Рыбный Мурман. 1972 г. Июль.

v.vi Г-:-»:-: W.v.v (Окончание. Нач. на 1 стр.). Поэтому целесообразно про­ водить комбинированный лов сайки как донными/ так и раз­ ноглубинными тралами.. - Крайняя северо-восточная граница распределения ■сайки будет зависеть -главным обра­ зом. от ветрового и ледового режимов. Исключительно важ­ ное значение для успешного промысла сайки будет иметь четкая работа оперативных по­ исковых судов. Производительность промыс­ ла сайки в июле ожидается для судов типа СРТ — 15—20 ц/час, БМРТ — 30—40 ц/час. НОРВЕЖСКОЕ МОРЕ Путассу. В июле скопления нагуливающейся путассу раз­ личной плотности распреде­ лятся на значительной аквато­ рии Норвежского моря. Промысловые концентрации путассу будут наблюдаться в основном в юго-западной и за­ падной частях Норвежского мо­ ря. . Образование промысловых скоплений путассу в Ян-Майен- ском районе и в зоне «полярно­ го» фронта порога Мона наибо­ лее вероятно в третьей декаде июля. Откармливающаяся путассу будет постепенно мигрировать на север. Ритм суточных вертикаль­ ных миграций остается таким же, как и в июне; путассу не будет совершать заметных вер­ тикальных перемещений и зна­ чительную часть суток будет распределяться в поверхност­ ном 70—80-метровом слое. В июле наиболее перспектив­ ным для промысла путассу ожи­ дается район смешанных вод Восточно-Исландского течении (районы 22-а; 22-в). Произво­ дительность промысла путассу разноглубинными тралами в июле для крупнотоннажных траулеров будет не менёе 3 5—45 т на судо-сутки лова. ИСЛАНДИЯ В июле на севере Исландии на большой площади будет на­ гуливаться черный палтус1. Об­ разование промысловых скоп­ лений его возможно вблизи изотермы 0°. При благоприят­ ных гидрологических услови­ ях средний улов на час трале­ ния для БМРТ составит около 10 Ц. К востоку от Исландии сЬхранятся небольшие скопле­ ния неполовозрелого палтуса. На юго-западе Исландии будет держаться посленерестовая ар- гентина. СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ . АТЛАНТИКА На материковом склоне Се­ верной Ньюфаундлендской бан­ ки скопления тупорылого мак- руруса сосредоточатся на глу­ бинах более 1000 м. В уловах будут рыбы длиной от 21 до 71 см с преобладанием 35—:37 см. Прилов черного палтуса не превысит 5%. По сравнению с прошлыми годами запасы мак- руруса в этом районе снизи­ лись. Ввиду довольно узкого распределения рыбы не реко­ мендуем сосредоточивать в районе группу более 10 БМРТ. Производительность промыс­ ловых БМРТ составит на час траления 20 ц. на сутки лова — 260 ц. Во второй половине июля возможно появление скоплений макруруса и черного палтуса на глубинах 500—800 м к се­ веру от 59° с. ш., в районе Се­ верного Лабрадора и прилежа­ щих'участков Земли Баффина. Длина макруруса 60—70 см, прилов черного палтуса соста­ вит до 30%. Возможен отрыв скоплений макруруеа от грун­ та, поэтому рекомендуем об­ лов донными и пелагическими тралами. Ожидаемая'- производитель­ ность промыЬловых БМРТ на час траления — 22 ц, на сут­ ки лова — 260 ц. Образование скоплений бо­ лее мелкого (55—65 см) мак­ руруса возможно также на во­ сточной стороне Гренландско- Канадского порога. Основу уловов на мелководье Большой Ньюфаундлендской банки составят камбалы и. ров­ ная треска. Рыба будет интен­ сивно питаться, что определит характер и стойкость скопле­ ний. На глубинах 200—500 метров югб-вбсточного' ' склойа удержится морской окунь дли­ ной 26—32. см. В темное время окунь 'буД’е'т:мигрировать в тол­ щу вслед^за объектом питания. Вести облов мелкого окуня на юго-западном склоне не реко­ мендуем ввнду примеси в этом районе молоди. Ожидаемый улов на час траления у промыс­ ловых БМРТ составит 22 ц, на сутки лова — 310 ц. Скопления трески у Запад­ ной Гренландии будут подвиж­ ными. В погоне за объектами питания рыба часто будет под­ ниматься в толщу, поэтому на­ ряду с донным целесообразен облов ее пелагическими трала­ ми. Наиболее стабильные и плотные концентрации ожида­ ются в районах откорма, вблизи территориальных вод. Улов на час траления промыс­ ловых БМРТ не превысит 18 ц, на сутки лова — 260 ц. ПЕЛАГИЧЕСКИЕ РЫБЫ Мойва. В июле в районе Большой Ньюфаундлендской банки будет продолжаться не­ рест мойвы. Промысловые скопления мойвы распределят­ ся в основном на юго-восточном склоне на глубинах 45—55 метров. Днем скопления нерестовой мойвы будут. распределяться у грунта, образуя мощные кося­ ки. В темное время суток мой­ ва будет быстро мигрировать в поверхностные слои и рассеи­ ваться. В связи с особенностя­ ми суточных вертикальных миг­ раций наиболее результативный промысел мойвы ожидается днем донными тралами. Про­ изводительность промысла мой­ вы в июле для судов типа БМРТ ожидается не ниже 450—500 ц на судо-сутки лова. ПИНРО. ПО РОДНОЙ СТРАНЕ ЗАПОРОЖЬЕ. Ускоренными темпами ведется строи* тельство электростанции «Днепрогэс-2». Мощные экскаваторы и самосвалы ведут выемку грунта на трассе нового судоходного шлюза. На снимке: на сооружении котлована. ВОЛГОРЕЧЕНСК (Ко стромская область). Быст­ рыми темпами ведется со­ оружение крупнейшей в ми­ ре Костромской ГРЭС. Оборудование монтиро­ валось рядом с вертолетной площадкой узлами до 8 тонн, а затем «винтокрылый кран» ставил их в точно на­ меченное место. На снимке: вертолет МИ-10К с конструкцией ве­ сом 7 тонн над 250-метро­ вой трубой Костромской ГРЭС. (Фотохроника ТАСС). ЗА СТРОЖАЙШИЙ РЕЖИМ ЭКОНОМИИ В АЖНЫЙ резерв увеличе­ ния выпуска продукции и снижения затрат на ее производство заключен в эко­ номном расходовании сырья, материалов, топлива, электро­ энергии. Строжайший режим экономии, рациональное ис­ пользование трудовых, мате­ риальных и денежных ресур­ сов позволяет быстрее увели­ чивать общественное богатст­ во, повышать народное благо­ состояние. Бережливость в большом и малом должна стать неотъем­ лемой чертой всей хозяйствен­ ной деятельности. Хороший пример в этом отношении по­ казывают экипажи многих су­ дов тралового флота. Например, экипаж ППР «Ка­ питан Скорняков» в рейсе в Юго-Восточную Атлантику (с -29 августа 1971 г. по 3 марта •1972 г.) добился экономии по всем статьям затрат на общую сумму 53,4 тысячи рублей. В результате хорошего хозяй­ ствования себестоимость одно­ го центнера продукции снижена на 1 рубль 42 копейки. В группе судов типа БМРТ хороших результатов добился экипаж БМРТ-237 «Яро­ славль» (капитан тов. Пуртов) в рейсе с 7 января по 10 мая *1972 года (район Лабрадора). Экономия по большинству ста­ тей затрат составила 35,7 ты­ сячи рублей, себестоимость од­ ного центнера рыбы снижена на 1 рубль 83 копейки.- 1 Принцип экономии заложен в условиях премирования экипа­ жей. Полный размер премии выплачивается экипажам, не допустившим перерасхода по статьям материальных затрат (соль, лед, топливо, тара, износ орудий лова и промснаряже- ния). Перерасход по сумме че­ тырех статей затрат даже на 100 рублей лишает весь экипаж части премии из фонда зара­ ботной платы и полностью из фонда материального поощре­ ния. По итогам работы за первый квартал 1972 года (БМРТ, ППР по законченным рейсам) снизи­ ли расходы по статьям мате­ риальных затрат: топливо — экипажи 13 БМРТ, 6 ППР и 52 РТ; тара — экипажи 12 БМРТ, 4 п п р ; орудия лова — экипажи 3 БМРТ, 4 ППР и 49 РТ; соль — экипажи 30 РТ; лед — экипажи 52 РТ. Но большая работа в борьбе за экономию и бережливость на судах тралового флота сводит­ ся иногда на нет сторонними обслуживающими организа­ циями. В феврале-марте 1972 года суда Мурманского трало­ вого флота из-за отсутствия топлива в рыбном порту выхо­ дили на промысел с наполови­ ну заполненными танками. Так, траулер «Сириус», имея вме­ стимость танков 213 тонн, по­ лучил в порту лишь 120 тонн. Траулер «Очаков» при вмести­ мости 211 тонн получил в пор­ ту 80 тонн и т. д. За доставку каждой тонны топлива на промысел (в район Баренцева моря) управление обеспечения промыслового фло- Мурманского тралового флота та. должно заплатить «Севрыбхо- И самое возмутительное в лодфлоту» по 32 рубля. Мож- этой истории то, что нашему но представить, насколько флоту управление «Севрыб- будет удорожена себестоимость холодфлот» по истечении пер- выпущенной продукции. вого квартала 1972 года предъ- В первом квартале 1972 го- явило штраф за иедовыборку да суда тралового флота имели мазута в сумме 10171 руб. потери промыслового времени 50 коп. в ожидании пополнения топли- Как уже было сказано, трало­ вом. Экипаж «Сириуса» в рей- вый флот за первый квартал се с 20 февраля по 15 марта 1972 года имел простои промыс- 1972 года потерял 36 часов, ловых судов из-за несвоевре- экипаж траулера «Артек» в менной доставки управлением рейсе с 9 февраля по 12 марта «Севрыбхолодфлот» топлива в 1972 г. в ожидании топлива по- район промысла, 2055 тонн ди- терял 75 часов, экипаж трауле-зельного топлива использованы ра «Ереван» в рейсе с. 17 фев- в качестве котельного, суда раля по 11 марта 1972 год а '— выходили в море неполностью 48 часов и траулер «Очаков» в снабженные топливом, в ре­ рейсе с 14 февраля по 14 мар- зультате возросли транспорт- та —77 часов. Всего по четы- ные расходы. И вот в этих ус- рем судам потери промысло- ловиях управление «Севрыбхо- вого времени составили 236 ча- лодфлот» предъявляет пре- сов — .9,8 суток. За счет этого тензию тралфлоту. Получив от- флот недоловил 696 центнеров каз в оплате штрафа, оно на- рыбы. • правило дёло в арбитраж. Часть экипажей, чтобы не те- Напрашивается вывод, что не рять промыслового времени, к траловому флоту следует была вынуждена использовать дорогостоящее дизельное топ­ ливо вместо мазута. За первый квартал 1972 года судами Мурманского тралово- предъявлять санкции, а к рыб­ ному порту и к «Севрыбхолод- флоту» за то, что несвоевре­ менное обеспечение промысло­ вых судов топливом приводит к го флота использовано дизель- потерям промыслового време- ного топлива в качестве котель­ ного 2055 тонн. Это вызвало удорожание себестоимости на 77062 рубля. Приведенные примеры крас­ норечиво говорят о том, что и рыбный порт, и управление «Севрыбхолодфлот» еще не все делают для бесперебойного ни, удорожанию себестоимости и подрывает основы хозяйст­ венного расчета на судах фло­ та. Т. ЕЛИЗАРОВА, зам. начальника планового отдела тралового флота по хозрасчету. Д Л Я В А С РЫБООВРАВОТЧИКИ Научно-техническая биб­ лиотека ЦПКТБ . главка «Севрыба» располагает большим фондом изданий — около 110.000 наимено­ ваний по различным обла­ стям науки и техники, добы­ чи и обработки рыбы, экс-» плуатации и ремонта судо.- вых силовых установок устройств, судовождения и связи и т. д. В справочно-информаци­ онном фонде имеется мно­ жество библиографических подборок по различным те­ мам. Возьмем для примера биб­ лиографическую справку! «Устройства и машины по разделке рыбы на тушку и филе, для выработки кон­ сервов». Она включает в се­ бя 26 источников литератуч ры, ознакомившись с кото­ рой, специалисты поймут назначение, устройство, принцип действия той или другой рыборазделочной ма- шины, установленной на су­ дах флота рыбной промыш­ ленности как отечественной, так и зарубежной построй­ ки. Можно ознакомиться со следующими машинами: ма* шина для разделки скумб­ рии «ИРА-104», машина для потрошения рыбы дли? ной 27—43 см, машина для разделю! полярной тресоч- ки, универсальная малога­ баритная роторная машина для шкерки океанических пород- рыб, машина ИРМ-3 для разделки мелкой рыбы^ машина ИР1-МЗ для разделт ки сайры, машина МКРМ для разделки мелкой рыбы, машина ТК-205 для обработ­ ки рыбы, автоматическая рыборазделочная машина АРС-1, машина AI-ИРС для разделки атлантической сардины, с рыборазделоч­ ными машинами иностран­ ных фирм. В указанной литературе рассматриваются вопросы механизации. и автоматиза­ ции разделки рыбы на судах флота . рыбной,; промышлен-. ности, приведены примеры, автоматизированных липий по разделке рыбы. ' В библиотеке имеется «Каталог-справочник техно­ логического . оборудования рыбообрабатывающих про-’ изводств (нормативный та­ бель-минимум), в ^котором указано все серийно изготов­ ляемое технологическое обо­ рудование, : опытно-промыш­ ленные образцы, прошед­ шие испытания и рекомендо­ ванные к серийному произ­ водству, . а также наиболее современные образцы им­ портного оборудования, экс­ плуатируемые в настоящее время рыбообрабатывающи­ ми предприятиями. Кроме того, по вашим за­ казам (даже радиограммам с моря) библиотека сможет по­ добрать литературу по любо-; му интересующему вас во­ просу. ^ В. ТАТЬЯНИН^

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz