Рыбный Мурман. 1972 г. Февраль.
MMiiimmmiimiimiiiHnmiiniii В МАЕ щюшжзто я д а ва ш тра&вер «ЯЙбаево* яесяе ре монта ушел ва врсашсея- С mono вре- а*е|ни э ш ш гегааа вести счет рыбе. Порытой в первам году девятой анэх- аетки. Щ ш а ю а аш в Бадасацаасм море, задание рейса зю Упоминая аервый рейс, жидг ota* аать о связи его с оосзедующим. За крвым должен 6 ш последовать даяь- ашй рейс в район Дакара. И вот гот вервын sm x & f . «дамской экипажа ка :крепасть, ва же-ш&сяяе качества, «а :«се, ■ий и тяжелый рейс. БыЛи в экипаже и старые товари щи, которые работали вместе ' ртять- ше, анааи л лзучидц друг друга. Эхо пост к экипажа. Много было, и но вичков. Присматривались к пришед шим морякам, изучали характер каж дого. Партийная организация, судо вой комитет делали все для того, чтобы спяотять коллектив, готовили его к предстоящей нелегкой работе. После двухмесячного рейса в Ба ренцево -море 23 суток ушло на под готовку к работе в районе Дакара. Горячие были деньки. Надо "было тщательно подобрать промвооруже- ние и подготовить машину. Да так, «тобы быть в них уверенным, как в -самом себе. Мы понимали, что результаты ра боты будут зависеть только от нас. от того, как подготовимся к рейсу на берегу. Вместе с мастерами по добыче по шли на склад. Подобрали неводы. -Причем самым тщательным образом, аропуетив каждый метр через своя ^Щнафлё ^|н)£я{| 1 р 4 дришЫ ’в район нромысла. Замечено, что наиболее «уяоввстый* яериод в этом районе — первый * последний кварталы года. ■Судов в это время скопилось уйма. Удачный поиск рыбы в таких усло виям— ато уже искусстве! К 19 ча сам-все в районе промысла нрихядя- *»-В движение: суда выбирали нуж ные курсы для гамета. Сумел зайти правильно — значит будешь с рыбой. Прозевал позицию и момент — зна чит «выстрел* будет холосам г Лов мы вели неводами несколько измененными, конструкции инженера нашего флота А. П. Мосеенно. Он и сам был с нами на промысле. Отли чие у невода такое: оснастка плава больше я увеличен груз. Практика Из дальнего рейса с победой! На снимке: В. Прнщан. # доказала, что такая конструкция весьма здачна. С НАШУ ОБ ИТОГАХ рейса и работы за год. Плановое зада ние рейса — 19 195 центнерав рыбы, взять сумели — 26В79 цешдеров. За рейс требовалось наго товить 14 850 центнеров пищевой продукции, сделали — 20 O 0 Qцентне ров. Итог работы в целом за под та кой: годовой план — 21 499 цевшне- ров, на счету экипажа — 50 339 .цензу «еров добытой рыбы! Таити был трудовой финиш нашего коллектива в первом году девятой пятилетки. Тщательная подготовка перед рей сом сказалась на промысле так: механизмы л машины работал* четче®, ритмично. Старший механик Борис Сергеевич Деревянских — специа лист с высшим образованием, очень опытный меха ник. Он сумел сплотить машинную команду, обеспечил ее четкую, сла женную работу. В дневное время ме ханики занимались профилактиче ским ремонтом машин и механизмов. С лихвой было забот у электрика: влажность воздуха большая, и, чтобы избежать ее пагубного действия на приборы, за алектрохозяйсгвом тре бовался глаз да гяая. Наша специфика замета имеет свои строгие правила. Не соблюдены они — 3—4 промысловых суток выбра сывай, клади их на чинку сетей. К честн тралмейстера Аидро Дзоценид- зе, старого кошельковиста, опытного моряка, должен сказать, что времени иа чинку сетей мы потратили немного. Б е з к р е п к о й д и с ц и п л и н ы большой успех нигде не мыслим, а в нашем деле осо бенно. Вызывал вахту — через одну- две минуты она выходила в полной готовности. Раз на раз не выходит, рыба «бегает», приходилось делать замета по три. И каждый раз вахта быстро и четко в нужное время стоя ла на палубе. Весь рейс в экипаже были равные, товарищеские отношения. А в утаю- аиях дальнего рейса это очень и очень важно. Радостно было работать с экипа жем. Все заслуживают самого доб* рого слова. Юрий Ветлужский, Уль- фат Маликов — первоклассные мат росы, старший помощниккапитана Вик тор Петрович Вадворнов—опытнейший судоводитель. Эти люди цементирую щее звено экипажа. Сами пример во всем, они хранят добрые традиции экипажа, продолжают их, ведут за собой других товарищей. В налицо было становление коллектива, под черкиваю — коллектива. На судне была одна семья, где все — и беда и радости — было общим, где были все за одного и один за всех. Вывешивали в салоне большой як- рая, где сообщались результаты ра боты всех судов в этом районе. Он постоянно собирал моряков. Думали вслух, почему такому-то судну не повезло, в вто вон «какое «везучее*. Высказывали свои мнения и предполо жения. За разъяснением и ответами обращались к командиру. Душа ра дуется, коща видишь у людей такое втношееие « делу. Акустик на наших судах — фигу ра очень важная. Кует рыбацкую удачу весь экипаж, но первый удар делает он, акустик. У него нет вре мени раздумывать над своими дей ствиями. Поиск, реакция на обнару жение косяков должны -бить доведе ны до автоматизма. И еще, но моему убеждению, здесь должен бить та лант. Он есть у нашего .гяаввэв© «стрелка» — акустика Виктора Сте пановича Нежданова. И большой! Второстепенных должностей на суд не и вообще нет. Нелегкий был рейс, не один пот сошел с рыбаков в борь бе за рыбу. И как тут не помянуть добрым словом повара В. С. Андруш- кина, юнгу Николая Глебова. Готовил он вкусно, разнообразно, чудодейство вал с продуктами. В столовой — разцовая частота, юнга в халате. Все вто приобретает очень важное значение в болкпшх рейсах. К АН МЫ ЖИВЕМ? Вот ^ м е р ы этого плавания... Ю ш а Н. Глебов оказался неплохая* художником. Помогал в оформлена* талона. В этом рейсе экипаж дружно «за болел» игрой в нарды. Ввел ее Андре Дзоценидзе, еще кое-кто был знаком с ней, а к концу рейса у нас играли «се. Любимой п и т ай экипажа стали мемуары маршала Жукова. Устано вили на нее ciporyio. очередность. А разговвры о прочитанном велись, ка жется, при любой возможности в са лоне, ша палубе, в каютах. Никог© книга не оставила равнодушной. В щ>нце рейса был у нас заход в Лас-Пальмас. Посмотрели город, по бывали в зоопарке. Встретили там ту ристов, прибывших на корабле «А. Пуниаш». У нас было три кино камеры, ребята жвого снимали. А в порт мы вернулись без одного члена вкипвжа. И без сетей. Уж больно просиди наши «удачливые» сети и на шего акустика Виктора Степановича Нежданова рыбаки «Баймака». Он и остался с ними на промысле. Я же го ворю: акустик — это фигура!.. В. ЯРИЩАК , капитан СРТ-р-707 «Бабаевой. !ШН1Н111ШН111ВН11Н11ЙШ1НШ1111ШШ1тШ111Ш11111Ш1ШШ!1НШ1НШНШ11Ш Г Л У Б И Н А . X (Окончание . Нач. е №№_ 8—1Л^ 12, 14, 15, 17). В правом верхнем углу каждого листа журнала над йфлицей записывается количество ваеров. Обычно — шрез каждые 50 метров, аэчиная с 10DD метров. S таб лице содержатся сведения о каждом тралении: номер Бадрата, судовое время, курс траления, режим рабо- ы главного двигателя, горизонт хода трала по прмбо- у< измеренный угол наклона ваеров, рассчитанный по- изонт хода трала {по углу), коэффициент прогиба аероа* направление и сила ветра. Зная угол наклона аеров, судоводитель может рассчитать горизонт ходе эада, и путем деления можно получить коэффициент эогнба ваеров. Было бы ошибочно считать, что этот ээффициент зависит толыш от прогиба ваеров. Он заисит и от иных факторов, которые невозможно честь. В конца журнала взносятся другие справочные таб- ицы и нужные сведения. Ведение такого журнала по- 11 АЛК FI wl гIВ%дДУцМ* ый опыт и навыки при работе с тралом. 7. твала Перед подъемом трала необ вадммо тици» mно лро- зрять механизмы и подготовить рабочую пал/бу. .одъем трала начинают по команде штурмана. При тралении в непосредственной близости #т грун- а за 4—5 минут д о качала подъема увеличивают ход о максимального и поднимают трал над. фунтом до 5 — 40 метров. Только после этого можно дать коман- ,у лоднимать трал и уменьшить скорость судка. При ор контроля хода трала должен работать для контро- 51 положения трала относительно грунта -до тех пор, .ока трал не поднимется на безопасное расстояние. Е& 1 И траление; происходит на -значительном расстоя- ии от фунта, дается команда поднимать трал, и одно ременно уменьшается скорость судна. С уменьшением количества ваеров за -бортом слш- судна нужно постоянно сбавлять. Судоводитель должен руководствоваться правилом при выборке вае ров: чем больше ваеров намотано на барабане трало вой лебедки, тем меньше должна быть скорость судна. Скорость выборки ваеров должна соответствовать скорости выборки кабель-троса прибора контроля хода трала ИГЕКу. За этим постоянно следит мастер лова у пульта управления лебедкой ИГЕКу. Если лебедка ИГЕКу не успевает подбирать кабель-трос, скорость вы борки ваера нужно уменьшить или же через 250— 300 м останавливать траловую лебедку для выборки появившейся слабины кабель-троса. При выборке ваеров курс судна рекомендуется удер живать такой, чтобы кабель-трос и ваера держать строго по норме. Этим можно избежать подтирания «ебель-троса о ваера. Когда лодошли доски, ход судна увеличивают на столько, чтобы вытянуть трал в горизонтальное поло жение. Скорость судна при выборке кабелей держат, мсвадя ив конкретных обстоятельств. Углубители подбирают до самой лебедки и не от соединяют. Только после этого сбрасывают кабель- трос с канифас-блока на палубу и вручную подбирают и укладывают в бухточку рядом с лебедкой ИГНСу. Крылья трала рекомендуется выбирать одновремен но двумя вытяжными концами и крепить к станине ле бедки при лемохци скоб. При подъеме трепа необходимо особое внимание давдить вибратору и кабель-тросу ИГЕКу: аккуратно распутать, аытонуть на палубу, чтобы не повредить. Трал выбирают попеременно то левым, то правым вытяжными концами. Стропы от трала не отсоединяют ся, с их помощью легче произвести укладну трала на na^f€e. Большие уловы необходимо вытягивать одноеремен- но двумя вытяжными концами, чтобы создать равно мерное усилие на вал трглоаой лебедки. Под вытяж ные стропы нужно обязательно подкладывать подушку. Лри большом улове, когда рыба находится в устье мешка т он не выходит на слип, рекомендуется за вести обжимной. конец. Он изготовляется ив стального 45г5 мм троса, заводится со слипа под трал и обжи мается ари помощи джильсона. Таким обравом сжима- 4от устье мешка, и он свободно входит на слип. Работ** тралом чертеже 2131, большие уловы реко мендуется делить. Для этого предусмотрен дележный строп и вытяжной конец. Но на облове макруруса де лить большие уловы не рекомендуется. Макрурус ры ба, которая плохо набивается в мешок и при делении плохо переходит в трал. В результате появляется очень много рвани. В этом нецелесообразность и трудность деления. > т > 8. Выливна рова Как уже отмечалось, макрурус очень плохо заходит в мешок, образует пустоты и пробки. При аыливке он очень плохо переливается в мешке, много появляется технической рвани. Во время работы в районе Север ного Лабрадора и Баффиновой Земли на БМРТ-448 «Торос» был -применен порционный метод выливки улова. Суть его в следующем. Завернув луток двумя джильооками в ящик, высыпа ют его и крепят ва усы. Затем, отделяя от мешка часть рыбы л 3—4 тонны при помощи дележных стро пов, пересыпают е е в куток и выливают. При перели вании рыбы а куток приходится несколько раз пере- с-трапливать, используя малейшую освободившуюся часть мешка. Таким способом выливают рыбу до тех пор, пока в мешке не останется 5—6 тонн. Оставшую ся рыбу выливают обычным способом. Такой способ выливки рыбы занимает несколько больше времени, чем обычно. В основном время ухо-' дит на частые пересграпливания мешка. Но выливка порционным методом макруруса сохраняет большую часть улова от повреждении. Порционный метод выливки макруруса рекомендует ся применять при уловах от 10 до 25—30 тонн. При уловах свыше 25 тонн для его сохранения ре комендуется разрезать устье мешка, поставить рьйэо- делы по обе стороны и организовать быструю обработ ку рыбы. Убрав 5—7 тонн рыбы, можно приступить к аыливке пордионным способом. Обработка 5—7 тонн макруруса при хорошей организации занимает не бо-, лее 2-.Х часов, и почти весь улов будет сохранен. . /Ц. ДЕМЯНЕНКО, капитан.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz