Рыбный Мурман. 1972 г. Июль.

/ Б Р И Г А Д А У М Е Л Ь Ц Е В — Сколы»» тали? Мужчина в темных очках с умным красивым лицом вопро­ сительно смотрит на рядом си­ дящего, светловолосого. ДОЦ* воспи- мин и вернулся в свой коллек­ тив. А таких уже трое: Киселев, Сущев, Суслов. Один из трех парней, что си­ дят передо мной, наверняка не- 0 6 о й ^ л е Г т “2 5 - 2 7 . У обо- Давно аз армии. Лвдо молодое. их руки от кистей до кончиио» Суслов Он тотько пальцев черны, будто перчатки Анатолии Суслов, ин только надеты. Я знаю, отчего это: от. Демобилизовался из рядов Во- смесй отработанного масла и т?„ дизтоцлива, от частых прикос- всего Две недели. На «Резец» новенёй 'к металлу.'У" новичков чришел после школы. Был .уче- от такого «букета» при .первой J S e p b ^ с л й т е я т а т е о д о л ж м т царапине ладонь и тыльная сто- 1епеРь после армии продолжает рона опухают, как маленькие подушки. У людей привычных руки не всегда отмываются даже за время отпуска. • Это — слесари - дизелисты^разряд и большой рабочий плавмастерской «Резец». Гово- стаж. Виктор Шелганов прн- рят они о тех, кто пришел в шел в бригаду после службы на бригаду неопытным юнцом, флоте, Романов тоже уже про- возмужал в ней, отслужил в ар- шел школу мужества. начатое. Эти двое — Николай Рома­ нов и Виктор Шелганов — бо­ лее опытные. У обоих третий Заочно с бригадой я был зна­ ком. Когда попросил главного инженера «Резца» назвать луч­ шую бригаду, , он, подумав, от­ ветил: «Пожалуй, бригада Алек­ сандра Кузьмичева». А вот еще отзыв. , ч — Они все время выполняют план, а. он у нас напряженный, Люди в коллективе удивитель­ ные. Корректные очень. Быва­ ют, конечно, иногда конфликты 6 бригадиром, когда приходится работу сверхурочную делать. Бережет он ребят от «кос­ мических» перегрузок. Но что делать, и мы не гарантированы от авралов, особенно когда ло­ вится рыба и промыслу позарез нужны траулеры. Но у него в бригаде народ безотказный, — говорил старший мастер Ана­ толий Федорович Забавин. — Так получается, что рвачи и искатели легкого рубля у нас не задерживаются, — рассказы­ вает бригадир. — Остаются люди с хорошим сердцем и уме­ лыми руками. Они-то и состав­ ляют костяк бригады. Алек­ сандр Кулеш, Николай Вере­ сов, коммунист Борис Киселев, Виктор Шелганов, Николай Ро­ манов. На них можно поло­ житься. В деле слесарей из бригады Кузьмичева я увидел па БМРТ «Олентуй», где они заканчива­ ли подготовку, главного двига­ теля к опресСовке. Междурейсо­ вый ремонт двигателя был поч­ ти закончен. ! «Завтра послед­ ний день, потом испытания», сказали мне. Это означало, что вместо 19 дней, за которые на­ мечалось выполнить объем ра­ бот, затрачено лишь девять. — Как, справляются? — спросил я механика, наблюдав­ шего за ходом работ на «Олен- туе». Тот, видно не щедрый на эпи­ теты, сказал кратко: — Замечаний нет. «Лечение» двигателя БМРТ — дело непростое. Если СРТ и СРТ-р рабочие ремонти­ руют быстро, как пироги пекут, потому что набили руку, то с БМРТ «знакомы» лишь пять лет. Но не было еще жалоб на бригаду. БМРТ №№ 439, 422, 2639, 453 уходили в море с по­ здоровевшими сердцами-двига­ телями, которые не знали уста­ лости. Сам Кузьмичев не считает, что его бригада — лучшая* «У Анатолия Мурашова, — го­ ворит он, — коллектив опыт­ нее». Кстати, бригада, возглав­ ляемая Мурашовым, — сопер­ ник по социалистическому со­ ревнованию. А в общем-то они друзья. С большими морозиль­ ными траулерами Кузьмичева познакомил именно Мурашов. Тогда, три года назад, Кузьми­ чев поработал некоторое время его дублером. А позлее и: сам поделился опытом с бригади­ ром Хвастуновым. Трудное дело быть слесарем- дизелистом. Ведь приходится ремонтировать сложные меха­ низмы. Кузьмичев признает­ ся, что нередко приходится ему заглядывать в учебники. Да и остальным надо уметь творче­ ски мыслить и действовать. И получается это у них неплохо. О. КОТОВ. ВИБРАЦИЯ УСТРАНЕНА В ОПРОС выхода из строя трубок высокого давле­ ния на дизелях Д50 ста­ вился еще до поступления на наш флот судов тина «Алтай». Завод - изготовитель принима­ ет меры для ликвидации этого дефекта путем улучшения кон­ струкции трубок, качества ме­ талла и технологии изготовле­ ния, однако случаи выхода из строя трубок наблюдаются до настоящего времени. Так, на «Карпатах» при переходе из Николаева в Архангельск вы- шло из строя 17 трубок. 13 трубок сменено за первый ме­ сяц эксплуатации гсВевека». , Причинами гвыхада- ир строя трубок является; вибрация и не­ правильный монтаж. При уста­ новке трубок на место необхо­ димо, чтобы осевая штуцера трубки совпадала без перекоса с осевой топливного насоса. Конуса трубки и насоса долж­ ны быть чистыми. Крепится на- кндаая гайка усилием одного человека ключом 200 мм дли­ ной, чрезмерные усилия созда­ ют дополнительные напряже­ ния в металле штуцеров. Для устранения вибрации трубок на «Певеке» по предло­ жению главного механика Б. П. Зелянина трубнн„крепились к блоку двигателя" н а резшювых амортизаторах. В качестве ре* эины необходима использовать пластину толщиной 25 мм, же­ лательно маслостойкую. За не­ имением ее можно пользоваться резиновыми прокладками тра­ лов. Технология изг о говления амортизаторов несложна. Из ре­ зиновой пластины вырезается прямоугольник, сверлом дела­ ются отверстия диаметром 10 мм под трубки и отверстие под болт крепления. Затем ножом разрезается пластина по осевым трубок. Для крепления резины необходимо изготовить по фор­ ме ее стальную накладку, тол­ щиной 6—8 мм. Если за первый месяц эксплу­ атации «Певека» вышло из строя 13 трубок, то после пе­ ределки крепления и проверки обжатия штуцеров за осталь­ ные. четыре с половиной месяца промысла трубки из строя не выходили. ОЛЬШОИ объем работ проведен на «Копет-Да- ге» и «Амбарчике», где в междурейсовые стоянки за­ меняли шестер*® газораспреде­ ления привода топливных насо­ сов и насоса охлаждения, хотя дизели проработали с построй­ ки соответственно 6300 и 3000 часов (моторесурс дизелей 30000 часов). На «Копет-Даге» ГДГ4 остановлен на вахте треть-. ,его механика в море из-за по­ стороннего шума в районе ме­ ханизма передач. При осмотре обнаружено, что все зубья ше­ стерен потеряли свою первона­ чальную геометрическую фор­ му, на многих зубьях изношены головки до 4 мм, выбит металл зубьев. В результате пришлось заменить весь комплект ше­ стерен. Б На «Амбарчике» во время стоянки в порту второй меха­ ник производил профилактиче­ ский осмотр двигателя и обна­ ружил в районе седьмой опоры в картере бронзовую стружку. Для выяснения причины осмот­ рели механизм шестерён: ока­ залось, что износ паразитной шестерни выше допустимых норм, а на шестерне коленчато­ го вала в местах разъема на двух зубьях скол металла. Свое­ временный профилактический осмотр предотвратил^ аварию двигателя. . Предполагаемая причина ~ неправильный монтаж паразит­ ной шестерни. Шестерня враща­ лась на втулках, а втулки на­ прессованы на ось и не враща­ лись. Подтверждением служит то, что у втулок были разбиты как опорные поверхности, так и упорные бурты. ' г В рассмотренных случаях причинами поломок явились за­ водские дефекты. Вины эксплу­ атационников нет. Однако сам факт заставляет еще тщатель­ нее проводить профилактичес­ кие осмотры, чаще делать за­ меры, придерживаться рекомен­ дованных инструкциями вели­ чин. Для производства работ на обоих судах пришлось снимать патрубки турбокомпрессора, турбокомпрессор, охладитель воздуха, крышку корпуса при­ вода. Только тогда можно бы&о приступить к снятию шестерен. Всё шестерни цилиндрические со спиральным зубом. При этом на всех деталях необходима N постановка меток для последу­ ющей сборки. Разобщенные ва­ лы нельзя проворачивать и сби­ вать их первоначальное поло­ жение. При снятой большой ше­ стерне можно выпрессовать с помощью съемника ось паразит­ ной шестерни,1- снять ее и до­ браться до разъемной шестерни коленчатого вала. Для удобства в работе разбирается движение шестого цилиндра и снимается верхняя крышка седьмой опоры. Паразитная шестерня враща­ ется на оси на втулках, запрес­ сованных в ее ступицу.Бронзо­ вые втулки залиты баббнтом. В модернизованных дизелях от баббитовой заливки отказались для увеличения надежности ра­ боты. Масло из главной магист­ рали поступает по сверлениям в оси для смазки втулок и даль­ ше по двум отверстиям в пара­ зитной шестерне для смаз­ ки рабочей поверхности зубьев шестерен. Необходимо следить за состоянием зубьев шестерен, поступлением смазки, зазором между втулками и осью в пара­ зитной шестерне, зазором меж­ ду зубьямни шестерен щупом или свинцовой выжимкой. Учитывая специфические осо­ бенности двигателей Д50, на­ стоятельно рекомендуется де­ тально изучить инструкцию устройства и эксплуатации дви­ гателей'до начала работы с ма­ шинами. В. БАЛАБАНОВ, зам. начальника механико-су­ довой службы Архангельско­ го тралового флота. Матрос первого класса ком­ сомолец Валерий Михайлов отработал на РТ-215 «Котлас» всего один рейс. За это вре­ мя молодой рыбак показал се» бя с самой лучшей стороны. Он активен в судовой жизни, показывает высокое мастер­ ство за рыбоделом; Его имя, как передовика производства, занесено на судовую Доску почета. Фото С. Данилова. виды промысловых -В последние годы -все -более явственно ощущается резкое снижение поголовья промысловых рыб. :Чтобы Обеспечить потребность рынка в рыбной продукции, необходимо уже» « 6 ta c начинать промышленный лов рыб, которые ■‘настоящее время по каким>либо причи­ нам не используются, но концентрации которых доета» точно большие. - Институт биохимии и технологии в Гамбурге иссле- дов «а возможность лова и переработки перспективных промысловых рыб; - -• - * Рыба-гренадер. Уже продолжительное время в во­ дах Исландии,-Лабрадор» и Ньюфаундленда на-глубине от 600 до 1000 м с помощью донного трала вылавли­ вают эту рыбу. Она относится к деминохв.остым, кото­ рые стоят близко к группе тресковых. Ее средняя вели­ чина 60—НВО с^, вес 800—1000 г. Мясо нежирнее, -белое, плотное, приятное на вкус. Печень относительно круп­ ная и очень жирная. - " * • ■ • - Дегустации показали, что филе-рыбы .можно потреб: пять как в жареном, так и в варейоМ виде. Особёнйо хороша рыба-гренадер « -копченом виде.- ---- -— —.— - Опыты по машинному филетированию рыбы-гренадер до сих пор,не-даянь *|^етворительны*резул^^ -f . ;Рыба-гренадер может в .некоторой степени воспол­ нить сокращающееся поголовье .промысловых рыб, но. учитывая, что она растет очень ^медленно,; лов ее дол­ жен быть ограниченным* • •’ г . Золотой лосось относится к лососевым и водится на глубине до 500 метров в Северной’ Атлантике вдоль восточноевропейского • побережья • от Исландии до Ньюфаундленда. Лов донным и пелагическим тралами. Величина золотого лосося до 50 см. Он имеет белое нежное мясо,'которое в вареном виде из-за незначи­ тельного^ огуречного вкуса не получает высокой оцен­ ки. Однако в жареном и копченом мясе, этого вкуса не ощущается. Филе холодного и горячего копчения, а также консервы из филе в масле имеют хороший вкус, тогда как в копченой целой рыбе огуречный вкус не­ сколько заметен; - • - - - т Опыты >- машинного филетирования * на.- модели Баедер-181 были вполне удовлетворительными, хотя требуются- неэй^чительнью- конструктивные изменения. . . . Голубой, мерланг. —Эхо .пелагическая рыба, живущая на глубине от 80 до 300. м. Она распространена от Нор­ вежского побережья др .Бискайского . залива. Кроме г,- . того, она водится в водах Испании и в Средиземном море. Голубой мерланг при дегустациях оценивается очень высоко. Перерабатывать голубой мерланг из-за его ма­ лой величины (до 35 см) и больших потерь при раздел-: ке очень трудно. - , г . МайскВя рыба ловится в начале весны, когда ока всплывает на поверхность моря для метания икры. В- Европе из-за сильного загрязнения- рек ее мало, а у американского восточного побережья результаты про­ мышленного лова очень хорошие. Майская рыба напо­ минает сельдь. В копченом виде и под маринадом ' она отличается хорошим вкусом, однако заметно уступает сельдй, так как не имеет ее специфического вкуса. _Наряду е названными рыбами'в институте были ис­ следованы и другие. рыбы, уже . распространенные на рынке: м»кр.елгь, хек, каранке. Поступление этих; рыб на рынок по сравнению с возможностью лова их1, еще незначительно. . Н. МИТРОФАНОВ. г «ЭКСПРЕСС-ИПФОРМАфШ».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz