Рыбный Мурман. 1972 г. Июль.
а в л о с т ь П РО И З ВО Д С ТВ А . АЛЬНОМУ ВЫВОДУ НА ОБЪЕКТ ПРОМЫСЛА ЛОВА и Принцип решения задачи автоматического определения горизонтальной дальности и глубиныдошгхш коша Для определения горизонтальной дальности и глу бины залегания косяка рыбы необходимо иметь дан* ные о наклонной дальности до косяка и угле накло на вибратора. 'Какие данные вырабатываютея гидро локатором. Значение глубины залегания косяка и горизон тальной дальности до него может быть-, найдено ре шением простейших формул: iSv’Wv.: К \ ш ш . ШШ tv*X; ш иш де: Н — глубина залегания косяка; Дн — наклонная дальность; Дг — горизонтальная дальность; В — угол наклона вибратора. Вследствие искривления траектории акустического уча из-за рефракции возникает некоторая ошибка- определении Дг и IF. Эта ошибка определяется риближенной формулой? ie: Вс — градиент скорости, заворящей от глуби ны. солености и температуры; Со — скорость распространения акустических - волн. Исследуя- формулу, можно заметить, что при ченьшенки наклонной дальности и увеличении •ла наклона вибратора ошибка уменьшается, что озволяег, с достаточной точностью для целей про- ысла, ошибку в приборе определения* Д г и ЕГ не читывать. Таким образом, нсвользуя данные, полученные от идролокатсра, я применяя простейшие аналоговы- ислительные устройства, представляется возмож- ым создание реального прибора для определения у и Н. ,11 I* L i обеспечения автоматического цели пошышк к направлению *. ' » , * Задача по автоматизации сбора и обработки ин- •ормацци, автоматизации отдельных процессов про мысла затруднена без постоянного поддержания эхоконтакта с обнаруженным косякам рыбы. При мем это* контакт должен сохраняться а при измене нии курса судна. Имея .постоянный- эхоконтакт с косяком, мы полу* аем стабильный поток информации, который пс- ользуется в приборах системы. В частности, это озволит в дальнейшем определить элементы дви жения косяка рыбы при сближении с ним путем ре шения трансцендентных, уравнений: аямшниими! 5 ш т т щ т ШШМшшШ I ;5 Л ■i Решение уравнений может быть осуществлено на чалоговычислительных устройствах, в составе ко- орых должны быть интегральные схемы и синус- -осинусные функциональные элементы. • 3 :5 Движение судна и косяка приводит к изменению расстояний между, ними, к изменению временных интервалов межда? сигналами, приходящими- от ко сяков рыб и схемы запуска. Для обеспечения непрерывного слежения за целью необходимо по мере изменения расстояния и на правления автоматически менять положение (угол разворота) вибратора. Для этого используется элек тронная схема слежения с применением стробирую- щих импульсов. Вринци» решения задачи т определению величины скоса трала относительно диаметральной плоскости судка В результате действий течений, ветра, изменения курса судна в общем случае наблюдается снос тра ла относительно диаметральной плоскости- судна. Величина сноса может достигать больших значений. Жри выводе трала, на носяк рыбы этот снос необхо димо учитывать, иначе будет допущена определен ная ошибка. Задача определения величины сноса решается на основании исследования трактрисы тра л а при маневрировании судна с различной длиной ваеров. Курсовой угол на грал может быть опреде лен гидролокатором, несмотря на помехи, возни кающие ва кормовых углах судна. Горизонтальная длина (проекция) ваера вычисляется по формуле: тт I ш г I Ч.*>. *•>>:• ШШ Используя данные, полученные от гидролокато ра, указателя длины вытравленных ваеров, и приме няя аналоговые вычислительные устройства, можно решить вопрос о создании реального прибора по определению величины сноса трала. • Принцип решения задачи получения изображения цели на индикаторе кругового обзора После обнаружения цели гидролокатором система должна обеспечивать слежение за ней по направле нию и дальности. Для етробирования цели исполь зуется специальная злекхроаная схема и осуществ ляется по самописцу ж электронному отметчику!. Электронный отметчик связывается с поворотным устройством гидролокатора, что позволит получать круговой обзор в пределах’ сектора разворота вибра тора, облегчающий выбор маневра при облове ко сяков рыбы, В состав электронного отметчика войдет электрон но-лучевая трубка с длительным послесвечением. Принцип решения задачи получения управляющего сягияпа в схеме сомнения w « V ’- I t v r # f ’W Ш w r t l r i f f W W V ^ I r V H VIIV' Прибор сравнения двух- измеренных величин (глу бины залегания косяка рыбы и глубины хода верх ней подборы трала) предназначен для выдачи уп равляющего сигнала на прибор автоматического управления скоростью судна. Траловые зонды дают информацию о положении верхней подборы трала относительно грунта или поверхности воды. Гидролокатор, эхолот и прибор автоматического определения глубины залегания косяка рыбы предназначены для определения поло жения косяка относительно поверхности воды. Прежде всего, эти данные приводятся к одному уровню, т. е. учитываются их значения только отно сительно поверхности воды. Полученные сигналы преобразуются затем в единую форму. Сигналы от тралового зонда и гидролокатора при ходят в разное время, так как работают автономно (несинхронно). Ставится задача накопления и запо минания информации и подачи ее на схему сравне ния. Так ка«. эти сигналы различны, то на выходе схе мы сравнения образуется некоторый сигнал, поляр ность и амплитуда которого являются функциями от величины разницы глубины между расположе ниями трала и косяка. Сигнал на выходе схемы сравнения должен иметь определенную форму и мощность, обеспечивающие работу системы управ ления скоростью . Принцип решения задачи автоматического управления скоростьюсудна Целью автоматического управления скоростью судна является вывод трала на глубину залегания косяка рыбы. На прибор управления скоростью судна поступает информация о. скоростях судна и рыбы, длине вы травленных ваеров, величине «сигнала ошибки». Используя ату информацию, прибор автоматически устанавливает необходимое положение ВРШ. В случае невозможности вывода трала на нужную глубину только изменением скорости выдается' команда на изменение длины ваеров. Так как решение этой задачи связано с наличием множества- факторов, го она будет решаться на основе получения^ и обобщения статистических ма териалов и использования метода математического моделирования. Созданная модель включит в себя совокупность сведений, используемых в качестве описания процесса управления скоростью судна и длиной ваеров, заданных в виде аналитических за висимостей (системы уравнений), таблиц, графиков, логических соотношений и т. д. М;атематическая модель составляется на основе физических законов, экспериментальных данных и тех зависимостей, которые не могут быть выражены в аналитической форме. Используя выч 1 *слителыше машины, мояшо заме нить всю исследуемую систему полностью или ча стично, т. е. с включением реальной аппаратуры. Автоматизированная система по оптимальному выводу судна и- орудий лова на объект промысла, предназначается для установки на судах промысло вого флота. Она будет иепользована с серийными приборами поиска и контроля, которые, в основном, определяют конкретные технические требования по точности, и надежности работы системы. При со вершенствовании серийных приборов технические данные системы будут также улучшаться. Выше рассмотрена структурная схема автомата* зированной? системы,, в состав которой, входят ряд автономных приборов, объединенных т общем комплексе. Некоторые приборы могут быть исполь зованы отдельно при определенных способах лова. Автоматизированная система является первым этапом: автоматизации процессов промысла. В даль нейшем,, на базе этой системы, представляется воз можным решение других задач промысла, в част ности; а) определение элементов движения косяка рыбы; I б) определение местоположения цели относитель но судна после потери эхоконтакта с ней; в) «запоминание* мест положения цели после окончания траления; г) получение навигационно-промысловой обста новки путем сопряжения технических средств про мысла. и судовождения; д) автоматическое управление курсом при про мысле; е) определение плотности косяка рыбы; ж) другие задачи. В. ПИХТУЛОВ, заведующий отделом промэлектроннки ЦПКТБ «Дальрыбы». А. ТИКУНОВ, главный конструктор проектов ЦПКТБ «Даль рыбы».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz