Рыбный Мурман. 1972 г. Август.
V .V . 'jx-xV-SX: •ж»ЗкК' SSS: Ш$М ш ш (Окончание. Нач. на 1 стр.). — Борис Александрович, Вы не могли бы рассказать об этом контакте подробнее! — Наш коллектив сфор мировался четыре рейса на зад. Пришел капитан Анато лий. Николаевич _ Смирнов,, пришли •штурманы, мастера по добыче, многие матросы. Как правило, у нас при вы ходе на промысел в каждом рейсе собирается экипаж в салоне корабля. Капитан ста вит задачу, перед каждой службой, разъясняет рейсо вое задание, коротко намеча ет план работы и требует от каждого строгого выполнения его. Таким образом, каждый член экипажа конкретно зна* ет свои задачи. X нас главная машина 300 лошадиных сил. Это позволя ет использовать при работе тралфлотовский трал черте жа 1605. Уловистосчь этого трала для среднего рыболов ного траулера хорошая. В по следней рейсе на каждое тра ление в среднем у нас вы шло 900 килограммов рыбы. Чтобы обработать такое ко личество рыбы за считанные часы, нужно мастерство. А у нас в экипаже было четве ро курсантов среднего море ходного училища. Они по существу имели очень сла бую профессиональную под готовку Однако никто в эки паже ни разу не повысил на них голоса, не упрекнул за неумение рубить и шкерить. А наоборот. Все стремились прийти этим товарищам на подмогу. Помочь начинающему ос воить профессию — дело, до стойное настоящего тружени- Люди ка. У нас старший помощник капитана Юрий Владимиро вич Теплухин, прежде чем стать судоводителем, долгое время работал матросом. Он сохранил навыки рыбообра ботчика и в рейсах очень много занимается с моло дежью. Неплохо показал себя в деле профессионального обучения и третий помощник капитана комсомолец Геор* гий Поручник. Все, что мог, передавал молодежи ветеран сельдяного флота матрос пер вого класса Анмерхан Ба* тырханович Кяримов. Тесный контакт во всех рейсах наблюдался между судоводителями и тралмей- стерским составом. Наш ка питан — опытный рыбодо- бытчик. В море он ходит дол гие годы, изучил все промыс ловые районы, их грунтовые условия. При переходе из района в район, из квадрата в квадрат он сначала спро сит — я работаю старшим мастером по добыче — изве стны ли мне грунты. Если известны, вопросов больше не имеет, так как это уже мое дело, как я буду воору* жать трал, если нет, то обя зательно, используя опыт прошлых лет, подскажет. От такой дружеской подсказки никогда не надо отказывать ся и ни в коем случае не вос принимать ее кач недоверие. А этим страдают многие штурманы, мастера по добы че. , Вот в этом, пожалуй, и за ключается контакт между су довыми службами. — Борис Александрович, Ваш экипаж постоянный участ ник парного и группового со* циалистического соревнования за максимальный вылов рыбы. Расскажите об этой стороне его деятельности. нас замечательные <— Наш постоянный сопер ник по сбревнованию в этом году экипаж среднего рыбо ловного траулера «Артём». Это тоже сильный коллек тив. Нам не удалось после этого рейса навести опера тивные справки о его рабо те на промысле. Если опи раться на результаты прош лого рейса, то мы трудились с одинаковыми показателями. В этом рейсе в нашей группе работали СРТ №№ 4223, 4226. С этими судами мы также соревновались, и у нас результаты были несколь ко лучше. В рейсе постоянно использовали обмен инфор мацией о состоянии промыс ловой обстановки, снаряже нии трала. — Борис Александрович, как у Вашего экипажа обстоят де ла с годовым заданием! — Как уже говорилось, наш экипаж из всех пяти рей сов возвратился с перевыпол нением заданий. Естествен но, _производственный план второго года девятой пяти летки выполняется. Мы уже работаем в счет первой по ловины октября. Экипаж в минувшем рейсе при задании 52 тонны сдал на плавбазы и в порту. 70 тонн первосорт ного рыбного полуфабриката. Это очередной подарок кол лектива среднего рыболовно го траулера «Комсомольск» 50-летию со дня образования СССР. НА СНИМКАХ: слева — ветеран судна матрос первого класса А. Б. Кяримов, вверху — третий помощник капитана Г. Поручник, внизу — матрос Е. Кабац кий. Фото С. Данилова. ненько, не помешаю парню. Другой то же самое думает, а выходит, идут и идут один за другим без конца. У всех своя работа. На палубе Дриф включает сете- трясную машину, судоремонтники знают «придирчивого старикана», стоят и не шелохнутся: что-то он сейчас скажет? — Гмм... На совесть сработали. Молодцы, хлопцы. — Сам все еще прислушивается к постукиванию ма шины. — Ритмично. Чумазые парни смеются. Еще бы! От Дрифа с «Космоса» услышали по хвалу! Матросы гуськом, кто с чем: с вед рами, бидонами, с мешками за спиной — уходят в магазин. Часа через два к причалу подошла машина с продуктами. Взялись друж но, разгрузили быстро. Под вечер расходились по домам, каждому хотелось провести послед нюю ночь с родными. Веньке не с кем было прощаться. — Э-эй, ты-ы! Забери газеты! — На соседнем траулере стоял Вальков. В его руках пачка газет и журналов, перевязанная шпагатом. — Старпом передал. Гляди, не рви — это для подшивки, судовые. Письма вахтен ному штурману передай. Понял? — Понял. — Я в город... По причалу пошли длинные ноги. Газеты Венька просмотрел с инте ресом. Он очень любил перелистывать свежие газеты. Онн всегда приятнр пахнут свежей краской. В деревне вы писывал «Сельскую жизнь» и обла стную газету, как ни странно, один дядька Кирей. Из других пяти хо зяйств, или, лучше сказать, пяти до мов, приходили к Кирею Аксеновичу интересоваться новостями. Все-таКи дядьку Кирея уважали, как бывшего председателя колхоза. Все от мала до велика считали ,что его «сброси ли» с председательского попа неза конно. Виновной считали председатель скую жену, которая любила рас поряжаться в отсутствие мужа. (Продолжение слебуетХ. Рыбкина прозвучали как окончатель ный приговор, с ним соглашались. Только почему большая думка взяла матросов? Действительно, странно. 4. За ночь продрогший залив осторож но сбрасывает с себя мягкое одеяло тумана, рябится меленькой зыбью, за игрывая с лучами, которые посылает вскарабкавшийся на сопки солнечный шар. Венька с красной повязкой вахтен ного матроса расхаживает по палубе. Тишина. Только слышно, как где-то вдали ритмично перестукивают ва гонные колеса. Поезд удаляется. Сно ва тишина. По заливу лениво прошел буксир. Гу-гу-гу-у-ук! — прокричал он что есть мочи, подходя к причалу. Умолкло эхо. Опять тишина. — Вахтенной службе судов, стоя щих в порту, поднять Государствен ный флаг! — йлышен четкий голос из репродуктора. Торопливо бежит Венька на корму. Так же торопливо действует руками, и алый трепещущий флаг взвивается к вершине флагштока. Флаг живой, он бьется, как и у Веньки бьется сердце, он тоже рад утреннему за стенчивому солнцу. Щурясь от света, улыбаясь, сам не зная отчего, Венька глядит — на всех кораблях трепещут алые флаги. Распластав крылья, по свежему, чи стому воздуху плывет чайка. На судах слышится говор, нараста ет ритм рабочего шума. — Смородин! — окликнул старпом Веньку. — Сейчас команда пойдет получать продукты на рейс. Присмат ривайте тут получше. — Хорошо, Викторыч. Толстый повар на камбузе гремел кастрюлями и ведрами: готовил под продукты посуду. В коридоре юнга грозился отхлестать кого-то мокрой тряпкой, потому что тот не уважает его труд. Перед отходом у юнги ра боты не менее, чем у других: надо с мылом вымыть переборки, подволок и палубу в каютах и коридоре. А на род такой, думает, пройду осторож- Шродолжепие. Нач. в № 98). Сразу умолкли, сказать нечего. — Можно?.. — старпом попросил слова. — Гм... Говорите, говорите, Викто рыч. — Товарищи, вот сидим мы тут всей семьей морской, коптим легкие, подволок коптим, думаем, осуждаем, а чтобы поговорить со своим же това рищем по душам, этого у нас нет, не принято у нас это. Наша вина, всех нас. Вот вы, матросы, спите в одном кубрике, работаете рядом на палубе, а чтобы в душу заглянуть... Скверно получается, товарищи. Нельзя от слу чая к случаю... нельзя только ругать, подсказывать нужно, понимать чело века надо. До человека слова долетали туман но. Все-таки не хотелось Валькову покидать это судно. Хоть и ругают, а к ребятам привык, свои ребята. Пом нит он, как в конце прошлого лета опоздал на траулер. «Космос» стоял на рейде у противоположного берега залива, вот-вот готовый уйти в море. Пометался по причалам тогда Валь ков. У диспетчера катер выпрашивал. — Персональный катер? — уди вился диспетчер. — Начальник фло та не имеет персонального. Ишь ты, персональный захотел.. — продол жал ворчать тощий диспетчер. — Черт с вами! — отрезал Валь ков, и над порогом двери мелькнул каблук ботинка. морского вокзала на рейдовом катере перебрался Вальков на тот берег. По берегу бежал, как гончая собака. Остановился напротив «Кос моса» — на палубе ни души. Раздел ся, сложил одежду на обломок ши рокой доски — и вплавь. С кормы свешивалась веревка — юнга привя зывал к ней половики коридорные: стирка такая. Закрепил к концу ве ревки одежду, сам сначала выбрался, а потом и одежду свою вытащил. Все считали, что Вальков намеренно от стал, а тут — на тебе, явился мок рый, в одних трусах и дробь зубами выстукивает. Затолкали дружески в кубрик, натерли спиртом. И ничего с ним не случилось. Подобных случаев за все существо вание флота до того не было. А вот с Вальковым произошла такая шту ковина. Не хотелось ему от своего траулера отставать, от ребят своих; отстанет — так им ж.е, матросам, при дется трудно. Вальков знал, что та кое «не хватает -матроса», знал, что такое тяжело. Поэтому и пустился вплавь. — Гмм... Хлопцы, хлопцы, хватит коптить... топор можно вешать... Кто ещё хочет выступить? — Один вопрос к Валькову. — Это Рыбкин — рыбмастер, вечно задум чивый, мрачный, очень замкнутый че ловек. — Колька, ты хочешь списаться или нет? — Не-е-ет, — протянул Вальков с места. — Понятно, — неопределенно за ключил Рыбкин. — Выговор ни к чему. Разговоры лишние. Надо дейст вовать, как сказал Викторыч. Только так. У меня все. Странно. Из этого человека слово насильно не вытянешь, а тут вдруг сам, на собрании... С чего бы это? Гадать нечего. Слова молчаливого
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz