Рыбный Мурман. 1972 г. Декабрь.
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФЛОТА е п a p t ийни - Х О З Я Й С Т В Е Н Н О Г О А К Т И В А ) Т Р А Л О В О Г О Ф Л О Т А — отсутствие твердого перспективного плана ре монта судов за границей на 2—3 года вперед. Это приводит к несогласованности выдачи заказов на за- .'асные части со сроками постановки судов в ремонт. Как показала проверка, на некоторых траулерах ранение запасных частей организовано плохо. Не роводится их переконсервация, нередко они хранят- я в местах с повышенной влажностью. В результа- е еще не бывшие в употреблении детали становятся гепрнгодными. На БМРТ-244 «Мурманск» (старший механик Иващенко), например, ротор воздуходувки главно* о двигателя был законсервирован неудовлетвори- “льно и не закреплен на штатном месте. Поршень лавного двигателя не был закрыт и хранился в ме те, подверженном воздействию влаги. Плунжерные ары топливных насосов хранились навалом вместе мотылевыми болтами, из-за чего ни у одной из осьми пар невозможно было извлечь плунжер из тулки. Примеров подобного рода моншо привести много. *еханико-судовой службе необходимо навести по* >ядок в хранении запасных частей и учете их на су- /ах. Решительное ускорение научно-технического про цесса является одной из главных задач девятой пя- илетки, поставленных XXIV съездом КПСС. Созданию новой техники, как известно, предшест- ует длительная научно-исследовательская и про- :;тно-конструкторская работа. Проводя техническую олитику, специалисты флота опираются на работу злее 20 научно-исследовательских и проектно-кон- хрукторсклх а институтов. За период 1970—72 гг. ястнтутаягп разраба*ывается 238 проектов, из них шончено 80 проектов, из которых 77 реализовано и лходнтся в стадии внедрения. За этот период на чедрение новой техники израсходовано 4068 тыс. v6. из фонда развития производства. В i -астоящее время из 86 крупнотоннажных судов 2 вооружены, отечественными приборами типа ГЭК-у ;с кабейшай? летней связи. На 34 из этих дов, нрйме ■ЙГЭК-|г, установлены приборы типа НР-50 и ФНР-200 с бескабельной связью. В бли- айшее время приборы типа ИГЭК-у будут установ- зны на остальных крупнотоннажных кораблях. Все крупнотоннажные суда вооружены крупно- чейньши разноглубинными тралами и крыловидны- и досками. Это позволило экипажам вести комби нированный лов. рыбы в промышленных масштабах. 7же осйоеглелагический лов сайки, мойвы, трески, куня, путассу, скумбрии. За 1971 год он принес ^лоту экономический эффект в 197,6 тыс. руб. В настоящее время все суда бортового траления •эревёдены на работу более уловистыми, чем рань ше тралами. Начаты работы по вооружению судов бортового ралення приборами контроля хода трала. Приборы япа ФНР-200 установлены на РТ №М« 319, 321. В 973 г. ими будет оснащено еще 7 траулеров. Как же сообщалось в печати, успешно начато освоение разноглубинного лова рыбы с судов типа РТ. Большие работы проведены и проводятся по обо- /дованию судов флота надежной радиоаппарату- ой. На всех траулерах заменены морально устарев- лие и изношенные эхолоты эхолотами типа «Каль- ар». На крупнотоннажных судах и РТ типа «Пио- •гр» установлены гидроакустические станции типа Палтус-М» с горизонтальным и вертикальным по иском. Аналогичные приборы типа «Омуль» уста* новлены на 25 траулерах бортового траления. Начиная с 1974 года, намечается вооружить суда новой радиоаппаратурой, позволяющей вести радио телефонные разговоры на больших расстояниях. Освоением промысла на больших глубинах тра ловый флот занимается уже около десяти лет. Опыт, накопленный в настоящее время в процессе про мысла и экспериментальных работ, позволил сфор мулировать основные требования к промысловому вооружению и наметить пути совершенствования и создания техники для глубоководного промысла. Эти задачи поставлены нами перед научно-иссле* довательскими и проектными институтами. Проблемы освоения промысла в глубоководных районах не ограничиваются только совершеиствова* нием орудий лова и их вооружения. Не меяее важ ное значение имеет повышение тяговых характе* ристик траулеров, увеличение мощности и скорос ти выборки ваеров траловой лебедкой. В ближайшие годы на вооружение нашего фло та начнут поступать новые суда, спроектированные и построенные на отечественных заводах. Среди них посольно-свежьевой траулер для Баренцева мо ря (проект 1332) и большой автономный супертрау* лер (проект 1386). До конца пятилетки мы должны получить 28 таких кораблей. Эти суда оснащаются совершенной поисковой и радионавигационной ап паратурой, приборами контроля работы трала. Они имеют Современную промысловую схему «Дубль» и мощные энергетические установки. Но как показал опыт эксплуатации и приемки из новостроя БМРТ типа «Алтай», следовало бы начи нать серийную постройку вновь спроектированных судов, лишь после 6—12 месяцев эксплуатации го ловного судна, выявления и устранения копструк* тивных недочетов. Для увеличения выпуска продунции улучшенно го ассортимента (филе, тушки из различных пород рыбы) на судах флота в течение . двух последних лет смонтировано 68 различных станков и линий по обработке рыбы. В том числе 51 станок для раз делки рыбы на тушку, 4 машины для выработки филе, 5 машин косого реза и 8 филетировочных линий. Однако следует отметить, что технический отдел и механико-судовая служба допускают ошибки при увязке планов внедрения новой техники с графика ми плановых ремонтов судов на судоремонтных предприятиях. Нередко траловый, флот бросает, что называется, деньги на ветер, оплачивая разработку проектов «,на полку». Всего оплачено такого рода проектов более чем на 70 тысяч рублей. Успешная работа промыслового корабля в зна чительной степени зависит от исправности электро- радионавигационной и рыбопоисковой аппаратуры и приборов контроля хода трала, то есть от их уме лой эксплуатации Как показывает анализ аварий рыбопоисковых приборов, дело с эксплуатацией и использованием электрорадионавигационных и ры бопоисковых" приборов на судах эралового флота обстоит далеко не благополучно. В течение 1972 года допущены случаи халатного использования горизонтального тракта рыболока- 1 торов «Лодар» и гидроакустических станций «Пал- тус-М» и «Кальмар» на промысле донных рыб или при плавании во льдах в районе Лабрадора. В янва ре на БМРТ-245 «Жигудевск» (капитан т. Григорь ев) при работе во льдах было опущено выдвижное устройство гидролокатора «Лодар». В результате погнут шток, деформирована станина поворотно выдвижного устройства горизонтального тракта и оборвана цепь подъема. Убыток от повреждения прибора составил 3,6 тыс. рублей. При работе вблизи плавающих льдов поврежде но выдвижное устройство рыбопоискового прибора «Лодар»' на БМРТ-242 «Свердловск». •• л щ Г * * • • На судах наблюдались случаи повреждений вы движного устройства гидроакустических станций ваерами, в частности, на РТ-171 «Лот» (капитан т. Гавриш). В нарушение правил технической экс плуатации электрораднонавнгационных приборов выдвижное устройство на этом корабле находилось в опущенном состоянии до окончания промысла. Ориентировочный убыток от повреждения эхолота «Кальмар» составил 4000 рублей. На флоте еще немало случаев и халатного отно шения к эксплуатации приборов контроля хода трала. Были потеряны параваны прибора контроля хода трала .ФНР-200 на ВМРТ-402 «Гончаров» а прибора ФНР-50 — на БМРТ-401 «Куприн». Обор ван параван и поврежден кабель прибора ФНР-2 на БМРТ-413 «Полярный». Утеряли датчик прибора ФНР-2 морйкн РТМ «Север». Это лишало экипажи возможности оперативного переключения судна на разноглубинный лов рыбы. Службе мореплавания и отделу связи необходи мо наладить учебу судоводительского состава по эксплуатации электрорадионавигационных и гидро акустических приборов. На промышленных предприятиях страны в по следние годы широкое развитие получило движение за внесение творческих вкладов в осуществление пятилетнего плана инженерно-техническими работ никами и служащими. На важность проведения этой работы обратил внимание V пленум ГК КПСС, рассматривая вопрос о работе парткома тралового флота по повышению ответственности руководящих кадров за порученное дело. Но до сих пор эта работа еще находится в зача точном состояний. Из 289 инженерно-технических работников аппарата управления и его подразделе ний лишь 84 человека имеют творческие планы. Инженерно-технические работники плавсостава еще не поддержали этот ценный почин. Привлечение их к инженерному обеспечению-социалистического со ревнования является важнейшей задачей судовых партийных, комсомольских и профсоюзных органи заций, капитанов и старших механиков. Инженер ные службы управления флота должны осуществ лять контроль и оказывать необходимую помощь специалистам плавсостава. Для повышения эффективности использования флота специалисты отделов и служб управления, .капитаны, партийные и профсоюзные активисты обязаны лучше заботиться о ликвидации не равномерности в работе судов на промысле, о пра вильной расстановке флота, улучшении эксплуата ции орудий лова, совершенствовании организации труда, дальнейшем расширении работы по рациона лизации и изобретательству. Необходимо оперативно изучать и внедрять пере- дозой опыт, заботиться о расширении творческой активности трудящихся, улучшении работы об ществ НТО и ВОИР. Предметом неустанной заботы командиров про* изводства, судовых партийных и комсомольских ор ганизаций должно быть социалистическое соревно вание. I Из выступлений участников актива В ОБСУЖДЕНИИ .ДОКЛАДА приняли участие две надцать человек. Выступления были обстоятель ными, дополняли содержание доклада, показы- пи неиспользованные возможности, пути преодоле- :я недостатков. Капитан-директор тов. Бабкин И. П. на убедительных химерах показал, насколько важно организовать чет- ю работу флота на промысле. Группа из восьми APT, находившаяся в ноябре в Баренцевом море, по- ряла в общей сложности 30 судо-суток в ожидании лгрузки продукции на плавбазы, на длительные пере- ды. Не изжиты факты, когда экипажам приходится одну базу сдавать мороженую рыбу, на другую — /ку, к третьей — идти за тарой. Много времени тра- гся на хозяйственные работы й на работы по указа- ю руководителя промысла. Тов. Бабкин заявил, что обслуживание группы БМРТ промысле одним-двумя СРТ позволяет экипажам гксимально использовать драгоценное время. Он обрил проводимые эксперименты по организации •работки и подготовки кораблей к рейсу в порту по тевому графику. Выступление члена комиссии парткома по контролю ^технической эксплуатацией флота тов. Зйхратова Н. было посвящено вопросам ускорения и повыше- я качества судоремонта. РТ-305 «Махачкала» в малом читальном ремонте находится с 1967 года. За пять т сроки окончания ремонта переносились 13 раз, и обойдется флоту в 960 тысяч рублей. Простой это го траулера сверх срока, положенного по нормативам, составляет около четырех лет. Только на содержание членов команды затрачено 230 тысяч рублей. Траулер «Махачкала» 'стал своеобразным аккумуля тором, за счет которого ремонтируются другие ко рабли. Необходимо иметь резерв на ремонт судов, не предусмотренный графиком, а не приносить в жертву траулер, обрекая его на громадный простой, а флот — на огромные убытки. Тов. Эикратов приводил примеры длительного согла сования проектов, неоперативного продвижения техни ческой документации и т. д.. По вине специалистов технических служб флота по два-три месяца готовились к слиповому ремонту РТ №№ 138, 130, 146. Капитан-директор тов. Овчаренко Б. А. говорил об эффективности разноглубинного лова мойвы, о том, что на корабли следует выдавать запасные части к тралам. Это ускорит подготовку орудий лова к работе и сократит потери промыслового времени. Механик-наладчик тов. Кириков И. Ф. сделал обстоя тельный анализ эксплуатации технологического обору дования, выполнения заданий по выработке мороже ной продукции, консервов, филе. Его предложения по улучшению эксплуатации: организовать подготовку ве совщиков, крышечников,- упаковщиков; : восстановить в штате крупнотоннажных судов слесаря-наладчика; на промысле в районе Лабрадора в зимний период необ ходимо иметь не менее четырех флагманских механи ков по технологическому оборудованию. Первый помощник капитана тов. Рамзаев Я. Г. поде лился опытом организации технической и экономиче ской учебы, контроля хозяйственной деятельности ад министрации. Партийная организация помогла нала дить успешную работу экипажа и обеспечить перевы полнение рейсового задания. Рефмеханик ПРТ «Ковдор» тов. Гастев С. Н. говорил о том, что надо направлять крупнотоннажные корабли в те районы промысла, где они могут дать наибольшую прибыль флоту, с учетом их производственных воз можностей. Тов. Исмаилов К. А. — флагманский технолог, обстоя тельно показал пути повышения качества продукции и устранения рекламации. На кораблях нередко нару шается технология обработки рыбы, не учитываются особенности промысла в районах ЦВА и ЮВА, не со блюдается очередность уборки сырца и сортировку рыбы по качеству и размерам. Инженер отдела добычи тов. Красников В. Ю. посвя тил свое выступление вопросам техники промысла и преимуществам разноглубинного лова. Он говорил о том, что все отделы управления флота должны за ботиться о подготовке кораблей к промыслу. Выступавшие в прениях товарищи говорили о необ ходимости повышения роли молодых специалистов, 6 повышении требовательности к членам экипажей за соблюдение трудовой дисциплины, об усилении борь бы с пьянством и алкоголизмом, об оперативном об общений и распространении передового опыта.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz