Рыбный Мурман. 1972 г. Февраль.

MMiiimmmiimiimiiiHnmiiniii В МАЕ щюшжзто я д а ва ш тра&вер «ЯЙбаево* яесяе ре­ монта ушел ва врсашсея- С mono вре- а*е|ни э ш ш гегааа вести счет рыбе. Порытой в первам году девятой анэх- аетки. Щ ш а ю а аш в Бадасацаасм море, задание рейса зю Упоминая аервый рейс, жидг ota* аать о связи его с оосзедующим. За крвым должен 6 ш последовать даяь- ашй рейс в район Дакара. И вот гот вервын sm x & f . «дамской экипажа ка :крепасть, ва же-ш&сяяе качества, «а :«се, ■ий и тяжелый рейс. БыЛи в экипаже и старые товари­ щи, которые работали вместе ' ртять- ше, анааи л лзучидц друг друга. Эхо пост к экипажа. Много было, и но­ вичков. Присматривались к пришед­ шим морякам, изучали характер каж­ дого. Партийная организация, судо­ вой комитет делали все для того, чтобы спяотять коллектив, готовили его к предстоящей нелегкой работе. После двухмесячного рейса в Ба­ ренцево -море 23 суток ушло на под­ готовку к работе в районе Дакара. Горячие были деньки. Надо "было тщательно подобрать промвооруже- ние и подготовить машину. Да так, «тобы быть в них уверенным, как в -самом себе. Мы понимали, что результаты ра­ боты будут зависеть только от нас. от того, как подготовимся к рейсу на берегу. Вместе с мастерами по добыче по­ шли на склад. Подобрали неводы. -Причем самым тщательным образом, аропуетив каждый метр через своя ^Щнафлё ^|н)£я{| 1 р 4 дришЫ ’в район нромысла. Замечено, что наиболее «уяоввстый* яериод в этом районе — первый * последний кварталы года. ■Судов в это время скопилось уйма. Удачный поиск рыбы в таких усло­ виям— ато уже искусстве! К 19 ча­ сам-все в районе промысла нрихядя- *»-В движение: суда выбирали нуж­ ные курсы для гамета. Сумел зайти правильно — значит будешь с рыбой. Прозевал позицию и момент — зна­ чит «выстрел* будет холосам г Лов мы вели неводами несколько измененными, конструкции инженера нашего флота А. П. Мосеенно. Он и сам был с нами на промысле. Отли­ чие у невода такое: оснастка плава больше я увеличен груз. Практика Из дальнего рейса с победой! На снимке: В. Прнщан. # доказала, что такая конструкция весьма здачна. С НАШУ ОБ ИТОГАХ рейса и работы за год. Плановое зада­ ние рейса — 19 195 центнерав рыбы, взять сумели — 26В79 цешдеров. За рейс требовалось наго­ товить 14 850 центнеров пищевой продукции, сделали — 20 O 0 Qцентне­ ров. Итог работы в целом за под та­ кой: годовой план — 21 499 цевшне- ров, на счету экипажа — 50 339 .цензу «еров добытой рыбы! Таити был трудовой финиш нашего коллектива в первом году девятой пятилетки. Тщательная подготовка перед рей­ сом сказалась на промысле так: механизмы л машины работал* четче®, ритмично. Старший механик Борис Сергеевич Деревянских — специа лист с высшим образованием, очень опытный меха­ ник. Он сумел сплотить машинную команду, обеспечил ее четкую, сла­ женную работу. В дневное время ме­ ханики занимались профилактиче­ ским ремонтом машин и механизмов. С лихвой было забот у электрика: влажность воздуха большая, и, чтобы избежать ее пагубного действия на приборы, за алектрохозяйсгвом тре­ бовался глаз да гяая. Наша специфика замета имеет свои строгие правила. Не соблюдены они — 3—4 промысловых суток выбра­ сывай, клади их на чинку сетей. К честн тралмейстера Аидро Дзоценид- зе, старого кошельковиста, опытного моряка, должен сказать, что времени иа чинку сетей мы потратили немного. Б е з к р е п к о й д и с ц и п л и ­ н ы большой успех нигде не­ мыслим, а в нашем деле осо­ бенно. Вызывал вахту — через одну- две минуты она выходила в полной готовности. Раз на раз не выходит, рыба «бегает», приходилось делать замета по три. И каждый раз вахта быстро и четко в нужное время стоя­ ла на палубе. Весь рейс в экипаже были равные, товарищеские отношения. А в утаю- аиях дальнего рейса это очень и очень важно. Радостно было работать с экипа­ жем. Все заслуживают самого доб* рого слова. Юрий Ветлужский, Уль- фат Маликов — первоклассные мат­ росы, старший помощниккапитана Вик­ тор Петрович Вадворнов—опытнейший судоводитель. Эти люди цементирую­ щее звено экипажа. Сами пример во всем, они хранят добрые традиции экипажа, продолжают их, ведут за собой других товарищей. В налицо было становление коллектива, под­ черкиваю — коллектива. На судне была одна семья, где все — и беда и радости — было общим, где были все за одного и один за всех. Вывешивали в салоне большой як- рая, где сообщались результаты ра­ боты всех судов в этом районе. Он постоянно собирал моряков. Думали вслух, почему такому-то судну не повезло, в вто вон «какое «везучее*. Высказывали свои мнения и предполо­ жения. За разъяснением и ответами обращались к командиру. Душа ра ­ дуется, коща видишь у людей такое втношееие « делу. Акустик на наших судах — фигу­ ра очень важная. Кует рыбацкую удачу весь экипаж, но первый удар делает он, акустик. У него нет вре­ мени раздумывать над своими дей­ ствиями. Поиск, реакция на обнару­ жение косяков должны -бить доведе­ ны до автоматизма. И еще, но моему убеждению, здесь должен бить та ­ лант. Он есть у нашего .гяаввэв© «стрелка» — акустика Виктора Сте­ пановича Нежданова. И большой! Второстепенных должностей на суд­ не и вообще нет. Нелегкий был рейс, не один пот сошел с рыбаков в борь­ бе за рыбу. И как тут не помянуть добрым словом повара В. С. Андруш- кина, юнгу Николая Глебова. Готовил он вкусно, разнообразно, чудодейство­ вал с продуктами. В столовой — разцовая частота, юнга в халате. Все вто приобретает очень важное значение в болкпшх рейсах. К АН МЫ ЖИВЕМ? Вот ^ м е ­ р ы этого плавания... Ю ш а Н. Глебов оказался неплохая* художником. Помогал в оформлена* талона. В этом рейсе экипаж дружно «за­ болел» игрой в нарды. Ввел ее Андре Дзоценидзе, еще кое-кто был знаком с ней, а к концу рейса у нас играли «се. Любимой п и т ай экипажа стали мемуары маршала Жукова. Устано­ вили на нее ciporyio. очередность. А разговвры о прочитанном велись, ка­ жется, при любой возможности в са­ лоне, ша палубе, в каютах. Никог© книга не оставила равнодушной. В щ>нце рейса был у нас заход в Лас-Пальмас. Посмотрели город, по­ бывали в зоопарке. Встретили там ту­ ристов, прибывших на корабле «А. Пуниаш». У нас было три кино­ камеры, ребята жвого снимали. А в порт мы вернулись без одного члена вкипвжа. И без сетей. Уж больно просиди наши «удачливые» сети и на­ шего акустика Виктора Степановича Нежданова рыбаки «Баймака». Он и остался с ними на промысле. Я же го­ ворю: акустик — это фигура!.. В. ЯРИЩАК , капитан СРТ-р-707 «Бабаевой. !ШН1Н111ШН111ВН11Н11ЙШ1НШ1111ШШ1тШ111Ш11111Ш1ШШ!1НШ1НШНШ11Ш Г Л У Б И Н А . X (Окончание . Нач. е №№_ 8—1Л^ 12, 14, 15, 17). В правом верхнем углу каждого листа журнала над йфлицей записывается количество ваеров. Обычно — шрез каждые 50 метров, аэчиная с 10DD метров. S таб­ лице содержатся сведения о каждом тралении: номер Бадрата, судовое время, курс траления, режим рабо- ы главного двигателя, горизонт хода трала по прмбо- у< измеренный угол наклона ваеров, рассчитанный по- изонт хода трала {по углу), коэффициент прогиба аероа* направление и сила ветра. Зная угол наклона аеров, судоводитель может рассчитать горизонт ходе эада, и путем деления можно получить коэффициент эогнба ваеров. Было бы ошибочно считать, что этот ээффициент зависит толыш от прогиба ваеров. Он заисит и от иных факторов, которые невозможно честь. В конца журнала взносятся другие справочные таб- ицы и нужные сведения. Ведение такого журнала по- 11 АЛК FI wl гIВ%дДУцМ* ый опыт и навыки при работе с тралом. 7. твала Перед подъемом трала необ вадммо тици» mно лро- зрять механизмы и подготовить рабочую пал/бу. .одъем трала начинают по команде штурмана. При тралении в непосредственной близости #т грун- а за 4—5 минут д о качала подъема увеличивают ход о максимального и поднимают трал над. фунтом до 5 — 40 метров. Только после этого можно дать коман- ,у лоднимать трал и уменьшить скорость судка. При­ ор контроля хода трала должен работать для контро- 51 положения трала относительно грунта -до тех пор, .ока трал не поднимется на безопасное расстояние. Е& 1 И траление; происходит на -значительном расстоя- ии от фунта, дается команда поднимать трал, и одно­ ременно уменьшается скорость судна. С уменьшением количества ваеров за -бортом слш- судна нужно постоянно сбавлять. Судоводитель должен руководствоваться правилом при выборке вае­ ров: чем больше ваеров намотано на барабане трало­ вой лебедки, тем меньше должна быть скорость судна. Скорость выборки ваеров должна соответствовать скорости выборки кабель-троса прибора контроля хода трала ИГЕКу. За этим постоянно следит мастер лова у пульта управления лебедкой ИГЕКу. Если лебедка ИГЕКу не успевает подбирать кабель-трос, скорость вы­ борки ваера нужно уменьшить или же через 250— 300 м останавливать траловую лебедку для выборки появившейся слабины кабель-троса. При выборке ваеров курс судна рекомендуется удер­ живать такой, чтобы кабель-трос и ваера держать строго по норме. Этим можно избежать подтирания «ебель-троса о ваера. Когда лодошли доски, ход судна увеличивают на­ столько, чтобы вытянуть трал в горизонтальное поло­ жение. Скорость судна при выборке кабелей держат, мсвадя ив конкретных обстоятельств. Углубители подбирают до самой лебедки и не от­ соединяют. Только после этого сбрасывают кабель- трос с канифас-блока на палубу и вручную подбирают и укладывают в бухточку рядом с лебедкой ИГНСу. Крылья трала рекомендуется выбирать одновремен­ но двумя вытяжными концами и крепить к станине ле­ бедки при лемохци скоб. При подъеме трепа необходимо особое внимание давдить вибратору и кабель-тросу ИГЕКу: аккуратно распутать, аытонуть на палубу, чтобы не повредить. Трал выбирают попеременно то левым, то правым вытяжными концами. Стропы от трала не отсоединяют­ ся, с их помощью легче произвести укладну трала на na^f€e. Большие уловы необходимо вытягивать одноеремен- но двумя вытяжными концами, чтобы создать равно­ мерное усилие на вал трглоаой лебедки. Под вытяж­ ные стропы нужно обязательно подкладывать подушку. Лри большом улове, когда рыба находится в устье мешка т он не выходит на слип, рекомендуется за­ вести обжимной. конец. Он изготовляется ив стального 45г5 мм троса, заводится со слипа под трал и обжи­ мается ари помощи джильсона. Таким обравом сжима- 4от устье мешка, и он свободно входит на слип. Работ** тралом чертеже 2131, большие уловы реко­ мендуется делить. Для этого предусмотрен дележный строп и вытяжной конец. Но на облове макруруса де­ лить большие уловы не рекомендуется. Макрурус ры­ ба, которая плохо набивается в мешок и при делении плохо переходит в трал. В результате появляется очень много рвани. В этом нецелесообразность и трудность деления. > т > 8. Выливна рова Как уже отмечалось, макрурус очень плохо заходит в мешок, образует пустоты и пробки. При аыливке он очень плохо переливается в мешке, много появляется технической рвани. Во время работы в районе Север­ ного Лабрадора и Баффиновой Земли на БМРТ-448 «Торос» был -применен порционный метод выливки улова. Суть его в следующем. Завернув луток двумя джильооками в ящик, высыпа­ ют его и крепят ва усы. Затем, отделяя от мешка часть рыбы л 3—4 тонны при помощи дележных стро­ пов, пересыпают е е в куток и выливают. При перели­ вании рыбы а куток приходится несколько раз пере- с-трапливать, используя малейшую освободившуюся часть мешка. Таким способом выливают рыбу до тех пор, пока в мешке не останется 5—6 тонн. Оставшую­ ся рыбу выливают обычным способом. Такой способ выливки рыбы занимает несколько больше времени, чем обычно. В основном время ухо-' дит на частые пересграпливания мешка. Но выливка порционным методом макруруса сохраняет большую часть улова от повреждении. Порционный метод выливки макруруса рекомендует­ ся применять при уловах от 10 до 25—30 тонн. При уловах свыше 25 тонн для его сохранения ре­ комендуется разрезать устье мешка, поставить рьйэо- делы по обе стороны и организовать быструю обработ­ ку рыбы. Убрав 5—7 тонн рыбы, можно приступить к аыливке пордионным способом. Обработка 5—7 тонн макруруса при хорошей организации занимает не бо-, лее 2-.Х часов, и почти весь улов будет сохранен. . /Ц. ДЕМЯНЕНКО, капитан.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz