Рыбный Мурман. 1972 г. Август.
фоторепортаж И О ' Ш Н Й О т Мурманска до берегов Южной Африки долгий путь. Резкая смена климата, от Крайнего Севера до паля- щего, знойного тропика, из нуряющего духотой и обжи гающего нестерпимо жар ким солнцем. Десятки дней томительного, ожидания пер вого Tgazia. тг первой 'рыбы. Переход есть переход. Со всеми его- достоинствами й недостатками. И раз он есть, то надо его использовать с максимальной охдаяе& Ос новательна-: подшнаш® ме ханизмы 'ж орудия лава к предстоящему промыслу, насадить взаимопонимание между службами. Да мало ли найдется дел на таком большом судне, как ПРТ имени XXIV съезда КПСС «Перемышль», которому предстоит промышлять в Юго-Восточной Атлантике. V На промысле, когда все моряки работают, я » важшзь да щш хороших: улсшах; ког да я датшдваату "приводится выгоден»;.. бывает подчас.не до отдыха; А на переходе имеется достаточно времени для организации хорошего досуга. _ _ _ «Рыба — дело водяное, — шутят рыбаки, — брать ее нужно, пока ловится, а отды хать, будем в порту».; . . • А тут, на тебе, уйма сво бодного времени. Да еще под южным солнцем. Кино* фильмы — по два раза в день. Шахматы, жаркие схватки в домино и волейбол. Солнечные ванны, череду ющиеся с .морскими в суДОт вом бассейне. Некоторые смельчаки совершают прыж ки с импровизированной вы шки, ну совсем как в настоя щем бассейне. А тут еще два праздника подряд. День ры бака и через сутки традици онный праздник моряков — встреча с владыкой морей Нептуном. Смех, веселье. Но стоит разговориться, и у всех одно: скорей бы на про мысел ‘ пришли. Как там, сводки вроде бы ничего? Рыба. Для рыбака в ней все. И радость, и веселье, и неудачи. И вот надоедают капитану, радисту, идущим навстречу с промысла кораб лям: «Как там рыба, как подъемы?». В стоянку., сменилось больше половины команды «Перемышля». Но вновь цри* шедшие на,судно не новички на флоте, и им долго не надо объяснять, «где у рыбы хвост».’ Прошло немного времени, и вот уже не отличишь, где ветераны судна, а где нович ки. У всех одна забота, одно дело’— привести судно в го товность и успешно справить ся с социалистическими обя зательствами, с победой воз- , вратиться в порт; : Впереди долгих пять месяцев нелегко го рыбацкого труда. И — уверенность, что дружный экипаж «Деремыш- ля». .. сделает все, чтобы., ус пешно встретить 50-летие СССР/; :■ В. ТОПТУНОВ, слесарь. Фото автора. Литература для технологов Среди новых, быстро развивающихся методов консервирования рыбопродукции наибольшее внимание и интерес специалистов при влекает сублимационная сушка. Продукты при этом виде обработки сохраняют почти полностью все свои исходные свойства — вкус, цвет, аромат, ферменты — в течение длительного срока хранения |до 10 лет при надлежащей упаковке) и быстро — за 5—15 минут — восстанавливают**» армагамЦеоганвенном) своем виде. Су&шммрямыв продукты . в соответствующей упаковке хра нятся в обычных условиях без использования холода. Продукты могут быть упакованы в любую газопаронепроницае мую тару (пленки, «текло, тонкая жесть] в любом весовом коли честве, что удобно для продажи в магазинах самообслуживания, торговых автоматах. В научно-технической библиотеке ЦПКТБ имеется библиографи ческая подборк» «Сублимациоминв установки для сушки рыбопро дуктов», состоящая из 28 наименований по материалам отечествен ной и иностранной литературы. < - Особый интерес представляет опытно-промышленная установка для сублимационной сушки рыбы и морепродуктов в условиях ваку ума, конструкция которой разработана в Калининградском техниче ском институте рыбной промышленности и хозяйства. Установка мо- ^_ж е т быть применена в береговых и судовых условиях рыбной про мышленности. „ К. ШАТУНОВА, старший» mmmrap» отдел#-научно-технической информации ЦПКТБ. НА СНИМКАХ: (СЛЕВА НА ПРАВО): ■Рыба есть!» Начальник ра диостанции, коммунист, удар ник коммунистического .труда Николай Евгеньевич Федори- щев принял очередную ра диограмму. Моторист первого класса ударник коммунистического труда Геннадий Иванович Вол ков: аМашина не подведет!» - Спокоен за комсомольцев секретарь комсомольской ор ганизации судна, коммунист Александр Кабанец: все служ бы подготовились к лову пол ностью. Еще несколько минут, и Неп тун (его изображает рыбма стер Василий Матюшенко) вый дет для встречи с моряками. ИССЛЕДОВАНИЕ РАБОТЫ Рыбопромышленная сек ция в Гулле провела на кор мовых морозильных трауле рах опыты с пелагическими тралами с целью изучения возможности их регулирова ния. Опыты показали, что глубина трала под поверхно стью воды зависит от длины вытравленных ваеров и их натяжения. Хотя опыты про водились в весьма различных приливно-отливных условиях, трал всегда устанавливался на одной и той же глубине при данных длине и натяже нии ваера. Было найдено, что вертикальное раскрытие трала зависит только от сум марного натяжения ваера и не зависит от глубины. Этот простой результат можно объяснить тем, что натяже ние в уздечках и угол, ното- рый они образуют между, концами крыльев, оказывают наибольшее влияние на гео метрию раструба трала. Раз личные опыты показали, что, за исключением случаев при менения очень 1 горотких вае ров размах крыльев остается приблизительно постоянным для ряда скоростей. Натяже ние ваера имеет существен ное значение в регулирова нии глубины и раскрытия трала. Показаны глубины футро- па и величины раскрытия трала для ряда значений суммарного натяжения и длины ваера при постоянных условиях буксировки. Если меняется суммарное напря жение или длина ваера вслед ствие изменения хода двига теля или шага винта, то для этих случаев показаны новые глубины и раскрытия, соот ветствующие изменившимся условиям. Операция поднятия трала зависит от производительно сти лебедки. При подъеме трала напряжений буксиро вочного троса передается к лебедке так, что она может остановиться ". под действием этой нагрузки. На большин стве крупных кормовых трау леров лебедки приспособле ны для небольших тралов. Для подъема больших пела гических тралов требуется лебедка с большой тяговой способностью. Чтобы обеспечить необхо димую мощность лебедки» следует применять меньшую скорость троса. Если скоро сти траления таковы, что на тяжение ваера увеличивается . выше определенной для ле бедки пусковой нагрузки, то лебедка не может быть, ис пользована длй варьирования глубины трала. Многие при меняемые лебедки не способ ны стартовать, если суммар ное натяжение ваера превы шает 12 т, хотя на ходу они могут иногда преодолеть большие нагрузки. Когда ско рость траления становилась больше 3 узлов, то ваер не мог быть взят, если скорость судна до этого была пониже на. В период постепенного увеличения глубины трала он снижался в соответствии со снижением натяжения ваера и надежно приходил в контакт с грунтом. В этих условиях сама мощность траления может быть использована для изме нения глубины трала. При медленном тралении лебед ка может быть использована для изменения положения трала; тогда уровень, на ко торый трал может быть под нят, зависит, однако, больше от дополнительного натяже ния ваера, которое восприни мается лебедкой, чем от вы званного при этом небольшо го снижения . длины ваера. Опыты показывают, что при ра'боте плотно у дна непра вильно будет осаживать (зад ним ходом) судно при манев рировании, так как в момент остановки лебедки натяже ние ваера будет ниже 10 тонн. Тогда трал опустится и нельзя будет повернуть судно настолько быстро, что бы восстановить натяжение до того, как трал ударится о дно. ; Работа лебедки зависит от положения трала по отно шению ко дну. При 27—37 метрах судно должно замед ляться возможно быстрее (круто), а лебедка остано виться, как только натяже ние ваера снизится до необ ходимого значения. Затем натяжение ваера должно уве личиваться но мере того, как лебедка набирает скорость, и трал после периода медлен ного опускания будет равно мерно подниматься. На судне с регулируемым шагом вин та период медленного опу скания может быть весьма коротким, например, менее одной минуты для снижения натяжения ваера с 18 до 11 тонн. Эта операция небез опасна, если трал буксирует ся с большой скоростью у самого дна. В этом случае лучше всего увеличить ско рость, заставляя трал подни маться постепенно. Чтобы обеспечить необходимый промежуток, в который трал может опуститься, во время последующего замедленного поворота судна, начальное повышение скорости должно быть таково, чтобы поднять трал самое меньшее на 18 метров. Это потребует допол нительной мощности, доста точной, чтобы повысить сум марное натяжение ваера на 1—2 тонны. Следовательно, при работе плотно на дне и буксировке с большой ско ростью очень важно остав лять дополнительный резерв мощности для поднятия тра ла в воде до подъема его на судно. Одной из важных осо бенностей большого пелаги ческого трала является опас- ное' снижение, которое может быть допущено" при маневри ровании судна. В конце тра-‘ ления при подъеме досок обычно делаются резкие по вороты. Следовательно, тра ление со скоростью, настоль-, ко высокой, что лебёдка не может сработать, если судно предварительно не замедлит ход, представляет опасность как для судна, так и для трала. Ф. МАРШАК, сотрудник «Экспресс-ин формации» .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz