Рыбный Мурман. 1972 г. Июль.

(!&c<m4tniwe. ff&t. На 1-й сгрХ ; . ‘ Г * ' -Г- • ; • _ Ф ■ Ену одао. твердое, дравида, которою мы п од ер ­ живались при спуске трала. Прежде чем начать эту операцию, шли ходом в полынье, определяя, хватит ли чистой воды для травления ваеров. Убедившись ■ лучшем, приступали к снуску орудий лона. Для ледовой разведки, о н а а а т» помощи промыс­ ловым судам в районе лова находилась плавбаза с вертолетом на борту. К сожалению, частые тума­ ны, штормовые ветры не позволяли регулярно не­ вольсдавать крылатую машину, и аффект от нее бьи» не тог, ва какой рассчитывали. Затем в группу при- шез ледокол. По моезлу мнению, его надо использо­ вать с самого начала промысла ка Лабрадоре — е января. Тогда с большим успехом можно здесь ц я а ш я т ь . Есть н другое ножеланке. Лабрадор — богатый рыбой район. Причем такой рыбой, которая поль­ зуется неазмежьш спросом — треской, палтусом, камбалой. И работать там мы будем еще долго. По­ этому надо подумать о подготовке судоводительских кадров, понимающих, если можно так сказать, пси­ хологию льда. Дело это тонкое, требующее особого чуть#. Вот, казалось бы,, мелочь. Когда небо у гори­ зонта светлое, знай — там лед. И наоборот. Темное — смело иди туда, выйдешь на чистую воду. Нужны нам специальные руководства при промысле во я д а х , следует наладить обмен онытом оо этой проблеме. Важно при работе на Лабрадоре наладить связь с другими кораблями. Я не только своего бассейна, а «о всеми, кто там находится. В течение рейса мы по­ лучали подробную ледовую в промысловую инфор­ мацию от Вольских рыбаков. И д и а д е к нолаеа* объг еме свою. В накладе 'некто не бязь Лабрадорский лед здорово нам насадил. Я уже не говорю о моральных н физических перегрузках. М» потеряли из-за него 23 промысловых суток. Бывало так. Выйдешь к а изобату, сделаешь несколько трале- -аи& и «сматываешь уя iwkh », так как дольше оста­ ваться нельзя — вытесня ет ледовое ноле. Обойдешь его (не за чае—два), сноса стараешься попасть из старое место. И так в течение всего рейса. LL РЕКОРДНЫЕ ТОННЫ Помимо- потерь времней, экипаж «Оаентуя* понес убытки из-за трудной ледовой обстановки и в другом. По рейсовому заданию мы должны были на Лабрадо­ ре ловить палтус и выработать из него более тыся­ че тонн готовой продукции. Хоти цифра на первый взгляд и большая, но вполне реальная. Столько цен­ ной пищевой продукции моряки имели в прошлом го­ ду в одном из рейсов на Лабрадор. И. отправляясь снова туда, мы-надеялись, что план будет выполнен. Палтус раньше облавливала на желобе, в районе острова Фанк. Но а нынешнюю зиму и. весну он так, и не освободился ото льда до самого нашего ухода в порт. Такое, обстоятельство поначалу ставило под угрозу и выполнение плана по выпуску ухи из голо­ визны иадтуса. Ее надо было доставить 4.6 тонны. Как же коллектив выходил из положения? Тут еде- лаю небольшое отступление. . «Олентуй» в эксплуатации, пять дет. Большинст­ ва моряков работает на нем столько же. У коллек­ тива сложилась хорошая традиция: вырабатывать такую продукцию, которую можно сразу, образно говоря, класть на сковородку. То есть, "хозяйке н<е надо потрошить доставленную намн рыбу, обезглав­ ливать и, следовательно* выбрасывать отходы. Этим мы занимаемся в море, но отходы идут не за борт, а на выработку субпродуктов, рыбной муки. Выгода для нас и для флота большая. В прошлом году, на­ пример, за счет того, что доставили в порт из рейса 20700 центнеров пищевой продукции из разделан­ ной рыбы, ее реализация "доставила 1 миллион 780 тысяч рублей. Выходя в минувшее плавание, мы не собирались нарушать свою традицию. Вновь экипаж был наце­ лен полностью, использовать любое сырье, не за­ бивать трюмы малоценными рыбными товарами. И нал* удалось достичь поставленной цели. Из всего груза у нас нет ни одной неразделанной рыбины. Вспоминается такой факт. В течение недели, когда лед окончательно вытеснил -с Лабрадора и пришлось переходить на ФлемильКан, мы облавли­ вали там окуня. Один из подъемов был около 90 тонн. Другие экипажи также имели успех. Но если некоторые для ускорения обработки мелкого окуня пускали его на заморозку кругляшом,, то наши мо­ ряки все равно шкерили. Иначе онн не привыкли. Я говорю об основном костяке. А новички следовали за ветеранами. Что нам^ дает разделка рыбы, видно из такого примера. Хотя мы и не смогли выйти на «свой» палтусовый желоб, все же периодически ловила палтуса в других местах. И, конечно, сразу приступ пали к выпуску ухи. Обработка палтуса шла по. двум вариантам. Если вырабатывали тушку, то головы, предварительно обезжабрив, разделив на дольки, использовали для ухи. К ним добавляли жировые перья, то есть об­ резанные плавники с жировым слоем мяса. К этим компонентам шла специя, соль, все складывалось 9 полиэтиленовый пакет, и проект готов. Кстати сказать, уха из головизны — вкусное блюдо. И другой вариант обработки палтуса — специаль- тая разделка. Рыбу обезглавливали (часть голов щла на уху, часть замораживали. В таком виде их зривезли 129 тонн), затем обрабатывали так, что толучали балык и филе. В порту балык достаточно определить в коптильный цех рыбокомбината и, по­ жалуйста, — готовая копченая продукция. Всего 5алыка изготовили 202 тонны, филе палтуса 117 гсвш плюс 78,5 тонны филе из трески. ' J^ce же рекордные, тонны составила иная продук- дшс. тушка (-400) и уха (22,6). Подобного не было еще w практике экипажей судов Северного бассей­ на. Ухи можно б ьедо выпустить и больше. Темп сдерживало отсутствие сонетов с соответствующей маркировкой. Нам дали в порту пакеты для сбор­ ной ухк. В море пришлось лишние обозначения смы­ вать, а это не тан легко. Мне, как капитану, до приходе в порт приятно был» писать рапорт начальнику флота о поощрении тех, кто установит рекорд но выработке тушки и ухи.. В рапорте фамилии технолога тов. Шахловича, рыбэастеров тт. Добровольского, Корыткина, кон­ сервного мастера то*. Кемченко, матросов тт. Ми­ хайлова, Копцева, Лушу, Горева, Камышлова, Жу- —. Давайте поставим верхние и нижние пласти одинаковые. Думаю, будет меньше аварийность. После обсуждения предложение было принято, А затем новаторская мысль заработала дальше. При облове палтуса мы проходили с тралом около 20 ки­ лометров. Умножив эту цифру на другую — вели­ чину горизонтального раскрытия орудий лова, — получили площадь облова. Зная подъемы рыбы за траление, нетрудно определить, какой урожай сни­ маем с квадратного метра морских пастбищ. Уро­ жай-то выходил не ахти какой. Вот тогда и появи­ лась идея поднять его за счет создания трала с боль­ шим вертикальным и горизонтальным раскрытием. Расчеты, расчеты. Отпадал один вариант, изыски­ вали другой. В конце концов нашли оптимальное решение. За сутки палубная команда с помощью тех, кто умел чинить сетки, скроила, сшила трал. Мы считаем, что он оправдал наши ожидания. До­ казательство этому — успех промысла в предыду­ щем рейсе и в минувшем. Можно привести и другой пример. Перед оконча­ нием нашего плавания к нам обратились с балтий­ ского БМРТ-267 с просьбой дать им наш трал. К сожалению, удовлетворить просьбу не предоставля­ лось возможным: мы израсходовали к тому време­ ни все промысловое вооружение. Но передал» кол­ легам чертежи. Буквально через чаа-два балтийцы выходили на связь, получали консультацию и за 24 часа сделали ловушки. До этого они находились в нролове. При первом же тралении нашим тралом подняли тонн 15 макру­ руса. И в дальнейшем работали хорошо. В свою очередь мы одолжили у них угловые тра­ ловые доски, которые, по моему твердому мнению* имеют большие преимущества перед теми, какими пользуемся мы. Эти доски отлично работают на больших глубинах, исключают заверт трала. А его посадка на грунт после травления ваеров достигает­ ся быстрее минут на 25. Вот где резерв увеличения вылова рыбы! Такими досками балтийцы работают давно. Опи­ сание их, характеристика приводится в четвертом номере журнала «Рыбное хозяйство» И если рань­ ше доски изготовлялись в мастерских типа «Резец», то сейчас налажен промышленный выпуск. Кстати, способом штампа. Отсюда их дешевизна. И еще один плюс: доски вазимозаменяемые. Мурманчане, я думаю, не отказались бы иметь подобные доски в своем хозяйстве. С неделю мы облавливали окуня на банке Фле- миш-Кап пелагическим тралом чертежа 2131. Он также хорош. Но только следует укрепить мешок, заменив капроновые тоненанты ‘ стальным тросом. А то при одном из подъемов в 90 тонн мешок лоп­ нул, на борт подняли лишь тонн 40 рыбы. Нужно ташке поставить скользящие бензеля, чтобы трая за их счет амортизировал. Флемиш-Кап, как район лова окуня в пелагиале, заслуживает пристального внимания. Надо в сле­ дующую экспедицию отправлять суда вовремя — к апрелю. л В тактике разноглубинного лова промысла там нет никакой разницы по сравнению с другими райо­ нами и объектами лова. Единственно, надо только помнить: тралить следует при обнаружении кон­ центраций. Лучше потерять несколько часов на поиск и потом сделать два траления, улова от ко­ торых будет вполне достаточно. Изготовлением ухи занимались консервные ма­ стера. При промысле иадхуеа для консервов не бы­ ло сырья. В помощь нм определяли двух рыбообра­ ботчиков. Иногда и больше. Вообще, без продуманной организации труда на рыбвой фабрите невозможно было бы наладить вы­ пуск продукции широкого ассортимента. Кроме то­ го» что х назвал, мы привезли 160 тонн рыбной му­ ка, медицинский, технический рыбий жир, печень палтуса, яввеераы нз тресковой печени, тресковую Организовывал работу технолог тов. Шахлович, ветеран «Оленхуя». Много рыбы — он рациональ­ но расставлял на рабочих местах подсобную силу. На водаахту у нас выходили все, даже начальник радиостанции тов. Хглявко и радионавигатор тов. Лапшин. Поэтому законно удивлялись новички: — Мы впервые видим, что в вашем коллективе все обрабатывают рыбу. — говорили они. Каеда ловили палтуса, а ои сильно объяченвалея, на очистку трала быстро шла в полном составе сме­ на рыбообработчиков. Палубники, если не было дела по своей частя, помогали на фабрике. Большую роль в организации труда играл пер­ вый помощник капитана тов. Голубев. Он и контро­ лировал работу на разных участках и сам показывал пример, не считал зазорным взять шкерочный нож и стать рядам с матросами за рыбодел. Ори определении людей на производственные операции исходили из индивидуальных качеств каж­ дого!. На разделку рыбы ставили лучшие силы. Раз­ личные машинки (для снятия пленки, зачистки че­ шуи) обслуживали постоянные моряки. У них выра­ батывались навыки, появлялась особая сноровка. А это сказывалось на производительности. Чтобы подчеркнуть, как важна хорошая органи­ зация производства, приведу такой пример. В трал вместе с палтусом, треской иногда попадала пестрая зубатка. Буквально по одной—две рыбины. Что с нею было делать? На других судах просто-напросто пускали на муку. Мы строжайше запретили. Раз­ деланную зубатку замораживали по брикету, храни­ ли до полного веса ящика и отправляли в трюм. Ме­ лочь. Но таким образом мы выработали дополни­ тельно 12630 килограммов этой рыбы. III. «ТРАЛЫ ЭТИ ХОРОШИЕ» Одной из особенностей прошедшего плавания эки­ пажа БМРТ «Олентуй» явилось и то, что мы в те­ чение всего рейса работали тралом собственной конструкции, который определен в чертеже 2194. Идея создания трала родилась не сразу. Однаж­ ды приходит ко мне старший мастер по добыче Иван Алексеевич Гуменчук и предлагает: Рассказ записал наш корр. В. ХРЯШКОВ НА ПРОМЫСЛЕ Фото В. toj.i.j.iooa В числе передовых называют на СРЗ-2 Мурманской судоверфи бригаду электромонтажников, возглавляе­ мую Николаем Николаевичем Шашковым. Одной из первых она справипась с заданием первого полугодия текущего года и сейчас успешно несет вахту в честь 50-летия со дня образования СССР. Бригадир за мно­ голетний добросовестный труд награжден орденом «Знак Почета». НА СНИМКЕ: бригадир электромонтажников СРЗ-2 Мурманской судоверфи Николай Николаевич Шашков. Фото А. Леонтьева. 1ш?гшт1гшшшшштт1тттттштш1111тп111!1111п!п!1?11и1111ш!111нн1!111и!11!1п!1ншт111н11ш1н111)пш1111]шш11и111!])н111иш1ш11]1!1)!1»11?1№

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz