Рыбный Мурман. 1972 г. Декабрь.
ПОВЫШАТЬ ЭФФЕКТИВНОСТЬ (Продолжение, Начало на 1 стр.). Произведена замена головных подшипников с баббитовой заливкой на подшипники с бронзовыми втулками на главных двигателях БМРТ типа «Лес ков». Если раньше головные подшипники вскрыва лись для осмотра и ремонта каждую моточистку, а их полная замена производилась через 6500—7500 часов работы, то после установки бронзовых вту лок они вскрываются одпн раз в год. Изменение конструктивных размеров втулок ваер- ных барабанов позволило эксплуатировать трало вые Лебедки судов типа «Грумант» без ремонта до 3 лет. В результате выполнения комплекса теплотехни ческих мероприятий на судах флота за одиннадцать месяцев 1972 г. сэкономлено каменного угля 958 тонн, дизельного топлива — 4012 тонн, флотского мазута 8158 тонн и смазочных материалов 303 тон ны. Общая сумма экономии составляет 704865 руб лей. На флоте в настоящее время эксплуатируется 103 главных и 112 вспомогательных паровых кот лов. В результате осуществления технических и организационных мероприятий, направленных на улучшение эксплуатации паровых котлов, число аварий котлов с 16 случаев в 1963 году снизилось до 2 — в 1972 году. Наряду с сокращением аварийности улучшилось и общее техническое состояние котельных устано вок. По оценке Регистра СССР в 1972 году 92% котлов находятся в хорошем состоянии,. 8% — в удовлетворительном. Ежегодно с увеличенными сроками между котло- чистками до 3—5 тысяч часов (при нормативе 2—2,5 тысячи часов) эксплуатируется 10—15 су дов с главными паровыми котлами и 65—70 судов с вспомогательными. Это дало флоту дополнитель но 500 судо-суток эксплуатационного времени. Можно с удовлетворением отметить, что за по следние годы повышается уровень технического со* стояния флота. В 1969 году хорошую оценку Реги стра СССР имели 119 судов, удовлетворительную — 75. Ограниченно годных было 3 корабля и 5 на ходились в неудовлетворительном состоянии. На первое января 1972 года хорошую оценку уже име ли 138 кораблей, удовлетворительную — 72. Чис ло кораблей с неудовлетворительным техническим состоянием сократилось с пяти до одного. Класс Регистра СССР в 1968 году имели 188 су дов из 243. Во втором году пятилетки их стало 203 нз 215. Управлением флота переведено на новую систе му технического обслуживания с двухлетним цик лом эксплуатации 36 кораблей. До 1975 года пла нируется перевести на новую систему еще 25 ко раблей. В настоящее время уже закончили двухлетний эксплуатационный цикл четыре БМРТ — «Пуш кин», «Салтыков-Щедрин», «Н. Островский» и «Космос». За период эксплуатации на этих судах силами судовых экипажей и ремонтных бригад бы ли выполнены значительные объемы ремонтно-про филактических работ. На БМРТ-250 объем очередного заводского ре монта сократился на 12% против плана и на 38% по сравнению с однотипными судами. При этом про должительность ремонта по сравнению с однотип ными судами сокращена на 34%. Условно-годовые затраты на ремонт снизились на 57,4 тысячи руб лей. Годовой эксплуатационный период увеличен на 20 суток, что позволило экипажу увеличить вы пуск продукции на 3210 центнеров. При постановке в очередной заводской ремонт ориентировочные объемы на БМРТ-257 и 408 со ставили соответственно 68000 и 40000 нормо-ча сов. Это значительно меньше объема судов, нахо дящихся в обычной эксплуатации. Как видите, двухлетняя эксплуатация кораблей дает большие экономические преимущества. Одна ко многие судовые специалисты недопонимают важности внедрения новой системы в увеличении эксплуатационного времени флота. Хуже того, от делы и службы относятся к этому важному меро приятию недобросовестно. До настоящего времени суда, переведенные на двухлетку, не укомплектова ны кадрами соответствующей квалификации и не обеспечиваются материально-техническим снабже нием согласно установленным нормам. Специалистами механико-судовой службы работа по широкому разъяснению среди экипажей целей и задач двухлетней эксплуатации судов без завод ского ремонта проводится недостаточно. Регулярная командирская учеба по этим вопросам практически не организована,- Многие из направляемых на суда электросвар щиков не имеют дипломов, и им нельзя доверить выполнение ответственных работ, а слесари-ремонт- ннкн часто не знают судоремонтных работ и уст ройств судна. До настоящего времени система под готовки специалистов необходимой квалификации в целом по главку для судовых ремонтных бригад на лажена слабо. С середины октября в учебно-курсо вом комбинате обучается всего 19 газоэлектросвар- щиков и 11 электромонтажников. Из-за нехватка кадров, а также из-за недостаточной оплаты (на уровне матроса 1 кл.) судовые ремонтные бригады на большинстве судов комплектуются малоквали фицированными людьми. В настоящее время недо комплект по ремонтным слесарям составляет 42 человека. Это значительно снижает возможно сти судовых ремонтных бригад. Некоторые капитаны понимают организацию су довых ремонтных бригад как простое увеличение штатов и используют их на обработке рыбы. Такое мнение складывается из-за нечеткого представле ния моряков о системе оплаты и материального по ощрения за выполнение ремонтных работ и продле ние межремонтного периода. Личный состав всех судов должен быть ознакомлен с «Положением о премировании судовых экипажей за продление меж ремонтного периода судов». Большую роль в популяризации новой системы должны сыграть судовые первичные партийные ор- . ганизации и первые помощники капитанов. Одним из путей увеличения промыслового време ни и вылова рыбы, а следовательно, повышения эко-" комической эффективности производства, является уменьшение внеэксплуатационного времени. На фло те разработаны и осуществляются мероприятия по . выполнению решения VI пленума Октябрьского РК КПСС «О работе и задачах парторганизаций по дальнейшему улучшению использования основных производственных фондов и капитальных вложений в свете решений XXIV съезда КПСС». Однако в 1971 году внеэкоплуатационное время оказалось выше планируемого па 3659 судо-суток, или почти на 16,5%. За девять месяцев 1972 года внеэксллуатационное время превысило плановое на 3664 судо-суток, или на 22,2%. То есть по сравне нию с прошлым годом наблюдается росу внеэксплу* атациоиного времени. Почему это происходит? Вот что показывает анализ, 562 судо-суток из впе- эксплуатационного времени составило время нахож дения судов в аварийном ремопте и 610 судо-суток — на подготовку к ремонту. За прошедшие девять месяцев года допущено не сколько аварий и аварийных происшествий. Техниче ский убыток от них составил 22,7 тыс. руб., а про стой 68,9 судо-суток. Убыток от простоя — 79,3 тыс. руб. Значительная доля вшш за происшедшие ава рии ложится на личный состав судов. Вот некото рые наиболее характерные аварии, происшедшие в 1972 году. На БМРТ «Памир» при нахождении в доке зато пили гребной электродвигатель. Причина аварии — неудовлетворительная организация службы в ма шинно-котельном отделении. Обоим ее виновникам второму механику т. Городнину и электромеханику т. Черноусову объявлены дисциплинарные взыска ния. Флот понес убыток свыше 23 тыс. рублей. Некоторые из происшедших на флоте аварий яв ляются следствием пьянства судовых специалистов. Так, в начале текущего года произошла крупная ава рия главной машины на РТ-187 «Соловецкий» (старший механик т. Казармин). Виновник аварии — второй механик т. Михайлов. Будучи на судне в нетрезвом состоянии, он решил подготовить главную машину. Из-за его неправильных действий в ци линдре низкого давления второго блока произошел гидравлический удар, в результате чего выведен из строя коленчатый вал. Этой аварией нанесен флоту материальный ущерб в 16915 рублей. Второй меха ник т. Михайлов лишен диплома и осужден на три года условно. Старшему механику т. Казармину объявлен строгий выговор с удержанием 1/3 долж ностного оклада в счет частичного погашения убыт ков. Старший помощник капитана БМРТ-425 «Парал лакс» т. Кудрицкий с 17 по 21 ноября при выпол нении служебных обязанностей неоднократно нахо дился в нетрезвом состоянии. За нарушение Уста ва службы на судах флота рыбной промышленности Кудрицкого понизили в должности до третьего по мощника капитана сроком на год. За нахождение на вахте в нетрезвом состоянии объявлен строгий вы говор ст. помощнику капитана СРТ-440 т. Стробы- кину. Из-за нетрезвого состояния отдельных лиц судо вого состава задержаны на отходе РТ-179 (капитан т. Каневский) — на 11 часов, РТ-316 (капитан т. Киселев) — на 7 часов. Это далеко не полный перечень примеров пьян ства н а , кораблях. Судовые партийные ,и профсоюз ные организации, руководители отделов й служб должны покончить с либерализмом по отношению к пьяницам, претворяя в жизнь указания, о которых сказано в Постановлении ЦК КПСС о мерах по борьбе с пьянством и алкоголизмом. Ущерб флоту наносят пожары. Они произошли на СРТ-18, РТ №№ 227, 221, 187, 171; на РТЛ «Ры бак», на БМРТ №№ 425, 403, «Гольфстрим», «Ас- кания». Причиной загораний являются: грубое на рушение правил ведения огневых работ, плохая ор ганизация вахтенной службы, халатное отношение к своим обязанностям лиц судового состава. Судовым партийным, комсомольским и профсоюз ным организациям необходимо обратить самое серь езное внимание на вопросы укрепления трудовой н_ производственной дисциплины, на повышение от ветственности командного и рядового состава за по рученное дело. За 10 месяцев 1972 года зарегистрировано 15 по ломок траловых лебедок на 14 БМРТ и несколько случаев поломок машинных валов лебедок на па ровых РТ №№ 293, 174, 114. Убытки от ре монта траловых лебедок БМРТ составляют 24197 рублей. Если учесть, что на ремонт этих лебедок потеряно 455 суток, а стоимость содержания судна в порту — 3500 руб., легко подсчитать, какой огромный материальный ущерб нанесен флоту. Поломки происходят по причине нарушения пра вил технической эксплуатации и инструкций по об служиванию и из-за использования лебедок на не предусмотренных при проектировании режимах ра боты. К сожалению, многие судоводители еще плохо знают технические возможности кораблей и про мысловых механизмов и поэтому порой неправиль но их используют, перегружая судовые силовые установки и траловые лебедки. Значительный ущерб флоту наносится в резуль тате повреждения спасательных шлюпок. В тече ние 1971 года, например, было повреждено 56 шлю* пок, на восстановление которых потребовалось 80 тыс. рублей. Повреждение гребных винтов получили: 9 БМРТ типа «Пушкин» и 6 БМРТ типа «Лесков» и «Кос мос». А на БМРТ-405 «Дружба» (капитаны тт. Ши ряев и Ушаков) в течение 1972 г. были дважды по вреждены все лопасти ВРШ. Анализ этих поврежде ний судов типа «Лесков» показал недопустимость' эксплуатации ВРШ с поломанными лопастями. По тери от внеочередного докования 6 БМРТ составили 230 судо-суток. Наряду с повреждением винтов отмечались случаи серьезных повреждений* корпусов судов. Большин ство БМРТ типа «Лесков» п. «Пущкин» получили деформацию корпуса в районе пояса переменных ватерлиний. Причиной этих аварий является неуме ние наших судоводителей работать в ледовых усло виях. Перечисленные мною факты повлекли за собой не только финансовые убытки. Они привели к трудно стям в снабжении, к дефициту по гребным винтам для БМРТ типа «Пушкпн» и лопастям ВРШ для БМРТ типа «Лесков» и «Космос». Для замены по врежденных лопастей ВРШ, например, был израсхо дован весь резерв и 50% всего бортового запаса. Судоремонт является очень важным фактором поддержания флота в хорошем техническом состоя нии. Но несмотря на принимаемые главком меры и расширение производственной базы, темпы и каче ство ремонта еще далеко не отвечают современным требованиям. Потребность тралового флота в лимите на судоре монт с 1968 года ежегодно удовлетворялась в пре делах 71—74% и в то же время судоремонтный предприятия (особенно головное предприятие — су доверфь) из года в год не выполняют его. План одиннадцати месяцев 1972 года по траловому флоту) выполнен судоверфью только на 85,6%. Недовыпол нено работ на сумму 1900 тыс. рублей. За этот net риод наши корабли простояли сверх договорных сроков 907 судо-суток. Однако и со стороны управления,' специалистов' тралового флота также имеются серьезные недостат ки в подготовке и проведении ремонта судов. Нару шаются сроки постановки кораблей в ремонт против установленных графиком. По головному предприя тию за 11 месяцев нами допущена такая задержка' на 31 сутки. Велики затраты времени на подготовку судов it ремонту. Так, например, по 17 принятым в ремонт кораблям среднее время на подготовку каждого из них составило 17,5 суток, при нормативе 10 суток. Встречаются факты серьезных упущений при подго товке ремонтных ведомостей как по качеству, так и по срокам представления. По БМРТ-415 «Рыбачий»' ведомости на текущий ремонт, например, былнг оформлены с опозданием на 10 суток. Поступление дополнительных заказов хотя и со кратилось по сравнению с прошлым годом, но про должает оставаться значительным. За 1Д месяце# 1972 года из-за выдачи дополнительных заназо | службами, отделами и судовой администрацией до* говорные сроки продлены на 109 суток. Неполностью используется реальная возможность' сокращения продолжительности ремонта судов за счет своевременного оформления заказов нулевого этапа в максимально возможных объемах. В январе—ноябре 1972 года проведен неплано* вый ремонт 141 гудов с общим объемом 64500 н/ча .1 сов (в том числе повторный ремонт морозильный конвейеров ППР «Рембрандт» с объемом 45000 н/часов). Это явилось причиной продления сроков ремонта плановых судов на 172 судо-суток. Согласно отчетным данным за последние годы на флоте достигнуто некоторое сокращение ;ремшшшго времени. Так, например, с 1969 г. по 1971 г. ремонт? ное время сократилось с 37,7% до 30,9%-. Однако, за 9 месяцев т. г. ремонтное время в целом дофлоту. увеличилось до 32,4% при плане 28,7%. Превыше ние произошло за счет БМРТ типа «Алтай* и .Р ’Г. Анализ показывает, что задержка в ремонте БМРТ типа «Алтай» составила 404 судо-суток, связана с аварийным ремонтом главных двигателей^ и нехваткой запасных частей. Превышение ремонтного времени по паровым РТ произошло в основном из-за: аварийного ремонта в объеме 356 с/суток; задержки траулеров в текущем ремонте на го ловном предприятии на 504 с/суток; ремонта судов, ранее планировавшихся к списа нию, но несписанных (объем 255 с/суток); из-за проведенного поддерживающего ремонта на СРЗ № 1 н слипования траулеров на судоверфи, на что затрачено 480 с/суток. Несмотря на то, что превышения реможгамч» *ре- мени против плана по БМРТ типа «Пушкин» и «Лес ков» за 9 месяцев 1972 года нет, оно могло быть сокращено на 725 судо-суток. Одним из факторов,- оказывающих большое влия ние на организацию нормальной технической экс плуатации и ремонта судов, является обеспечение флота запасными частями. Для повышения экономической эффективности ае* обходимо не допускать излишков запасных частей и неустановленного оборудования. Однако на складах флота количество запасных частей все время увели чивается. Основными причинами такого положения являются: — отсутствие технически обоснованных норм рас хода и хранения запасных частей и оборудования по ряду типов судов. Пока нет норм по ПРТ типа ч<Гру- мант» и БМРТ типа «Алтай». Лишь в сентябре 1972 г. получены они на БМРТ типа «Пушкин» и «Лесков»;
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz