Рыбный Мурман. 1972 г. Февраль.
Ф И Л Е м о ж н о в ы р а б а т ы в а т ь Б О Л Ь Ш Е (Окончание. Щ ih. на 1 стр.). X * л '* • «* I ванных филейщннов; во-вторых, учились, а выдавать бракован ную продукцию было не в на ших интересах. Филе выпуска ли лишь в тех случаях, когда предстоял большой ремонт ору диям лова, во время задевов, или когда главный механик по каким-либо": причинам останав ливал главную машину. Полностью перешел на изго товление филе из нототении ваш экипаж, когда уловы этой рыбы заметно снизились. Поче му именно занялись выпуском филе из нототении, а не про должили промысел, добывая та лую рыбу, как хек и другие? Мы поставили перед собой за дачу — перекрыть рейсовое вадание по реализации продук ции, поэтому такие породы, как хек и ледяная рыба, инте ресовали нас только как при лов. Мы понимали, что перераба тывать всю нототению под фн- д» нрайне трудно! ^Несмотря на то; ‘4fo флот пополняется мощ ными судами, удельный вес ме ханизированных операций в технологическом процессе про изводства пищевой продукции еще не достаточен. Многие тру доемкие операции все-таки вы полняются вручную, и самые большие трудности встреча ются именно при производстве филе из нототении. Здесь будет нужно сказать, что не все моряки нашего суд на правильно оценили обста новку. Были недовольные, бы ли такие, кто считал затею е филе пустой. Понадобилась большая разъяснительная ра бота, пока люди поняли, что идут по правильному пути. Ког да моряки поняли смысл своего труда, к капитану и мне стали поступать предложения по ре конструкции рыбофабрики. Дельные предложения мы сразу внедрили в производство. Первым предложением было удлинить и расширить рыбо- дел. На всех судах типа наше го за рыбоделом трудятся че тырнадцать матросов. В обыч ное время этого числа людей достаточно. В наших условиях еще одна пара рыбообработчи ков за рыбоделом была Крайне рищем, но менее квалифициро ванным. Если учесть, что у рыбодела матросы стоят друг против друга» то каждая такая пара была укомплектована опытным матросом и молодым. Матрос поопытнее занимался только обработкой, молодой матрос, отбирая среднюю ры бу, перебрасывал ее на транс портер и продолжал дальше за ниматься разделкой рыбы. Здесь же в процессе работы шел обмен опытом. Здорово помогло поднять производительность труда и необходима. Своими силами ма- развернувшееся между смена- тросы за какой-то час удлинили ми социалистическое соревно- и расширили рыбодел. Что это вание. Каждый день в салоне дало нам — судите сами. Два вывешивались «молнии», человека вырабатывают за сме- «Комсомольский прожектор» ну 800—900 килограммов фи- сообщал о лучших производст- ле. Выигрышно? Безусловно. венниках, первый помощник Втопое что мы сделали еше капитана вывешивал каждую ьторое, что мы сделали, еще пятидневку плакат с экономи- раз проверили классность спе- ческ£ ш Указателями, циалистов. Слабеньких сняли _ • с ответственных операций и Рыбаки народ работящий перевели на сортировку улова и самолюбивый. Если одна сме- и снятие чешуи, а более опыт- на выходит вперед, вперед рвет- ных товарищей — на разделку ся и ВТ 0 Рая - В конце рейса у рыбы. Товарищам из числа З3*" стали работать настолько новичков, но физически силь- быстР°* что удивлялись даже ным, мы поручили раэвешива- кто отдал Рыбацкому труду ние я упаковку готового филе. Де<^ятки лет жизни. На рыбо- , г фабрике работали «волнами». - нототении очень крупная Первой внедрила такой метод чешуя. Ее можно сравнить с тр/ да смеаа рыбмастера Алек- ногтем человека. Снимать та- с^ дра ПрокоЬа. Когда до кон- кую чешую без какого-либо ца вахты оставался час или железного предмета невозмож- меныпе, все матросы переходи- но. На ПРГ «Апатит* при- ли на разделку рыбы (благо МСцЯЛИ_CKpc6if f ^ нер^вею - мы п рн ^ю лн » сГмом начале щей стали. Подобные изгото- рейса большие чаны для про- вдЛИс Нан ^ о м р ш ш С<ню Ь г е й й - лшвки)* и уже под самый конед Я некоторьши новшества дружно развешивали, упа* мн. На «Апатите» скребки бы- К0В1Гва!та фил^ ™ а з л я л ? в ли с деревянными ручками. На заморозку. Доходило до того, треске эти ручки себя оправда- „ о П у т а н выпускали более ли, при обработке нототении 12 тонн фяле часто ломались. Пришлось еде- ^ дать к скребку ремень, в кото- Это очень высокий показа ли ! Матрос просовывал руку. **ль, и все же он еще не пре- Пальцамв он придерживал дел. Филе можно вырабатывать ежребок, и тот все* своей пло- больше. Часто не хватало сы- сжостью шел по тушке рыбы, рья, отсюда неритмичность в Небольшое изменение, а про- работе. Все буквально прнходн- изводительность труда увели- лось перестраивать во время чилась. Если мы начинали с работы на промысле. Накопленный нами опыт по может экипажу в 1972 году до биваться высоких результатов шнттнгпншиптшпшшшшпшпишшшншннпиштшмшшщг П О С Т У П А Й Т Е | как Василий Рыбка I В. БОЛОТИН, ПРТ «Буссоль»* технолог — Любая работа спорится у матроса Василия Рыбки. Растолкуешь ему , как еде- латъ, покажешь разок-д ру гой, и можно быть спокой ным: выполнит на совесть, — говорит мастер по обработке рыбы Николай Васильевич Спиридонов. Он не раз отме чал расторопность и трудо любие молодого моряка. Ва силий никогда не сидит без дела. Закончит свою работу — помогает другим. Нравилась рыбмастеру в моряке и его любознатель ность. Учиться бы такому, да вот беда; у Василия всего- навсего б классов образова ния. Не раз говорили с ним об этом, а он улыбнется этак беспечно, пожмет пле чами: — С моей матросской про фессией и шести классов достаточно. А в начальники я не собираюсь. Как-то после вахты Нико лай Васгигьевич пригласил матроса в свою каюту. По говорили о том, о сем. И вдруг рыбмастер задал не ожиданно вопрос: — Как бы ты расставил людей при сокращенном штате? Василий удивился , потом подумал, оценив возможно сти, сноровку, мастерство каждого матроса ,, четко определил и х обязанности. Николай Васильевич удов летворенно улыбнулся. — Ну что ж, у тебя есть задатки рыбмастера,учиться только надо. Я вот почти в сорок лет сел за парту. Матрос посмотрел с недо верием, а Спиридонов про должал: — Школу я рано бросил, молод был, и, как ты, не по нимал, что значит учеба. По том служил в армии, здесь, в Заполярье. После службы и остался в Мурманске. Есть ПЕРЕДОВОЙ ОПЫТ—ВСЕМ ЭКИПАЖАМ выпуска одной тонны филе в сутки, то к середине рейса вы рабатывали до 10 тонн. На нашей рыбофабрике один конвейер. По нему идет рыба, при выработке филе, но обе стороны -стоят друг про тив друга обработчики. Сорти ровщики работали добросове стно, но были случаи, когда вместе с крупной рыбой шла средняя. И здесь получалось так, что обработчику нужно было между основным заняти ем выуживать ее и перебрасы вать товарищу, за спиной ко торого находился транспортер со средней рыбой. Он перебра сывал ее на этот транспортер. Выходит тройная работа. Это хорошо, когда транспортер ря дом. А если он на значитель ном расстоянии? Продумали мы и эту опера цию. "Механики перенесли транспортер ближе к рыбооб работчикам, а матроса, кото рый перебрасывает среднюю рыбу с линии на транспортер, заменили расторопным това- vA/WWWWVWWWWWWV" Стали в котельно-сварочном цехе Мурманской судоверфи подводить итоги рационализаторской ра боты за первый год девятой пятилетки. И оказалось, что больше всего пользы принесли предложе ния начальника планоио-распределительаого бюро Александра Николаевича Агапитова. НА СНИМКЕ: A. H. Агапитов. Фото А, Леонтьева. у меня хороший друг — Алек - S сандр Константинович Круг- Е лов. Дере ъш помощником Е капитана ходит. Служили мы 5 вместе. Он и посоветовал Е пойти в траловый флот. 5 Николай Васильевич по- Е молчал, потом улыбнулся 5 воспоминаниям: Е — Пятнадцать лет назад Е впервые пришел я на боль- 5 гиой морозильный траулер. ^ Помню, как помог мне тех- ~ полон Зайцев. Был я и рас- фасовщиком, и упаковщи- — ком, и на глазуровке три го- Е да стоял. За работу хвали- Е ли, вот как тебя, но чувство- Е вал — не хватает знаний. За- 5 писался в заочную школу Е моряков. Шестой, седьмой, з восьмой классы закончил. А Е потом пошел в школу усо- 5 вершенстеования, или, как — говорят, ШУКС. Вот уж 5 сколько лет рыбмастером хо- Е жу. Вижу — надо бы и даль- Е ше учиться. гг Василий слушал молча рас- Е сказ старого люряка. Е — Но ведь трудно учить- г | ся. И так за вахту намота - г ешься... S — А ты как думал? Легко 5 ничего не дается. 5 Этот разговор происходил 5 в рейсе. А во время очеред- Е ной стоянки в порту Васи- = лий стал заочником школы ЕЕ моряков. Работал он по- Е прежнему хорошо, а вот с Е учебой не все выходило 2 гладко. Спиридонов не раз 5 еще говорил с ним по этому Е поводу, в гостях у матроса 5 бывал. И добился своего. К Е занятиям Василий стал от- Е носиться так же серьезно, Е как и к работе. = Шло время. И когда од- Е нажды на отходе не оказа- ЕЕ лось второго мастера по об- Е работке, Николай Василье - Е вич предложил назначить на Е эту должность матроса Рыб - Е ку. С тех пор и трудится он Е рыбным мастером на судах. Е тралового флота. Е А Николай Васильевич за, г это время обучил еще десят- S ки .моряков, передавая им Е свои знания, опыт. Сейчас он 5 работает на производствен- Е ном -рефрижераторном трау - Е лере «Перемышль», экипаж Е которого удостоен звания Е имени XX IV съезда КПСС. >Е За успехи в труде Н. В. = Спиридонов награжден По- = четной грамотой Президиу- = ма Верховного Совета Рос- Е сийской Федерации. И как = прежде, у него много уче- = ников. Это матрос первого = класса» Валентин Лавренев, Е молодой моряк Эдуард Ко- = четкое, всех не назовешь. И = каждому из них, как когда- = то Василию Рыбке, он сове- = тует: = — Учитесь, ребята, посту- = пайте как Василий Рыбка. Е К. ИЛЬИН, = наш внештатный корр. - (Продолжение. Нач. в №№ 8—10, 12). Судоводитель просматривает рельеф дна под килем корабля и не может анеть, какой высоты скала стоит на пути трала в стороне от курса. Не аная высоту ее, он не сумеет рассчитать время подъема трала на без опасное расстояние. Также при. тралении вдоль свала не исключена опасность порыва боковой пластины е скалу с крутыми склонами. ~ Для удержания трала строго по корме штурман должен учитывать прежде всего направление и скорость суммарного течения не каждый момент/ По имеющим ся таблицам прилитое на каждые сутки выбирается время малой и полной воды на ближайший к району промысла пункт. По этим данным и данным о посто янном течении судоводитель с достаточной точностью может определить направление и скорость суммарного течения. Для района Баффиновой Земли и Северного Лабра дора характерны следующие направления суммарного течения. При отливе оно действует на юго-восток, при приливе — на юго-запад. В момент стоячей воды те чение действует на юг. При сизигиях, постоянных вет рах северных румбое скорость течения возрастает. 1 эти периоды можно наблюдать явление, когд* мещ- судна недостаточно для траления против течения. В таком случае его надо чёнию. производить только по те- Направление. и сила ветра — немаловажный фактор в выборе курса траления. При ветре свыше семи бал лов их следует располагать по ветру. Если ветер от северных румбо* силой 5—7 баллов, надо идти с тралом по ветру. При южных — можно трелить .• обеих направлениях. Южное „течение в этом случае будет до некоторой. степени компенсировать действие ветра на судно. При ветрах силой до шести баллов иногда прихо дится курсы траления прокладывать под углом к ветру и даже лагом к ветру. Все зависит от напревлеиия век тора течения и ветра. Надо помнить при этом о сле дующем правиле: при свежем ветре курсы траления необходимо располагать по равнодействующей или протие нее сил ветра и суммарного течения в зависи мости от величины этой равнодействующей. • Выбирая курс траления, судоеодитель должен учи тывать окружающую обстановку, особенно в плохую еидимость. Нельзя мешать работе других судов. Как правило, если в районе сосредоточена большая груп пе, руководитель промысла устанавливает рекомендо ванные курсы, которых надо строг© придерживаться. Пелагический лое — прицельный, оперативный. По этому дублирование курсе ш описываемом мною райо не успеха не дает. Яосле подъема трала, используя время выливки улова, рекомендую в таких случаях с поиском зайти на траление. Это нужно делать по трем причинам. Щ Во-первых, пока поднимается трал, судно сносит с промысловых концентраций, и повторение курса без предварительной оценки косяка может привести к про- лову. Во-вторых, судоводитель за время захода на траление имеет возможность оценить мощность кон центрации и просмотреть конфигурацию рельефа дна. (Проверка рыбных косяков обязательна при пелагиче ском лове после каждого траления). В-третьих, если идешь с тралом по течению, можно держать большую скорость, не используя полностью мощность главного двигателя. А иметь запас мощности очень важно, осо бенно в сложных условиях работы. Траления пелагическими орудиями лова ведутся только прицельные. Эффект их зависит от точности выхода на косяк. А чтобы этого достичь, необходимо рассчитать время на постановку трала. Рекомендую по становку тр*ла закончить в момент, когда под килем судна эхолот начинает фиксировать концентрацию ры бы. Время рассчитывается с учетом гидрометеорологи- • ческой обстановки и натренированности команды. В. ДЕМЯНЕНКО, капитана %. Ф (Продолжение следует).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz