Рыбный Мурман. 1972 г. Февраль.
ж т ОКАРЕП, слесарей, фрезеровщиков н строгальщиков слесарно-механического цеха СРЗ-1 ветеран этого предприятия Павел Иванович Гурлев знает каждого по име ни и отчеству. — Так положено по штату, — улыбается он, — да н долг обязывает меня жить их за ботами, чувствовать настроение, людей. И невольно соглашаешься с Павлом Ивано вичем. Ведь он заместитель начальника цеха в большом коллективе, бессменный член пар тийного бюро. Четвертый - год подряд члены КПСС избирают его секретарём цеховой парт организации. - — Голосуем за этого старейшего члена партии без тени с о м н е н и я ,г о в о р и т началь- •^иик бюро технологической _подготовки произ водства коммунист. И. А. Личманенко. .Павлу Ивановичу Гурлеву одинаково верят как ветераны завода/ так я "молодые произ водственники. На пего смело полагается на чальник цеха М. И. Винник. Сюда, в контор ку цеха,, всегда идут со своими предложения ми, вопросами и замечаниями по работе не только мастера и бригадиры, но а станочники. К секретарю партийного бюро нередко обра щаются за помощью профсоюзные и комсо мольские активисты. И все это потому, что Павел Иванович не откажет в совете, поддержит в трудную ми нуту. И нет тут никакого секрета. Ведь за спиной у Павла Ивановича 31 год работы на одном том же предприятии, немалый пар тийный стаж. От работников слесарно-механического цеха мы узнали, что сюда П. И. Гурлев пришел впервые в конце сороковых годов. Начинал с ученика токаря. В грозном 1943 году вступил в ряды Коммунистической партии. При этом ему разъяснили, что в прифронтовом Мурман ске люди, умеющие под бомбежками ремонти ровать боевые корабли и рыболовные трау леры, тоже куют победу над врагом. — Время было горячее. — вспоминает Па вел Иванович, — работали еутками, не выхо дя из цеха. И, знаете ли, с надеждой ждали... полярную ночь: фашистские летчики не так наглели. Летом сорок третьего им сбили спесь. Безнаказанно бомбить уже не давали. А по том наши истребители и зенитчики и вовсе перекрыли все пути к Мурманску. Вот тогда-то он снова попросился на фронт. Но бронь с токаря-скоростника Гурлева не сняли. В ответ на его просьбу отправить в действующую армию приказали: «Работай И учись!». Вняв совету, Павел Иванович засел за учебники по технологии обработки метал лов. Овладел азами сопромата. Самостоятель но прошел курс физики, математики и химии в объеме средней школы. А когда стаж его работы исчислялся уже восемью годами и прошло пять лет со дня при ема в партию, он получил назначение на ин женерно-техническую должность. В 1948 году стал технологом цеха. Как оказалось, это на значение для бывшего токаря Гурлева не бы ло последним. — -Десять лет на должности технолога про летели быстро, — припоминает старейший су доремонтник. И объяснить это, по-видимому, можно лишь одним. Работой. Перестроиться на мирный лад оказалось проще, чем перейти на ритм, сообразуясь с ве лением времени. Уже в первую послевоенную пятилетку количество рыбопромысловых ко раблей заметно увеличилось.А с ними возрос и объем судоремонта. К тому же «лечить» пришлось рыболовные траулеры, построенные Чуть ли не на всех судоверфях Европы. И молодой технолог справился с послевоен ными трудностями роста, хотя тогда же приба вились новые заботы. Коммуниста П. И. Гур лева избрали в состав партийного бюро заво да. Успешно сочетать большую работу на про изводстве с ответственным партийным поруче нием помогали опыт, знание токарного дела. Сами рабочие завода. — Вот тогда-то я воочию убедился, — со знается Павел Иванович, — что значит под держка коллектива, вера в рабочего человека. И люди- поверили ему. Как должное, вос приняли новое назначение своего технолога Гурлева начальником, а затем заместителем начальника объединенного слесарнотмеханиче- ского цеха СРЗ-1. С тех пор тринадцать лет трудится он на этом посту бессменно. Рабо тает без оглядки. Знает, что станочники, сре ди которых наибольшая на Мурмане прослой ка ветеранов, всегда придут на помощь в нуж ную минуту. Подскажут, если что-то упус каешь, а в случае ошибки и покритикуют. Но всегда помогут решить, казалось бы, непосиль ную для одного задачу. Так и было, например, во время ремонта узлов и механизмов на одном из ПРТ. Ни кто в объединении «Судоверфь» не стал браться за ремонт рулевой машины этого ко рабля. И тогда администрация и парторгани зация обратились за помощью к своим умель цам. Те, взвесив все «за» и «против», согла сились. Решили — стоит пробовать. Знали, что начальник цеха М. И. Винник, его замести тель и секретарь партийного бюро П. И. Гур лев не будут наблюдать со стороны. — Как показали ходовые испытания кораб ля, — делился своей радостью ветеран судо ремонта В. Н. Солодяжннков, — похоже сде лали сложнейший ремонт не хуже, чем спра вились бы с ним сами заграничные судострои тели. Опять-таки не только выручили промыс ловиков, но и сэкономили золотые рубли госу дарственного бюджета... ...Мы интересовались у Павла Ивановича Гурлева и другими вопросами из его рабочей биографии. В частности, «попросили припом нить, кого за 28 лет пребывания в партии лич но рекомендовал в партию. На что тов. Гурлев ответил сразу. Он с гордостью назвал имена Н. С. Спириной и Ю. В. Репинского. Выясни лось, что Надежда Степановна работает на строгальном станке механического участка. А Юрий Васильевич возглавляет бригаду сле сарей. — Оба трудятся здесь по 15 лет, — с одоб ряющей улыбкой П. И. Гурлев представлял нам тех, кого он рекомендовал в Ленинскую партию коммунистов. — Краснеть за них ни разу не приходилось. Не жалеют они еврего времени и на общественную работу. Много дел у заместителя начальника веду щего цеха СРЗ-1. Не меньше забот и у секре таря партбюро первичной организации КПСС. В том, что коллектив цеха успешно справив шись с планом первого года пятилетки, не сбав ляет темпов и сейчас, есть драгоценные кру пицы труда этого нестареющего человека. Спокойного на внд, уравновешенного в разго воре с подчиненными, принципиального во взаимоотношениях с руководителями. Требо вательного и одновременно радушного воспи тателя. — Новый год, — делился с нами секретарь партийного комитета завода В. А. Рыбаков, — принес коммунистам и новые задачи. Одна из них — достойная встреча 50-летия со дня об разования СССР. Вот почему заводские ком мунисты расставлены так, чтобы быть в аван гарде борьбы за досрочное выполнение девя той пятилетки. И в том, что фрезеровщик сле сарно-механического цеха И. П. Соловей пер вым начал соревноваться за это, — несомнен ная заслуга коммунистов цеховой парторгани зации. Их партийного вожака Павла Иванови ча Гурлева. В. СЕМЕНОВ. На снимке: ветеран Мурманского с <С\ моитного объединения Иванович Гурлев. удоре- удоверфь* Павел Фото Л. Кузнецовой. В СЕ ВАЛИЛОСЬ из рук Виктора Исупова. Разбу дят его на вахту, лениво накинет он рабочую одежду, сходит в салон — на обед там или чай. Потом также неспеша пройдет десять метров по ко ридору, ведущему на рыбную фабрику, станет к рабочему месту, и больно смотреть на парня: начнет отбывать свои четыре вахтенных часа. Кругом — бойкий рыбац кий ритм, жужжат пневматиче ские машинки, звонко звенят противни: порожние подбра сывают к расфасовочному сто пу, наполненные — укладыва ют в морозильные тележки. В упаковочном цехе спокойнее, но тот же рабочий накал. Мо- рцки кто быстрее, • кто чуть медленнее делают свое важ ное дело. И только Исупов как белая ворона среди всех, ни что его не тревожит: ни задо ринки не прочтешь в глазах, ни горения. — Вот повезло мне, — сер дится мастер по обработке. — Дали работничка. Да шевелись ты, — начинает совсем ругать ся. — Как умею, так и работаю, — вялоотвечает Виктор. — Спешить мне некуда. Он и впрямь не спешит, буд то асе вокруг для него замер ло и сейчас главное — до ждаться сигнала об окончании вахты. А если й сделает попыт ку как-то оживиться, еще хуже получается. И опять мастер тут как тут. — Смотри, что лепишь. Хал тура »то. Другие люди как лю ди, а ты... Да ну тебя. Шел бы ■ другое место. Обидно слышать Исупову та кое. В душе признает: прав ма стер, а поделать с собой ниче го не может. Не нравится ему эта работа. Снялись с промысла, на су довом собрании зашел разго> вор о том, с чем экипаж БМРТ «Николай Островский» идет в порт. Многих хвалили, а в ад рес Исупова опять одни обид ные слова. С таким настроени ем и сошел на берег. В стоян ку горесть немного забылась. С братом встретился, не стал ничего от него утаивать. Брат Виктора Исупова Алек сей встретился со старшим механиком Павлом Михайлови чем Кузовниковым. С ним хо дили они раньше. — Пропадает парень, — ска зал Алексей. — Не хочет быть рыбообработчиком. Отсюда t все неприятности. К технике oi тянется. Взяли бы его, Пал Ми халыч, к себе, в машиннук команду! Честное слово, ж пожалеете. Так вот круто изменила» морская биография Виктора Исупова. Стал он мотористом второго класса на том же «Ни колае Островском». И будто подменили парня. Куда только девались вялость, безразличие. На вахте — на месте не поси- дит. Все ему надо знать, все пощупать, обо всем расспро< енть. 1 А если уж механик или сам «дед» скажет: «Давай, Виктор, помоги», моторист и после вах ты останется в машинном отде лении. , Как-то вышел ив строя регу« лятор оборотов вспомогателм него двигателя. Мотористу ни какого дела, до него нет. Но Исупов, как только узнал об *том, буквально взял на абор даж механиков: ни на шаг от них не отходил, пока они ре монтировали регулятор, flow мощь и б ы » из простых —* там что-то м дм т г «одоржит,! «о «от при тмхгремонтах оц й познал азы техники. В порту рабочие производи* ли чистку главного двигателя* С первого реза сдать зиказ не смогли. И со второго, и с тре тьего. График выхода в мер* срывался. Уже вечером, когда' судоремонтники покинули, борт, траулера, старший механик об«? ратился к своим подчиненным! — Доведем дело до н о т и сами. И быстрее будет, и на-: дежнее. Первым отозвался Виктор, Исупов. — Конечно, Михалыч. Какой разговор. Все выйдем. Опять траулер возврат щался из рейса. И снова хва« лили молодых моряков за хо рошие дела. На »тот раз доб< рое слово было сказано и б Викторе Исупове. А «дед» пос« ле собрания порадовал его особо: — Пригодились тебе мои книжки! Теорию подучил} Если готов, сдавай на моторист* первого класса. Расти надо. В стоянку Виктор получи)! удостоверение мотористо пер вого классе. А : Паилв Михей* ловиче Кузовиикова заверил: — Подаю документы в мо реходное училище. На судо< механическое отде ление. 1. СЕРГЕЕВ, ПРОГРАММА СЭВ —В ДЕЙСТВИИ „Проитй"—самый совершенный трауло? Двадцатилетний опыт совме стной работы специалистов СССР и ГДР по сооружению Крупнотоннажных траулеров позволил создать самый совер шенный из них — «Прометей». Построенный в ГДР по проек ту Ленинградского института Гипрорыбфлот, он рассчитан на промысел в любом районе Мирового океана. «Прометей» оснащен элект ронными приборами поиска косяков, мощными траловыми устройствам*. Судно стометро вой длины способно развивать скорость до пятнадцати узлов. Строительство судов типа «Прометей» предусмотрено планом научно-технического со трудничества стран — чле нов СЭВ. В создан ии траулера нового типа приняли также участие специалисты Польши* Болгарии, Румынки. (TACCfc КОМИ АССР. Многие маши ны, созданные в конструктор ском бюро треста «Внчегдале- сосплав», стали незаменимы ми помощниками сплавщиков. Только в 1971 году восемь технических разработок кон структорского бюро признано изобретениями. А всего на сче ту коллектива конструкторов треста до полусотни изобрете ний, получивших признание сплавщиков. На снимке: за обсуждением конструкций новых машин для сплавщиков (слева направо) ху дожник-конструктор Леонид Ветошкин, инженер-конструк тор Владимир Ульянов, началь ник отдела Владимир Ватама- нов, патентовед Лия Епишева. (Фотохроника ТАСС).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz