Рыбный Мурман. 1972 г. Июль.
• ЗА ВЫСОКУЮ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА ЗАБОТЫЭКИПАЖА НАШИ ЗАБОТЫ В . АВГУСТЕ исполнится девятнадцать лет с того дня, ког да наш РТ-130 «Сириус» был введен в эксплуатацию. Он плавал в штормы, в условиях обледенения, в тума- *ах, но никогда не снижался его рабочий ритм, не утрачивалась иющность паросилового хозяйства. Хорошо трудились на «Сириусе» все эти годы штурманы, мастера по добыче, матросы, рыбмастера. И всегда верными помощниками в труде были им механики, машинисты, кочега ры, слесари-токари. Люди этих профессий, те, кто трудится на ♦Сириусе» сегодня, продолжают укреплять традиции, установ ленные раньше. Они накрепко связали свою судьбу с морем, вроявляют находчивость и самоотверженность в труде, посто янно улучшают техническую эксплуатацию механизмов, увели чивают сроки их службы без вмешательства судоремонтников. Вот об.зтой стороне^доятельности машинной команды и хочется рассказать. На одном из собраний машинной. команды обсуждался во прос: экономичный режим работы судовых насосов. Их на суд не десять штук и пароструйный эжектор. Некоторым из специ алистов вопрос казался мелким. Нашлись и такие, кто утверж дал, что насосы работают без самоостановок, без пропусков и перепусков. Им казалось, что если насос хорошо покрашен, а стука гидравлики не слышно, то этого вполне достаточно, чтобы обеспечить нормальный режим работы судна на промыс ле. В то, что можно найти дополнительные резервы, они не верили, хотя таблица рабочих ходов в минуту каждого насоса до их профилактики и после нее, при максимальной загруженно сти котла, указывала на неудовлетворительную работу насосов. Котельные насосы работали на 2 0—22 рабочих хода в ми- йуту, а после профилактики при прежнем режиме котла давали ва 10—12 ходок больше. Все дело заключалось в подъеме всасывающих клапанов. Он был мал. После замены пластинча тых клапанов на прорезиненные на 9—10 ходок увеличил свою вроиаводительность конденсатный насос. После устранения под- «осов воздуха в равный холодильник пароструйные эжекторы «тали работать лучше. Так мы последовательно проверили все васосы. Оказалось, что невскрытые резервы по улучшению эксплуатации механизмов у нас есть. Их надо было только оты скать. То есть нужно было устранить те мелочи, которые мы иривынлн не замечать, считая, что они не влияют на баланс котла по расходу пара. Всем хорошо известно, что расход пара на вспомогательные механизмы и отопление равняется 30 процентам производитель ности котла. Те «мелочи», которые были выявлены во время профилактики, забирали у котла дополнительно около 10 про центов пара. Не в ущерб промыслу, без заводского вмешатель ства за семь дней коллектив, машинной команды перебрал и «трегул провал все насосы, обновил теплоизоляцию. Выполненная работа дала ожидаемый эффект. Форсуночные васосы, нагнетавшие ранее топливо под давлением 2 0—22 ки лограмма, после профилактики стали нагнетать его от 8 до 11 килограммов на форсунку. Снятое излишнее температурное напряжение котла позволило нам увеличить эксплуатационный период котла без котлочистки до 6,5 месяцев. Сокращены стоян ки в порту, увеличилась экономия топлива. В рейсе № 4 были перебраны и отремонтированы хомуты мешалки на валах рыбомучной установки. Производительность ее значительно поднялась. В этом же рейсе был отремонтиро ван циркуляционный насос, поршневые кольца которого не вы держала срока службы. Токарь-слесарь Александр Николаев, который к тому же заменил заболевшего машнниста рыбомуч ной установки, предложил изготовить плавающую болванку в лабиринтом. Простое н недорогостоящее приспособление не нуждалось в смазке, & насос работал ничуть не хуже прежнего до самого конца рейса. Машинная команда «Сириуса» делает все зависящее от нее, чтобы главная машина н вспомогательные механизмы работа ли на промысле без перебоев. В каждом рейсе ей удается это. Механини очень внимательны на своих рабочих участках, лю бую неполадку устраняют быстро, не в ущерб промысловому времени, а когда того требуют обстоятельства, дружно выходят на палубу, помогают обрабатывать и убирать рыбу. Машинная команда. — частица коллектива. Дела экипажа — ее дела, за боты экипажа — ее заботы. В. ПОПОВ, Герой Социалистического Труда, старший механик РТ-130 «Сириус». П У Т Ь к Е Л iiiiiiiiiiiiiiiiiiiniinnmiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiimmiinninii В УМЕНИИ прийти к наме ченной цели экипажу БМРТ-243 «Ашхабад» не откажешь. Недавно он вернул ся из очередного рейса, еще первого июня доложив о вы полнении полугодового зада ния по выпуску пищевой рыбо продукции. В рейсе ее изготов лено 2263 тонны. С начала же года выпуск рыбопродукции перевалил за 26 тысяч центне ров. К высоким производст венным показателям пришли все службы корабля. Рейс для экипажа был не сколько необычным. Выходили из родного порта с уверенно стью, что БМРТ-243 будет ис пользован на промысле как промысловое судно, однако получилось наоборот. Экипажу пришлось выполнять роль по исковика и облавливать в ос новном концентрации поляр ной тресочки и мойвы. Прора ботав в промысловом варианте весь первый месяц плавания, экипаж «Ашхабада» на общем собрании решил и в поисковом варианте не снижать темпов работы, трудиться так, словно судно продолжает промысло вым рейс. На этом же собра нии все единогласно решили продолжить профессиональ ную учебу, чтобы к концу рей са иа судне все стали классны ми специалистами. На судах типа БМРТ и ПРТ очень трудно добиваться хоро ших производственных резуль татов при нехватке высококва лифицированных специалистов. Особенно это касается рыбо- фабрики. От выпуска продук ции в основном зависят все су довые показатели. У нас как раз вышло так, что экипаж комплектовался быстро, порой неразборчиво. В рейсе оказа лось, что двадцать шесть мат росов были совсем новичками в море. Уже первые дни про мысле показали, что в порядке индивидуального обучения же лаемых результатов в корот кие сроки получить не удаст ся. К этому следует прибавить, что судно работало разноглу бинным тралом, в Норвежском и Баренцевом морях подъемы были не менее 20 тонн. Чтобы обрабатывать такой улов быст ро и качественно, необходимо было матросам иметь немалый опыт, сноровку и рыбацкую выносливость. Ничего этого у нашей молодежи, кроме жела ния скорее втянуться в произ водство, не было. М О Р С К А Я М О З А И К А ЮЖНЫЙ ЛЕДОВИТЫЙ ОКЕАН БОГАТ РЫБОЙ Экспедиция с о в е т с к и х ихтио ло го в на науч но-не сл едовател ь - «ком судн е «А кадемик Курча тов» о тк ры л а в водах Южного Л едовитого о к е ан а много ры~ бы . С читаю т , что м ож но в этом р ай он е вы л а в л и в а ть рыбу да* ж е в ан т а р к ти ч е с к ую зиму . РАЗВЕДЕНИЕ ВОДОРОСЛЕЙ Коллективу польских учены х удалось с помощью специально вы бранны х минералов и соот ветствующих условий сущ ество в ан и я вы вести водоросли , одни и з которы х содерж ат очень большое количество белка , дру гие — иного ж и р а или углево дов. Процент витаминов в этих водорослях т а кж е повышенный. ЭКСПЕРИМЕНТ УЧЕНЫХ КУБЫ ~ У ч ены е кубин ско го н ацио нального института рыбоводст ва, располож енного неподале ку о г Гаваны , зан яты интерес- жьхяг, многообещающим экс периментом . — онц пытаются хгутем искусственного оплодо творения спасти от вымирания parity древнейш их врем ен , при н адлеж ащ ую к виду кайм ано вы х , — манью арк . Эта ры б а , оби тающ ая толь ко в вод ах Америки , в ре к а х и озерах с богатой расти тельностью , достигает 1,5 м длины . Мясо е е о ч ен ь вкусно , а и к р а яд о ви т ая .. Учены е вы я сн и ли причину вымирания : самцы пож ираю т икру , среди появив ш ихся на свет м алько а в пер вые дни — жестокий канниба лизм , они поедают друг друг*. Сейчас в прудах нодопмтно- го хозяйства растут 4000 эк зем п ляров рыб, появившихся на евет в результате искусственно* го оплодотворения. ИСКУССТВЕННЫЕ РИФЫ В прибрежны х районах Япо нии, США, ФРГ, Кубы со о р уж а ют искусственные рифы из строительных отходов, глины ■ специальны е «домики» для рыб и ом аров иа бетона с р а зли ч ной величины отверстиями. Это способствует лучш ему рае* селению в этих районах ценных рыб и омаров и увеличению их поголовья. Замечено , что мно гие рыбы и ом ары чаще селятся в тех местах, где они могут найти защиту от врагов, чем на пустом песчаном дне. ПРЕСНОВОДНЫЕ В МОРЕ По плану японских ученых в Японии па континентальном ш ел ьф е вп ер вы е оборудован а ф ерм а д л я разведения пресно водны х в м орской воде. Ры бы в боксах через определенные пром еж утки времени ^ п о л у ч а ют корм , преимущ ественно бел ковы е соединения на базе об работки нефти. Посылаемые зв у ковые волны определенной частоты «напоминают» рыбам о времени корм ления . Опыты с радужной форелью показали , что рыбы быстро привыкаю т к соленой воде моря. ТЮЛЕНИ ЗАДАЮТ ЗАГАДКУ УЧЕНЫМ Десятки тысяч тюленей соби раются каж дое лето на кр о ш ечном Тюленьем о с тро ве ш Тихом океане неподалеку от Сахалина. Р азм еры островка 600* м длины и 64 м ш ирины . Интересно, что тюлени посто янно избегают соседний остров, на котором просторнее и больш е пищ и . Учены е р еш и ли разгадать эту загадку и про следить пути в океане , которы ми они добираются до остров ка. Возможно , это будет спо собствовать увеличению пого ловья этих ценных морских ЖИВОТНЫХ, «ПОСЕЙДОН» Перевод М. КАРНАК. Помочь молодым членам экипажа освоиться и была при звана школа передового опыта, которой мне довелось руково дить. У нас также постоянно работала школа коммунистиче ского труда. Но в этой школе занимались те, кто хорошо знает производство, но решил приобрести смежные специаль* ности, или те, кто взял на себя личные обязательства добиться во втором году девятой пяти летки звания ударника комму нистического труда. Помимо освоения теорети» ческих вопросов по обработке рыбы, ее заморозке и упаков ке, в школе передового опыта классные специалисты вели практические занятия. Боль шую помощь оказали команд ному составу в деле подготов ки кадров матросы первого класса Вячеслав Григорьевич Пирогов, секретарь комсо мольской организации Алексей Вяликов, рефмеханик Азис Алиев, старший мастер по до быче Максим Дмитриевич Яценко. Они на практике пока зывали молодым членам эки пажа приемы выработки пи щевой рыбопродукции в море. Постоянная забота о молоде жи, ее профессиональном ро сте позволили нам завершить промысел на «отлично». В рейсе нам пришлось впер вые вырабатывать рыбную му ку из мойвы. Здесь следует заметить, что рыбную муку из мойвы на судах типа «Пушкин» до этого не мололи. Нам при шлось идти непроторенным пу- тем. И приятно сегодня отме тить, что с поставленной' зада чей мы опять-таки справились, даже выработали некоторые практические рекомендации. Вот они. Загрузка барабана должна производиться полностью до 2,5—2,7 тонны. Прогрев бара бана с сырьем должен быть 30—40 минут, а варка произво диться при малом давлении, то есть при 1—1,5 килограммов. Сушка же производится при давлении до трех атмосфер. Прессование производится не менее 40 минут, а толщина брикетов должна быть не больше 70—-80 миллиметров. В качестве примечания необхо димо сказать, что нельзя до пускать пересыхания муки, в противном случае можно по* лучить «бульон» (жировую мас су), который потребует повтор ной обработки. Если придер живаться этих рекомендаций, то на рыбомучной установке типа «Гартман» нетрудно до биться хорошего результата. Во всяком случае нам удалось в рейсе выработать 168 тонн рыбной муки из мойвы. Результатами проделанной в рейсе работы мы довольны. Экипаж БМРТ-243 «Ашхабад» обеспечивал большую группу судов постоянной и исчерпы вающей информацией о рыб ных концентрациях, полностью освоил лов разноглубинным тралом, успешно выполнил принятые в честь Дня рыбака социалистические обязательст ва, на судне подготовлено 26 классных специалистов. Н. КАРАВАЕВ, технолог БМРТ-243 «Ашхабад». На снимках {сверху вниз): электромеханик В. П. Синев, фактуровщик В. Удовенко, рефмеханик А. Алиев, матрос первого класса А. Вяликов. Фото С. Данилова'. ш
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz