Рыбный Мурман. 1972 г. Февраль.

Г Л У Б И Н А X (Продолжение. Нач. в ММ 8—10, 22, 14) При пробных тралениях судоводитель должен огтре- елить, сколько времени уходит на спуск тралов, трв- енне ваерсв м какое расстояние при этом проходит удно .Л зная эти данные, не трудно рассчитать время ля захода не постановку трале с учетом! скорости ходе орвбля, направления течения, ветра м их силы. Сущность прицельного траления состоит в том, тобы обловить яишдый косяк. Для этого, кроме умения роиаводить необходимые расчеты, знания тяговых эзможностей судна, анализа всех метеорологических ’акторов, крайне важно оперативно поддерживать вязь с другими судами, пользоваться их информацией давать свою. ' Надежность информации рядом работающих судов, е своевременность — одно из важнейших условий спеха на промысле. ). Тралиагоризонте *• I . Способность вибратора »фибора контроля хода эала ИГЕКу излучать импульсы как в сторону грунта, ж и в сторону поверхности воды дает возможность онтролировать глубину хода трала относительно по- ерхности. Это особенно важно (и в этом ценность рибора) при работе с тралом на больших глубинах мо- я или же между скал. Судоводитель всегда должен нать, что отметка на самописце глубины хода трала '"носительно поверхности и отметка глубины относи- ~пфюз*р#нта Згсумме дают глубину моря в данной точ- е. Конечно/ здесь вкрадываются ошибки и самого при­ о р а ftafeidttS;1 по в практической деятель- ости их можно не учитывать- 8ыв#д тралЬ на заданный горизонт нужно произво- ить постепенно. После взятия вееров иа стопор ход удн$ уменьшается до малого. Сморость опускания тра- а должна быть такой, чтобы распорные .доски не могли ойтйсь и сцепиться. Нужно помнить, что трал имеет свойство «провали- аться», т. е. при разном увеличении скорости судна он е поднимается сразу кверху, а первоначально резко па- ает вниз на 10—15 метров. Поэтому при подходе трала заданному горизонту скорость судна необходимо по- гоянно увеличивать, чтобы плавно подвести трал к нуж- ому горизонту. Это особенно надо учитывать при пускании трала к грунту. К грунту трал нужно подводить плавно, скорость хо- а увеличивать постепенно, чтобы не создать явления прееаяивания» трала, отсчет горизонта хода трала роизводить только относительно дна моря. Если траление производится в толще воды и прибор онтроля хода трала не фиксирует дна моря, отсчет лубины хода трала нужно производить от поверхности оды. В практической работе это дает хорошие резуль- аты, точность выхода на косяк довольно высокая. После выхода трала на заданный горизонт и уста- овления постоянного режима траления судоводитель .олжен определить время «запаадыввиия» хода трала, \ е. время, через которое трал выходит на косяк, фик- ируемый под килем. Время «запаздывания» хода тра- -а нужно определять как можно »ч н е е . От этого зави- ит точность вождения трала по «осякам, определение очного расчета целесообразности вывода орудия ова на тот или другой косяк. При наличии нескольких ос яков на резных горизонтах выбрать наилучший ва- ^ант траления, когда -трал максимальное время будет плодиться т рыбе. Врем* запаздывания нужно рассчи- лъгтъ как можно чаще, с некоторым изменением ре- има траления. Для расчета времени запаздывания не- 5ходимо знать расстояние от трала до судна по гори- жтальной проекции и скорость траления. Расстояние ) горизонтальной проекции от судна до трала рас­ читывается по простой формуле / > - SJ ' . Э З ( Н , < Ь , Г - м 1 На рабочем месте штурмана должна быть рассчитан­ ная таблица запаздывания в зависимости от скорости траления и длины вытравливаемых ваеров и кабелей. Если штурманы опытные, надобность в такой таблице отпадает. При работе на неровном грунте, скалах время за­ паздывания можно определить по этим неровностям грунта. В момент прохождения судна над скалой, нача­ лом впадины и т. д. судоводитель запускает секундо­ мер и останавливает его, когда неровность появится под тралом. Этот момент фиксирует самописец прибора контроля «ода глубины орудий лова. Такие расчеты бо­ лее точные, и их надо всегда применять при тралениях, производимых относительно грунта. Точность вождения трала на заданном горизонте за­ висит от знания многих факторов. Один из них — ошиб­ ки поисковых приборов а показаниях глубины моря или же косяков рыбы под килем судна. При работе разно­ глубинным тралом должны быть включены одновре­ менно не менее деух поисковых приборов. Обычно к эхолоту «Кальмар» подключен прибор контроля хода трала ИГЕКу. Подключение выполнено при помощи несложного устройства, переключатель которбго имеет два положения: «судно», «трал». Когда эхолот работает в последнем положении, подключает­ ся ИГЕКу, на самописце эхолота можно наблюдать вер­ тикальное раскрытие трала, горизонт его хода относи­ тельно морского дна и поверхности воды, записи ко­ сяков рыбы, которые заходят в трал или же проходят над или под ним. При работе эхолота в режиме «судно» . самописец фиксирует морское дно и рыбные косяки, над кото­ рыми проходит судно. Обычно «Кальмар» переключен в положение «трал», а для определения глубины моря и наличия рыбных концентраций под килем корабля служит другой поисковый прибор, например, гидроло­ катор «Палтус-М». Во время траления по «Кальмару» определяют горизонт хода трала, заходы в него рыбы, а по гидролокатору — глубину моря, наличие косяков под килем, а также осуществляется горизонтальный поиск. Когда в действии эти два приборе, судоводитель должен уметь определить ошибку в показаниях глуби­ ны одного прибора относительно другого. Эта ошибка возникает из-за неодинакового числа оборотов пера самописца и приводит к тому, что трал может ока­ заться в стороне от-косяка. Ошибка порой достигает до ста метров. В связи с этим особая ответственность ложится на электрорадионавигатора, который должен отрегулиро­ вать прибор, добиться идентичности его показаний. Определение ошибки и е е уничтожение производится двумя способами.^ Первый: по оборотам пера самописцев. При помо­ щи секундомера замеряются обороты пера обоих са­ мописцев на одном и том же диапазоне работы, Зная разницу между фактическим числом оборотов и рас­ четным, можно определить ошибку показаний глуби­ ны. Ее легко уничтожить, отрегулировав обороты при помощи АЦР мотора самописца Обороты должны быть одинаковыми. Второй: по сравнению одновременных записей мор­ ского дна или косяков рыбы под килем судна. Штур­ ман на несколько секунд включает эхолот «Кальмара» в режим «судно». Сравнивая показания обоих эхоло­ тов, определяет разность. При помощи АЦР мотора самописца следует добиться такого .положения, чтобы отсчет глубины моря или косяков был одинаков на обо­ их самописцах.' При определении ошибки и ее исправлении судово­ дителю следует обратить внимание на такой момент: фиксируемая пером нулевая отметка должна совпа­ дать с нулевой отметкой шкалы. Этим можно избежать ошибки отсчетов. В процессе треления точность показания глубины приборами для выявления ошибки проверяется не­ сколько раз. Если в силу каких-либо обстоятельств ра­ ботает только один поисковый прибор, к нему надо подключать ИГЕКу. Вождение трала на заданном го* ризонте, контроль рыбных записей под килем и в этом случае осуществляется успешно. При тралении необхо* димо попеременно переключать эхолот в режим «суд* но», «трал». В непосредственной близости от. грунта водить трал при наличии только одного прибора не рекомендую — можно посадить трал на грунт. Поскольку рыбные косяки располагаются на разных горизонтах, важном фактором точности вождения тра* ла является знание тяговых усилий и возможности суд­ на и траловой лебедки* В процессе траления перед су* доводителем возникает ряд задач, связанных с этим. Во-первых, надо знать, на какой горизонт и за какое время при постоянной длине ваеров можно поднять трал на различных режимах работы главного двига­ теля. у л Во-вторых, при постоянной скорости траления важ­ но определить, на какой горизонт и за какое время поднимется трал, если подобрать 25, 50, 75, 100 метров а-аеров. В-третьих, сможет ли траловая лебедка при макси­ мально возможной скорости траления подбирать ваера. Какая скорость подъема трала будет в данном случае. Решать эти задачи судоводителю надо при ведении трала в одном—двух метрах от морского дна, при тралении между скалами, на материковом склоне. Ко­ нечно, точно рассчитать время и скорость подъема тра­ ла на заданный горизонт в таких условиях практически невозможно. Однако примерное время надо знать. Это достигается опытным путем с помощью секундомера при первых тралениях. Прежде чем приступить к тралению в сложных усло­ виях, рекомендую первоначально пройти тралом в стороне от группы. При этом важно определить все характеристики судна, траловой лебедки, поведение орудий лова при различных режимах и обстановке. Надо помнить: определять названные характеристики следует с максимальной длиной вытравленных ваеров. Результаты занести в специальный журнал. Как уже говорилось раньше, скорость траления мож­ но' регулировать, используя резервы мощности . глав­ ного двигателя. Отсюда вытекает такая рекомендация: количество ваеров держать постоянным, а горизонт хода трала изменять за счет изменения режима рабо­ ты главного двигателя. Это не только удобно для судо­ водителя, но и значительно уменьшает износ ваеров. Если же по оценке вахтенного штурмана одной мощ­ ности главного двигателя недостаточно для быстрого подъема трала, следует использовать мощность трало­ вой лебедки. При прицельном тралении необходимо выходить на каждый иосяк. Надо в каждом конкретном случае бы­ стро определить и принять решение с учетом характе­ ристик судна, и траловой лебедки для выхода на нуж­ ный горизонт. Научившись прицельному вождению орудий лова в толще воды на различных горизонтах, ’промысловик готовит себя-к работе на тяжелых грунтах: между ска­ лами, я одном—двух метрах от грунта, на свале глу* бин. Еще раз напомню: а этом случае обязательно должны быть исправны два поисковых прибора. Сели косяк находится между скал, штурман должен произвести расчет постановки трала. Постановка трале заканчиаааркя, когда сжала находится под килем судна. Тред подводят к скале так, чтобы пройти в нескольких метрах над ней. Затем скорость уменьшают, и трал опускают вдоль скалы на нужный горизонт. В. ДЕМЯНЕНКО, капитане (Продолжение следует ). <>^д<топппппппп^?^пг ^ <,^ |^ ^ яд™ ^™™прппммаадЕ™с т т ю т р г^ с т м шм дос^ ма;оотаЕ^ аотпрсш^ мпраропрраа№^ .О " где -0,93 — эмпирический воэффициент прогиба еров, рассчитанный как отношение расчетной глубины Да трала к фактической, hi — длина ватравл*нных4аер0в в метрах, h3 — дли- * кабелей, Н — горизонт хода трала'по прибору. Скорость судоводитель -измеряет по планширному »гу или же рассчитывает ее по Обсервациям, если они «дежны. Отсюда время запаздывания можно опреде- iTb irq следующей формуле з а г 4 / . I» " - Удобнее всего в эту формулу подставлять значение эемени в минутах, а скорости — в узлах, длину вае- ов, кабелей и глубину хода трала — в метрах. Тогда ормула примет вид: НА ПРОМЫСЛЕ Фотоэтюд EL Калинина...: - ч

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz