Рыбный Мурман. 1972 г. Июль.

ПУТЬ К МОРЮ ДИВНОГОРСК. Мощный судо­ подъемник создают строители в районе плотины действующей Красноярской ГЭС. Суда и баржи грузоподъемностью до 2 тысяч тонн будут преодолевать стометровый перепад при помощи своеобразного наклонного лифта, имеющего огромную наполнен­ ную водой камеру. Путь. судна из нижнего бьефа к Красноярскому морю при помо­ щи судоподъемника займет всего 50 минут. На снимке: на строительстве су­ доподъемника. (Фотохроника ТАСС). .y .v .% iSV SV . ВСЕ БОЛЬШЕ «МЕХАНИЧЕСКИХ» РУК S МУРМАНСКОМ МОР­ СКОМ РЫБНОМ ПОРТУ! В МУРМАНСКОМ мор­ ском рыбном порту хо­ рошо работает комиссия базового комитета профсоюза по охране труда. Она состоит из 7 человек. С 1963 года ее воз­ главляет член базового комите­ та старший капитан портового надзора тов. Патанен А. И. Длительное время работают в комиссии лоцман тов. Понома­ рев В. П., крановщик тов. Оста­ пов Н. К., внештатный техни­ ческий инспектор тов. Бажанов В. С. Каждый член комиссии за­ креплен за определённым уча­ стком или цехом. Работа ведет­ ся по месячному плану, который составляется исходя из кон­ кретного положения дел на участке или в цехе. Одно время •на I и II участках при грузовых операциях наблюдались выпа­ дания груза из стропов, и по этим ' причинам были произ­ водственные травмы. Комис­ сия проверила состояние гру­ зоподъемных устройств и гру- зозахват ных приспособлений, внесла свои предложения. Ад­ министрацией участков были приняты необходимые меры. Длительное время при за- тарке соли в бочки и при ра­ боте с бочечным грузом проис­ ходили несчастные случаи. Комиссия заинтересовалась этим участком производства и предложила администрации принять меры по созданию без­ опасных условий труда. По за­ данию профсоюза и админист­ рации был разработан и внедрен на этих операциях механизиро­ ванный процесс. Травматизм прекратился, труд портовиков облегчился. Свокг работу комиссия стро­ ит в контакте с отделом тех­ ники безопасности. Проводятся совместные обследования це- Комиссия охраны труда за работой ЗА ВЫСОКУЮ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА ВЛАСТНОЕ ТРЕБОВАНИЕ ВРЕМЕНИ В техническую библиотеку ЦПКТБ главка «Севрыба» посту­ пили материалы IV научно-техни­ ческой конференции по разви­ тию флота рыбной промышлен­ ности и промышленного рыболов­ ства. *. Много вопросов и проблем за­ тронуто в докладах конференции. Wo, пожалуй, основное —- разви­ тие тралового промысла. Здесь и орудия лова, и приборы контро­ ля параметров трала, и лебедки, и освоение глубоководного ло­ ва. В каждом из докладов дается обзор уже проделанных работ. ••’ Запасы основных промысловых рыб в пределах материковой от- мели сокращаются, производи­ тельность тралового рыболовства снижается. Все это заставляет искать новые источники. Один из таких источников — освоение ма­ терикового склона с глубинами до 2000 метров. Освоение трало­ вым промыслом только аквато­ рии Северо-Западной и Северо- Восточной Атлантики с глубинами от 1000 до 2000 метров почти на 25 процентов увеличит площадь существующих районов промысла. Считалось, что с увеличением глубины резко снижается биоло­ гическая продуктивность вод. Но многие исследования и промыс­ ловые работы доказывают об­ ратное. Представляют интерес ис­ следования американскими уче­ ными глубоководных районов при помощи фотокамеры с при­ манкой. Полученные на глубине 1400 метров снимки подтвержда­ ют, что на этой глубине есть зна­ чительное количество таких рыб, как макрурус и рыба сабля. В промысел начинают вовле­ каться новые виды рыб, которые отличаются по условиям обитания и характеру поведения. Традици­ онные орудия лова становятся менее эффективными. Изобрета­ тельская мысль в различных стра­ нах направлена на поиски наибо­ лее рационального решения во­ проса управления тралом. В Япо­ нии уже есть глубоководное бук­ сируемое устройство с регули­ ровкой глубины погружения, во Франции — пелагический трал с переменным горизонтом хода. Во всех предлагаемых устройствах встроенные электромоторы по командам с судна изменяют углы атаки плоскостей. В результате возникает действующая в верти­ кальной плоскости сила, изменяю* щая горизонт хода трала. По это­ му принципу отечественными проектными организациями для плавбазы «Восток» был сконст­ руирован автоматизированный пелагический трал. Сейчас про­ верена возможность создания уп­ равляемого трала, разработаны основные устройства и системы, проведена экспериментальная проверка макетного образца. Макетный образец управляемого трала изменяет горизонт хода до 50 метров за 3—5 минут. Режим работы судов выбирает­ ся из предположения, что про­ цесс лова происходит непрерыв­ но, и улов прямо пропорциона­ лен времени траления. Работы по непрерывным способам раз­ грузки уловов из движущегося трала, работы с некоторыми контрольными приборами пока­ зывают, что лов происходит пор­ циями. Зачастую траулер, имею­ щий уже достаточный улов в тра­ ле, продолжает траление по су­ ществу бесцельное. Поэтому важ­ но иметь приборы, информирую­ щие о степени наполнения мешка трала рыбой. Прибор «Глубина-2» имеет дат­ чики наполнения кутка. Кроме регистрации наполнения трала ры­ бой, он определяет глубину по­ гружения трала. Вся информация передается на судно по гидроаку­ стической линии связи. Отечественная телеизмеритель­ ная система обеспечивает пе­ редачу на судно парамет­ ров трала. За счет этого можно быстро производить настройку вооружения и при каждом трале­ нии контролировать его работу. % * Аппаратура «Игла» предназна­ чена для поиска рыбы на глубинах до 1200 метров и контроля глу­ бины хода трала. Для больших траулеров с кор­ мовой схемой траления наиболее современным считается промыс­ ловое устройство, называемое «дубль с операционными лебед- ками». В основу этого устрой­ ства положен принцип попере­ менной работы двумя тралами с разных бортов. Для такой рабо­ ты установлен второй комплект кабельных лебеДок. Опыт при­ менения дублированной промыс­ ловой схемы показывает, что она имеет смысл только в случае наличия резерва мощности глав­ ной силовой установки, позво­ ляющей производить траление против ветра и течения. Изменение районов и условий промысла вызывает необходи­ мость поиска принципиально но­ вых технических решений. По этому пути идут советские инже­ неры и исследователи. Отдел научно-технической ин­ формации ЦПКТБ. хов и участков, совместно го- * товятся решения и приказы, составляются номенклатурные мероприятия по охране, труда. - Результаты проверки ' оформ­ ляются актами и рассматрива­ ются с привлечением.заинтере­ сованных лиц у главного инже­ нера или выносятся на рас­ смотрение расширенного засе­ дания базового комитета. Осуществлять обществен­ ный контроль можно только тогда, когда активисты хорошо знают Правила и нормы техни­ ки безопасности, промышлен­ ной санитарии и трудового за­ конодательства. . Комиссией это принято за правило. Еже­ годно после отчетно-выборной кампании комиссия и базовый комитет начинают свою дея­ тельность с обучения актива. В этом году на двухдневном се­ минаре обучены все 286 обще­ ственных инспекторов. Вопро­ сы охраны труда также изуча­ ются в школах коммунистиче­ ского труда. Председатель комиссии тов. Патанен А. И. в 1970 году ездил в Ригу для обмена опы­ том. Эта поездка способствова­ л а улучшению условий труда в ■обоих портах. Полезное при- 5 способление рижан — раз- ■движной стол к эстакаде — ■нашел применение у мурман- [ чан. Члены комиссии и старшие ■общественные инспекторы уча- ■ствуют в расследоцакии произ- ■водственных травм. Каждая ■производственная травма об- ■суждается на цеховом комите- Sте, в бригаде, смене и на собра- ■нии рабочих. Характерные не- ■счастные случаи рассматривав ■ются на заседании комиссии и 5 в базовом комитете. ■ Более принципиально в пор- *ту стали подходить к опреде- ■лению причин несчастных ■случаев. Если несколько лет ■назад основной причиной не- ■счастного случая ставилась ви- ■на самого пострадавшего, то в Sнастоящее время конкретно 2 указываются и устраняются Sтехнические и организацион- £ные причины. Одним из методов борьбы с производственным травматиз­ мом является предъявление регрессных исков • предприя­ тию. В этом направлении ко­ миссия также проводит боль­ шую работу. Так, по больнич­ ным листам в связи с несчаст­ ными случаями на производст­ ве в 1970 году выплачено 12707 рублей. С помощью ко­ миссии охраны труда базком предъявил регресс на сумму 16909 рублей. В 1971 году больничные листы по травмам оплачены на сумму 7388 руб­ лей, предъявлен регресс на 8851 рубль. Приказом начальника порта общественным инспекторам по охране труда дано право оста­ навливать работу в любых слу­ чаях, когда это грозит опас­ ностью для людей. Это право хорошо используется и дает положительные результаты. Так, рыбокомбинатом был за­ громожден проход на 12 при­ чале, и люди вынуждены были ходить по проезжей части для автомашин. Общественный ин­ спектор матрос тов. Калашни­ ков Е. С. закрыл этот проезд, и через четыре часа рыбокомби­ нат освободил проход от бочек и ящиков. Общественными ин­ спекторами также закрывались 7 и 24 причалы из-за плохого состояния настила. Многократно по сигналам об­ щественных инспекторов отст­ ранялись от работы на механиз­ мах и погрузочных операциях лица в нетрезвом состоянии. Комиссия охраны труда прил нимает участие в приемке но^ вых и реконструируемых объ­ ектов. В проекте реконструкции причалов не были соблюдены правила техники безопасности, связанные со стоком воды. В холодное время при замерза­ нии ее создавалась угроза для кранов и опасность травмиро­ вания людей. Не были также предусмотрены на причалах рымы или скобы для крепле­ ния предохранительных сеток под трапы. Комиссия обратила на это внимание руководите­ лей порта, и сейчас принима­ ются меры к исправлению не­ достатков. Члены комиссии следят за выполнением- коллективного договора и участвуют во Все­ союзном смотре культуры про* . изводства. Совместная работа общест­ венности и администрации ока­ зывает положительное влияние на состояние охраны труда. Производственный травматизм! ежегодно снижается. В 1971! году он снижен по сравнению Ь 1970 годом на 10,6 процента* А экипажи большинства, судов, коллективы ремонтно-строи­ тельного управления, железно» дорожного хозяйства, цехов об­ служивания,' электронавига* ционнойГ камеры работали без производственных травм. За 1971 год в ходе Всесоюзного общественного смотра посту» пил(г 533 предложения. Кол­ лективу льдозавода присвое­ но звание предприятия высокой культуры производства. 29 1марта 1972 года на слете удар­ ников коммунистического тру­ да двадцать общественных ин­ спекторов награждены ценны­ ми подарками, сто — награж­ дены почетными грамотами и отмечены благодарностями в, приказе по управлению порта. И. БИЧИНЕВ, технический инспектор обко­ ма профсоюза рабочих пище­ вой промышленности.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz