на самого пострадавшего, то в Sнастоящее время конкретно 2 указываются и устраняются Sтехнические и организацион- £ные причины. Одним из методов борьбы с производственным травматиз мом является предъявление регрессных исков • предприя тию. В этом направлении ко миссия также проводит боль шую работу. Так, по больнич ным листам в связи с несчаст ными случаями на производст ве в 1970 году выплачено 12707 рублей. С помощью ко миссии охраны труда базком предъявил регресс на сумму 16909 рублей. В 1971 году больничные листы по травмам оплачены на сумму 7388 руб лей, предъявлен регресс на 8851 рубль. Приказом начальника порта общественным инспекторам по охране труда дано право оста навливать работу в любых слу чаях, когда это грозит опас ностью для людей. Это право хорошо используется и дает положительные результаты. Так, рыбокомбинатом был за громожден проход на 12 при чале, и люди вынуждены были ходить по проезжей части для автомашин. Общественный ин спектор матрос тов. Калашни ков Е. С. закрыл этот проезд, и через четыре часа рыбокомби нат освободил проход от бочек и ящиков. Общественными ин спекторами также закрывались 7 и 24 причалы из-за плохого состояния настила. Многократно по сигналам об щественных инспекторов отст ранялись от работы на механиз мах и погрузочных операциях лица в нетрезвом состоянии. Комиссия охраны труда прил нимает участие в приемке но^ вых и реконструируемых объ ектов. В проекте реконструкции причалов не были соблюдены правила техники безопасности, связанные со стоком воды. В холодное время при замерза нии ее создавалась угроза для кранов и опасность травмиро вания людей. Не были также предусмотрены на причалах рымы или скобы для крепле ния предохранительных сеток под трапы. Комиссия обратила на это внимание руководите лей порта, и сейчас принима ются меры к исправлению не достатков. Члены комиссии следят за выполнением- коллективного договора и участвуют во Все союзном смотре культуры про* . изводства. Совместная работа общест венности и администрации ока зывает положительное влияние на состояние охраны труда. Производственный травматизм! ежегодно снижается. В 1971! году он снижен по сравнению Ь 1970 годом на 10,6 процента* А экипажи большинства, судов, коллективы ремонтно-строи тельного управления, железно» дорожного хозяйства, цехов об служивания,' электронавига* ционнойГ камеры работали без производственных травм. За 1971 год в ходе Всесоюзного общественного смотра посту» пил(г 533 предложения. Кол лективу льдозавода присвое но звание предприятия высокой культуры производства. 29 1марта 1972 года на слете удар ников коммунистического тру да двадцать общественных ин спекторов награждены ценны ми подарками, сто — награж дены почетными грамотами и отмечены благодарностями в, приказе по управлению порта. И. БИЧИНЕВ, технический инспектор обко ма профсоюза рабочих пище вой промышленности.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz