Рыбный Мурман. 1972 г. Август.

фоторепортаж И О ' Ш Н Й О т Мурманска до берегов Южной Африки долгий путь. Резкая смена климата, от Крайнего Севера до паля- щего, знойного тропика, из­ нуряющего духотой и обжи­ гающего нестерпимо жар­ ким солнцем. Десятки дней томительного, ожидания пер­ вого Tgazia. тг первой 'рыбы. Переход есть переход. Со всеми его- достоинствами й недостатками. И раз он есть, то надо его использовать с максимальной охдаяе& Ос­ новательна-: подшнаш® ме­ ханизмы 'ж орудия лава к предстоящему промыслу, насадить взаимопонимание между службами. Да мало ли найдется дел на таком большом судне, как ПРТ имени XXIV съезда КПСС «Перемышль», которому предстоит промышлять в Юго-Восточной Атлантике. V На промысле, когда все моряки работают, я » важшзь да щш хороших: улсшах; ког­ да я датшдваату "приводится выгоден»;.. бывает подчас.не до отдыха; А на переходе имеется достаточно времени для организации хорошего досуга. _ _ _ «Рыба — дело водяное, — шутят рыбаки, — брать ее нужно, пока ловится, а отды­ хать, будем в порту».; . . • А тут, на тебе, уйма сво­ бодного времени. Да еще под южным солнцем. Кино* фильмы — по два раза в день. Шахматы, жаркие схватки в домино и волейбол. Солнечные ванны, череду­ ющиеся с .морскими в суДОт вом бассейне. Некоторые смельчаки совершают прыж­ ки с импровизированной вы­ шки, ну совсем как в настоя­ щем бассейне. А тут еще два праздника подряд. День ры­ бака и через сутки традици­ онный праздник моряков — встреча с владыкой морей Нептуном. Смех, веселье. Но стоит разговориться, и у всех одно: скорей бы на про­ мысел ‘ пришли. Как там, сводки вроде бы ничего? Рыба. Для рыбака в ней все. И радость, и веселье, и неудачи. И вот надоедают капитану, радисту, идущим навстречу с промысла кораб­ лям: «Как там рыба, как подъемы?». В стоянку., сменилось больше половины команды «Перемышля». Но вновь цри* шедшие на,судно не новички на флоте, и им долго не надо объяснять, «где у рыбы хвост».’ Прошло немного времени, и вот уже не отличишь, где ветераны судна, а где нович­ ки. У всех одна забота, одно дело’— привести судно в го­ товность и успешно справить­ ся с социалистическими обя­ зательствами, с победой воз- , вратиться в порт; : Впереди долгих пять месяцев нелегко­ го рыбацкого труда. И — уверенность, что дружный экипаж «Деремыш- ля». .. сделает все, чтобы., ус­ пешно встретить 50-летие СССР/; :■ В. ТОПТУНОВ, слесарь. Фото автора. Литература для технологов Среди новых, быстро развивающихся методов консервирования рыбопродукции наибольшее внимание и интерес специалистов при­ влекает сублимационная сушка. Продукты при этом виде обработки сохраняют почти полностью все свои исходные свойства — вкус, цвет, аромат, ферменты — в течение длительного срока хранения |до 10 лет при надлежащей упаковке) и быстро — за 5—15 минут — восстанавливают**» армагамЦеоганвенном) своем виде. Су&шммрямыв продукты . в соответствующей упаковке хра­ нятся в обычных условиях без использования холода. Продукты могут быть упакованы в любую газопаронепроницае­ мую тару (пленки, «текло, тонкая жесть] в любом весовом коли­ честве, что удобно для продажи в магазинах самообслуживания, торговых автоматах. В научно-технической библиотеке ЦПКТБ имеется библиографи­ ческая подборк» «Сублимациоминв установки для сушки рыбопро­ дуктов», состоящая из 28 наименований по материалам отечествен­ ной и иностранной литературы. < - Особый интерес представляет опытно-промышленная установка для сублимационной сушки рыбы и морепродуктов в условиях ваку­ ума, конструкция которой разработана в Калининградском техниче­ ском институте рыбной промышленности и хозяйства. Установка мо- ^_ж е т быть применена в береговых и судовых условиях рыбной про­ мышленности. „ К. ШАТУНОВА, старший» mmmrap» отдел#-научно-технической информации ЦПКТБ. НА СНИМКАХ: (СЛЕВА НА­ ПРАВО): ■Рыба есть!» Начальник ра­ диостанции, коммунист, удар­ ник коммунистического .труда Николай Евгеньевич Федори- щев принял очередную ра­ диограмму. Моторист первого класса ударник коммунистического труда Геннадий Иванович Вол­ ков: аМашина не подведет!» - Спокоен за комсомольцев секретарь комсомольской ор ­ ганизации судна, коммунист Александр Кабанец: все служ­ бы подготовились к лову пол­ ностью. Еще несколько минут, и Неп­ тун (его изображает рыбма­ стер Василий Матюшенко) вый­ дет для встречи с моряками. ИССЛЕДОВАНИЕ РАБОТЫ Рыбопромышленная сек­ ция в Гулле провела на кор­ мовых морозильных трауле­ рах опыты с пелагическими тралами с целью изучения возможности их регулирова­ ния. Опыты показали, что глубина трала под поверхно­ стью воды зависит от длины вытравленных ваеров и их натяжения. Хотя опыты про­ водились в весьма различных приливно-отливных условиях, трал всегда устанавливался на одной и той же глубине при данных длине и натяже­ нии ваера. Было найдено, что вертикальное раскрытие трала зависит только от сум­ марного натяжения ваера и не зависит от глубины. Этот простой результат можно объяснить тем, что натяже­ ние в уздечках и угол, ното- рый они образуют между, концами крыльев, оказывают наибольшее влияние на гео­ метрию раструба трала. Раз­ личные опыты показали, что, за исключением случаев при­ менения очень 1 горотких вае­ ров размах крыльев остается приблизительно постоянным для ряда скоростей. Натяже­ ние ваера имеет существен­ ное значение в регулирова­ нии глубины и раскрытия трала. Показаны глубины футро- па и величины раскрытия трала для ряда значений суммарного натяжения и длины ваера при постоянных условиях буксировки. Если меняется суммарное напря­ жение или длина ваера вслед­ ствие изменения хода двига­ теля или шага винта, то для этих случаев показаны новые глубины и раскрытия, соот­ ветствующие изменившимся условиям. Операция поднятия трала зависит от производительно­ сти лебедки. При подъеме трала напряжений буксиро­ вочного троса передается к лебедке так, что она может остановиться ". под действием этой нагрузки. На большин­ стве крупных кормовых трау­ леров лебедки приспособле­ ны для небольших тралов. Для подъема больших пела­ гических тралов требуется лебедка с большой тяговой способностью. Чтобы обеспечить необхо­ димую мощность лебедки» следует применять меньшую скорость троса. Если скоро­ сти траления таковы, что на­ тяжение ваера увеличивается . выше определенной для ле­ бедки пусковой нагрузки, то лебедка не может быть, ис­ пользована длй варьирования глубины трала. Многие при­ меняемые лебедки не способ­ ны стартовать, если суммар­ ное натяжение ваера превы­ шает 12 т, хотя на ходу они могут иногда преодолеть большие нагрузки. Когда ско­ рость траления становилась больше 3 узлов, то ваер не мог быть взят, если скорость судна до этого была пониже­ на. В период постепенного увеличения глубины трала он снижался в соответствии со снижением натяжения ваера и надежно приходил в контакт с грунтом. В этих условиях сама мощность траления может быть использована для изме­ нения глубины трала. При медленном тралении лебед­ ка может быть использована для изменения положения трала; тогда уровень, на ко­ торый трал может быть под­ нят, зависит, однако, больше от дополнительного натяже­ ния ваера, которое восприни­ мается лебедкой, чем от вы­ званного при этом небольшо­ го снижения . длины ваера. Опыты показывают, что при ра'боте плотно у дна непра­ вильно будет осаживать (зад­ ним ходом) судно при манев­ рировании, так как в момент остановки лебедки натяже­ ние ваера будет ниже 10 тонн. Тогда трал опустится и нельзя будет повернуть судно настолько быстро, что­ бы восстановить натяжение до того, как трал ударится о дно. ; Работа лебедки зависит от положения трала по отно­ шению ко дну. При 27—37 метрах судно должно замед­ ляться возможно быстрее (круто), а лебедка остано­ виться, как только натяже­ ние ваера снизится до необ­ ходимого значения. Затем натяжение ваера должно уве­ личиваться но мере того, как лебедка набирает скорость, и трал после периода медлен­ ного опускания будет равно­ мерно подниматься. На судне с регулируемым шагом вин­ та период медленного опу­ скания может быть весьма коротким, например, менее одной минуты для снижения натяжения ваера с 18 до 11 тонн. Эта операция небез­ опасна, если трал буксирует­ ся с большой скоростью у самого дна. В этом случае лучше всего увеличить ско­ рость, заставляя трал подни­ маться постепенно. Чтобы обеспечить необходимый промежуток, в который трал может опуститься, во время последующего замедленного поворота судна, начальное повышение скорости должно быть таково, чтобы поднять трал самое меньшее на 18 метров. Это потребует допол­ нительной мощности, доста­ точной, чтобы повысить сум­ марное натяжение ваера на 1—2 тонны. Следовательно, при работе плотно на дне и буксировке с большой ско­ ростью очень важно остав­ лять дополнительный резерв мощности для поднятия тра­ ла в воде до подъема его на судно. Одной из важных осо­ бенностей большого пелаги­ ческого трала является опас- ное' снижение, которое может быть допущено" при маневри­ ровании судна. В конце тра-‘ ления при подъеме досок обычно делаются резкие по­ вороты. Следовательно, тра­ ление со скоростью, настоль-, ко высокой, что лебёдка не может сработать, если судно предварительно не замедлит ход, представляет опасность как для судна, так и для трала. Ф. МАРШАК, сотрудник «Экспресс-ин­ формации» .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz