Рыбный Мурман. 1972 г. Июль.
а л В Ы С О К УЮ Э Ф Ф Е К Т ! АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ПО ОПТИМ J I Центральное проектно-конструкторско* ц. технологическое бюра Дальрыбы разрабопЦвгт автоматизированную систему n i i r T ' iw w опткмиыпго выводе судах и орудий лов» на объ- (Щ ц , n p n U l l fT l t В настоявшее время разрабатывается эскизно-технический проект системы н создаются макеты ее основных приборов, пршиципы и методы создания которых описываются • данной информации. Существующая гидроакустическая аппаратура, выпускаемая заводами-изготовитепкми, обеспечивает решение многих задач1 врнмкаь В- 'юспюсти» с достаточной точностью осуществляете» поиск промысловых объектов, определенна глубины их запега.- ния, указание вертикального и горизонтального раскрытия тралят, степени его наполнения и т. д. Полученная информация, от технических средств промысла, которая имеет достаточно большой объем и достоверность, ис- поньзуявся затем дня принятие судоводителем-промысловиком кожретных: действий п» управлению судном и орудиями лона. Обработка информации, таким образом, осуществляется су* доводителем. При ком нельзя оставить без внимания факторы виаритипипита (своевременности} и точности обработки, инфор мации, г также правильности принятия решения по управлению судном и орудиями лова. В общем случае ценность полученной информации снижается, часть ее не используется и искажается из-за субъективных ошибок судоводителя и гидроакустика. Тех нические средства промысл», как правило, работают автономно, выдавая информацию однозначно, что гакже снижает ценность полученной информации. СОоремеянаей- уровень оснащенности флота техническими средствами позволяет автоматизировать получение и обработку* части информации и отдельных- процессов промысла, связанных с. упражнением судном и орудиями лова. При автоматизации указанных процессов должны быть выпол нены следующие требования: а) уменьшение затрат времени на получение и обработку ин формации; б) реализация полученной и обработанной информации » ви де управляющих команд; в) обеспечение максимального использования возможностей существующих технических средств промысла; г) сведение' до минимума субъективных ошибок судоводи теля и гидроакустика корабля, осуществляющего промысел ры бы и морепродуктов^ путем автоматического управления суд ном и орудиями лета ка базо автоматизации получения и обра ботки информации; д) резкое повышение эффективности промысла. Задачи, решаемые паи автоматизации На базе технически* средств промысла н судо вождения представляется возможность создания еди ной автоматизированной си стемы по оптимальному вы воду судна и орудий лова на объекты промысла, которая будет, решать следующие конкретные задачи промыс ла: а) производить поиек кося ков рыбы; б) автоматически опреде лять горизонтальную даль ность до объекта промысла а глубину его залегания; в) после выбора цели и ее «захвата» производить за ней автоматическое слеже ние по дальности н направ лению при совместном пере мещении судна и цели; г)' воспроизводить на спе циальном индикаторе кру гового обзора местоположе ние объектов промысла от носительно судна как по дальности и направлению, тан и по глубине; д) при совместной работе с траловым зондом опреде лять взаимное расположение трала и объекта промысла с целью выработки управ ляющего сигнала для обеспе чения работы системы ав томатического управления скоростью судна; е) автоматически опреде лять величину сноса трала относительно диаметраль ной плоскости судна от воз действия ветра и течения: ж) автоматически выво дить трал на заданную глу бину изменением скорости судна через систему ВРШ; а) определять возможность вывода, трала на косяк рыбы только изменением скоро* c m При невозможности вы вода трала только измене нием скорости предусмат ривается своевременная вы дача команды на изменение длины ваеров. Принцип построени автоматизированого устройства При работе рыбопромыс лового судна информация, полученная от гидролокато ра, тралового зонда, гиро компаса и других техниче ских средств, используется для принятия необходимого решения по облову обнару женного объекта промысла. При существующем трало вом промысле рыбы с по мощью гидролокатора про изводится ПОИСК рыЛкмт скоплений и их обнаруже ние, затем, определив на клонную дальность до обна руженного косяка, судово дитель принимает решение о постановке трала. При пе лагическом промысле глав ной задачей является вывод трала на горизонт обнару женного косяка рыбы. При этом используется инфор мация, которая поступает от тралового зонда. Вывод тра ла на заданную глубину про изводится изменением ско рости судна и длины ваеров. Таким образом, судоводи тель, «получая информацию от технических средств, при нимает конкретное решение во управлению скоростью судна и орудиями лова. Вероятность правильности принятая, решения и точ ность вывода трала на ядро косяка рыбЫ определяется примерно в 40 процентов, что естественно приводит к промахам, увеличению вре мени траления, сокраще нию количества тралений и, как следствие, уменьшению добычи рыбы. При кошельковом про мысле на самонаводке воз можна потеря эхоконтакта, неправильное определение глубины залегания и рас стояния до косяка, что при вадит к ошибкам при манев рировании в процессе поста новки кошелькового невода и, следовательно, к уменьше нию добычи рыбы. Автоматизированная си стема позволит уменьшить процен 1 промахов при об лаве косяков рыбы и повы сит эффективность промыс ла. В состав этой системы бу дут входить следующие уст ройства: а) гидролокатор и эхолот серийного выпуска; б) траловый зонд серийно го выпуска; в) индикатор кругового об зора; г) прибор для автомати ческого определения глуби ны залегания объекта про- мЫсла и горизонтальной дальности до него; д) прибор для автомати ческого сопровождения (сле жения У обнаруженного коея- ка рыбы по дальности и на правлению; е) прибор сравнения глу бины залегания косяка ры бы и положения верхней подборы трала; ж) прибор для автомати ческого определения положе ния трала относительно диа метральной плоскости суд на; и) прибор для автоматиче ского управления скоростью судна. Задачи промысла с ис пользованием. перечислен ных выше устройств будут решаться следующим обра зом. При траловом промысле гидролокатор, работая в ре жиме поиста, обнаруживает объект промысла (Один или неской>ко). Судоводитель выбирает из обнаруженных объектов наивыгоднейший с точки зрения' условий про мысла и концентраций рыб ных скоплений. После стро- бирования выбранного объ екта специальным устройст вом гидролокатор перево дится в режим еяеяеняя. При этом автоматически бу дет осуществляться сопро вождение объекта как по дальности, так и по направ лению. При слежении за косяком рыбы непрерывно определя ется глубина его залегания и горизонтальное расстоя ние. Hia экране электронно-лу чевой трубки застробиро- ванный косяк фиксируется в виде яркостной отметки, позволяющей визуально оп ределять положение косяка рыбы относительно судна и принимать решение о поста новке трала и необходимости маневрирования при трале нии. При изменении курса суд на эхоконтакт обеспечивает ся автоматически. Трал предварительно вы водится на нужную глубину. I Ugl Гид^оло Потер >- * 8? ■Зьалот L Гирокомпас. Троло&ыи зонд Hpudop определе п и р НИЛ Ёшзцоль ный иной нитор Приаор CJ7€ мевнир 30 целью по 'дальности инопраВле» r M U tS L Д о х Сясп о сровненир Рзчнаи ЬЬоШдашыж П рибор цПРиоЯС скоро- cmbto сi/d- на £ист*пй & рш .V ТролоЬа? Т Г ы > З о р опридьле - н а » с к о с о тяЪло C/zMtpumm : ~ ГНЫ я »р о о Рис. 1. Блок-схема автоматизированной системы. Информация от тралового зонда и прибора определе ния глубины залегания ко сяка непрерывно поступает в прибор сравнения. Если го ризонт хода трала и глуби на нахождения косяка отли чаются по величине, возни кает «сигнал ошибки», ко торый подается на прибор управления скоростыб суд на через систему ВРШ. Ве личина и знак «сигнала ошибки» зависят от разницы величины сигналов, получен ных от тралового зонда и прибора определения глуби ны залегания косяка. В прибор управления ско ростью вводятся также дан ные о расстоянии до косяка и скорости, судна. На основании полученных расчетных данных, прове ренных экспериментом при сборе статистических; мате риалов, автоматически оп ределяется требуемое поло жение ВРШ для конкретных условий траления (скорости судна и косяка, длины вае ров и т. д.). С изменением скорости судна положение трала по глубине меняется и отг будет подходить к горизонту, на котором расположен косяк. В случае невозможности вывода трала на заданную глубйну только изменением- скорости- судна предусмат-„ ривается своевременная вы дана команды на измене» нне длины заеров. Посла прохождения трала через один косяк таким же образом, возможен вывод трш» на следующий косяк. Данные, полученные от прибора определения поло жения трала относительна диаметральной плоскости, позволяет судоводителю вы брать правильный курс тра^ ления. На кошельковом промыс ле рыбы будет применяться часть приборов системы, такие, как прибор для опре деления глубины и расстоя ния до косяка, автоматиче ского сопровождения цели и прибора сравнения, принцип использования которых опи сан выше. Реализовав данную систе му (рис. 1) в виде конкрет ных приборов, можно пред положить, что имеющееся ос новное противоречие меж ду количеством информации к. преобразованием, этой ин формации в вид управляю щих. дейстнй сведется до минимума, а это значит, что возможные субъективные ошибки иоключатся. В су ществующую структурувво- дится дополнительное зве но, которое возьмет на себя часть работы оператора (судоводитель, гидроаку стик). Как видно из рис; 2, и в новой структуре преду сматривается активное уча стие оператора для принятия решения о выборе объекта промысла и целесообраз ности-постановки- орудий ло ва с учетом гидрометеороло гической обстановки и обес печения безопасности море плавания. В дальнейшем, на базе созданной автоматизирован ной системы можно предпо ложить расширение автома тизации процессов промыс л а и судовождения: манев рирование на. заданном рас стоянии от ядра косяка» ав томатический расчет кур сов траления, определение параметров косяков рыб и т. д. л Obama 3® qseim & a промысла Fzc.2. Структурная схака увравхсяи» судно» » орудиям дов». Судно С — 1 1 Трот&ое Лебедка — 1 Г -*1 г. л: в пг ш г; уь. У* п м У Г! 41 н д ч п п п и а. т< К‘
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz