Рыбный Мурман. 1972 г. Август.

П АВЕЛ АБРАМОВ работает в механомошанояа* цехе рея—ног» предприятия Мурманского судоремонтного объединения. Павел ебслуживает, как пряяило, большие станки, где детали в диаметра беле* метра, а вес исчисляется сотками (илограммов. Однако точное» обработки- всегда- п е а н е . Павел Абрамов ударник коммунистического труда* он взял обязательство выпол­ нить производственный ппан девятой пятилетки за четыре с половиной года, готовится достойно отметить 50-летие образования СССР. В любую минуту каждый ры­ бак мог видеть подробный ход рейса: сколько добыто рыбы, за какое время она обработана, какая вахта идет впереди. Гласность такого соревнования между вахтами давала многое, рождала у рыбаков стремление рабо­ тать лучше и лучше; Весь рейс шла впереди и зяда,яап& тон третья вахта. Здесь такие «зубры», как матрос С. й. Телушко, кото­ рый пшерят 15— 16 рыбин, матрос В. И. Субботин, за шкерочньга ножом которого тоже трудно уследить^ 13 как закономерный результат ро­ боты этих матросов — фа­ милии обоих иа судовой До­ ске почета. Согласно рейсовому зада­ нию, экипаж должен был до­ быть 2€8 тоян рыбы. Рыба­ ки траулера внесли: в эту цифру свои коррективы а за рейс добыли на Ш тонн ры­ бы в полуфабрикате больше. До выполнения годового плав­ на осталось дать на народ­ ный стол еще 200 тонн рыб­ ной продукции. И коллектив уверен, что с этим он спра­ вится досрочно. Рыбмастера Василия Ива­ новича Деревлева знают на судне как опытного, грамот­ ного специалиста. В этом рейсе часть рыбной продук­ ции мы сдавали на базу «Маточкин Шар*. И не было такого случая, чтобы рыба наша вызвала какие-нибудь нарекания — продукция по­ стоянно имела высокую сорт­ ность. Такую же высокую оценку получила и рыба, до­ ставленная в порт. Когда у старшего механи­ ка судна Александра Ивано­ вича Недыхалова спросила о том. кто, по его мнению, из машинной команды лучший, кто достоин того, чтобы быть Ч ЕГО там говорит* — было беспокойство пе­ ред отходом у коман­ дования траулера «Томь*. Да. н как ему те быть: уходи­ л а в двухмесячный рейс, а накануне его две вахты об­ новились полностью. оправдались, с* самых пер­ вых дней копилки были ула- висхые, а вот с разделкой и обработкой рыбы дело шло туго. И особенно это чувст­ вовалось на первой н второй вахте, где медленно велась рубка голов. Положетае на­ до было исправлять, ибо е такими рабочими темпами рассчитывать на успех был& делом нереальным. И на пя>- мощь молодым рыбакам сразу пришли опытные, та­ кие первоклассные матросы, как Николай Петрович Яку- тенок, A. EL Алясимон — один из лучших членоа эки­ пажа, чья фамилия занесена на судовую Доску почета. И дело наладилось. Молодые рыбаки В. Ба­ деев, В. Логачев и другие подуталиеь, переняли у опыт* ных методы обработка рыбы, и все пошло на лад. От тра­ ла до трала вся рыба разде­ лывалась и перекочевывала с палубы в трюм. В салоне под судовой га­ зетой «Вымпел» висит у нас выдержка из Директив XXFV съезда КПСС: «Труд — ис­ точник богатства, и только рост производительности тру­ да и повышение эффективно­ сти народного хозяйства уве­ личат те блага, которые по­ лучат советские люди». Экипаж сделал это неукос­ нительной заповедью в своей жизни. С самых первых дней про­ мысла в салоне был выве­ шен доходчивый, хорошо оформленный график вы­ полнения рейсового задания. ТРАУЛЕРА В СВОИХ Так же старательно тру­ дится и вся команда. Напри­ мер, & втором механике, ударнике коммунистическо­ го труда Трапезникове Ф. В. можно сказать, что механика с таким богатым практиче­ ским опытом и знаниями — поискать. Кроме того, он вы­ полняет и общественную ра­ боту: председатель судового комитета: Грамотным специ­ алистом зарекомендовал се­ бя и котельный машинист Катин Ю. Н. Есть в коллек­ тиве механиков и такие, что повысили свое мастерство здесь же на судне. Вот, на­ пример, В. Лавриков. Рань­ ше он ходил машинистом второго класса, стал котель­ ным машинистом. Экипаж траулера «Томь» готовится к дальнейшим рей­ сам, стремясь достойно спра­ виться с обязательствами, принятыми в честь 50-летия образования СССР. Г. ТЕРЕВИЛИН, первый помощник капита­ на РТ-182 «Томь». занесенным на судовую Дос­ ку почета, — сгармех раз­ вел руками и сказал: —Вот уж и не знаю!.. У меня все — золото! В словах его была святая правда. Есть у механиков такое право: 40 минут в сутки брать на свои нужды, осмат­ ривать механизмы, делать им профилактический ре­ монт. В это время останав­ ливается машина, судно ло­ жится в дрейф. Если бы ма­ шинная команда нашего тра­ улера пользовалась этим правом, то за весь рейс циф­ ра этого времени составила бы около 40 часов. Они же взяли всего 5, да и то это уже было в конце рейса, по­ чти перед самым возвраще­ нием в порт. За весь двухмесячный рейс не было сорвано ни од­ ного траления, не было ни минуты простоя из-за неис­ правности механизмов. Хо­ рошая техническая подготов­ ка плюс отличные взаимоот­ ношения между собой — вот слагаемые слаженной, успеш­ ной работы машинной коман­ ды. Большим и заслуженным авторитетом пользуется «у своих» старший механик. Он -может сделать замечание и указать на недостаток мяг­ ко, может и в довольно рез­ кой форме, но всегда это за­ мечание будет абсолютно справедливым. Это и дает ему силу. Он, конечно, зна­ ющий специалист, делающий свою работу только на «от­ лично». риод между выборкой и отда­ чей трала. При работе методом попе­ ременного лом дополнитель* ных издержек времени из-за уменьшения поверхности про­ мысловой палубы не отмеча­ лось. Оба метода равноценны в отношении затрат времени и рабочей силы на отдельные процессы во время работы с тралом. Результаты экспери­ ментальной проверки пока­ зывают несомненные преиму­ щества применения метода попеременного лова для по­ вышения эффективности про­ мысловых судов, так как ука­ занный метод обеспечивает повышение отношения произ­ водительного времени трале­ ния к непроизводительным за­ тратам времени на выборку и отдачу трала, а также на на­ хождение трала на борту тра­ улера. При этом общее время тра­ лений будет увеличено вслед­ ствие отсутствия потерь вре­ мени на возможные ремонты трала, на замену тралов и т. д, В результате также обеспечи­ вается быстрый переход от пелагического лова к донному и наоборот. Благодаря этому увеличивается промысловое Повышение производитель­ ности тралового рыболовст­ ва является главной задачей рыбодобывающих предприя­ тий и верфей, строящих про­ мысловые суда. Решение ука­ занной задачи осуществляет­ ся в настоящее время следую­ щими способами: увеличени­ ем, особенно при пелагиче­ ском промысле, рыболовных тралов, применяя крупно- ячейные дели И более проч­ ные материалы при сохране­ нии прежней величины сопро­ тивления орудия лова; приме­ нением электрических полей для повышения улова; увели­ чением силы тяги или мощ­ ности буксировки промысло­ вого судна; уменьшением не­ производительных затрат вре­ мени на отдачу, выборку тра­ ла и нахождение его на бор­ ту траулера благодаря при­ менению более эффективных палубных механизмов и улуч­ шению технологии работы на палубе. Преимущество поперемен­ ного лова (система «дубль») заключается в том, что при его применении основные затраты времени на работу со вторым тралом на палубе пе­ реносятся на период траления первым тралом. В техничееких время и соответственно вылов рыбы, особенно при лове ры­ бы донными тралами на пло­ хих грунтах и при сложных промысловых ситуациях, когда зачастую требуется переход с одной оснастки трала на другую (для донного или пе­ лагического промысла). Необходимо учитывать и улучшение . техники безопас­ ности для обслуживающего персонала при работе на про­ мысловой палубе. Названным преимуществам метода по­ переменного лова противосто­ ят практически только на­ большие дополнительные расходы на некоторые доба­ вочные палубные механизмы. Указанный метод ведет ташка к облегчению труда палубной команды; благодаря уменьше­ нию физических затрат по­ вышается безопасность их работы. Для работы с тралом вполне достаточно может быть трех человек на промысловой палубе и одного оператора лебедок. Это приведет к воз­ можности дальнейшего сокра­ щения экипажа на промысло­ вых судах. В. КУДРЯВЦЕВ, сотрудник «Экспресс-ин­ формации». журналах Фг! приводится схема расположения палуб­ ных механизмов, необходи­ мых для попеременного тра­ лового лова. При этом на обеих сторонах палубы поме­ щается ho одному тралу, каж­ дый из которых полностью го­ тов к отдаче. Исследования этого способа проводились на западноафри­ канском шельфе с донным и пелагическим тралами при волнейии моря от 1 до 5 бал­ лов. При этом с пелагическим тралом проводились работы как по новому, так и по старо­ му методу (с одним тралом), а с донным тралом работали только методом попеременно­ го лова. Во время экспери­ ментов на палубе, смотря по обстоятельствам, работали до четырех матросов и один опе­ ратор лебедки в центральном посту управления лебедками. Проведенный анализ затрат времени показывает, что, бла­ годаря разделению промыс­ ловой палубы и одновремен­ ному размещению на ней двух готовых к работе тралов, отсутствуют имевшиеся ранее потери времени, обусловлен­ ные необходимостью работы с тралом и его оснасткой в пе­ тт ШАГИ ПЯТИЛЕТКИ На окраина молодого литовеие- (О города Электренай взметну­ лись высоко в небо трубы Литов­ ской ГРЭС иманн В. И. Ленина. Она снабжает многие промыш­ ленные предприятия республики, города и сельскую местность де­ шевой электроэнергией. Сейчас на ГРЭС полным ходом «дет монтаж последнего, восьмо- -о энергоблока, мощностью М гысяч киловатт. По-ударному тру­ дятся здесь рабочие многих на­ циональностей страны. Послед­ у й энергоблок они обязались мести в строй действующих в те­ кущем году. Это их подарок слав- «ому юбилею — 50-летию образо­ вания СССР. На снимке: строители станции •дэрники коммунистического тру- |а (слева напраяо| литовец И. М. layaiac, русский Н. М. Корчагин и литовец С. И. Юркяаичус. Фото В. Соболева. (Фотохроника ТАСС).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz