Рыбный Мурман. 1972 г. Август.

Подде ржать и н и ц и а т и в у э к и п ажа ПРТ «Капитан Скорняков» ШЩ. Учится каждый четвертый Как известно, XXIV съезд партии поставил задачу завершить к концу девятой пятилетки переход ко всеобщему среднему образованию в нашей стране. Это задача большого полити­ ческого и социального значения. Задача, ре­ шение которой повлечет за собой далеко иду­ щие последствия, благотворно скажется на дальнейшем развитий производительных сил страны и росте культурного уровня трудя­ щихся. Мне хотелось бы в своих заметках поде­ литься первым опытом работы в этом напра­ влении. В нашей мурманской заочной школе моряков создан оргкомитет по ' проведению смотра профсоюзных и комсомольских орга­ низаций по развертыванию массового движе­ ния молодежи под девизом «Каждому молодо­ му труженику — среднее образование». Перед учителями школы поставлена задача: на каж­ дом судне, где они работают, охватить учебой всех моряков в возрасте до 30 лет, не имею­ щих среднего образования. В начале апреля текущего года я и препо­ даватель английского языка Парий Э. Н. были командированы для проведения учебной рабо­ ты на плавбазу «Виктор Кингисепп». 14 апре­ ля судно вышло в рейс. Еще до начала рейса провели подготовительную работу. Побывали в отделе подготовки кадров «Севрыбхолодфло­ та» у тов. Фирсукова, который обильно снаб­ дил нас различными инструкциями и советами, а также дал имеющиеся у него сведения о на­ личии на борту плавбазы учащихся заочной школы моряков. Еще в порту проверили с ки­ номехаником тов. Захаровым наличие учебни­ ков и художественной литературы и пополни­ ли их в библиотеке тралфлота. Так что в рей­ се, за исключением учебников английского языка (их пока вообще мало), недостатка в учебниках мы не ощущали. Прихватили и с собой солидный багаж. На самых видных местах поместили объяв­ ления о приеме учащихся в заочную школу моряков, неоднократно объявляли по садовому радио. Результат: к 34 учащимся, оказавшим­ ся на борту судна, прибавилось еще 5—7 же­ лающих учиться. Мы поняли, что одними при­ зывами действовать бесполезно. Надо было идти к людям, беседовать индивидуально, до­ ходить до каждого. Да и одни мы, учителя, вряд ли сделали бы много. На помощь нам пришли партийная и комсомольская органи­ зации судна, первый помощник капитана Ф. Пономарев. На первом же партийном собранин в числе прочих стоял и вопрос о всеобуче. Была ут­ верждена комиссия содействия всеобучу. Этот же вопрос был поставлен и на комсомольском собранин. В начале рейса обычно проходят собрания по службам и вахтам. О необходи­ мости учиться речь шла и на всех этих собра­ ниях. Тут же, после собраний, мы осуществ­ ляли прием в школу. Со многими моряками беседовали индивидуально. Не все сразу поддавались на уговоры, не все сразу поняли необходимость учиться. Напри­ мер, сначала категорически отказались учить­ ся матрос палубной команды ПарШин и сле­ сарь Хоцкнй. Однако оба затем начали учить­ ся, а тов. Паршин оказался в числе самых трудолюбивых учеников, что называется, за­ разился учебой. Через пару недель картина на судне с уче­ бой выглядела так. Смена № 1 рыбообработчиков (рыбмастер тов. Прямичкин) — 8 человек имеют среднее образование, учащихся заочной школы — 17, не охвачены —• 2. Смена № 2 рыбообработчиков (рыбмастер твв. Житковнч) — 9 человек имеют среднее образование, учащихся заочной школы — 13, Не охвачены — 3. Смена № 3 . рыбообработчиков (рыбмастер тов. Красный) — среднее образование — 15, учащихся заочной школы — 12, охвачены все. Машинная команда — среднее образование — 35, заочников — 9, не охвачены — 2. Общссудовая служба — среднее образова­ ние — 35, заочников — 9, не охвачены — 4. Вскоре еще 6 человек изъявили желание учиться, и, таким образом, количество обучаю­ щихся на «Викторе Кингисеппе» достигло 66 человек. Лишь несколько человек по разным причинам (в некоторых случаях уважитель­ ным) не были охвачены учебой. К сожалению,'из тех, кто сначала подал за­ явление о поступлении в школу, пять человек учиться бросили. Это Ковшов, Любезных, Хоткевич, Максимов и Волошин. Так или ина­ че, но к концу рейса мы сохранили контингент учащихся в заочной школе моряков в коли­ честве, 61 человека. Очень помогли нам, учителям, обществен­ ные консультанты нашей школы, а их на бор­ ту судна было 8 человек, и все они принимали зачеты, консультировали учащихся. В конце рейса приказом капитан-директора тов. Ели­ зарова трое из них — старший помощник ка­ питана тов. В. Чернецов, старший рефмеха* ник тов. С. Мильченко и третий штурман М. Декатов были поощрены приказом по суд* ну. Всего за рейс общественные консультанты приняли более 100 зачетов по различным предметам. В результате трое учащихся закон­ чили восьмой класс, трое — девятый, четверо — десятый класс, один — одиннадцатый класс. В рейсе учащиеся 8 и 11 классов сдали эк­ замены по русскому языку, литературе, исто­ рии и английскому, показав неплохие знания. Хочется отметить старание и успехи тт. Лу­ нина, Галкина, Ермоченко, Рогожина, Стрече- нюк, Долгалева, Петрова, Тюленева, Турцева, Грек, Маслова, Кощиенко, Колычева, Сидак, Белослудцева — всех не перечислишь. Особо хочу отметить ремонтного механика тов. Гре- чушникова. Он давно ходит в море, имеет большой практический' опыт, а вот теоретиче­ ских знаний, как он сам признает, ему не хва­ тает. Несмотря на большой перерыв в учебе, Александр Леонидович недавно поступил учиться в 8 класс, а вот теперь, во время сто­ янки судна, ему было вручено свидетельство об окончании восьмилетки. Сейчас он будет. поступать в мореходное училище. Что ж — в добрый путь! Секретарь комсомольской организации суд­ на Вера Кирнова не только агитировала учить­ ся других, но и сама училась. На днях ей так­ же был вручен документ об окончании 11 класса школы. Вера тоже думает учиться дальше. Да, эти товарищи хорошо потрудились в рейсе, продвинулись вперед в учебе, то есть времени зря не теряли. Вот так бы и всем остальным, кто еще не учится. А учиться в море вполне возможно. И не только на ба­ зах, но и на судах типа БМРТ и ПРТ. Мне приходилось на них работать, и я видел, что даже в периоды «большой рыбы», когда ры­ баки, конечно же, устают, те, кто хочет за* ниматься, кто осознал необходимость этого, не прекращают занятий ни на один день. Труднее, конечно, на СРТ. Но и там есть учащиеся нашей Школы, и мы стараемся им помочь. Когда на базе подходишь в район промысла, то обычно даешь радиограмму всем судам о своем местонахождении. И нередко рыбаки с СРТ, подходя к базе, встречаются с преподавателями, получая консультации, сда­ вая зачеты и экзамены в любое время суток. Не знаю, как на других флотах, а в «Сев- рыбхолодфлоте», по-моему, серьезно взялись за решение вопроса о всеобуче моряков. Заоч* ная школа моряков работает в тесном контак­ те с отделом кадров « Севрыбхолодфлота». Учителя школы прилагают все силы для того, чтобы решить поставленную партией задачу, — осуществить переход ко всеобщему среднему образованию. Ю. АЗОВЦЕВ, преподаватель заочной школы моряков. 8 Московском государственном университете имени М. В. Ло­ моносова обучаются около 35 тысяч студентов. Среди них —* представители 100 национальностей СССР, а также юноши и да- вушки из 103 стран мира. Ежегодно тысячи молодых специали­ стов, выпускников МГУ разъезжаются на работу в разные кон» цы нашей Родины и всего земного шара. НА СНИМКЕ: студенты МГУ. Слева направо: Владимир Кова- ленко (Украина), Айбек Агибетов (Киргизия), Юрий Сусеков (Ар­ мения], Александр Дементьев (РСФСР), Наталья Бурлаку (Мол­ давия), Юрий Глыбовский (Белоруссия), Эдмунд Балашайтис (Литва), Владимир Кацан (Украина), Вида Кончюте (Литва), Валдур Сакс (Эстония), Чеслав Чобану (Молдавия), Кестутис Микеленис (Литва), Парасковья Адам (Молдавия), Наиль Бакиров (Казах­ стан) и Светлана Середенко (Молдавия). Фото В. Христофорова и В. Кузьмина. Фотохроника ТАСС. НА СНИМКЕ: преподаватель Л. Кретова ведет занятия по ма­ тематике с группой учащихся заочной школы моряков иа БМРТ-256 «Серафимович». Фото Б. Майзлина, инструктора культбазы плавсостава. [ подводные лоцмань П ■ рыболовного ФЛОТА Проблемами совершенствования методов и техники поиска косяков рыбы и ее путей ■ океане занимаются в одной из ла­ бораторий Центрального научно-исследовательского институ­ та информации и технико-экономических исследований рыб­ ного хозяйства (ЦНИИТЭИРХ), которой руководит Давид Дуб- ман, член президиума секции подводных исследований Океа­ нографической комиссии Академии наук СССР. Уже по назва­ нию «лаборатория применения подводной техники» можно су­ дить о характере рекомендаций, что выдают промысловикам и конструкторам ученые. Кто он, рыбак? Дважды моряк, — утверждает посло­ вица. Верно, спору нет. Но предложим свои определе­ ния. Для начала такое: ры­ бак — завтрашний корми­ лец человечества. По дан­ ным ООН, свыше/ половины населения Земли живет впроголодь. Люди умирают от систематического недо­ едания, умирают... на берегу Мирового океана, пищевые ресурсы которого колоссаль­ ны. Его биомасса, то есть масса всего растущего и жи­ вущего в нем (без планктона) исчисляется в 16—18, а по некоторым подсчётам в 30 миллиардов тонн. Пока море поставляет на стол челове­ чества всего 20—25 процен­ тов белковых продуктов жи­ вотного происхождения, а потенциально может дать восемьдесят! Понятно, говоря «море поставляет», «море может дать», мы имеем в ви­ ду: рыбаки добывают, рыба­ ки должны добывать. Или еще одно утвержде­ ние: рыбак — лекарь чело­ вечества. Судите сами. По своему химическому составу мясо домашних животных не заменяет рыбу, особенно в питании детей. Их развитие тормозится без нужного ко­ личества морепродуктов в рационе. Специалисты ЮНЕСКО пришли к заклю­ чению, что две трети болез­ ней связаны с недостатком «морских блюд», богатых йодом и другими жизненно необходимыми химическими элементами. Исчерпаем ли океан? Тре­ вожны прогнозы биологов: пищевые ресурсы Мирового океана, к сожалению, исчер­ паемы. Даже самые «щед­ рые» специалисты преду­ преждают: при нынешнем ес­ тественном воспроизводстве рыбы максимальные миро­ вые уловы не должны пре­ вышать 100—120 миллионов тонн. А они растут год от года и уже перевалил# за половину предельных цифр. Будущее рыболовства, морского промысла вообще может представиться черес­ чур мрачным, не оговорись мы сразу: девять десятых всей рыбы добывается лишь на пятнадцати процентах Пло­ щади Мирового океана. При­ чем традиционные районы ло­ ва — отмели и воды конти­ нентального шельфа, при­ брежной зоны с глубинами 200—300 метров. Если ин­ тенсификация добычи пой-( дет сегодняшними темпами,' если объекты промысла оста­ нутся только прежними, то время, когда пищевые ре­ сурсы «освоенных» площа­ дей океана окажутся исчер­ панными, — не за горами. Здравый смысл, логика подсказывают единственно верное решение проблемы. Промысел должен переме­ ститься в новые районы с их большими глубинами и штор­ мами, с еще недостаточно хорошо изученными обита­ телями. Только тогда удастся оставлять «под пар» (поль­ зуясь термином земледель­ цев) истощенные угодья для воспроизводства ценных ви­ дов. . Разработка океанской «целины», естественно, по­ влечет за собой и обновле­ ние ассортимента промысла. Доселе неизвестные неспе­ циалистам виды рыб, беспоз­ воночных и водорослей по­ полнят наше меню. Готова ли разведка? Под силу ли ей безошибочно на­ водить промысловые флоти­ лии на косяки, блуждающие в глубинах открытого оке­ ана? Современный поиск с над­ водных судов ведется комп­ лексно. На вооружении у разведчиков гидрологиче­ ские, гидробиологические и гидроакустические методы. Химический состав воды, ее соленость и температура, на­ личие планктона и водорос­ лей, которыми питаются ры­ бы, — эти и другие косвен­ ные признаки помогают об­ наружить, как говорят рыба­ ки, промысловые скопления. (Окончание на 4 стр.).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz