Рыбный Мурман. 1972 г. Февраль.
Г Л У Б И Н А . Ж (Продолжение. Нач. е JVSJVI 8 —IQ* 12к 14л 15). При появлении под килем другой скалы следует рассчитать время начала подъема трала, определить, достаточно ли для этого мощности судна или же сле дует подобрать некоторое количества ваеров. Здесь- то и надо учитывать высоту скалы над горизонтом хо д а трала и крутизну его салона. С выходом в течку подъема трала скорость судна необходимо увеличить. Выбирать трал следует так, чтобы он шел параллельно склону. Если скорости суд не недостаточно и трал начинает приближаться к грунту, необходимо подобрать веера. Перевалив ска лу, снова опускают трал на нужный горизонт. Траление по свалу глубин можно производить как С большой глубины не малую, тая и с малой — на большую. Какой именно вариант траления выбрать, судоводитель должен решить, исход* из крутизны сва ла. Если склон крутой, траление лучше производить С малой глубины на большую. Обычно на свалах глубин кося» держится у грунта, и трал надо вести в нескольких метрах от него. Поэто му при крутом свале легче вест* трал параллельно ему, все врем» потравливая ваера. Траление с боль шой глубины на малую требует постоянного увеличе- иия скорости судна й частого подбирания ваеров для удержания трала параллельно свалу. Траления между скалами и по свалу глубин характерны для районов Баффиновой Земли и Северного Лабра дора при облове макруруса. Траление в одном—двух метрах от грунта требует ровного дна или же пологих перепадов глубин. Труд ности оно не представляет, но требует четкой органи зации вахтенной службы и внимательности. При трале нии в непосредственной близости от грунта ваеров нужно вытравливать столько, чтобы иметь запас мощ ности для подъема трала за счет ее. Трал и грунту нужно подводить постепенно и постоянно знать за паздывание хода его. При работе с прибором ИГЕКу следует учитывать способность вибратор» излучать импульсы как в сто рону поверхности моря, так и в стерону грунта. Об этом я уже говорил, когда касался вопроса об отсче те горизонта хода трала от поверхности. Излучая импульсы в ту и другую стороны, вибратор принимает сигналы, отраженные от рыбных косяков. Они бывают как от нижних, тан и о? верхних и фикси руются самописцем, проходящим под тралом. При записях рыбы под нижней подборой порой очень труд но определить, где же они находятся: снизу трала или же сверху, та* как плотность записей почти одинакова. Узнать это можно тслъчо при помощи изменений гори зонта хода трала. Заходы рыбы а трел фиксируются в виде плотных небольших стаи. Иногда же запись настолько плотная, что занимает все вертикальное раскрытие трала. Если заходы отмечаются прибором в самом центре, режим треления надо выдерживать. Если они фиксируются ближе к нижней или верхней подборам или же одна из них перерезает, косяк, - трел соответственно надо опустить или же подмять, i o есть следует добиться та кого положения, чтобы заходы .не самописце фиксиро вались посередине, между йи>йяей;и |ерхней подборами. Бывает и так. Заходов рыбы в трал не наблюдается, а косяк фиксируется под ним. Это означает: косяки на ходятся или под тралом или же над ним. В таких слу чаях рекомендую опустить трал ниже на несколько метров. Если же косяки будут фиксироваться еще ни же трала и заходов их не будет, следовательно, трал нужно поднимать кверху. Происходит это потому, что самописец фиксирует косяки, которые проходят над тралом. Обычно принято считать: верхние слои косяков об лавливаются лучше, чем нижние. Это справедливо для таких пород рыб, как полярная тресочка, сельдь, скумбрия и др. При облове их трал надо вести по вер хушке косяка — стараться облоеить его первую поло вину. Но при добыче макруруса лучшие подъемы наблюдаются, когда захватывается нижняя половина кссяка. Если наблюдаются косяки одинаковой плотно сти, расположенные на различных горизонтах (напри мер, на 800 м, 1000 м, 1200 м), то лучшие результаты будут при работе на горизонтах 1200 метров. Если же косяки «привязаны» к грунту, то есть расположены у самого дна, трал необходимо вести как можно ближе к грунту. Как правило, хорошие уловы дают плотные косяки. Опытный судоводитель по заходам в трал мо жет с достаточной точностью определить улов. Вертикальное раскрытие трала зависит от его воору жения. При глубоководном тралении со скоростью два—три узла нормальным считается раскрытие трала 2131 сорок два — тридцать пять метров, а чертежа 2030 А — двадцать три — восемнадцать метров. Такое раскрытие дает наилучшие результаты. С увеличением скорости траления вертикальное раскрытие трала уменьшается. 6. Когда нет прибора ИГЕКу В августе—октябре прошлого года в районах Баф финовой Земли и Северного Лабрадора вместе с нами довольно успешно работали некоторые суда «Запры- бы», хотя они не имели приборов контроля глубины хсда трала. Правда, уловы у них были ниже, чем у тех, кто промышлял с такими приборами. Но суточные за дания они перевыполняли. Да и наш экипаж так же успешно облавливал макруруса при выходе из строя ИГЕКу. Вся группа судов работала на больших глуби нах — свыше 1200 метров. Промышлять разноглубинным тралом без прибора контроля можно только в толще воды, на горизонтах не менее ста метров от дна. Основная задача штурма на при таком тралении — удержать орудия лова на за данном горизонте. Как известно, его можно рассчитать по формуле, зная угол наклона ваеров. H=*0,93Li Cos а, где: Н — горизонт хода трала, отсчитываемый от поверх ности воды в метрах, Li — длина вытравленных вае- ров, а — угол наклона ваеров, измеряемый с по мощью угломера, в вертикальной плоскости, 0,93 — эмпирический коэффициент прогиба ваеров (о нем бу дет сказано ниже). По этой формуле составллется таблица, которая должна находиться на рабочем месте штурмана. По углу наклона ваеров судоводитель определяет глубину хода трала и при помощи главного двигателя изменяет его горизонт. Угол наклона определяют угломером. Сделать его в судовых условиях не трудно. В крайнем случае мож но использовать протрактор. Специально обученный матрос палубной команды через определенные промежутки времени или же по распоряжению вахтенного штурмана замеряет угол на клона ваеров и докладывает на мостик. Имея под рукой таблицу, вахтенный помощник капитана может определить, как идет трал. Конечно, точность выхода на небольшие косяки здесь мала, но при большом вер тикальном раскрытии косяка успех будет обеспечен. Точность такого способа вождения трала на задан ном горизонте в хорошую погоду составляет 30—35 метров и зависит главным образом от состояния моря. При волнении свыше трех баллов точность уменьшает ся, т. к. судно начинает испытывать килевую качку, что снижает точность замера угла наклона ваера. Это. су доводитель должен учитывать. Такой способ вождения трала на заданном горизон те ценен при работе с прибором контроля хода трала ФНР-2. Как известно, этот прибор показывает гори зонт хода трала до 200 м от грунта. Горизонт хода траг ла от поверхности воды он не показывает. Поэтому при тралениях на горизонтах свыше 200 метров от грунта судоводителю крайне необходимо знать хотя бы при мерный горизонт хода трала. Здесь-то и помогает угломер и таблицы. Определив при помощи угломере горизонт хода трала, промысловик выходит на косяк. По заходам косяков в трал или их записи под тралом, которые фиксирует самописец ФНР-2, судоводитель точнее репржрует горизонт хода трала при помощи изменен ия режима работы главного двигателя. Имея ФНР-2 и научившись удерживать горизонт ходе трала по измеренному углу наклона ваеров^ можно произвести траление между скалами вышеописанным спо собом. При работе между океламихудоводитесь должен учесть, что для безаварийной работы он должен как можно точнее и чаще Определять горизонт хода трала, т. к. при потравливании и выборке ваеров запись ФНР-2 прекращается. При появлении на самописце ФНР-2 з а т к и скалы и знал примерный горизонт хода трала, судоводитель может сделать необходимые рас четы для подъема трала на безопасный горизонт. Для того, чтобы промысловик в случае выхода из строя прибора контроля хода трала мог продолжать успешно работать, рекомендуется судоводителю вести специальный журнал, где записываются все данные о тралениях, а также помещаются таблицы горизонта хода трала по углу наклона ваеров-и другие нужные сведения. В. ДЕМЯНЕНКО, капитал (Окончание следует). - ' д С ч е т "I Г п L СВРЕ 8 Н 0 МИИЯ открыт На днях вернулся из первого рейса ■ этом году траулер «В. Чкалов». С январским заданием экипаж справился успешно. В трюмах судна-125 тонн рыбы, добытой в этом плавании. Промысел вели .на сореро*з?п|нном склоне Мурманской бан ки. Январский лов — не из легкт . rift пути рыбаков к выполне нию задания крепкой преградой стоят обычно частые и злые штормы. Не было исключением и начало января 1972 .годе. Одна ко ■ середине месяца штормы поутихли. В Баренцевом море наблюдалась «вспышка» рыбы. Радостное был настроение у ры баков, работа на судне кипела. За сутки брали до семи тонн. Однако зимнее море оставалось верным себе. «Вспышка» кончилась, а штормы г£Т|1Т немилосердно трепать рыбац кие суда. Hfa всех уча&Ьс^рихфиггась работать с огромным на пряжением и полной отдачей сия дяе того, чтобы выполнять за дание. Так и трудились. Илья Петрович Шардин — рыбак с много летним морским стажем, исключительно добросовестный в ра боте. В этом рейсе ему предстояло выработать 4,5 тонны клипфиска. Задача нелегкая. Рыба была в основном некрупная, а отсюда и трудности для клипфмекника. Приходил трал, и тут же Илья Петрович оказывался возле него, копался в рыбе, выбирая ^наиболее крупную. Такое отно шение к делу, к деоим ?фиан»фстям привело к тому, что план по клипфиску был выполнен. Напряженно работали консервный мастер Николай Петрович Шише» и его помощник Николай Назарович Зонин. Задание бы ло немалое: изготовить 14 тысяч условных банок консервов из тресковой печени. Они перекрыли его, сумев дать за рейс 16,3 тысячи банок. « . КАРСКИЙ. сврпорепоршаж Оин с СРТ М АШИННАЯ команда среднего рыболовного траулера «Доватор» Мурманского сельдяного флота постоянно изыскивает дополнительные резервы эко номии горючего и машинно го масла. .Запевалами этого движения являются третий механик Николай Майков и моторист кандидат в члены 1ШСС Николай Левин. В пер вом рейсе второго года пяти летки механики СРТ-4278 сэкономили десятки кило граммов машинного масла и горючего. В следующих рей сах они намерены добиться лучших результатов. На снимке вверху: третий механик Н. Майков и мото рист Н. Левин. Боцман среднего рыболов ного траулера «Доватор» Бо рис Полюдов и мастер по до быче Валерий Карелин — передовики производства. Их имена неоднократно заноси лись на судовую Доску поче та. Их ставят в пример мо лодым рыбакам. На снимке внизу: боцман Б. Полюдов (справа), мастер по добыче В. Карелин, Фото С. Данилова. Иншш^шшшш1тт1н11ш1н1№1ш1шшптпн11шп1тшш111шпш!шпшштшиш111
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz