Рыбный Мурман. 1972 г. Февраль.

э КШГАЖ. траулера ♦Орион», нак прави­ ло* та наждога; рейса возвращается в порки е выг полненным заданием. ! Возьмем прошлый гад; восьмой рейс. КагоиягашЕ тог­ да работая на. «Орионе» юзгиг мунист Константин: Шрщлв- шов. В те дни он с летной; „уемшшшй: называл себя «яа- яитаио ж двадцати суток*., г usr что да этого, восьми:® ‘ ;ащ бнвг старшнлс аа- :% ш к чести* ру. лажем нешюм. За 2 Ф моряки «Оршзназ» взиляе шгане 78 ттв Ш тонн вщг- ии, зырао'оталн % тонны клш&- фйека, %7 тэннвс рыбной- му- К *SR' I Молодой руководитель ■ ' опирал^ д а , .профессионала- В нук? шучйу айинажа, пола* аовался в какой-то мере: шп> В дами труда закрепленного за кораблем капитана Владамя- В ра Андреевича Дьяконова; От Александра Константи­ новича я впервые и услышал В имя этого капитана. Теперь » я с ним знаком. Он, как В большинство рыбаков, ши­ рокоплеч, и, как большинство судоводителей, подтянут, ак­ куратен, эрудирован. В таи, В что он думающий органпза- ■ тор производства, легко убе­ диться, посмотрев даже бегло его рабочие блокноты. Шесть лет он трудится на РТ-124 и все шесть, лет ведет дневнина- tibteygatftn. Даже разбивна В д е в к а м и та сохрани- I лась полностью. * - -и&ця ■- рыбаков минувший I производствешшй год был очень трудным. Затяжные штормы, неустойчивая про­ мысловая обстановка, боль- ( шне глубины и задевнстие грунты, с которыми столкну- лись при облове палтуса, — все это преодолевали путей t больших физических и -'Мо­ ральных затрат. Но в семьдесят первом го- • ду с еще большей силой раз­ горелось грунповое и парнае соревнование аа макималь- | ный выло* рыбы, з з претао- .§■ рение в жизнь решений пзр- £ тийного съезда. Экипаж В «Ориона» не оставался в сто­ роне от фарватера социалн- В> етнчеекого соревнования. Mfe- ■ ряки РТ-124 часто работали | в группе с экипажам» пере­ довых судов. Постоянный об­ мен информацией о кур- ( сах т р а л е н и й » их режимах, состоянии грунтов и продвижении рыбы приве­ ло ш f му, т о тортов сОр т - на» с планом первого квар- тала справились на ID 8 C 2 процента, второй* — ее 115.2, третьего — на 120,7 В процента. В четвертом «вар- ^ тале не удалось реализовав» задания по добыче — судао задержали в ремонте. Ойиа- ко, несмотря наг это, при го- й дрвомг задании 10900' цриг- | нероа в порт было доставле­ но I I 190 центнеров пвлу- фабриката рыбы. В о<шав- ■ ном палтуса. { Для любого моряка все рейсы в году ответственны», Щ> ЗрЯ ггшлра/у - начало — половина успеха. В первом плавании нынешнего года при задании 56,7 тон­ ны. рыбаки «Ориона» заго­ товили 65 тонн полуфабри- ката тресни и. пикши, и вся продукция принята плановой к сверхплановой сортностью» Экипаж выполнил, задачи^ которые переде ш е стади­ лись. Работать моряна* РТ-124 на промысли ншгагао. И а первую очередь- потому, что судну по техническим прини- нагие зйшзбшшздот попжшить ----- ------ ^ 1 4 тш9• “ • к базам ш производственным рефрижераторазе Значит, Безпромахов! | свежей рыбы они сдают все­ гда меньше, чем другие; При­ ходится комбинировать с солью- и льдом*, с укладкой рыбы в чердаки. FT в ■nr ж е время у РТ-124 есть все воз­ можности оторваться о т груп­ пы и работать самостоятель­ но, не следить за перемеще­ нием баг. В начале первого рейса нынешнего сода Владимир Ащцреевич Дьяконов вместе со штурманами приняли ре­ шение пойти на Мурманскую банку. Там суда промышля­ ли неплохо, даже находилась группа с базой. Однако по приходе в этот район увиде­ л и лишь несколько трауле­ ров. Оказалось, что группа посчитала район мало пер­ спективным и передвинулась на Демидовскую банку. Вско­ ре скрылись за горизонтом и те, кто оставался на Мур­ манской банке с надеждой хоть как-то «нодтянуть* план. Три дня потеряли безвоз­ вратно из-за шторма И вот здесь пригодились- дневнико­ вые записи капитана. Внима­ тельно перелистав их, он я старший помощник Николай Александрович Кикоть при­ шли к выводу, что на- Мур»- манекой банке в январе должна ловиться не только пикша, но и треска. В днев­ никовых записях указыва­ лись квадраты и курсы тра­ лений. Пробное траление огорчи­ ло экипажг двести килограм­ мов рыбы уверенности не все­ ляли. Но треска в прилове была. Правда, немного, но была! Увеличили режим тра­ ления до трех часов — пол­ тонны пикши, и трески уже больше. В третий раз трали­ ли четыре часа — 0,8 тон­ ны рыбы. А через несколько дней пошла треска. Вот вам и «старые» записи. Сооб­ щили об этом успехе и дру­ гим экипажам. Вскоре на Мурманской банке вновь со­ брались суда, вновь закипела обычная трудовая жизнь. Обычная трудовая жизнь промысла — очень емкое по­ нятие. И если экипаж сла­ жен, действия его отшлифо­ ваны. соблюдается режим, не приходится- говорить о нерво- трешж. Ш& FF-lfJM трудится в основном молодежь , одна­ ко ведут ее опытные товари­ ща; Эиш особенно отличает­ ся старший мастер по добы­ че Александр Васильевич С-летании. Правильно орга­ низовав работу своих по­ мощников и матросов, он до­ бился того, что та спуск н подъем трала на РТ-124 вме­ сто 42 минут затрачивали 36. Время траадашй в сутки составляло, как правило, 1 9 —20 часов. Матросы Мнг яанл Избаш, Николай- Вой- лозцч, Иван. Скрипник,. Ана­ толий Стрельцов обрабаты­ вали в минуту до 12 рыбин е высоким качествам. Машин­ ная команда под руководст­ вом старшего механика Бро­ нислава Ефимовича Маклака сделала на промысле все воз­ можное, чтобы механизмы работали без простоев. Экипаж оказал большую услугу флоту убежденностью а перспективности Мурман­ ской банки. Когда в другом районе отдельные корабли стали брать в сутки до 8 тонн рыбы, группа, работавшая на Мурманской банке, вноеь ушла, то «Орион» остался. Влизился к концу рейс, и не было смысла уходить, к тому же постоянные уловы до 0,8 тонны за четырехчасовое траление вполне устраивали экипаж. Середнячок, говорят а та­ ких судах, как «Орион*. К может, в этом кто-то прав.. Но разве лучше поступают капи­ таны, когда мечутся по Ба­ ренцеву морю в поисках крупных- косяко», пропуская квадраты, где есть рыба, хоть и не- в больших количе* ствах, но держится стабиль­ но, к. которой нужно только «приноровиться». Нередко «д е т к- щюлонам отсутст­ вие промысловой выдержки. А морякам «Ориона» крас­ неть за !неудачи. не приходит­ ся. О ни регулярно возвра­ щаются в порт, выполнив или перекрыв план. В этом мы убеждались не раз. Д. САЗОНОВ. Лучших результате» * соревновании на БМРТ «Серафимовича ■ прошлом рейсе добилась ааяга добытчике* п щ руководством) Ма»вея. Ми»ай«гавича Сааояовскяго. КА О Ш й г At, М. Сазоновский. Фот* С. Данилова. ЛХ л е м х а ш и и д т ь ] Н П а Ш Е Е Ш В Безугловая ____ обсервация мес т а Ш ТУРМАНЫ судоа, ввдуи^х. траловый лов, знают, как важно, точно и быстра определить место отдачи- трала, и место окончания траления с тем, чтобы в- случаа необходи­ мости сноаа повести траление по этому же отреаку пути. Одн*ка-г несмотря на новей­ шие приборы, к. помощи кото­ рых обращается штурман при. обсервации места, у него нет все же уверенности, что трал идет по отмеченным координа­ там. Ведь самые точные из со­ временных способов опреде­ лений дают погрешности около кабельтова — более ста вось­ мидесяти метров. Эту проблему своеобразно* и интересно решает с помощью специального устройства штур­ ман А. В. Короеикое, Его метод- приемлем для лова в прибреж­ ной зоне и на скалистых грун­ тах. Нескольке ело» об устр®*- стте. Названо оне- «сеткой1 Ко- ро*ико»а» и предназначено д тт оптических пеленгаторов, би­ ноклей и пр. Сестоит cenw иэ трех нитей, пересекающихся1е нижней части пояя зрения: цен­ тральной нити и*двух боковых. Центральна* и одна* из боко^ вых нитей неподанжны: они за?- креллены под углем 30 гргк дусов друг к другу. Вторая бо­ ковая нить перемещается \т пвшю зрение Она связана с кольцом на трубе окуляра. По­ ворачивая кольцо/ перемещают нит*. Сетка: встраивается в каж­ дый из окуляров бинокля и превращает его ш навигацион­ ный прибор. При подходе к месту про­ мысла находят не берегу че­ тыре хорошо видимых пред- мегац створные линии ст кото- ону промысла. В дополнение к этим ориентирам находят на берегу деа^ «подсобных», нвхо- дящиэм^* неподалеку от створ- Hb«t линии. Подготовка к б^з- углоеой обсервации закончена. В точке отдачи трала или в любой другой точке, которую необходима определить, нево- дзгг одну из труб бинокля на две иэ замеченных ориенти­ р е с таиим- расчетом, чтобы они встали» на неподвижные нити, иг. поворачивая кольцо на трубе окуляра; добиваются того», чтобы и третий ориентир ветл наг нить. Так же посту­ пают и са второй группой ориентиров, направляя на нее второю трубу бинокля. Коль­ ца, с помощью которых осу­ ществляется перемещение подаижныг нитей, снабжены лимбами, поэтому каждое утло —щ относительное цент- полсикеиие п т* 1 ньш нитей может быть воспргоизведено. Таким t, штурмвн может «зам№ чать» любое количество не промысле^ прибегая к- по­ мощи одних, и- тех же ориентм» рол. С помощью- безугловой об- сервеции можно определять место судна и в районе, нахо­ дящемся вне видимости берег гов^ В этом случае в море вы­ ставляют. дее группы буев па три шт.^жи в- каждой из ник. Таг- кие буи с применением сетки позволяют при предваритель­ ной. разведке проводить трал по свободным от скальных грунтов путям и брать улов^ избегая порывов орудий лова. ноздяАчга* начальник отдела научкон технической информации и патентоведение Калининград- с к о р о областного совете ВОИР. М : - " У ' ' - - ' 1 . '*• ж ШШШШШШНН О РАБОТЕ НЕКОТОРЫХ КРУПНЫХ ПЛАВУЧИХ П ОСЛЕ двухлетнего экспе­ риментального периода владельцы крупных пла­ вучих заводов, занимающихся выработкой рыбной муни, при­ шли к выводу с* том, что обес­ печение экономической эф­ фективности производства при работе на сардине и другом сырье, вылавливаемом в рай­ оне африканского побережья Сахары, является нелегкой за­ дн ей . Одна из баз, базирующаяся на Кейптаун, имела два преды- Щи* довольно успешных се­ Р Ы Б О М У Ч Н Ы X Б А З зона при. работе на сардине а районе Юго-Западной Африки. Однако протесты', предприни­ мателей, занимающихся при­ брежным ловом в этом райо­ не, привели к тому, что квота на вылов рыбы была снижена.. . Завершив вылов квоты в 1969 г,- плавбаза перемести­ лась. на север и работала у за­ падного. побережья Африки, с базированием на Лас-Паль- мас. В 1970 г. владельцы при­ шли к выводу,, что работе в этом районе малоэффективна, и в 1971 г. база была переве­ дена на работу в район Юго- Восточной Атлантики, Норвежская флотилия, воз­ главляемая плавбазой «Астра»,, работает у 'побережья Запад­ ной Африки и принадлежит смешанной . шведско-норвеж­ ской. компании. Результаты ее первого рейса, в зтот район бы­ ли довольно успешными. Вто­ рая норвежская- база является переоборудованным рудово­ зом шведской постройки. Она имеет три линии по производ­ ству рыбной муки и может перерабатывать до 3000 т сы­ рья в сутки. Из результатов первого рейса в район Запад­ ной Африки следует, что за­ траты на экспедицию едва оку­ пились и что, возможно; база будет послане в другой,, более продуктивный район. Одной из основных проблем в работе такой крупной плав­ базы является то, что она име­ ет очень высокую произво­ дительность и не полностью обеспечивается сырьем, кото­ рое добывается с помощью _ . f . i 12 кошельковых сейнеров. Ожидается, что.в следующем рейсе база будет сопровож- 9 • • * Г •-** t даться большим количеством добывающих судов. . . . Е. ХВАН, сотрудник «Экспресс-инфор­ мации».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz