Рыбный Мурман. 1972 г. Февраль.

Ц ЕЛЬ «СТРАНИЦЫ ПРОМЫСЛОВИКА» — собрать вместе по­ являющиеся время от времени на рыбодобывающих пред* лриятиях новинки техники, тактики промысла, обработки уловов, судовождения, одним словом, все новое, что касается промысловой работы. Это, считаем, поможет рыбакам полнее ис- пользовать передовой опыт, которым будут делиться на «Стра­ ницах» флотские специалисты. ", Редакция обращается ко к е м промысловикам с просьбой написать, какие бы советы по тем или иным производственным вопросам они хотели прочитать на «Страницах», какие нере­ шенные вопросы волнуют их. И, конечно, примешаем всех при» нить активное участие в выпусках. Н А СТРАНИЦАХ «Рыб­ ного Мурмана? рыбаки часто делятся опытом своей работы разноглубин­ ным тралом.'. Особенно мне понравились выступления ка* - питан-директоров т т . Бабки­ на и Демяненко, которые рас-: сказывали: один о промысле г мойвы в нелагиале, а другой — о ловле макруруса на > больших глубинах. Может, и мое выступление окажется полезным для промыслови- -■ ков. Мне приходилось испыты- ? вать разноглубинные тралы ва. БМРТ -< Ш » г Еажунин». Правда, утавзни. добивались редао, так и » ; поначалу не ш е е к опыта- ни мастера со добыче, ни матросы, ни судоводители. Отсюда и пе­ чальный результат — часто орудия лова приходили рва­ ные. Мы долго думали, в чем тут дело. И пришли к опре­ деленному выводу; Н&до из­ бегать разных резких пово­ ротов, особенно при лове на малых глубинах, где трал от­ стает от судна на неболь­ шое расстояние. Если не вы­ держать этого условия, неми­ нуема^ авария, особенно пле­ сти, противоположной пово­ роту. Аварии случаются и при резком дотравливанни ваеров на больших скоро­ стях. При остановке лебедки тут получается большой хло­ пок дели, что приводит к ее порыву. Судоводительский состав тралового флота имеет боль­ шой опыт работы донными тралами, чего не скажешь 0 разноглубинном. А пелагиче­ ские орудия лова; которыми сейчас снабжают нас, отдан­ ные. -Надо только., знать, ка­ кой ставить при обговегтой или иней порода! рыб. Часто штурманы, не до­ бившись успеха разноглубин­ ными тралами, переходят на 2—3 часа на донные. Зто.де- лмот зря. Когда рыба нахо­ дится над самым грунтом, ее можно брать и пелагиче­ ским тралом. Для этого до­ статочно поставить фальш- подбору. Очень хороший ре­ зультат она дает при промыс­ ле сельди и полярной тре- СОЧКИ. , - Наш экипаж облавливал в пелагиалё мойву, трал ис­ пользовали чертежа 2131, ячея, которого 400 мм. Счи­ таю, для такой рыбы надо 6Ы делать орудия лова из Дели с шагом ячеи 800 мм. Есть у меня и другое предложение. В ночное вре­ мя очень трудно найти по­ вреждение трала. Если он не покрашен, это еще полбеды. А вот дали нам трал, покра­ шенный в зеленый цвет. Ре­ монтировать его оказалось очень сложно. Самое трудное — найти место порыва. На судах типа БМРТ ра­ бочая палуба небольшая. Это обстоятельство усложняет развертывание орудий лова для подготовки их к эксплу­ атации. Думаю, что выражу мнение всех промысловиков: работаикй Фабрики орудий лова должны учесть эту сце­ ническую особенность шх морозильных трау­ леров и при изготовлении гралсв.больших конструкций связывать яооарйо крылья, точнее' прикреплять бирки; Бывает так на бирке написа­ но «боковые пласти», а к ним привязана, еще одна верхняя власть. ' * V При работе в пелагиале на БМРТ «Илья Катуннн» бы­ ла составлена - тарнровочная таблица хода трала на дан­ ных глубинах, таблица очень облегчает труд судоводите­ лей. При выходе на косяк они знают, сколько давать ваеров, где на палубе оста­ навливать марку и какую держать скорость. Исходными данными для составления таблицы послу­ жили мои наблюдения за ра­ ботой судоводителей в тече­ ние нескольких дней. Она особенно нужна при выходе из строя приборов контроля глубйны хода трала, а так­ же при работе во льДах. Вот что она собой пред­ ставляет. В первой графе длина вытравленных ваеров и указание места, где нахо­ дится марка. Далее — дата наблюдений, кто нес вахту. Потом идут: обороты и шаг винта, развитие косяка от поверхности моря, состояние моря в баллах, вертикальное раскрытие трала, заход ры­ бы, улов в тоннах. • Так, 11 ноября на вахте второго штурмана было вы­ КОЛЮЧИЕ СТРОКИ «Матрос, закрепи квартропы! Нескладный какой-то заголо­ вок, да и^Неточный. А ведь еаят не манер фревы из изве­ стной 1 эстрадной песни: «...Старшой, придержи дизели». Нескладный — ритм другой. А неточный.,. Тут, прево, вины ва собой не чувствую. И матрос, видимо, не чувствует. - Пусть вину на себяеоеьмут работни­ ки отдела добычи тралового флота. Читателю, незнакомому в рыбацкой терминологией, надо объяснить перво-наперво, что такое каартро-п. И не только ему, в и сегодняшнему рыбаку. Квартропы — это деталь осна­ стки донных тралов, применяв* шейся в 50-е годы, а шестиде­ сятых она отпала, как ненуж­ ная, стали обходиться без квар- тропов. И трал стали называть оесквартропным. Так что кре­ пить матросу нечего. Но он должен все равно. Попробуй, не крепи, неприятностей нажи­ вешь. Правда, неприятности ждут не всех матросоо, а только то­ го, кто при подъеме, спуске трала работает у носовой тра­ ловой дуги. Как принято на флоте называть, это — второй номер. Остальные могут счи­ тать себя в безопасности, хотя и третьему, и четвертому номе­ рам задан ребус, не подлежа­ щий расшифровке. Ребус в вполне официальном докумен­ те, называемом к несколько длинно; «Промысловое распи- сание палубной команды РТ ' (пропуск номера) при работе с тралом без кеертропов». Это-то семое расписание и - обрекает второй номер не дей- - ствия, не совместимые С уста­ новившейся ныне практикой ра­ боты с тралом. Вот, например, первая операция: «завязыва­ ние узла». То есть надо завя­ зать траловый мешок, чтобы рыба из негр не выходила. За- * нимеется этим вахтенный ма- - стёр по добыче, а что делжен делать второй номер? «Убира- • ет подъемный строп и кре- - пит (I) носовой квартроп (I) за пряжку». Если учесть, что квартро- пое давно нет, то второй но­ мер может преспокойно поку­ ривать, пока не наступит черед другой операции. Компанию ему составят третий и четвер­ тый номера, которые совмест­ но «связывают кольца кутка каболкой». Как мне помнится, колец тоже сейчас нет. Рань­ ше были, а связывали их, прав­ да; обыкновенным отрезком траловой нити. Есть над чем подумать нынешним промыс­ ловикам, В недоумении я, как мастер по добыче, и при выборке ли- йя' уДавногв стропа. Что записа­ но в расписании о многих дей­ ствиях? «Выбирает слабину ли­ ня удвеного стропа и пере­ брасывает его зв бобинцем к носу». Перебрасывать приходи­ лось при эксплуатации кварт- ропного трала. Опять — осеч­ ка. . Расписанием рекомендуется стершиной вахты назначать мат­ роса, работающего у носовой траловой дуги. А издавна уста-* ноаилесь практика считать наи­ более опытным моряка, обслу­ живающего кормовую. Тек на всех РТ и было узаконено —* старшим определяли его. Замеченные ошибки в распи-к сакии имеют солидный возраст. До * недавнего времени на траулере «Свет» пользовались' расписанием, изданным в 1957 году. Может, только нам такое попалосц засомневался я. Что­ бы удостовериться, обошел неокольно подобных судов. На «Ереване», «Чкалове», «Ветлу- . ге» пользуются, точно такими же, - • . В. ЯБЛОИОВСКИЙ, мастер по добыче траулера «Свет». • ■ - травлено 100 саженей вае­ ров, считая от ролакор; дер­ жали обороты й шаг'винта 190/15, развитие косяка бы­ ло 50—-75 метре®, волнение моря один балл, вертикаль­ ное раскрытие трала 22 мет­ ра. Заход рыбы Фиксировал­ ся по высоте 15 метров от верхней подборы. Улов тог­ да был 30 тонн. : Промышляя мойву.на Де­ мидовской банке, а также в районе острова Медвежий, 'наш экипаж не имел проло- вов. Отсюда можно' сделать Трал у борта! -< . - : Фото Т-. Ермоленко. •а А “» *. « " ' t . щ вывод: разноглубинный про­ мысел МЫОСВОИЛИ;" V -Последнее замечание. До­ ски площадью в квадратных метров для тралов чертежа 2131 очень устойчивы. За­ гружали ^нижнюю подбору от 1вО до 230 килограммов, в зависимости от того, где на­ ходятся косяки. А. БЕЛОУС, старший ма­ стер по добыче БМРТ «Илья Катунин». М о/>азш ь /щ /л л а /л ■ме Р Е К О И С Т Р У К Ц И Я УПАКОВОЧНОГО ЦЕХА Не производственных рефрижераторах типа «Даурияи цепные транспортеры пустых и наполненных противней проходят от месте выкатки морозильных тележек до носовой части упаковочного це­ ха. Длина юс достигает 9 метров. Оборудование располагается таким обравом, что стесняет рыбообработчиков. Отсутствует место складирования необходимого количества тары. Рационализаторы ПР «Деурия» главный механик В. Давыдов-и дублер главного механике И. Ск*прений предложили и силами судовой команды произвели реконструкцию упаковочного цеха. Укоротили цепные транспортеры пустых и наполненных против­ ней до четырех метров, отнесли отТаечные столы о корму и уста­ новили следующее оборудование: столы фактуровки ( 2 ), упако­ вочные столы (3), роторные глаэуровочные^'Машины конструк­ ции КБ «Сеерыбхолодфлота» (4), поднятый приводной рольганг (5), стол выбквки (6). Схема работы. Противни с замороженной рыбой из тележки морозильной камеры укладывались на поперечный цепной транс­ портер противней, а с него перекладывались на цепной транспор­ тер полных и пустых противней (9) и транспортировались .к оттаеч- ному столу (7). После оттайки с противня снималась крышка, и на столе ( 6 ) выбивался брикет мороженой рыбы. Рыбообработчик укладывал брикет на подъемный стол глазуррвочной машины (4), брикет сталкивался в ванну и роторами два раза протаскивался через воду. После глазуровки брикеты укладывались в картонные ящики. Контрольные образцы блоков взвешивались на контрольных ве­ сах ( 8 ). Ящики с блоками обвязывались проволокой на столе (2), и на них наклеивались этикетки. После этого ящики сталкивались на приводной роликовый транспортер (5) и транспортировались через рольганг ( 1 ) и систему роликовых транспортеров в трюмы № 1 и № 2 . Внедрение этого предложения облегчило труд рыбообработ­ чиков, создало удобство в эксплуатации механизмов и положи­ тельно сказалось на производительности труда. В. КУЛЕШОВ, старший инженер конструкторского бюро «Севрыбхолодфлота».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz