Рыбный Мурман. 1972 г. Февраль.
э КШГАЖ. траулера ♦Орион», нак прави ло* та наждога; рейса возвращается в порки е выг полненным заданием. ! Возьмем прошлый гад; восьмой рейс. КагоиягашЕ тог да работая на. «Орионе» юзгиг мунист Константин: Шрщлв- шов. В те дни он с летной; „уемшшшй: называл себя «яа- яитаио ж двадцати суток*., г usr что да этого, восьми:® ‘ ;ащ бнвг старшнлс аа- :% ш к чести* ру. лажем нешюм. За 2 Ф моряки «Оршзназ» взиляе шгане 78 ттв Ш тонн вщг- ии, зырао'оталн % тонны клш&- фйека, %7 тэннвс рыбной- му- К *SR' I Молодой руководитель ■ ' опирал^ д а , .профессионала- В нук? шучйу айинажа, пола* аовался в какой-то мере: шп> В дами труда закрепленного за кораблем капитана Владамя- В ра Андреевича Дьяконова; От Александра Константи новича я впервые и услышал В имя этого капитана. Теперь » я с ним знаком. Он, как В большинство рыбаков, ши рокоплеч, и, как большинство судоводителей, подтянут, ак куратен, эрудирован. В таи, В что он думающий органпза- ■ тор производства, легко убе диться, посмотрев даже бегло его рабочие блокноты. Шесть лет он трудится на РТ-124 и все шесть, лет ведет дневнина- tibteygatftn. Даже разбивна В д е в к а м и та сохрани- I лась полностью. * - -и&ця ■- рыбаков минувший I производствешшй год был очень трудным. Затяжные штормы, неустойчивая про мысловая обстановка, боль- ( шне глубины и задевнстие грунты, с которыми столкну- лись при облове палтуса, — все это преодолевали путей t больших физических и -'Мо ральных затрат. Но в семьдесят первом го- • ду с еще большей силой раз горелось грунповое и парнае соревнование аа макималь- | ный выло* рыбы, з з претао- .§■ рение в жизнь решений пзр- £ тийного съезда. Экипаж В «Ориона» не оставался в сто роне от фарватера социалн- В> етнчеекого соревнования. Mfe- ■ ряки РТ-124 часто работали | в группе с экипажам» пере довых судов. Постоянный об мен информацией о кур- ( сах т р а л е н и й » их режимах, состоянии грунтов и продвижении рыбы приве ло ш f му, т о тортов сОр т - на» с планом первого квар- тала справились на ID 8 C 2 процента, второй* — ее 115.2, третьего — на 120,7 В процента. В четвертом «вар- ^ тале не удалось реализовав» задания по добыче — судао задержали в ремонте. Ойиа- ко, несмотря наг это, при го- й дрвомг задании 10900' цриг- | нероа в порт было доставле но I I 190 центнеров пвлу- фабриката рыбы. В о<шав- ■ ном палтуса. { Для любого моряка все рейсы в году ответственны», Щ> ЗрЯ ггшлра/у - начало — половина успеха. В первом плавании нынешнего года при задании 56,7 тон ны. рыбаки «Ориона» заго товили 65 тонн полуфабри- ката тресни и. пикши, и вся продукция принята плановой к сверхплановой сортностью» Экипаж выполнил, задачи^ которые переде ш е стади лись. Работать моряна* РТ-124 на промысли ншгагао. И а первую очередь- потому, что судну по техническим прини- нагие зйшзбшшздот попжшить ----- ------ ^ 1 4 тш9• “ • к базам ш производственным рефрижераторазе Значит, Безпромахов! | свежей рыбы они сдают все гда меньше, чем другие; При ходится комбинировать с солью- и льдом*, с укладкой рыбы в чердаки. FT в ■nr ж е время у РТ-124 есть все воз можности оторваться о т груп пы и работать самостоятель но, не следить за перемеще нием баг. В начале первого рейса нынешнего сода Владимир Ащцреевич Дьяконов вместе со штурманами приняли ре шение пойти на Мурманскую банку. Там суда промышля ли неплохо, даже находилась группа с базой. Однако по приходе в этот район увиде л и лишь несколько трауле ров. Оказалось, что группа посчитала район мало пер спективным и передвинулась на Демидовскую банку. Вско ре скрылись за горизонтом и те, кто оставался на Мур манской банке с надеждой хоть как-то «нодтянуть* план. Три дня потеряли безвоз вратно из-за шторма И вот здесь пригодились- дневнико вые записи капитана. Внима тельно перелистав их, он я старший помощник Николай Александрович Кикоть при шли к выводу, что на- Мур»- манекой банке в январе должна ловиться не только пикша, но и треска. В днев никовых записях указыва лись квадраты и курсы тра лений. Пробное траление огорчи ло экипажг двести килограм мов рыбы уверенности не все ляли. Но треска в прилове была. Правда, немного, но была! Увеличили режим тра ления до трех часов — пол тонны пикши, и трески уже больше. В третий раз трали ли четыре часа — 0,8 тон ны рыбы. А через несколько дней пошла треска. Вот вам и «старые» записи. Сооб щили об этом успехе и дру гим экипажам. Вскоре на Мурманской банке вновь со брались суда, вновь закипела обычная трудовая жизнь. Обычная трудовая жизнь промысла — очень емкое по нятие. И если экипаж сла жен, действия его отшлифо ваны. соблюдается режим, не приходится- говорить о нерво- трешж. Ш& FF-lfJM трудится в основном молодежь , одна ко ведут ее опытные товари ща; Эиш особенно отличает ся старший мастер по добы че Александр Васильевич С-летании. Правильно орга низовав работу своих по мощников и матросов, он до бился того, что та спуск н подъем трала на РТ-124 вме сто 42 минут затрачивали 36. Время траадашй в сутки составляло, как правило, 1 9 —20 часов. Матросы Мнг яанл Избаш, Николай- Вой- лозцч, Иван. Скрипник,. Ана толий Стрельцов обрабаты вали в минуту до 12 рыбин е высоким качествам. Машин ная команда под руководст вом старшего механика Бро нислава Ефимовича Маклака сделала на промысле все воз можное, чтобы механизмы работали без простоев. Экипаж оказал большую услугу флоту убежденностью а перспективности Мурман ской банки. Когда в другом районе отдельные корабли стали брать в сутки до 8 тонн рыбы, группа, работавшая на Мурманской банке, вноеь ушла, то «Орион» остался. Влизился к концу рейс, и не было смысла уходить, к тому же постоянные уловы до 0,8 тонны за четырехчасовое траление вполне устраивали экипаж. Середнячок, говорят а та ких судах, как «Орион*. К может, в этом кто-то прав.. Но разве лучше поступают капи таны, когда мечутся по Ба ренцеву морю в поисках крупных- косяко», пропуская квадраты, где есть рыба, хоть и не- в больших количе* ствах, но держится стабиль но, к. которой нужно только «приноровиться». Нередко «д е т к- щюлонам отсутст вие промысловой выдержки. А морякам «Ориона» крас неть за !неудачи. не приходит ся. О ни регулярно возвра щаются в порт, выполнив или перекрыв план. В этом мы убеждались не раз. Д. САЗОНОВ. Лучших результате» * соревновании на БМРТ «Серафимовича ■ прошлом рейсе добилась ааяга добытчике* п щ руководством) Ма»вея. Ми»ай«гавича Сааояовскяго. КА О Ш й г At, М. Сазоновский. Фот* С. Данилова. ЛХ л е м х а ш и и д т ь ] Н П а Ш Е Е Ш В Безугловая ____ обсервация мес т а Ш ТУРМАНЫ судоа, ввдуи^х. траловый лов, знают, как важно, точно и быстра определить место отдачи- трала, и место окончания траления с тем, чтобы в- случаа необходи мости сноаа повести траление по этому же отреаку пути. Одн*ка-г несмотря на новей шие приборы, к. помощи кото рых обращается штурман при. обсервации места, у него нет все же уверенности, что трал идет по отмеченным координа там. Ведь самые точные из со временных способов опреде лений дают погрешности около кабельтова — более ста вось мидесяти метров. Эту проблему своеобразно* и интересно решает с помощью специального устройства штур ман А. В. Короеикое, Его метод- приемлем для лова в прибреж ной зоне и на скалистых грун тах. Нескольке ело» об устр®*- стте. Названо оне- «сеткой1 Ко- ро*ико»а» и предназначено д тт оптических пеленгаторов, би ноклей и пр. Сестоит cenw иэ трех нитей, пересекающихся1е нижней части пояя зрения: цен тральной нити и*двух боковых. Центральна* и одна* из боко^ вых нитей неподанжны: они за?- креллены под углем 30 гргк дусов друг к другу. Вторая бо ковая нить перемещается \т пвшю зрение Она связана с кольцом на трубе окуляра. По ворачивая кольцо/ перемещают нит*. Сетка: встраивается в каж дый из окуляров бинокля и превращает его ш навигацион ный прибор. При подходе к месту про мысла находят не берегу че тыре хорошо видимых пред- мегац створные линии ст кото- ону промысла. В дополнение к этим ориентирам находят на берегу деа^ «подсобных», нвхо- дящиэм^* неподалеку от створ- Hb«t линии. Подготовка к б^з- углоеой обсервации закончена. В точке отдачи трала или в любой другой точке, которую необходима определить, нево- дзгг одну из труб бинокля на две иэ замеченных ориенти р е с таиим- расчетом, чтобы они встали» на неподвижные нити, иг. поворачивая кольцо на трубе окуляра; добиваются того», чтобы и третий ориентир ветл наг нить. Так же посту пают и са второй группой ориентиров, направляя на нее второю трубу бинокля. Коль ца, с помощью которых осу ществляется перемещение подаижныг нитей, снабжены лимбами, поэтому каждое утло —щ относительное цент- полсикеиие п т* 1 ньш нитей может быть воспргоизведено. Таким t, штурмвн может «зам№ чать» любое количество не промысле^ прибегая к- по мощи одних, и- тех же ориентм» рол. С помощью- безугловой об- сервеции можно определять место судна и в районе, нахо дящемся вне видимости берег гов^ В этом случае в море вы ставляют. дее группы буев па три шт.^жи в- каждой из ник. Таг- кие буи с применением сетки позволяют при предваритель ной. разведке проводить трал по свободным от скальных грунтов путям и брать улов^ избегая порывов орудий лова. ноздяАчга* начальник отдела научкон технической информации и патентоведение Калининград- с к о р о областного совете ВОИР. М : - " У ' ' - - ' 1 . '*• ж ШШШШШШНН О РАБОТЕ НЕКОТОРЫХ КРУПНЫХ ПЛАВУЧИХ П ОСЛЕ двухлетнего экспе риментального периода владельцы крупных пла вучих заводов, занимающихся выработкой рыбной муни, при шли к выводу с* том, что обес печение экономической эф фективности производства при работе на сардине и другом сырье, вылавливаемом в рай оне африканского побережья Сахары, является нелегкой за дн ей . Одна из баз, базирующаяся на Кейптаун, имела два преды- Щи* довольно успешных се Р Ы Б О М У Ч Н Ы X Б А З зона при. работе на сардине а районе Юго-Западной Африки. Однако протесты', предприни мателей, занимающихся при брежным ловом в этом райо не, привели к тому, что квота на вылов рыбы была снижена.. . Завершив вылов квоты в 1969 г,- плавбаза перемести лась. на север и работала у за падного. побережья Африки, с базированием на Лас-Паль- мас. В 1970 г. владельцы при шли к выводу,, что работе в этом районе малоэффективна, и в 1971 г. база была переве дена на работу в район Юго- Восточной Атлантики, Норвежская флотилия, воз главляемая плавбазой «Астра»,, работает у 'побережья Запад ной Африки и принадлежит смешанной . шведско-норвеж ской. компании. Результаты ее первого рейса, в зтот район бы ли довольно успешными. Вто рая норвежская- база является переоборудованным рудово зом шведской постройки. Она имеет три линии по производ ству рыбной муки и может перерабатывать до 3000 т сы рья в сутки. Из результатов первого рейса в район Запад ной Африки следует, что за траты на экспедицию едва оку пились и что, возможно; база будет послане в другой,, более продуктивный район. Одной из основных проблем в работе такой крупной плав базы является то, что она име ет очень высокую произво дительность и не полностью обеспечивается сырьем, кото рое добывается с помощью _ . f . i 12 кошельковых сейнеров. Ожидается, что.в следующем рейсе база будет сопровож- 9 • • * Г •-** t даться большим количеством добывающих судов. . . . Е. ХВАН, сотрудник «Экспресс-инфор мации».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz