Рыбный Мурман. 1972 г. Декабрь.
лий Александрович Соколов, в позже Федор.%Константинович Жмаков, наметила план работ по увеличению производствен ных мощностей РМУ. Только за прошлый год членами экипа жа разработано и внедрено 35 предложений. Развернувшееся среди вахт и смен социалистическое со ревнование позволило экипа жу «Самшита» в 1971 году выйти на первое место по до быче рыбы среди судов «Мур- мансельди». Среди тех, кто внес боль шой вклад в усовершенствова ние рыбомучных установок, были не только командиры Служб, но и матросы. Восемь предложений подал капитан- директор Г. Ф. Головнин, не мало их на счэту машинистов рыбомучных установок В. Г» Башмакова и П. И. Котова, мо ториста первого класса комсо мольца М. Головина, матроса первого класса В. И. Кастоаа. Последний проделал все сва- Iвашими» К О Г Д А JK П О Д Х О Д т в о jp ч: je с л т к и Б рочные работы, а они подчас требовали дипломированной подготовки. 20 ноябре «Правда» опубли ковала Постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС «О развертывании Всесоюзного социалистическо го соревнования работников животноводства за увеличение -- производства и заготовок про- 2 дуктов животноводства в зим- 5: иий период 1972— 1973 годов». = Постановление партии и прави- 2 тельства нашло живой отклик Ц не только у тружеников села, « но и у рыбаков. 24 ноября бю- ■= ро Мурманского горкома = КПСС обсудило инициативу = коллективов судов «Револю- 55 ция», «Магнитогорск», «Сам- «Е шит» и «Феликс Кон», которые ~ приняли повышенные обяза- = тельства и обратились с при- зывом к экипажам флотов раз- = вернуть в оставшийся до кон- ца 1972 года период и с пер- = вых дней третьего года пяти- = летки социалистическое сорев- = нование за увеличение выпу- = ска кормовой муки, которая = является ценным белковым = сырьем и способствует повы- = шению продуктивности живот- z: новодства. Е Откликнувшись на Поста- Е новление о развертывании Е Всесоюзного соревнования за Е увеличение производства про- Е дуктов животноводства, кол- Е лективы рабочих головного Е предприятия объединения «Су- Е доверфь» и СРЗ-1 досроч- Е но на шесть суток выполнили Е работы на БМРТ «Самшит» и Е сдали их с первого предъявле- Е ния. 26 ноября траулер, спе- Е циализирующийся на выработ- Е ке рыбной муки, спущен с до- Е ка. 2 Экипаж этого корабля ско- = ро выйдет в очередной рейс. = НА СНИМКАХ: старшие ме- Е хвиики 8. А. Соколов и Ф. К. Е Жмаков еще раз просматри- Е вают рабочие чертежи РМУ; Е моторист М. Головин. Е Фото С. Данилова. Е Е ПРОБЛЕМА ТРАЛА... ОЛЬШОЙ морозильный рыболовный траулер «Самшит» управления |=Г Мурманского сельдяного фло- = та может работать в чисто = промысловом' варианте, а так- = же как предприятие по пере- = работке рыбы на кормовую = муку. ^ Вступив в эксплуатацию 1 ян- = варя 1971 года и находясь в ней до 22 октября 1972 года, Е экипаж выработал и сдал не Е одну сотню тонн рыбной муки Е повышенного качества. За пе- Е риод эксплуатации морякам Е удалось увеличить производи* Е тельность рыбомучных устано« Е вок в два раза.* Так, если по Е приходе с верфи установки Е вырабатывали за сутки про- Е мысла 6 тонн, то к концу ны- Е нешнего года за то же время Е при одинаковой промысловой Е обстановке они вырабатывали Е уже до 12 тонн муки. Е Правильно оценив основное S назначение БМРТ-263 «Сам- Е шит», коллектив машинной НЕ команды и отделения4 РМУ Е творчески подошел к делу. Е Уже в первом промысловом Е рейсе рационализаторская Е группа, возглавил которую Е старший механик, секретарь Е партийной организации Васи- HiiiiiiiiiimsiiiiituiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiitfiiimiiiiiiiiiiiiiriiiiiiiiiiiiiiiiiiiHiiitiiiiifiuiuiiiiiiiiiKii Zf/c и д ы и х В Ы С Т У П Л Е Н И И «для НАЧАЛА НЕПЛОХО» Рассмотрев вопросы, поднятые капитаном БМРТ «Березники» тов. Ромашко в статье «Для начала неплохо» («Рыбный Мурман» № 119), сообщаем следующее. Расположение глазуровочных аппаратов по отношению к морозильным агрегатам АСМА выбрано из расчета минимально необходимого времени нахождения блока на воздухе перед глазуровкой. При соблюдении условий под держания температуры воды, используемой для оттайки в пределах +25 , +30°С и нор мального отвода использованной воды, вы бранное расстояние является вполне достаточ ным, что подтверждено испытаниями на голов ном судне. С судов, находящихся в эксплуата ции, таких замечаний также не поступало. В отношении шарниров гука сообщаем, что при постоянном поддержании нормального (без слабины) натяжения приводной цепи глазуров ки срок службы шарниров резко возрастает в связи с уменьшением амплитуды ударной на грузки. Однако, учитывая, что постоянное на блюдение за состоянием натяжения приводной цепи явление нежелательное, нами в настоя щее время разрабатываются рабочие чертежи глазуровочного аппарата с приводом от систе мы гидравлики (с управляющими импульсами от агрегата АСМА). В нем силовые шарниры Исключены. Эффективность указанного меро приятия будет проверена на головном судне нового проекта в 1973 году. Подвесные ваерные блоки установлены из расчета исключения ударов по блоку дуг траловых до сок. Ваерный рол работает только на последних метрах при выборке трала. Положе ние блока уточнялось по ма кету компетентной комисси ей. Смещение блока в корму в принципе возможно, однако при этом не ис ключена возможность повреждения блока, ре монт которого в судовых условиях вызовет значительные затруднения. В отношении промысловых лебедок сообща ем, что при закупке по импорту последних для судов проекта 1376 нам не могли предложить подходящей лебедкп для использования в ка честве кабельной. Поэтому были установлены единственные жригодиые для этой цели осво енные отечественной промышленностью лебед ки ЛЭ-65. Скорость выборки кабеля лебедкой ЛЭ-65 в соответствии с техническими услови ями должна составлять 25 метров в минуту, что является недостаточным. В настоящее время отечественной промыш ленностью осваивается комнлекс гидравличе ских промысловых механизмов для схемы — «Дубль» с характеристиками, отвечающими современным требованиям. Однако по своим весогабаритным характеристика* он не может быть установлен на судах проекта 1376 н предусмотрен к установке на новых судах про екта 1386. Всесторонние испытания комплекса намеченц на 1974 год. По вопросам, относящимся к компетенции ЦКБ, ответ редакции даст начальник этого конструкторского бюро. С. КОЗЛОВ, начальник и главный конструктор ЦКБ «Черноморпроект». С УЩЕСТВУЕТ очень мно го моделей донных тра лов. Создатели их озабо чены одним: увеличить площа ди обловов, уменьшить аварий ность сетного полотна. Но, не смотря на то, что траловый про мысел существует давно, зна чительно улучшить конструкции пока не удается. Трал — слож ное инженерное сооружение, форма которого постоянно ме няется от различных факторов: скорости траления, величины плава по верхней подборе, раз ницы вытравленных ваероб, от количества рыбы в мешке и т. п. Проблема трала перерастает в проблему поведения рыбы в зоне облова —• от траловых досок до тралового мешка. Изу чение поведения облавливаемой рыбы на каждом периоде ее жизненного цикла является крайне важной областью изуче ния для промысловика. Обнаружить и взять рыбу легче, чем удержать ее в трале в процессе траления и выборки орудий лова. Поэтому при про ектировании новых и усовер шенствовании существующих конструкций следует уделять особое внимание именно этому вопросу. Немало работ написано о тралах. В основном в них рас сказывается об устройстве и процессе лова рыбы. Все данные брались на основании многолет него опыта, предположений в ре зультате различных эксперимен тов. Но вот вышла новая книга В. Короткова и А. Кузьминой — «Трал, поведение объекта лова й подводные наблюдения за ни ми*. Выпущена она Московским издательством «Пищевая про мышленность» тиражом 2 0 0 0 экземпляров. Авторы решили крайне важные задачи, ранее считавшиеся ясными и одно временно ошибочными. Каждый тралмейстер и капитан, исходя из своего опыта, изменяли кон струкции трала, грунтропов, до сок' и т. д., надеясь найти луч шие схемы для достижения на ибольшего эффекта добычи той или иной породы рыб. Задавшись целью выявить оп тимальные конструкции отдель ных узлов и деталей трала, а также изучить поведение рыбы в зоне облова, В. Коротков и А. Кузьмина в 1964 году, когда в АтлантНИРО был создан под водный аппарат — биплан «Ат- лант- 1 », начали свои исследо вания. Из кабины биплана они визуально наблюдали за рабо той трала и отдельными его конструктивными узлами на раз личных скоростях траления, сле дили за реакцией рыбы в зоне ее облова. Триста погружений в Северном. Норвежском, Среди земном, Адриатическом морях дали бесценный материал. Раньше не было твердого мнения, какой длины должен быть грунтроп по отношению к длине нижней подборы. Одни считали, что грунтроп надо де лать немного короче, другие — наоборот, третьи — эти дли ны должны быть равны между собой. В результате визуально го наблюдения за работой тра ла на глубинах до 60 метров вы яснилось: при -оснастке трала целесообразно грунтроп брать той же длины, что и нижняя подбора, или короче, но не бо лее чем на полметра, предел — 0,9 м. При более коротком грунтропе начинается подтяги вание гужевой части подборы вперед. Использование грунтро пов длиннее подборы или коро че ее более чем на 0,9 м значи тельно увеличивает аварийность трала. Правильная ориентировка трала относительно грунта на облове различных пород про мысловых рыб — залог успеш ной работы. Наблюдения с «Ат ланта- 1 » показали, что для то го, чтобы иметь хороший улов на донных породах рыб, необ ходимо нижнюю подбору не от рывать от грунта более чем на 0,2—0,3 метра; уловы резко падают при увеличении этого расстояния. У пелагических рыб, находящихся при облове у грунта, это расстояние может быть до одного метра. При этом условии не наблюдалось ухода рыбы под трал. Ясно, что про мысел окуня донными тралами нам, северянам, надо пересмот реть. Это прямо будет связано с уменьшением аварийности орудий лова. В книге подробно рассказы вается о работе траловых досок, сделаны крайне интересные вы воды, как улучшить их работу в процессе траления. Если при держиваться совета авторов, это повысит эффективность рабо ты наших судов. Остропка трала, положение его относительно грунта, как избежать отклонений от нормы в работе трала — на все эти во просы вы найдете ответ в книге. Визуально определены влияния раскроя мотенной части трала и его крыльев на аварийность, путем замеров усилий в сетном полотне получили картину рас пределения усилий в нитях ячеи по длине и в поперечных сече ниях трала. Данные позволили математически обосновать фор му сетной части. Она приобре тает в процессе траления такой вид, который соответствует рав новесию всей сложной системы сил, действующих на дель в от дельных частях трала. Считалось, чтобы увеличить вертикальное раскрытие, надо увеличить плав на верхней под боре. Что и делалось. Плав ста вился на всей длине хатлайна. Но наблюдения показали, что постановка дополнительного плава не приводит к желаемо му результату. А дело вот в чем. По мере увеличения вер тикального раскрытия увеличи вается сопротивление трала, а распорная сила траловых досок остается постоянной. В резуль тате происходит изменение со отношений продольных и попе речных сил. Это приводит си стему трала в новое равновес ное состояние, при котором его горизонтальное раскрытие ста новится меньше первоначально го. Очень эффективным способом увеличения вертикального рас крытия является вставка в бо ковые швы пластин сетного по лотна клиновидной формы. Сквер. В практике следят только за его перекосом. Из на блюдений ясно, что и размер этой ответственной части очень влияет на поведение трала. Ко роткий сквер — трал плотнее прижимается к грунту, при длинном — сетное полотно ниж ней пласти отходит от подборы вверх под большим углом. Уста новлено: всю длину сквера це лесообразнее брать равной 21 проценту от ширины перед ней кромки сквера. При таком раскрое трал имеет меньшую аварийность, сокращается рас ход сетематериалов, увеличи вается раскрытие устьевой час ти в среднем на 20—25 про центов, повышается уловис- тость. По результатам визуальных наблюдений нашли лучший ва риант менее аварийного и более уловистого грунтропа. Думаю, что, придерживаясь рекоменда ций авторов книги при работе в районе Лабрадора, можно полу чить неплохой результат. В книге не даны ответы на некоторые вопросы, касающиеся донных орудий лова: оптималь ная длина кабелей для различ ных скоростей траления и на различных породах рыб в раз личном их физиологическом раз витии и т. д. Поэтому я обра щаюсь с просьбой к промысло викам, и не только к капитанам, но и к другим специалистам высказать в печати свои мнения по поводу выхода книги, сделать свои замечания. Книга неско ро еще дойдет в море, а газет ные статьи окажутся хорошим подспорьем в работе рыбаков. В. ДЕМЬЯНЕНКО, капитан сельдяного флота.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz