Рыбный Мурман. 1972 г. Август.
Подде ржать и н и ц и а т и в у э к и п ажа ПРТ «Капитан Скорняков» ШЩ. Учится каждый четвертый Как известно, XXIV съезд партии поставил задачу завершить к концу девятой пятилетки переход ко всеобщему среднему образованию в нашей стране. Это задача большого полити ческого и социального значения. Задача, ре шение которой повлечет за собой далеко иду щие последствия, благотворно скажется на дальнейшем развитий производительных сил страны и росте культурного уровня трудя щихся. Мне хотелось бы в своих заметках поде литься первым опытом работы в этом напра влении. В нашей мурманской заочной школе моряков создан оргкомитет по ' проведению смотра профсоюзных и комсомольских орга низаций по развертыванию массового движе ния молодежи под девизом «Каждому молодо му труженику — среднее образование». Перед учителями школы поставлена задача: на каж дом судне, где они работают, охватить учебой всех моряков в возрасте до 30 лет, не имею щих среднего образования. В начале апреля текущего года я и препо даватель английского языка Парий Э. Н. были командированы для проведения учебной рабо ты на плавбазу «Виктор Кингисепп». 14 апре ля судно вышло в рейс. Еще до начала рейса провели подготовительную работу. Побывали в отделе подготовки кадров «Севрыбхолодфло та» у тов. Фирсукова, который обильно снаб дил нас различными инструкциями и советами, а также дал имеющиеся у него сведения о на личии на борту плавбазы учащихся заочной школы моряков. Еще в порту проверили с ки номехаником тов. Захаровым наличие учебни ков и художественной литературы и пополни ли их в библиотеке тралфлота. Так что в рей се, за исключением учебников английского языка (их пока вообще мало), недостатка в учебниках мы не ощущали. Прихватили и с собой солидный багаж. На самых видных местах поместили объяв ления о приеме учащихся в заочную школу моряков, неоднократно объявляли по садовому радио. Результат: к 34 учащимся, оказавшим ся на борту судна, прибавилось еще 5—7 же лающих учиться. Мы поняли, что одними при зывами действовать бесполезно. Надо было идти к людям, беседовать индивидуально, до ходить до каждого. Да и одни мы, учителя, вряд ли сделали бы много. На помощь нам пришли партийная и комсомольская органи зации судна, первый помощник капитана Ф. Пономарев. На первом же партийном собранин в числе прочих стоял и вопрос о всеобуче. Была ут верждена комиссия содействия всеобучу. Этот же вопрос был поставлен и на комсомольском собранин. В начале рейса обычно проходят собрания по службам и вахтам. О необходи мости учиться речь шла и на всех этих собра ниях. Тут же, после собраний, мы осуществ ляли прием в школу. Со многими моряками беседовали индивидуально. Не все сразу поддавались на уговоры, не все сразу поняли необходимость учиться. Напри мер, сначала категорически отказались учить ся матрос палубной команды ПарШин и сле сарь Хоцкнй. Однако оба затем начали учить ся, а тов. Паршин оказался в числе самых трудолюбивых учеников, что называется, за разился учебой. Через пару недель картина на судне с уче бой выглядела так. Смена № 1 рыбообработчиков (рыбмастер тов. Прямичкин) — 8 человек имеют среднее образование, учащихся заочной школы — 17, не охвачены —• 2. Смена № 2 рыбообработчиков (рыбмастер твв. Житковнч) — 9 человек имеют среднее образование, учащихся заочной школы — 13, Не охвачены — 3. Смена № 3 . рыбообработчиков (рыбмастер тов. Красный) — среднее образование — 15, учащихся заочной школы — 12, охвачены все. Машинная команда — среднее образование — 35, заочников — 9, не охвачены — 2. Общссудовая служба — среднее образова ние — 35, заочников — 9, не охвачены — 4. Вскоре еще 6 человек изъявили желание учиться, и, таким образом, количество обучаю щихся на «Викторе Кингисеппе» достигло 66 человек. Лишь несколько человек по разным причинам (в некоторых случаях уважитель ным) не были охвачены учебой. К сожалению,'из тех, кто сначала подал за явление о поступлении в школу, пять человек учиться бросили. Это Ковшов, Любезных, Хоткевич, Максимов и Волошин. Так или ина че, но к концу рейса мы сохранили контингент учащихся в заочной школе моряков в коли честве, 61 человека. Очень помогли нам, учителям, обществен ные консультанты нашей школы, а их на бор ту судна было 8 человек, и все они принимали зачеты, консультировали учащихся. В конце рейса приказом капитан-директора тов. Ели зарова трое из них — старший помощник ка питана тов. В. Чернецов, старший рефмеха* ник тов. С. Мильченко и третий штурман М. Декатов были поощрены приказом по суд* ну. Всего за рейс общественные консультанты приняли более 100 зачетов по различным предметам. В результате трое учащихся закон чили восьмой класс, трое — девятый, четверо — десятый класс, один — одиннадцатый класс. В рейсе учащиеся 8 и 11 классов сдали эк замены по русскому языку, литературе, исто рии и английскому, показав неплохие знания. Хочется отметить старание и успехи тт. Лу нина, Галкина, Ермоченко, Рогожина, Стрече- нюк, Долгалева, Петрова, Тюленева, Турцева, Грек, Маслова, Кощиенко, Колычева, Сидак, Белослудцева — всех не перечислишь. Особо хочу отметить ремонтного механика тов. Гре- чушникова. Он давно ходит в море, имеет большой практический' опыт, а вот теоретиче ских знаний, как он сам признает, ему не хва тает. Несмотря на большой перерыв в учебе, Александр Леонидович недавно поступил учиться в 8 класс, а вот теперь, во время сто янки судна, ему было вручено свидетельство об окончании восьмилетки. Сейчас он будет. поступать в мореходное училище. Что ж — в добрый путь! Секретарь комсомольской организации суд на Вера Кирнова не только агитировала учить ся других, но и сама училась. На днях ей так же был вручен документ об окончании 11 класса школы. Вера тоже думает учиться дальше. Да, эти товарищи хорошо потрудились в рейсе, продвинулись вперед в учебе, то есть времени зря не теряли. Вот так бы и всем остальным, кто еще не учится. А учиться в море вполне возможно. И не только на ба зах, но и на судах типа БМРТ и ПРТ. Мне приходилось на них работать, и я видел, что даже в периоды «большой рыбы», когда ры баки, конечно же, устают, те, кто хочет за* ниматься, кто осознал необходимость этого, не прекращают занятий ни на один день. Труднее, конечно, на СРТ. Но и там есть учащиеся нашей Школы, и мы стараемся им помочь. Когда на базе подходишь в район промысла, то обычно даешь радиограмму всем судам о своем местонахождении. И нередко рыбаки с СРТ, подходя к базе, встречаются с преподавателями, получая консультации, сда вая зачеты и экзамены в любое время суток. Не знаю, как на других флотах, а в «Сев- рыбхолодфлоте», по-моему, серьезно взялись за решение вопроса о всеобуче моряков. Заоч* ная школа моряков работает в тесном контак те с отделом кадров « Севрыбхолодфлота». Учителя школы прилагают все силы для того, чтобы решить поставленную партией задачу, — осуществить переход ко всеобщему среднему образованию. Ю. АЗОВЦЕВ, преподаватель заочной школы моряков. 8 Московском государственном университете имени М. В. Ло моносова обучаются около 35 тысяч студентов. Среди них —* представители 100 национальностей СССР, а также юноши и да- вушки из 103 стран мира. Ежегодно тысячи молодых специали стов, выпускников МГУ разъезжаются на работу в разные кон» цы нашей Родины и всего земного шара. НА СНИМКЕ: студенты МГУ. Слева направо: Владимир Кова- ленко (Украина), Айбек Агибетов (Киргизия), Юрий Сусеков (Ар мения], Александр Дементьев (РСФСР), Наталья Бурлаку (Мол давия), Юрий Глыбовский (Белоруссия), Эдмунд Балашайтис (Литва), Владимир Кацан (Украина), Вида Кончюте (Литва), Валдур Сакс (Эстония), Чеслав Чобану (Молдавия), Кестутис Микеленис (Литва), Парасковья Адам (Молдавия), Наиль Бакиров (Казах стан) и Светлана Середенко (Молдавия). Фото В. Христофорова и В. Кузьмина. Фотохроника ТАСС. НА СНИМКЕ: преподаватель Л. Кретова ведет занятия по ма тематике с группой учащихся заочной школы моряков иа БМРТ-256 «Серафимович». Фото Б. Майзлина, инструктора культбазы плавсостава. [ подводные лоцмань П ■ рыболовного ФЛОТА Проблемами совершенствования методов и техники поиска косяков рыбы и ее путей ■ океане занимаются в одной из ла бораторий Центрального научно-исследовательского институ та информации и технико-экономических исследований рыб ного хозяйства (ЦНИИТЭИРХ), которой руководит Давид Дуб- ман, член президиума секции подводных исследований Океа нографической комиссии Академии наук СССР. Уже по назва нию «лаборатория применения подводной техники» можно су дить о характере рекомендаций, что выдают промысловикам и конструкторам ученые. Кто он, рыбак? Дважды моряк, — утверждает посло вица. Верно, спору нет. Но предложим свои определе ния. Для начала такое: ры бак — завтрашний корми лец человечества. По дан ным ООН, свыше/ половины населения Земли живет впроголодь. Люди умирают от систематического недо едания, умирают... на берегу Мирового океана, пищевые ресурсы которого колоссаль ны. Его биомасса, то есть масса всего растущего и жи вущего в нем (без планктона) исчисляется в 16—18, а по некоторым подсчётам в 30 миллиардов тонн. Пока море поставляет на стол челове чества всего 20—25 процен тов белковых продуктов жи вотного происхождения, а потенциально может дать восемьдесят! Понятно, говоря «море поставляет», «море может дать», мы имеем в ви ду: рыбаки добывают, рыба ки должны добывать. Или еще одно утвержде ние: рыбак — лекарь чело вечества. Судите сами. По своему химическому составу мясо домашних животных не заменяет рыбу, особенно в питании детей. Их развитие тормозится без нужного ко личества морепродуктов в рационе. Специалисты ЮНЕСКО пришли к заклю чению, что две трети болез ней связаны с недостатком «морских блюд», богатых йодом и другими жизненно необходимыми химическими элементами. Исчерпаем ли океан? Тре вожны прогнозы биологов: пищевые ресурсы Мирового океана, к сожалению, исчер паемы. Даже самые «щед рые» специалисты преду преждают: при нынешнем ес тественном воспроизводстве рыбы максимальные миро вые уловы не должны пре вышать 100—120 миллионов тонн. А они растут год от года и уже перевалил# за половину предельных цифр. Будущее рыболовства, морского промысла вообще может представиться черес чур мрачным, не оговорись мы сразу: девять десятых всей рыбы добывается лишь на пятнадцати процентах Пло щади Мирового океана. При чем традиционные районы ло ва — отмели и воды конти нентального шельфа, при брежной зоны с глубинами 200—300 метров. Если ин тенсификация добычи пой-( дет сегодняшними темпами,' если объекты промысла оста нутся только прежними, то время, когда пищевые ре сурсы «освоенных» площа дей океана окажутся исчер панными, — не за горами. Здравый смысл, логика подсказывают единственно верное решение проблемы. Промысел должен переме ститься в новые районы с их большими глубинами и штор мами, с еще недостаточно хорошо изученными обита телями. Только тогда удастся оставлять «под пар» (поль зуясь термином земледель цев) истощенные угодья для воспроизводства ценных ви дов. . Разработка океанской «целины», естественно, по влечет за собой и обновле ние ассортимента промысла. Доселе неизвестные неспе циалистам виды рыб, беспоз воночных и водорослей по полнят наше меню. Готова ли разведка? Под силу ли ей безошибочно на водить промысловые флоти лии на косяки, блуждающие в глубинах открытого оке ана? Современный поиск с над водных судов ведется комп лексно. На вооружении у разведчиков гидрологиче ские, гидробиологические и гидроакустические методы. Химический состав воды, ее соленость и температура, на личие планктона и водорос лей, которыми питаются ры бы, — эти и другие косвен ные признаки помогают об наружить, как говорят рыба ки, промысловые скопления. (Окончание на 4 стр.).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz