Рыбный Мурман. 1972 г. Февраль.

Ф И Л Е м о ж н о в ы р а б а т ы в а т ь Б О Л Ь Ш Е (Окончание. Щ ih. на 1 стр.). X * л '* • «* I ванных филейщннов; во-вторых, учились, а выдавать бракован­ ную продукцию было не в на­ ших интересах. Филе выпуска­ ли лишь в тех случаях, когда предстоял большой ремонт ору­ диям лова, во время задевов, или когда главный механик по каким-либо": причинам останав­ ливал главную машину. Полностью перешел на изго­ товление филе из нототении ваш экипаж, когда уловы этой рыбы заметно снизились. Поче­ му именно занялись выпуском филе из нототении, а не про­ должили промысел, добывая та­ лую рыбу, как хек и другие? Мы поставили перед собой за­ дачу — перекрыть рейсовое вадание по реализации продук­ ции, поэтому такие породы, как хек и ледяная рыба, инте­ ресовали нас только как при­ лов. Мы понимали, что перераба­ тывать всю нототению под фн- д» нрайне трудно! ^Несмотря на то; ‘4fo флот пополняется мощ­ ными судами, удельный вес ме­ ханизированных операций в технологическом процессе про­ изводства пищевой продукции еще не достаточен. Многие тру­ доемкие операции все-таки вы­ полняются вручную, и самые большие трудности встреча­ ются именно при производстве филе из нототении. Здесь будет нужно сказать, что не все моряки нашего суд­ на правильно оценили обста­ новку. Были недовольные, бы­ ли такие, кто считал затею е филе пустой. Понадобилась большая разъяснительная ра­ бота, пока люди поняли, что идут по правильному пути. Ког­ да моряки поняли смысл своего труда, к капитану и мне стали поступать предложения по ре­ конструкции рыбофабрики. Дельные предложения мы сразу внедрили в производство. Первым предложением было удлинить и расширить рыбо- дел. На всех судах типа наше­ го за рыбоделом трудятся че­ тырнадцать матросов. В обыч­ ное время этого числа людей достаточно. В наших условиях еще одна пара рыбообработчи­ ков за рыбоделом была Крайне рищем, но менее квалифициро­ ванным. Если учесть, что у рыбодела матросы стоят друг против друга» то каждая такая пара была укомплектована опытным матросом и молодым. Матрос поопытнее занимался только обработкой, молодой матрос, отбирая среднюю ры­ бу, перебрасывал ее на транс­ портер и продолжал дальше за­ ниматься разделкой рыбы. Здесь же в процессе работы шел обмен опытом. Здорово помогло поднять производительность труда и необходима. Своими силами ма- развернувшееся между смена- тросы за какой-то час удлинили ми социалистическое соревно- и расширили рыбодел. Что это вание. Каждый день в салоне дало нам — судите сами. Два вывешивались «молнии», человека вырабатывают за сме- «Комсомольский прожектор» ну 800—900 килограммов фи- сообщал о лучших производст- ле. Выигрышно? Безусловно. венниках, первый помощник Втопое что мы сделали еше капитана вывешивал каждую ьторое, что мы сделали, еще пятидневку плакат с экономи- раз проверили классность спе- ческ£ ш Указателями, циалистов. Слабеньких сняли _ • с ответственных операций и Рыбаки народ работящий перевели на сортировку улова и самолюбивый. Если одна сме- и снятие чешуи, а более опыт- на выходит вперед, вперед рвет- ных товарищей — на разделку ся и ВТ 0 Рая - В конце рейса у рыбы. Товарищам из числа З3*" стали работать настолько новичков, но физически силь- быстР°* что удивлялись даже ным, мы поручили раэвешива- кто отдал Рыбацкому труду ние я упаковку готового филе. Де<^ятки лет жизни. На рыбо- , г фабрике работали «волнами». - нототении очень крупная Первой внедрила такой метод чешуя. Ее можно сравнить с тр/ да смеаа рыбмастера Алек- ногтем человека. Снимать та- с^ дра ПрокоЬа. Когда до кон- кую чешую без какого-либо ца вахты оставался час или железного предмета невозмож- меныпе, все матросы переходи- но. На ПРГ «Апатит* при- ли на разделку рыбы (благо МСцЯЛИ_CKpc6if f ^ нер^вею - мы п рн ^ю лн » сГмом начале щей стали. Подобные изгото- рейса большие чаны для про- вдЛИс Нан ^ о м р ш ш С<ню Ь г е й й - лшвки)* и уже под самый конед Я некоторьши новшества дружно развешивали, упа* мн. На «Апатите» скребки бы- К0В1Гва!та фил^ ™ а з л я л ? в ли с деревянными ручками. На заморозку. Доходило до того, треске эти ручки себя оправда- „ о П у т а н выпускали более ли, при обработке нототении 12 тонн фяле часто ломались. Пришлось еде- ^ дать к скребку ремень, в кото- Это очень высокий показа­ ли ! Матрос просовывал руку. **ль, и все же он еще не пре- Пальцамв он придерживал дел. Филе можно вырабатывать ежребок, и тот все* своей пло- больше. Часто не хватало сы- сжостью шел по тушке рыбы, рья, отсюда неритмичность в Небольшое изменение, а про- работе. Все буквально прнходн- изводительность труда увели- лось перестраивать во время чилась. Если мы начинали с работы на промысле. Накопленный нами опыт по­ может экипажу в 1972 году до­ биваться высоких результатов шнттнгпншиптшпшшшшпшпишшшншннпиштшмшшщг П О С Т У П А Й Т Е | как Василий Рыбка I В. БОЛОТИН, ПРТ «Буссоль»* технолог — Любая работа спорится у матроса Василия Рыбки. Растолкуешь ему , как еде- латъ, покажешь разок-д ру­ гой, и можно быть спокой­ ным: выполнит на совесть, — говорит мастер по обработке рыбы Николай Васильевич Спиридонов. Он не раз отме­ чал расторопность и трудо­ любие молодого моряка. Ва­ силий никогда не сидит без дела. Закончит свою работу — помогает другим. Нравилась рыбмастеру в моряке и его любознатель­ ность. Учиться бы такому, да вот беда; у Василия всего- навсего б классов образова­ ния. Не раз говорили с ним об этом, а он улыбнется этак беспечно, пожмет пле­ чами: — С моей матросской про­ фессией и шести классов достаточно. А в начальники я не собираюсь. Как-то после вахты Нико­ лай Васгигьевич пригласил матроса в свою каюту. По­ говорили о том, о сем. И вдруг рыбмастер задал не­ ожиданно вопрос: — Как бы ты расставил людей при сокращенном штате? Василий удивился , потом подумал, оценив возможно­ сти, сноровку, мастерство каждого матроса ,, четко определил и х обязанности. Николай Васильевич удов­ летворенно улыбнулся. — Ну что ж, у тебя есть задатки рыбмастера,учиться только надо. Я вот почти в сорок лет сел за парту. Матрос посмотрел с недо­ верием, а Спиридонов про­ должал: — Школу я рано бросил, молод был, и, как ты, не по­ нимал, что значит учеба. По­ том служил в армии, здесь, в Заполярье. После службы и остался в Мурманске. Есть ПЕРЕДОВОЙ ОПЫТ—ВСЕМ ЭКИПАЖАМ выпуска одной тонны филе в сутки, то к середине рейса вы­ рабатывали до 10 тонн. На нашей рыбофабрике один конвейер. По нему идет рыба, при выработке филе, но обе стороны -стоят друг про­ тив друга обработчики. Сорти­ ровщики работали добросове­ стно, но были случаи, когда вместе с крупной рыбой шла средняя. И здесь получалось так, что обработчику нужно было между основным заняти­ ем выуживать ее и перебрасы­ вать товарищу, за спиной ко­ торого находился транспортер со средней рыбой. Он перебра­ сывал ее на этот транспортер. Выходит тройная работа. Это хорошо, когда транспортер ря­ дом. А если он на значитель­ ном расстоянии? Продумали мы и эту опера­ цию. "Механики перенесли транспортер ближе к рыбооб­ работчикам, а матроса, кото­ рый перебрасывает среднюю рыбу с линии на транспортер, заменили расторопным това- vA/WWWWVWWWWWWV" Стали в котельно-сварочном цехе Мурманской судоверфи подводить итоги рационализаторской ра­ боты за первый год девятой пятилетки. И оказалось, что больше всего пользы принесли предложе­ ния начальника планоио-распределительаого бюро Александра Николаевича Агапитова. НА СНИМКЕ: A. H. Агапитов. Фото А, Леонтьева. у меня хороший друг — Алек - S сандр Константинович Круг- Е лов. Дере ъш помощником Е капитана ходит. Служили мы 5 вместе. Он и посоветовал Е пойти в траловый флот. 5 Николай Васильевич по- Е молчал, потом улыбнулся 5 воспоминаниям: Е — Пятнадцать лет назад Е впервые пришел я на боль- 5 гиой морозильный траулер. ^ Помню, как помог мне тех- ~ полон Зайцев. Был я и рас- фасовщиком, и упаковщи- — ком, и на глазуровке три го- Е да стоял. За работу хвали- Е ли, вот как тебя, но чувство- Е вал — не хватает знаний. За- 5 писался в заочную школу Е моряков. Шестой, седьмой, з восьмой классы закончил. А Е потом пошел в школу усо- 5 вершенстеования, или, как — говорят, ШУКС. Вот уж 5 сколько лет рыбмастером хо- Е жу. Вижу — надо бы и даль- Е ше учиться. гг Василий слушал молча рас- Е сказ старого люряка. Е — Но ведь трудно учить- г | ся. И так за вахту намота - г ешься... S — А ты как думал? Легко 5 ничего не дается. 5 Этот разговор происходил 5 в рейсе. А во время очеред- Е ной стоянки в порту Васи- = лий стал заочником школы ЕЕ моряков. Работал он по- Е прежнему хорошо, а вот с Е учебой не все выходило 2 гладко. Спиридонов не раз 5 еще говорил с ним по этому Е поводу, в гостях у матроса 5 бывал. И добился своего. К Е занятиям Василий стал от- Е носиться так же серьезно, Е как и к работе. = Шло время. И когда од- Е нажды на отходе не оказа- ЕЕ лось второго мастера по об- Е работке, Николай Василье - Е вич предложил назначить на Е эту должность матроса Рыб - Е ку. С тех пор и трудится он Е рыбным мастером на судах. Е тралового флота. Е А Николай Васильевич за, г это время обучил еще десят- S ки .моряков, передавая им Е свои знания, опыт. Сейчас он 5 работает на производствен- Е ном -рефрижераторном трау - Е лере «Перемышль», экипаж Е которого удостоен звания Е имени XX IV съезда КПСС. >Е За успехи в труде Н. В. = Спиридонов награжден По- = четной грамотой Президиу- = ма Верховного Совета Рос- Е сийской Федерации. И как = прежде, у него много уче- = ников. Это матрос первого = класса» Валентин Лавренев, Е молодой моряк Эдуард Ко- = четкое, всех не назовешь. И = каждому из них, как когда- = то Василию Рыбке, он сове- = тует: = — Учитесь, ребята, посту- = пайте как Василий Рыбка. Е К. ИЛЬИН, = наш внештатный корр. - (Продолжение. Нач. в №№ 8—10, 12). Судоводитель просматривает рельеф дна под килем корабля и не может анеть, какой высоты скала стоит на пути трала в стороне от курса. Не аная высоту ее, он не сумеет рассчитать время подъема трала на без ­ опасное расстояние. Также при. тралении вдоль свала не исключена опасность порыва боковой пластины е скалу с крутыми склонами. ~ Для удержания трала строго по корме штурман должен учитывать прежде всего направление и скорость суммарного течения не каждый момент/ По имеющим­ ся таблицам прилитое на каждые сутки выбирается время малой и полной воды на ближайший к району промысла пункт. По этим данным и данным о посто­ янном течении судоводитель с достаточной точностью может определить направление и скорость суммарного течения. Для района Баффиновой Земли и Северного Лабра­ дора характерны следующие направления суммарного течения. При отливе оно действует на юго-восток, при приливе — на юго-запад. В момент стоячей воды те­ чение действует на юг. При сизигиях, постоянных вет­ рах северных румбое скорость течения возрастает. 1 эти периоды можно наблюдать явление, когд* мещ- судна недостаточно для траления против течения. В таком случае его надо чёнию. производить только по те- Направление. и сила ветра — немаловажный фактор в выборе курса траления. При ветре свыше семи бал­ лов их следует располагать по ветру. Если ветер от северных румбо* силой 5—7 баллов, надо идти с тралом по ветру. При южных — можно трелить .• обеих направлениях. Южное „течение в этом случае будет до некоторой. степени компенсировать действие ветра на судно. При ветрах силой до шести баллов иногда прихо­ дится курсы траления прокладывать под углом к ветру и даже лагом к ветру. Все зависит от напревлеиия век­ тора течения и ветра. Надо помнить при этом о сле­ дующем правиле: при свежем ветре курсы траления необходимо располагать по равнодействующей или протие нее сил ветра и суммарного течения в зависи­ мости от величины этой равнодействующей. • Выбирая курс траления, судоеодитель должен учи­ тывать окружающую обстановку, особенно в плохую еидимость. Нельзя мешать работе других судов. Как правило, если в районе сосредоточена большая груп­ пе, руководитель промысла устанавливает рекомендо­ ванные курсы, которых надо строг© придерживаться. Пелагический лое — прицельный, оперативный. По­ этому дублирование курсе ш описываемом мною райо­ не успеха не дает. Яосле подъема трала, используя время выливки улова, рекомендую в таких случаях с поиском зайти на траление. Это нужно делать по трем причинам. Щ Во-первых, пока поднимается трал, судно сносит с промысловых концентраций, и повторение курса без предварительной оценки косяка может привести к про- лову. Во-вторых, судоводитель за время захода на траление имеет возможность оценить мощность кон­ центрации и просмотреть конфигурацию рельефа дна. (Проверка рыбных косяков обязательна при пелагиче­ ском лове после каждого траления). В-третьих, если идешь с тралом по течению, можно держать большую скорость, не используя полностью мощность главного двигателя. А иметь запас мощности очень важно, осо­ бенно в сложных условиях работы. Траления пелагическими орудиями лова ведутся только прицельные. Эффект их зависит от точности выхода на косяк. А чтобы этого достичь, необходимо рассчитать время на постановку трала. Рекомендую по­ становку тр*ла закончить в момент, когда под килем судна эхолот начинает фиксировать концентрацию ры­ бы. Время рассчитывается с учетом гидрометеорологи- • ческой обстановки и натренированности команды. В. ДЕМЯНЕНКО, капитана %. Ф (Продолжение следует).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz