Рыбный Мурман. 1972 г. Август.
П АВЕЛ АБРАМОВ работает в механомошанояа* цехе рея—ног» предприятия Мурманского судоремонтного объединения. Павел ебслуживает, как пряяило, большие станки, где детали в диаметра беле* метра, а вес исчисляется сотками (илограммов. Однако точное» обработки- всегда- п е а н е . Павел Абрамов ударник коммунистического труда* он взял обязательство выпол нить производственный ппан девятой пятилетки за четыре с половиной года, готовится достойно отметить 50-летие образования СССР. В любую минуту каждый ры бак мог видеть подробный ход рейса: сколько добыто рыбы, за какое время она обработана, какая вахта идет впереди. Гласность такого соревнования между вахтами давала многое, рождала у рыбаков стремление рабо тать лучше и лучше; Весь рейс шла впереди и зяда,яап& тон третья вахта. Здесь такие «зубры», как матрос С. й. Телушко, кото рый пшерят 15— 16 рыбин, матрос В. И. Субботин, за шкерочньга ножом которого тоже трудно уследить^ 13 как закономерный результат ро боты этих матросов — фа милии обоих иа судовой До ске почета. Согласно рейсовому зада нию, экипаж должен был до быть 2€8 тоян рыбы. Рыба ки траулера внесли: в эту цифру свои коррективы а за рейс добыли на Ш тонн ры бы в полуфабрикате больше. До выполнения годового плав на осталось дать на народ ный стол еще 200 тонн рыб ной продукции. И коллектив уверен, что с этим он спра вится досрочно. Рыбмастера Василия Ива новича Деревлева знают на судне как опытного, грамот ного специалиста. В этом рейсе часть рыбной продук ции мы сдавали на базу «Маточкин Шар*. И не было такого случая, чтобы рыба наша вызвала какие-нибудь нарекания — продукция по стоянно имела высокую сорт ность. Такую же высокую оценку получила и рыба, до ставленная в порт. Когда у старшего механи ка судна Александра Ивано вича Недыхалова спросила о том. кто, по его мнению, из машинной команды лучший, кто достоин того, чтобы быть Ч ЕГО там говорит* — было беспокойство пе ред отходом у коман дования траулера «Томь*. Да. н как ему те быть: уходи л а в двухмесячный рейс, а накануне его две вахты об новились полностью. оправдались, с* самых пер вых дней копилки были ула- висхые, а вот с разделкой и обработкой рыбы дело шло туго. И особенно это чувст вовалось на первой н второй вахте, где медленно велась рубка голов. Положетае на до было исправлять, ибо е такими рабочими темпами рассчитывать на успех был& делом нереальным. И на пя>- мощь молодым рыбакам сразу пришли опытные, та кие первоклассные матросы, как Николай Петрович Яку- тенок, A. EL Алясимон — один из лучших членоа эки пажа, чья фамилия занесена на судовую Доску почета. И дело наладилось. Молодые рыбаки В. Ба деев, В. Логачев и другие подуталиеь, переняли у опыт* ных методы обработка рыбы, и все пошло на лад. От тра ла до трала вся рыба разде лывалась и перекочевывала с палубы в трюм. В салоне под судовой га зетой «Вымпел» висит у нас выдержка из Директив XXFV съезда КПСС: «Труд — ис точник богатства, и только рост производительности тру да и повышение эффективно сти народного хозяйства уве личат те блага, которые по лучат советские люди». Экипаж сделал это неукос нительной заповедью в своей жизни. С самых первых дней про мысла в салоне был выве шен доходчивый, хорошо оформленный график вы полнения рейсового задания. ТРАУЛЕРА В СВОИХ Так же старательно тру дится и вся команда. Напри мер, & втором механике, ударнике коммунистическо го труда Трапезникове Ф. В. можно сказать, что механика с таким богатым практиче ским опытом и знаниями — поискать. Кроме того, он вы полняет и общественную ра боту: председатель судового комитета: Грамотным специ алистом зарекомендовал се бя и котельный машинист Катин Ю. Н. Есть в коллек тиве механиков и такие, что повысили свое мастерство здесь же на судне. Вот, на пример, В. Лавриков. Рань ше он ходил машинистом второго класса, стал котель ным машинистом. Экипаж траулера «Томь» готовится к дальнейшим рей сам, стремясь достойно спра виться с обязательствами, принятыми в честь 50-летия образования СССР. Г. ТЕРЕВИЛИН, первый помощник капита на РТ-182 «Томь». занесенным на судовую Дос ку почета, — сгармех раз вел руками и сказал: —Вот уж и не знаю!.. У меня все — золото! В словах его была святая правда. Есть у механиков такое право: 40 минут в сутки брать на свои нужды, осмат ривать механизмы, делать им профилактический ре монт. В это время останав ливается машина, судно ло жится в дрейф. Если бы ма шинная команда нашего тра улера пользовалась этим правом, то за весь рейс циф ра этого времени составила бы около 40 часов. Они же взяли всего 5, да и то это уже было в конце рейса, по чти перед самым возвраще нием в порт. За весь двухмесячный рейс не было сорвано ни од ного траления, не было ни минуты простоя из-за неис правности механизмов. Хо рошая техническая подготов ка плюс отличные взаимоот ношения между собой — вот слагаемые слаженной, успеш ной работы машинной коман ды. Большим и заслуженным авторитетом пользуется «у своих» старший механик. Он -может сделать замечание и указать на недостаток мяг ко, может и в довольно рез кой форме, но всегда это за мечание будет абсолютно справедливым. Это и дает ему силу. Он, конечно, зна ющий специалист, делающий свою работу только на «от лично». риод между выборкой и отда чей трала. При работе методом попе ременного лом дополнитель* ных издержек времени из-за уменьшения поверхности про мысловой палубы не отмеча лось. Оба метода равноценны в отношении затрат времени и рабочей силы на отдельные процессы во время работы с тралом. Результаты экспери ментальной проверки пока зывают несомненные преиму щества применения метода попеременного лова для по вышения эффективности про мысловых судов, так как ука занный метод обеспечивает повышение отношения произ водительного времени трале ния к непроизводительным за тратам времени на выборку и отдачу трала, а также на на хождение трала на борту тра улера. При этом общее время тра лений будет увеличено вслед ствие отсутствия потерь вре мени на возможные ремонты трала, на замену тралов и т. д, В результате также обеспечи вается быстрый переход от пелагического лова к донному и наоборот. Благодаря этому увеличивается промысловое Повышение производитель ности тралового рыболовст ва является главной задачей рыбодобывающих предприя тий и верфей, строящих про мысловые суда. Решение ука занной задачи осуществляет ся в настоящее время следую щими способами: увеличени ем, особенно при пелагиче ском промысле, рыболовных тралов, применяя крупно- ячейные дели И более проч ные материалы при сохране нии прежней величины сопро тивления орудия лова; приме нением электрических полей для повышения улова; увели чением силы тяги или мощ ности буксировки промысло вого судна; уменьшением не производительных затрат вре мени на отдачу, выборку тра ла и нахождение его на бор ту траулера благодаря при менению более эффективных палубных механизмов и улуч шению технологии работы на палубе. Преимущество поперемен ного лова (система «дубль») заключается в том, что при его применении основные затраты времени на работу со вторым тралом на палубе пе реносятся на период траления первым тралом. В техничееких время и соответственно вылов рыбы, особенно при лове ры бы донными тралами на пло хих грунтах и при сложных промысловых ситуациях, когда зачастую требуется переход с одной оснастки трала на другую (для донного или пе лагического промысла). Необходимо учитывать и улучшение . техники безопас ности для обслуживающего персонала при работе на про мысловой палубе. Названным преимуществам метода по переменного лова противосто ят практически только на большие дополнительные расходы на некоторые доба вочные палубные механизмы. Указанный метод ведет ташка к облегчению труда палубной команды; благодаря уменьше нию физических затрат по вышается безопасность их работы. Для работы с тралом вполне достаточно может быть трех человек на промысловой палубе и одного оператора лебедок. Это приведет к воз можности дальнейшего сокра щения экипажа на промысло вых судах. В. КУДРЯВЦЕВ, сотрудник «Экспресс-ин формации». журналах Фг! приводится схема расположения палуб ных механизмов, необходи мых для попеременного тра лового лова. При этом на обеих сторонах палубы поме щается ho одному тралу, каж дый из которых полностью го тов к отдаче. Исследования этого способа проводились на западноафри канском шельфе с донным и пелагическим тралами при волнейии моря от 1 до 5 бал лов. При этом с пелагическим тралом проводились работы как по новому, так и по старо му методу (с одним тралом), а с донным тралом работали только методом попеременно го лова. Во время экспери ментов на палубе, смотря по обстоятельствам, работали до четырех матросов и один опе ратор лебедки в центральном посту управления лебедками. Проведенный анализ затрат времени показывает, что, бла годаря разделению промыс ловой палубы и одновремен ному размещению на ней двух готовых к работе тралов, отсутствуют имевшиеся ранее потери времени, обусловлен ные необходимостью работы с тралом и его оснасткой в пе тт ШАГИ ПЯТИЛЕТКИ На окраина молодого литовеие- (О города Электренай взметну лись высоко в небо трубы Литов ской ГРЭС иманн В. И. Ленина. Она снабжает многие промыш ленные предприятия республики, города и сельскую местность де шевой электроэнергией. Сейчас на ГРЭС полным ходом «дет монтаж последнего, восьмо- -о энергоблока, мощностью М гысяч киловатт. По-ударному тру дятся здесь рабочие многих на циональностей страны. Послед у й энергоблок они обязались мести в строй действующих в те кущем году. Это их подарок слав- «ому юбилею — 50-летию образо вания СССР. На снимке: строители станции •дэрники коммунистического тру- |а (слева напраяо| литовец И. М. layaiac, русский Н. М. Корчагин и литовец С. И. Юркяаичус. Фото В. Соболева. (Фотохроника ТАСС).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz