Рыбный Мурман. 1972 г. Февраль.

Г Л У Б И Н А . Ж (Продолжение. Нач. е JVSJVI 8 —IQ* 12к 14л 15). При появлении под килем другой скалы следует рассчитать время начала подъема трала, определить, достаточно ли для этого мощности судна или же сле­ дует подобрать некоторое количества ваеров. Здесь- то и надо учитывать высоту скалы над горизонтом хо­ д а трала и крутизну его салона. С выходом в течку подъема трала скорость судна необходимо увеличить. Выбирать трал следует так, чтобы он шел параллельно склону. Если скорости суд­ не недостаточно и трал начинает приближаться к грунту, необходимо подобрать веера. Перевалив ска­ лу, снова опускают трал на нужный горизонт. Траление по свалу глубин можно производить как С большой глубины не малую, тая и с малой — на большую. Какой именно вариант траления выбрать, судоводитель должен решить, исход* из крутизны сва­ ла. Если склон крутой, траление лучше производить С малой глубины на большую. Обычно на свалах глубин кося» держится у грунта, и трал надо вести в нескольких метрах от него. Поэто­ му при крутом свале легче вест* трал параллельно ему, все врем» потравливая ваера. Траление с боль­ шой глубины на малую требует постоянного увеличе- иия скорости судна й частого подбирания ваеров для удержания трала параллельно свалу. Траления между скалами и по свалу глубин характерны для районов Баффиновой Земли и Северного Лабра­ дора при облове макруруса. Траление в одном—двух метрах от грунта требует ровного дна или же пологих перепадов глубин. Труд­ ности оно не представляет, но требует четкой органи­ зации вахтенной службы и внимательности. При трале­ нии в непосредственной близости от грунта ваеров нужно вытравливать столько, чтобы иметь запас мощ­ ности для подъема трала за счет ее. Трал и грунту нужно подводить постепенно и постоянно знать за­ паздывание хода его. При работе с прибором ИГЕКу следует учитывать способность вибратор» излучать импульсы как в сто­ рону поверхности моря, так и в стерону грунта. Об этом я уже говорил, когда касался вопроса об отсче­ те горизонта хода трала от поверхности. Излучая импульсы в ту и другую стороны, вибратор принимает сигналы, отраженные от рыбных косяков. Они бывают как от нижних, тан и о? верхних и фикси­ руются самописцем, проходящим под тралом. При записях рыбы под нижней подборой порой очень труд­ но определить, где же они находятся: снизу трала или же сверху, та* как плотность записей почти одинакова. Узнать это можно тслъчо при помощи изменений гори­ зонта хода трала. Заходы рыбы а трел фиксируются в виде плотных небольших стаи. Иногда же запись настолько плотная, что занимает все вертикальное раскрытие трала. Если заходы отмечаются прибором в самом центре, режим треления надо выдерживать. Если они фиксируются ближе к нижней или верхней подборам или же одна из них перерезает, косяк, - трел соответственно надо опустить или же подмять, i o есть следует добиться та­ кого положения, чтобы заходы .не самописце фиксиро­ вались посередине, между йи>йяей;и |ерхней подборами. Бывает и так. Заходов рыбы в трал не наблюдается, а косяк фиксируется под ним. Это означает: косяки на­ ходятся или под тралом или же над ним. В таких слу­ чаях рекомендую опустить трал ниже на несколько метров. Если же косяки будут фиксироваться еще ни­ же трала и заходов их не будет, следовательно, трал нужно поднимать кверху. Происходит это потому, что самописец фиксирует косяки, которые проходят над тралом. Обычно принято считать: верхние слои косяков об­ лавливаются лучше, чем нижние. Это справедливо для таких пород рыб, как полярная тресочка, сельдь, скумбрия и др. При облове их трал надо вести по вер­ хушке косяка — стараться облоеить его первую поло­ вину. Но при добыче макруруса лучшие подъемы наблюдаются, когда захватывается нижняя половина кссяка. Если наблюдаются косяки одинаковой плотно­ сти, расположенные на различных горизонтах (напри­ мер, на 800 м, 1000 м, 1200 м), то лучшие результаты будут при работе на горизонтах 1200 метров. Если же косяки «привязаны» к грунту, то есть расположены у самого дна, трал необходимо вести как можно ближе к грунту. Как правило, хорошие уловы дают плотные косяки. Опытный судоводитель по заходам в трал мо­ жет с достаточной точностью определить улов. Вертикальное раскрытие трала зависит от его воору­ жения. При глубоководном тралении со скоростью два—три узла нормальным считается раскрытие трала 2131 сорок два — тридцать пять метров, а чертежа 2030 А — двадцать три — восемнадцать метров. Такое раскрытие дает наилучшие результаты. С увеличением скорости траления вертикальное раскрытие трала уменьшается. 6. Когда нет прибора ИГЕКу В августе—октябре прошлого года в районах Баф­ финовой Земли и Северного Лабрадора вместе с нами довольно успешно работали некоторые суда «Запры- бы», хотя они не имели приборов контроля глубины хсда трала. Правда, уловы у них были ниже, чем у тех, кто промышлял с такими приборами. Но суточные за­ дания они перевыполняли. Да и наш экипаж так же успешно облавливал макруруса при выходе из строя ИГЕКу. Вся группа судов работала на больших глуби­ нах — свыше 1200 метров. Промышлять разноглубинным тралом без прибора контроля можно только в толще воды, на горизонтах не менее ста метров от дна. Основная задача штурма­ на при таком тралении — удержать орудия лова на за­ данном горизонте. Как известно, его можно рассчитать по формуле, зная угол наклона ваеров. H=*0,93Li Cos а, где: Н — горизонт хода трала, отсчитываемый от поверх­ ности воды в метрах, Li — длина вытравленных вае- ров, а — угол наклона ваеров, измеряемый с по­ мощью угломера, в вертикальной плоскости, 0,93 — эмпирический коэффициент прогиба ваеров (о нем бу­ дет сказано ниже). По этой формуле составллется таблица, которая должна находиться на рабочем месте штурмана. По углу наклона ваеров судоводитель определяет глубину хода трала и при помощи главного двигателя изменяет его горизонт. Угол наклона определяют угломером. Сделать его в судовых условиях не трудно. В крайнем случае мож­ но использовать протрактор. Специально обученный матрос палубной команды через определенные промежутки времени или же по распоряжению вахтенного штурмана замеряет угол на­ клона ваеров и докладывает на мостик. Имея под рукой таблицу, вахтенный помощник капитана может определить, как идет трал. Конечно, точность выхода на небольшие косяки здесь мала, но при большом вер­ тикальном раскрытии косяка успех будет обеспечен. Точность такого способа вождения трала на задан­ ном горизонте в хорошую погоду составляет 30—35 метров и зависит главным образом от состояния моря. При волнении свыше трех баллов точность уменьшает­ ся, т. к. судно начинает испытывать килевую качку, что снижает точность замера угла наклона ваера. Это. су­ доводитель должен учитывать. Такой способ вождения трала на заданном горизон­ те ценен при работе с прибором контроля хода трала ФНР-2. Как известно, этот прибор показывает гори­ зонт хода трала до 200 м от грунта. Горизонт хода траг ла от поверхности воды он не показывает. Поэтому при тралениях на горизонтах свыше 200 метров от грунта судоводителю крайне необходимо знать хотя бы при­ мерный горизонт хода трала. Здесь-то и помогает угломер и таблицы. Определив при помощи угломере горизонт хода трала, промысловик выходит на косяк. По заходам косяков в трал или их записи под тралом, которые фиксирует самописец ФНР-2, судоводитель точнее репржрует горизонт хода трала при помощи изменен ия режима работы главного двигателя. Имея ФНР-2 и научившись удерживать горизонт ходе трала по измеренному углу наклона ваеров^ можно произвести траление между скалами вышеописанным спо­ собом. При работе между океламихудоводитесь должен учесть, что для безаварийной работы он должен как можно точнее и чаще Определять горизонт хода трала, т. к. при потравливании и выборке ваеров запись ФНР-2 прекращается. При появлении на самописце ФНР-2 з а т к и скалы и знал примерный горизонт хода трала, судоводитель может сделать необходимые рас­ четы для подъема трала на безопасный горизонт. Для того, чтобы промысловик в случае выхода из строя прибора контроля хода трала мог продолжать успешно работать, рекомендуется судоводителю вести специальный журнал, где записываются все данные о тралениях, а также помещаются таблицы горизонта хода трала по углу наклона ваеров-и другие нужные сведения. В. ДЕМЯНЕНКО, капитал (Окончание следует). - ' д С ч е т "I Г п L СВРЕ 8 Н 0 МИИЯ открыт На днях вернулся из первого рейса ■ этом году траулер «В. Чкалов». С январским заданием экипаж справился успешно. В трюмах судна-125 тонн рыбы, добытой в этом плавании. Промысел вели .на сореро*з?п|нном склоне Мурманской бан­ ки. Январский лов — не из легкт . rift пути рыбаков к выполне­ нию задания крепкой преградой стоят обычно частые и злые штормы. Не было исключением и начало января 1972 .годе. Одна­ ко ■ середине месяца штормы поутихли. В Баренцевом море наблюдалась «вспышка» рыбы. Радостное был настроение у ры­ баков, работа на судне кипела. За сутки брали до семи тонн. Однако зимнее море оставалось верным себе. «Вспышка» кончилась, а штормы г£Т|1Т немилосердно трепать рыбац­ кие суда. Hfa всех уча&Ьс^рихфиггась работать с огромным на­ пряжением и полной отдачей сия дяе того, чтобы выполнять за­ дание. Так и трудились. Илья Петрович Шардин — рыбак с много­ летним морским стажем, исключительно добросовестный в ра­ боте. В этом рейсе ему предстояло выработать 4,5 тонны клипфиска. Задача нелегкая. Рыба была в основном некрупная, а отсюда и трудности для клипфмекника. Приходил трал, и тут же Илья Петрович оказывался возле него, копался в рыбе, выбирая ^наиболее крупную. Такое отно­ шение к делу, к деоим ?фиан»фстям привело к тому, что план по клипфиску был выполнен. Напряженно работали консервный мастер Николай Петрович Шише» и его помощник Николай Назарович Зонин. Задание бы­ ло немалое: изготовить 14 тысяч условных банок консервов из тресковой печени. Они перекрыли его, сумев дать за рейс 16,3 тысячи банок. « . КАРСКИЙ. сврпорепоршаж Оин с СРТ М АШИННАЯ команда среднего рыболовного траулера «Доватор» Мурманского сельдяного флота постоянно изыскивает дополнительные резервы эко­ номии горючего и машинно­ го масла. .Запевалами этого движения являются третий механик Николай Майков и моторист кандидат в члены 1ШСС Николай Левин. В пер­ вом рейсе второго года пяти­ летки механики СРТ-4278 сэкономили десятки кило­ граммов машинного масла и горючего. В следующих рей­ сах они намерены добиться лучших результатов. На снимке вверху: третий механик Н. Майков и мото­ рист Н. Левин. Боцман среднего рыболов­ ного траулера «Доватор» Бо­ рис Полюдов и мастер по до­ быче Валерий Карелин — передовики производства. Их имена неоднократно заноси­ лись на судовую Доску поче­ та. Их ставят в пример мо­ лодым рыбакам. На снимке внизу: боцман Б. Полюдов (справа), мастер по добыче В. Карелин, Фото С. Данилова. Иншш^шшшш1тт1н11ш1н1№1ш1шшптпн11шп1тшш111шпш!шпшштшиш111

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz